_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
5. Жуков, Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Н. Д. Эриашвили; под ред. Е. Ф. Жукова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 783 с.
6. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модерниз. совр. эконом.: Монография / М.А. Абрамова. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 380 с.
7. Организация деятельности Центрального банка: Учебник / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова; Московская банковская школа (колледж). - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 798 с.
8. Российская социально-экономическая Система: реалии..: Моногр./Отв. ред. П.В.Савченко, Р.С.Гринберг - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
9. Горюнов Е., Дробышевский С., Трунин П. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики. 2015. - № 4. - с. 53-85.
10.Гулиев О. Ф. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ: современное состояние [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). -Уфа: Лето, 2013. - с. 50-53.
11.Шараборин Е.В. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ и их использование // Молодой ученый. - 2014. - №20. - с. 436-438.
12. Официальный сайт Банка России www.cbr.ru.
© Бикалова Н.А., Епхиева Ю.С., Реброва В.В., 2016
УДК 338
Васильева Марина Владимировна
канд. экон. наук, доцент УрГЮУ, Григорьева Татьяна Владимировна
студентка 2 курса экономического факультета, НАЧОУВО УИЭУИП,
г.Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
ПРОЯВЛЕНИЕ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РОССИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены различные подходы к определению понятия олигополии. Выделены преимущества и недостатки олигополистической структуры, проанализированы особенности антимонопольного регулирования в России и других странах.
Ключевые слова
Олигополия, олигополистическая структура, антимонопольное регулирование, конкурентная среда.
Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Точного определения олигополии не существует. В экономической науке можно выделить, на наш взгляд, два подхода к определению сущности олигополии:
- правовой подход. Согласно юридическому словарю, олигополия - это тип рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых странах, при которой небольшое количества крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и сбыт определенных товаров и рынок этих товаров и ведут между собой неценовую конкуренцию. Данное определение является верным, так как оно полностью раскрывает суть олигополии.
- экономический подход. Согласно экономико-математическому словарю, олигополия - такая
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
ситуация на рынке (структура рынка), когда действует небольшое количество продавцов продукции (фирм). Данное определение является неверным, так как неполно отражает суть олигополии.
В экономическом словаре даётся следующее определение олигополии. Олигополия - существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной; вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено; особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Данное определение является верным, так как оно охватывает практически все черты, характерные для олигополистической фирмы, а именно: ограниченное кол-во фирм; ограниченный доступ в отрасль; высокие барьеры входа; взаимозависимость фирм в принятии решений.
Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. В последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Так как олигополисты взаимозависимы - они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно; нет искусственных цен; власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства; постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Например, возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения; блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции; экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг. Также можно выделить следующие негативные черты олигополии: барьеры высоки, следовательно, снижаются стимулы для разработки и внедрения технологических новинок, нет стимулов к удешевлению продукции; барьеры ограничивают конкуренцию с новыми фирмами; при кооперативном поведении - опасность перерождения олигополии в монополию. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счёте, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Государственная политика в отношении олигополии представлена в антимонопольном законодательстве.
Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. [5, с.195]
Антимонопольное законодательство - законодательство, нацеленное против скопления организациями небезопасной для сообщества монопольной власти. В первом случае оно нацелено против незапятнанных монополий и солидных олигополий, владеющих лишней монопольной властью, также на предупреждение "неблаговидных" поступков, нарушающих общепризнанные мерки делового общения.
В последнее время отечественное антимонопольное законодательство понесло радикальные перемены. В 2006 году был принят закон «Об охране конкурентной борьбы». Повышены наказания за нарушения: в 2007 году введены используемые штрафы, а в 2009 году - уголовная ответственность за лимитирования в конкурентной борьбе. Способности антимонопольной политической деятельности в РФ сильно урезаны. Лимитирования возникают, по крайней мере с 3 сторон: со стороны текстуры отечественных базаров, со стороны положения антимонопольного законодательства в системе казенной политической деятельности и со стороны отличительных черт способа самого антимонопольного законодательства. [3, с.368]
Приборы антимонопольной политической деятельности уготованы для защиты существующей, пусть
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
и несовершенной конкуренции. Для творения соперничества там, где его не было, требуются меры интенсивной конкурентоспособной политической деятельности в довольно широком диапазоне - от обороны прав принадлежности до жесткой регламентации поведения регулируемых фирм в секторах экономики натуральных монополий.
Основная масса преград, препятствующих развитию конкурентной борьбы в России, не может быть устранена с помощью даже идеального использования совершенного антимонопольного законодательства. По сей день в виде приема преодоления указанного лимитирования рассматривается расширение сфер ответственности антимонопольного органа, возложение на него наиболее широкого комплекта задач, нежели стоит перед иностранными сотрудниками Федеральной антимонопольной службы.
Многие задачи - к примеру, подавление ограничений конкурентной борьбы со стороны органов исполнительной власти, противодействие халатной конкурентной борьбе, борьба против коррупции и за конкурентную борьбу в государственных закупках, разрешение столкновений между соучастниками регулируемых секторов экономики - помимо российского антимонопольного органа в системе казенной власти улаживать некому.
Ключевые причины существования олигополии:
1. Положительный результат масштаба производства.
2. Экономические препятствия — очень большие расходы на рекламу и продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры — владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.
3. Результат слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм. В условиях олигополии изменения в производстве и реализации у одной компании вызовет ответную реакцию у ее конкурентов. Подобные обстоятельства побуждают компании к слиянию и приводят к картелизации сектора экономики, собственно имеет возможность обеспечить повышение части рынка участвующих в сговоре компаний, повысить рыночную власть, отдать вероятность настоятельно просить наиболее невысоких тарифов на ресурсы, выступая в роли «большого клиента».
Исторически производство в нашей стране развивалось на базе крупной промышленности. Это положение имело место еще во времена империи. Для российской индустрии кроме того была свойственна непропорционально большая доля солидных компаний при очень заниженной, сравнивая с экономиками развитых государств, доле небольшого и среднего бизнеса. В новейшей рыночной экономике появилось немало маленьких фирм. Хотя, как и прежде, практически весь производственный потенциал сосредоточен на предприятиях-гигантах.
Необходимо отметить, что исторически сложилось две формы антимонопольной политики зарубежных стран. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля над монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства.
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии.
Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое "правило разумности", одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как "неразумные" согласно принципам общего права.
Режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием ряда нормативных актов: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной, и не возросло количество рассматриваемых дел.
С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль над концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика "дирижизма"), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма. [2]
Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики [1].
Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США) [1].
В России преобладает сущность европейской антимонопольной политики. Но имеются и признаки американской антимонопольной политики. В России основной целью антимонопольной политики выступает пресечение монополистических злоупотреблений.
Закон устанавливает, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок;
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике - ныне Федеральная антимонопольная служба;
5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф [4, с.206].
Для совершенствования законодательства предварительно нужно выбрать между двумя сознательно различными стратегиями. Или в антимонопольную политическую деятельность вворачивается положенное ей место как политической деятельности, нацеленной на охрану конкурентной борьбе (с осмысленным разделением между легальными и незаконными поступками в законодательстве и с мудрыми эталонами подтверждений), или антимонопольная политическая деятельность продолжает применяться как инструмент заслуги текущих политических и популистских целей. Во 2-м случае антимонопольная политика деятеля замещается регулировкой, со всеми его дополнительными полномочиями и изъянами. И антимонопольное законодательство перестает быть прибором помощи конкурентной борьбе, храня свое заглавие, хотя не сущность. Если речь идет о возврате к антимонопольной политике, то сначала нужно дать антимонопольным органам и судам истинную независимость.
Список использованной литературы:
1. Байдаров А.Д. Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. - 2012. - №11. - С. 139-143.
2. Колобова А.И., Илюшникова Е.Б. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. - №2. - С.79-82.
3. Предпринимательское право: учебник / Н.Д. Эриашвили, Н.М. Коршунов, П.В. Алексий и др. ; под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексий. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 720 с. - («Dura lex, sed lex»).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
4. Экономическая теория: учебник / В.Д. Камаев, Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков и др. ; под ред. В.Д. Камаева. - 13-е издания, переработанное и дополненное. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 591 с. : ил. - (Учебник для вузов).
5. Экономическая теория: учебник / И.П. Николаева, В.Ф. Протас, Р.В. Бубликова и др. ; под ред. И.П. Николаева. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 496 с.
© Васильева М.В., Григорьева Т.В., 2016
УДК 33
Джакети Оксана Юрьевна
студентка филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
E-mail: [email protected] Кабирова Алина Салаватовна к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
Аннотация
Статья посвящена оценке инвестиционного потенциала региона и пути его улучшения на примере Республики Башкортостан.
Ключевые слова
Инвестиции, оценка инвестиционного климата, инвестиционная привлекательность
Проблема привлечения инвестиций является одной из главных проблем современного общества. Удовлетворить всю потребность в инвестиционных ресурсах практически невозможно, они ограничены. Данное положение особенно актуально в условиях финансово-экономического кризиса, так как инвесторы еще более точно оценивают возможные объекты инвестирования. На готовность инвестора осуществить вложения оказывает большое влияние инвестиционная привлекательность объекта инвестирования.
Существуют различные методики оценки инвестиционного климата региона, такие как: методика Института экономики РАН; методика Совета по изучению производительных сил (СОПС); методика Шахназарова, Ройзмана, Гришиной; методика рейтингового агентства «Эксперт РА» и т.д
Использование большинства из перечисленных методик, требует проведения ряда дорогостоящих и трудоемких экспертных процедур, а также не дает возможности убедиться в том, что полученные результаты является адекватными. Это происходит из-за того, что отсутствует «встроенный» в методику объективный критерий достоверности.
Вследствие этого, существует потребность в утверждении на законодательном уровне прозрачной единой методики оценки инвестиционного климата региона. Данная методика должна быть наглядна и понятна, чтобы при желании ей могли воспользоваться как инвесторы, оценивающие потенциальные объекты инвестирования, так и все желающие привлечь инвестиционные ресурсы.
Инвестиционный климат - это совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и обусловливающих величину инвестиционного риска.
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата[7].
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких как: динамика ВВП, характер и динамика распределения национального дохода, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; состояние законодательного регулирования инвестиционной