Литература
1. Подпрограмма "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" [Электронный ресурс]: офиц. текст. -http: //www.mintrans.ru/documents/detail .php?ELE MENT_ID=9806 - 373 с.
2. Фельдшеров К.В. Классификация рисков реализации логистических процессов. Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса. Сборник научных статей аспирантов,
докторантов и молодых ученых. Выпуск 3. Спб.: Изд-во СПьГУСЭ, 2012. 194-198 с.
3. Никитин С. И., Никифоров Е. С., Фельдшеров К. В. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. Научно-практический журнал №1 (15). СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013.
4. Никитин С. И., Фельдшеров К. В. Интегральный подход в оптимизации процессов морской транспортной логистике. Сборник научных трудов. СПб: изд-во СПбГЭУ, 2014.
УДК 339.924
ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ФОРМЫ, ТИПЫ, ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Ю.В. Вертакова1, М.С. Бедакова2
Юго-Западный государственный университет(ЮЗГУ), 305040, г.Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Рассмотрены процессы дезинтеграции в промышленности, систематизированы формы проявления дезинтеграционных процессов в промышленности, выявлены ключевые причины дезинтеграции и влияющие на нее факторы, предложена классификация типов дезинтеграционных проявлений. Приведены направления повышения эффективности управления неинтегрированными промышленными предприятиями.
Ключевые слова: дезинтеграция, промышленность, стратегия.
MANIFESTATION OF DISINTEGRATION PROCESSES IN THE INDUSTRY: FORMS, TYPES,
THE INFLUENCING FACTORS
YU.V. Vertakova, M.S. Bedakova
Southwest State University, 305040, Kursk, st. is 50 Let Octjabrja, 94 Processes of disintegration in the industry are considered, forms of manifestation of disintegration processes in the industry are systematized, the key reasons of disintegration and factors influencing her are established, classification of types of disintegration manifestations is offered. The directions of increase of effective management of not integrated industrial enterprises are given.
Keywords:disintegration, industry, strategy.
Значительный потенциал повышения действенности управленческих механизмов развития промышленности связан с комплексным учетом тенденций интеграции и дезинтеграции производственных структур. Возможности продуктивного использования в управлении возможностей, которые предоставляет учет этих тенденций, обусловлены тем обстоятельством, что в условиях глобализации конкуренции для российских хозяйственных звеньев объективно необходимой является активизация возможностей повышения устойчивости бизнеса [1, 2, 3 и др.]. Значительные резервы в этой области могут быть мобилизованы на базе раз-
вития в отечественной промышленности интеграционных процессов, обеспечивающих существенный синергетический эффект. При этом следует принимать во внимание, что интеграционные и дезинтеграционные процессы тесно связаны, их скорость, направление и форма зависит от ряда причин.
Как показало исследование, современное развитие промышленности характеризуются не только распространением разных типов интеграций (вертикальных, интегральных, смешанных) [4, 5, 6 и др.], но и одновременными дезинтеграционными процессами.
1 Вертакова Юлия Владимировна - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой региональной экономики и менеджмента, ЮЗГУ, e-mail: [email protected]$
2Бедакова Мария Сергеевна - преподаватель кафедры региональной экономики и менеджмента, ЮЗГУ, email: [email protected]
Проявление дезинтеграционных процессов в промышленности: формы, типы, влияющие факторы
Постепенно с развитием технологических возможностей и диффузией инноваций в промышленности не только пытаются реализовать интеграционные стратегии, направленные на экономию от масштаба, но и «нишевые» стратегии, позволяющие удовлетворять непрофильные, узкие, сезонные, временные или другие потребности потребителей промышленной продукции. Это достигается за счет дезинтеграции промышленных структур, в ходе которой происходит дифференциация, выделяются новые субъекты корпоративного бизнеса, а также локализуются субрегиональные системы во внутренней среде территорий.
Дезинтеграция представляет собой противоположный интеграции процесс уменьшения числа и интенсивности взаимодействий элементов системы. Формально дезинтеграция - распад, разделение на части целостной структуры, ослабление, нарушение связей в единой системе. Однако этот процесс не является негативным или деструктивным. Мы предполагаем, что при дезинтеграции происходит создание новых предприятий, не входящих в состав интегрированной промышленной структуры, или перераспределение функций с выведением некоторых из них за пределы объединения.
В стратегическом управлении стратегии дезинтеграции являются одним из видов конкурентного обособления предприятий. Стратегии дезинтеграции бывают следующих видов:
- вертикальная дезинтеграция - организация производства составных частей, полуфабрикатов, продукции на небольших специализированных фирмах, являющихся поставщиками корпораций [7];
- производная дезинтеграция - создание новых субъектов предпринимательства в результате реорганизации действующих фирм, в том числе в целях устранения ранее произошедшей интеграции бизнеса [8];
- исходная дезинтеграция - создание новых субъектов предпринимательства, в результате ликвидации крупных консолидированных фирм [9].
Та или иная из этих стратегий может применяться промышленными предприятиями, находящимися на различных конкурентных позициях.
Существует достаточно простая типология моделей дезинтеграции, основанная на двух параметрах: сравнительной роли процессов «сверху» и «снизу» в дезинтеграции и скорости протекания этого процесса. По этому принципу рассматриваются четыре модели дезинтеграции: конфликтная, стагнирующая, шо-
ковая и дивергентная. Как и в случае с моделями интеграции, речь идет, скорее, об идеальных типах, в различных субъектах наполняющихся конкретным содержанием. Все описанные модели дезинтеграции обычно не встречаются в чистом виде, а чаще существуют в некоторых сочетаниях. Зачастую, развитие дезинтеграционных процессов может начаться по одной модели, а продолжиться по другой.
Разные авторы выделяют разные причины дезинтеграции. Так, по мнению Н.А. Бровко [10] причинами дезинтеграции могут быть: нарушение принципа добровольности интеграции; отсутствие реальных экономических предпосылок к интеграции; отсутствие научно обоснованных целей, тактики и стратегии интеграции; конфликты, провоцирующие этнорелигиозную рознь и экстремизм.
По мнению К. Дойча [11], причинами дезинтеграции, являются: рост проблем в экономической, военной или политической сферах для всего сообщества, или какой-то его составной части; усиление политической активности; рост региональной, экономической, культурной, социальной, лингвистической или этнической дифференциации; кризисное состояние в сфере политических и административных возможностей правительства и закрытость политической элиты и, соответственно, неспособность правительства проводить реформы.
По нашему мнению, в числе основных причин дезинтеграции в промышленности можно выделить следующие:
- усиление международной конкуренции и борьба за сферы влияния (рынки сбыта), появляющаяся не только в стремлении к интеграции, но и в форме лучшего «приспосабливания» и более быстрой адаптации к внешней среде;
- наличие конкурентной среды и дефицит некоторых видов ресурсов необходимых для промышленного производства;
- несоответствие социально-экономических уровней развития потребностям интегрированных промышленных структур;
- изменение в долгосрочной перспективе миссий и стратегического видения интегрированных групп субъектов в целом или кого-то из них;
- изменение со временем интересов собственников интегрированных промышленных структур, возникновение желания достижения целей самостоятельно, без учета действий других участников объединения;
- конфликты между собственниками или изменение геополитических факторов, обострение религиозных противоречий и меж-
Ю.В. Вертакова, М.С. Бедакова
культурных взаимодействий участников межнациональных интегрированных промышленных структур;
- дифференциация спроса на рынке потребителей промышленной продукции, изменение потребностей и предпочтений потребителей промышленных товаров, а также изменение покупательского поведения;
- появление инноваций, обеспечивающих доступ к новым технологиям и дающих новые технологические возможности для организации не крупных и не массовых производств, меняющих основные бизнес-процессы в промышленном производстве;
- появление организационных инноваций (других схем ведения бизнеса и управления территориально-распределенными структурами
Роль дезинтеграции в промышленности заключается не только в разрушении интеграции, но и в создании импульса к новой конфигурации взаимодействий, «интеграция - дезинтеграция - реинтеграция - интеграция на новом уровне». Задача государственной промышлен-
с учетом распространение информационных технологий);
- наличие не вовлеченной в деятельность интегрированных промышленных структур свободной рабочей силы;
- наличие непрофильных для промышленности видов деятельности активов (сервиси-зация промышленного производства), вывод которых приведет к сокращению затрат;
- нарушение принципа добровольности интеграции при объединении и дальнейшем функционировании, принуждение к интеграции развитыми партнерами более слабых участников рыночных отношений.
В ходе исследования мы обобщили факторы, влияющие на дезинтеграцию промышленных структур России, по основным направлениям взаимодействия (см. табл).
ной политики - своевременно уловить и противодействовать зарождающимся неэффективным дезинтеграционным процессам [12, 13] и способствовать развитию конкурентоспособным дезинтеграционным промышленным структурам. Анализ показывает, что часть причин дез-
Таблица - Факторы, влияющие на дезинтеграцию промышленных структур в России
Направления взаимодействия Факторы дезинтеграции
Экономические Ослабление экономических связей
Тяготение российских предприятий к внешним рынкам
Наличие не задействованной рабочей силы
Неэффективный расход ресурсов
Неудовлетворенность экономическими результатами сотрудничества
Банкротство
Управленческие Нарушение принципа добровольности интеграции при объединении и дальнейшем функционировании
Принуждение интеграции развитыми партнерами более слабых участников
Отсутствие тактики, стратегии, ориентиров при выполнении миссии интеграции
Усиление неоднородности
Отсутствие (смена, уход) лидера
Отсутствие (снижение эффективности) контрольных функций
Политические Неспособность правительства проводить реформы
Нарастающие противоречия между государством и промышленными предприятиями
Ограничение доступа к инвестиционным проектам
Нарушение норм законодательства
Технологические Отсутствие научно-обоснованных целей, эффективности выполнения НИОКР
Неспособность интеграционных связей обеспечить технологический прогресс
Информационная революция (возникновение сложных процессов и технологий)
Отсутствие качественной информационной поддержки
Экологические Аварийные ситуации на предприятиях и объектах, а также их последствия
Разрушение геологической среды
Нерациональное использование природных богатств
Коммуникационные Конфликты провоцирующие этнорелигиозную рознь и экстремизм, национализм, расизм
Рост региональной, экономической, культурной, социальной, лингвистической или этнической дифференциации
Проблемы межкультурного взаимодействия членов коллектива
Оценка социальных рисков при расчете экономической эффективности
интеграции носит деструктивный характер и их можно нивелировать, сохранив интеграционное объединение. В то же время, ряд причин объективен и дезинтеграцию нельзя рассматривать как негативное явление, ее необходимо поощрять как форму развития совершенной конкуренции/
Формы проявления дезинтеграционных процессов в промышленности в явном виде не описаны в научной литературе. Мы считаем, что можно выделить ряд основных форм проявления дезинтеграционных процессов:
1. Реорганизация существующих интегрированных промышленных структур с увеличением числа юридически самостоятельных участников (не всегда оправданная, но, в некоторых случаях, необходимая мера).
2. Учреждение новой группы предприятий и системы их взаимоотношений в результате ликвидации крупных консолидированных промышленных структур.
3. Выделение дочерних структур из состава интегрированных образований при.расширении компании, изменении масштаба её деятельности.
4. Формирование кооперационно-производственных сетей (промышленный франчайзинг, открытие лицензионных производств).
5. Формирование новых производств в новых местах размещения, приближенных к источникам сбыта или источникам сырья (целесообразно для достижения цели, состоящей в минимизации суммарных логистических издержек).
6. Создание новых организационно-производственных территориально распределенных систем производственного процесса (позволяет расширить рынки сбыта, провести экспансию для увеличения системы распределения продукции, производимой предприятием).
7. Разделение производственных структур по компонентным переделам с целью повышения дифференциации и специализации. Данная форма широко используется предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса.
8. Выделение непрофильных активов, не ключевых функций, не эффективных и непрофильных бизнес-процессов, делегирование полномочий другим организациям (аутсорсинг, аутстаффинг, субконтрактация, экстернализа-ция, хостинг и др. разновидности). Даная форма является основной вразвитий дезинтеграци-онных процессов в мировой экономике. Глобальным примером её успешного использова-
ния является компания IKEA (Икеа). На данный момент предприятие использует более 2500 сторонних организаций для производства продукции. Цепь поставок (логистическая служба) также была подвержена дезинтеграции. Вся деятельность компании сосредоточена на основном виде деятельности - розничных продажах.
9. Открытие новых узкоспециализированных производств с концентрацией деятельности на новые ценности или вновь сформированные, неудовлетворенные потребности потребителей.
В российской практике управления самой распространенной дезинтеграционной тенденцией является аутсорсинг, который способствует росту эффективности и дальнейшему углублению специализации, опережающему развитию прежде всего сферы услуг. Аутсорсинг нашел распространение не только в промышленности, но и в государственном управлении как особая форма деловых отноше-ний.Основная задача аутсорсинга заключается не в экономии средств, а в возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления или сосредоточить усилия на существующих, требующих повышенного внимания [14].
Необходимые условия, обеспечивающие развитие дезинтеграционных процессов в промышленности - наличие дезинтегратора (юридического и (или) физического лица, инициирующего и организующего реализацию дезин-теграционных процессов), дезинтеграционной идеи, которая является привлекательной для хозяйствующих субъектов, дезинтеграционного мотива (предполагаемая или реальная выгода), наличие производственных возможностей и квалифицированных кадров (менеджеров и промышленно-производственного персонала).
Литература
1. Государство и рынок. Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию: коллективная монография в 2 то-мах.Том 1. СПб.: Астерион, 2010. 394 с.
2. Плотников В.А.Изменения глобальных институтов управления под влиянием национальных экономических интересов (по материалам XII Петербургского международного экономического форума) // Экономика и управление. 2008. № 3. С. 7-9.
3. Тихомиров Н.Н., Трушкин А.В.Система организации и управления развитием высокотехнологичных предприятий в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6. С. 41-45.
4. Добров А.П. Формирование вертикально-интегрированных структур в промышленности России // Регион: экономика и социология. 2001. № 2. С. 127-145.
5. Бабкин А.В. Интегрированные промышленные структуры как экономический субъект рынка: сущность, принципы, классификация // Вестник АГТУ. 2014. № 4. С. 7-23.
6. Мильгунова И.В., Вертакова Ю.В., Колмыкова Т.С.Формирование и оценка конкурентных преимуществ промышленных предприятий: монография/ Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2012. 152 с.
7. Евстифеев Ю.М., Рудаков М.Н. Дезинтеграцион-ные тенденции развития интегрированных компаний // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2010. № 7. С. 93-97.
8. Матвиенко Д.Ю. Формы интеграционных объединений компаний // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 9-16.
9. Рубин Ю.Б. Стратегии конкурентных действий // Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 101127.
10. Бровко Н.А. Интеграционные и дезинтеграцион-ные процессы в развитии современной экономики // Вестник КРСУ. 2011. № 2. С. 115-120.
11. Deutsch К. The Nerves of Government Models of Political Communication and Control. N.Y., 1963. Р. 88-92.
12. Александров С.Ю.Концепция формирования интегрированных корпоративных структур в промышленности на основе развития ключевых бизнес -компетенций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 79-83.
13. Даниелян А.А. Российско-армянская промышленная интеграция: оценка состояния и перспективы развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2 (92). С. 88-90.
14.Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 112 с.
УДК 378.4:303.722 УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
А.Л. Пастухов1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГ-
ЭУ),191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21
В статье рассматриваются вопросы теории менеджмента знаний как основы формирования человеческого капитала. В ней изложены концептуальные аспекты управления знаниями.
Ключевые слова: менеджмент, образование, интеллектуальный капитал, управление знаниями.
THE KNOWLEDGE MANAGEMENT AS SYSTEM OF FORMATION OF THE HUMAN
CAPITAL
A. L. Pastukhov
Sankt Petersburg State University of Economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, Sadovaya, 21 The possibility of improving the theory of the knowledge management as bases of formation of the human capital. The article are presented conceptual aspects of the knowledge management.
Keywords; management, education, intellectual capital, knowledge management.
Управление знаниями, как теоретико-прикладное направление в области управления, сформировалось на основе
развитияменеджмента знаний (англ.
«Knowledge Management»).
В настоящее время оно реализуется в двух основных направлениях:
- повышение эффективности работы персонала за счет более полного и качественного использования их интеллекта и опыта (знаний), то есть человеческого капитала;
- приумножение знаний через процесс создания нового знания и обучения персонала, то есть процесса увеличения интеллектуального капитала.
При этом важно указать, что знания, которые основаны на различной информации, фактах и данных, описываются отдельной ситуацией или проблемой, которые образуют основу знаний, состоящей из представлений, точек зрения и концепций, суждений и предложений, методологий и ноу-хау.
1 Пастухов Александр Львович - кандидат философских наук, доцент, кафедры Менеджмент таможенного и страхового сервиса СПбГЭУ, тел.: +7(911) 188 49 42, e-mail: [email protected].