6(1) /2014
Запада о месте культуры в современном обществе.- М.: Политиздат, 1991. - С.171-207.
8. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.
9. Гадамер Г.-Г. 1стина i метод: основи фшософсько! герменевтики. - К.: Ютверс, 2000. - 464 с.
10. Малевич К. Черный квадрат. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 288 с.
11. Кандинский В. О духовном искусстве. - М.: Архимед, 1992. - 108 с.
12. Бердяев Н. Кризис искусства. - М.: Интерпринт, 1990. - 48 с.
13. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании: в 7 т., Т.6. - М.: Худ. лит-ра, 1957. - С.251-358.
14. Сартр Ж.-П. Что такое литература? - СПб.: Але-тейя, 2000. - 466 с.
15. Мунье Э. Персонализм. - М.: Искусство, 1992. -143 с.
16. Бурдье П. Начала. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.
17. Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. -298 с.
Сабадуха Владимир Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Восточноукраинского национального университета имени В. Даля, г. Луганск, e-mail: ukr.alexey@ gmail.com
Sabadukha Vladimir Alexeevich, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of social work, East Ukrainian State University named after V.Dahl, Lugansk, e-mail: ukr.alexey@gmail.com
УДК 008+130.2(571.513) © Л.Ю. Мазай
ПРОЯВЛЕНИЕ ШАМАНСКОГО НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ*
*Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-03-00372)
Этнический неотрадиционализм ориентирует формы сознания на ревитализацию традиционных ценностей, форм жизнедеятельности, социальных отношений этноса в модернизационные процессы для обретения этносом целостности во времени и пространстве. Автор работы обращается к этноконфессиональному нетрадиционализму, задача которого заключается в восстановлении традиционной религии в возможно более полном объеме - как формы общественного сознания, культовой практики, религиозных отношений, социальных институтов. Несмотря на этническую и конфессиональную неоднородность, в Хакасии наблюдается возрождение шаманских традиций.
Ключевые слова: культура, этнос, традиция, инновация, этнический традиционализм, этнический нетрадиционализм, неотрадиционализм, шаманизм, шаман.
L.Yu. Mazai
MANIFESTATION OF SHAMAN NEOTRADITIONALISM IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA
Ethnic neotraditionalism forms of consciousness focuses on revitalization of traditional values and forms of life, social, ethnic relations in the modernization processes for acquisition of the integrity by ethnic group in space and time. The author refers to the ethnoconfessional netraditsionalism, whose mission is to restore the traditional religion in the fullest possible extent - as a form of social consciousness, cult practices, religious attitudes, social institutions. Despite the ethnic and religious heterogeneity, the revival of shamanic traditions in Khakassia is observed.
Keywords: culture, ethnicity, tradition, innovation, ethnic traditionalism, ethnic neotraditionalism, neotraditionalism, shamanism, shaman.
Современная наука затрагивает ряд актуальных проблем, среди которых: отражение мен-тальности в культуре; соотношение традиций и инноваций в культуре; проявления неотрадиционализма, неомифологизма, этнофутуризма в современной культуре.
Формирование будущего невозможно без анализа культурно-исторических оснований всей предшествующей культуры, с одной стороны, породившей глобальные проблемы человечества, с другой, имеющей позитивный опыт
выхода из кризисов разной степени всеобщности.
Как справедливо отмечает Л.В. Анжиганова, доктор философских наук, заместитель Министра национальной и территориальной политики Республики Хакасия, «одним из актуальнейших вопросов, на который ищут ответ аналитики и практики, является вопрос о возможности сохранения многообразия культур, поддержания равновесия между этнической и глобальной массовой культурой» [6, с. 3].
Культура развивается при соприкосновении устойчивых для народа представлений и инновационных проявлений мировой культуры.
Если этнический традиционализм как «ориентация индивидуального, группового и общественного сознания на традиционные, т.е. устойчивые, исторически апробированные ценности, формы жизнедеятельности, социальные отношения» абсолютизирует и консервирует этнические ценности, социальные отношения, отказывается от принятия инноваций извне и изнутри социума, то этнический неотрадиционализм ориентирует формы сознания на ревитализацию традиционных ценностей, форм жизнедеятельности, социальных отношений этноса в модер-низационные процессы для обретения этносом целостности во времени и пространстве.
Из известных видов нетрадиционализма (эт-нополитического, этноэкономического, этноэко-логического, этноконфессионального, этнопеда-гогического, этнического) обратимся к этнокон-фессиональному нетрадиционализму. Этнокон-фессиональный неотрадиционализм, как отмечает Л.В. Анжиганова, отражается в «стремлении восстановить традиционную религию в возможно более полном объеме - как формы общественного сознания, культовой практики, религиозных отношений, социальных институтов» [6, с. 9]. Именно шаманское мировоззрение выступает инвариантным элементом, входящим в «ядро» хакасской культуры. Для понимания того, что культура хакасов всегда связана с шаманской практикой, обратимся к изучению феномена «шаманизм».
Говоря о шаманизме, многие исследователи обращают внимание на различные стороны данного явления. В научной литературе шаманизм определяется как «способ жизни» (М. Харнер), «совокупность религии и культуры» (Ю. Пенти-кайнен), «стержень коренного сибирского сообщества» (В. Горбачева и М. Федорова), «мировоззрение, миропонимание, мирочувствова-ние сибирских народов» (Т. Жеребина), «методология, а не религия с установленными раз и навсегда догмами» (М. Харнер) и пр.
Исторические источники свидетельствуют, что шаманизм возник 30 тыс. лет назад, когда повсеместно было распространено обожествление земли. «Земля дает жизнь человеку, она дает все, и все возвращается в нее. Первая мудрость была темной и женской» [5, с. 99]. То есть существует мнение о преобладании женского начала в шаманизме. Об этом свидетельствуют и легенды корейских шаманистов, связывающих происхождение шаманизма с женскими предками [3, с. 16]. Исследователи считают, что мнение о
преобладании женского начала в изучаемом явлении связано с истоками шаманского дара в Нижнем мире, который наиболее связан с женской сущностью.
Шаманизм многими исследователями рассматривается как «сложная мировоззренческая система (А.В. Запорожченко), «мировоззрение, миропонимание, мирочувствование» (Т.В. Жеребина), «ранняя форма религии, возникшая в период разложения первобытнообщинного строя...» (О.Н. Сухова, И.К. Авилова), «архаическая система идеологических представлений» (Л.Р. Павлинская) [11].
Шаманизм можно считать одной из первых религий человечества. Основанием для такого вывода служит соответствие шаманизма традиционным представлениям о необходимых признаках, присущих религии: наличие системы верований, разработанность ритуала, формирование института служителей культа. Исходя из такого понимания сущности религии, Л.В. Анжиганова, подвергнув шаманизм философско-социологическому анализу, показала наличие всех трех признаков в данном феномене, несмотря на наличие оппозиционных мнений.
Разработанность шаманского ритуала подтверждается, в частности, тем, что шаманы имеют свои атрибуты (помощников, музыкальный инструмент, песню силы, одежду и пр.). безусловно, с ритуальным действом связано звучание бубна (у хакасов именуется «туур»). Без бубна (тюра) не было настоящего шамана. Бубен («укороченная модификация барабана») доносил до духов сообщения людей и позволял принять информацию от жителей сакральных миров. Функции шаманского бубна следует назвать следующие: ездовое животное (лошадью, маралом); звуковой резонатор; показ образа как в зеркале; оружие в форме тарана; щит в непосредственном бою; лодка при погружении в Нижний мир; изменение состояния сознания; брачный партнер и защитник интересов людского сообщества. Таким образом, хакасский бубен устанавливает связь со сверхъестественной реальностью, на что указывает: анализ места музыки в ритуальном обряде, единство шамана и музыканта, а также легенды о происхождении обрядовых и музыкальных инструментов.
При помощи музыкального инструмента (бубна, чатхана, хомыса) во время камлания шаман, находясь в состоянии транса, активизирует дух, возносящий его из одного небесного круга в другой.
Шаману все видеть, слышать, знать и действовать помогают служебные духи (тоси). Священная песня силы шамана, как и тоси, переда-
6(1) /2014
ется по наследству; в западной литературе указывается песня силы, которая, по мнению М. Харнера, в сакральном путешествии помогает возвратить утраченного духа-хранителя и других помощников. Ее мелодия и ритм остаются неизменными, а слова каждый шаман может придумать свои. Эти песни обычно монотонные, их темп возрастает по мере того, как шаман входит в измененное состояние сознания [10].
Скорость и путь шаманского путешествия тоже носят индивидуальный характер, что зависит от подготовленности шамана, его эмоционального состояния и конкретных причин камлания. При этом в шаманизме можно четко определить систему единых мировоззренческих оснований. Они строго упорядочены и целостны, с фиксацией закономерностей мира и разработанностью принципов существования и познания Вселенной.
Целостность традиционного шаманского мировоззрения заключалась: в отсутствии границ шаманского путешествия в иные миры; в способности общаться с другими мирами, в целостности тела и души как самого шамана, так и пациента, на которого направлено воздействие, в умении шамана перемещаться во времени, в настоящем видеть прошлое и предсказывать будущее, что указывает и на целостность времени в шаманском сознании [1, с. 153-154]. Ритуальная практика шамана направлена на восстановление равновесия и гармонии мира в целом и человека с ним.
Сам же обряд камлания, несмотря на то, что скорость и путь шаманского путешествия носили индивидуальный характер, протекал в определенной хронологии: вызывание духа-помощника, трансформация духа шамана, возвращение в реальность (шаман проходит тот же путь, но в обратном направлении). Как правило, в такой последовательности и эмоциональном состоянии протекал обряд у многих шаманов.
Таким образом, суть шаманизма заключается: в умении пользоваться свойствами собственного организма, переходя из необычного состояния в обычное, и наоборот (Д.А. Функ, В.И. Харитонова) [9, с. 143]; в самобытной духовной практике освоения сверхфизической реальности -сферы трансцендентного (И.С. Урбанаева) [8, с. 49]; во вхождении в измененное состояние (сознания) по желанию для того, чтобы войти в контакт и использовать обычно скрытую реальность с целью приобрести знание и помочь людям [10, с. 42].
В современной Хакасии осели представители многих культур и вероисповеданий, что, по мнению Б.Н. Кичеева, «свидетельствует об ак-
тивном поиске религиозной идентификации и духовной жизни жителями Хакасии [6, с. 25]. Несмотря на этническую и конфессиональную неоднородность, в начале 1990-х гг. в Хакасии началось возрождение традиций, в том числе и шаманских.
Этноконфессиональный неотрадиционализм в современной Хакасии, как отмечает Л.В. Ан-жиганова, проявляется в проведении родовых встреч, как правило, на родовых местах или около родовых гор; в проведении ритуалов посвящения, «открытия пути»; в массовых календарных действах, на которых проводятся культовые действа, связанные с просьбой гармонизации пространства, очищения; в защите культовых «мест сил», на которых расположены коновязи, каменные изваяния, деревья с ленточками, олицетворяющими просьбы людей о здоровье и т.д.
Все большее количество жителей Хакасии и сопредельных территорий обращаются к шаманам с просьбой укрепления здоровья, продления рода, раскрытия внутреннего потенциала, гармонизации семейных отношений. Особый интерес проявлен к «местам силы», «местам безопасности», «местам женской силы», объектам культа («Салбыкский курган», «Сундуки», «Хуртуях Тас» и др.).
В городе Абакане зарегистрирована религиозная организация «Центр хакасского шаманизма». 2009 г. ознаменован участием организации традиционной религии хакасского народа в международной акции «Бубен мира», целью которой стало «объединение усилий коренных народов на сохранение природы и мест их традиционного проживания» [6, с. 28].
В современной хакасской культуре шаманский бубен по-прежнему имеет сакральное значение и является неотъемлемым атрибутом шамана и обряда камлания в целом. При этом туур на сцене может звучать как музыкальный инструмент, ритмически и тембрально поддерживая музыкальную ткань. В современных профессиональных («Ульгер», «Айланыс») и учебных ансамблях хакасских народных инструментов («Чылтыс», <^ршю», «Айаным», «Чахаяхтар», «Ай чарии», ансамбль ХНМИ Института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова) бубен является основным ударным инструментом, составляющим ритмическую основу. Звучание инструмента так же включено в спектакли Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова («Холостяки и холостячки» по пьесе А. Левина, «Рожденный небом» по пьесе драматурга А.И. Котожекова), театра «Чииген» («Шаман» по пьесе А.Ю. Литвиненко); в поста-
новки, отражающие быт и традиции народа. Шаманский бубен (туур) активно применяется при реконструкции календарных праздников, в торжественных открытиях ключевых для региона форумов и симпозиумов, при кормлении огня и воссоздании обрядов.
В заключение хочется особо подчеркнуть, что шаманизм в республике необходим не только как религия, но и как наука об установлении порядка, гармонии, баланса сил; культуры взаимоотношений; жизненном векторе и ответственности за себя и свой выбор; реализации своего предназначения. Более того, сохранение шаманской практики позволит не только продлить народу жизнетворчество, но и сохранить равновесие, экологию сознания всего человечества; выступить одним из факторов интеграции людей; осознать универсальные ценности.
Литература
1. Анжиганова Л.В. Эволюция мировоззрения этноса (на примере хакасского народа): дис. ... д-ра филос. наук. -М., 1999.
2. Бутанаев В.Я. Хакасы. - Москва: Инсан, 1995.
3. Ионова Ю.В. Шаманство в Корее / Символика культа и ритуалов народов Зарубежной Азии. - М., 1980.
4. Избранничество и дар творчества: судьбы кама, хайджи, тахпахчи (с Г.Г. Казачиновой беседует В.И. Харитонова: из хакасских материалов летней экспедиции
2000 г.) / Шаманский дар (к 80-летию доктора исторических наук А.В. Смоляк). - Москва, 2000.
5. Леви К. Сила и власть Черной Мадонны - матриархальный шаманизм // Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. - Улан-Удэ, 1996.
6. Неотрадиционализм как ресурс развития хакасской культуры: материалы круглого стола, посвященного дням тюркской письменности и культуры / под ред. Л.В. Анжи-гановой. - Абакан, 2011. - 92 с.
7. Радлов В.В. Из Сибири (страницы дневника). - М.: Наука, 1989.
8. Урбанаева И.С. Шаманизм монгольского мира как выражение тенгрианской традиции Центральной Азии / Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. - Улан-Удэ, 1996.
9. Функ Д.А, Харитонова В.И. К вопросу о методологии исследования шаманства в кругу родственных явлений / Магия, колдовство, экстрасенсорика. Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. - Улан-Удэ, 1996.
10. Харнер М. Путь шамана. - М.: Сфинкс, 1999.
11. Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: тезисы докл. междунар. науч. конф. / под ред. А.И. Гоголева. - Якутск, 1992.
Мазай Лариса Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры музыки и музыкального образования Института искусств Хакасского государственного университета, г. Абакан, e-mail: malari23@mail.ru Mazai Larisa Yurevna, candidate of culturological sciences, associate professor, department of music and musical education, Institute of Arts, Khakass State University, Abakan, e-mail: malari23@mail.ruru