Научная статья на тему 'Прямая и электронная демократии в идеологии и политике «Движения пяти звёзд»'

Прямая и электронная демократии в идеологии и политике «Движения пяти звёзд» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
Италия / популизм / прямая демократия / электронная демократия / «Движение пяти звезд» / Беппе Грилло / Джанроберто Казаледжо / Italy / populism / direct democracy / Five Star Movement / Beppe Grillo / Gianroberto Casaleggio

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вахрушев Иван Юрьевич

В статье рассмотрена роль прямой и электронной демократии в идеологии и политической практике итальянской популистской партии «Движение пяти звезд» (Д5З). Д5З выделялось среди европейских популистов ярко выраженной лево-зеленой повесткой, направленной на решение проблем урбанистического характера. Другая черта партии – техноутопизм, постулирующий необходимость расширения политического участия для простых граждан за счет инструментов прямой демократии и цифровых технологий. На основе исследования партийных документов, блогов Беппе Грилло, официального блога партии и текстов СМИ предпринята попытка проследить изменения отношений руководителей к месту прямой и электронной демократии в идеологии и политической практике в 2013–2022 гг. В статье проанализированы изменения организационной структуры и инструментария электронной демократии «Движения пяти звезд». Сделан вывод, что в ходе инкорпорации Д53 в политический режим партия отодвинула техноутопизм из повестки и практики, усиливая партийную централизацию. Таким образом, новаторские практики в цифровизация политического процесса не привели к реальному расширению демократического участия, а были подчинены партийной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direct and Digital Democracy in the Ideology and Politics of the Five Star Movement

The article analyses the role of direct and e-democracy in the ideology and political practice of the Italian populist party Five Star Movement (M5S). Founded as a party in 2009, Movement stood out among European populists with its pronounced left-green agenda aimed at solving local problems of an urban nature. However, an even more remarkable feature of the Five Stars has become an equally clearly noticeable technoutopianism mixed with direct democracy, which argues for the need to expand democratic participation for ordinary citizens through the tools of direct democracy and digital technologies. Based on the study of primary sources (party documents, Beppe Grillo's blog and the official party blog), as well as text media materials, an attempt is made to trace how during two periods of activity of Five Star Movement in 2013–2022 the attitude of the party leaders to the role of direct and electronic democracy in the political activity of Five Stars gradually changed. The article analyses changes in Five Star Movement’s organisational structure and tools of the e-democracy in the course of the development of the party and its institutionalisation into the Italian party-political system. The article concludes that with the process of Five Stars’ incorporation into the political regime, the party has pushed technoutopianism out of its agenda and practice, strengthening party centralisation. Thus, innovative practices in the digitalisation of the political process did not lead to a real expansion of democratic participation, but were subordinated to a party discipline.

Текст научной работы на тему «Прямая и электронная демократии в идеологии и политике «Движения пяти звёзд»»

Современная Европа, 2024, № 1, с. 194-205

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЁНОГО

УДК 94

ПРЯМАЯ И ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКЕ «ДВИЖЕНИЯ ПЯТИ ЗВЁЗД»

© 2024 ВАХРУШЕВ Иван Юрьевич

Аспирант РАНХиГС Институт общественных наук, кафедра Всеобщей истории 119571, Россия, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1 E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 20.03.2023

После доработки 26.09.2023 Принята к публикации 25.12.2023

Аннотация. В статье рассмотрена роль прямой и электронной демократии в идеологии и политической практике итальянской популистской партии «Движение пяти звезд» (Д5З). Д5З выделялось среди европейских популистов ярко выраженной лево-зеленой повесткой, направленной на решение проблем урбанистического характера. Другая черта партии - техноутопизм, постулирующий необходимость расширения политического участия для простых граждан за счет инструментов прямой демократии и цифровых технологий. На основе исследования партийных документов, блогов Беппе Грилло, официального блога партии и текстов СМИ предпринята попытка проследить изменения отношений руководителей к месту прямой и электронной демократии в идеологии и политической практике в 2013-2022 гг. В статье проанализированы изменения организационной структуры и инструментария электронной демократии «Движения пяти звезд». Сделан вывод, что в ходе инкорпорации Д53 в политический режим партия отодвинула техноутопизм из повестки и практики, усиливая партийную централизацию. Таким образом, новаторские практики в цифровизация политического процесса не привели к реальному расширению демократического участия, а были подчинены партийной дисциплине.

Ключевые слова: Италия, популизм, прямая демократия, электронная демократия, «Движение пяти звезд», Беппе Грилло, Джанроберто Казаледжо

DOI: 10.31857/S0201708324010157

Популизм, прямая демократия и Д5З

Исследователи трактуют популизм как идеологию, политический дискурс или инструмент политической стратегии [Gidron, Bonikowski, 2014]. Ключевой характеристикой этого явления выступает антиэлитизм: популисты винят представительные демократии в том, что элита не представляет народ. В качестве решения предлагается прямое участие граждан в принятии политических решений для имплементации volonté générale [Mohrenberg et al., 2019].

Популисты декларируют, что прямая демократия позволит принимать решения, которые соответствуют интересам граждан, с помощью референдумов, народных инициатив, плебисцитов и других инструментов. С другой стороны, популисты, требуя вернуть суверенитет народу, часто принимают роль опекуна: популизм стремится разрушить устоявшиеся институты посредничества и поставить на их место прямой голос народа, воплощенный в лидере [Mohrenberg et al., 2019].

Итальянское «Движение пяти звезд» («Движение», Д5З) - один из наиболее репрезентативных примеров дихотомии требования расширения демократии и тенденции к авторитаризму. Истоки Д5З восходят к блогу «беппегрилло.ит» (beppegrillo.it) и локальным сообществам в социальной сети «Митап» (Meetup), созданным комиком Беппе Грилло и ИТ-предпринимателем Джанроберто Каза-леджо. Эти сетевые ресурсы стали средствами политической коммуникации и мобилизации. На их основе в 2009 г. основано «Движение» - политический проект с зыбкой организационной структурой, развивающий горизонтальные связи и низовое участие. В уставном документе Д5З отказалось признать себя политической партией и заявляло, что не собирается становиться ей в будущем1. Авторы устава называли «Движение» антиорганизацией, экспериментом по расширению демократического участия простых граждан и отдавали руководящую роль всем пользователям Интернета2.

В задачи статьи не входит анализ прямой и электронной демократии, но для понимания контекста следует кратко охарактеризовать эти формы политической организации. Американские исследователи А. Люпия и Дж.Г. Матсусака понимают под прямой демократией широкий термин для множества политических процессов, позволяющих избирателями напрямую принимать решения: городских собраний, выборов, инициатив, референдумов и пр. [Lupia et al., 2004]. Электронную демократию (e-democracy), или цифровую демократию (digital democracy), можно определить как практику демократии и стремление к ней при использовании цифровых медиа в политической онлайн- и офлайн-коммуникации [van Dijk, 2012]. Среди пионеров интернет-сообществ доминировал особый взгляд на демократию: они поддерживали создание виртуальных горизонтальных объединений, использование онлайн-опросов и дебатов для обмена мнениями и принятий решений [van Dijk,

1 Non statuto (Regolamento) Movimento. Beppegrillo.it 10.12.2009. URL: https://web.archive.org/web/20091228213156/https://beppegrillo.it/iniziative/movimentocinquest elle/Regolamento-Movimento-5-Stelle.pdf (дата обращения: 10.03.2023).

2 Там же.

2012]. Основатели «Движения пяти звезд» видели в нем новаторский проект, который, используя средства Интернета (социальные сети, блоги, специализированные платформы), позволит революционизировать политические процессы и предложит гражданам небывалый уровень политического участия.

Цель статьи - проследить, насколько заявления Д5З о расширении политического участия соответствовали реальности в период, когда оно вышло на национальный уровень и стало ведущей партией страны. В исследовании проанализированы периоды 2013-2018 и 2018-2022 гг., в ходе которых «Движение» было крупнейшей оппозиционной партией и членом правительственной коалиции соответственно. Рассмотрение на данном временном промежутке позволит проследить, как менялась роль прямой и электронной демократии в политической жизни организации. В исследовании применены текстовый анализ и дискурс-анализ. Источники -статьи официальных блогов партии и уставные документы Д5З начиная с 2005 г. -года открытия блога Б. Грилло. Поиск статей осуществлялся по ключевым словам (демократия, прямая демократия, «Руссо», Казаледжо и т. д.). Дополнительными источниками выступали материалы СМИ как альтернативный взгляд на деятельность «Движения».

Парламентский этап (2013—2018)

К первым для партии национальным выборам «Движение пяти звезд» пришло как самый активный критик итальянского истеблишмента. Д5З стало организатором многотысячных акций V-Day (полное название митингов нецензурно отправляло политиков прочь) в 2007 и 2008 гг., остро критиковало правительство технокар-та Марио Монти и мейнстримных партий и предложило избирателям интересную альтернативную повестку (борьба с коррупцией и влиянием ЕС на дела Италии, зеленая повестка, расширение демократии). В результате парламентских выборов левая и правая коалиции и Д5З набрали примерно по трети голосов избирателей. «Движение» отказалось от союза с партократами и в течение легислатуры 20132018 гг. находилось в оппозиции к старым партиям. Однако в этот период началось выравнивание Д5З с мейнстримом и ослабление популистского заряда.

«Движение» в начале существования (2005-2013) благодаря Интернету и сетевой организации давало активистам достаточно широкую свободу действий и автономию. Некоторые сторонники могли жаловаться на отсутствие помощи со стороны партийного центра [Тгопсош, 2018], который состоял только из Б. Грилло, Дж. Казаледжо и сотрудников ИТ-компании «Казаледжо Асочати». В начальный период появились поводы для критики Д5З с точки зрения демократичности и прозрачности политического процесса внутри партии: изгнания членов партии, обвинения в авторитарном стиле управления, непрозрачные онлайн-праймериз кандидатов на парламентские выборы [Смирнова, 2019: 157-158].

Избрание крупной группы членов партии в парламент в 2013 г. угрожало расколом между институционально укорененными верхами и более радикальными низами. Помимо этого, парламентарии конфликтовали с руководством «Движения» из-за кодекса поведения и стремления Б. Грилло и Дж. Казаледжо контролировать дея-

тельность депутатов и сенаторов [Ieraci et al., 2018]. В видении основателей Д5З парламентарий получал императивный мандат спикера от лица избирателей, которые устанавливали строгие правила поведения, в частности запрет на появление в ток-шоу, потолок доходов в 5 тыс. евро и отказ от денежных бонусов1. Б. Грилло и Дж. Казаледжо только фиксировали эту волю в качестве гарантов ценностей партии, самолично наказывали за отход от идей «Движения», но заявляли, что у организации нет лидеров. Дж. Казаледжо говорил, что Д5З подобны гражданскому движению «Захвати Уолл-стрит» (Occupy Wall Street)2, а идея лидерства чужда прямой демо-кратии3.

В 2014 г. для решения проблемы взаимоотношений руководства партии с парламентариями был создан оперативный комитет из пяти человек, отобранных Б. Грилло и утвержденных онлайн-голосованием. Члены нового органа стали официальными представителями «Движения» и координаторами парламентской фрак-ции4. К 2016 г. выросло разнообразие среди тех, кого сторонники Д5З были готовы назвать своими «любимыми политиками или лидерами». Рейтинг депутата и члена оперативного комитета Луиджи Ди Майо был выше (50%), чем у Б. Грилло (10%) [Bordignon, Ceccarini, 2015]. В 2015 г. на логотипе партии ссылка на блог последнего сменилась ссылкой на блог «Движения». К середине легислатуры началась смена поколений среди лидеров, которая отразилась на внутренней динамике. Если в начальный период публичным лицом и необъявленным лидером был Б. Грилло, то теперь вперед выдвинулись парламентарии - самые интегрированные в режим представители партии, способные с согласия основателей превратить Д5З в более мейнстримную организацию.

Эволюция «Движения» проходила болезненно и вызывала конфликты сторонников более традиционной организации с теми, кто стремился сохрантть изначальный радикальный популистский заряд. В частности, условные ортодоксы были недовольны членом оперативного комитета Л. Ди Майо5.

В сентябре 2016 г. из-за трений между институционалистами и ортодоксами и кончины Дж. Казаледжо Б. Грилло вернул управление «Движением» в свои руки и

1 Codice di comportamento eletti MoVimento 5 Stelle in Parlamento. URL: https ://web. archive.org/web/20130318221521/https://beppegrillo. it/movimento/codice_comporta mento_parlamentare.php (дата обращения: 18.07.2023).

2 L'intervista di Gianroberto Casaleggio al Fatto Quotidiano. URL: https://beppegrillo.it/lintervista-di-gianroberto-casaleggio-al-fatto-quotidiano/ (дата обращения: 11.03.2023).

3 La democrazia va rifondata - intervista a Gianroberto Casaleggio. URL: https://beppegrillo.it/la-democrazia-va-rifondata-intervista-a-gianroberto-casaleggio/ (дата обращения: 18.07.2023).

4 RISULTATI - Consultazione Online - Comunicato politico numero cinquantacinque. URL: https://www.ilblogdellestelle.it/2014/11/consultazione_online_-_comunicato_politico_numero_cinquantacinque.html (дата обращения: 11.03.2023).

5 La rivolta M5S contro Di Maio. URL: https://www.lastampa.it/politica/2016/10/20/news/la-rivolta-m5s-contro-di-maio-1.34789380/ (дата обращения: 11.03.2023).

объявил вторую фазу жизни Д5З, называя себя не просто гарантом, а политическим лидером1. Централизация внутри партии начала набирать обороты.

В парламентский период расширился инструментарий электронной демократии. Раньше у активистов были только блог Б. Грилло, группы в социальной сети Meetup и прочие социальные сети. В 2013 г. была запущена Операционная система «Движения пяти звезд» (ОС Д5З). Новое приложение позволяло выбирать кандидатов на выборы, представителей партии на местном уровне, обсуждать законопроекты и собирать пожертвования на электоральную кампанию2. В апреле 2016 г. вышла новая версия ОС Д5З под названием «Руссо». Ответственным за цифровую политику партии после смерти Дж. Казаледжо стал его сын Давиде.

«Руссо» предлагала более широкий функционал: участие в написании законов по предложениям представителей Д5З разного уровня и голосованиях; предложение законопроектов; обмен опытом среди активистов; сбор средств и т. д. В 2017 г. Д. Казаледжо перечислял достижения «Движения» в деле электронной демократии: на платформе обсуждалось более 250 законопроектов, насчитывавших около 80 тыс. поправок и предложений к ним; 170 тыс. человек состояло в 1,4 тыс. группах Meetup в 1,1 тыс. городах; финансирование партии осуществлялось микропожертвованиями3. В 2017 г. вышла «Руссо 2.0», позволившая незарегистрированным пользователям следить за активностью на платформе. К 2018 г. «Движение» с помощью ОС Д5З создало для сторонников невиданные для Италии условия участия граждан в политической жизни.

Однако одной из главных проблем «Движения» была фигура Д. Казаледжо. В 2018 г. журналисты опубликовали устав «Ассоциации Руссо», управлявшей ОС Д5З и возглавляемой Давиде4. Этот документ и устав Д5З 2017 г. заставляли усомниться в намерениях Д. Казаледжо. «Движение» и «Ассоциация» связывались вместе юридически (без изменения устава партия не могла отказаться от сотрудничества с Д. Казаледжо), финансово (парламентарии были обязаны платить из своей зарплаты взносы на покрытие расходов «Ассоциации»), технически (Д5З была обязана использовать «Руссо», при этом приложение не находилось под его контролем). Другими словами, парламентарии платили Д. Казаледжо за администрирова-

1 Italia 5 Stelle, Grillo: «Sono tomato a tempo pieno, dobbiamo ricompattarci. Oggi il No e la prn alta forma di politica». URL: https://www.ilfattoquotidiano.it/2016/09/24/italia-5-stelle-grillo-e-ora-di-ricompattarci-sono-tomato-atempo-pieno-oggi-il-no-e-la-piu-alta-forma-di-politica/3054342/ (дата обращения: 08.05.2022).

2 Che cos'e? Una piattaforma? Un portale? No, e il Sistema Operativo del M5S. URL: https://beppegrillo.it/che-cose-una-piattaforma-un-portale-no-e-il-sistema-operativo-del-m5s/ (дата обращения: 11.03.2023).

3 How Italians Learned To Govern Themselves Through Technology. URL: https://www.huffpost.com/entry/five-star-movement-

internet_b_58cb008ae4b0be71dcf3048d?px5zk8c6k31w3tyb9= (дата обращения: 11.03.2023).

4 Esclusiva: cosi Davide Casaleggio e diventato il padrone del M5s. URL: https://www.ilfoglio.it/politica/2018/01/31/news/m5s-associazione-rousseau-davide-casaleggio-176085/ (дата обращения: 11.03.2023).

ние непрозрачной платформы1, а также были обязаны пользоваться «Руссо», которая не была им подконтрольна.

Вторая проблема была связана с приватностью и защищенностью данных. Уже праймериз кандидатов на выборы 2013 г. вызвали вопросы по поводу прозрачности процедур голосования [Смирнова, 2019]. В августе 2017 г. злоумышленник получил ключи администратора и завладел базой данных пользователей «Руссо». В сентябре, после праймериз лидера «Движения», тот же хакер заявил, что с помощью взломанных аккаунтов голосовал за победившего Л. Ди Майо. В 2017 г. вышел отчет Управления по защите личных данных (Garante per la protezione dei dati personali, GPDP), в котором утверждалось, что во время голосования на платформе каждый голос пользователя привязывался к его идентификационным данным. Это позволяло администраторам отслеживать, кто и как голосовал2. Таким образом, под вопрос ставились защищенность платформы, анонимность голосования и отсутствие манипулирования результатами со стороны администрации.

Среди других недостатков «Руссо» пользователи отмечали трудности со входом на платформу, запоздавшие уведомления, поздно объявленные сроки голосования, скоротечность онлайн-консультаций, монополию администрации на выбор тем голосования, асимметричную информацию, подсвечивавшую предпочтительные руководством варианты. Реакцией было падение явки на голосованиях: в 2012 г. явка на выборах составила 60%, в 2013 г. - 46%, в 2014-2015 гг. - около 30%, в 2016 г. -22%, в 2017 г. - 14,7% [Mosca, 2020]. М. Дезериис утверждает, что политический идеал «Движения» ближе к прямому парламентаризму, а не к прямой демократии: партийные верхи оставляют за собой совещательную и представительную функции, принимают решения и задают общий вектор, а низы выбирают между заданными альтернативами [Deseriis, 2017]. К. Стокман и В. Скалиа провели параллели между «Руссо» и трактатом «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо. В произведении главный герой проходит обучение под строгим руководством педагога, который определяет, каким образом юноша должен выстраивать свою жизнь, что, где и как учить, выстраивая вокруг подопечного управляемую среду. Подобным образом руководство Д5З создало для своих сторонников целиком и полностью контролируемую цифровую среду мнимой свободы [Stockman et al., 2020].

Централистские тенденции в электронной демократии сопровождались централизацией партийной организации. В сентябре 2017 г. состоялись онлайн -праймериз кандидатов на пост лидера «Движения». Это событие показало асимметричность отношений верхов и низов: подать заявку на праймериз мог любой зарегистрированный пользователь, но в итоговом голосовании участвовали во-

1 «Руссо» не была платформой с открытым исходным кодом, доступным для независимой проверки.

2 Provvedimento su data breach - 21 dicembre 2017 [7400401] - Garante Privacy. URL: https://www.garanteprivacy.it/web/guest/home/docweb/-/docweb-display/docweb/7400401 (дата обращения: 11.03.2023).

семь человек. Конкуренция отсутствовала: с Л. Ди Майо не мог состязаться никто из кандидатов1.

Централизацию закрепил новый устав, опубликованный в декабре 2017 г. Документ устанавливал иерархическую структуру Д5З, обязанности руководства и коллективных органов. Во главе находился политический лидер, наделенный «всеми необходимыми полномочиями обычного управления». Б. Грилло занимал должность гаранта ценностей - обладателя права бесспорного толкования устава2. Руководящие должности стали в той или иной степени выборными, а у низов появились более конкретные способы повлиять на верхи. Однако новый устав кодифицировал существующие правила и закреплял централизацию сильного руководства и наделение его дискреционными полномочиями. Кроме того, процесс реформы был осуществлен сверху без участия простых членов Д5З [Bordignon et я1., 2018]. К выборам 2018 г. «Движение» подошло не как антиорганизация, а как политическая партия со сформированными и утвержденными органами власти, партийной иерархией и внутренними правилами.

Правительственный этап (2018—2022)

Выборы 2018 г. не выявили явного победителя: «Движение», правая и левая коалиции снова раздели примерно по трети голосов. Однако в этот раз Д5З трижды вступило в различные правительства. Это ускорило институционализацию организации, которая становилась полноценной частью политического режима.

Интеграция в мейнстрим, ускоренная бременем партии правительственного большинства, вызвала еще больше внутренних противоречий. В 2019 г. 70 парламентариев «Движения» (около трети всех депутатов и сенаторов3) выпустили манифест с критикой руководства4. Недовольные члены партии требовали пересмотра устава и структуры Д5З: устранения должности политического лидера, введения коллегиальных органов управления на национальном, региональном и провинциальном уровне. Организацию необходимо было реорганизовать по принципу «снизу» (как якобы задумывали основатели): низовые активисты, а не партийные верхи должны определять политический вектор «Движения». Парламентарии требовали

1 M5s, Di Maio eletto candidato premier e nuovo capo político. Ma alle primarie votano solo in 37 mila. URL: https://www.repubblica.it/politica/2017/09/23/news/rimini_griUo_canta_il_rock_sul_palco_di_ri mini_fico_giu_dal_palco_anche_oggi-176268214/ (дата обращения: 11.03.2023).

2 Statuto dell'associazione denominata MoVimento 5 Stelle. URL: https://web.archive.org/web/20180123190625/https://s3-eu-

west1.amazonaws.com/associazionerousseau/documenti/statuto_MoVimento_2017.pdf (дата обращения: 11.03.2023).

3 На выборах 2018 г. Д5З получило 227 мест из 630 в нижней палате парламента и 112 из 321 в верхней.

4 Carta di Firenze 2019. URL: https://web.archive.org/web/20191004142326/https://cartadifirenze2019.it/wpcontent/uploads/20 19/10/CARTA-DI-FIRENZE-2019.pdf (дата обращения: 12.03.2023).

вывести «Руссо» из-под единоличного управления Д. Казаледжо и передать под контроль Д5З. В 2020 г. вышел еще один проект реформ, написанный тремя сенаторами, требовавшими коллегиального управления и контроля «Движения» над «Руссо»1.

В 2019 г. GPDP расследовало деятельность платформы в связи с неавторизованной передачей данных пользователей третьим лицам (Б. Грилло). «Руссо» собирала из сторонних социальных сетей информацию о пользователях и о их друзьях, что было незаконно, т. к. последние не давали своего согласия на обработку данных. Осенью 2020 г. Д. Казаледжо пригрозил изгнать из Д5З 48 парламентариев из 294 за отказ платить отчисления на покрытие расходов «Ассоциации»2. В октябре 20 парламентариев написали очередное критическое письмо: «Ассоциация» должна стать поставщиком услуг, работающим по формальному контракту, а финансирование ОС Д5З должно поступать на специальный счет «Движения». Таким образом, к концу 2020 г. множество парламентариев и низовых членов Д5З были недовольны руководством (среди прочего из-за авторитарных методов управления), администрированием «Руссо», недостаточным политическим участием.

Попыткой решения проблем стал созыв руководством Генеральных штатов -собраний, в ходе которых сторонники Д5З предлагали идеи реформирования партии. Обсуждения начались на межпровинциальном и региональном уровнях, а после состоялось общее собрание в Риме. В итоговой декларации было заявлено, что все органы Д5З должны быть коллегиальными, прямая демократия остается руководящим принципом «Движения»3, «Руссо» должна функционировать в соответствии с контрактом или партнерским соглашением, а работа платформы должна быть прозрачной. Эти положения были одобрены голосованием в ходе второго этапа Генеральных штатов в декабре 2020 г.

Однако правительственный кризис в начале 2021 г. заставил руководство Д5З вместо проведения внутренних реформ заняться образованием правительственного большинства. После встречи лидеров партии (Б. Грилло, временно исполняющий обязанности политического лидера, Вито Крими, руководитель парламентских фракций) с Марио Драги пользователям «Руссо» предложили ответить на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что "Движение" поддержит технополитическое правительство, которое создаст суперминистерство экологического перехода и защитит основные результаты работы, достигнутые "Движением", с другими политическими силами,

1 M5S, il documento dei senatori: i 5 punti per cambiare. URL: https://www.adnkronos.com/m5s-il-documentodei-semtori-i-5-punti-per-cambiare_5HLKozyD3QH2iQfANfXjGD?refresh_ce (дата обращения: 12.03.2023).

2 Offensiva di Casaleggio contro i ribelli: «Ecco i nomi dei parlamentan morosi». URL: https://www.lastampa.it/cronaca/2020/09/15/news/offensiva-di-casaleggio-contro-i-ribeUi-ecco-i-nomi-dei-parlamentari-morosi1.39306717/ (дата обращения: 12.03.2023).

3 Stati Generali: il documento di sintesi. URL: https://www.ilblogdellestelle.it/2020/11/stati-generali-il-documento-di-sintesi.html (дата обращения: 12.03.2023).

выбранными исполняющим обязанности премьер-министра Марио Драги?»1. В этой формулировке проявилась асимметричность голосований Д5З: руководство не только определяет повестку, но и намекает на правильные ответы. Поддержка М. Драги стала переломным моментом для «Движения». Оно согласилось вступить в широкую коалицию во главе с европейским технократом.

Весной - летом 2021 г. вновь разгорелся конфликт между руководством Д5З и Д. Казаледжо из-за неуплаты долгов парламентариями. Партия в ответ обвинила «Ассоциацию» в отсутствии нейтральности при администрировании платформы2. 5 июня Д. Казаледжо объявил, что уходит из Д5З: «Это больше не "Движение", и я уверен, что даже мой отец не узнал бы его»3. Вскоре для проведения онлайн-консультаций Д5З переехало с «Руссо» на платформу «Скайвоут» (Skyvote), управляемую итальянской компанией «Мультикаст» (Multicast). Данные пользователей стали храниться отдельно на сервисе «Оду» (Odoo), который на территории Италии администрировала компания «Иза» (Isa). Таким образом Д5З пыталось решить проблему анонимности и независимости голосования: данные содержались отдельно от платформы, а руководство и влиятельные партийные фигуры не имели возможности напрямую повлиять на процесс.

Однако смена платформы уже не влияла на роль электронной и прямой демократии в жизни Д5З. К этому времени «Руссо» была не столько цифровой агорой, сколько инструментом утверждения принятых руководством решений. Система работала так, что политический контроль и определение вектора развития партии закрепились в руках руководства.

С весны 2021 г. лидеры Д5З вели переговоры с бывшим премьер-министром Джузеппе Конте о руководстве и реформировании партии. В конце июня Б. Грилло обвинил Дж. Конте в том, что он не понимает, чем является «Движение» и намерен создать «партию одного человека, управляемую уставом семнадцатого века»4. Бывший премьер-министр ответил: «У политической силы, стремящейся возглавить страну, не может быть полулидера»5. В июле прошли голосования за новый устав партии, предложенный Дж. Конте, и безальтернативные выборы нового руководителя.

Устав изменил значение пяти звезд в названии партии: они стали отражать ле-возеленую, социал-демократическую повестку. Сетевая связь через Интернет, ассо-

1 Domani 11 febbraio votazione su Rousseau su Governo. URL: https://www.ilblogdellestelle.it/2021/02/domani-11-febbraio-votazione-su-rousseau-su-govemo-draghi.html (дата обращения: 21.07.2023).

2 Rousseau divorzia da M5s: «Cambiamo strada». URL: https://www.agi.it/politica/news/2021-04-23/rousseau-scaricavertici-m5s-12285938/ (дата обращения: 12.03.2023).

3 Il fu MoVimento 5 Stelle. URL: https://www.ilblogdellestelle.it/2021/06/il-fumovimento-5-stelle.html (дата обращения: 12.03.2023).

4 Italy's 5Stars in turmoil after founder rejects plans for reboot. URL: https://www.politico.eu/article/italys-5stars-in-turmoil-after-founder-rejects-plans-for-reboot-beppe-grillo-giuseppe-conte/ (дата обращения: 21.07.2023).

5 Italy's Conte lays down conditions for becoming leader of 5Stars. URL: https://www.politico.eu/article/conte-5stars-movement-italy-draghi/ (дата обращения: 21.07.2023).

циируемая с техноутопизмом, перестала быть одной из звезд. Новый устав расширял централистскую структуру Д5З1 и добавлял новые органы управления. Было разрешено создавать ассамблеи на локальном уровне, но они заменили группы Meetup и нужны были, чтобы окончательно устранить автономию сообществ и подчинить их партийной дисциплине. Значительно возросла роль политического лидера, который стал называться президент, или председатель2, - единственного ответственного за определение и осуществление политического направления деятельности Д5З. Председатель решает, как строятся отношения с другими политическими силами (контроль над формированием коалиций), управляет комитетом по территориальным отношениям (стоящим над локальными ассамблеями), может назначать координаторов «Движения» на региональном, провинциальном и муниципальном уровнях, а также направляет и координирует коммуникации «Движения», отвечая таким образом за информационную политику партии.

Заключение

Первые руководители сравнивали «Движение пяти звезд» с Occupy Wall Street, но после выборов 2013 г. партия стремительно пошла навстречу институционали-зации, что вызвало глубокие перемены в организационной структуре и процессах политического участия.

В 2017 г. оформилась новая организационная структура, которая демонстрировала централистские тенденции руководства Д5З. Новый устав 2021 г. сосредоточил в руках центра еще больше власти. За это время значительно изменилась электронная демократия «Движения»: в 2013 г. была запущена ОС Д5З, в 2015-2016 гг. - «Руссо», в 2021 г. партия перешла на Skyvote. Однако революционные по своим возможностям платформы стали средством закрепления решений, уже принятых партийным руководством. Прямая и электронная демократия все меньше волновала лидеров «Движения», которые переключились на проблемы социально-экономической справедливости. Итальянский Occupy Wall Street слился с политическим режимом и стал политической партией с четкой организационной структурой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Смирнова А.А. (2019) Джанроберто Казаледжо и его роль в создании «Движения 5 звёзд» в Италии. Исторический журнал: научные исследования. № 1. С. 151-161. DOI: 10.7256/2454-0609.2019.1.28339

Bordignon F., Ceccarini L. (2015) The five stars continue to shine: the consolidation of Gril-lo's «movement party» in Italy. Contemporary Italian Politics. No. 2. P. 131-159. DOI: 10.1080/23248823.2016.1202667

1 Statuto del MoVimento 5 Stelle. URL: https://www.movimento5stelle.eu/wp-content/uploads/2022/04/STATUTO-M5S-in-vigore-dal-11 -marzo-2022.pdf (дата обращения: 21.07.2021).

2 На итальянском языке - presidente. Так же именуются премьер-министр (Presidente del Consiglio dei Minisrti), губернаторы, спикеры обеих палат парламента и президент Республики.

Bordignon F., Ceccarini L. (2018) Towards the 5 star party. Contemporary Italian Politics. No. 4. P. 342-360. DOI: 10.1080/23248823.2018.1544351

Gidron N., Bonikowski B. (2014) Varieties of Populism: Literature Review and Research Agenda. Weatherhead Working Paper Series. No. 13-0004. Weatherhead Center for International Affairs, Harvard University, Cambridge, USA. 39 p. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2459387

Deseriis M. (2017) Direct Parliamentarianism: An Analysis of the Political Values Embedded in Rousseau, the «Operating System» of the Five Star Movement. JeDEM - EJournal of EDemoc-racy and Open Government. № 2. P. 47-67. DOI: https://doi.org/10.29379/jedem.v9i2.471

Ieraci G., Toffoletto R. (2018) From Movement to Party. MeetUp groups, Policies and Conflict in the Organisational Development of the Italian Five Stars Movement (2008-2014). Quad-erni di Scienza Politica. No. 3. P. 399-422.

Lupia A., Matsusaka G. J. (2004) Direct Democracy: New Approaches to Old Questions. Annual Review of Political Science. No. 7. P. 463-482. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.poliscL7.012003.104730

Mohrenberg S., Huber R., Freyburg T. (2019) Love at First Sight? Populism and Direct Democracy. SSRN. 20.05. URL: https://ssrn.com/abstract=3375589 (accessed: 10.03.2023).

Mosca L. (2020) Democratic vision and online participatory spaces in the Italian Movimento 5 Stelle. Acta Politica. No. 6. P. 1-18. DOI: https://doi.org/10.1057/s41269-018-0096-y

Stockman C., Scalia V. (2020) Democracy on the Five Star Movement's Rousseau platform. European Politics and Society. No. 5. P. 603-617. DOI: 10.1080/23745118.2019.1705564

Tronconi F. (2018) The Italian Five Star Movement during the Crisis: Towards Normalisation? South European Society and Politics. No. 1. P. 163-180. DOI: 10.1080/13608746.2018.1428889

Van Dijk J.A.G.M. (2012) Digital Democracy: Vision and Reality. Volume 19: Public Administration in the Information Age: Revisited. Ed. by I. Snellen, M. Thaens, W. van de Donk. IOS Press, Amsterdam, Netherlands. P. 49-62. DOI: 10.3233/978-1-61499-137-3-49

Direct and Digital Democracy in the Ideology and Politics of the Five Star Movement

I.Yu. Vakhrushev

PhD candidate, RANEPA, Department of General History 82-1, Vernadskogo ave., Moscow, Russia, 119571 E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyses the role of direct and e-democracy in the ideology and political practice of the Italian populist party Five Star Movement (M5S). Founded as a party in 2009, Movement stood out among European populists with its pronounced left-green agenda aimed at solving local problems of an urban nature. However, an even more remarkable feature of the Five Stars has become an equally clearly noticeable technoutopianism mixed with direct democracy, which argues for the need to expand democratic participation for ordinary citizens through the tools of direct democracy and digital technologies. Based on the study of primary sources (party documents, Beppe Grillo's blog and the official party blog), as well as text media materials, an attempt is made to trace how during two periods of activity of Five Star Movement in 2013-2022 the attitude of the party leaders to the role of direct and electronic democracy in the political activity of Five Stars gradually changed. The article analyses changes in Five Star Movement's organisational structure and tools of the e-democracy in the course of

the development of the party and its institutionalisation into the Italian party-political system. The article concludes that with the process of Five Stars' incorporation into the political regime, the party has pushed technoutopianism out of its agenda and practice, strengthening party centralisation. Thus, innovative practices in the digitalisation of the political process did not lead to a real expansion of democratic participation, but were subordinated to a party discipline.

Key words: Italy, populism, direct democracy, Five Star Movement, Beppe Grillo, Gianroberto Casaleggio

DOI: 10.31857/S0201708324010169

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Bordignon F., Ceccarini L. (2015) The five stars continue to shine: the consolidation of Gril-lo's «movement party» in Italy, Contemporary Italian Politics, 2, pp. 131-159. DOI: 10.1080/23248823.2016.1202667

Bordignon F., Ceccarini L. (2018) Towards the 5 star party, Contemporary Italian Politics, 4, pp. 342-360. DOI: 10.1080/23248823.2018.1544351

Deseriis M. (2017) Direct Parliamentarianism: An Analysis of the Political Values Embedded in Rousseau, the «Operating System» of the Five Star Movement, JeDEM - EJournal of EDemoc-racy and Open Government, 2, pp. 47-67. DOI: https://doi.org/10.29379/jedem.v9i2.471

Gidron N., Bonikowski B. (2014) Varieties of Populism: Literature Review and Research Agenda, Weatherhead Working Paper Series, No. 13-0004, Weatherhead Center for International Affairs, Harvard University, Cambridge, USA. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2459387

Ieraci G., Toffoletto R. (2018) From Movement to Party. MeetUp groups, Policies and Conflict in the Organisational Development of the Italian Five Stars Movement (2008-2014), Quad-erni di Scienza Politica, 3, pp. 399-422.

Lupia A., Matsusaka G. J. (2004) Direct Democracy: New Approaches to Old Questions, Annual Review of Political Science, 7, pp. 463-482. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.poliscL7.012003.104730

Mohrenberg S., Huber R., Freyburg T. (2019) Love at First Sight? Populism and Direct Democracy, SSRN, 20.05.URL: https://ssrn.com/abstract=3375589 (accessed: 10.03.2023).

Mosca L. (2020) Democratic vision and online participatory spaces in the Italian Movimento 5 Stelle, Acta Politica, 6, pp. 1-18. DOI: https://doi.org/10.1057/s41269-018-0096-y

Smirnova A. A. (2019) Dzhanroberto Kazaledzho i ego rol' v sozdanii «Dvizheniya 5 zvyozd» v Italii [Gianroberto Casaleggio and his role in the creation of the 5 Star Movement in Italy], Is-toricheskijzhurnal: nauchnye issledovaniya, 1, pp. 151-161. DOI: 10.7256/2454-0609.2019.1.28339 Stockman C., Scalia V. (2020) Democracy on the Five Star Movement's Rousseau platform, European Politics and Society, 5, pp. 603-617. DOI: 10.1080/23745118.2019.1705564

Tronconi F. (2018) The Italian Five Star Movement during the Crisis: Towards Normalisation? South European Society and Politics, 1, pp. 163-180. DOI: 10.1080/13608746.2018.1428889

Van Dijk J.A.G.M. (2012) Digital Democracy: Vision and Reality, in Snellen I., Thaens M., van de Donk W. (ed.) Volume 19: Public Administration in the Information Age: Revisited, IOS Press, Amsterdam, Netherlands, pp. 49-62. DOI: 10.3233/978-1-61499-137-3-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.