Научная статья на тему 'ПРЯМОСТОРОННИЕ ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ'

ПРЯМОСТОРОННИЕ ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
механическая обработка / сращивание / сварка / энергетика / соединения / детализация / machining / splicing / welding / energy / connections / detailing

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гулджанова Дуня, Халмырадов Сулейман, Бабагулыева Огулджан

Соединения шлицевые прямосторонние обычного типа. Центрирование ширины срезного зуба позволяет ножницам иметь равномерное распределение по размерам, но не гарантирует точного выравнивания осей вала и шара. Соответственно, их применяют в передачах большого крутящего момента без высоких требований к точности центрирования, например в шлицевых соединениях приводных валов автомобилей. Центрирование по и более точное, поэтому эти соединения применяют в соединениях, где геометрические оси соединяемых деталей требуется размещать с высокой точностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гулджанова Дуня, Халмырадов Сулейман, Бабагулыева Огулджан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRAIGHT SPLINE CONNECTIONS IN MECHANICAL ENGINEERING SYSTEMS

Straight-sided spline connections are of the usual type. Centering the width of the shear tooth allows the shears to have an even size distribution, but does not guarantee precise alignment of the shaft and ball axes. Accordingly, they are used in high-torque transmissions without high requirements for centering accuracy, for example, in splined joints of car drive shafts. Centering along and is more accurate, therefore these connections are used in connections where the geometric axes of the parts being connected need to be placed with high accuracy.

Текст научной работы на тему «ПРЯМОСТОРОННИЕ ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Гулджанова Дуня,

преподаватель.

Халмырадов Сулейман, преподаватель.

Бабагулыева Огулджан,

студентка.

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Ашхабад, Туркменистан.

ПРЯМОСТОРОННИЕ ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Аннотация

Соединения шлицевые прямосторонние - обычного типа. Центрирование ширины срезного зуба позволяет ножницам иметь равномерное распределение по размерам, но не гарантирует точного выравнивания осей вала и шара. Соответственно, их применяют в передачах большого крутящего момента без высоких требований к точности центрирования, например в шлицевых соединениях приводных валов автомобилей. Центрирование по и более точное, поэтому эти соединения применяют в соединениях, где геометрические оси соединяемых деталей требуется размещать с высокой точностью.

Ключевые слова:

механическая обработка, сращивание, сварка, энергетика, соединения, детализация.

Guljanova Dunya,

teacher.

Khalmyradov Suleiman,

teacher.

Babagulyeva Oguldzhan,

student.

Turkmen State Institute of Architecture and Construction.

Ashgabat, Turkmenistan.

STRAIGHT SPLINE CONNECTIONS IN MECHANICAL ENGINEERING SYSTEMS

Abstract

Straight-sided spline connections are of the usual type. Centering the width of the shear tooth allows the shears to have an even size distribution, but does not guarantee precise alignment of the shaft and ball axes. Accordingly, they are used in high-torque transmissions without high requirements for centering accuracy, for example, in splined joints of car drive shafts. Centering along and is more accurate, therefore these connections are used in connections where the geometric axes of the parts being connected need to be placed with high accuracy.

Key words:

machining, splicing, welding, energy, connections, detailing.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»

ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470

№9 / 2023

Соединения шлицевые прямосторонние - обычного типа. Их шарики используются в соединениях, центрированных на внешнем диаметре, внутреннем диаметре и сторонах пластин. Центрирование ширины срезного зуба позволяет ножницам иметь равномерное распределение по размерам, но не гарантирует точного выравнивания осей вала и шара. Соответственно, их применяют в передачах большого крутящего момента без высоких требований к точности центрирования, например в шлицевых соединениях приводных валов автомобилей. Центрирование по и более точное, поэтому эти соединения применяют в соединениях, где геометрические оси соединяемых деталей требуется размещать с высокой точностью.

Эвольвентные шлицевые соединения различают шаровые шлицы с центром по и наружным диаметром. Центрирование по S является обычным явлением. Преимуществами эвольвентных соединений по сравнению с вертикальными шлицевыми являются: шлицы расположены ближе к основанию, они обеспечивают более высокую прочность, шлицевые валы более производительны. Поскольку ламели малого и среднего размера дорого перетаскивать, эвольвентные соединения планок используются реже.

В соединениях с трехугольными пазами моменты инерции используются только в проводниках небольшого размера. Эти соединения сосредоточены только по бокам срезов. Помимо цилиндрических фланцев применяют также конические треугольные соединения, в большинстве случаев с конусностью 1:16. Размеры сечения ломтиков и их количество принимаются по ТДС по диаметру вала. Длины срезов определяются длиной шара, а если шар подвижен, то величиной его смещения. Список последовательных соединений обычно составляется в целях проверки.

В последнее время стали использовать шаровые шарниры, требующие меньшего усилия для перемещения шара. Способность перемещать нагруженные шары в несколько раз выше, чем у щелевых соединений. Поскольку конструкция шаровых муфтовых соединений сложна и дорога по сравнению с обычными раструбными соединениями, их применение ограничивается специальными конструкциями. В профильных соединениях соединяемые детали фиксируются с помощью некруглых поверхностей. Поверхности, образующие стык профилей, параллельны оси вала, а также могут быть наклонены. В последнем случае соединение может передавать как вращательный момент, так и осевую силу. Надежность профилированных соединений хорошая, но не волшебная, поэтому их применение ограничено, учитывая их прочность и гибкость.

Муфты позволяют соединять приводные валы и передавать крутящий момент с одного вала на другой вал. Во многих случаях геометрическая ось одного вала является продолжением геометрической оси другого вала. В некоторых случаях оси валов располагались под несколькими углами друг к другу. При использовании муфт возникают следующие виды потребностей: удлинить валы, изготовленные из отдельных деталей; исключить вредное воздействие несоосности валов; желательно допускать некоторое угловое движение; снизить динамическую нагрузку; но и в случаях, когда необходимо снять и добавить еще один вал при постоянном вращении одного вала и по другим причинам. Муфты также используются для соединения резьбовых осей, трансмиссионных шкивов и других компонентов. Ключи, используемые в современном машиностроении, многочисленны и разнообразны по назначению, принципам действия и типам. По принципу действия муфты делятся на следующие группы: 1). Неразъемные муфты обеспечивают постоянное соединение - стопорное, компенсационное, резьбовое; 2). Управляемые сцепления; 3). Муфты самодействующие, в том числе моментные, направление движения, скоростные, направление и т.д. Подробный курс по станкам посвящен только механическим соединениям. Гидродинамические, электромагнитные и

специальные муфты изучаются на специальных курсах. Многие типы муфт стандартизированы и соответствующие им размеры взяты из каталогов заводов-стандартов и конструкторских бюро. Ключевой характеристикой при выборе муфт из стандартных каталогов и справочников является крутящая способность муфты, на которую приходится самая большая нагрузка и которая называется номинальным крутящим моментом. Муфты выбираются DST и учитываются для проверки. Простейшей из жестких неразборных муфт является втулочная муфта, представляющая собой цельную втулку, вставленную в концы валов и закрепленную штифтами, шпонками или шайбами. Втулочные муфты просты по конструкции и недороги. Эти муфты широко используются в легкой технике для затягивания валов диаметром до 100 мм. В других случаях применение этих муфт несколько более ограничено, так как при разборке валы необходимо перемещать больше в осевом направлении, а применение этих муфт требует высокой точности позиционирования соединительных валов.

Материал втулок — стали 35, 40, 45, большие втулки — из чугуна — СЧ21, СЧ24. Прочность муфты определяется прочностью соединения с валом. Наиболее распространенным типом жесткой муфты, перпендикулярной оси вала, является фланцевая муфта. Эти муфты состоят из двух полумуфт и крепятся болтами к концам валов. Болты муфт располагаются с (вариант I) и без (вариант II). В первом случае момент передается через силы трения, вызванные затяжкой болтов в обсыпке полумуфт, во втором случае он передается непосредственно через болты, болты работают на размягчение и срез. Болтовые соединения способны передавать большие крутящие моменты.

Муфта состоит из двух полумуфт и разрезного кольца, которое входит в зацепление с зубьями полумуфт. Полумуфты установлены на концах соединительных валов. Полустенки соединяются между собой болтами. Зубья полумуфт и полустенок выполнены эвольвентными, что позволяет нарезать их обычной зуборезкой. Зубчатая муфта компенсирует любое взаимное смещение валов - в осевом, радиальном и угловом направлениях, поскольку подготавливают зубчатую муфту с боковой канавкой, позволяющей зубьям в муфте свободно перемещаться в осевом направлении, и подготавливают наружные поверхности зубы в форме шаровидного бочонка. К саморегулирующимся радиальным муфтам относятся крестообразные муфты, которые предназначены для соединения радиально подвижных валов, а также валов, изменяющихся в осевом и угловом направлении. Наиболее распространенным типом таких муфт являются шарово-дисковые муфты. Ось состоит из двух полумуфт, плавающего диска и ребра. Полумуфты, установленные на валах, соединяют между собой ступицы, расположенные спереди, и втулку диска, помещая их в пазы полумуфт - взаимно перпендикулярные положения ступиц соединяются.

Список использованной литературы:

1. В.В. Красников, В.Ф. Дубинин, В.Ф. Акимов. Подъёмно- -транспортные машины. - М.: Агропромиздат, 1987.

2. Курносов Н.Е. Расчёт механизма поворота крана на колонне. - Пенза, Издательство Машиностроение, 2004.

3. Лапкин Ю.П. Машины непрерывного транспорта. - СанктПетербург, Издательство СЗГЗТУ, 2004.

4. Воробьёв Ю.В. Подъёмно-транспортные машины. - Тамбов, Издательство ТГТУ, 2001.

5. Глебов А.П. Подъёмно-транспортные машины отрасли. - Екатеринбург, Издательства УГЛТУ, 2009.

© Гулджанова Д., Халмырадов С., Бабагулыева О., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.