Научная статья на тему 'Прямые иностранные инвестиции в России'

Прямые иностранные инвестиции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашванян С. К.

The article analyses volume, country, branch and regional structures of direct foreign investments into the economy of Russia. It suggests working out the strategy of attracting the investments into the production sector of economy, which excludes discrimination of foreign companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direct Foreign Investments in Russia

The article analyses volume, country, branch and regional structures of direct foreign investments into the economy of Russia. It suggests working out the strategy of attracting the investments into the production sector of economy, which excludes discrimination of foreign companies.

Текст научной работы на тему «Прямые иностранные инвестиции в России»

С.К. Ашванян

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ

Томский государственный университет

Единственный путь выхода экономики России из кризиса есть возрождение промышленности. Для решения этой задачи промышленный сектор России нуждается в инвестициях. Инвестиции в основной капитал определяют перспективу расширенного воспроизводства и инновационного развития экономики любого государства. Поэтому одним из важнейших факторов перехода к этапу экономического роста, стабилизации и подъема национальной экономики является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИЙ). ПИИ помогут решить проблемы, имеющие место в экономике России; банкротство жизнеспособных предприятий, нехватка средств для приобретения оборудования, экологические проблемы, засилье импорта. Активизировав приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Россия имеет возможность стать крупнейшим производителем качественных продовольственных и промышленных товаров, конкурентноспособной державой на мировой арене.

В области инвестиций Россия сильно отстает от восточноевропейских стран, которые предоставляют более приемлемые макроэкономические условия.

Инвесторами в экономику России являются 108 стран. Крупнейшими из них по объему накопленного с 1992 по 2001 г. капитала являлись США (20.2 %), Германия (18.9 %), Кипр (15.6 %), Франция (10.9 %), Великобритания (7.4 %).

Выход иностранных инвесторов на российский рынок происходит в основном путем покупки акций перспективных российских предприятий в рамках программы приватизации. Строительство новых заводов (инвестирование «с нуля») достаточно редко и проводится в основном крупными ТНК.

Если говорить об отраслевом распределении инвестиций, то следует отметить, что иностранные инвесторы в России заняты в основном в первичном секторе: в разработке месторождений полезных ископаемых, их разведке и добыче, в пищевой промышленности, металлообработке (данные в ж. «Инвестиции в России». 2002. № 5. С. 25.)

Интенсивность ПИИ в промышленном секторе остается на низком уровне, исключением являются металлообработка, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, строительство; здесь наблюдается рост притоков ПИИ.

За 2001 г. объем прямых иностранных инвестиций (валютных и рублевых) уменьшился по сравнению с 2000 г. на 11.1 %, а их доля в общем объе-

ме иностранных инвестиций снизилась с 40.4 до 27.9 %.

Для того чтобы изменить баланс ПИИ в сторону вторичного сектора, необходим стратегический подход. Цели в области ПИИ должны быть привязаны к основным экономическим и промышленным показателям. В промышленно развитых странах экономическая и политическая стабильность обеспечивает достаточную защиту иностранного капитала и инвестиций и без специального законодательства. Четкая законодательная база гарантирует в этих странах недискриминацию иностранных компаний.

В странах с переходными и растущими экономиками законодательства менее благоприятные. С 1990 г. в России было принято множество законов, облегчающих ПИИ. Все основные законы уже вступили в силу, однако их содержание и особенно механизм исполнения оставляют желать лучшего. Проигрывают они и при международном сопоставлении. Действующую в России правовую базу для иностранных инвесторов условно можно .разделить на три группы: базовые законы о собственности и предпринимательской деятельности; законодательные акты, непосредственно направленные на регулирование иностранных инвестиций в России; международные двусторонние и многосторонние договоры.

К законам первой группы относятся прежде всего российская Конституция 1993 г., которая гарантирует защиту частной собственности и провозглашает свободу граждан заниматься предпринимательством и прочей экономической деятельностью. Иностранцы имеют практически те же права, что и российские граждане; Гражданский кодекс РФ 1997 г., в основе которого лежат 5 основных принципов: равенство всех перед законом, неприкосновенность частной собственности, свобода контрактов, соблюдение гражданских прав, юридическая защита гражданских прав.

В июле 1999 г. принят новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ», где введено понятие «совокупная налоговая нагрузка».

Основой международного регулирования инвестиций в России являются двусторонние и многосторонние соглашения. На сентябрь 1999 г. Россия имела 52 соглашения с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, которые предоставляли правовые гарантии иностранным инвесторам.

Несмотря на совершенствование законодательных механизмов, ПИИ регулируются множеством правил

и положений, которые часто вступают между собой в противоречие и дают возможность свободной их интерпретации, что делает законодательную обстановку непонятной, запутанной для иностранных инвесторов. Кроме того, новые правовые нормы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки, т.е. отсутствует система своевременного информирования о законодательных изменениях. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. В итоге планирование инвестиций затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенным РФ, кроме того, отсутствует согласованность в деятельности различных органов. Одним из препятствий для иностранных инвесторов является также недостаточная их защищенность от экономических преступлений.

В конце 1999 г. Россия была признана страной с самым рисковым климатом для прямых инвестиций, занимая по кредитоспособности 131-е место из 135 стран, по коррупции 47-е место из 53 стран. Одним из путей снижения страхового риска могло бы стать формирование действенного механизма государственного страхования некоммерческих инвестиционных рисков, возможно, путем создания за рубежом страховой компании под эгидой российского правительства.

Со странами дальнего зарубежья Россия ориентируется в основном на двусторонние соглашения, что создает довольно запутанную ситуацию, где одни государства имеют режим наибольшего благоприятствования, другие - меньшего.

К сожаленью, до сих пор Вашингтонская конвенция, подписанная Россией, не ратифицирована. Тем не менее наблюдается тенденция постепенной унификации и изменения российских законов в пользу международных, что можно рассматривать как положительное явление.

Сейчас Россия находится в начале пути инвестиционного развития, притоки ПИЙ пока на порядок меньше потребностей. Среди крупных региональных рынков в России самый низкий приток ПИИ надушу населения. С 1993 г. инвестиции шли в основном в непроизводственные отрасли, и прежде всего в сферу финансово-кредитной деятельности, страхования и пенсионного обеспечения.

Длительное время доминирующие позиции в отраслевой структуре ПИИ занимала топливная промышленность с наиболее низкой эффективностью капиталовложений. В 1999 г. 27.9 % ПИИ поступало в эту' отрасль, а в отрасли с наиболее высокой эффективностью капиталовложений - машинострое-

ние, легкую промышленность - соответственно 3.0 и 0.12%.

В 2000-2001гг. отраслевая структура ПИИ несколько изменилась в лучшую сторону, доля, направляемая в отрасли машиностроения и металлообработки, увеличилась до 5 %, в легкой промышленности остается незначительной - 0.15 %.

Структурные потоки ПИЙ отражают общую направленность структурной политики России в области капитальных вложений в условиях глобализации. Стратегический курс развития России, направленный на открытость экономики, либерализацию внешнеэкономических связей и более глубокую интеграцию России в мировое хозяйство, соответствует современным мировым хозяйственным тенденциям. Однако выбранная модель включения России в мировую экономическую систему соответствует скорее модели зависимой страны начала XX в., чем современного крупного государства, решающего задачи модернизации экономики. Включаясь в мировое сообщество в качестве сырьевой составляющей. Россия обречена не только на потери в сфере международной торговли, но и на формирование нерациональной структуры инвестиционных потоков внутри страны. Это отчетливо проявилось уже в 90-е гг. Так, доля инвестиций в основной капитал в отрасли ТЭК возросла в 1990-2000 гг. с 39.1 до 58.1 %, а доля капитальных вложений в машиностроении упала с 23 до 7.8 %. Подобные структурные сдвиги приводят к падению общей эффективности инвестиций.

Сейчас Россия проигрывает в конкуренции за иностранные капиталы другим государствам, прежде всего таким странам, как Китай, Индия, Мексика. Серьезным направлением экономической стратегии этих стран явилось разумное сочетание макроэкономического управления и долгосрочной политики в области прямых иностранных инвестиций, что позволило развить местные преимущества и повысить эффективность использования ресурсов. Политика «открытых дверей» способствовала наплыву ТНК в Китай из стран Запада и Азии. Большинство предприятий модернизировано с помощью адресной ПИИ -политики.

Успешное оздоровление Китая является важным уроком, который можно извлечь из китайского опыта привлечения ПИИ. Бывшие социалистические страны также активизировали усилия, направленные

на создание благоприятного климата для иностранных инвесторов. По совокупному объему прямых иностранных капиталовложений Россия занимает 42-е место в мире, уступая Китаю-в 18.5 раза, Польше~в 1.8 раза, Венгрии -на 15 %. Объем иностранных инвестиций в России соответствует примерно уровню Чехии, которую она многократно превышает по территории, численности населения, природным богатствам и научно-производственному потенциалу. Лишь среди государств СНГ Россия в этом, плане

лидирует. Удельный вес России в общем объеме прямых иностранных инвестиций в мире составил в 2000 г. лишь 0.4 %, что не соответствует ни ее потребностям, ни реальным возможностям. Россия проиграла 10-летний период конкуренции с соседями за «культурного западного и восточного инвестора». Даже промышленно развитые страны продолжают совершенствовать условия для инвесторов. Несмотря на конкуренцию со стороны стран с растущими и переходными экономиками, у России есть преимущества перед конкурентами: это и большое количество квалифицированных ресурсов, богатая сырьевая база, крупнейший потребительский рынок, географическая близость как к западным, так и восточным инвесторам.

Для реализации этих преимуществ необходимо решить следующие проблемы:

- отсутствие жизнеспособной политики, системного подхода в области прямых иностранных инвестиций, правильной адресации ПИИ;

- отсутствие своевременной и достоверной информации о российском инвестиционном климате;

- неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей, дублирование функций федеральными ведомствами, слабая координация их деятельности;

- неразвитость банковской, налоговой и страховой систем;

- административные барьеры и высокие риски.

По оценкам экспертов, для получения разрешения на реализацию инвестиционного проекта во времена СССР на сбор необходимых виз нужно было потратить 3 мес, а сегодня не менее 9 мес. При этом требуется собрать 50-90 разрешительных документов, а также получить резолюцию в 50 инстанциях. Коррумпированность чиновничьего аппарата накладывает на иностранного инвестора непомерные трансакционные издержки. Решение этих проблем позволит остановить спад производства, «утечку мозгов», увеличить занятость, налогооблагаемую базу; увеличить объемы «продуктивного» инвестирования и сократить «спекулятивное». Для того чтобы Россия стала привлекательным адресатом ПИИ, необходима разумная политика в области прямых иностранных инвестиций, которая не должна противоречить национальным интересам. В результате отсутствия ПИИ стратегии они сосредоточены в небольшой группе регионов и в нескольких крупных городах, поэтому необходимо в ПИИ стратегии установление региональных и отраслевых приоритетов (табл.).

Региональная структура иностранных инвестиций в России, %

Регион Год

1996 1998 2000

Российская Федерация 100 100 100

Европейская часть 87.7 85.9 81.6

Центральный район 73.0 59.1 41.9

Москва 65.5 49.8 36.8

Московская область 5.9 6.0 2.7

Азиатская часть (зауральские регионы) 12.3 14.1 17.4

Примечание. Данные взяты из материалов Госкомстата РФ за соответствующие годы.

Как видно из таблицы, примерно половина общего объема ПИИ концентрируется в городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, свыше одной трети - в Москве. Что касается зауральских регионов, располагающих наиболее значительными природными ресурсами и одновременно остро нуждающихся в инвестициях, то, несмотря на определенные сдвиги, они до сих пор получают менее Ч5 поступающего в страну иностранного капитала, что является серьезной диспропорцией.

Главная, задача- поощрение ПИИ в ключевых отраслях как дополнения к государственной помощи и инвестициям отечественного частного сектора. Прежде всего речь идет о том, чтобы выбрать отрасли, развитие которых может дать серьезный мультипликативный эффект. Целевое размещение ресурсов уменьшит слабые места и укрепит сильные стороны основных отраслей. Осуществлять ПИИ стратегию должна команда специалистов, имеющая политический мандат и международный бизнес-опыт. Для успешной реализации стратегии в области ПИИ необходимы введение эффективной процедуры банкротства, обеспечение финансовой прозрачности отчетности на всех уровнях управления, надежная защита интересов и прав миноритарных акционеров, а также решительная борьба с экономической и уголовной преступностью, коррупцией, «отмыванием.» «грязных» денег и нелегальным вывозом за рубеж. Еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание, необходимо развернуть проактивные и информационные компании, направленные на поднятие имиджа страны. Все это будет способствовать улучшению инвестиционного климата, повышению рейтинга страны как реципиента иностранного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.