А.В. ТОНКОНОГОВ профессор РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»
Псевдогосударства как акторы современной глокализации
Мировой социум в современных геостратегических (геополитических, геоэкономических, геовоенных; геодуховных - геоинформационно-психологических, геонаучно-образовательных, геокультурных, геоэтноконфессиональ-ных, геоидеологических) условиях развивается не как единое сообщество Землян, проживающих в своих странах (суверенных государствах), но на одной Планете, не защищённой ни от Космических, ни от иных Вселенских угроз, которые могут привести к гибели всего живого, а как антагонистическое социообразование конкурирующих между собою разумных существ, стремящихся к постоянному уничтожению друг друга в связи с ограниченностью природных ресурсов, которые требуются для физического выживания и дальнейшей исторической эволюции.
Данная ситуация развивается последние два века со всё возрастающей и очевидной жестокостью. При этом явным циничным прикрытием конкуренции во всех сферах общественных отношений выступает пропаганда приоритета человеческих ценностей и права наций на самоопределение, которое фактически приводит малые народы и государства из-за их неспособности к эффективной военной, социально-экономический, правоохранительной и иной защите своих интересов к явному и (или) скрытому закабалению их более развитыми и сильными странами и обществами. В современном Мире мы можем наблюдать (как и в некоторые периоды развития человеческой цивилизации) феномен формирования и существования государств, являющихся по своей со-
* Тонконогов Александр Викторович, e-mail: [email protected]
циально-политической, финансово-экономической, а в некоторых случаях и духовной сути псевдогосударствами.
Государство в общепринятом смысле - это политическая форма организации общества во главе с правительством и другими органами (исполнительными, законодательными, судебными)1, которые легитимно реализуют властные полномочия, обеспечивая охрану социального порядка на определённой территории. Данная дефиниция требует, по мнению автора, существенного уточнения в части самостоятельности государственных органов и в целом суверенности всего государства, так как в противном случае говорить следует об ином социально-политическом феномене. Таким образом, можно сделать вывод.
Государство - это законно утверждённая на определённой территории политическая форма организации общества, делегирующего властные полномочия во всех сферах социальных отношений правительству и другим органам исполнительной, законодательной, судебной власти, контролирующим друг друга, независимым от правительства и государственных органов других стран, финансовых и иных формальных и неформальных организаций, юридических и физических лиц.
Если же данные требования не соблюдаются, то вести речь о феномене государства, имеющего реальную внутриполитическую и внешнеполитическую самостоятельность, нельзя. В случае полной или частичной утраты независимости во внутренней и (или) внешней политике государство деградирует до уровня псевдогосударства.
Псевдогосударство - это национальное и (или) транснациональное социально-политическое и (или) экономико-финансовое социальное образование, имеющее официальный статус суверенного государства, обладающее собственной территорией, осуществляющее властные полномочия через легитимные законодательные, исполнительные и судебные (или заменяющие их) органы, но реально не имеющее возможности из-за финансово-политической и (или) военной, духовной (информационной, культурной, научно-образовательной, идеологичес-
1 См.: Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М., 1993, с. 98.
кой, религиозной) зависимости проводить самостоятельную внутреннюю (включая назначение высших должностных лиц) и внешнюю (в том числе в ущерб национальным интересам) политику как в тактической, так и в стратегической перспективе.
Псевдогосударства, находясь в прямой (чаще всего латентной) экономико-политической зависимости от других стран, финансовых и иных формальных и неформальных организаций, позволяют последним проводить свою гегемонистскую политику в отдельных регионах Мира или в глобальном масштабе. При этом цинично используется потенциал международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций, в которой также представлены и псевдогосударства, поддерживающие как вассалы по указанию стран-диктаторов, прикрывающихся демократической риторикой, выгодные для наций-гегемонов решения.
Кроме того, следует также особо указать на то, что в данном процессе принимают активное участие средства массовой информации, особенно активно действующие в социумах псевдогосударств, формируя в них нужное странам-диктаторам общественное мнение. В этом смысле наиболее влиятельны США, так как их транснациональные корпорации владеют большинством организаций, техникой и технологиями современного медиапространст-ва нашей Планеты. И это настолько очевидно, что североамериканские политики давно уже делают красноречивые и откровенные заявления по данному факту. Например, проводившая с маниакальной последовательностью и настойчивостью хищническую варварскую политику «бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт ... цинично назвала глобальную американскую телекомпанию CNN шестнадцатым членом Совбеза ООН»1.
Действительно, мы можем постоянно наблюдать (в последние годы всё больше и масштабнее), как по-разному интерпретируются события в Мире в угоду геостратегическим интересам стран Запада, что вызывает обоснованную озабоченность других реально суверенных Государств. Именно поэтому «в ШОС озаботились охраной
1 Угланов А. В ШОС озаботились охраной мозгов от англосаксов // Аргументы недели, 2015, № 28(469), 30 июля-5 августа, с. 1.
мозгов от англосаксов ... В Москве прошёл форум руководителей ведущих СМИ стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества ... Генеральный директор телекомпании «Россия сегодня» Алексей Николов задался вопросом отсутствия баланса и разной стоимости человеческой жизни в западных СМИ. Когда в Испании погибли десятки человек при крушении поезда, об этом писали и это показывали все газеты и телеканалы. Когда в Ираке гибнут от взрыва сотни людей, это не интересует никого»1. Подобная практика является ничем иным, как прямой информационно-психологической агрессией в контексте реализации западными странами концепции войны сознаний, а в её рамках войны информационно-психологической и информационно-технической . В результате проведения сШа с их вассалами геополитических, геоэкономических, геодуховных - геоинформационных, геокультурных, геонаучно-образовательных, геоэтноконфессиональных - операций суверенные государства теряют свою независимость посредством деятельности марионеточных правительств, финансово-экономической и духовной элиты, подконтрольных внешним акторам мирового сообщества.
Подобным образом странами - геостратегическими гегемонами формируются псевдогосударства, т.е. через установление подконтрольных им режимов, включая тоталитарные, при этом часто используется национально-патриотическая модель «возрождения» национальных традиций в системе социального управления. Для этого извлекаются из геополитического небытия потомки почивших и отрёкшихся от престола и власти монархов и политических деятелей, которые готовы ради «трона» -марионеточного правления в виде царя, премьер-министра или президента - идти на любое предательство национальных интересов своих стран. В России, по мнению некоторых исследователей, сейчас пытаются реализовать операцию «наследник» Российского Императорского престола, т.е. реанимировать правление Романо-
1 Угланов А. В ШОС озаботились охраной мозгов от англосаксов // Аргументы недели, 2015, № 28(469), 30 июля-5 августа, с. 1.
2 См.: Белова О.Н., Тонконогов А.В. Телевизионное информационное вещание как фактор обеспечения национальной безопасности современной России. М., 2015.
вых в лице Марии Романовой и Георгия Гогенцоллерна, чьи родственники, жившие на Западе после 1917 г., активно боролись против Советской России, не гнушаясь
1
сотрудничеством даже с нацистами .
Цель этой геополитической операции - ослабить нашу страну как реального геостратегического конкурента и не позволить России заявить свои требования (в связи с уже истекшими по договорам - правами США) о возвращении Аляски и золота, предоставленного Александром II Аврааму Линкольну (возможно убитых именно из-за этого агентами мирового олигархата) для создания Российско-американского траста и впоследствии Мировой финансовой системы, вместо которых появилась Федеральная резервная система США (ФРС)2. «Таким образом, согласно вкладам, доля ФРС в 88,8% до сих пор принадлежит России, а остальные 11,2% - в основном китайским бенефициарам» . В данной геофинансовой ситуации у стран Запада под давлением США возникает необходимость признания России, её лидеров и конституционного строя, если не прямо - не легитимными, так, по крайней мере, авторитарными и даже тоталитарными. Для этого используется весь потенциал СМИ западных стран и их вассалов в лице псевдогосударств - Восточной Европы, Африки, Азии, Центральной и Южной Америки.
Постоянное и всё возрастающее использование псевдогосударств в существующем геостратегическом противоборстве обусловливается тем, что глобализация международных отношений напрямую зависит от локальных социальных процессов в отдельных регионах и странах. Поэтому в современном научном и политическом дискурсе оправданно применяется термин «глокализация».
Различные исследователи предлагают своё видение данного феномена. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, выступая на XVII Всемирном Русском Народном Соборе, предложил следующее определение глокализации, подчеркнув, что его предпочитают использовать «только компетентные эксперты»: «глокализация» ... есть соединение в проис-
1 См.: Чуйков А. Антироссийская многоходовка хозяев ФРС // Аргументы недели, 2015, № 29(470), 6 августа, с. 9.
2 См. там же, с. 8.
3 Там же.
ходящем глобального и локального измерения ... глобальное измерение носит очевидный характер . локальное приходится детально осмысливать»1. Автор полагает, что можно сделать следующий вывод.
Глокализация - это процесс формирования в мировом социуме феномена тотального открытого (легитимного - через международные политические и финансово-политические институты) и (или) латентного (неофициального - посредством деятельности неформальных национальных, транснациональных, клановых социально-политических и финансово-экономических сообществ) влияния одних государств и социумов на другие в периоды перехода к новому экономическому укладу на очередном этапе цивилизационной эволюции значительной части мирового человеческого сообщества.
Акторами, т.е. непосредственными участниками, оказывающими на социальные процессы реальное воздействие или являющимися частью общественных механизмов их развития, в контексте глокализации выступают псевдогосударства. Псевдогосударства имитируют полноценную социальную жизнь, сохраняя внешние атрибуты без их национально ориентированного содержания, что приводит к общественной апатии. Поэтому псевдогосударства всегда характеризуются развитием феномена политической стагнации, которая часто воспринимается как политическая стабильность и фактически подменяет её, создавая в общественном сознании иллюзию нормальных социальных, в том числе демократических процессов.
Политическая стагнация - социальный процесс управления в отдельной стране или регионе Мира, характеризующийся прекращением реальной управленческой деятельности государственных акторов политических отношений, направленной на достижение реальных целей и решение объективно существующих задач.
Однако подобная ситуация не может продолжаться долго, так как она, если и будет восприниматься обществом как политическая стабильность, то очень непродол-
1 Зорькин В.Д. Судьбу своей страны можно воспринимать по-разному / Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее Российского народа. Материалы XVII Всемирного Русского Народного Собора. М., 2014, с. 31.
жительный период, потому что даже не искушённым в социальном управлении людям очевидны все деструкции стагнации, приводящие к длительному застою и эскалации аномалий во всех сферах социальных отношений. И, напротив, большинству всегда было и будет очевидно, что из себя представляет политическая стабильность как форма поступательного, эволюционного, созидающего развития общества и государства.
Политическая стабильность - процесс социального управления, который характеризуется равноправным участием всех заинтересованных акторов политических отношений в достижении социально значимых реальных целей, решении единых объективно существующих задач в сфере экономического, духовного, военного и иного развития общества и государства.
Отсутствие реальной политической и, как следствие, экономической и социально-культурной стабильности неизбежно ведёт социум сначала к психологической революции (революции в психике, в сознании людей), а затем и к революции политической, которая невозможна без изменения - деформации (деструктивного изменения) или реформации (конструктивного изменения) сознания, хотя бы пассионарной части общества, составляющей в любом социуме не более четверти граждан, но обладающей психологической активностью, способной перерасти в общий социальный протест.
Революционное, т. е. коренное и резкое изменение психики людей (общественного в целом или группового и массового сознания) может привести к таким социальным последствиям, которые способны деформировать всю существующую конфигурацию политических, экономических и духовных основ общества в достаточно короткий исторический период. Таким образом, существование феномена психологической революции, которая часто явно никак или в незначительной степени проявляется в поведении людей и предшествует революции политической, финансово-экономической, а также религиозной и культурной, достаточно очевидно.
Психологическая революция - радикальное коренное изменение восприятия личностью, отдельными группами населения, иногда обществом в целом социальной действительности часто вне зависимости от объективно
существующих макропоказателей экономического, политического, культурного и иного развития государства и социума.
Геоконкуренты могут спровоцировать психологическую революцию посредством геополитической, геоэкономической, геодуховной (масскультурной, информационно-психологической, научно-образовательной, религиозной) провокации, которая является обычно начальным - первым этапом и составной частью геостратегической операции, направленной на достижение влияния в отдельной стране, регионе или глобальном масштабе. После организации психологической революции, которая может развиваться практически латентно, коренные изменения в психике влекут изменения в политике и экономике, что влечёт за собой и требует эскалации социально-политического конфликта, особенно в ситуации, когда применение мягкой силы - гибкой власти не приносит быстрого и ожидаемого результата. Вместе с тем, следует указать на тот факт, что в современных геополитических условиях всё чаще применяется именно метод гибкой власти - мягкой силы, предполагающий латентное влияние на акторов международных отношений в процессе достижения геостратегических целей странами-гегемонами.
Мягкая сила (гибкая власть) - социально-политический метод, характеризующийся способностью акторов (активных субъектов) международных отношений влиять на геоконкурентов (через контроль над политической, финансово-экономической и в некоторых случаях даже духовной элитой) посредством непрямого, ненасильственного манипулятивного воздействия с целью использования их геостратегических потенциалов.
Применение мягкой силы - гибкой власти ведёт к увеличению количества псевдогосударств, а уже в них процессы не могут развиваться в исключительно мирном контексте. Проще всего в таких политических образованиях реализуются проекты запрограммированной анархии, что предполагает эскалацию насилия и начало гражданской войны, как это, например, произошло на Украине после свержения недальновидного политика В. Януковича, пытавшегося заигрывать с лидерами западных стран в ущерб дружеским отношениям с Россией. Украина сегодня - явный и яркий пример окончательно
созданного и, видимо, на долгие годы псевдогосударства (как и мечтал когда-то А. Гитлер), которое будет между Россией и Европой буферной зоной, обслуживающей чужие геоэкономические и геополитические интересы в ущерб своей собственной безопасности и другим жизненно важным интересам.
На протяжении десяти последних лет ХХ в. на Украине при откровенном и преступном попустительстве нашей страны развивалась психологическая революция, перешедшая в итоге в фазу открытого и теперь уже братоубийственного конфликта, который начался с якобы стихийного бунта масс - политической революции (майдана) и перерос в полномасштабную гражданскую войну на Юго-востоке Украины.
Печальный социально-политический опыт современной Украины ещё раз обстоятельно доказывает, что в качестве одного из основных способов перевода психологической революции в фазу политического конфликта (политической революции), когда не очень действенна мягкая сила (гибкая власть), в геостратегическом соперничестве часто используется управляемый хаос, который (ввиду во многих случаях достаточно слабой реальной управляемости со стороны его инициаторов) лучше называть запрограммированной анархией .
Анархия в общепринятом смысле понимается как безначалие и безвластие, неподвластность, т.е. состояние
2
неограниченного законом произвола , часто переходящего в прямое неподчинение властям и насилие. И. Кант справедливо определял анархию как закон и свободу без власти3. Запрограммированная анархия имеет ряд существенных отличительных специфических черт, которые позволяют определять её не как спонтанно формирующееся явление, а, напротив, искусственно и намеренно создаваемое.
Запрограммированная анархия - искусственно создаваемый беспорядок в социальной жизни отдельной
1 Данная социально-гуманитарная научная категория предложена младшим научным сотрудником НОО «Институт духовной безопасности» Галаевой Маргаритой Германовной.
2 См.: Плутарх. Соч. / Сост. С. Аверинцева М., 1983, с. 250, 554.
3 См.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Собр. соч. в 8 т. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. М, 1994, т. 7, с. 373.
страны или региона Мира явными и (или) латентными внутренними и (или) внешними акторами политических, экономических, духовных (религиозных, культурных, информационных, научно-образовательных) отношений, направленный на внешне стихийную дезорганизацию общественной жизни с целью использования материальных и духовных потенциалов социумов разных государств геоконкурентами, включая транснациональные нелегитимные организации, посредством изменения мировой геостратегической конфигурации.
Важным фактором данного деструктивного процесса также могут быть миграционные войны (расовые, этнокультурные, этно-этикоконфессиональные, эт-нополитические, этноэкономические), которые представляют собой экономико-политические, этнические, конфессиональные и (или) этнокультурные конфликты между коренным населением и переселенцами, сопровождающиеся открытым насилием и применением любых доступных средств и методов противостояния со стороны всех участников социального противоборства.
Провоцирование миграционных войн посредством пропаганды идей толерантного отношения к беженцам (представителям других наций, культур и стран) является одним из существенных способов контроля над геостратегической ситуацией в Европе со стороны США, так как даже сообща страны Европейского Союза не могут адекватно и своевременно отвечать на протесты некоренных жителей (в основном безработных и не желающих ассимилироваться в стране своего вынужденного пребывания).
Применение же силы со стороны власти приводит к ответному насилию (согласно третьему закону И. Ньютона - действию всегда есть равное и противоположное противодействие ), как это было, например, во Франции в 2005 г. (уличные беспорядки в районах проживания мигрантов, когда пострадали полицейские и мирные граждане и их имущество); 22 мая 2013 г. в Великобритании, где псевдоисламские радикалы, родившиеся в Лондоне в христианских семьях нигерийского происхождения, публично убили на улице британского военнослужащего Ли Ригби в районе Вулидж Южного Лондона. Поэтому всё большее количество и всё чаще «евро-
пейцы предлагают негуманные меры по борьбе с наплывом мигрантов и беженцев»1.
Кроме того, как эффективный способ дестабилизации социальной обстановки в контексте реализации концепции запрограммированной анархии миграционные войны могут в их разновидности (особенно расовые, этнокультурные и этноэкономические) провоцироваться США и внутри своей страны, в частности, в Штатах, которые пытаются заявить о своей большей самостоятельности от Федерального правительства.
Дискредитация по расовому признаку при приёме на работу, демонстративные убийства, когда полицейские явно злоупотребляют своим правом на применение оружия, особенно если дело касается чернокожих2, - яркое тому подтверждение. В том случае, если террор, который последует после эскалации миграционной войны, не даст должного эффекта (обеспечения тотального контроля над североамериканским обществом), США для отвлечения общественного внимания и запугивания, не одурманенного пропагандой СМИ североамериканского населения и мирового сообщества, в целях сохранения своей гегемонии будут организовывать новые геополитические проекты подобные Аль-Каиде, Талибан и так называемому Исламскому Государству.
В геоэкономическом аспекте США могут использовать запрограммированную анархию для усиления пошатнувшегося влияния на мировую финансово-промышленную систему. Для этого, вероятнее всего, западными транснациональными корпорациями, подконтрольными в первую очередь Соединённым Штатам Америки, за доллары-бумажки (как общеизвестно с 70-х гг.не обеспеченные золотом) будут и дальше скупаться активы предприятий, драгоценные металлы и камни по всему Миру. Скорее всего, в какой-то момент продажа реальных активов, валюты и имущества за доллары будет оценена большинством участников геоэкономических процессов не только не очень выгодной, но просто бессмысленной. В этой ситуации США будут вынуждены либо спровоциро-
1 Алешина М. Затопить «евротуннель» // Российская газета: неделя, 2015, № 179(6750), 13 августа, с. 16.
2 См.: В США полицейский расстрелял в спину безоружного негра // ntv.ru / 08.04.2015 г.
вать новый масштабный военный конфликт, который может перерасти в Третью Мировую войну, или, угрожая своей военной мощью всем странам-кредиторам, объявить себя банкротом и, таким образом, спишут с себя государственный долг, который к тому моменту приблизится, наверное, к отметке 40-50 трлн. долл.
Более того, в том случае, если западные транснациональные банки смогут одновременно провести несколько финансовых махинаций, в том числе и в России, где, как и в большинстве стран Мира, Центральный банк осуществляет функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления1 и, по сути, подчиняется представителям так называемых международных финансовых структур, а не своему Правительству, включая Председателя Правительства и Министра финансов Российской Федерации, то долг США перед их банкротством может вырасти до 70-80 трлн. долл. Это обусловлено тем, что ВВП всех стран Мира последние пять лет - около 70-90 трлн. долл. США. Например, в 2011 г. «Мировой ВВП по ППС2 составил 90 647 млрд. долл. США против 70 294 млрд. долл. США на основе обменных курсов»3. Следовательно, финансово-экономический пузырь США на рубеже, приближающем их государственный долг к уровню всего мирового производства, должен прекратить своё существование. Данная геоэкономическая мошенническая операция окажет разрушающее воздействие на большинство развивающихся, стагнирующих и деградирующих стран, а также окончательно закрепит вассальное положение стран западной Европы по отношению к США, которые с большой долей вероятности своими действиями ввергнут мировое сообщество в термоядерный конфликт. Именно его
1 См.: Федеральный закон Российской Федерации «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // www.consultant.ru
2 ППС - паритет покупательной способности. В 2011 г. мировой ППС уточнён на основе анализа экономики 199 стран Мира. См.: Опубликованы сводные результаты Программы международных сопоставлений 2011 г. о реальном размере мировой экономики. Вашингтон, 2014, 29 апреля // www.worldbank.org / 2014.04.29
3 Там же.
последствия позволят западным странам реализовать концепцию золотого миллиарда жителей планеты Земля.
После того, как Соединённые Штаты Америки официально станут банкротом, возможно, будет образована новая Конфедерация, объединяющая две Федерации -относительно самостоятельные, но разные по основам социально-экономической, политической, этноконфес-сиональной жизни,внутренней политики в области реализации прав цветным населением, отношения к однополым бракам, толерантности к псевдоискусству (в виде порнографии), псевдорелигии (в виде сект), государственному насилию (в виде применения военной силы против своего же мирного населения) и т.д.
Первая Федерация объединит Мексиканские Соединённые Штаты и Южные штаты современных США; вторая Федерация - Северные штаты современных США и Канаду. Таким образом, новая Североамериканская Конфедерация приобретёт дешёвые трудовые ресурсы Мексики, сохранит структурный финансовый и промышленный потенциал США, а также использует ресурсы и квалифицированную рабочую силу Канады.
Внутри такой, тогда уже действительно полностью Североамериканской Конфедерации явными псевдогосударствами станут Мексика и Канада, что усилит позиции транснационального олигархата, подконтрольного элите США. В то же время сообщества олигархата Старой Европы и Новой Азии попытаются минимизировать свои геополитические и геоэкономические потери за счёт Новой Восточной Европы, в основном стран -бывших участниц Советского блока и всех без исключения регионов Африки.
Особое место в этой геостратегической конфигурации занимает Россия. Нам отведена роль ресурсного донора для экономик западных стран. Поэтому через ориентированную на Запад финансово-политическую элиту продолжится внедрение в систему государственного управления разрушающих социальный механизм России средств и методов, которые нарастают с ужасающей прогрессией в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства.
Цель данного процесса - превратить Российскую Федерацию не в суверенное псевдогосударство, отказав-
шееся от своих национальных интересов и просто удовлетворяющее потребности других стран, с искусственно ограниченным до нескольких миллионов человек населением, как это прогнозировал бывший заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Кох в 90-е гг., укрывающийся в настоящее время от отечественного правосудия в Израиле1.
К сожалению, приходится констатировать, что деструкции в системе государственного управления России достаточно очевидны , в том числе ввиду того, что в институты власти уже приходят лица, получившие образование в странах Запада, где обучение социально-гуманитарным дисциплинам основано на откровенном извращении и забвении истинной Истории, в том числе ХХ в. и особенно Второй Мировой Войны. Таким образом, в государственных органах создаётся реальная база для подмены национальной элиты элитой, ориентированной на поддержание в обществе космополитизма даже в ущерб интересам России.
Геостратегическая ситуация в Мире такова, что наша страна в очередной раз стала полем геополитического, геоэкономического и геодуховного противоборства. Россия никогда не устроит Запад и стремительно развивающиеся страны Азии как равный партнёр. Нам явно проецируют будущее несамостоятельного актора международных отношений, которого невозможно уничтожить и от которого многое зависит в условиях глокализации, т.е. в условиях усиления роли стран и регионов и одновременно их зависимости от глобальных процессов во всём мировом сообществе, но которого можно полностью или хотя бы в значительной степени контролировать, превратив в псевдогосударство как современные (и в их исторической ретроспективе) страны Балтии и Украину.
Однако нашим западным «партнёрам», как их принято официально называть, и их союзникам следует помнить (перефразируя название книги бывшего президента
1 См.: Кох А. Не могу вернуться в Россию, меня возьмут в аэропорту // Собеседник, 2015, № 30(1569), с. 1.
2 См.: Тонконогов А.В. Антисистемные тенденции в системе государственного управления современной России // Образование. Наука. Научные кадры, 2013, № 3.
Украины Л. Кучмы «Украина - не Россия» ), что Россия -не Украина и не Балтийские страны. Поэтому роль псевдогосударства Российское общество (по крайней мере, его думающая, пассионарная социально активная часть) никогда не примет, не примет, хотя бы даже из-за страха перед беспощадным народным «Русским бунтом» и отечественная финансово-политическая и духовная (культурная и религиозная) элита. Россия была, есть и будет Имперской Державой2, которая наращивала, наращивает и будет наращивать свой геостратегический (геополитический, геовоенный, геоэкономический, геодуховный) потенциал в условиях постоянно деформирующейся глокализации.
Тонконогов А.В. Псевдогосударства как акторы современной глокализации. В статье раскрывается сущность и предлагаются авторские дефиниции феноменов: псевдогосударство, глокализация, политическая стагнация, политическая стабильность, психологическая революция, запрограммированная анархия.
Ключевые слова: современные геостратегические условия, государство, псевдогосударство, глокализация, современная Россия, политическая стагнация, гибкая власть, психологическая революция, миграционные войны.
Tonkonogov A.V. Pseudo-States as a actors of glocaliza-tion. The article reveals the essence, and authorial definitions of phenomena: the pseudo state, glocalization, the political stagnation, political stability, a psychological revolution, programmed anarchy.
Key words: modern geostrategic conditions, the state pseudostate, glocalization, modern Russia, the political stagnation, flexible power, a psychological revolution, the migration of war.
1 См.: Кучма Л. Украина - не Россия. М., 2003.
2 См.: Тонконогов А.В. Геостратегические императивы развития России в XXI веке. Монография. М., 2015.