ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №3(41)
УДК 159.9.07
ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ И ИНТЕРНАЛЬНОСТИ ПРИ ЗАВИСИМОМ ПОВЕДЕНИИ
© Г.И.Ощепкова
В статье раскрываются особенности выраженности интернальных и экстернальных типов возложения ответственности, выраженность склонности к зависимому поведению. Выявлена связь между степенью выраженности обучающихся интернального и экстернального типов возложения ответственности и выраженностью склонности к зависимому поведению, проявляющаяся в том, что с усилением экстернального типа возложения ответственности возрастает мера выраженности склонности к зависимому поведению.
Ключевые слова: интернальные и экстернальные типы возложения ответственности, зависимое поведение, аддиктивное поведение, аддикция, локус контроля.
На современном этапе развития российское общество предъявляет новые требования к личности, к таким ее свойствам, как активность, самостоятельность, ответственность. Ответственность, по мнению многих ученых, является высшим личностным образованием, сложным феноменом, характеризующим личностную и социальную зрелость человека [1]. Являясь формой саморегуляции личности, ответственность определяет эффективность ее жизнедеятельности, позволяет самореализовываться в любых условиях.
В современном обществе, к сожалению, снижается воспитательное воздействие социальных институтов, ухудшается благосостояние большинства семей, наблюдается рост насилия, насаждаемого СМИ и т.д., что приводит к различного рода отклонениям в поведении подростков и молодежи, распространению в их среде алкоголизма, наркомании, преступности, биологической и социальной деградации их личности [2]. В связи с этим распространенным феноменом, сопровождающим процесс социализации личности в подростковом возрасте, является зависимое поведение как проявление социальной дезадаптации, неспособность человека противостоять отрицательным влияниям окружения, несоответствие его действий возрастному уровню развития, результат дисгармонической реализации жизненного сценария.
Относительно ответственности в науке рассматриваются подходы к ее пониманию как психологического феномена, как социального феномена, ее связь с локусом контроля личности (интерналь-ным и экстернальным типом возложения ответственности) [3]. Ответственность как психологический феномен часто трактуют как средство внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности и рассматривают как личностное качество. Такой позиции
относительно ответственности придерживаются, например, Р.Х.Шакуров [4], Э.Фромм [5]. Ответственность как социальный феномен трактуется как своеобразный механизм социальной регуляции (социального контроля) поведения отдельных личностей. Подобная трактовка ответственности отмечается в работах Б.С.Алишева [6] и К.Муздыбаева [7]. «По мнению Б.С.Алишева, феномен ответственности должен рассматриваться в рамках проблемы причинности, точнее, ее понимания и осознания людьми. В контексте общего мировосприятия людям необходимо устанавливать причинно-следственные соотношения, а отсюда возникает проблема „авторства", то есть вопрос о том, чьи именно действия стали причиной появления тех или иных следствий. В свою очередь, из проблемы „авторства" вытекает идея Д.Роттера о двух типах возложения ответственности, или локуса контроля» [3: 10]. Связь между ответственностью и локу-сом контроля личности отмечают многие авторы ([7-8] и др.) Говоря о локусе контроля личности, имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо в самом себе, либо во внешней среде. То есть здесь речь идет о двух типах локуса контроля: интернальном и экс-тернальном. Обычно тип локуса в том виде, в каком его рассматривал Дж.Роттер, не принято трактовать как социальную установку, но, на наш взгляд, такое понимание данного феномена является наиболее продуктивным. Оба типа локуса контроля «описывают» противоположные типы возложения ответственности. Поэтому они могут рассматриваться как два полюса одного и того же психологического континуума, имеющего установочную природу [9].
Если говорить о зависимом поведении, то оказывается, что оно тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. «В специ-
альной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction -склонность, пагубная привычка» [10: 68]. Аддиктивное поведение - одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ. Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям окружающей среды [11]. По определению Ц.П.Короленко, аддиктивное поведение представляет собой такую зависимость, которая «начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает противодействия аддик-ции» [12: 9]. Дословно «аддикция» обозначает «зависимость». В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д.Менделевич выделяет признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страх быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны. Наряду с зависимостью основное в поведение аддиктивной личности - это стремление к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний и неспособность проявлять ответственность [13].
Таким образом, обращение к изучению интер-нальных и экстернальных типов возложения ответственности у молодежи со склонностью к зависимому поведению имеет несомненную актуальность, а также является основой для построения профилактики аддикций. В данном случае профилактика аддикций направлена на формирование такой независимости («отсутствие зависимости, означающее, что человек полностью контролирует собственные поступки, ответственен и свободен от вредных привычек» [13: 10]) в сочетании с установкой на здоровый образ жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что целью данного исследования является выяв-
ление выраженности интернальных и экстер-нальных типов возложения ответственности у будущих специалистов со склонностью к зависимому поведению.
Мы провели исследование интернальных и экстернальных типов возложения ответственности и склонности к зависимому поведению обучающихся среднего звена г. Казани. В исследовании участвовали обучающиеся I курсов очной формы обучения в ГАОУ СПО «Профессиональный колледж № 41» (по специальности «фотограф», «повар-кондитер», «повар-технолог», «парикмахер», «стилист-визажист», «швея», «закройщик», «модельер-конструктор») в количестве 233 человек.
Методика исследования
При проведении исследования применялись следующие методики: тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич) [14], методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера в модификации Е.Ф.Ба-жина, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинда [15].
Теоретическую основу теста составили положения концепции зависимой личности [13], указывающие на то, что любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение (сходные корни). Большинство специалистов, изучающих различные формы зависимого поведения, сходятся во мнении, что существуют доболезненные (предпатологические) личностные особенности, в силу чего у человека и формируется зависимость. В классическом виде тест СЗП содержит две шкалы для оценки наркозависимости и алкогольной зависимости. Испытуемому предлагаются 116 утверждений, ответы на которые свидетельствуют о склонности к зависимости. Обработка теста заключалась в вычислении только шкалы для оценки наркозависимости.
В отношении методики исследования уровня субъективного контроля (УСК), применяя ее, можно выявить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Испытуемому предлагаются 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека.
Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) состоит из 7 шкал: 1) шкала общей интернальности; 2) шкала интернальности в области достижений; 3) шкала интернальности в области неудач; 4) шкала интернальности в семейных отношениях; 5) шкала интернальности в производственных отношениях; 6) шкала интер-нальности в области межличностных отношений;
7) шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Обработка теста-опросника, несмотря на наличие в нем 7 шкал, заключалась в вычислении только шкалы общей интернальности.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты опроса относительно уровня склонности к наркотической зависимости (частотное распределение) обучающихся (был применен тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич) на выборке в 233 респондентов) показали следующее (табл. 1):
Таблица 1. Показатели выраженности склонности к зависимому поведению обучающихся
Невысокие признаки (невыявленные) склонности к наркотической зависимости не обнаружено (0 человек); признаки тенденции - у 3 человек, то есть низкий уровень выраженности признаков склонности к наркозависимости; признаки повышенной склонности - у 29 человек, то есть средний уровень выраженности проявления признаков склонности к наркотической зависимости; признаки высокой вероятности - у 201 человек, то есть высокий уровень проявления признаков склонности к наркотической зависимости. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании признаков высокой вероятности склонности к зависимому поведению (склонности к наркотической зависимости). Данные респонденты находятся в группе риска, так как вероятность возникновения склонности к наркотической болезни высока, то есть здесь профилактика должна быть нацелена на выработку навыков противостояния, преодолевающего поведения при возникновении риска встреч с психоактивными веществами (ПАВ); формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на ПАВ в молодежной среде; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни.
Параметром, характеризующим особенности восприятия и понимания ответственности, является так называемый тип локуса контроля. Для того чтобы выявить уровень выраженности локуса контроля (интернального и экстернального типа возложения ответственности) у обучаю-
щихся (выборка респондентов 233 чел.) была применена методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера в модификации Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, А.М.Эт-кинда.
Соотношение выраженности интернального и экстернального типа возложения ответственности обучающихся (частотное распределение) по всей выборке следующее: высокий уровень ин-тернальности выявлен у 2 человек, средний уровень значений - у 121 человека и высокий уровень экстернальности - у 110 человек. То есть при выделении трех уровней в отношении выраженности интернального и экстернального типа возложения ответственности распределение респондентов таково, что можно говорить о преобладании средних значений.
Эти результаты подтверждают теоретическое положение относительно локуса контроля личности (выраженности интернального и экстер-нального типа возложения ответственности у обучающихся) как о континууме, имеющем на одном конце выраженную «интернальность», а на другом - «экстернальность». Установки же конкретных людей расположены на всех точках между полюсами континуума, по большей части в середине. Таким образом, какие-то люди очень интернальны, какие-то очень экстернальны, а большинство интернальны, либо экстернальны в зависимости от ситуации [15].
В процессе исследования интернальных и экстернальных типов возложения ответственности и склонности к зависимому поведению обучающихся была выдвинута гипотеза: существует связь между степенью выраженности обучающихся интернального и экстернального типов возложения ответственности с одной стороны и выраженностью склонности к зависимому поведению - с другой, проявляющаяся в том, что с усилением экстернального типа возложения ответственности возрастает мера выраженности склонности к зависимому поведению.
При обработке данных проводился корреляционный (по Пирсону) анализ по данным, полученным на выборке в 201 человек (обучающиеся с признаками высокой вероятности склонности к зависимому поведению). Критическое значение коэффициента корреляции для выборки в 201 человек при уровне значимости р < 0,05 составляет 0,13; при уровне значимости р < 0,01 составляет 0,16 (использовалась формула Спирмена-Брауна). В результате выявлена отрицательная связь интернальных и экстернальных типов возложения ответственности с выраженностью склонности к зависимому поведению (г = - 0,146, при р < 0,05). Таким образом, для лиц с выра-
Уровень склонности к наркотической зависимости (зависимое поведение) Количество человек (233)
Наркотическая
Невысокие признаки (невыявленные) 0
Признаки тенденции 3
Признаки повышенной склонности 29
Признаки высокой вероятности 201
женным экстернальным типом возложения ответственности более характерна высокая вероятность склонности к зависимому поведению, что подтверждает также ранее выдвинутую нами гипотезу.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Измерение уровня склонности к наркотической зависимости (зависимое поведение) обучающихся показало, что у них преобладают признаки высокой вероятности склонности по шкале склонности к наркозависимости. Данные респонденты находятся в группе риска, так как вероятность возникновения склонности к наркотической зависимости высока.
2. Измерение уровня выраженности интер-нального и экстернального типа возложения ответственности обучающихся показало, что у них преобладают средние значения на этой шкале. Таким образом, в зависимости от жизненных ситуаций у обучающихся могут проявляться как интернальные типы возложения ответственности, так и экстернальные типы возложения ответственности.
3. Получены данные о связи между интер-нальными и экстернальными типами возложения ответственности с выраженностью склонности к зависимому поведению. Можно утверждать, что для лиц с выраженным экстернальным типом возложения ответственности более характерна высокая вероятность склонности к зависимому поведению, что подтверждает ранее выдвинутую нами гипотезу.
1. Реан А. А. Психология личности Социализация, поведение, общение. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗИАК, 2007. - 407, [9] с.
2. Теняева О.В. Особенности ответственности подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, РУДН, 2011. -21 с.
3. Кашапова Г.И. Представления об ответственности у студентов с индивидуалистическими и коллективистическими установками: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2013. - 23 с.
4. Шакуров Р.Х. Рождение личности: новая парадигма: монография. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. - 528 с.
5. Фромм Э. Человек для себя. - М.: АСТ; Мн.: Хар-вест, 2006. - 352 с.
6. Алишев Б.С. К проблеме социальных установок эво-люционно-культурного уровня // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сб. науч. тр. / Под ред. Б.С.Алишева. -Казань: Отечество, 2009. - С. 5 - 28.
7. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1983. - 239 с.
8. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. - 1998. - № 4. - С. 3 - 12.
9. Кашапова Г.И, Алишев Б.С. Особенности локуса контроля у студентов с индивидуалистическими и коллективистическими установками // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сб. науч. тр. / Под ред. Б.С.Алишева. - Казань: Отечество, 2009. - С. 38 -47.
10. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
11. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
12. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и мед. психологии. - 1991. - № 1. - С. 8. - 15.
13. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф.
B.Д.Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.
14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
15. Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд) // О.Б.Дарвиш. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В Е.Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -
C. 236 - 244.
16. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. - М.: Прогресс, 1965. -238 с.
MANIFESTATIONS OF EXTERNALITY AND INTERNALITY WITH DEPENDENT BEHAVIOR
G.I.Oshchepkova
The article describes the features characterizing manifestations of internal and external types of responsibility diffusion and the manifestation of tendency to dependent behavior. A relationship is found between the manifestation of internal and external types of responsibility diffusion in students and their pronounced tendency to dependent behavior|: the stronger the external type of responsibility diffusion the greater the tendency to dependent behavior.
Key words: internal and external types of responsibility diffusion, dependent behavior, addictive behavior, addiction, locus of control.
1. Rean A.A. Psixologiya lichnosti Socializaciya, pove-denie, obshhenie. - M.: AST; SPb.: PRAJM-EVROZIAK, 2007. - 407, [9] s. (in Russian)
2. Tenyaeva O.V. Osobennosti otvetstvennosti podrost-kov s deviantnym povedeniem: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk. - Moskva, RUDN, 2011. - 21 s. (in Russian)
3. Kashapova G.I. Predstavleniya ob otvetstvennosti u studentov s individualisticheskimi i kollektivistiches-kimi ustanovkami: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk.
- Kazan', 2013. - 23 s. (in Russian)
4. Shakurov R.X. Rozhdenie lichnosti: novaya paradigma: monografiya. - Kazan': Izd-vo Kazan. gos. texnol. un-ta, 2007. - 528 s. (in Russian)
5. Fromm E'. Chelovek dlya sebya. - M.: AST; Mn.: Xarvest, 2006. - 352 s. (in Russian)
6. Alishev B.S. K probleme social'nyx ustanovok e'voly-ucionno-kul'turnogo urovnya // Sociokul'turnye ustanovki, cennosti i motivy ucheniya sovremennyx studentov. Sb. nauch. tr. / Pod red. B.S.Alisheva. -Kazan': Otechestvo, 2009. - S. 5 - 28. (in Russian)
7. Muzdybaev K. Psixologiya otvetstvennosti. - Leningrad: «Nauka», Leningradskoe otdelenie, 1983. - 239 s. (in Russian)
8. Rean A.A. Problemy i perspektivy razvitiya koncepcii lokusa kontrolya lichnosti // Psixologicheskij zhurnal.
- 1998. - №4. - S. 3 - 12. (in Russian)
9. Kashapova G.I, Alishev B.S. Osobennosti lokusa kontrolya u studentov s individualisticheskimi i kollektiv-isticheskimi ustanovkami // Sociokul'turnye
ustanovki, cennosti i motivy ucheniya sovremennyx studentov. Sb. nauch. tr. / Pod red. B.S.Alisheva. -Kazan': Otechestvo, 2009. - S. 38 - 47. (in Russian)
10. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: (Psixologiya ot-klonyayushhegosya povedeniya): Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004. - 288 s. (in Russian)
11. GogolevaA.V. Addiktivnoe povedenie i ego profilak-tika. - M.: Moskovskij psixologo-social'nyj institut: Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2003. -240 s. (in Russian)
12. Korolenko C.P. Addiktivnoe povedenie. Obshhaya xarakteristika i zakonomernosti razvitiya // Obozrenie psixiatrii i med. psixologii. - 1991. - № 1. - S. 8. -15. (in Russian)
13. Rukovodstvo po addiktologii / Pod red. prof. V.D.Mendelevicha. - SPb.: Rech', 2007. - 768 s. (in Russian)
14. Mendelevich V.D. Psixologiya deviantnogo pove-deniya. Uchebnoe posobie. - SPb.: Rech', 2005. -445 s. (in Russian)
15. Test-oprosnik urovnya sub"ektivnogo kontrolya (E.F.Bazhin, E.A.Golynkina, A.M.E'tkind) // O.B.Darvish. Vozrastnaya psixologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij; pod red. V E.Klochko. - M.: Izd-vo VLADOS-PRESS, 2004. -S. 236 - 244. (in Russian)
16. Miller D., Galanter Yu., Pribram K. Plany i struktura povedeniya. - M.: Progress, 1965. - 238 s. (in Russian)
Ощепкова Гузель Индусовна - кандидат психологических наук, педагог-психолог Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Профессиональный колледж №41».
420032, Россия, Казань, ул. Энгельса, 12. E-mail: [email protected]
Oshchepkova Guzel Indusovna - PhD in Psychology, educational psychologist at the Autonomous State Educational Institution of Secondary Vocational Education "Vocational College No 41".
12 Engels Str., Kazan, 420032, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12.05.2015