Надырханов У.С.
к.э.н. , соискатель, Институт экономики АН Республики Узбекистан
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
С исторической точки зрения прямые иностранные инвестиции сыграли важную роль в экономическом развитии, например обретших к XIX в. независимость европейских колоний. В середине XIX в. крупномасштабные британские вложения в США и Канаде в процессе содействия индустриализации создали транспортную инфраструктуру1. Это привело к повышению благосостояния фермерских хозяйств, повышению, стоимости сельскохозяйственных угодий, развитию импортозамещающих отраслей (сталелитейное производство).
Как показывает изучение, ПИИ, как вид иностранного капитала, показали сравнительно большую устойчивость и стабильность и в кризисные периоды. Вместе с тем, оценки роли ПИИ на экономику принимающих стран менялись, время от времени. Если в 1950-1960 г.г. их эффект оценивался больше негативно, то оценки в 1970-1980 г.г. были положительными2. Ряд авторов считает, что оценки ПИИ в настоящее время более положительные, чем в 1970-1980 гг3.
В первую очередь, это обусловлено небывало высоким ростом объемов ПИИ и их возросшим участием в мировой экономике. Особую роль прямые иностранные инвестиции сыграли в становлении экономик многих развивающихся стран, в т.ч. т.н. "азиатских тигров" - Ю.Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга и др. Так, с 1980 г. доля ПИИ в
1 Мисакян М.Н., "Роль прямых иностранных инвестиций в развитии малых переходных экономик", Вестник СПбГУ.сер.5.2008.вып.4, с.90.
2 South Center (1997), FDI, Development and the New Global Economic Order: A Policy Brief for the South, Geneva, p.15
3 Sell,A. Multinationale Unternehmen, Institut fuer Weltwirtschaft und
Internationales Management, Universitaet Bremenn,Rev,Okt.2006, S.55
составе ВВП развивающихся стран выросла с 10 % до 30%4.
Этот вид иностранного капитала представляет собой самый большой источник внешнего финансирования.
Правительства и международные организации предписывают ПИИ однозначно позитивную роль в росте и развитии стран с переходной экономикой. Так, заключительные документы международных конференций "Финансирование развития" в Монтеррее (2002г.) и Дохе (2008г.) отмечают, что ПИИ в долгосрочном плане содействуют устойчивому экономическому развитию. Эксперты рассматривают их как важный механизм в модернизации национальной инфраструктуры, ускорения экспортного производства, улучшения валютного обмена, снижения нагрузки на платежный баланс. С прямыми иностранными инвестициями связывают обычно создание новых рабочих мест и, посредством нового производственного процесса, повышение квалификации и мастерства персонала. В
4 Мисакян М.Н., "Роль прямых иностранных инвестиций в развитии малых переходных экономик", Вестник СПбГУ.сер.5.2008.вып.4, с.90.
отдельных случаях, ПИИ преподносятся чуть ли не панацеей для развивающихся стран в преодолении ими экономических, структурных и социальных проблем. В связи с этим, представляется важным рассмотреть вопросы влияния ПИИ на экономическое развитие стран-реципиентов.
Позитивное воздействие прямых иностранных инвестиций.
Увеличение объемов капитала. Прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны представляют собой приток капитала и повышают общий объем капитала принимающей страны. В национальных экономиках с дефицитом капитала это делает возможным привлечение инвестиций, которые по-другому не могли бы быть привлечены.
Эффект занятости и доходов. Обычно этот эффект наиболее выражен при инвестициях в новое производство в трудоемких отраслях, тогда как капиталоемкие инвестиции (добыча полезных ископаемых) или покупка существующих предприятий могут принести сравнительно меньший и даже негативный эффекты.
Поступление налогов. Прямые и косвенные налоги иностранных фирм, как правило, повышают государственные доходы. Доходы сотрудников также облагаются налогом, но на практике этот эффект часто ослабляется за счет предоставления налоговых льгот и стимулов инвесторам.
Эффект передачи (распространения). Многонациональные предприятия часто располагают более развитыми технологиями и менеджментом в сравнении со странами -реципиентами. В процессе обучения эти навыки могут быть переданы местным кадрам. Когда эти работники сменят предприятие или создадут свои фирмы, выгоду получают и местные предприятия. Эффект передачи (распространения) может повысить технологический уровень и производительность в стране, принимающей инвестиции, но это зависит от целого ряда факторов (например, высокой концентрации ПИИ в отдельной отрасли или регионе).
Эффект конкурентности. Местные фирмы вынуждены повышать качество своей продукции в конкурентной борьбе с иностранными фирмами, что в итоге может поднять и экспортную способность местных товаров. Вместе с тем, здесь необходимо предусмотреть подготовительный период адаптации, чтобы местные фирмы не были вытеснены с рынка более сильными иностранными конкурентами.
Взаимосвязь с местной промышленностью. Многонациональные предприятия часто организуют обучение кадров, чтобы обеспечить хорошее ка-
чество своей продукции. В результате они приводят партнеров к международным стандартам производства и повышают их конкурентоспособность на мировых рынках.
Развитие инфраструктуры. Чтобы привязать свои производства к транспортным узлам или обеспечить стабильное обеспечение электроэнергией, многонациональные предприятия должны создать местную инфраструктуру. Таким образом, большой объем прямых инвестиций приходится на сферу инфраструктуры: сеть дорог, строительство порта, терминала, газо-водо-энергообеспечение, сервис и др.
Эффект мультипликации. Как уже упоминалось, создание рабочих мест сопровождается ростом доходов, часть из них тратится на местные товары и услуги, что повышает прибыль местных производителей. Эти производители, в свою очередь, расходуют часть своих прибылей в местной промышленности. Таким образом, начальный рост дохода посредством повышения спроса может в несколько раз увеличить общий внутренний доход. Эффект мультипликации выступает обычно при покупке местных комплектующих и сырья и налоговых отчислениях многонациональных предприятий.
Вместе с тем, как показывает практика, ПИИ могут оказывать также и негативные воздействия.
Эффект вытеснения. Местные предприятия могут быть вытеснены с внутреннего рынка, так как иностранные фирмы часто имеют более эффективное производство и лучший доступ к источникам капитала, что помогает снижать их производственные затраты.
Эффект концентрации. Вследствие концентрации ПИИ в отраслях или регионах, представляющих для инвесторов повышенный интерес, могут возникнуть или усилиться диспропорции, например, в доходах. Диспропорции в заработной плате иностранных и местных фирм могут обострить эти проблемы. Например, присутствие индийских, китайских, турецких фирм на рынках государств Центральной Азии могут обострять такие проблемы.
"Гонки в обратном направлении". В международном соперничестве за ПИИ правительства часто предоставляют иностранным фирмам инвестиционные стимулы (освобождение от налогов), что существенно может снизить доходную часть государства. Сильная конкуренция стран за ПИИ может привести также к значительному снижению социальных и природоохранных стандартов.
Вывоз валюты. Как международные закупки комплектующих и сырьевых ресурсов, так и вывоз иностранными инвесторами прибылей в свою стра-
ну, могут обусловить нетто-вывоз валюты. Это особенно относится к ПИИ, ориентированным на поиск рынков, так как вывоз валюты они не могут компенсировать ростом экспортных объемов. И наоборот, ПИИ, ориентированные на экспорт, а также покупка комплектующих и сырья на местном рынке могут предотвратить или сократить этот эффект.
Большая часть положительных оценок ПИИ связана с их результативностью в 1980-1990 гг., с начала же 2000 гг. многочисленные исследования касательно роли ПИИ все больше вызывают противоречивые оценки. Растет число экспертов, которые подчеркивают, что положительные оценки ПИИ заметно завышены. Эта точка зрения выражена в исследовании группы авторов, подготовленном для Отдела африканских стран МВФ1. Главный вывод из их доклада: "страны должны хорошо просчитать затраты на мероприятия по отбору и привлечению многонациональных предприятий в сопоставлении с получаемой выгодой от улучшения местных условий".
В экспертной среде широко распространено мнение, что в историческом прошлом не прямые иностранные инвестиции способствовали экономическому росту стран-реципиентов, а экономический рост привлекал в эти страны иностранный капитал. Также утверждается, что нет сильных причинных связей, ведущих от ПИИ в направлении экономического роста2.
Прямые иностранные инвестиции в сравнении с другими видами иностранного капитала проявили себя как более устойчивый и долговременный вид, однако сегодня это широко признанное заключение также подвергается ревизии. Прямые иностранные инвестиции в 1990 гг. стали более вола-тильными, так как инвесторам стало легче управлять ликвидными активами и трансфертами когда-то инвестированного капитала вследствие либерализации рынков3.
Так, в 2006-2008 гг. более 5000 немецких предпринимателей переместили свою деятельность на территорию соседней Австрии, имеющей сравнительно лучшие условия для бизнеса4.
Более радикальные исследователи считают, что ПИИ, как и займы, могут ухудшать состояние пла-
1 Alfaro,Laura; Chanda, Areendam;Kalemli-Oesan, Sebnem and Sayek, Selin " FDI Spillovers, Financial Markets and Economic Development" IMF Working Paper,Sept. 2003,p.1S
2 Carkovic, Maris and Levine, Ross, Does Foreign Direct Investment Accelerate Economic Growth? University of Minnesota, May 2002, p.3.
3 The South Centre, "International Capital Flows and Development",Chapter 3, Geneva,1999,p.4
4 Из выступления председателя партии ФДП Г.Вестервелле
(Westerwelle,G.) по германскому телевидению, ЦДФ, 4.12.2009 г
тежного баланса, что ведет к зависимости от иностранного капитала и уязвимости к кризисам5. Так, стремление Республики Таджикистан превратиться в "гидроэнергетическую державу" за счет иностранного капитала уже привело к серьезным проблемам. Российский партнер СП, имея 75% акций в Сангтудинской ГЭС-I, к моменту ее достройки (лето 2008) уже "накрутил" правительству соседней страны долг в 18 млн.долл.США. После же сдачи в эксплуатацию строящейся Сангтудинской ГЭС-2 доходы в течение 12,5 лет будут принадлежать Ирану6.
Исследование такого, часто упоминаемого позитивного эффекта ПИИ, как передача позитивного опыта от иностранных фирм к национальным предприятиям также находит спорные, порой противоречивые оценки. Так, в Венесуэле передача технологий и выгоды иностранных фирм привели к потерям производительности и рыночных долей местных фирм7.
Столь широкая поляризация мнений, их эволюция и оценка на определенном этапе развития конкретной национальной экономики, на наш взгляд, вызвана необычайной важностью ПИИ для развития национальных экономик и экономических союзов, с другой стороны - допущенными просчетами и ошибками, в ряде случаев и злоупотреблениями со стороны иностранного инвестора, а также стран-реципиентов иностранного капитала.
Опыт привлечения ПИИ ряда стран СНГ показывает, что ТНК не склоняются к привлечению значительных местных кадровых ресурсов, но даже при этой необходимости привлекают неквалифицированную рабочую силу. Это является одной из причин того, что передача технологий не может достичь существенного уровня. А поскольку инофирмы, в основном, являются дочерними компаниями, то акцент в исследованиях и развитии делается применительно к стране пребывания, что также не способствует передаче технологий, ноу-хау и опыта. Необходимо также отметить, что ограниченное привлечение местных исполнителей (фирм, специалистов) на суб-контрактной основе к исполнению контрактов препятствует интеграции местных фирм в новые линии производства и выходу на новые рынки.
5 Woodward, David, Financial Effects of FDI in Context of a Possible WTO Agreement on Investment, 2003.p.9 www.investmentwatch.org|files|DavidText.doc
6 Ибодов Ф.Водная политика Таджикистана ориентирована на конфронтацию с соседями. 14.10.09
1 Antiken, Brian J.and Harrison, Ann E. "Do Domestic Firms Benefit from FDI", Evidence from Venezuela , The American Economic Revue, June 1999, 89 (3)p.p.605-618
Несмотря на определенную выгоду ПИИ для принимающих стран, эксперт Ваттанависитпорн Р. из Таиланда рекомендует тщательно и реалистически оценивать их потенциальный эффект, изучать положительные и негативные эффекты ПИИ на каждом этапе инвестирования1.
Так, на ранней стадии ПИИ могут положительно влиять на ускорение структурных изменений, среди негативных воздействий можно отметить, что не обеспечивается немедленный рост; реструктуризация ускоряет безработицу; давление на баланс валюты принимающей страны. На этапе зрелости возрастает позитивное воздействие ПИИ, это - более высокий уровень экономического роста; рост экспорта и улучшение торгового баланса (если экспорто - ориентированные ПИИ). Вместе с тем, в числе рисков для национальной экономики можно назвать рост репатриации прибылей, более низкую собираемость налогов, как результат налоговых послаблений. Не надо упускать из виду, что ПИИ могут также отрицательно влиять на развитие и экономический рост, торговлю, платежный баланс, занятость населения, технологии, окружающую среду.
Д.Даннинг показал огромный потенциал влияния ПИИ на условия спроса, факторные условия, внутреннюю конкуренцию, родственные и поддерживающие отрасли, правительство страны -реципиента2.
По мнению эксперта, посредством более эффективного привлечения ресурсов можно добиться стимулирования конкуренции и распространения на поставщиков и клиентов, улучшения производительности местных предприятий. В этих целях он предлагает: улучшить эффективность макрополитики и администрирования, реализовать адекватную законодательную и коммерческую политику с приоритетом на улучшение человеческого и технологического потенциала; содействие образованию региональных кластеров в родственных сферах (наука, индустриальные парки и др.). На наш взгляд, эти результаты можно эффективно применять при разработке и реализации стратегий привлечения иностранного капитала в Республику Узбекистан.
В связи с вышеизложенным, а также с учетом их неравномерного распределения, не надо переоценивать роль и вклад ПИИ в вопросах устойчивого развития, особенно, на переходном этапе.
1 Wattanawisitporn, R., Foreign Direct Investment in Thailand: With Special Reference On European Foreign Direct Investment in The Thai Manufacturing Sector,CUVILLIER VERLAG, Goettingen, 2005 , p. 36-37
2 Даннинг John H., The Global economy, domestic governance, strategies
and transnational corporations: interactions and policy implications, TC 1(3), Dec 1992, p.142-159
Как показывает изучение международной практики и исследований в этой области, ПИИ сами по себе не создают автоматически указанные выше положительные эффекты, например, передачи положительного опыта. Это происходит в случаях, когда в стране - реципиенте есть соответствующие условия (развитые финансовые рынки или высокообразованная рабочая сила), а сама страна способна и готова регулировать и приспосабливать приток прямых иностранных инвестиций.
Следует развивать и такое конкурентное преимущество, как человеческий потенциал, высококвалифицированные трудовые ресурсы, формируя специальные программы (Например по опыту Ю.Кореи).
В национальных инвестиционных программах следует уделить внимание селективной работе по привлечению ТНК с максимальным потенциалом передачи знаний (Малайзия), поддерживая программы тренинга национальных кадров.
Стране-реципиенту ПИИ необходимо принять соответствующие меры, чтобы ПИИ смогли интегрироваться в местную экономику и облегчить передачу технологий и ноу-хау, а также эффект мультипликации. Для достижения необходимого эффекта, например, поступления налогов, необходимо на определенном этапе пересмотреть отдельные налоговые льготы и стимулы, предоставленных на начальном этапе становления, а также в индивидуальном порядке. Льготы и преференции могли бы сохраниться в таких приоритетных сферах, как экспорт, высокоточные инжиниринговые проекты, региональное развитие, инфраструктура, наука, образование и тренинг персонала.
В процессе экономического развития стран многие преимущества ПИИ имеют тенденцию убывания, что может вести к снижению значения этой формы финансирования. Так, Хаусман и Фернан-дес-Ариас (2000) находят, что доля ПИИ с ростом ВВП на душу населения понижается , при этом, авторы считают, что высокой доле ПИИ необязательно давать положительную оценку3.
Вместо стремления привлечь максимально большой объем ПИИ необходимо концентрироваться на тех видах ПИИ, которые в существующих инвестиционных условиях могут привнести наиболее важные эффекты развития. Так, в Программе мер Узбекистана по реализации важнейших про-
3 Некоторые страны сырьевой направленности показывают относительно высокие результаты в сырьевых отраслях. Привязанность этих секторов к экономике в целом остается часто незначительной, и ПИИ в этих отраслях не осуществляют долговременного вклада в экономические развитие.
ектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 20092014 г.г. модернизация и реконструкция действующих предприятий предполагает 9872, 8 млн.дол-л.США (23%), в то время, как 31259, б млн.долл.-США (74%) предусмотрено под новое строительство, что говорит о большом потенциале и необходимости привлечения в Узбекистан "инвестиций с нуля" (Greenfield investment). Эта форма будет содействовать достижению эффекта занятости и доходов, создавая (в сравнении с СиП) новые рабочие места и дополнительные доходы от занятости, например при инвестициях в новое производство в трудоемких отраслях.
Для снижения нетто-вывоза валюты необходи-
мо постепенно смещать акценты от привлечения ПИИ, ориентированных на рынок или ресурсы, на ПИИ, ориентированных на экспорт. В целях модернизации и инновационного развития в национальной инвестиционной политике следует осуществить переход на их более результативные виды - ПИИ, ориентированные на эффективность и ПИИ, ориентированные на активы. Для этого потребуется формирование качественно более высокой макро - инновационной среды, инвестиций в технологические, инновационные и другие созданные активы, инфраструктуру, ресурсы, повышение образования предпринимателей, повышение эффективности национальной инвестиционной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мисакян М.Н., "Роль прямых иностранных инвестиций в развитии малых переходных экономик", Вестник СПбГУ.сер.5.2008.вып.4,
2. South Center (1997), FDI, Development and the New Global Economic Order: A Policy Brief for the South, Geneva, p.15
3. Sell,A. Multinationale Unternehmen, Institut fuer Weltwirtschaft und Internationales Management, Universitaet Bremenn,Rev,0kt.2006, S.55
4. Serie Entwicklungsfinanzierung: Wundermittel FDI? Der Entwicklungsbeitrag auslaendischer Direktinvestitionen, Deutsches Institut fuer Entwicklungspolitik, Bonn,12-2008
5. Alfaro,Laura; Chanda, Areendam;Kalemli-0esan, Sebnem and Sayek, Selin " FDI Spillovers, Financial Markets and Economic Development" IMF Working Paper,Sept. 2003,p.15
6. Carkovic, Maris and Levine, Ross, Does Foreign Direct Investment Accelerate Economic Growth? University of Minnesota, May 2002, p.3.
7. The South Centre, "International Capital Flows and Development",Chapter 3, Geneva,1999,p.4
8. Из выступления председателя партии ФДП Г.Вестервелле (Westerwelle,G.) по германскому телевидению, ЦДФ, 4.12.2009 г
9. Woodward, David, Financial Effects of FDI in Context of a Possible WTO Agreement on Investment, 2003.p.9 www.investmentwatch.org|files|DavidText.doc
10. Ибодов Ф.Водная политика Таджикистана ориентирована на конфронтацию с соседями. 14.10.09 http://www.centrasia.ru/newsA.phpCsta1255510200
11. Antiken, Brian J.and Harrison, Ann E. "Do Domestic Firms Benefit from FDI", Evidence from Venezuela , The American Economic Revue, June 1999, 89 (3)p.p.605-618
12. Wattanawisitporn, R., Foreign Direct Investment in Thailand: With Special Reference On European Foreign Direct Investment in The Thai Manufacturing Sector, CUVILLIER VERLAG, Goettingen, 2005 , p. 36-37
13. Даннинг John H., The Global economy, domestic governance, strategies and transnational corporations: interactions and policy implications, TC 1(3), Dec 1992, p.142-159
14. Hausmann. R., Fernandez-Arias, E. (2000).Foreign Direct Investment: Good Cholesterol? Working Paper 417.Research Department, Inter-American Development Bank, New York.
15. Некоторые страны сырьевой направленности показывают относительно высокие результаты в сырьевых отраслях. Привязанность этих секторов к экономике в целом остается часто незначительной, и ПИИ в этих отраслях не осуществляют долговременного вклада в экономические развитие.