ПСИХОЛОГИЯ
ПРАВОНАРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Psychology of delinquent behaviour
УДК 159.9:316.6 © С. Е. Борисова, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11009
19.00.06 Юридическая психология; 19.00.05 ^циальная психология
Провокационное поведение водителей престижных автомобилей в контексте обеспечения безопасности дорожного движения
Борисова Светлана Евгеньевна \
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, криминологии и психологии.
Е-mail: ya.borisowa-svet2012@yandex.ru
1 Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова, Орел, 302027, Россия
Аннотация
Введение. Рассматриваются актуальные случаи провокационного поведения водителей престижных автомобилей, допускающих серьезные нарушения Правил дорожного движения.
Целью статьи является выяснение сущности провокационного поведения водителей, создающего угрозу безопасности дорожного движения.
Результаты исследования и обсуждение. Видом провокационного поведения водителей транспортных средств является манера управления, сопровождающаяся допущением риска и умышленным нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации, что способно повлечь нежелательные и даже трагичные последствия для участников дорожного движения. Психологической особенностью выступает демонстрация возможностей престижного автомобиля и собственного стиля вождения как средства и способа провокации в условиях дорожного движения, в том числе и с помощью видеозаписи своего образа действий с последующим размещением ее в Интернет. Провокационное поведение водителей дорогостоящих транспортных средств имеет сходство с опасным вождением, хотя и не отождествляется с ним, и часто допускается представителями «золотой молодежи», ощущающими свою безнаказанность. Требуются неотвратимость наказания и общественное порицание в сочетании с повышением уровня правосознания и культуры вождения, а также дальнейшая разработка вопросов, касающихся влияния психологических особенностей и поведения водителей на безопасность дорожного движения.
Заключение. Необходимо выработать меры, способствующие реализации комплексного и системного подхода к решению задач обеспечения безопасности дорожного движения. Обосновать подготовку будущих водителей транспортных средств на разных возрастных этапах развития личности, предполагающую включение соответствующих разделов в образовательные программы и формирование психологической и коммуникативной компетентности участников дорожного движения.
Ключевые слова: провокационное поведение водителей; престижные транспортные средства; «золотая молодежь»; правила дорожного движения; опасное вождение; безопасность дорожного движения; правосознание.
Для цитирования: Борисова С. Е. Провокационное поведение водителей престижных автомобилей в контексте обеспечения безопасности дорожного движения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 62-67. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11009
Основные положения:
1. Социально-психологическим феноменом, заслуживающим научного познания, является провокационное поведение водителей престижных транспортных средств, выступающее демонстративной формой противопоставления себя существующим правовым нормам и отрицательно влияющее на состояние безопасности дорожного движения.
2. Особенностью подобного провокационного поведения выступают его опосредованный характер и недоступность визуальному наблюдению внешнего вида и реакций водителя транспортного средства, позволяющих распознать и учесть его психологические характеристики, что, в частности, значимо для более точного
определения сотрудниками Госавтоинспекции необходимых профессиональных действий.
3. Рассматриваемое поведение требует дальнейших исследований и научно обоснованного комплекса мер, направленных на формирование компетентности водителей как участников дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения в целом.
Введение. В настоящее время сохраняет актуальность изучение психологических особенностей водителей транспортных средств, что обусловливается существенной ролью субъективного фактора в обеспечении безопасности дорожного движения. При этом приходится констатировать, что в ряде случаев участники дорожного движения умышленно допускают грубые правонарушения, демон-
стрируя пренебрежительное отношение к установленным нормам в сочетании с уверенностью в превосходстве транспортного средства и, как следствие, собственном психологическом преобладании над другими.
Данная статья основывается на рассмотрении отдельных случаев провокационного поведения водителей дорогостоящих транспортных средств, как правило, элитных автомобилей иностранного производства, допускающих серьезные нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД РФ) в расчете на свою безнаказанность.
Целью статьи выступает определение сущности провокационного поведения водителей, проявляющегося в манере управления престижным автомобилем и создающего угрозу безопасности дорожного движения.
Теоретические предпосылки. В последние годы существенно возрос интерес к провокации как феномену, обнаруживающемуся в разных областях знания и жизнедеятельности. Так, в юриспруденции рассматриваются элементы провоцирующего поведения потерпевшего [1], изучаются факты провокации преступления и осуществляется ее уголовно-правовая оценка [2], обсуждается проблема недопустимости провокации в борьбе с преступностью и оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов [3; 4]. В философии и социологии провокация характеризуется как составляющая современной социально-политической жизни [5], коммуникативная техника манипулирования [6], а также коммуникативная практика, не только обладающая негативной формой, но и способная выполнять позитивные и созидательные функции [7; 8]. Исследования филологов нацелены в основном на провокационную речь как коммуникативную стратегию с присущими ей тактиками [9], речевую провокацию как объект судебной лингвистической экспертизы [10; 11], феномен троллинга в виртуальном пространстве [12]. В психологии рассматриваемое явление представляется наименее изученным, хотя в отдельных работах подчеркивается, что в психологическом аспекте провокация трактуется как учет психологических особенностей лица для вызова у него прогнозируемой реакции [5]. В социальной психологии изучаются провоцирующее агрессивное поведение и обстоятельства его возникновения, среди которых упоминается создание аварийной ситуации на дороге, по вине которой мог пострадать человек [13].
Результаты исследования и обсуждение
1. Понятие и характеристика провокационного поведения водителей.
Так, в одном из эпизодов водитель внедорожника G-Wagen смело объезжает дорожный затор (автомобильную пробку) по узкому тротуару слева от проезжей части, в другом — аналогичный автомобиль проносится по га-
зону рядом с Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, в третьем — престижная «иномарка» под звук спецсигналов умышленно двигается по полосе проезжей части задним ходом, в какой-то момент заезжая на соседнюю полосу движения, совершает дрифт вдоль шоссе, в четвертом — водитель, разогнав автомобиль на трассе до 300 км/ч, осуществляет съемку его скорости из салона транспортного средства *.
Как показано в сюжетах, нередко провокационное поведение водителей престижных транспортных средств сопровождается пересечением сплошной линии разметки, проездом на красный сигнал светофора, резким маневрированием в плотном потоке автомобилей, значительным превышением установленной скорости вплоть до предельного значения.
Провокационное поведение водителей в данном случае носит опосредованный характер, так как не выражается с помощью собственного вербального или невербального образа действий, а проявляется в дерзкой манере управления транспортными средствами, воспринимаемой как своеобразная игра, правилом которой выступает постулат «что другим не разрешено, то мне безнаказанно позволено». Иначе говоря, подобная манера вождения значительно выходит за рамки правовых норм и в ряде случаев может привести к крайне неблагоприятному результату для других участников дорожного движения.
Отличием провокационного поведения водителей является и то, что их внешний вид не доступен четкому визуальному наблюдению, поскольку они располагаются внутри транспортного средства, находящегося в движении. В ряде обстоятельств такие водители способны избежать диалога с инспекторами дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ДПС ГИБДД) или вообще уйти их от преследования и от административной ответственности.
Поясним, что в современной литературе со ссылкой на зарубежный опыт предпринимается попытка дифференцировать небрежное, опасное и агрессивное вождение с подчеркиванием психологических особенностей водителей (личностных свойств, эмоционального состояния, характера общения и взаимодействия с другими участниками дорожного движения, стиля управления транспортным средством) [14; 15]. В научных публикациях представлено описание моделей вождения [16], обсуждается вопрос надежности водителей [17], анализируется личность водителя, допускающего превышение скоростного режима [18].
Однако оформленное понимание сути и стратегий провокационного поведения участников дорожного движения пока отсутствует. На наш взгляд, можно выделить как минимум одну общую особенность, объеди-
* В интернете появилась запись поездки очередного «лихача» на «Гелендвагене» — полиция проводит проверку. Первый канал. Новости. URL: https://www.1tv.m/news/2017-03-16/321663-v_internete_poyavüas_zapis_poezdki_ocherednogo_lihacha_na_ gelendvagene_politsiya_provodit_proverku (дата обращения : 05.06.2018) ; Гонки «золотой молодежи»: ГИБДД изучает сразу два новых видео лихачей. Россия 24. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fICjfjnOlQU (дата обращения : 05.06.2018) ; «Золотая молодежь» на „Гелендвагене"»: гонки с полицией. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zbYYTAPeCcM (дата обращения : 05.06.2018) ; Полицейские проверяют видео с беспределом золотой молодежи в Краснодаре. РЕН ТВ. URL: http://ren.tv/novosti/2016-09-21/ policeyskie-proveryayut-video-s-bespredelom-zolotoy-molodezhi-v-krasnodare (дата обращения : 05.06.2018).
няющую все названные виды вождения, состоящую в наибольшей вероятности их тяжелых последствий.
В ПДД РФ введена норма, запрещающая опасное вождение и разъясняющая, в чем именно оно выражается. Вместе с тем, как справедливо замечает М. С. Поликарпова, термин «опасное вождение» достаточно сложен для понимания и вызывает трудности с определением того, выступает ли данное конкретное проявление управления транспортным средством опасным или нет [14]. Другие авторы указывают на проблематичность доказывания факта опасного вождения с учетом того, что основным его признаком служит не один эпизод, а совершение неоднократных действий, создающих угрозу жизни, здоровью и наносящих материальный ущерб участникам дорожного движения [19].
2. Ресурсы повышения безопасности дорожного движения. Нами проведена беседа с опытными сотрудниками Госавтоинспекции, проходившими повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России им. В. В. Лукьянова в марте 2018 г. По их мнению, привлечение водителей к юридической ответственности за опасное вождение предполагает наличие соответствующей видеозаписи, осуществленной камерами дорожного видеонаблюдения или средствами видеофиксации ГИБДД. Кроме того, опрошенными высказывается предположение о необходимости призвать производителей оборудовать современные автомобили видеорегистраторами в зеркале заднего вида, что позволит фиксировать поведение участников дорожного движения. Признавая эффективность данной меры, следует указать на ее действенность при условии достаточно развитого правосознания водителей, выступающих очевидцами правонарушений, и их внутренней готовности добровольно направлять видеоматериалы в подразделения ГИБДД. Использование подобных видеорегистраторов способствовало бы не только пресечению, но и предупреждению правонарушений, так как с психологической точки зрения нейтрализует эффект анонимности и выполняет функцию социального контроля в условиях дорожного движения, оказывает корректирующее воздействие на поведение его участников.
Здесь же стоит пояснить, что использование водителями подобных видеорегистраторов в целях фиксации правонарушений в условиях дорожного движения требует грамотного правового регулирования и не должно противоречить нормам Конституции Российской Федерации, прежде всего ограничивать право на неприкосновенность частной жизни.
Не отождествляя опасное вождение и провокационное поведение водителей, отметим, что видеофиксация с последующим психолого-правовым анализом любых правонарушений на дороге способна повысить безопасность дорожного движения, помочь в создании условий для выработки социально одобряемого образа действий и, как следствие, побудить к правомерному поведению.
Самостоятельного внимания заслуживает изучение психологических особенностей провокационного и опасного вождения представителей так называемой «золотой молодежи». Согласно определению, данному В. Е. Петро-
вым, «золотая молодежь» отличается элитарным статусом и социально значимыми ресурсами, позволяющими иметь социальное преимущество перед массовыми слоями населения [20]. Наличие привилегий расценивается отдельными их обладателями не как потенциал для положительных социальных преобразований, а как повод для пренебрежения правовыми нормами, распространяющими свое действие на всех представителей общества. Ощущение собственной исключительности, подкрепляемое материальными и иными ресурсами, способно порождать правовой нигилизм, стремление к ложному самоутверждению и неоправданному риску на дороге, приводить к трагичным и необратимым последствиям.
Т. Н. Шеметова рассматривает провокацию как демонстрацию вызова, включенного в коммуникативный процесс. Субъект провокации готов вступать в конфликт с любой картиной мира, отличной от его собственных представлений [21]. Развивая эту мысль, заметим, что провокационное поведение водителей также можно интерпретировать как своеобразный вызов общественной действительности и системе правовых отношений. Применительно к изучаемым ситуациям предполагается, что водителями дорогостоящих автомобилей являются представители «золотой молодежи», а именно дети влиятельных родителей. Хотя справедливо обратить внимание на то, что провокационное поведение при управлении транспортным средством в целом допускают участники дорожного движения, относящиеся к разным социальным слоям.
Примечательно, что сотрудники Госавтоинспекции неотвратимость юридического наказания в отношении правонарушителей называют среди детерминант повышения уровня правосознания участников дорожного движения и совершенствования деятельности подразделений ГИБДД. В научных изысканиях все чаще выражается мнение о необходимости изучения и воспитания личностных качеств участников дорожного движения, оказывающихся в числе доминирующих факторов обеспечения безопасности на дороге. В частности, Р. Ш. Ахмадиевой разрабатывается концепция формирования личностной компетенции участника дорожного движения, где ведущим становится модель-стандарт «подготовка к безопасной жизнедеятельности в транспортном процессе», а основное место отводится формированию транспортной культуры, воспитанию правопослушного и безопасного поведения с учетом сотрудничества и взаимодействия [22].
Добавим, что формирование культуры поведения и уважительного отношения друг к другу участников дорожного движения целесообразно сочетать с комплексом мер, направленных на улучшение системы подготовки водителей, создание продуманной улично-дорожной сети и совершенствование законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Кроме того, на теоретическом уровне требуются уточнение терминологии, связанной с характеристикой стиля вождения, разработка типологий водителей и исследование их доминирующих психологических особенностей, наиболее значимых для обеспечения без-
опасности дорожного движения, выделение стратегий провокационного поведения водителей транспортных средств и обоснование системы качественной подготовки сотрудников подразделений ГИБДД к осуществлению грамотных профессиональных действий.
Заключение. Таким образом, изучение сущности провокационного поведения водителей транспортных средств, рассматриваемой в тесной взаимосвязи с иными общественными феноменами и процессами, представляется важным предназначением современных теоретических и эмпирических научных изысканий. Несмотря на, казалось бы, прикладной и узконаправленный характер обозначенной в данной публикации проблемы,
ее всесторонний анализ позволит выработать совокупность мер, способствующих реализации комплексного и системного подхода к решению задач обеспечения безопасности дорожного движения, обладающих, в свою очередь, статусом государственных и масштабных.
Одним из вероятных проектов видится обоснование фундаментальной и расширенной подготовки будущих водителей транспортных средств на разных возрастных этапах развития личности, предполагающей включение соответствующих разделов в образовательные программы и формирование психологической, в том числе коммуникативной, компетентности участников дорожного движения.
Список литературы
1. Черепахин В. А. Провоцирующее поведение потерпевшего и его отличие от провокации преступления // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 272-277.
2. Никонович С. Л., Климов А. С., Авдалян А. Я. Особенности уголовно-правовой оценки провокации нападения // Вестник Российского нового университета. Серия : Человек и общество. 2017. № 2. С. 24-26.
3. Намнясева В. В. Уголовно-правовая оценка использования провокационных методов в борьбе с коррупцией // SCIENCT TIME. 2016. № 3(27). С. 359-367.
4. Радачинский С. Н. Совершенствование уголовно-правовых средств воздействия на провокаторов и их деятельность // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. № 3. С. 79-84.
5. Дмитриев А. В., Задорожнюк И. Е. Провокация: неопределенность понятия и неустранимость феномена // Человек. 2016. № 3. С. 20-35.
6. Назарова Е. А. Провокации в СМИ и их восприятие молодежной аудиторией // Коммуникология. 2017. Т. 5, № 3. С. 159-168.
7. Дмитриев А. В., Сычев А. А. Провокация: социофилософские очерки : монография. М., 2017. 336 с.
8. Дружинин А. М. Конструктивные провокации: сущность и функциональные особенности // Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и психологии : сб. науч. тр. / отв. ред. А. М. Дружинин. М., 2015. Вып. 2. С. 36-49.
9. Ионкина Е. Ю., Литвинова Е. А. Некоторые особенности коммуникативного поведения адресата как объекта провокационного воздействия в интервью-портрете (на материале немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-1(38). С. 87-90.
10. Варлакова Т. В. Речевая провокация как объект судебной лингвистической экспертизы // Научный вестник Омской академии МВД России. 2013. № 4(51). С. 33-36.
11. Доронина С. В. «Командир! Может, договоримся?»: приемы дискурсивного анализа в лингвистической экспертизе текстов по антикоррупционным делам // Политическая лингвистика. 2015. № 3. С. 245-249.
12. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия : История и филология. 2016. Т. 26, № 2. С. 109-116.
13. Бриль М. С. Ситуации, провоцирующие агрессивное поведение // Вестник психотерапии. 2011. № 39. С. 39-54.
14. Лобанова Ю. И. О возможностях прогноза аварийности водителей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Психология. 2017. Т. 10, № 1. С. 74-87.
15. Поликарпова М. С. Соотношение понятий «агрессивное» и «опасное» вождение в современной отечественной и зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 1. С. 44-52. doi:10.17759/ jmfp.2017060106.
16. Булыгина В. Г., Дубинский А. А., Шпорт С. В., Калинкин Д. С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) // Психология и право. 2016. Т. 6, № 2. С. 72-92. doi:10.17759/psylaw.2016060206.
17. Голубихина Ю. Ю., Гончарова Н. А. Надежность профессиональной деятельности водителей экстремального профиля // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 3-6.
18. Баранчикова М. В., Мальцева Т. В. Особенности профилактического воздействия средствами фото- и видеофиксации на личность дорожно-транспортного нарушителя, допускающего превышение скоростного режима // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 49-53.
19. Жильцов А. В., Иванов А. Ю. К вопросу о перспективах реализации некоторых законодательных инициатив в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1(39). С. 52-58.
20. Петров В. Е. Социальная история «золотой молодежи»: проблемы социального и исторического генезиса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 6/2. С. 127-133.
21. Шеметова Т. Н. Провокация как метод в современной журналистике: мысли по поводу // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 1. С. 54-65.
22. Ахмадиева Р. Ш. Формирование личностной компетентности участника дорожного движения // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 11-18.
Поступила 29.04.2018
UDC 159.9: 316.6 © S. Ye. Borisova, 2018
DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11009
19.00.06 Law Psychology; 19.00.05 Social Psychology
Provocative Behavior of Drivers of Prestigious Vehicles regarding to the Provision of Road Traffic Safety
Svetlana Ye. Borisova 1
Candidate of Sciences (Psychology), associate-professor, associate-professor at the department of Criminal Law, Criminology and Psychology. Е-mail: ya.borisowa-svet2012@yandex.ru
1 Orel Law Institute of the Russian Ministry of the Interior named after V. V. Lukyanov, Orel, 302027, Russia
Abstract
Introduction. The article analyses actual incidents of provocative behavior of drivers of prestigious vehicles who grievously violate road traffic rules. The aim of the article is to ascertain the essence of drivers' provocative behavior threatening the traffic security.
Results of the Survey and Discussions. The mode of drivers' provocative behavior is the manner of assumption of risk driving and intentional violation of Highway Code of the Russian Federation that may cause unintended and even tragic consequences for road users. From the psychological point of view there is the demonstration of prestigious vehicle opportunities and a driver's personal style of driving as a means and method of provocation under road traffic conditions as well as making videotape of driver's behavior and later posting it online. Provocative behavior of drivers operating expensive vehicles corresponds to dangerous driving though they are not identical. Provocative driving behavior is often exhibited by representatives of elite youth who feel they act with impunity. The certainty of punishment and public reprimand are required in conjunction with the increased level of legal awareness and driving culture. Further development of issues concerning the influence of psychological features and drivers' behavior on road traffic safety is also necessary.
Conclusions. It is necessary to develop the measures improving the realization of comprehensive and systematic approach to solve the problem of provision of road traffic safety. It is essential to justify the need of the training of future drivers being at different age-related stages of the personality development; the training that is aimed at the inserting proper sections in educational programs and forming psychological and communicative competence of road traffic participants.
Keywords: provocative behavior of drivers; prestigious vehicles; elite youth; traffic regulation rules; dangerous driving; road traffic safety; legal awareness.
Citation: Borisova S. Ye. Provocative Behavior of Drivers of Prestigious Vehicles regarding to the Provision of Road Traffic Safety. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 1(76). 2019. Pp. 62-67. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11009
References
1. Cherepakhin V. A. Provocative Behavior of a Victim and its Distinction from the Entrapment. Current Issues of Economy and Law. 2015. No 1. Pp. 271-277. (In Russ.)
2. Nikonovich S. L., Klimov A. S., Avdalyan A. Ya. Peculiarities of Criminal Law Assessment of Encouraging commission of an Assault. Bulletin of Russian New University. Series: Man and Society. 2017. No 2. Pp. 24-26. (In Russ.)
3. Namnyasova V. V. Criminal Law Assessment of Using Provocative Methods in Combatting Corruption. SCIENCE TIME. 2016. No 3(27). Pp. 359-367. (In Russ.)
4. Radachinsky S. N. Enhancement of Criminal Law Methods of Influence on Provocateurs and their Activity. North Caucasus Law Bulletin. 2010. No 3. Pp. 79-84. (In Russ.)
5. Dmitriyev A. V., Zadorozhnyuk I. E. Provocation: the Ambiguity ofNotion and the Irremovability of a Phenomenon. A Man. 2016. No 3. Pp. 20-35. (In Russ.)
6. Nazarov E. I. Provocations in Mass Media and their Perception by the Youth Audience. Communicology 2017. Vol. 5, No 3. Pp. 159-168. (In Russ.)
7. Dmitriyev A. V., Sychyev A. A. Provocation: Socio-philosophical Essays. Moscow, 2017. 336 p. (In Russ.)
8. Druzhinin A. M. Constructive Provocations: the Essence and Functional Characteristics. Topical Issues of Public Administration, Economy, Jurisprudence and Psychology: Collected Scientific Papers / Editor-in-chief A.M. Druzhinin. Moscow, 2015. Edition 2. Pp. 36-49. (In Russ.)
9. Ionkina E. Yu., Litvinova E. A. Certain Peculiarities of the Communicative Behavior of the Recipient being an Object of Provocative Action in the Portrait Interview (based on the German Language). Philological Sciences. Issues of Theory and Practice. 2014. No 8-1(38). Pp. 87-90. (In Russ.)
10. Varlakova T. V. Speech Provocation as an Object of Judicial and Linguistic Examination. Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No 4(51). Pp. 33-36. (In Russ.)
11. Doronina S. V. «Maybe we could come to an agreement, Chief!»: Methods of Discourse Analysis in the Linguistic Examination of Texts on Anti-corruption Matters. Political Linguistics. 2015. No 3. Pp. 245-249. (In Russ.)
12. Vorontsova T. A. Trolling and Flaming: Speech Aggression in Internet Communication. Bulletin of the Udmurt University. Series: History and Philology. 2016. Vol. 26, No 2. Pp. 109-116. (In Russ.)
13. Bril' M. S. Situations Encouraging Aggressive Behavior. Bulletin of Psychotherapy. 2011. No 39. Pp. 39-54. (In Russ.)
14. Lobanova Yu. I. About the Possibilities of Forecasting Accidents with Drivers. Bulletin of South Ural State University. Series: Psychology. 2017. Vol. 10, No 1. Pp. 74-87. (In Russ.)
15. Polikarpova M. S. The Correlation between Notions of «Aggressive» and «Dangerous» Driving in Current Native and Foreign Psychology. Modern Foreign Psychology. 2017. Vol.6, No 1. Pp. 44-52. doi: 10.17759/jmfp.2017060106. (In Russ.)
16. Bulygina V. G., Dubinsky A. A., Shport S. V., Kalinkin D. S. Psychology of High Risky Driving (Review of Foreign Studies). Psychology and Law. 2016. Vol. 6, No 2. Pp. 72-92. doi: 10.17759/psylaw.2016060206. (In Russ.)
17. Golubihina Yu. Yu., Goncharova N. A. Reliability of Professional Activity of Extreme Profile Drivers. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2014. No 3 (58). Pp. 3-6. (In Russ.)
18. Baranchikova M. V., Maltseva T. V. Peculiarities of the Preventive Impact made by means of Photography and Video Recording on the Road Traffic Violator Exceeding the Speed Limit. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No 4 (67). Pp. 49-53. (In Russ.)
19. Zhiltsov A. V., Ivanov A. Yu. Towards the Aspects of Realization of Certain Legislative Initiatives in the Sphere of Road Traffic Safety Provisions. Juridical Science and Law Enforcement Practice. 2017. No 1(39). Pp. 52-58. (In Russ.)
20. Petrov V. Ye. Social History of "Golden Youth": Social and Historical Issues of Genesis. Historical and Social-Educational Idea. 2016. Vol. 8, No 6/2. Pp. 127-133. (In Russ.)
21. Shemetova T. N. Provocation as a Method in Modern Journalism: Thoughts on the Subject. Issues of Theory and Practice of Journalism. 2014. No 1. Pp. 54-65. (In Russ.)
22. Akhmadiyeva R. Sh. The Development of Personal Competence of a Road User. Kazan Pedagogical Journal. 2010. No 5-6. Pp. 11-18. (In Russ.)
Submitted 29.04.2018