22
Прозрачность регуляторных данных в сфере обращения лекарственных средств
Р. Р. Ниязов
ООО «Медикал Девелопмент Эдженси», Москва, Россия
Информированное принятие решений - одно из необходимых условий их обоснованности. В основе этого процесса лежат прозрачность и гласность, которые обеспечивают плодотворную работу системы обращения лекарственных средств и являются ее неотъемлемыми элементами. Механизмы обеспечения прозрачности и гласности многообразны и часто вплетены в правовые нормы, регламентирующие обращение лекарственных средств. В статье рассмотрены основные способы информационного обмена между участниками системы, включая принципы принятия решений, доступа к информации, выработки согласованной политики и симметричного общения. Система, созданная с учетом этих принципов, позволяет эффективно удовлетворять нужды населения и системы здравоохранения, а также обеспечивает результативную работу добросовестных представителей фармацевтической отрасли.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общественный контроль, прозрачность, гласность, охрана здоровья населения, раскрытие информации, конкуренция.
Transparency of Regulatory Data in Governing of Medicinal Products
R. R. Niyazov
«MEDIKAL Development Agency», Moscow, Russia
Informed decision-making is an essential element of any justified decision. This is based on transparency and openness which allow for efficient operation of the medicinal products circulation system and constitutes essential elements of the latter. Various mechanisms are intended to ensure transparency and openness. In many cases they are contained in legal acts governing medicinal products. In this paper, important means of communication between main participants of the system are described, including rules of decision-making, access to information, policy-making, and proportionate dialogue. Where system is based on these rules, it efficiently satisfies public health needs and those of healthcare system, as well as ensures high performance of bona fide manufacturers and other members of the pharmaceutical industry.
KEYWORDS: social control, transparency, openness, public health protection, public disclosure, competition.
2 ВВЕДЕНИЕ
Информированное принятие решений - одно из
о необходимых условий их обоснованности. Решения, ш
2 принятые на основании всех имеющихся на момент ^ их принятия данных, позволяют достигать поставленных целей. Кроме того, чем более понятны про-ш цедуры принятия решения, а также круг лиц, пря-° мо или косвенно участвующих в их принятии, тем выше вероятность того, что оно будет взвешенным,
сЕ беспристрастным и направленным на благо всего
0
с; населения.
1 В здравоохранении, включая обращение лекар-^ ственных средств, такие решения могут быть очень
значимы для большинства населения. Следователь-
о но, в первую очередь, именно население должно
быть заинтересовано в гласности, прозрачности и
р- понятности принятия решений по вопросам, каса-ш
^ ющимся вывода лекарственных средств на рынок,
и смежным проблемам (например, по определению условий отпуска, проведению клинических исследований, внесению изменений в регистрационное досье и т. п.). Следует отметить, что в целесообразности и взвешенности принимаемых решений заинтересованы не только широкие круги населения
- потребители лекарственных средств, но также медицинские работники, держатели регистрационных удостоверений, производители лекарственных препаратов (ЛП) и другие лица, участвующие в системе обращения.
На сегодняшний день вопрос прозрачности обращения лекарственных средств в РФ проработан недостаточно глубоко и требует совершенствования в свете лучших практик. Вместе с тем в рамках создаваемого Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) единого рынка ЛП, запуск которого ожидается в 2016
- 2017 гг., предусмотрены определенные меры, на-
правленные на повышение гласности и прозрачности, а значит, и понятности принимаемых решений в этой сфере. Поскольку за основу формирования правил в рамках ЕАЭС его государства-члены взяли лучшие зарубежные практики, включая ряд положений законодательства Европейского союза (ЕС), целесообразно на примере последних рассмотреть, за счет каких инструментов обеспечивается прозрачность в сфере обращения ЛП за рубежом.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПРОЦЕДУР И ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТАХ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И США
В ЕС принцип прозрачности процедур заложен его учредительными документами - в Договоре о Европейском союзе во втором абзаце статьи 1 декларируется: «...принятие решений осуществляется при как можно более полном соблюдении принципа гласности и в максимально возможной степени приближено к гражданам» [1].
В развитие этого положения Европейский парламент и Европейский совет приняли Регламент (ЕС) № 1049/2001 о публичном доступе к документам Европейского парламента, Совета и Европейской комиссии [2]. В дальнейшем был принят Регламент (ЕС) № 726/2004, в котором были определены полномочия Сообщества по регистрации и надзору обращения ЛП для медицинского и ветеринарного применения и объявлено об учреждении Европейского агентства по лекарственным средствам(ЕМА) [3]; при этом устанавливалось (статья 73), что нормы Регламента (ЕС) № 1049/2001 о публичном доступе к документам распространяются также и на документы ЕМА. Кроме того, часть 2 статьи 80 Регламента (ЕС) № 726/2004 гласит: «Внутренние правила и процедуры Агентства, его комитетов и рабочих групп должны быть общедоступны в Агентстве и в сети Интернет».
Прозрачность в сфере обращения лекарственных средств в Европейском союзе обеспечивают следующие правовые и информационные инструменты:
1) подробная регламентация процедуры принятия решений о регистрации, включая сроки, круг лиц и их ответственность;
2) открытость информации для всех заинтересованных лиц, в том числе для населения, о ключевых аспектах обращения лекарственных средств, включая полный доступ к отчетам о клинических исследованиях;
3) участие всех заинтересованных сторон в выработке политики в сфере обращения лекарственных средств на всех уровнях, включая пациентов и медицинских работников, а не только производителей/
держателей регистрационных удостоверении, а также согласованность и предсказуемость дальнейшего развития «правил игры»;
4) обязательность обратной связи между различными звеньями системы регулирования обращения лекарственных средств с составлением публичных отчетов, а также между регуляторами и субъектами регулирования.
В США действуют аналогичные принципы. При этом правовой основой прозрачности и гласности служит Закон о свободе информации (Freedom of Information Act (FOIA)) [4]. Соответствующие уполномоченные федеральные органы составляют подзаконные акты в его развитие. В области обращения лекарственных средств таким органом является Администрация по пищевым продуктам и лекарственным средствам (FDA), за которой закреплены части 1-1300 титула 21 Свода федеральных регламентов. Основные нормы о публичности информации содержатся в секциях 10.1-10.206 и 20.1-20.120 указанного титула [5].
Остановимся на этих правовых инструментах более подробно.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Вопрос прозрачности принятия решений наиболее наглядно можно рассмотреть на примерецентрализо-ванной процедуры регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в Европейском союзе.
На веб-сайте EMA в разделе Human regulatory/ Pre-authorisation приводятся подробные рекомендации по срокам, форме, формату и другим аспектам подачи регистрационного досье. Информация о всех лекарственных препаратах, находящихся на экспертизе EMA, а также прошедших экспертизу EMA и ожидающих решения Европейской комиссии, доступна на веб-сайте.
Кроме того, о прохождении основных этапов экспертизы отдельного лекарственного препарата можно также узнать из повесток и протоколов заседаний Комитета по лекарственным препаратам для медицинского применения (КМЛП) EMA. КМЛП является основным научным подразделением EMA, составляющим заключения о научной обоснованности медицинского применения централизованно регистрируемых и уже зарегистрированных в ЕС лекарственных препаратов для медицинского применения. Кроме того, КМЛП играет роль последнего арбитра при возникновении разногласий по поводу ЛП, зарегистрированных в соответствии с процедурой взаимного признания или децентрализованной процедурой. Эти процедуры предусмотрены в отношении лекарственных препаратов, на которые не распространяется централизованная процедура.
23
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
24
CL
О
LQ _0 ш
X
ш
о ^
о
X
X
ш
о х
В связи со значимостью работы КМЛП его формирование регламентировано на законодательном уровне; кроме того, Регламентом (EC) № 726/2004 (статья 61, часть 8) определен регламент работы КМЛП, устанавливающий процедуры назначения и смены его председателя, процедуры голосования и составления заключений и т. д. [6]. Согласно части 3 статьи 5 указанного Регламента, все заключения КМЛП общедоступны и приводятся в составе европейских публичных экспертных отчетов (см. ниже).
Следует отметить, что КМЛП - коллегиальный научный орган, уполномоченный утверждать экспертные заключения. Поскольку в его состав входят представители государств-членов ЕС, внесшие большой вклад в становление экспертизы лекарственных средств и обладающие большим опытом, именно его, а не экспертную комиссию, европейский законодатель наделяет правом утверждения научных заключений. Сама экспертиза проводится экспертами, выбранными одним из членов КМПЛ - так называемым докладчиком. Эксперты представляют уполномоченный орган государства-члена ЕС. Докладчик же, помимо членства в КМЛП, как правило, по совместительству занимает высокий пост в уполномоченном/экспертном органе государства-члена ЕС.
Таким образом, заключение команды экспертов (expert team) после соответствующего рассмотрения в КМЛП утверждается последним (а не экспертами!) для передачи на дальнейшее рассмотрение вверх по иерархии. Кроме того, в сложных случаях (в том числе в 100% случаев регистрации) в дополнение к докладчику КМЛП назначает содокладчика, который проводит альтернативную экспертизу. Тем самым обеспечивается довольно высокий научный уровень заключения. Как было сказано ранее, все заключения, а также результаты голосования доступны на вебсайте EMA.
После утверждения заключения в EMA оно (1) передается в Европейскую комиссию, а именно в Генеральный директорат по здоровью и пищевой безопасности, являющийся в определенной мере эквивалентном Министерства здравоохранения. Европейская комиссия (2) осуществляет внутриведомственные согласования с другими директоратами, а затем готовит проект решения, который (3) передается на утверждение Постоянному комитету по ЛП для медицинского применения, учрежденному в соответствии со статьей 121 Директивы 2001/83/EC [7]. Постоянный комитет состоит из 321 представителя государств-членов ЕС и является коллегиальным органом, позволяющим государствам-членам контролировать (в пределах своих полномочий) принятие решений Европейской комиссией. Поскольку Постоянный комитет участвует в принятии решений, его работа регламентируется на законодательном уровне
[8, 9]. После одобрения проекта решения Постоянным комитетом (4) в него вносятся необходимые коррективы, далее (5) оно передается на подпись генеральному директору Генерального директората и (6) вступает в силу. На весь процесс - со дня передачи научного заключения ЕМА в Европейскую комиссию до подписания решения - уходит 52 дня. Подробное разъяснение процедур принятия решений в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения приводится в Пояснении для заявителей (том 2А, глава 6) [10].
Наконец, в соответствии с частью 2 статьи 11 Регламента (ЕС) № 726/2004, уведомление о регистрации публикуется в Официальном журнале Европейского союза - официальном издании, содержащем все правовые акты ЕС.
Таким образом, весь процесс высоко формализован, четко регламентируется и потому осуществляется достаточно слаженно и понятно. Помимо этого, он обеспечивает высокую компетентность принятия решений благодаря коллегиальности (не являющейся при этом причиной обструкции)и привлечению к работе как в ЕМА, так и в Постоянном комитете лучших научных кадров.
Прозрачность и гласность процедур принятия решений не единственный фактор, обеспечивающий прозрачность обращения ЛП. Немаловажным условием является открытость информации о ЛП и их производителях, ее доступность для населения, научного сообщества и представителей отрасли.
ОТКРЫТОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВ, НАСЕЛЕНИЯ
Лекарственный препарат - это продукт и информация о нем. Важность доступности информации о лекарственном препарате несомненна. Способы обеспечения доступа к ней целесообразно рассмотреть тоже на примере ЕС.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Регламента (ЕС) № 726/2004, в целях распространения информации о ЛП, зарегистрированных в Европейском союзе, ЕМА при сотрудничестве с государствами-членами ЕС и Европейской комиссией создало и поддерживает Европейский веб-портал лекарственных препаратов. В указанной статье Регламента приведен обязательный перечень всех публикуемых сведений, который, в числе прочего, включает протоколы и публичные резюме результатов пострегистрационных исследований безопасности, проводимых из фармаконадзор-ных соображений. Кроме того, публичной огласке предаются сведения о всех членах комитетов ЕМА, а также о всех экспертах, работающих в системе уполномоченных органов ЕС в сфере обращения лекарственных средств.
Одним из важнейших документов, публикуемых на веб-портале, является европейский публичный экспертный отчет (EPAR), составляемый по результатам экспертизы лекарственного препарата и содержащий:
1. резюме, составленное на общедоступном и понятном для населения языке и содержащее описание природы препарата, его назначения, способа применения, принципа действия, проведенных исследований препарата, его пользы и рисков, обоснования регистрации, а также мер, принятых для обеспечения безопасного и эффективного применения;
2. сводные регистрационные данные, включая регистрационный номер, дату регистрации, число пересмотров досье;
3. информацию о препарате, представленную в виде 4 дополнений:
• дополнение I: общая характеристика лекарственного препарата, эквивалентная инструкции по применению;
• дополнение II: (A) перечень производителей биологической фармацевтической субстанции и держателей лицензии на производство, ответственных за выпуск серий, (B) условия и ограничения по отпуску и применению [рецептурный статус], (C) прочие условия и требования, выдвинутые на момент регистрации, (D) условия или ограничения по безопасному и эффективному применению препарата, (E) специальное обязательство по принятию пострегистрационных мер при условной регистрации или регистрации в исключительных случаях;
• дополнение III: (A) маркировка всех упаковок, (B) листок-вкладыш;
• дополнение IV: научное заключение и основания для внесения изменений в регистрационное досье;
4. все зарегистрированные формы выпуска препарата;
5. историю проведения экспертизы, а также документы, касающиеся предрегистрационного этапа:
• описание хода экспертизы (включая даты отправки замечаний и получения ответов на запрос, даты проведения заседаний КМЛП);
• научное заключение, содержащее краткое описание проведенных исследований и испытаний для подтверждения безопасности, эффективности и качества препарата, а также разъяснение того, почему КМЛП счел, что польза от препарата превышает риски его применения при каждом из регистрируемых показаний к применению; если лекарственному препарату было отказано в регистрации или процедура регистрации была прекращена по инициативе заявителя, то составляется «отказной» экспертный отчет,
в котором указывается, какие из требований, предъявляемых к регистрации, не были выполнены заявителем.
Отчеты EPAR публикуются в реестре ЛП для медицинского применения, зарегистрированных по централизованной процедуре. Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 5 Регламента (ЕС) № 141/2000 [11], на веб-портале размещаются: реестр орфанных ЛП; каталог дефектуры (т. е. ЛП, находящихся в дефиците); планы исследований у детей (составляются согласно Регламенту (ЕС) № 1901/2006); реестр ЛП, регистрация которых была прекращена; перечень ЛП, подлежащих дополнительному наблюдению в связи с их повышенным риском для здоровья населения, а также реестр параллельной дистрибуции (реестр лекарственных препаратов, дистрибуция которых осуществляется по нескольким каналам, часть из которых не зависит от держателя регистрационного удостоверения).
Вторым важным аспектом прозрачности и доступности информации о ЛП является публичный доступ к данным о клинических исследованиях. С 1 мая 2004 г. - в соответствии со статьей 11 Директивы 2001/20/ЕС Европейского парламента и Совета от 4 апреля 2001 г. о согласовании законов, регламентов и административных положений государств-членов ЕС по введению надлежащей клинической практики при проведении клинических исследований ЛП для медицинского применения [12] - в Европейской экономической зоне ведется Реестр клинических исследований Европейского союза, содержащий резюме протоколов клинических исследований и соответствующих им резюме отчетов о клинических исследованиях (если исследование завершено). Эти данные позволяют медицинским работникам, ученым, производителям ЛП и всем заинтересованным гражданам отслеживать проводимые исследования, изучать их дизайн и оценивать полученные результаты. Публикация этих данных повышает общий уровень проводимых клинических исследований, поскольку подобная публичность служит барьером для различного рода ненадлежащих практик и ненаучных методов планирования и проведения исследований, а также интерпретации их результатов.
Реестр клинических исследований ЕС содержит сведения, извлеченные из базы данных EudraCT, являющейся закрытой и предназначенной исключительно для работы уполномоченных органов ЕС. Указанный Реестр входит в систему EudraPharm, созданную ЕМА в соответствии с пунктом «1» части 1 статьи 57 и частью 2 статьи 57 Регламента (ЕС) № 726/2004. EudraPharm будет содержать общие характеристики и листки-вкладыши лекарственных препаратов, зарегистрированных в ЕС по всем видам процедур регистрации. База этих данных раз-
25
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
26
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
рабатывается поэтапно. Сейчас в ней доступны только ЛП, зарегистрированные по централизованной процедуре, однако впоследствии туда попадут и остальные препараты, зарегистрированные по процедурам взаимного признания и национальным процедурам.
Вопрос общедоступности результатов клинических исследований решается в ЕС и с другой стороны. В 2014 г. Европейский парламент и Европейский совет, приняв во внимание мнение медицинских работников, научного сообщества, защитников общественных интересов, представителей отрасли, а также остальных органов ЕС, пришли к выводу, что интересы здоровья населения превышают коммерческие интересы производителей лекарственных средств, и, соответственно, включили положение об обязательной публикации отчетов о клинических исследованиях ЛП для медицинского применения в новый регламент (Регламент (EU) № 536/2014 Европейского парламента и Совета от 16 апреля 2014 г.), [13]. Эта мера предусмотрена статьей 81 указанного Регламента, который, как ожидается, начнет действовать лишь в 2018 г. в связи с пересмотром сроков вступления его в силу[14]. Он заменит собой Директиву 2001/20/EC.
По мнению EMA, публикация отчетов о клинических исследованиях (которые, в соответствии с руководством ICH E3 «Структура и содержание отчетов о клинических исследованиях» [15], также включают полные протоколы этих исследований) позволит:
• избежать дублирования клинических исследований, способствовать внедрению инноваций и разработке новых ЛП;
• обеспечить доверие населения и уверенность его в правильности процессов принятия решений, действующих в EMA;
• перепроверять ученым и исследователям данные клинических исследований.
Правило об обязательной публикации распространяется на отчеты о клинических исследованиях, содержащихся во всех регистрационных досье, поданных, начиная с 1 января 2015 г. [16]. Оно также будет распространяться на отчеты, поданные после 1 июля 2015 г., с целью добавления нового показания к применению или регистрации дополнительной лекарственной формы. Начало публикаций отчетов ожидается в сентябре 2016 г. [17], сама публикация будет происходить спустя 60 дней после выдачи регистрационного удостоверения.
Поскольку столь масштабное раскрытие коммерческой тайны разработчиков промышленных продуктов происходит впервые, следует признать, что EMA и Европейская комиссия проявляют сверхвысокую открытость при принятии всех решений по данному вопросу, в том числе и по техническим средствам пре-
доставления доступа к результатам клинических исследований неограниченному кругу лиц [17].
Следующий аспект открытости информации - это обеспечение доступа к информации о нежелательных реакциях, возникающих в связи с применением ЛП. В соответствии с частью 1 статьи 24 Регламента (ЕС) № 726/2004, ЕМА при сотрудничестве с государствами-членами ЕС и Европейской комиссией, создало и поддерживает базу данных Eudravigi1ance в целях обобщения сведений о фармаконадзоре за ЛП, зарегистрированными в Евросоюзе. Эти данные являются конфиденциальными и доступны только уполномоченным органам.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 24 (часть 2, абзацы 6 и 7) Регламента (ЕС) № 726/2004, ЕМА обязано предоставить медицинским работникам и населению публичный доступ к данным, содержащимся в базе данных Eudravigi1ance, в агрегированном формате и с объяснением способа их интерпретации. Эта часть базы выделена в отдельную «подбазу» и называется Европейской базой данных отчетов о подозреваемых нежелательных лекарственных реакциях. Она также содержит информацию для медицинских работников и населения о том, как можно сообщить о нежелательной реакции.
Кроме того, частные сведения по вопросам фар-маконадзора, связанные с применением отдельного лекарственного препарата или класса ЛП, подлежат опубликованию на Европейском веб-портале ЛП или национальных веб-порталах (часть 6 статьи 28 Регламента (ЕС) № 726/2004 и пункт «&> статьи 102 Директивы 2001/83/ЕС).
Немаловажную роль в обеспечении доверия медицинских работников и населения к действиям уполномоченных органов в ЕС играет информация о качестве ЛП, а также компонентов, входящих в их состав. Вопросы качества и производства ЛП всегда находились и продолжают находиться под защитой законодательства об охране промышленной и коммерческой собственности, поэтому в этой области в ближайшее время нельзя ожидать полной гласности. Однако такая гласность вполне уместна в отношении результатов проверки соответствующими уполномоченными органами выполнения производителями и дистрибьюторами ЛС правил надлежащей производственной практики ^МР) и надлежащих дистрибьюторских практик (GDP).
В соответствии с частью 6 статьи 111 Директивы 2001/83/ЕС, государства-члены ЕС обязаны вводить выдаваемые ими сертификаты о GMP и сертификаты о GDP в базу данных ЕС (EudraGMDP), администри-руемую ЕМА. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 52а Директивы 2001/83/ЕС, EudraGMDP должна также содержать сведения об импортерах, производителях и дистрибьюторах фармацевтических субстанций, в том числе:
• наименование или юридическое наименование и постоянный адрес производственных площадок;
• сведения о фармацевтических субстанциях, подлежащих импорту, производству или дистрибуции;
• данные о помещениях и технических средствах, позволяющих поименованным структурам вести свою деятельность.
Помимо этого, EudraGMDP содержит данные о лицензиях на производство и оптовую дистрибуцию, а также отчеты о несоответствии требованиям GMP и отчеты о несоответствии требованиям GDP.
Принимая во внимание множество уполномоченных органов, регулирующих обращение ЛП в зависимости от процедуры регистрации, неудивительно, что информация о ЛП содержится также и на других веб-сайтах. В частности, сведения о ЛП, зарегистрированных в соответствии с процедурой взаимного признания или децентрализованной процедурой, размещены на веб-сайте глав агентств по ЛП. На этом веб-сайте содержатся: информация о лекарственных препаратах, публичные экспертные отчеты, составленные по результатам упомянутых выше процедур, а также резюме о регистрируемом лекарственном препарате, включающее указание на референтное государство-член и государства-члены признания. Информация о лекарственном препарате (общая характеристика лекарственного препарата и листок-вкладыш), размещаемая на этом сайте, представляет собой своего рода типовую клинико-фарма-кологическую статью (ТКФС), поскольку не содержит торговые наименования. Важно отметить, что указанные документы в большинстве случаев гармонизированы во всем ЕС.
Наконец, по аналогии с Европейским веб-порталом лекарственных препаратов, в соответствии со статьей 106 Директивы 2001/83/EC, каждое государство-член ЕС должно создать и поддерживать национальный веб-портал ЛП, содержащий примерно такие же сведения, что и Европейский веб-портал ЛП, включая публичные экспертные отчеты и информацию о препаратах. Кроме того, согласно статье 125 той же директивы, все решения уполномоченных органов о регистрации, ее приостановлении, отмене и прекращении, а также о внесении изменений в регистрационное досье, продлении регистрации и смене держателя регистрационного удостоверения подлежат опубликованию в официальных изданиях соответствующих государств-членов.
Таким образом, прозрачность информации о ЛП и открытость принятия решений в области их обращения в ЕС обеспечиваются множеством правовых и технических инструментов. Следующим важным аспектом открытости информации является легитимация (признание законности) правил регулирования обращения ЛП; пути ее достижения представлены ниже.
ПАРИТЕТНОЕ УЧАСТИЕ В ВЫРАБОТКЕ ПОЛИТИКИ.СОГЛАСОВАННОЕ И ПРЕДСКАЗУЕМОЕ ДВИЖЕНИЕ В ВЫБРАННОМ НАПРАВЛЕНИИ
Совершенно очевидно, что вопросы обращения лекарственных средств затрагивают не только все население, но также систему здравоохранения, производителей лекарственных средств и их компонентов, дистрибьюторов, контрольно-надзорные и некоторые другие органы. Следовательно, создание справедливой системы обращения, которая бы удовлетворяла нужды населения и системы здравоохранения и при этом позволяла бы эффективно работать добросовестным представителям фармацевтической отрасли, требует участия всех заинтересованных лиц в выработке и реализации правил, регламентирующих функционирование всей системы. Это достигается:
• использованием соответствующих регламентов подготовки нормативно-правовых актов и научных руководств;
• наличием возможности свободного направления в вышестоящие инстанции замечаний и предложений, которые подлежат обязательному рассмотрению с последующим описанием предпринятых действий и указанием обоснованных и проверяемых причин этих действий (отклонение, полный или частичный учет);
• открытостью всего процесса нормотворчества, начиная с инициирования процесса и заканчивая принятием решения.
Органом, вырабатывающим политику в сфере обращения ЛП, является Европейская комиссия. В соответствии с Решением Совета 75/320/ЕЕС [18], в структуру Европейской комиссии введен Фармацевтический комитет для содействия ей в выполнении указанной функции. В частности, согласно части 2 статьи 2 Решения, Европейская комиссия обязана консультироваться с Фармацевтическим комитетом при подготовке проектов нормативно-правовых актов в сфере обращения лекарственных средств, включая все поправки к действующему законодательству [18]. Следует отметить, что Фармацевтический комитет состоит из ведущих экспертов по вопросам здоровья населения, работающих в правительствах государств-членов ЕС, что обеспечивает высокий уровень компетентности комитета в этой сфере.
Примером работы описанной системы может служить запущенная Фармацевтическим комитетом в 2011 г. процедура пересмотра Директивы по клиническим исследованиям (Директивы 2001/20/ЕС), что было отражено в протоколе 508-го заседания этого комитета, опубликованном на официальном веб-сайте Европейской комиссии [19]. В ходе широких обсуждений, предусматривающих обязательное проведение публичных слушаний, было принято решение,
27
ч
о
о. <
X
>
ч
*
ш 2
28
о. О ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
что Директива будет заменена регламентом, т. е. документом, напрямую действующим во всех государствах-членах ЕС и не требующим транспозиции (т. е. дублирования в национальном законодательстве). Проект регламента был подготовлен Европейской комиссией в 2012 г., и с этого момента, в соответствии с требованиями ранее упомянутого Регламента (ЕС) № 1049/2001, вся процедура обсуждения и принятия становится общедоступной на правовом портале ЕС - EUR-Lex [20]. В частности, на портале приведены все участвовавшие в обсуждении органы, их заключения и рекомендации, а также срок, в течение которого шла законотворческая деятельность [21]. Кроме того, обсуждение шло в академических кругах [22] и фармацевтической отрасли.
Выше были рассмотрены процедуры принятия нормативно-правовых актов. Вместе с тем, помимо законодательных документов, в сфере обращения лекарственных средств широко распространены научные руководства, регламентирующие планирование, проведение и интерпретацию научных экспериментов в целях подтверждения безопасности, эффективности и качества ЛП. Они разрабатываются на основании изученных закономерностей функционирования окружающего нас мира, т. е. являются объективными. Составлением научных руководств в сфере обращения лекарственных средств занимается ЕМА, а также Европейский директорат по качеству лекарственных средств и здравоохранению, который ведет Европейскую Фармакопею (последнюю можно рассматривать в качестве сборника научных руководств, каковыми являются фармакопейные статьи - научные стандарты, регламентирующие отдельные вопросы качества лекарственных средств). Кроме того, часть научных руководств, играющих значительную роль в обращении лекарственных средств и, соответственно, в охране здоровья населения, утверждается Европейской комиссией в качестве нормативных актов. Например, статус нормативного акта получили правила GMP в отношении ЛП для медицинского применения.
Процедуры составления научных руководств тоже регламентированы и предполагают многостадийный процесс, начинающийся с формулировки проблемы. На этом начальном этапе ЕМА подготавливает проект концепции научного руководства. Далее проект проходит публичное обсуждение и, в случае значимости проблемы для регулирования соответствующего аспекта обращения лекарственных средств, заканчивается утверждением разработанной концепции [например, 23]. Со дня утверждения концепции начинается составление проекта руководства - этим занимается одна или несколько рабочих групп в составе научных комитетов ЕМА. Впоследствии проект руководства утверждается на заседании соответствующего комитета и выносится на публичное обсужде-
ние [например, 24]. В случае большого числа критических отзывов такое публичное обсуждение может повторяться. Наконец, по результатам поступивших замечаний и предложений проект руководства дорабатывается, утверждается соответствующим научным комитетом и вступает в силу [например, 25]. Вместе с утверждением руководства ЕМА публикует обзор всех комментариев, поступивших в ходе научного обсуждения [например, 26], с подробным анализом всех замечаний и предложений, а также причин их полного учета, частичного учета или отклонения. Подробная процедура составления и принятия научных руководств закреплена в соответствующей операционной процедуре ЕМА [27]. Помимо письменных замечаний и комментариев, в ходе публичного обсуждения ЕМА проводит публичные слушания по проекту руководства, на которых могут присутствовать все заинтересованные стороны. Публичные слушания, как правило, транслируются в сети Интернет с возможностью интерактивного общения.
На сегодняшний день ЕМА выпустило более 200 различных научных руководств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 78 Регламента (ЕС) № 726/2004, ЕМА обязано наладить контакты с представителями фармацевтической отрасли, медицинскими работниками, потребителями и пациентами. В частности, это привело к формированию двух рабочих групп: Рабочей группы пациентов и потребителей и Рабочей группы медицинских работников. В задачи первой входит: участие в представлении информации, удовлетворяющей потребности пациентов и потребителей; участие в разработке средств коммуникации и в повышении осведомленности пациентов о правильном применении ЛП; внесение вклада в улучшение рационального применения ЛП; участие в создании и подготовке к работе сети организаций пациентов и потребителей; консультирование по частным вопросам, касающимся отдельных ЛП, если того требует запрос ЕМА или его научных комитетов, и др. [28]. Задачами второй Рабочей группы являются: консультирование ЕМА по поводу способов применения ЛП в реальной клинической практике и результатов влияния на нее регуляторных решений ЕС; внесение вклада в научную деятельность, направленную на совершенствование баланса пользы и рисков ЛП на протяжении их жизненного цикла; повышение осведомленности организаций медицинских работников о целях и работе регуляторной системы ЕС; отслеживание реализации целей сотрудничества ЕМА и медицинских работников [29]. Для выполнения этих задач проводятся регулярные конференции с медицинскими работниками [30].
Достижению поставленных целей и совершенствованию правил регулирования во многом способствует систематический ретроспективный анализ ре-
гулирующего воздействия действующих норм. Так, почти каждый нормативно-правовой акт ЕС содержит нормы проведения соответствующего анализа. Например, Регламент (Еи) № 536/2014 (статья 97 «Пересмотр») гласит:
«Спустя пять лет со дня [вступления в силу], и впоследствии каждые пять лет Комиссия должна направлять отчет Европейскому парламенту и Совету о применении настоящего Регламента. Отчет должен включать оценку влияния, которое Регламент оказал на научный и технический прогресс, исчерпывающие сведения о различных видах клинических исследований, разрешенных в соответствии с настоящим Регламентом, и меры, необходимые для поддержания конкурентоспособности клинической разработки в Европе. Комиссия, в случае целесообразности, должна представить законодательные предложения, основанные на таком отчете, с целью обновления норм, приведенных в настоящем Регламенте».
Немаловажным фактором, обеспечивающим согласованность и единство составления, применения и интерпретации норм всех уровней, начиная с учредительных документов ЕС и заканчивая научными руководствами ЕМА, является тесная взаимосвязь и преемственность между документами.
Наконец, следует отметить постоянную гармонизацию правил и практик ЕС в сфере обращения ЛП с общепринятыми международными подходами в области научных достижений. Обязательность такой гармонизации законодательно закреплена и служит еще одним элементом, обеспечивающим доступность информации и прозрачность процессов принятия решений. Например, статья 27 Регламента (Еи) №2 536/2014 гласит: «Комиссия наделяется правом принятия делегированных актов ... в целях адаптации [отдельных положений Регламента] к техническому прогрессу и учета международных регуляторных достижений, в которые вовлечен Союз или государства-члены, в области клинических исследований».
Таким образом, паритетное участие всех заинтересованных субъектов в выработке правовых норм и научных подходов, а также согласованность и предсказуемость действий в данном направлении - это встроенные в общую систему принципы, обеспечивающие ее успешную работу и укрепляющие ее изнутри. Наконец, последним, но не менее важным аспектом прозрачности и доступности информации широкому кругу участников рынка является постоянный открытый диалог между всеми заинтересованными сторонами.
ПОСТОЯННЫЙ ДИАЛОГ
Слаженную работу системы невозможно помыслить без непрерывного честного и открытого обще-
ния между всеми заинтересованными сторонами и всеми участниками системы обращения ЛП. Именно общение позволяет уполномоченным органам видеть проблемы, с которыми сталкивается население, медицинские работники, отрасль, и, в свою очередь, населению, медицинским работникам и отрасли - понимать намерения регулятора, следовать его указаниям и, главное, соглашаться с ними. Широкое согласие с правилами регулирования и правоприменительной практикой существенно снижает напряжение, постоянно возникающее внутри работающей системы, и обеспечивает ее дальнейшее развитие. Такой постоянный диалог достигается с помощью большого разнообразия механизмов, как предусмотренных законодательно, так и являющихся современной сложившейся практикой коммуникаций, которая не обошла и органы ЕС.
Как было сказано ранее, на веб-сайте EMA приводится систематизированное толкование многих процессуальных норм, которые сгруппированы в трех первых подразделах раздела «Humanregulatory» (регулирование обращения ЛП для медицинского применения): «Pre-authorisation» (предрегистраци-онный), «Post-opinion» (после составления заключения) и «Post-authorisation» (пострегистрационный). Эти разделы содержат большое число разъяснений в различных формах: в форме «Вопросы и ответы» (соответствующие подразделы постоянно пополняются), в виде стандартных операционных процедур, шаблонов для заявителей и экспертов, научных руководств и методических рекомендаций; приводятся также формы заявлений, допустимые даты подачи документов (с целью обеспечения оптимальной загрузки EMA и ее экспертов; неконтролируемая подача документов не допускается, поскольку заведомо будет приводить либо к срыву сроков экспертизы, либо к низкому ее качеству) и другие материалы.
Разъяснение научных требований, как правило, приводится в научных руководствах EMA и основывается на современных достижениях научно-технического прогресса.
Следующим важным аспектом общения является научное консультирование, предусмотренное пунктом «п» части 1 Регламента (EC) № 726/2004. Согласно этому Регламенту, заявитель заранее согласует подходы к подтверждению безопасности, эффективности и качества своего лекарственного препарата. В рамках научного консультирования возможно также согласование протоколов планируемых исследований. Научное консультирование - взаимовыгодный процесс. Разработчик получает возможность на ранних этапах обсудить с регулятором цели и методы разработки лекарственного препарата, не допустить потенциальные ошибки в будущем, объяснив регулятору особо сложные аспекты, которые
29
ч
о
о. <
X
>
4
*
ш
5
30
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
могли бы вызвать у него непонимание, и, в конечном счете, заранее учесть все пожелания по разработке. Консультирование выгодно также и регулятору: ему становятся доступны данные о передовых разработках и новых методах исследований, открывается возможность превентивного регулирования; кроме того, консультирование является важным источником финансирования. Отметим, что хотя консультирование не накладывает на регулятора никаких обязательств по регистрации, тем не менее, как правило, его рекомендации впоследствии учитываются им же при регистрации. Иными словами, если заявитель выполнил все рекомендации, регулятор только в исключительных случаях и на веских основаниях вправе «отречься» от ранее согласованного с ним плана действий [31]. Это правило действует и в FDA [32]. Разработчики оригинальных ЛП, биосимиляров и некоторых других сложных лекарственных средств (например, так наз. non-biologic complexdrugs) практически всегда обращаются за научным консультированием, причем в некоторых случаях неоднократно. Например, в FDA предусмотрено по меньшей мере 3 вида официальных встреч (перед началом клинических исследований, по завершении II фазы клинической разработки и перед регистрацией) в случае оригинальных ЛП и 5 видов встреч в случае биосимиляров [33]. Также допускается неофициальное общение с проект-менеджерами в ходе самой экспертизы [36]. Наконец, в сложных ситуациях проводится даже совместное научное консультирование экспертами EMA и FDA [34], а также EMA и уполномоченных органов в области медицинских изделий.
Важным инструментом разъяснения норм, положений и требований является метод вопросов и ответов, предусматривающий составление перечня вопросов, касающихся конкретных норм конкретного документа, и ответов на них. Подобные разъяснительные документы широко распространены и в ЕС (их может составлять как EMA, так и Европейская комиссия), и в США; они также используются в ICH [например, 35, 36, 37, 38].
Очень важным аспектом диалога является право быть услышанным. В ходе любой экспертизы у экспертов могут возникать замечания. Но вместе с правом высказать замечания у них возникает и обязанность выслушать заявителя, в том числе в ходе устных слушаний, т. е. путем личного разъяснения представителей заявителя о нецелесообразности или необоснованности сделанных замечаний, что может сыграть решающую роль в исходе экспертизы. Кроме того, существует возможность внутриведомственного решения спорных ситуаций (без обращения за судебной защитой), т. е. апелляция о пересмотре первоначального решения в вышестоящие службы в пределах уполномоченного органа. Эта возможность снижает
инертность принимаемых решений и обеспечивает поддержание постоянной обратной связи с субъектами регулирования, а значит, повышает качество принимаемых решений. Вопросы решения споров различных уровней, вплоть до процедур обращения к главе ведомства, наиболее подробно регламентированы в законодательстве США и приводятся в случае FDA в Своде федеральных регламентов [39].
Общение регулятора в сфере обращения лекарственных средств с целевой аудиторией включает публикацию отчетов, составляемых по результатам выполнения различных программ, а также по истечении определенных промежутков времени. Подобная публичная подотчетность лекарственного регулятора закреплена в ЕС на законодательном уровне. Например, статья 25 Регламента (EC) № 1394/2007 о ЛП для передовой терапии гласит:
«К 30 декабря 2012 г. Комиссия должна опубликовать общий отчет о применении настоящего Регламента, который должен включать всесторонние сведения о различных видах лекарственных препаратов для передовой терапии, зарегистрированных в соответствии с настоящим Регламентом.
В отчете Комиссия должна оценить влияние технического прогресса на применение настоящего Регламента...».
EMA также публично отчитывается перед Европейской комиссией, например, об обращении детских ЛП [40].
Важным инструментом общения являются обучающие материалы. Так, Центр по экспертизе и изучению лекарственных средств (CDER) - подразделение FDA по экспертизе лекарств - давно поддерживает программу CDERLearn, на которой разъясняются различные аспекты обращения ЛП. Примечательно, что программа входит в систему непрерывного обучения медицинских работников: прохождение курсов CDERLearn позволяет им получать соответствующие баллы, по которым оценивается повышение уровня образования. EMA тоже разъясняет многие вопросы с помощью видео. Оба агентства имеют свои видео-каналы на YouTube, на которых размещены сотни видео.
Из всего сказанного следует, что органы регулирования обращения лекарственных средств обрабатывают и создают большие массивы информации, в которой можно легко запутаться. Вместе с тем и у FDA, и у EMA, а также у Европейской комиссии и Федерального реестра США есть свои RSS-каналы, которые позволяют упорядоченно отслеживать все издаваемые документы по вопросам регулирования обращения лекарственных средств, узнавать все последние новости, в том числе законодательные новеллы, научные руководства, принятые решения, проводимые мероприятия и многое другое.
Наконец, следуя в ногу со временем, уполномоченные органы имеют свои представительства в социальных сетях, чтобы и через этот широко используемый теперь канал связи доносить до целевой аудитории главные темы каждого дня, обеспечивая повседневную прозрачность и гласность своей работы. Например, уполномоченный орган Соединенного Королевства - MHRA - также ведет чрезвычайно увлекательный блог, в котором в довольно остроумно обсуждаются и разъясняются вопросы GMR
В итоге обеспечивается многоканальный и многоплановый диалог, а также постоянный обмен идеями и мнениями, обеспечивающий непрерывное поступательное движение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как следует из рассмотренных выше особенностей информационного обмена между участниками системы обращения лекарственных средств, в осно-
ве информированного принятия решений лежат прозрачность и гласность. Учитывая важность открытого обмена всей значимой информацией для потребителей и пациентов, в развитых регуляторных юрисдик-циях механизмы прозрачности и гласности внедрены на всех уровнях системы принятия решений и являются обязательными для должностных лиц.
Такая высокая открытость не только не позволяет замалчивать имеющиеся проблемы, но и обеспечивает возможность активно их находить и принимать превентивные меры. Высокое доверие к европейским и американским лекарственным препаратам достигается, в том числе, за счет высокой прозрачности системы их обращения. Несмотря на то, что Россия сделала большой шаг в сторону прозрачности процедур, остается большое поле для деятельности, при осуществлении которой целесообразно учесть зарубежный опыт, в том числе опыт процедур гармонизации законодательства в рамках Евразийского экономического союза.
Таблица 1. Основные правовые нормы, обеспечивающие прозрачность регулирования обращения лекарственных средств в Европейском союзе
Содержание правовой нормы Источник
Публичный доступ к документам Европейского парламента, Совета и Европейской комиссии Регламент (ЕС) № 1049/2001
Публичный доступ к документам Европейского агентства по лекарственным средствам Регламент (ЕС) № 726/2004, статьи 73 и 80
Регламент работы Комитета по лекарственным препаратам для медицинского применения (КМЛП) Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 61 (часть 8)
Публичный доступ к заключениям КМЛП Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 5 (часть 3)
Публичный доступ к информации о лекарственных препаратах, зарегистрированных по централизованной процедуре Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 26 (часть 1)
Публичный доступ к информации о лекарственных препаратах, зарегистрированных по национальным процедурам Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 28 (часть 6); Директива 2001/83/ЕС, статья 102 (пункт <^»)
Национальные веб-порталы зарегистрированных лекарственных препаратов Директива 2001/83/ЕС, статья 106
Публичный доступ к решениям национальных уполномоченных органов в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения Директива 2001/83/ЕС, статья 125
Компендиум информации о лекарственных препаратах, обращающихся в ЕС [в разработке] Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 57 (часть 1, пункт «1»), часть 2
Публичный доступ к информации об орфанных лекарственных препаратах Регламент (ЕС) № 141/2000, статья 5 (часть 9)
Планы исследований у детей Регламент (ЕС) № 1901/2006
Публичный доступ к данным о клинических исследованиях Директива 2001/20/ЕС, статья 11
Полный доступ к отчетам о клинических исследованиях Регламент (Еи) № 536/2014, статья 81
Публичный доступ к отчетам о подозреваемых нежелательных лекарственных реакциях Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 24 (часть 2, абзацы 6 и 7)
Публичный доступ о GMP- и GDP-статусе Директива 2001/83/ЕС, статья 111, часть 6
Обязательность контактов EMA с пациентами, медицинскими работниками, фармацевтической отраслью Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 78 (часть 1)
Официальное уведомление о регистрации и других регистрационных процедурах Регламент (ЕС) № 726/2004, статья 11 (часть 2)
Нормы о анализе регулирующего воздействия и выработке политики совершенствования регулирования Каждый нормативно-правовой акт, принятый Европейским парламентом и Советом
[Ненормативное] описание процедур принятия решений в сфере обращения лекарственных препаратов для медицинского применения Пояснение для заявителей (том 2А, глава 6)
31
Таблица 2. Перечень веб-сайтов, содержащих сведения о лекарственных препаратах, обращающихся в Европейском союзе
Содержание веб-сайта URL:
Европейский веб-портал лекарственных препаратов http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/medicines/human/ medicines/000471/human_med_000619.jsp&mid=WC0b01ac058001d124
Европейский публичный экспертный отчет http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/medicines/human/ medicines/000471/human_med_000619.jsp&mid=WC0b01ac058001d124
Описание хода экспертизы (пример) http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/EPAR_-_Procedural _steps_taken_before_authorisation/human/000471/WC500020165.pdf
Информация о препарате в виде 4 дополнений (пример) http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/EPAR_-_Product_ Information/human/000471/WC500020170.pdf
Реестр ЛП для медицинского применения, зарегистрированных по централизованной процедуре http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/medicines/ landing/epar_search.jsp&mid=WC0b01ac058001d124
Реестр клинических исследований Европейского союза https://www.clinicaltrialsregister.eu/
Резюме протоколов клинических исследований https://www.clinicaltrialsregister.eu/ctr-search/trial/2007-003997-24/GB
Резюме отчетов о клинических исследованиях https://www.clinicaltrialsregister.eu/ctr-search/trial/2007-003997-24/results
База данных ЕийгаРИагт http://www.eudrapharm.eu/eudrapharm/welcome.do
Реестр ЛП, регистрация которых была прекращена http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/ medicines/landing/wapp_search.jsp&mid=WC0b01ac058001d128
Перечень ЛП, подлежащих дополнительному наблюдению http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ 0ther/2013/04/WC500142453.pdf
Реестр параллельной дистрибуции https://fmapps.emea.europa.eu/paradist/search.php
База данных Eudravigilance http://eudravigilance.ema.europa.eu/highres.htm
База данных EudraGMDP http://eudragmdp.ema.europa.eu/inspections/displayHome.do
Европейская база данных отчетов о подозреваемых нежелательных лекарственных реакциях http://www.adrreports.eu/en/index.html
Информация о лекарственных препаратах, регистрируемых по процедурам взаимного признания и децентрализованным процедурам http://mri.medagencies.org/download/IS_H_0240_004_FinalPI.pdf
В
О
о. <
X
>
d
*
ш 5
32
CL
О
LQ _0 ш
X
ш
о ^
о
X
X
ш
о х
ЛИТЕРАТУРА
1. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) [Консолидированный текст]. Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://base. garant.ru/2566557/1/#block_1000 (26.04.2016).
2. Regulation (EC) № 1049/2001 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2001 regarding public access to European Parliament, Council and Commission documents. Official Journal of the European Communities. L 145/43; 31/05/2001:43-48.
3. Регламент (EC) № 726/2004 Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 г. Справочно-правовая система PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
4. Title 5 of the United States Code [Свод законов США]; § 552.
5. Title 21 of the United States Code of Federal Regulations [Свод федеральных регламентов США]; part 20.
6. Регламент работы Комитета по лекарственным препаратам для медицинского применения. Справочно-правовая система Phar-mAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
7. Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council of 6 November 2001 on the Community code relating to medicinal products for human use (Consolidated version: 16/11/2012). URL: https://sbis.ru/contragents/0714000430/072601001#msid =s1465538829365.
8. Regulation (EU) № 182/2011 of the European Parliament and of the Council, of 16 February 2011, laying down the rules and general principles concerning mechanisms for control by Member States of the Commission's exercise of implementing powers. Official Journal. L 55/13; 28.2.2011.
9. Rules of procedure for the Standing Committee on medicinal products for human use (adopted by the Committee on 13 September 2011). European Commission. URL: http://ec.europa.eu/health/files/pharm_ stand_comm/2011_09_13_human_scrutiny.pdf.
10. Правила регулирования обращения лекарственных препаратов в Европейском союзе. Том 2A, гл. 6: Процедура принятия решения при принятии Комиссией своих решений (2005). Пояснение для заявителей. Справочно-правовая система PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
11. Regulation (EC) № 141/2000 of the European Parliament and of the Council of 16 December 1999 on orphan medicinal products (Consolidated version: 07/08/2009). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?qid=1465539238106&uri=CELEX:02000R0141-20090807.
12. Directive 2001/20/EC OF the European Parliament and of the Council of 4 April 2001 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States relating to the implementation of good clinical practice in the conduct of clinical trials on medicinal products for human use (Consolidated version : 07/08/2009). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ ?qid=1465539288416&uri=CELEX:02001L0020-20090807.
13. Regulation (EU) № 536/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on clinical trials on medicinal products for human use, and repealing Directive 2001/20/EC. Official Journal. L 158; 27.05.2014: 1-76.
14. Implementation of the Clinical Trial Regulation (Agenda item 2iii). Pharm 705: 76th meeting of the Pharmaceutical Committee, 28 April 2016. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/health/files/ committee/76meeting/pharm705_2iii_clinical_trial_regulation.pdf.
15. Структура и содержание отчетов о клинических исследованиях (ICH E3). Международный совет по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения (ICH). Справочно-правовая система PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
16. European Medicines Agency policy on publication of clinical data for medicinal products for human use (2014). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_ library/Other/2014/10/WC500174796.pdf.
17. Clinical data publication (2016). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/special_topics/ general/general_content_000555.jsp&mid=WC0b01ac05809f363e.
18. Council Decision 75/320/EEC, of 20 May 1975, setting up a Pharmaceutical Committee. Official Journal. L 147; 9/6/1975: p. 23.
19. Pharmaceutical Committee - Human Summary Record, 66th meeting. 14th February 2011. European Commission. URL: http:// ec.europa.eu/health/files/committee/pharm_588_summary.pdf.
20. EUR-Lex: Access to European Law. URL: http://eur-lex.europa.eu/ homepage.html.
21. COM (2012) 369: Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on clinical trials on medicinal products for human use, and repealing Directive 2001/20/ EC: Раздел «Procedure». URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/HIS/?uri=CELEX:32014R0536&qid=1462795586487.
22. Atzor S., Gokhale S., Doherty M. Will the EU Clinical Trials Regulation support the innovative industry in bringing new medicines faster to patients? Pharmaceut. Med. 2013, Apr; 27(2): 75-82.
23. Concept paper on the need to revise the guideline on the use of trans-genic animals in the manufacture of biological medicinal products for human use (3AB7A of July 1995). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/Sci-entific_guideline/2009/09/WC500003454.pdf.
24. Guideline on quality of biological active substances produced by transgene expression in animals (2012). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Scientific_guideline/2012/05/WC500127961.pdf.
25. Guideline on Quality of biological active substances produced by transgene expression in animals (2013). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Scientific_guideline/2013/06/WC500144136.pdf.
26. Guideline on Quality of biological active substances produced by transgene expression in animals (2013). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Other/2013/06/WC500144137.pdf.
27. Procedure for European union guidelines and related documents within the pharmaceutical legislative framework (2009). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/ document_library/Scientific_guideline/2009/10/WC500004011.pdf.
28. Mandate, objectives and rules of procedure for the European Medicines Agency Human Scientific Committees' Working Party with Patients' and Consumers' Organisations (PCWP) (2013). European Medicines Agency. URL:http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/ document_library/Other/2010/02/WC500073497.pdf.
29. Mandate, objectives and rules of procedure for the European Medicines Agency Human Scientific Committees' Working Party with Healthcare Professionals' Organisations (HCPWP) (2013). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/ en_GB/document_library/Other/2013/07/WC500145741.pdf.
30. European Medicines Agency workshop on the collaboration with general practitioners / family physicians (2016). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/ news_and_events/events/2016/04/event_detail_001277. jsp&mid=WC0b01ac058004d5c3.
31. European Medicines Agency Guidance for applicants seeking scientific advice and protocol assistance (2014). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Regulatory_and_procedural_guideline/2009/10/WC500004089.pdf.
32. 21 CFR, part 312.
33. Официальные встречи между FDA и спонсорами/заявителями биоаналогичных биологических препаратов (2015). U.S. Food and Drug Administration. Справочно-правовая система PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
34. General principles: EMEA - FDA parallel scientific advice (2009). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/ docs/en_GB/document_library/Other/2009/11/WC500014868.pdf.
35. Questions & Answers: positions on specific questions addressed to the Pharmacokinetics Working Party (PKWP) (2015). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/ docs/en_GB/document_library/Scientific_guideline/2009/09/ WC500002963.pdf.
36. Good Distribution Practice for Medicinal Products for Human Use: Questions and Answers (2014). European Commission. URL: http:// ec.europa.eu/health/files/gdp/2014-04_qas_.pdf.
37. Биоаналоги: вопросы и ответы относительно реализации Закона о ценовой конкуренции и инновациям биологических препаратов от 2009 г. (2015). U.S. Foodand Drug Administration. Справочно-правовая система PharmAdvisor. URL: http://www. pharmadvisor.ru/.
38. Руководство ICHE3: структура и содержание отчетов о клинических исследованиях. Вопросы и ответы (R1). Международный совет по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения. Справочно-правовая система PharmAdvisor. URL: http://www. pharmadvisor.ru/.
39. 21 CFR, part 10.
40. Report to the European Commission on companies and products that have benefited from any of the rewards and incentives in the Pediatric Regulation and on the companies that have failed to comply with any of the obligations in this regulation (2014). European Medicines Agency. URL: http://ec.europa.eu/health/files/paediatrics/2014_an-nual-report.pdf.
REFERENCES
1. The Treaty on European Union (Maastricht, 7 February 1992) (as amended by the Lisbon Treaty, 2007) [Consolidated version]. Legal-reference system «Garant». URL: http://base.garant.ru/2566557/1/#block_1000 (26.04.2016).
2. Regulation (EC) № 1049/2001 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2001 regarding public access to European Parliament, Council and Commission documents. Official Journal of the European Communities. L 145/43; 31/05/2001:43-48.
3. Regulation (EC) № 726/2004 of the European Parliament and the Council of 31 March 2004. Legal-reference system PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
4. Title 5 of the United States Code; § 552.
5. Title 21 of the United States Code of Federal Regulations; part 20.
6. Rules of procedure of the Committee for drug preparation for medical use. Legal-reference system PharmAdvisor. URL: http://www. pharmadvisor.ru/.
7. Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council of 6 November 2001 on the Community code relating to medicinal products for human use (Consolidated version: 16/11/2012). URL: https://sbis.ru/contragents/0714000430/0726 01001#msid=s1465538829365.
8. Regulation (EU) № 182/2011 of the European Parliament and of the Council, of 16 February 2011, laying down the rules and general principles concerning mechanisms for control by Member States of the Commission's exercise of implementing powers. Official Journal. L 55/13; 28.2.2011.
9. Rules of procedure for the Standing Committee on medicinal products for human use (adopted by the Committee on 13 September 2011). European Commission. URL: http://ec.europa.eu/health/files/ pharm_stand_comm/2011_09_13_human_scrutiny.pdf.
10. Regulations of drugs in the European Union. Volume 2A, Chapter 6: decision making Procedure in making the Commission's decisions (2005). Explanation for declarant. Legal-reference system PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
11. Regulation (EC) № 141/2000 of the European Parliament and of the Council of 16 December 1999 on orphan medicinal products (Consolidated version: 07/08/2009). URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?qid=1465539238106&uri=CELEX:0200 0R0141-20090807.
12. Directive 2001/20/EC OF the European Parliament and of the Council of 4 April 2001 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States relating to the implementation of good clinical practice in the conduct of clinical trials on medicinal products for human use (Consolidated version : 07/08/2009). URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?qid=1465539288416&uri=CELEX:0200 1L0020-20090807.
33
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
34
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
13. Regulation (EU) .№ 536/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on clinical trials on medicinal products for human use, and repealing Directive 2001/20/EC. Official Journal. L 158; 27.05.2014: 1-76.
14. Implementation of the Clinical Trial Regulation (Agenda item 2iii). Pharm 705: 76th meeting of the Pharmaceutical Committee, 28 April 2016. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/health/files/ committee/76meeting/pharm705_2iii_clinical_trial_regulation.pdf.
15. The structure and content of clinical study reports (ICH E3). The international Council on harmonization of technical requirements for registration of pharmaceuticals for medical use (ICH). Legal-reference system PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
16. European Medicines Agency policy on publication of clinical data for medicinal products for human use (2014). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_ library/0ther/2014/10/WC500174796.pdf.
17. Clinical data publication (2016). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/special_topics/ general/general_content_000555.jsp&mid=WC0b01ac05809f363e.
18. Council Decision 75/320/EEC, of 20 May 1975, setting up a Pharmaceutical Committee. Official Journal. L 147; 9/6/1975: p. 23.
19. Pharmaceutical Committee - Human Summary Record, 66th meeting. 14th February 2011. European Commission. URL: http:// ec.europa.eu/health/files/committee/pharm_588_summary.pdf.
20. EUR-Lex: Access to European Law. URL: http://eur-lex.europa.eu/ homepage.html.
21. COM (2012) 369: Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on clinical trials on medicinal products for human use, and repealing Directive 2001/20/EC:part «Procedure». URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/HIS/?uri=CELEX:32014R0536&qid=1462795586487.
22. Atzor S., Gokhale S., Doherty M. Will the EU Clinical Trials Regulation support the innovative industry in bringing new medicines faster to patients? Pharmaceut. Med. 2013, Apr; 27(2): 75-82.
23. Concept paper on the need to revise the guideline on the use of trans-genic animals in the manufacture of biological medicinal products for human use (3AB7A of July 1995). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/Sci-entific_guideline/2009/09/WC500003454.pdf.
24. Guideline on quality of biological active substances produced by transgene expression in animals (2012). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Scientific_guideline/2012/05/WC500127961.pdf.
25. Guideline on Quality of biological active substances produced by transgene expression in animals (2013). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Scientific_guideline/2013/06/WC500144136.pdf.
26. Guideline on Quality of biological active substances produced by transgene expression in animals (2013). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Other/2013/06/WC500144137.pdf.
27. Procedure for European union guidelines and related documents within the pharmaceutical legislative framework (2009). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/ document_library/Scientific_guideline/2009/10/WC500004011.pdf.
28. Mandate, objectives and rules of procedure for the European Medicines Agency Human Scientific Committees' Working Party with Patients' and Consumers' Organisations (PCWP) (2013). European Medicines Agency. URL:http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/ document_library/Other/2010/02/WC500073497.pdf.
29. Mandate, objectives and rules of procedure for the European Medicines Agency Human Scientific Committees' Working Party with Healthcare Professionals' Organisations (HCPWP) (2013). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/ en_GB/document_library/Other/2013/07/WC500145741.pdf.
30. European Medicines Agency workshop on the collaboration with general practitioners / family physicians (2016). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/ news_and_events/events/2016/04/event_detail_001277.jsp&mid= WC0b01ac058004d5c3.
31. European Medicines Agency Guidance for applicants seeking scientific advice and protocol assistance (2014). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/ Regulatory_and_procedural_guideline/2009/10/WC500004089.pdf.
32. 21 CFR, part 312.
33. Formal meetings between FDA and sponsors/applicants biosimilar biological products (2015). U. S. Food and Drug Administration. Legal-reference system PharmAdvisor. URL: http://www.pharmad-visor.ru/.
34. General principles: EMEA - FDA parallel scientific advice (2009). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/ en_GB/document_library/0ther/2009/11/WC500014868.pdf.
35. Questions & Answers: positions on specific questions addressed to the Pharmacokinetics Working Party (PKWP) (2015). European Medicines Agency. URL: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/ document_library/Scientific_guideline/2009/09/WC500002963.pdf.
36. Good Distribution Practice for Medicinal Products for Human Use: Questions and Answers (2014). European Commission. URL: http:// ec.europa.eu/health/files/gdp/2014-04_qas_.pdf.
37. I.e. biosimilars: questions and answers regarding implementation of the Law on price competition and innovations of biological products from 2009 (2015). U.S. Foodand Drug Administration. Legal-reference system PharmAdvisor. URL: http://www.pharmadvisor.ru/.
38. Guide ICH E3: structure and content of clinical study reports. Questions and answers (R1). The international Council on harmonization of technical requirements for registration of pharmaceuticals for medical use. Legal-reference system PharmAdvisor. URL: http:// www.pharmadvisor.ru/.
39. 21 CFR, part 10.
40. Report to the European Commission on companies and products that have benefited from any of the rewards and incentives in the Pediat-ric Regulation and on the companies that have failed to comply with any of the obligations in this regulation (2014). European Medicines Agency. URL: http://ec.europa.eu/health/files/paediatrics/2014_an-nual-report.pdf.
Сведения об авторе:
Ниязов Равиль Рашидович
медицинский советник ООО «Медикал Девелопмент Эдженси», канд. мед. наук
Адрес для переписки:
111673, г. Москва, ул. Суздальская, д. 12, к. 1, кв. 42 Телефон: +7 (915) 187-8764 E-mail: [email protected]
About the author:
Niyazov Ravil Rashidovich
Medical Advisor, «MEDIKAL development Agency», PhD. med. Sciences
Address for correspondence:
111673, Moscow, street of Suzdal, 12/1, app. 42 Теl: +7 (915) 187-8764 E-mail: [email protected]
О X