Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/62
AGRIS B50
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫЗЫВАНИЕМ ДОЖДЯ В ГОРНЫХ СЕЛЕНИЯХ КУХИТАНГА
©Умаров И. И., Термезский государственный университет, г. Термез, Узбекистан, [email protected]
RITES ASSOCIATED WITH CAUSING RAIN IN MOUNTAIN VILLAGES OF KUHITANG
©Umarov I., Termez State University, Termez, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. С древних времен дехкане, занимаясь земледелием, надеялись на благополучный год. Для сбора хорошего урожая с поля проводили различные ритуалы. Проводя эту церемонию дехкане надеялись, чтобы год был дождливым и изобильным. В других странах и народах также были обычаи вызывания дождя, во время которого выполнялись определенные ритуалы. В данной статье автор на основе научных источников и полевых исследований приводит сведения о проведении обрядов по вызыванию дождя в кишлаках Кухитанга и их особенностях.
Abstract. Since ancient times, the dehkanes, engaged in agriculture, hoped for a prosperous year. To harvest a good crop from the field, various rituals were held. During this ceremony, the dekhkans hoped that the year would be rainy and abundant. In other countries and peoples, there were also customs that caused rain, during which certain rituals were performed. In this article, the author, based on scientific sources and field research, gives information about the conduct of rites to cause rain in the villages of Kuhitang and their features.
Ключевые слова: Кухитанг, вода, дождь, ритуал, кукольный театр.
Keywords: Kuhitang, water, rain, ritual, puppet theater.
Как известно, вода — источник жизни для всего живого существа. Роль воды особенно велика в сельском хозяйстве, и древние люди рыли каналы и кяризы, строили плотины и дамбы для орошения своих посевов. Тесная связь сельского хозяйства с погодой породила у населения различные обычаи, связанные с силами природы. Жители Сурханского оазиса, особенно живущие в предгорьях Кухитанга, перед началом посева совершали различные обряды. Самыми важными из них были ритуалы, связанные с вызыванием дождя. В результате полевых исследований, проведенных в различных регионах Узбекистана в последние десятилетия, выяснилось, что существуют различные виды этого обряда.
Земледельческие обряды людей, живущих в кишлаках Кухитанга, формировались на протяжении многих веков и возникли в результате отношения людей к природе, экономической деятельности для создания средств к существованию. Перед началом земледелия ранней весной жители горных кишлаков устраивали различные обряды. Многие из этих ритуалов проводились весной, которая является периодом баланса природных элементов, таких как вода (умеренные осадки), воздух (умеренная погода), почва (нагревание почвы), огонь (солнечное нагревание).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
Одна из первых хозяйственных церемоний, проводимых ранней весной, — это «дарвешона». Дарвешона — религиозно-хозяйственная церемония, проводимая раз в год в знак благодарности Создателю существования. Для этого люди собирали природные дары, деньги, из пшеничной сечки приготавливали кашу, а зажиточные люди преподносили в жертву барана, мясо обжаривали на его на его жире. Каждому выдавали чашку с кашей, а внутрь клали приготовленное мясо. Люди ели эту еду, говоря: «Дарвешона — лекарство для зубов». Затем мулла или эшан читал молитву, чтобы год был удачным, и просил Аллаха защитить людей от различных бедствий. Иногда, из-за обильного дождя и сельское хозяйство носился большой ущерб, мулла и 10-15 человек собирались вместе и подавали милостыню [1].
В то время, когда саранча и другие насекомые наносили ущерб посевам, люди призывали мулл и они читали разные молитвы против насекомых. Информаторы свидетельствовали, что читать против насекомых и различных вредителей могли только самые опытные муллы. Был еще один способ - население посыпало землю золой перед посевом, и этот способ якобы защищала поля от различных насекомых [2].
Дехкане также проводили церемонию «бободехкон» за день до подготовки земли к посеву. В данном случае в зависимости от средств людей приносили в жертву курой, коз и овец, и подавались милостыни. На этой церемонии как и в «дарвешона», муллы молились, чтобы урожай был обильным.
Тесная связь сельского хозяйства с погодой породила у населения различные понятие, связанные с природными явлениями. Например, первые 15 дней счисления с 20 февраля по 21 марта называются Хут. После Хута начинается Аджузмомо, который длится 6 дней. Иногда это может быть до 7 дней. В популярной поговорке говорится: «Аджузмомо — шесть дней, а если она зол, — семь дней» [3].
В народной мифологии Аджузмомо — фея и хозяйка зимы. Говорят, однажды Аджузмомо спасла людей от неминуемой смерти, а затем привела их к добру. Если она злится, то замораживает людей и скот. По этой причине люди иногда подавали милостыню, чтобы не замерзнуть.
После Аджузмомо входят Ахман и Дахман, которое продолжается три дня. Когда заканчивается Ахман и Дахман, начинается Обирахмат. Он также состоит из трех дней. Затем начинается двухдневный Курбанрахмат. И в конце данный цикл завершается Нахфи Наврузом - Новый год по восточному календарю [4].
Во время засухи горцы совершали обряды призыва дождя. Жители кишлаков Кухитанг называли его «Сув султан хотин» («Владыка воды») или «Суз хотин» (Плывущая женщина), а узбеки-локайцы — «сус хотин».
Мой информатор Чиннихол Сафарова (1926-2000) вспоминала, что весной 1936 года была сильная засуха, не было дождя, и посевы стали засыхать. Тогда жители кишлака Калапушкия на горе Кухитанг начали совершать обряд «Сув султон хотин». На беременную женщину надели одежду и закутали в платок. Потом эту одежду и платок сняли, и женщина надела другую одежду. Затем длиной два метра сделали «тулум» (чучело), прикрепив небольшой кусок соломки к кресту прямо под концом длинного шеста. На голову куклы надели женскую одежду. Эта беременная женщина взяла кукольную чучело и шла к каждой юрте кишлака. Группа женщин, следовавших по ее стопам, пели обрядовую песню. После завершения песни домохозяйки опрыскивали чучело водой. На следующий день после обряда пошел дождь. Условием было то, что те, кто проводил обряд, должны были иметь чистую веру и искренне верить, что пойдет дождь [5].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
По свидетельству Аллакула Курбанова (1928 года рождения), во время ритула на входной двери дома ставили чучелу. После того как его опрыскивали водой, люди разделялись на группы и запевали обрядовые песни. Этот тип обряда вызывания дождя выполнялась в основном полукочевым населением [6].
Существовало еще один вид обряда — «Суз хотин», которую проводили дехкане и садоводы. В этом случае изготавливалась большая деревянная кукла-женщина. Затем хозяин обряда резал петуха и подавал милостыню. При этом, конечно же, резали кричащего петуха. Хозяин подносил куклу в очаг и ставил вертикально на пол. Куклу держали на расстоянии одного-двух метров от котла, чтобы дым из очага не навредил ее. Куклу также приносят к столу, когда подают еду. После завершения угощения, все находившиеся в помещение играют с куклой и воспевают обрядовую песню. После церемонии куклу помещают в специально построенный домик. В народе Суз Хотина описывают как женщину, плывущую (в воде или в небе). Поэтому иногда вместо слова «султан» добавляли слово «суздон» (плывущая) [7] .
По окончании обряда «Суз Хотин» куклу сжигали или закапывали в старом колодце.
Старейшины узбеков-локайцев, проживающих на юге Таджикистана, при отсутствие дождя, посоветовавшись, надевают женскую одежду на одного клоуна, посадят его на обратную сторону осла, и водят осла из дома в дом воспевая песню «сус хотин». Хозяева домов обливая эту «сус-хотин» водой, давали что-нибудь. Затем, подходя к истоку колодца, источника или реки, люди опрыскивали друг друга водой, клали собранные пожертвования, делилиь ими и просят Создателя ниспослать дождь [8].
Ритуальные танцы, связанные с вызыванием дождя, существовали в кишлаках Кухитанг до середины ХХ века. В начале марта, особенно во время Навруза, группа женщин образовала круг и совершала различные ритуалы, связанные с земледелием. Женщины, танцующие под звуки бубен, должны были отражать различные движения, связанные с работой, и процессом дождя. Этот вид ритуала, проводимого с бубном, называется «бадаш» [9]. Термин бадаш связан с древнетюркским словом бадар, означающим «легкий шум»; «бить»; badar qil — ударить кулаком [10]. В местном диалекте это слова означает — музыка, духовность, слово отцов, этика, нравственность.
Бадаш образуется из сочетания четырех приемов, таких как оханг, куй, нола, нагма с доирой (в местном диалекте дап, дапп) [11].
Согласно нашим полевым исследованиям, бадаш исполняли в Средней Азии только в горных селениях Баглыдара, Бедак, Тангидевон, Хатак, Ходжанкан, Зараутсай, Чинар, Ёриксай до середины XX века. Раньше было около 70 видов бадашей. Около 50 из них выполнялись с доирой (бубной). С этой точки зрения можно сказать, что доира был основным типом в бадаше и он он сильно отличался от доировых методов в других местах.
Доира, используемый в бадаше, изготавливали из овчины. Только овчинная доира может издавать звуки биждонба, биждонбиж.
Женщина, не умеющая играть в доира, не рассматривалась на месте порядочного человека и даже понималась как признак невежества или непристойности. По этой причине в каждой семье держалось столько доира, сколько было женщин, а девочек с детства приучали играть доирой. Каждая женщина брала с собой на торжества доиру. Они на доире исполняли ритал по вызову дождя и умели соответственно танцевать.
Обычно ритуал по вызывания дождя проводилась с 20 февраля до начала апреля. Как только после церемонии пойдет дождь, дехкане вспахивали землю и сеяли зерно, держа в одной руке ту же куклу, а в другой — зерно. Во время посева они пели обрядовую песню. Этот обычай совершался по воскресеньям, четвергам и пятницам, которые являются
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
удачными днями недели. Считалось безответственным проводить церемонию в дни, которые считались неудобными [12].
Почему этот обряд назывался в честь женщины? Потому, что у древних тюркских народов женщина считалась символом святости, величия и благословения. В то же время обряд «Суз хотин» во многом был связан с религиозными верованиями древних предков узбеков. По данным Абу Райхана Беруни, древние хорезмийцы отмечали праздник вахшангам на десятый день месяца Испандормаджи. Вахш — это имя ангела, поставленного наблюдать над водами, в частности над рекой Джейхуном [13]. Согласно археологическим данным, на кушанских монетах изображена богиня Ардахшо, которая означает «дух Охшо» и соответствует слову Вахш. Еще древние бактрийцы построили храм (Тахти Сангин в Таджикистане), посвященный богу Охшо (Оахшо) [14]. Оахшо/охшо связано с древнетюркским словом укуз (окс, оксус), означающим «вода». В эпоху многобожия этот термин стал обозначать «бог воды».
Из вышесказанного следует, что «Суз Хотин» был ритуалом, связанным с древним культом воды. Даже во время распространения ислама этот обряд не был забыт. Он трансформировался и дошел до наших дней.
«Суз Хотин» раскрывает еще один исторический факт, что первые корни кукольного театра в Сурханском оазисе напрямую связаны с этим обрядом. Можно с уверенностью сказать, что именно с его помощью на юге Узбекистана начал формироваться старинный кукольный театр. Это был не только кукольный театр как сейчас, но и традиционный народный обряд. Если в XIX веке в Ферганской долине и Ташкентском оазисе главным персонажем народных театров был «Качал Полвон», то в Сурханском оазисе — «Суз Хотин».
С приходом ислама в Мавераннахр к старым ритуалам призыва дождя был добавлен новый исламский метод. Это была молитва истиска. Согласно исламской традиции, в засушливые года мусульмане совершали молитву Истиска (Истиско намози). Группа верующих шли к холмам и вместе молились 2 ракаата намаза. В конце молитвы они просили Аллаха благословить их обильными дождями и урожаем. Молитва истиска была широко распространена в горах Кухитанг во времена Бухарского эмирата. Этот тип призыва дождя все еще используется.
В Дехканабадском районе Кашкадарьинской области, недалеко от кишлаков Кухитангтог, проводят ритуал «узма ош», чтобы вызвать дождь. Первое, что нужно сделать, это вскипятить воду и добавить лук, мяту и ревень. Если имеется, то добавляют еще и горох. Затем, когда тесто намазано, его вручную бросают в кастрюлю, а не режут ножом в виде намазывания. Когда все будет готово, добавят катык и приступают кушать.
Согласно обычаям дехканабадских кунгратов, даже когда кто-то приходил в дом в качестве гостя с приходом весны, они варили суп «узма ош». По словам свидетеля, вскоре после церемонии приготовления супа в 2009 году в Дехканабаде пошел непрерывный проливной дождь [15].
В кишлаке Мачай, в западной части горы Байсун, есть еще один интересный способ вызывания дождя — «кал бойлаш» (завязывание плешивого). В этом ритуале берут длинную веревку и завязывает ее в узел, рассказывая о проделках плешивого в кишлаке. «Цепь» из нескольких узлов закапывают во влажном месте. Когда проливной дождь надоесть всем, то этих узлов берут и закапывают под очаг.
В заключение можно отметить, что корень этих ритуалов восходит к доавестийской эпохе и о них упоминали великие ученые. По результатам наших полевых исследований, Дехкане и садоводы, проживающие в горных районах, проводили обряды, такие как «Суз
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
Хотин», «Кал бойлаш», полуоседлые и полукочевые народы «Сув Султан Хотин», «Узма Ош», правоверные мусульмане совершали молитву истиска.
Список литературы:
1. Турсунов С. Н. Свадебные церемонии населения горных кишлаков Байсуна и Кухитанга // Наука, техника и образование. 2020. №10 (74). С. 58.
2. Турсунов С., Пардаев Т., Махмадиярова Н. Сурхондарё - этнографик макон. Ташкент: Академнашр, 2012. 82 б.
3. Кабулов Э. Хозяйство Сурханского оазиса. Ташкент, Академнашр 2012. 174 p.
4. Полевые материалы автора. Сентябрь, 2013 года. Ангорский район Сурхандарьинской области.
5. Полевые материалы автора. Октябрь, 2014 года. Шерабадский район Сурхандарьинской области.
6. Полевые материалы автора. Апрель, 2014 года. Музрабатский район Сурхандарьинской области.
7. Полевые материалы автора. Март, 2017 года. Ангорский район Сурхандарьинской области.
8. Назаров Н. Лакайлар: этнография, лингвистика ва фольклор. Ташкент: Тамаддун, 2010. 322 б. (на узбекском языке).
9. Умаров И. Бадаш: тарих ва анъана. Термиз: Сурхоннашр, 2018.
10. Древнетюркский словарь. Л., 1969. 77 с.
11. Умаров И., Рах,монов X,., Худойбердиев Э. Сурхон вохдсида этник тарих ва этномаданий жараёнлар (хатакилар уруги мисолида). Тошкент, 2014. 220 б.
12. Полевые материалы автора. Февраль, 2016 года. Байсунский район Сурхандарьинской области.
13. Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Т. I. Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957. 258 с.
14. Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия-Тохаристан. Очерки истории и культуры. Древность и средневековье. Ташкент: Фан, 1990. 82 с.
15. Полевые материалы автора. Апрель, 2021 года. Дехканабадский район Кашкадарьинской области.
References:
1. Tursunov, S. N. (2020). Svadebnye tseremonii naseleniya gornykh kishlakov Baisuna i Kukhitanga. Nauka, tekhnika i obrazovanie, (10 (74)), 58. (in Russian).
2. Tursunov, S., Pardaev, T., & Makhmadiyarova, N. (2012). Surkhondare - etnografik makon. Tashkent. (in Uzbek).
3. Kabulov, E. (2012). Khozyaistvo Surkxanskogo oazica. Tashkent.
4. Polevye materialy avtora. Sentyabr', 2013 goda. Angorskii raion Surkhandar'inskoi oblasti.
5. Polevye materialy avtora. Oktyabr', 2014 goda. Sherabadskii raion Surkhandar'inskoi oblasti.
6. Polevye materialy avtora. Aprel', 2014 goda. Muzrabatskii raion Surkhandar'inskoi oblasti.
7. Polevye materialy avtora. Mart, 2017 goda. Angorskii raion Surkhandar'inskoi oblasti.
8. Nazarov, N. (2010). Lakailar: etnografiya, lingvistika va fol'klor. Tashkent. (in Uzbek).
9. Umarov, I. (2018). Badash: tarikh va an"ana. Termiz. (in Uzbek).
10. Drevnetyurkskii slovar' (1969). Leningrad. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №7. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
11. Umarov, I., Rax,monov, X. & Khudoiberdiev, E. (2014). Surkhon vox,asida etnik tarikh va etnomadanii zharaenlar (khatakilar ururi misolida). Tashkent. (in Uzbek).
12. Polevye materialy avtora. Fevral', 2016 goda. Baisunskii raion Surkhandar'inskoi oblasti.
13. Biruni Abu Reikhan (1957). Izbrannye proizvedeniya. In Pamyatniki minuvshikh pokolenii, Tashkent. (in Uzbek).
14. Pugachenkova, G. A., & Rtveladze, E. V. (1990). Severnaya Baktriya-Tokharistan. Ocherki istorii i kul'tury. Drevnost' i srednevekov'e. Tashkent. (in Uzbek).
15. Polevye materialy avtora. Aprel', 2021 goda. Dekhkanabadskii raion Kashkadar'inskoi oblasti.
Работа поступила в редакцию 05.06.2023 г.
Принята к публикации 12.06.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Умаров И. И. Проведение обрядов, связанных с вызыванием дождя в горных селениях Кухитанга // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №7. С. 438-443. https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/62
Cite as (APA):
Umarov, I. (2023). Rites Associated With Causing Rain in Mountain Villages of Kuhitang. Bulletin of Science and Practice, 9(7), 438-443. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/62
® I