Научная статья на тему 'Прозрачность и надежность банковской информации как предпосылка анализа финансовой отчетности'

Прозрачность и надежность банковской информации как предпосылка анализа финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ / БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баталова Нэля Талгатовна, Петрова Анастасия Дмитриевна

Надежная отчетность является залогом получения надежных результатов анализа и как следствие принятия оптимальных решений. Основная черта надежной финансовой отчетности заключается в прозрачности. Прозрачность подразумевает создание условий, при которых информация о существующей ситуации, принятых действиях и решениях доступна и понятна всем участникам рынка. Раскрытие информации представляет собой процесс и методологию предоставления информации и уведомления о стратегических решениях путем своевременного и гласного их распространения. Отчетность не что иное, как обязанность участников рынка, включая органы государственной власти, аргументировать свои действия и проводимую политику, а также нести ответственность за решения и результаты. Требования увеличения прозрачности зачастую свидетельствуют о том, что полезная и актуальная информация скрывается, в особенности информация негативного характера. На сегодняшний день ответственность за решение проблем, связанных с доступом к информации, возложена на органы регулирования. В июне 2004 года Базельским комитетом была опубликована пересмотренная версия соглашения «Международная конвергенция оценки капитала и стандартов капитала» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards), получившая название Базель II. В представленном документе достаточно подробно прописана необходимость прозрачности и раскрытия банковской информации как одного из ключевых факторов, способствующих созданию благоприятной среды к получению всеми участниками рынка свободного доступа к информации о рисках, свойственных кредитной организации. Кроме того, прозрачность и надежность банковской информации обусловлена необходимостью введения концепции подотчетности трех ключевых групп участников рынка: органы государственной власти и международные финансовые институты; заемщики и кредиторы; эмитенты и инвестор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прозрачность и надежность банковской информации как предпосылка анализа финансовой отчетности»

Баталова Н.Т.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Петрова А.Д.

аспирант кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 336

ПРОЗРАЧНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ БАНКОВСКОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Надежная отчетность является залогом получения надежных результатов анализа и как следствие принятия оптимальных решений. Основная черта надежной финансовой отчетности заключается в прозрачности. Прозрачность подразумевает создание условий, при которых информация о существующей ситуации, принятых действиях и решениях доступна и понятна всем участникам рынка. Раскрытие информации представляет собой процесс и методологию предоставления информации и уведомления о стратегических решениях путем своевременного и гласного их распространения. Отчетность не что иное, как обязанность участников рынка, включая органы государственной власти, аргументировать свои действия и проводимую политику, а также нести ответственность за решения и результаты. Требования увеличения прозрачности зачастую свидетельствуют о том, что полезная и актуальная информация скрывается, в особенности информация негативного характера. На сегодняшний день ответственность за решение проблем, связанных с доступом к информации, возложена на органы регулирования.

В июне 2004 года Базельским комитетом была опубликована пересмотренная версия соглашения «Международная конвергенция оценки капитала и стандартов капитала» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards), получившая название Базель П. В представленном документе достаточно подробно прописана необходимость прозрачности и раскрытия банковской информации как одного из ключевых факторов, способствующих созданию благоприятной среды к получению всеми участниками рынка свободного доступа к информации о рисках, свойственных кредитной организации. Кроме того, прозрачность и надежность банковской информации обусловлена необходимостью введения концепции подотчетности трех ключевых групп участников рынка: органы государственной власти и международные финансовые институты; заемщики и кредиторы; эмитенты и инвестор.

Ключевые слова: надежность и прозрачность, банковская информация, анализ финансовой отчетности.

THE TRANSPARENCY AND RELIABILITY OF THE BANK INFORMATION AS A PREREQUISITE OF ANALYSIS OF FINANCIAL STATEMENTS

Robust reporting is essential for obtaining reliable analysis results and as a consequence make the best decisions. The main feature of reliable financial reporting is transparency. Transparency involves creating the conditions under which information about the existing situation, actions taken and decisions access and understandable to all market participants. Disclosure is a process and methodology of providing information and notification of policy decisions through timely and transparent dissemination. Reporting is not that other, as the responsibility of market participants, including the public authorities to justify their actions and policies and to take responsibility for decisions and results. Requirements to increase transparency often suggest that useful and relevant information is hidden, especially negative information. Today the responsibility for solving problems related to access to information entrusted to regulatory authorities.

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. № 1 (15), 2016--— 95

In June 2004 the Basel Committee published a revised version of the agreement «international convergence of capital assessment and capital standards» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards), dubbed Basel II. This paper presents a very detailed description of the need for transparency and disclosure of Bank information, as one of the key factors that create an enabling environment to receive all market participants free access to information about the risks inherent in a credit institution. In addition, the transparency and reliability of banking information due to the necessity of introducing the concept of accountability of the three key groups of market participants: government authorities and international financial institutions; borrowers and lenders; issuers and investors.

Key words: reliability, transparency, bank information, analysis of financial statements.

Ключевым элементом результативного финансового рынка и основным условием действенности рыночной дисциплины выступает надежная и прозрачная информация об участниках и проводимых ими операциях. Предоставление достоверной и прозрачной информации имеет значение и для эффективного банковского управления. В частности, полезная информация должна в равной степени предоставляться всем основным участникам, а именно: органам надзора, владельцам акций и облигаций, вкладчикам и другим кредиторам, банкам-корреспондентам, сторонам контрактных отношений и общественности. По своей сущности финансовые рынки не способны в должной мере обеспечить достаточный уровень раскрытия информации. Хотя рыночные силы, как правило, уравновешивают предельные выгоды и затраты на раскрытие дополнительной информации, конечный результат не всегда соответствует реальным потребностям участников [1].

Прозрачность подразумевает создание среды, в которой информация о сложившихся условиях, решениях и действиях является доступной и понятной для всех участников рынка. Предоставление информации - более узкое понятие, это процесс открытого и своевременного распространения фактических данных и сведений о принимаемых решениях.

Надежная оценка финансового состояния банков требует хорошей подготовки специалистов по надзору и аналитиков, так как большая часть активов неликвидна и не имеет объективной рыночной стоимости. Новые финансовые инструменты, которые участвуют в оценке чистой стоимости банков и других финансовых учреждений, представляют большую сложность. Многие производные инструменты в регулярной отчетности не отражаются, и их стоимость на рынках может заметно меняться под воздействием незначительных изменений внешних условий. Либерализация банковского дела и рынков капитала в значительной степени повысила требования, предъявляемые к информации, требующейся для обеспечения финансовой стабильности, а предоставление полезной и актуальной информации об участниках и их трансакциях стало важнейшим условием поддержания организованности и результативности рынков. Для обеспечения результативности банковского управления и надзора с позиции риска, требуется доступ к полезной и актуальной информации, удовлетворяющей потребности каждого из ключевых участников рынка [2].

Зачастую участники рынка, вкладчики и общественность нуждаются в информации не меньше органов надзора. Теоретически предоставление банками большего объема информации можно добиться косвенным путем, посредством давления по горизонтали со стороны более влиятельных участников рынка, тем самым демонстрируя банкам, что раскрытие информации соответствует их собственным интересам.

Важно отметить, что сокрытие информации, особенно свидетельствующей об отрицательных результатах, часто оборачивается отсутствием прозрачности и существует даже в странах с развитой экономикой, где банковская система особенно развита. Кроме того, поскольку негативное отношение общества оказывает непосредственное влияние на ликвидность банков, информация, способная повлечь внезапную и губительную реакцию рынка, зачастую раскрывается в последний момент и, как правило, вопреки воле банка.

Банковское законодательство призвано принуждать к раскрытию информации, однако в прошлом это было необходимо скорее для сбора статистических данных для целей кредитно-денежной политики, чем для оценки финансовых рисков. В настоящее время более прямой подход, практикуемый большинством органов регулирования, состоит в определении обязательных минимальных требований по раскрытию информации. В их числе требование публиковать определенные разделы пруденциальных отчетов (не раскрывающие информацию, которая может быть использована конкурентами) и другую относящуюся к делу информацию. Ценность таких публикаций зависит главным образом от качества самой информации. Однако, поскольку предоставление информации связано с определенными затратами, следует тщательно проверять, есть ли в этом необходимость, с тем чтобы издержки полностью компенсировались выгодами [3].

Требования по раскрытию финансовой информации обычно состоят в публикации количественной и качественной информации в составе ежегодной финансовой отчетности банка, составляемой на консолидированной основе и доступной всем участникам рынка. Официальная публикация, как правило, содержит полный, заверенный аудиторами набор финансовой отчетности, дополненный качественной информацией, например, в виде обсуждения проблем управления и общей стратегии. Должны быть опу-

бликованы имена крупнейших акционеров и внешних членов совета, размеры их долей, сведения об аффилированных организациях и о корпоративной структуре. Кроме того, указывается, какая часть финансовой отчетности подверглась аудиторской проверке [4].

Рассматривая качественные характеристики информации, содержащейся в финансовой отчетности, стоит отметить, что качественной ее делают свойства быть полезной. В случае, если всесторонне полезная информация отсутствует, это препятствует менеджеру видеть реальное состояние банка и вводит в заблуждение ключевых участников, что, в свою очередь, нарушает рыночную дисциплину. Полное раскрытие информации - залог прозрачности представляемой отчетности, отсутствие которой не позволяет в должной мере достичь необходимого доверия между участниками финансового рынка. Прозрачность и надежность информации предопределяются высоким качеством стандартов учета и отчетности, а также готовностью тех, кто составляет отчетность, неукоснительно соблюдать установленные стандарты МСФО.

Базельский комитет считает прозрачность ключевым элементом надежной и прочной банковской системы, подчиняющейся эффективному контролю, и формулирует минимальные стандарты в области финансовых коммуникаций.

Базельский комитет рекомендует банкам в рамках их финансовых коммуникаций (регулярных или нет) предоставлять актуальную информацию по шести главным областям [5]:

1. Финансовые результаты. Операторы рынка и органы надзора нуждаются в информации о результатах деятельности банка, его рентабельности и изменениях объема прибыли во времени, чтобы оценить эволюцию его финансового положения и способность оплачивать вклады и другие требования. Важно также распределение деятельности банка по секторам и географическим зонам.

2. Финансовое положение, включая данные о собственном капитале, платежеспособности и ликвидности. Данные об активах и пассивах банка, его обязательствах и акционерном капитале (по типам ценных бумаг и источникам средств), как на данный момент, так и в форме средних показателей за определенный период, позволяют оценить платежеспособность банка.

3. Стратегии и способы управления рисками. Здесь должны быть представлены данные об используемых моделях внутренней оценки рисков и способах их проверки, о моделировании «кризисных ситуаций», механизмах смягчения рисков, о лимитах кредитных, рыночных и других рисков, о результатах периодического изучения чувствительности к рискам.

4. Чувствительность к рискам - кредитным, рыночным, ликвидным, операционным, юридическим и др. -

включает сведения о структуре (профиле) рисков, связанных с балансовыми и забалансовыми операциями, о чувствительности потенциальных доходов банка к изменению рыночных условий. Эти данные позволяют оценить объем, календарь и надежность будущих потоков наличности. Традиционно банки предоставляют информацию о кредитных (в основном процентном и валютном) и рыночных рисках, а также данные о бухгалтерском учете, принципы и способы которого могут различаться не только по странам, но и по банкам одной и той же страны.

5. Основные данные о деятельности и управлении банка. При этом большое значение имеют результаты анализа конкурентных позиций банка на рынке, его достижений в реализации поставленных стратегических целей, оценки его потенциала.

6. Конкретное содержание информации должно быть увязано с размером и природой деятельности банка. В отдельных случаях орган надзора может потребовать у банка более детальной информации, выходящей за пределы названных шести областей.

На протяжении последних десяти лет прозрачность и подотчетность все чаще становятся предметом дискуссии в процессе выработки экономической политики. Разработчики экономической политики привыкли к атмосфере секретности, рассматриваемой ими в качестве неотъемлемого атрибута власти, что создает для политиков дополнительную возможность скрывать свою некомпетентность. В то же время атмосфера секретности не позволяет достичь требуемых результатов в экономической политике. Трансформация, происходящая в мировой экономике и финансовых потоках, связанная с нарастающей интернационализацией и взаимозависимостью, поставили вопрос гласности во главу угла экономической политики [6].

Национальные правительства, в том числе центральные банки, начинают сознавать, что прозрачность, то есть гласность политики, способствует предсказуемости и, как следствие, результативности политических решений. Прозрачность информации позволяет им оценить реальную ситуацию, а чиновникам более ответственно подойти к выполнению своих служебных обязанностей, особенно если им впоследствии необходимо обосновывать свои решения и действия. В связи с этим своевременные корректировки осуществляемой политики особенно приветствуются. Отчасти увеличение степени прозрачности и подотчетности обусловлено тем, что частный сектор должен понимать и принимать политические решения, воздействующие на его поведение. Наращивание прозрачности влечет за собой совершенствование решений, принимаемых прочими хозяйствующими субъектами [7]. Прозрачная ответственность повышает качество принимаемых решений в ведомствах, чья деятельность должна быть

ВЫ^т USUES. Science, education, economy. Series economy. № 1 (15), 2016

97

прозрачной, к примеру, разрабатывающих экономическую политику, а также в организациях, поведение которых зависит от понимания и предопределения предстоящих решений ведомств, разрабатывающих экономическую политику. Понятность действий и решений в значительной степени сократит издержки, сопряженные с их мониторингом. В результате общество сможет эффективнее контролировать работу учреждений государственного сектора, акционеры и сотрудники - работу менеджмента, кредиторы - действия заемщиков, а вкладчики - работу банков. В связи с этим неверные решения не окажутся незамеченными или оставшимися без ответа. Чтобы увеличить надежность и прозрачность финансового сектора, кроме введения обязательных требований по раскрытию информации, необходимо разрабатывать стандарты качества и количества информации, которые должны предоставляться общественности [8].

В условиях нарастающей интернационализации банков и интеграции иностранных банков в национальные банковские системы выявляется острая необходимость в установлении обязательных стандартов, гарантирующих международную сопоставимость финансовой отчетности. Данную задачу возложил на себя Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, который разработал серию международных руководств, призванных обеспечить прозрачность и единую трактовку финансовой отчетности [9].

Требования по раскрытию информации должны периодически пересматриваться, чтобы проверить, соответствуют ли они текущим потребностям пользователей и не налагают ли на банки излишнее бремя. Поскольку финансовые инновации и международные влияния, по всей вероятности, способствуют расширению информационных потребностей, требования к банкам в будущем вряд ли уменьшатся. Однако не следует целиком полагаться на полное раскрытие информации как средство мониторинга банков, поскольку это означало бы слишком высокие требования к вкладчикам. Ведь чтобы оценивать сложный финансовый бизнес, им необходим высокий уровень аналитических навыков. Более того, в сфере обработки и анализа финансовой информации существует эффект масштаба [10].

В будущем профессиональные аналитики финансового рынка, рейтинговые агентства, располагающие возможностью обрабатывать сложную финансовую информацию, и влиятельные средства массовой информации будут играть все более важную роль в использовании рыночной дисциплины для воздействия на поведение коммерческих банков.

Список литературы: 1. Грюнинг X. Ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного

управления и управления финансовым риском / Пер. с англ.; в ред., сл. д.э.н. К.Р. Тагирбекова. - M: Издательство «Весь M^», 2007. - 304 с.

2. Банковские риски: учебное пособие / Под редакцией О.И. Лаврушина и Н.И. Валенцевой. - M.: КНО-РУС, 2007. - 232 с.

3. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности банка. - M.: Логос, 2006. - 368 с.

4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - M.: ИНФРА-M, 2007. - 215 с.

5. Буздалин А.В. Как построить рейтинг стратегической надежности банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.buzdalin.ru.

6. Дистанционный анализ А. Гусева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bankclub.ru.

7. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. - M.: Омега-Л, 2006. - 452 с.

8. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента. -M.: Проспект, 2008. - 448 с.

9. Критерии и методология рейтинговой оценки агентства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.standardandpoors.ru.

10. Методика рейтинговой оценки журнала «Банковское дело» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bankdelo.ru.

List of literature:

1. Gruning X. Van, Brajovic Bratanovic S. Analysis of banking risks. The evaluation system of corporate governance and financial risk management / Translation from English; in red, doctor of economics K.R. Tagir-bekova. - M: Publishing house «Whole World», 2007. - 304 p.

2. Bank risks: the manual / Under the editorship of O.I. Lavrushina and N.I. Valenceva. - M.: KNORUS, 2007. - 232 p.

3. Batrakova L.G. Economic analysis of Bank activity. -M.: Logos, 2006. - 368 p.

4. Berdnikova T.B. Analysis and diagnosis financial-economic activity of enterprise: textbook. - M.: INFRA-M, 2007. - 215 p.

5. Buzdalin A.V. How to build a strategic rating of reliability of banks [Electronic resource]. - URL: www.buz-dalin.ru.

6. Remote analysis A. Gusev [Electronic resource]. -URL: www.bankclub.ru.

7. ZharkovskayaE.P. Banking: Textbook. - M.: Omega-L, 2006. - 452 p.

8. Kovalev V.V. Course of Financial management. - M.: Prospekt, 2008. - 448 p.

9. Criteria and methodology Moody's ratings [Electronic resource]. - URL: www.standardandpoors.ru.

10. Rating evaluation of the magazine «Banking» [Electronic resource]. - URL: www.bankdelo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.