6. Saporovskaya, M.V. Detsko-roditeljskie otnosheniya i sovladayuthee (koping) povedenie roditeleyj kak faktor shkoljnoyj adaptacii pervoklassnikov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kostrom, 2002.
7. Granovskaya, R.M. Zathita lichnosti: psikhologicheskie mekhanizmih / R.M. Granovskaya, I.M. Nikoljskaya. - SPb., 1999.
8. Kryukova, T.L. Psikhologiya semji: zhiznennihe trudnosti i sovladanie s nimi / T.L. Kryukova, M.V. Saporovskaya, E.V. Kuftyak. - SPb., 2005.
9. Venger, A.L. Psikhologicheskoe obsledovanie mladshikh shkoljnikov / A.L. Venger, G.A. Cukerman. - M., 2007.
10. Ehyjdemiller, Eh.G. Semeyjnihyj diagnoz i semeyjnaya psikhoterapiya / Eh.G. Ehyjdemiller, I.V. Dobryakov, I.M. Nikoljskaya. - SPb., 2003.
11. Lazarus, R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarus, S. Folkman. - N.Y., 2003.
Статья поступила в редакцию 10.01.14
УДК 159.9 GusevA.V. MANIFESTATIONS OF STRESS AND PERSONALITY CHARACTERISTICS STUDENTS. The article investigates the stress and coping resources of the individual students during the state examination tests students' future psychologists. Displaying self-confidence of personality and cognitive features of students.
Key words: stress, coping resources, personal characteristics, student.
А.В. Гусев, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]
ПРОЯВЛЕНИЕ СТРЕССА И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СТУДЕНТОВ
Статья посвящена исследованию стресса и копинг-ресурсов личности студентов в период государственных экзаменационных испытаний у студентов будущих психологов. Показана самооценка личностных и когнитивных особенностей студентов.
Ключевые слова: стресс, копинг-ресурсы, личностные особенности, студенты.
Проблема копинг-поведения личности является одной из актуальных исследований в современной психологии. Способность справляться со стрессом, управлять своим поведением в стрессовых ситуациях является личности будущего специалиста. Теория копинг-поведения отводит важную роль механизмам преодоления стресса, которые определяют развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности. В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стра-тегии) на основе имеющегося у него личностного и профессионального опыта и психологических резервов (личностные копинг-ресурсы) [1].
С позиции личностного подхода преодоление стресса определяется как изменчивая особенность личности, влияющая на поведение в широком спектре стрессовых ситуаций. Личностный подход к изучению копинг-поведения представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей (А.Я. Анцупов, А.А. Бодалёв, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, Л.А. Китаев-Смык, А.А. Реан и др.). Однако существует различные подходы к ко-пинг-поведению и копинг-ресурсам личности, в том числе как будущих профессионально важных качеств у студентов будущих специалистов [2].
Проявление стресса и копинг-
Экспериментальная работа проводилась в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) г. Нижнего Новгорода.
На этапе проведения экспериментальной части исследования в качестве испытуемых были привлечены студенты будущие психологи Гуманитарно-художественного факультета, направления подготовки бакалавриат. Выборка состоит из 74 человек (20 юношей, 54 девушек). В исследовании мы предположили о наличии взаимосвязи проявлений стресса и копинг-стра-тегий с личностными особенностями у студентов. Нами изучались выраженность стресса и копинг-ресурсов личности в период государственных экзаменационных испытаний у студентов (4 курс) с помощью методики «Ситуативная оценка стресса». Провели анализ различий между юношами и девушками. Результаты представлены в таблице 1.
Как видно из представленных данных в таблице 1, студенты в большинстве своем описывают свои состояния как стрессовые. Баллы по большинству показателей стресса положительные, что говорит о наличии состояний дискомфорта, напряжения, утомления и неопределенности. Выраженность деструктивных состояний не высокая и не превышает выраженности ко-пинг-ресурсов, это говорит о том, что студенты успешно справляются со стресс вызывающими ситуациями.
Таблица 1
есурсов личности у студентов
Показатель Юноши, n = 20 Женщины, n = 54 Уровень статистической значимости
Среднее Ст. отклонение Среднее Ст. отклонение
Дискомфорт 55 10,67 0,87 7,939 0,047
Напряжение 4,45 8,941 2,315 8,31 0,339
Торможение (Утомление) 1,15 8,839 0,111 6,532 0,584
Фрустрация (Неопределенность) 1,85 6,218 -1,19 5,491 0,045
Общая выраженность стрессорной ситуации 12,95 27,79 2,13 21,92 0,084
Оптимизм 6,05 14,88 11,33 10,82 0,097
Активность 12,4 11,44 11,37 11,72 0,737
Уравновешенность 13,1 11,21 8,537 13,61 0,185
Рациональность 15,85 8,418 15,17 10,25 0,791
Общая выраженность копинг-ресурсов 48,25 31,77 46,39 35,83 0,839
Таблица 2
Личностные особенности студентов изучаемой группы
Показатель Юноши, п = 20 Женщины, п = 54 Уровень статистической
Среднее Ст. Отклонение Среднее Ст. Отклонение значимости
Активность 18,79 4,211 20,15 3,382 0,163
Оптимизм 18,84 3,548 20,21 2,871 0,1
Ригидность 8,95 4,174 7,608 3,347 0,161
Импульсивность 7,25 2,552 8,059 2,915 0,281
Оптимизм 28,2 3,172 28,85 3,91 0,509
Робость, стеснительность 7,05 3,845 4,453 3,693 0,01
Таблица 3
Проявление стилей мышления у студентов
Юноши, Женщины, Уровень
Показатель п = 20 п 54 статистической
Среднее Ст. отклонение Среднее Ст. отклонение значимости
Предметное мышление 5,316 2,562 6,528 2,198 0,052
Символическое мышление 6,474 2,48 6,245 2,328 0,719
Знаковое мышление 9,316 2,626 10,26 2,969 0,223
Образное мышление 10,05 3,24 10,09 2,452 0,954
Креативность 9,316 1,797 8,264 2,297 0,075
Студенты отмечают выраженность основных копинг-ресур-сов: положительный эмоциональный настрой (оптимизм), общая активность, уравновешенность (способность к саморегуляции), рациональность (умение принимать логически обоснованные решения. Баллы относительно высокие, что указывает на эффективное совладание со стрессом студентов изучаемой группы.
Стрессовые состояния дискомфорта и ощущения неопределенности у юношей выражены достоверно сильнее, чем у девушек.
Девушки в этом отношении более спокойно себя чувствуют, стрессорные состояния у них в целом меньше выражены. Вероятно, это специфика только данной группы, данные различия между полами не носят универсального характера. Косвенно об этом свидетельствуют данные по личностным особенностям студентов изучаемой группы, представленные в таблице 2.
Данные таблицы 2 демонстрируют робость и стеснительность у юношей изучаемой группы, хотя это соответствует нормальным значениям, тем не менее, достоверно выше данные показатели у девушек. По другим характеристикам различий не наблюдается. Показатели эмоциональной сферы личности, общей активности, ригидности и импульсивности находятся в пределах статистической нормы и выражены в средней степени.
В таблице 3 представлены данные по проявлению у респондентов изучаемой группы стилей мышления. Диагностика проводилась с использованием методики «Типы мышления и уровень креативности».
Мы предполагали каким образом на когнитивно-индивидуальном студенты могут управлять и преобразовывать информацию о стрессе. Нами исследовались 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками:
1. Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.
2. Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
3. Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.
4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.
Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей), то есть продолжать деятельность, преобразовывая её.
Как видно из таблицы 3, у студентов изучаемой группы, основные типы мышления сбалансированы, что соответствует норме. Как у юношей, так и у девушек в большей степени выражены образное и знаковое (семантическое, смысловое) мышление и в меньшей степени предметное (практическое) и символическое (математическое) типы мышления. Вероятно это связано с профессиональной направленностью студентов. Креативность оказалась на среднем уровне.
У юношей, в отличие от девушек немного ниже предметное мышление и чуть выше креативность. Различия на уровне тенденции, не являются статистически достоверными, но при проведении более углубленных исследований, они могут оказаться таковыми. Для более точного вывода необходимо повторное исследование с более жесткими условиями эквивалентности групп. В целом характеристики мышления студентов не отличаются от возрастной нормы.
В дальнейшем проявления стрессовых состояний и копинг-ресурсов личности у данной группы студентов с выраженностью стилей мышления и креативности достоверных связей не обнаружено, стили мышления практически не связаны с ощущениями стресса и выраженностью копинг-ресурсов. Гипотеза исследования о взаимосвязи проявлений стресса и копинг-стра-тегий с личностными особенностями студентов нашла свое подтверждение.
Библиографический список
1. Саврасова, Л.А. Психолого-акмеологические особенности копинг-поведения руководителей с различным уровнем успешности деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012.
2. Поцепина, И.Ю. Исследование профессионально важных качеств у будущих психологов МЧС России / И.Ю. Поцепина, С.Н. Сороко-умова // Инициативы 21 века. - 2013. - № 3.
3. Гусев, А.В. Влияние стресса на студентов в период государственных экзаменационных испытаний // Инициативы 21 века. - 2013. - № 3.
Bibliography
1. Savrasova, L.A. Psikhologo-akmeologicheskie osobennosti koping-povedeniya rukovoditeleyj s razlichnihm urovnem uspeshnosti deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2012.
2. Pocepina, I.Yu. Issledovanie professionaljno vazhnihkh kachestv u buduthikh psikhologov MChS Rossii / I.Yu. Pocepina, S.N. Sorokoumova // Iniciativih 21 veka. - 2013. - № 3.
3. Gusev, A.V. Vliyanie stressa na studentov v period gosudarstvennihkh ehkzamenacionnihkh ispihtaniyj // Iniciativih 21 veka. - 2013. - № 3.
Статья поступила в редакцию 10.01.14
УДК 159.97+376.4
Efimova N.Yu. RESEARCH FACILITIES OPEN AGGRESSIVE BEHAVIOR IN PUPILS WITH DISABILITIES.
A prerequisite for successful social adaptation of adolescents with HIA is his ability to establish productive relationships with people around them. The article investigates the plants open aggressive behavior of mentally retarded high school students using the «Hand-test» as well as the possibility of using the traditional method in the study mezhl.
Key words: interpersonal relationships, violent behavior, adaptive mechanisms, students with mental retardation.
Н.Ю. Ефимова, ст. преп. каф. общей и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВОК ОТКРЫТОГО АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Необходимым условием успешной социальной адаптации подростков с ОВЗ является умение налаживать продуктивные взаимоотношения с окружающими их людьми. Статья посвящена исследованию установок открытого агрессивного поведения умственно отсталых старшеклассников при помощи «Hand-теста», а также возможности применения традиционной методики для изучения их межличностных отношений.
Ключевые слова: межличностные отношения, агрессивное поведение, адаптивные механизмы, школьники с умственной отсталостью.
В рамках изучения вопросов толерантности учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости исследованием затронуты проблемы агрессивности как компонента, свидетельствующего о наличии или отсутствии её противоположности - интоле-рантности.
Для исследования открытого агрессивного поведения в 1962 году немецким психологом Э. Вагнером был предложен тест «Рука». Вместе с ним в разработку методики тестирования и её популяризацию большой вклад внесли З. Пиотровский и Б. Брай-клин. В России тест «Рука» используется в виде адаптированного варианта Т.Н. Курбатовой.
Выбор руки для воспроизведения ассоциативного ряда неслучаен, именно активные функции руки связаны с развитием некоторых отделов головного мозга. В течение всей жизни с её помощью мы осваиваем окружающее нас пространство. Рука -это тот активный орган, который помогает нам в любом деле, будь то тяжёлая физическая работа или беззаботный разговор с товарищем. Рука постоянно вовлечена во внешнюю активность. Её действия настолько автоматизированы, что мы не обращаем внимания на постоянство их характера. Поэтому тест «Рука» позволит исследователю выявить эти личностные тенденции, годами впечатанные в движения кисти. Тест разработан автором для выявления открытого агрессивного поведения.
Э. Вагнер положил в основу теста методический прием, предлагающий испытуемым лишь нейтральную опору, на которую они должны наложить своё представление о действии. Тест позволяет респондентам в процессе интерпретации элемента действия, самостоятельно выбрать вид активности, которая в свою очередь будет определяться психоэмоциональным состоянием испытуемых и их мотивационными особенностями.
Цель нашего исследования находится в плоскости межличностных отношений подростков. В нём принимала участие группа из 9 школьников в возрасте от 14 до 17 лет. Все учащиеся имеют отклонения в развитии - лёгкую умственную отсталость. Выбор теста «Рука» не случаен, вербальные нарушения учащихся могут снижать валидность других тестов-опросников и анкет, сложность формулировок вопросов которых исключает глубину их понимания школьниками. «Hand-тест»- это более доступная информационная форма для восприятия детьми с интеллектуальными нарушениями, язык жестов в отличие от языка слов им более понятен и знаком.
Перед проведением теста исследователю необходимо активизировать воображение и мышление испытуемых, предложить им представить человека, владеющего этой рукой и прокомментировать его действия. При анализе результатов можно увидеть, какие тенденции учащиеся приписывают окружающим, и оценить актуальное отношение к ним испытуемых. Как любая проективная методика «Hand-тест» предполагает, что в ответах испытуемых будут отражены значимые и достаточно устойчивые свойства их личности.
Авторами теста были предложены следующие оценочные категории.
• Агрессия. Рука, угрожающая окружающим.
• Директивность. Рука воспринимается как доминирующая, руководящая.
• Аффектация (эмоциональность). Рука предлагает дружбу или помощь.
• Коммуникация. Выявляется информация, требующая обратной связи.
• Зависимость. Рука, ищущая помощи или подчиняющаяся другим.
• Страх. Страх перед агрессией других людей или собственной агрессией.
• Эксгибиционизм (демонастративность). Участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.
• Увечность. Рука воспринимается как больная, искалеченная.
• Описание. Физическое описание руки.
• Напряжение. Рука затрачивает энергию, но ничего не достигает.
• Активные безличные ответы. Рука совершает действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица.
• Пассивные безличные ответы. Рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица.
• Галлюцинации. Ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания.
• Отказ от ответа. Человек не может дать ответ на карточку [1].
Тестирование проводится индивидуально, значение имеют: скорость, качество и количество ответов. После обработки результатов в соответствии с методикой в первую строку таблицы 1