The meanings of idioms convey is non-compositional. It implies that you cannot understand the meaning of the whole phrase putting the meaning of each word together. If you look at the individual words it may not even make a sense grammatically. Even if you know the meaning off all the grammar of the phrase completely the meaning of the phrase may still be confusing. When the meaning of the idiom isn't clear, we can guess the meaning from the context.
For e.g.: 1) Take your life into your hands: You're taking your life into your hands crossing the road there. Now the meaning is more clear (do something very risky) - рисковать - таваккал ишга кул урмок;. 2) Go all out - Jack is going all out to win the contract, I hope he will succeed (meaning: to use a lot of energy and effort to do something). - Стараться изо всех сил. - Жон-жахди билан ^аракат килмок;. 3) Anybody who is anybody. - Oh, you must come to the party! Anybody who is anybody will be there (all the important people) [2, c. 17]. - Важные люди - Казо-казолар. 4) Get on like a house on fire - Fortunately, we got on like a house on fire from the start. (Get on extremely well with someone) - Ладить - Яхши чщишмок;. 5) Let the cat out of the bag - We didn't tell anyone the news, but she let the cat out of the bag and now everyone knows. (You accidentally tell people a secret/something you shouldn't tell them) - Рассказать секрет - айтиш мумкин эмас булган гапни айтиб куймок;. 6) On the top of the world - I'm/feel on the top of the world today. I've just passed my exams (very happy indeed) - очень счастливый - боши осмонган етди. 7) Once in a blue moon - Snow falls in the city of San Diego, California, once in a blue moon (rarely, frequently) - очень редко - жуда камдан кам. 8) To make good - to succeed. - He is hard worker and I'm sure that he'll make good in that new job. - Преуспевать, достигать цели. - Муваффаккиятга эришмок;. Making a conclusion, we can say that learning such expressions is never an easy task for the student learning English as a second or foreign language. But trying to learn and use them is necessary and helps our speech to be more beautiful.
References
1. Wright John. "Idioms organizer". 25 Thomson Place. Copyright, 2002. 294 c.
2. Michael Mc. Carthy & Felicity O 'Dell. "English idioms in use". Cambridge University press, 2002. 138 c.
3. Dixon R.J. "Essential idioms in English". Englewood Cliffs. New Jersey. 64 c.
4. Richard A. Spears Ph.D. "McGraw-Hill's Dictionary of American Idioms and phrasal verbs". Copyright, 2005. 225 c.
5. Kunin A.B. The course of the phraseology of modern English. M.: Higher School, 1990. 381 c.
ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Власова Л.А.1, Кухтина М.С.2
'Власова Лидия Александровна — магистрант; 2Кухтина Мария Сергеевна — магистрант, направление: математика в начальном образовании, департамент методики обучения, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассказывается об одном из главных показателей уровня математического развития - умение решать текстовые арифметические задачи, о проблемах, которые возникают в процессе решения текстовых задач и об одном из способов проверки сформированности умения решать текстовые арифметические задач посредством электронного обучения (программа Hot Potatoes).
Ключевые слова: задача, виды задач, электронное обучение.
Продолжительный период времени в нашей стране начальная школа представляла собой замкнутую систему, основным назначением которой заключалось в том, чтобы привить учащимся элементарные навыки счёта, письма, чтения и расширить их представления об окружающем мире.
И только лишь со второй половины XX века постепенно стали внедрятся идеи развивающего характера начального обучения. Обучение решению текстовых арифметических задач как нельзя лучше способствует развитию данной идеи, а также идеям современной начальной школы.
Текстовым задачам в курсе математики начальной школы отведено значительное место — около 40% от числа всех учебных заданий по математике.
В начальном курсе математики при знакомстве младших школьников с текстовыми арифметическими задачами вводится понятие «задача».
Задача - это текст, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Такие задачи называют «текстовыми», «сюжетными», «вычислительными». Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается какое именно действие (или действия) должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи.
Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисовано какая-то жизненная ситуация, охарактеризованная численными компонентами. Данная ситуация является задачей, если в ней содержится определенная зависимость между этими численными компонентами. Из выше сказанного следует, что текст задачи можно рассматривать как словесную модель реальной действительности.
Существующие программы по математике требуют формирования у детей самостоятельности при решении текстовых задач. Любой выпускник начальной школы обязан уметь кратко записывать условие задачи, иллюстрировать ее при помощи рисунка, чертежа или схемы, обосновывать любой шаг в анализе задачи и при ее решении, проверять верность решения. Умение решать текстовые задачи возникает одним из главных показателей уровня математического развития ребёнка, глубины освоения им учебного материала.
К сожалению, не все обучающиеся умеют и любят решать задачи. Это случается потому, что дети не обучены анализировать данные, видеть взаимосвязь между данным и искомым, структурировать ход решения. А при отсутствии нужды в глубоком понимании описанных в задаче связей у ребёнка складывается прочная привычка переводить решение к простому вычислению.
Не зависимо от образовательной системы, по которой работает учитель, в процессе обучения учащихся решению текстовых арифметических задач перед ним возникает ряд сложных проблем:
1. Как ввести и закрепить понятия: задача, условие, вопрос, решение, известное и неизвестно.
2. Как сформировать у обучающихся умение находить в задаче данные и искомые числа.
3. Как сформировать умение осознано выбирать арифметическое действие при решение текстовых арифметических задач [1].
Рассмотрим, как вводится понятие «Задача» и её структурные элементы в учебниках М.И. Моро (традиционный подход)
Традиционный подход к введению понятия «задача» заключается в том, что учащиеся не знакомятся определением данного термина, а на конкретном примере вводится понятие «задача» и ее структурные элементы, а также её арифметическое решение.
Первое знакомство с «задачей» начинается с задач-действий.
Например, учитель приглашает к доске двух учащихся. Одному из нах дает 3 карандаша, а другому 5 и говорит: « У Васи 3 карандаша, а у Кати 5 карандашей. Сколько всего карандашей у ребят?»
После знакомства с задачами-действиями, учащийся учатся составлять задачи по картинкам, по картинкам с числами, а затем вводится текстовая задача. Такая последовательность к введению задач связан с несовершенством навыка чтения у первоклассников.
Для того чтобы сформировать у учащихся умение выделять структурные элементы задачи-условием и вопросом, необходимо проведение следующей работы. Важно научить обучающихся распознавать данные. У учащихся не возникает сложностей, если задача сформулирована стандартным образом, все данные обозначены числами и их можно без труда выделить. Распознаванию словесно заданных характеристик отношений в тексте задачи нужно учить на первых порах на специально подобранных текстах, где все данные выражены словами: В лесу Слава нашёл девять грибов. Из пяти мама сварила суп. Сколько грибов осталось?
Для проверки сформированности умения выделять условия и требования к задаче, на последующих уроках следует предлагать учащимся задания, для выполнения которых обучающиеся должны прочитать условие и вопрос задачи; определить известное и неизвестное.[2]
С целью формирования умения выделять данные и искомое можно предложить следующую работу.
При помощи иллюстраций или предметов составляется задача.
Росло - 7 груш.
Сорвали- 3 груши.
Осталось - ? груш.
В дальнейшем работа с условием задач, формулировка которых различна по своей сложности.
Традиционный подход (М.И. Моро) нацелен на формирование у учащихся общих умений решать задачи определенных видов (типов).
Переходя из класса в класс, учащиеся учатся решать новые виды простых и составных текстовых арифметических задач: задачи на нахождение суммы, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, на нахождение остатка, на нахождение неизвестного слагаемого и вычитаемого, на разностное сравнение, с косвенными вопросами, на кратное сравнение и др.[6]
Рассмотрим виды задач, которые должны уметь решать обучающиеся в конце 1 класса.
Задачи на нахождение суммы.
В огороде распустилось 3 розы. На следующий день распустилось ещё 5 роз. Сколько роз распустилось в огороде?
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Миша съел 6 пирожков, а Маша на 4 больше. Сколько пирожков съела Маша?
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
В вазе лежало 15 шоколадных и вафельных конфет. 7конфет были шоколадными. Сколько вафельных конфет в вазе?
Задачи на нахождение остатка.
В коробке было 18 шоколадных конфеты. 9 шоколадных конфет съели. Сколько конфет осталось в коробке?
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого и вычитаемого.
На опушке леса росло 12 грибов. Когда несколько грибов срезали, то осталось 6 грибов. Сколько грибов срезали?
Задачи на нахождение уменьшаемого.
На парковке было несколько машин. Когда 4 машины уехало, осталось 6. Сколько машин было на парковке?
Задачи на разностное сравнение.
Вася прочитал 13 страницы сказки «Снежная Королева», Маша 7 страниц. На сколько больше страниц прочитал Вася, чем Маша?
Составные задачи на нахождение суммы.
Средняя высота айсберга над водой 100 м, а под водой на 600 м больше. Какова обща высота айсберга?
Составные задачи на нахождение остатка.
На одной яблоне было 14 яблок, на другой- 23 яблока. Ежик утащил 12 яблок. Сколько яблок осталось?
Составные задачи на нахождение уменьшаемого.
В банке были маринованные помидоры. За обедом съели 2 помидора, а во время ужина 8. Сколько помидоров было в банке, если в ней осталось 10 помидоров?
Составные задачи на разностное сравнение.
В начале игры на доске стояли 32 шахматные фигуры. К концу партии на поле осталось 9 белых фигур, а черных на 2 больше. На сколько больше было фигур в начале игры, чем в конце?
Для контроля знаний по данной теме мы предлагаем воспользоваться средствами электронного обучения.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ», говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ». Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.[4]
К электронному обучению относится:
1. самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других средств;
2.получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
3. создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
4. возможность развивать учебные веб-ресурсы;
5. возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира [3].
Одним изпримером электронного обучения является программа-оболочка HotPotatoes. HotPotatoes - инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность
96
самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.[6]
Для контроля сформированном^ у учащихся общих умений решать текстовые арифметические задачи можно использовать эту программу. Например:
Прочитайте условие задачи: Римма купила 1 зелёный, 4 синих и 6 красных карандашей. Ответьте на вопросы к условию, установив соответствие.
Matching exercise
Match the ite ms ол the right to the items on the left
Check |
1 Сколько красных и син их карандашей купила Римма? ??? 0
2 Сколько зеленых и си их карандашей купила Римма? ??? ы
3 На сколько меньше си них карандашей, чем красных? ??? s
3 На сколько больше си их карандашей, чем зелёных? ??? _Isl
Check |
Рис. 1. Задание на установление соответствия JMatch
Прочитайте условие задачи: Римма купила 1 зелёный, 4 синих и 6 красных карандашей. Ответьте на вопросы к условию, установив соответствие.
Matching exercise
Match the items on the right to the items on the left
01еск |
1 Сколько красных и си них карандашей купила Римма? 4+6= 10 (к.)[У|
2. Сколько зелёных и ci 1них карандашей купила Римма? 1+4= 5 (к.) ж |
3 На сколько меньше ci иних карандашей чем красных? 6-4= 2 (к ) •
3 На сколько больше синих карандашей, чем зелёных? 4-1= 3 (к *
Check |
Г Index [=>
Рис. 2. Решение к заданию на установление соответствия JMatch
Рис. 3. Задание № 2 на установление соответствия JMatch
Рис. 4. Задание на заполнение пропусков JCloze в программе «Hot Potatoes»
В коробке было 13 шоколэднык конфету 9 шоколадных конфет съели Сколько конфет осталось в коробке?
Check | Hint |
Рис. 5. Задание на заполнение пропусков JCloze Список литературы
1. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе. Книга для учителя. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. 188 с.
2. ИстоминаН.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: Академия, 2000. 288 с.
3. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 175-182.
4. ФЗ № 273-Ф3 от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
5. Зенкина О.Н. Создание интерактивных упражнений в программе Hot Potatoes при изучении курса информатики в начальной школе // Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МШУ-2017»). / Сост.и отв.ред. Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. М.: Издательство «Спутник+», 2017. 191 с. С. 80-87.
6. Кухтина М.С. Возможности программы электронного обучения Hot Potatoes при создании интерактивных заданий и упражнений // Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2017»). / Сост. и отв. ред. Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. М.: Издательство «Спутник+», 2017. 191 с. С. 95-98.