© 2015 г. И. В. Разумова
прозрачность
и бенефициарная собственность в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Разумова Ирина Васильевна - доцент кафедры тылового и финансового обеспечения деятельности УИС, Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний, канд. экон. наук.
(E-mail: [email protected])
Система противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ) в Российской Федерации формируется более пятнадцати лет, основой построения которой послужило принятие федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Национальное законодательство ПОД/ФТ основывается на международных стандартах, разработанных Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - ФАТФ (Financial Action Task Force). ФАТФ была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав: США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Европейской комиссией и восемью другими государствами в ходе Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 года по инициативе Президента Франции. В феврале 1990 года ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области1.
Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения - рекомендации ФАТФ сгруппированы в следующие разделы:
А - Политика ПОД/ФТ и координация;
В - Отмывание денег и конфискация;
С - Финансирование терроризма и распространение ОМУ (оружия массового уничтожения);
D - Превентивные меры;
1 Разумова И.В. Противодействие легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма в аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. - № 4. С. 51-67.
Е - Прозрачность и бенефициарная собственность юридических лиц и образований;
Б - Полномочия и ответственность компетентных органов и иные институциональные меры;
в - Международное сотрудничество.
Рекомендации ФАТФ регулярно дополняются разъясняющими документами. В 2014 году разработано руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (Рекомендации 24 и 25), целью которого является помощь при идентификации, разработке и реализации соответствующих мер по предотвращению злоупотреблений корпоративными субъектами в соответствии со стандартами ФАТФ. Основной задачей ФАТФ в области прозрачности и бенефициарной собственности является предотвращение злоупотреблений корпоративными объектами в целях отмывания денег или финансирования терроризма. В то же время стандарты ФАТФ направлены на формирование усилий по выявлению и предотвращению прочих категорий правонарушений, таких как налоговые преступления и коррупция.
Содержание Рекомендации 24 «Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц» гласит, что страны должны принять меры для предотвращения использования юридических лиц для отмывания денег или финансирования терроризма. Страны должны обеспечить наличие достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую (или доступ к которой) могут оперативно получить уполномоченные органы. Странам следует рассмотреть вопрос о принятии мер по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле для финансовых учреждений и УНФПП (установленные нефинансовые предприятия и профессии)2.
В феврале 2013 года ФАТФ согласовала методику оценки технического соответствия страны Рекомендациям ФАТФ и методику оценки уровня эффективности системы ПОД/ФТ, имеющейся в стране. Для целей проведения оценки, эффективностью называется тот уровень, на котором финансовые системы и экономики защищены от угроз, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. ФАТФ оценивает эффективность системы в первую очередь на основе одиннадцати непосредственных результатов. Сюда входит оценка непосредственного результата 5 (НР.5) в отношении юридических лиц и юридических образований. Характеристики эффективности системы выглядят следующим образом:
Непосредственный результат 5
Юридические лица и юридические образования противодействуют отмыванию денег и финансированию терроризма, а информация о бенефициарных владельцах доступна для компетентных органов без каких-либо препятствий.
Характеристики эффективной системы.
Действуют меры для:
• защиты юридических лиц и образований от злоумышленного использования в преступных целях;
• обеспечения достаточной прозрачности юридических лиц и образований;
• обеспечения доступности на постоянной основе точной и актуальной базовой информации и сведений о бенефициарном владении.
Основная информация находится в публичном доступе, а информация о бенефициарном владении доступна уполномоченным органам. Лица, нарушающие эти меры, подвергаются эффективным, соразмерным и сдерживающим санкциям. Это делает юридические лица и образования непривлекательными для использования преступниками в целях отмывания денег или финансирования терроризма3.
2 Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения - Рекомендации ФАТФ. - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php (дата обращения: 05.05.2015).
3 Руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (рекомендации 24 и 25) - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Rukovodstvo_FATF_Prozrachnost_i_benefitciarnaya_ sobstvennost.pdf (дата обращения: 05.05.2015).
Определение бенефициара клиента остается одним из самых трудных в реализации требований ПОД / ФТ. Согласно положениям Закона № 115-ФЗ бенефициарный владелец - это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
В рекомендациях ФАТФ дано следующее определение бенефициарного собственника - это физическое лицо (лица), которое, в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или физическим лицом, от имени которого проводится операция (сделка); это также включает тех лиц, которые, в конечном счете, осуществляют эффективный контроль над юридическим лицом или образованием.
Сравним эти определения в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение признаков бенефициара в соответствии с рекомендациями фАтф и Законом № 115-фЗ
Рекомендации ФАТФ Закон № 115-ФЗ
Бенефициарный собственник Бенефициарный владелец
владеет клиентом владеет клиентом - юридическим лицом
осуществляет контроль над клиентом и/ или физическим лицом имеет возможность контролировать действия клиента
эффективный контроль над юридическим лицом или образованием прямо или косвенно владеет
Под понятием «собственник» в международном праве понимается лицо, обладающее как вещными, так и иными правами владения (авторское право, корпоративное право, интеллектуальное право и т. д.). Российское законодательство предусматривает понятие собственности только в отношении вещи (имущества). Так, в ст. 209 ГК закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Полагаем, что понятием «бенефециарный владелец» в соответствии с Законом № 115-ФЗ расширяет действующее понятие собственника и включает в себя владение «невещными» правами.
В российском законодательстве владение клиентом - юридическим лицом имеет конкретное пороговое значение (более 25 % в капитале). В рекомендациях ФАТФ отсутствует как пороговое значение владения клиентом, так и конкретизация клиента, т.е. клиентом может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
Понятие «эффективный контроль» в руководстве ФАТФ относится к ситуациям, когда владение / управление осуществляется через цепочку собственников или посредством контроля, отличного от прямого. В нормах российского законодательства используется понятие косвенного владения (через третьих лиц).
Таким образом, различие понятий международного и российского законодательства приводит к неоднозначности толкования понятия «бенефициар», а, следовательно, и отсутствию на сегодняшний день четкого механизма их выявления.
Выполнение требований Закона № 115-ФЗ в первую очередь возложено на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, полный перечень которых содержится в статье 5. К таким организациям отнесены кредитные организации, страховые организации, ломбарды, операторы по приему платежей, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации и т.д. Исполнение требований законодательства по ПОД / ФТ такими организациями включает:
1) назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
2) разработку и реализацию правил внутреннего контроля;
3) идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей;
4) документальное фиксирование сведений (информации) и их представление в уполномоченный орган;
5) хранение документов и информации;
6) подготовку и обучение кадров.
В соответствии с Законом № 115-ФЗ определение бенефециарного владельца необходимо осуществлять на стадии идентификации клиента и регулярного обновления информации о клиентах. Законодательно закреплена обязанность обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации -в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений4.
Во многих странах информация о бенефициарном собственнике (в дополнение к юридическому собственнику) недоступна, поскольку не собирается и не проверяется как на этапе создания корпоративного субъекта, так и на всех прочих стадиях его существования. Такая ситуация сводит к нулю усилия, прилагаемые правоохранительными и прочими уполномоченными органами к "отслеживанию" путей перемещения денежных средств при проведении финансовых расследований в отношении корпоративных субъектов5.
С проблемой выявления бенефициарного владельца сталкиваются и российские организации, и индивидуальные предприниматели как в момент идентификации клиента, так и во время обновления информации о клиенте. Обеспечить наличие достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности - задача ближайшего времени совместных усилий органов исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 полномочия осуществления контроля за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о ПОД / ФТ, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Рос-финмониторинг). Построение национальной системы ПОД / ФТ невозможно без взаимного сотрудничества как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти.
На расширенной коллегии Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее -ФНС России), посвященной итогам деятельности налоговых органов за январь - август 2014 года в своем выступлении директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин отметил:
«В своем Послании Федеральному Собранию Президент обратил внимание на два момента, определяющих экономику государства:
прозрачность финансовых организаций;
прозрачность реальной экономики, сделав акцент на расходование бюджетных средств, деятельность компаний с госучастием и т.д.
Вывод из тени в прозрачную сферу и тем самым повышение собираемости налогов - задача ФНС»6.
В 2006 году взаимодействие Росфинмониторинга и ФНС России было закреплено официально в Соглашении о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы, утвержденном 27.12.2006 Росфинмониторингом № 01-1-13/6, ФНС России № САЭ-25-06/8.
4 Ст. 7, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС: КонсультантПлюс.
5 Руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (рекомендации 24 и 25) - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Rukovodstvo_FATF_Prozrachnost_i_benefitciarnaya_ sobstvennost.pdf (дата обращения: 05.05.2015).
6 Федеральная служба по финансовому мониторингу. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/press/ publications/1246 (дата обращения: 05.05.2015).
Согласно положениям Соглашения Стороны в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляют обмен информацией, а также опытом работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем проведения совместных совещаний, конференций, семинаров. ФНС России предоставляет в электронном виде следующие сведения:
- из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- из Государственного реестра выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- об организациях, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих налоговые декларации, налоговую или бухгалтерскую отчетность, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности (ПИК «Однодневка»);
- о задолженности физических и юридических лиц; перечни крупнейших налогоплательщиков;
- сведения из Единого государственного реестра лотерей и Государственного реестра всероссийских лотерей;
- сведения из Реестра лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельности казино);
- сведения из Реестра лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).
Существенной поддержкой организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в системе ПОД / ФТ, является информационный ресурс ФНС «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств на портале», размещенный в сети Интернет по адресу http://egrul.nalog.ru. Поиск клиента в такой системе возможен как по ИНН, ОГРН, так и по названию организации (индивидуального предпринимателя).
ЕЕ=»|С
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКА
- Вернуться к критериям
Наименование юридического лица
1Д1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ". Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Адрес вместо нахождения) юридического лица
197342 .ГОРОД САНКТ-
ПЕТЕРБУРГ....УЛИЦА ТОРЖКОБСКАЯ.Ю...
Дата
Дата внесения присвоения записи о ОГРН прекращении деятельности
027807590106 7814001461 781401001
Скриншот сайта http://egrul.nalog.ru по результатам поиска организации
Сведения о государственной регистрации организаций и ИП представляются в режиме реального времени в форме выписки, из которой можно получить актуальные данные о наименовании, адресе (месте нахождения), сведений о регистрации, о состоянии юридического лица, об учете в налоговом органе, об уставном капитале, о лице, имеющем право без доверенности, действовать от имени юридического лица, о видах экономической деятельности по ОКВЭД и т.д.
¡шпаг—
■ааа!
Редактирование Просмотр Окно Справка
■а ©л
9 а
Инструменты | Подписание
Комментарии
единых! государственный реестр юридических лиц
Сведения о юридическом лице ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ОГРН 1047707030513 ИНН/КИП 7707329152/770701001 по состоянию на 18.05.2015
№п/п Наименование показателя Значение показателя
1 2 3
Наименование
1 Полное наименование ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
2 Сокращенное наименование ФНС РОССИИ
3 ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи. 1047707030513
содержащей указанные сведения 14 10.2004
Адрес (место нахождения)
4 Почтовый индекс 127381
5 Субъект Российской Федерации ГОРОД МОСКВА
6 Улица (проспект, переулок и т.д.) УЛИЦА НЕГЛИННАЯ
7 Дом (владение и т.п.) 23
8 ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи. 1047707030513
содержащей указанные сведения 14 10.2004
Сведения о регистрации
9 Способ образования ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ
Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, представляемая по результатам поиска организации в формате *.рё1
Портал http://egrul.nalog.ru облегчает работу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в системе ПОД / ФТ, по выявлению бенефициарного владельца клиента при проведении иден ификации. Тем не менее, каждое специальное должностное лицо, на которое возложена обя анность по реализации правил внутреннего контроля, в том числе обязанность по идентификации клиента, при выявление бенефициара сталкивается со следующими трудностями:
- портал http://egrul.nalog.ru позволяет выявить только юридического собственника, реальный собственник (прямо и косвенно оказывающий влияние) остается неизвестен;
- через портал http://egrul.nalog.ru можно выявить учредителя любого юридического лица, за исключением акционерных обществ, информа ия о собственниках акционерного общества отражается в реестре акционеров у реестродерж еля и является закрытой.
В сети Интернет имеются и другие неофициальные базы данных, информация которых позволяет получать некоторые сведения о бенефициарах. Отдельная информация предоставляется только на платных условиях.
Таким образом, существующее положение не озволяет сделать однозначного вывода о выполнении требований Рекомендации ФАТФ 24 «Прозрачность и бенефициарные владельцы юридических лиц» в части обеспечении наличия достаточной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности.
По вопросам развития взаимодействия федеральных органов власти директор Росфинмо-ниторинга Ю.А. Чиханчин отмечал:
«Для Росфинмониторинга, правоохранительных и судебных органов представляет интерес массив данных об имуществе физических и юридических лиц, учредителях и учредительских связях, имеющийся в ФНС России. Со своей стороны, Росфинмониторинг может обогатить данную информацию сведениями об операциях по счетам физических и юридических лиц, что также может представлять интерес для ФНС России при проведении проверок информации и налоговых правонарушениях.
Задачи, стоящие перед ФНС и Росфинмониторингом, являются общими, несмотря на ведомственную специфику и различный инструментарий. Наладив должный уровень координации, мы достигнем решающих результатов в повышении устойчивости российской экономики и заметно снизим ее загрязненность незаконными финансовыми потоками»7.
Библиографический список
1. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения -Рекомендации ФАТФ. - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/ru/FATF_40.php (дата обращения: 05.05.2015).
2. Федеральная служба по финансовому мониторингу. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/ press/publications/1246 (дата обращения: 05.05.2015).
3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС: КонсультантПлюс.
4. Руководство ФАТФ: Прозрачность и бенефициарная собственность (рекомендации 24 и 25) - Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Rukovodstvo_FATF_ Prozrachnost_i_benefitciarnaya_sobstvennost.pdf (дата обращения: 05.05.2015).
5. Разумова И.В. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. - № 4. С. 51-67.
7 Федеральная служба по финансовому мониторингу. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/press/ publications/1246 (дата обращения: 05.05.2015).