Научная статья на тему 'Психическая структура мышления в имперсональной теории сознания'

Психическая структура мышления в имперсональной теории сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
532
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сознание / мышление / психика / виртуальное пространство / семантические коды / философия сознания / имперсональная теория сознания / mind / thinking / psyche / virtual space / semantic codes / philosophy of mind / impersonal theory of mind

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергей Рифатович Аблеев

Исследуется психическая структура мышления с точки зрения имперсональной теории сознания С.Р. Аблеева. В данной теории процесс мышления рассматривается как совокупность сложных виртуальные комбинаций и преобразований информационных массивов, происходящих в сфере субъективной психической реальности человека. Таким образом, рациональное мышление представляет собой непрерывное семантическое кодирование и декодирование информационных потоков. Анализируются психические уровни мышления и разновидности семантических кодов сознания. Выдвигается гипотеза о том, что мысль представляет собой устойчивую психоментальную волну и виртуальный семантический резонанс психического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental structure of thinking in impersonal theory of mind

The article is devoted to the research of mental structure of thinking from the point of view of S.R. Ableev impersonal theory of mind. This theory treats the process of thinking as a number of complex virtual combinations and transformations of information arrays which take place in subjective psychic reality of a man. So the rational thinking represents continuous semantic coding and decoding of information flows. The author analyses psychic levels of thinking and diversity of the semantic codes of mind. The hypothesis is set up that a thought is a stable psychomental wave and virtual semantic resonance of psychic space

Текст научной работы на тему «Психическая структура мышления в имперсональной теории сознания»

УДК 1/159.9 ББК 88

ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ В ИМПЕРСОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

СЕРГЕЙ РИФАТОВИЧ АБЛЕЕВ,

начальник кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор философских наук, доцент, Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

E-mail: ASR028@yandex.ru Рецензент: доктор психологических наук, профессор В.Л. Цветков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуется психическая структура мышления с точки зрения имперсональной теории сознания С.Р. Аб-леева. В данной теории процесс мышления рассматривается как совокупность сложных виртуальные комбинаций и преобразований информационных массивов, происходящих в сфере субъективной психической реальности человека. Таким образом, рациональное мышление представляет собой непрерывное семантическое кодирование и декодирование информационных потоков. Анализируются психические уровни мышления и разновидности семантических кодов сознания. Выдвигается гипотеза о том, что мысль представляет собой устойчивую психоментальную волну и виртуальный семантический резонанс психического пространства.

Ключевые слова: сознание, мышление, психика, виртуальное пространство, семантические коды, философия сознания, имперсональная теория сознания.

Annotation. The article is devoted to the research of mental structure of thinking from the point of view of S.R. Ableev impersonal theory of mind. This theory treats the process of thinking as a number of complex virtual combinations and transformations of information arrays which take place in subjective psychic reality of a man. So the rational thinking represents continuous semantic coding and decoding of information flows. The author analyses psychic levels of thinking and diversity of the semantic codes of mind. The hypothesis is set up that a thought is a stable psychomental wave and virtual semantic resonance of psychic space.

Keywords: mind, thinking, psyche, virtual space, semantic codes, philosophy of mind, impersonal theory of mind.

Современные научные представления о процессе мышления, к сожалению, не отличаются достаточной теоретической стройностью, последовательностью и системностью. В специальной литературе можно встретить диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое мышление и как его надо понимать. С точки зрения разрабатываемой нами имперсональной теории сознания мышление является одним из важнейших психических процессов развитого сознания1. В общем случае его можно рассматривать как сложные виртуальные комбинации и преобразования информационных массивов, происходящие в сфере субъективной психической реальности человека2.

Процесс мышления представляет собой непрерывное семантическое (смысловое) кодирование и декодирование информационных потоков. Почему мы говорим о семантическом кодировании? Осознанное мышление невозможно без осмысления, т.е. придания

определенных смыслов тем или иным объектам и событиям реальности. Поэтому разумное мышление, в отличие от других психических процессов, — это процесс не только виртуальный, информационный и психоэнергетический, но и семантический. Создавая субъективное семантическое пространство — пространство высших смыслов собственного и иного бытия (бытия вещей, жизни, разума, природы), человеческое сознание постигает Вселенную и учится ею управлять.

Таким образом, мы полагаем, что мышление осуществляется через психическое оперирование определенными семантическими кодами и виртуальными образами Как правило, оно опирается на альтернативные комбинации из двух тесно сопряженных меж-

1 Аблеев С.Р. Управление сознанием: Теоретические основы психической саморегуляции. М., 2017. С. 192.

2 Аль-Мансур Р. Сознание и Материя: Великий предел. М., 2015. С. 193, 260.

ду собой процессов психики: а) сенсорное восприятие и ментальное моделирование; б) извлечение информации из глубин памяти и ментальное моделирование; в) активность воображения и ментальное моделирование; г) активность трансперсонального сознания и ментальное моделирование.

В таком случае, очевидно, что почти все основные разновидности процесса мышления схематично можно разложить на две взаимосвязанные стадии: поступление определенной информации на поверхность персонального психического пространства и обработка этой информации с помощью последующих ментальных операций.

Каналы поступления информации в сознание человека, по всей видимости, совершенно не ограничиваются сенсорными данными физических органов чувств, как наивно думают сторонники физикализма. В некоторых случаях это могут быть сенсорные данные другого — сверхфизического типа восприятия, транслирующие скрытые информационные потоки имперсональной психической реальности. По такой схеме, например, осуществляются процессы интуитивного познанияили так называемое опережающее отражение, т.е. предчувствия будущих событий и сны пророческого характера.

Обработка поступающей в сознание информации с помощью ментальных операций на самом деле тоже имеет определенные разновидности. Она происходит как бы на разных психических уровнях мышления, которые отличаются друг от друга степенями абстрактности и предметности. Мышление на высших уровнях сознания является предельно абстрактным, сверхсознательным и невербальным. Мышление на низших уровнях является предельно конкретным и вербально оформленным. В теоретических целях условно мы выделяем три главных психических уровня мышления:

♦ высший уровень — мышление на основе виртуальных операций с абстрактными семантическими кодами, без образов, понятий и вербальных (речевых) конструкций;

♦ средний уровень — мышление на основе виртуальных операций с визуальными образами, без понятий и вербальных (речевых) конструкций;

♦ низший уровень — мышление на основе виртуальных операций с предметными или абстрактными понятиями и вербальными (речевыми) конструкциями.

Следует заметить, что обозначенные выше уровни мышления представляют собой некоторое теоре-

тическое упрощение реально более сложной психической стратификации ментальных процессов3. Иными словами, в действительности мышление, как правило, осуществляется комбинированным образом на пограничных психических уровнях. В таком случае происходит частичное наложение, например, среднего и низшего уровней мышления или высшего и среднего уровней мышления. В первом случае визуальные образы (мыслеформы) могут сопровождаться понятийными конструкциями, а во втором — предельно абстрактное мышление без форм и понятий может дополняться визуальными образами.

Есть основания полагать, что любое мышление представляет собой психический процесс оперирования сложными или простыми семантическими кодами. Это касается не только высшего уровня, но и двух других. Однако, семантические коды, по всей видимости, могут существовать в сознании в различных видах. В первом случае (высший уровень) — это абстрактные коды, во втором случае (средний уровень) — это коды в виде визуальных образов и ментальных картин. В третьем случае (низший уровень) — это коды в виде понятий и вербальных конструкций.

Самые доступные и наглядные человеку семантические коды — это простые предметные понятия (камень, дерево, собака, река и др.). На этом уровне мышление отражает только внешние природные или социальные процессы. Оно скользит по поверхности и не способно проникать в их сущность, открывать глубинные причины и скрытые закономерности. Например, такому типу мышления не доступно постижение структуры материи на квантовом уровне или космологических закономерностей развития Вселенной. Все это предполагает переход от простой наглядности к высокой абстракции.

Абстрактные семантические коды высшего порядка представить наглядно человеку практически невозможно. Они представляют собой нечто вроде лишенных какой-либо формы информационных структур трансцендентного характера. На этом уровне человеческое мышление уже работает в другом психическом регистре, т.е. оно является сверхсознательным, так как далеко выходит за границы простой рациональности и рефлексии персонального сознания. Используя терминологию психоанализа, этот регистр

3 Аблеев С.Р. Психическая стратификация сознания: импер-сональный подход // Философские исследования и современность. Вып. 4. М., 2015. С. 6—26.

можно назвать высшим уровнем бессознательного. Мышление такого типа происходит в психической зоне плотного интуитивного тумана, который существует над понятийными ландшафтами человеческого языка, над линиями логических операций и над любыми рациональными формами.

Таким образом, освоенное человечеством понятийное мышление — это вовсе не единственная и далеко не самая высшая форма мышления. А человеческий язык представляет собой только вторичное семантическое пространство, которое условно, частично и противоречиво отражает сложные психические процессы субъективной психической реальности и объективного физического мира.

Мышление как таковое создает и оформляет внутреннее психическое пространство осмысленного опыта человека или другого разумного существа. Мышление конструирует и трансформирует субъективную реальность сознания. Главным орудием созидания и разрушения этой реальности является мысль. В нашей теории мысль рассматривается не просто как условный идеальный объект. Мысль представляет собой определенную психоментальную волну, устойчивое колебание тонкого континуума Природы, виртуальный семантический резонанс психического пространства.

Крайне важно признать, что мысли имеют три основных аспекта: информационный; энергетический; семантический (смысловой). Это означает, что психоментальная волна переносит информацию, имеет определенный энергетический потенциал и содержит закодированный смысл, который раскрывается со-знанием4. Информационный ресурс, энергетический потенциал и семантический код мысли являются физическими и психическими основаниями инструментов управления сознанием.

Существует распространенное убеждение в том, что мысли действуют только в идеальном мире или психическом пространстве. Это убеждение является ошибочным. Во-первых, как было отмечено выше, мысли содержат явный психоэнергетический потен-циал5. Он малоизучен и малопонятен ортодоксальной науке. Но он существует и хорошо известен мастерам духовных практик. Во-вторых, психическая и физическая реальности на квантовом уровне тесно связаны между собой6. Поэтому мышление как квантовый процесс отражается как на психических, так и на физических объектах. Вот почему возможны

такие феномены, как влияние психики матери на физическое состояние плода (медицинский факт) и возникновение стигматов у крайне экзальтированных индивидов в результате интенсивных религиозных переживаний (медицинский факт). На самом деле подобных явлений влияния психики на физические процессы известно немало.

Трем психическим уровням мышления соответствуют три основных типа ментальных волн (мыслей): абстрактные мысли; визуально оформленные мысли; понятийно (вербально) оформленные мысли. Абстрактные мысли могут быть двух видов — осознаваемые сознанием и неосознаваемые сознанием. Мышление выдающегося философа, физика или математика при решении сложной проблемы происходит на предельно абстрактном уровне у границы интуитивного тумана. Рациональное решение возникает только тогда, когда абстрактные неосознанные мысли становятся абстрактными осознаваемыми мыслями, затем визуально оформленными мыслями и далее рационально структурированными мыслями, выраженными в знаках, формулах и понятиях.

Абстрактный (высший) уровень мышления имеет огромное значение в познании мира и собственной духовной природы. Визуальное мышление и понятийное мышление играют ведущую роль в практике управления психическими и психофизическими процессами. Здесь мы оперируем семантическими кодами в виде образа (мыслеформа) и семантическими кодами в виде понятия (мыслеслово). Визуальный образ и осмысленное понятие одинаково мощно воздействуют на сознание. Но психические механизмы их воздействия отличаются.

Всякое мышление является последовательным процессом порождения определенных содержаний сознания. Можно сказать иначе: мышление является ментальным потоком, который образуют движения различных мыслеформ абстрактного, визуального и понятийного характера. Это означает, что процесс мышления не просто существует, а всегда на что-то направлен, к чему-то стремится или сфокусирован на определенном объекте. Такая направленность или устремленность мышления в специальной литера-

4 Дубров А.П. Когнитивная психофизика. М., 2006.

5 Бобров А.В. Полевая концепция механизма сознания // Сознание и физическая реальность. Т. 4. 1999. № 3.

6 Аблеев С.Р. Онтологические основы философии сознания в контексте концепции универсального монизма // Философские исследования и современность. Вып. 2. М., 2013. С. 6—20.

туре традиционно называется интенцией (ментальной интенцией).

В прикладных целях важно понять, что существуют принципиально разные интенции мышления. Мы выделяем четыре основных ментальных интенции: предметное мышление, направленное на внешние (объективные) объекты; предметное мышление, направленное на внутренние (субъективные) объекты; непредметное или абстрактное мышление, направленное на отвлеченные идеи и смыслы; ментальное восприятие Пустоты — мышление, направленное на пустое сознание без мыслеформ или чистый ментальный континуум.

Средний индивид склонен к предметному мышлению, преимущественно направленному на внешние объекты. Время от времени оно дополняется ментальными интенциями на внутренних объектах — ощущениях, чувствах, желаниях. Однако, полноценно сконцентрировать внимание на внутренних объектах или процессах не так просто как кажется на первый взгляд. Способность чувствовать биение собственного сердца, пульсации крови в артериях или токи внутренней энергии по нервным каналам открывает огромные возможности по управлению собственными психофизическими процессами7.

Особой разновидностью мышления, направленного на внутренние (субъективные) процессы, является восприятие ментальных потоков (мыслей). Здесь можно выделить два уровня сложности. Первый уровень — это восприятие собственных мыслей (простая ментальная рефлексия). Опыт показывает, что многим людям даже такой относительно несложный уровень субъективного восприятия дается с большим трудом. Оказывается, что без специальной подготовки человеку не так просто наблюдать за собственными мыслями.

Второй уровень — это уже не просто восприятие и наблюдение, но сознательное управление собственными мыслями. Такой человек способен целенаправленно начать свое мышление в нужном направлении или остановить его в определенный момент. Про такого человека окружающие говорят, что он умеет сконцентрироваться на проблеме. Очевидно, что подобной способностью обладает далеко не каждый индивид. Знакомая многим ситуация: надо решать сложную проблему, а мысли разбегаются во все стороны.

Для человека, овладевшего способностью сознательного управления собственными мыслями, не существует и другой весьма распространенной проблемы — так называемых навязчивых мыслей. Он может просто остановить или выключить ненужный ментальный поток, который по замкнутому кругу воспроизводит лишнюю активность сознания.

Третья разновидность рассматриваемых ментальных интенций есть непредметное или абстрактное мышление, направленное на отвлеченные идеи и смыслы. Такой способностью обладают люди, профессионально или регулярно занимающиеся сложной интеллектуальной или творческой деятельностью. Например, философы, ученые, некоторые литераторы и композиторы, духовные мыслители и духовные практики.

Четвертая разновидность ментальных интенций — это мышление, направленное в глубины пустого сознания без каких-либо мыслеформ и психических флуктуаций. Иными словами, это есть ментальная интенция на космическую пустоту, чистый ментальный континуум, духовную реальность или трансцендентное пространство. Освоение ментальной интенции на чистом сознании или пустоте, как оказывается, имеет важное прикладное значение. Многие древние и современные практические психотехники управления сознанием предполагают развитую способность остановки беспорядочной психической активности. Эту способность можно рассматривать как своеобразную виртуальную кнопку отключения компьютера собственного сознания. Вероятно, нет особой необходимости пояснять какое значение имеет обладание такой «кнопкой» для преодоления постоянно преследующих нас психических перегрузок (стрессов) сознания.

Таким образом, любой человек как мыслящее существо в процессе своей умственной деятельности, в конечном счете, сталкивается лишь с тремя фундаментальными психическими проблемами: как включить эффективное мышление, как дисциплинировать ментальную активность, и как выключить беспорядочное мышление. Многие экзистенциальные достижения или неудачи человека в определенном смысле являются прямыми следствиями успешного решения или неспособности решения этих проблем.

7 Лабзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.