УДК 377
ПРОЯВЛЕНИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Ж.И. Журавлева
Аннотация. В статье представлены результаты изучения социально-личностного и операционально-деятельностного компонентов словесного творчества старших дошкольников с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития и нормальным развитием. Анализ показателей психологических компонентов словесного творчества у старших дошкольников позволил выделить четыре критериально-ориентированные модели словесного творчества. Неоднородность данных компонентов словесного творчества у старших дошкольников проявилась в различных моделях: «творческой», «элементарно - творческой», «условно - творческой», «фрагментарно - творческой».
Ключевые слова: словесное творчество, модели словесного творчества, социально-личностный компонент, операционально-деятельностный компонент, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, социокультурное развитие личности.
THE MANIFESTATION OF VERBAL CREATIVITY AT THE SENIOR
PRESCHOOL CHILDREN IS NORMAL ALSO OF PATHOLOGY
Zh. Zhuravleva
Abstract. Results of studying of social-personal and operational-activity components of verbal creativity of the senior preschool children with problems of speech development, psychic development retardation and normal development are presented in article. The analysis of indicators of psychological components of verbal creativity at the senior preschool children has allowed to allocate four criteria focused models of verbal creativity in each studied category of children. Heterogeneity of these components of verbal creativity at the senior preschool children was shown in various models: "creative", "elementary and creative", "conditional and creative", "it is fragmentary - creative".
Keywords: verbal creativity, models of verbal creativity, social-personal component, operational-activity component, psychic development retardation, problems of speech development, sociocultural formation of the personality.
Важнейшим компонентом разных видов деятельности человека является речь. В творческой деятельности наша речь участвует независимо от ее содержания и предмета. Особенно выражено в речи и является показателем достаточного владения языком и уровнем речевой компетентности самый сложный вид творческой деятельности - словесное творчество [1]. Подготовка к его становлению начинается с периода формирования осознанной речи, когда ребенок овладевает всеми компонентами речевой системы. Этот период охватывает возраст ребенка от 3 до 5,5 лет. Затем, с 5,5 до 7 лет, происходит собственно формирование словесного творчества - формы речевой активности и самостоятельной речевой деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от услышанных раннее шаблонов и экспериментирует с сюжетом, видоизменяет его, создает новый продукт словесно-творческой деятельности для других и для себя [2;3]. На этапе начального уровня школьного обучения (возраст 7-11 лет) происходит дальнейшее активное развитие словесного творчества младших школьников как психического свойства личности,
которое оказывает большую роль в овладении письменной речью [4;6].
Мы рассматриваем словесное творчество как процесс, состоящий из двух психологических компонентов: социально-личностного,
включающего мотивацию к творчеству, самостоятельность и находчивость, речевую активность, эмоционально-волевые усилия, и операционально-деятельностного, включающего способы творческого действия, знаковое выражение и качество словесно-творческого продукта. Данные компоненты имеют неоднородное проявление у старших дошкольников как с общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР), так и у их нормально развивающихся сверстников [2;3;5].
Нами был проведен анализ количественных и качественных показателей психологических компонентов словесного творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. С помощью статистического (кластерного) анализа данных в каждой
категории испытуемых были выделены 4 словесного творчества, представленные на
критериально-ориентированные модели рисунках 1 - 3.
"-■ творческая модель
- элементарно-творческая модель
III условно-творческая модель
^ фрагментарно-творческая модель
Рисунок 1. - Модели словесного творчества нормально развивающихся старших дошкольников
10%
^ творческая модель
- элементарно-творческая модель
III условно-творческая модель
фрагментарно-творческая модель
40%
Рисунок 2. - Модели словесного творчества старших дошкольников с ОНР
-■ творческая модель
- элементарно-творческая модель
III условно-творческая модель
^ фрагментарно-творческая модель
43%
Рисунок 3. - Модели словесного творчества старших дошкольников с ЗПР
Творческая модель проявилась только у нормально развивающихся старших
дошкольников (60%) и незначительной части старших дошкольников с ОНР (20%). Старших дошкольников с ЗПР в данной модели не оказалось. Социально-личностный компонент словесного творчества у испытуемых детей характеризуется достаточно выраженной мотивацией к словесно-творческой деятельности. Эти дети проявляли находчивость, инициативность, самостоятельность и оригинальность при выполнении творческого задания. Они легко преодолевали стереотипы, демонстрировали адекватную речевую активностью и эмоциональные реакции, были целеустремлены и решительны при преодолении трудностей. Операционально-деятельностный компонент словесного творчества
характеризовался высокой степенью
выраженности воображения, свободой использования речевого материала в творческой деятельности. Испытуемые демонстрировали свои способности к импровизации, владение разными способами творческого действия. При создании целостного выразительного образа в разной сложности творческих заданий они показали знание и адекватное использование элементарных художественных средств (метафор, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов). Их продукт словесно-творческий деятельности отличался оригинальной манерой выражения, имел индивидуальный «почерк», в нем присутствовал замысел, целостный сюжет, тема которого была полностью раскрыта.
Элементарно-творческая модель проявилась у всех испытуемых (33% нормально развивающихся старших дошкольников, у 40% детей с ОНР и 30% детей с ЗПР). Социально-личностный компонент словесного творчества у этих детей характеризуется относительно выраженной мотивацией к словесно-творческой деятельности и преобладанием ее на первых этапах работы. Испытуемые проявили относительную самостоятельность и
инициативность, стандартное выражение речевых конструкций с отдельными элементами творчества. Им была свойственна неустойчивость эмоционально-волевых реакций при выполнении творческих заданий и трудности в преодолении препятствий. Операционально-деятельностный компонент словесного творчества
характеризовался средней степенью
выраженности творческого воображения. Испытуемые с незначительной помощью взрослого демонстрировали умение добавлять новые элементы, организуя целостную композицию согласно сюжету, способность
выполнять простые творческие задания на уровне переработки и комбинирования. Могли при поддержке взрослого использовать элементарные художественные средства (сравнения, эпитеты и антонимы) для передачи содержания и адекватной реализации замысла и темы.
Условно-творческая модель проявилась у незначительной части нормально развивающихся старших дошкольников (7%) и большинства детей с ЗПР (43%), и ОНР (30%). Социально-личностный компонент словесного творчества характеризовался неустойчивой мотивацией к словесно-творческой деятельности, ситуативной степенью включенности в данный вид деятельности, которая зависела от интереса ребенка и степени сложности задания. Испытуемые демонстрировали недостаточное проявление волевых усилий и самостоятельность при выполнении творческих заданий. Часто подменяли слова мимикой и жестами при фантазировании, подбор речевых конструкций осуществлялся с помощью взрослого, и требовалось создание и поддержание ситуации успеха. Операционально-деятельностный
компонент словесного творчества
характеризовался ниже средней степенью выраженности воображения. Дети испытывали трудности реализации замысла и темы при составлении словесно-творческого продукта, требующего импровизаций. Даже при помощи взрослого они были ограничены в использовании элементарные художественных средств. Раскрытие сюжета было доступно только в заданиях с опорой на игровое моделирование; использование способов творческого действия осуществлялось на основе подражания образцу взрослого.
Фрагментарно-творческая модель
проявилась у 27% детей с ЗПР, незначительной части детей с ОНР (10%). «Детей нормы» в данной модели не выявлено. Социально-личностный компонент словесного творчества характеризовался фрагментарным и крайне неустойчивым интересом к словесно-творческой деятельности. Испытуемые слабо проявляли самостоятельность, инициативу, эмоционально-волевые усилия; им была необходима постоянная поддержка взрослого. Речевые конструкции словесно-творческого продукта отличают бедность словного запаса, фрагментарность и односложность построения. Операционально-деятельностный компонент словесного творчества характеризовался низкой степенью выраженности воображения,
несформированностью его комбинаторных механизмов, которые проявлялись в творческих заданиях. Испытуемые демонстрировали крайне
бедную образную сферу, даже при помощи взрослого не могли использовать элементарные художественные средства. Раскрытие сюжета было фрагментарным; из способов творческого действия было доступно опредмечивание и частично детализация. Самостоятельный замысел отличался бедностью и непоследовательностью сюжета. После образца взрослого отмечалась фрагментарность выражения словесного творчества.
Таким образом, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявлены «элементарно-творческая», «условно-творческая» модели, а у их сверстников с задержкой психического развития - «условно-творческая» и «фрагментарно-творческая» модели. Результаты эксперимента показали отставание детей с ОНР и ЗПР в развитии психологических компонентов словесного творчества от их нормально развивающихся сверстников. При сравнении фактических данных были получены качественные характеристики психологических компонентов в каждой модели словесного творчества. В контексте социокультурного
развития таких качеств личности как речевая активность, самостоятельность, решительность, ответственность, эмоционально-волевые усилия можно констатировать значимость словесного творчества для детей старшего дошкольного возраста. Выступая одним из видов художественной деятельности, данный вид творчества обусловливает развитие речевой активности ребенка, его словесной формы воображения и формирование предпосылок письменной речи. Представленные критериально-ориентированные модели словесного творчества имеют значение для дифференциальной диагностики старших дошкольников с ОНР и ЗПР в системе психологической помощи таким детям в образовательных организациях. Специфические особенности психологических компонентов словесного творчества позволят определить направление коррекционно-развивающей работы, осуществить
дифференцированный подход в организации сопровождения детей старшего дошкольного возраста в словесно-творческой деятельности.
Литература:
1. Гавриш Н.В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве / Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 12. -С. 17-20.
2. Журавлева Ж.И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Журавлева Жанна Игоревна // Нижегородский государственный педагогический университет. -Нижний Новгород. - 2011. - 27 с.
3. Журавлева Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития / Ж.И. Журавлева // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 3140.
4. Киселева Н.Ю. Письменно-речевая деятельность учащихся с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 12-4. - С. 96-99.
5. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Медведева Елена Алексеевна // Нижегородский государственный педагогический университет. - Москва. - 2007. - 536 с.
6. Шило Т.Б. Особенности развития вербальной креативности у школьников / Т.Б. Шило // Человек и образование. - 2014. - № 2(39). - С. 157-162.
Сведения об авторе:
Журавлева Жанна Игоревна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: zhurzhanna@yandex.ru
Data about the author:
Zh. Zhuravleva (Moscow, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of Speech and Language Therapy, Moscow State Pedagogical University, e-mail: zhurzhanna@yandex.ru