УДК 316; 37; 159.9; 57
ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОТДЫХА (НА ПРИМЕРЕ МАСТЕР-КЛАССА ПО ПАРАЗИТОЛОГИИ)
© 2016 С. Г. Елизаров1, Н. С. Малышева2, А. С. Елизаров3
1докт. психол. наук, профессор каф. психологии, e-mail: sergei_elizarov@mail. ru 2докт. биол. наук, профессор каф. общей биологии и экологии, директор НИИ паразитологии e-mail: [email protected] ъканд. биол. наук, старший научн. сотр. НИИ паразитологии e-mail: yelizarov_alex@mail. ru
Курский государственный университет
В статье раскрываются основные характеристики «развивающей социальной среды» как основы деятельности детских и молодежных центров Курской области, реализующих разнопрофильные программы образовательного отдыха. Обсуждаются задачи и технологическое обеспечение мастер-классов естественно-научной направленности на примере мастер-класса по паразитологии в условиях профильного центра
Ключевые слова: детский и молодежный профильный центр, развивающая социальная среда, профильная программа, имитационно-моделирующая обучающая система.
В настоящее время в целом ряде исследований показано, что существенное место в формировании и развитии положительных тенденций современного юношества играют особые институты социализации подростков и юношей - летние профильные центры (оздоровительные лагеря, действующие по особым «профильным» программам), являющиеся местом, где «происходят значительные позитивные личностные изменения молодежи и юношества, "социальное обновление" личности, проявляющееся в переоценке нравственных установок, жизненных целей, открытии в себе новых рациональных возможностей как базы для выстраивания своей судьбы» [Шаронов 1996: 59].
В Курской области такими институтами социализации являются ОШМЛ «Комсорг», ОЦ «Монолит», УОДЦ «Магистр», молодежный центр «Вертикаль», детский центр по работе с трудными подростками «Спасатель» и другие, представляющие собой особую социально-психологическую реальность -«развивающую социальную среду» [Чернышев, Лунев, Лобков, Сарычев 2005: 47].
Несмотря на специфику деятельности каждого из центров, их объединяет построение системы работы на основе принципа развивающей социальной среды -социума, отличающегося от обычной среды «... более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания» [Там же: 70].
К особенностям такой среды можно отнести:
- более высокие по содержанию и интенсивности характеристики совместной деятельности и общения;
- эмоционально и интеллектуально насыщенную атмосферу сотрудничества и созидания;
- специально спроектированные условия совместной деятельности, стимулирующие внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации личности;
- особую роль психологов и педагогов, заключающуюся преимущественно в разработке единых «правил игры» для всех субъектов развивающей социальной среды;
- обеспечение обучающего эффекта преимущественно за счет социальной активности самих обучающихся;
Ведущее направление деятельности - «социальное обучение», осуществляемое преимущественно в формате летних учебных сборов, под которым понимается формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленное на достижение разнообразных, общественно значимых целей. В качестве субъектов социального обучения выступают: профессиональные психологи, профессиональные педагоги, сами подростки и юноши - участники обучения.
Деятельность педагогов и психологов в реализации программ образовательного отдыха в условиях развивающей социальной среды имеет единое методологическое основание, опирающееся на известную формулу С.Л. Рубинштейна: психология отвечает на вопрос - что делать, а педагогика - как делать [Рубинштейн 1989]. Если психолог определяет предмет воздействия, объясняет закономерности эмоционально-когнитивных, социально-психологических процессов, отслеживая личностные и групповые изменения, то педагог получает четкие ориентиры для построения адекватной системы учебно-воспитательного воздействия. Только в этом случае педагогические действия будут эффективны.
В условиях профильного центра каждый из составляющих центр отрядов старшеклассников уже подразумевает определенную программу. Например, профильная программа отряда «Политек» включает в себя знакомство школьников с проблемами доминирования и власти, лидерства и условий проведения политанализа, психологии делового общения, методиками организации тематических КТД по данному профилю. А программа отряда старшеклассников «Стартин» знакомит с искусством риторики, особенностями взаимоотношений в коллективе, взаимоотношений с родителями, сценическим общением, методикой разработки шоу-программ и т. д.
В то же время в профильных центрах реализуются и специализированные тематические программы, направленные на формирование и развитие личностных и психологических качеств старшеклассников, на углубление и обогащение их осведомленности и компетентности в различных отраслях научно-практического знания. К таким программам можно отнести, например, программу «Эпицентр», целью которой является формирование у старшеклассников навыков выхода из экстремальных ситуаций, готовность к решению конфликтных ситуаций. Программа «Если не мы, то кто же!» направлена на обучение старшеклассников организации добровольческой деятельности, а программа «Точка опоры - Россия» призвана способствовать воспитанию молодого человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине.
Елизаров С. Г., Малышева Н. С., Елизаров А. С. Проведение мастер-классов естественно-научной направленности в условиях реализации программ образовательного отдыха
(на примере мастер-класса по паразитологии)
В целом система данных программ решает важную задачу - задачу психолого-педагогического сопровождения членов молодежных объединений старшеклассников, участников профильных программ летнего образовательного отдыха [Елизаров 2014].
Одной из важных задач реализации программ профильных центров является формирование естественно-научного мировоззрения школьников. В разных типах программ, с учетом контингента обучающихся, оно формируется на различных уровнях. Так, например, программа «Логос» в ОШМЛ «Комсорг» направлена на формирование интереса старшеклассников к естественно-научной исследовательской деятельности. Более широким спектром рассматриваемых научных вопросов по биологии вообще и по паразитологии в частности отличается программа «Мастер-класс по биологии» в учебно-оздоровительном детском центре (УОДЦ) «Магистр» Курской области.
Мастер-класс по биологии - это форма работы, которая объединяет группу старшеклассников центра, заинтересованных в изучении естественных наук. Руководитель мастер-класса, сотрудник НИИ паразитологии Курского государственного университета, предлагает ту или иную тему для изучения, основываясь на предпочтениях обучающихся, заполняя пробелы в знаниях, полученных ими в общеобразовательных учреждениях.
Задачи «Мастер-класса по биологии» разнообразны. Наиболее существенной является расширение теоретических и практических биологических знаний, получаемых старшеклассниками на специализированных лекционных занятиях, а также при проведении научных экспериментов, практических работ, экскурсий на природе и т.д.
Тематическое планирование мастер-класса включает в себя следующие темы для изучения:
• Биология как наука. Методы научного познания (Основные биологические термины, понятия, законы, теории, касающиеся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации);
• Царство «Растения». Царство «Грибы» (Ботаника с основами фитоценологии);
• Царство «Животные» (Зоология как система наук);
• Человек и основы биологической безопасности (Краткая история становления анатомии, как науки. Основные биологические системы жизнедеятельности человека и обмен веществ между человеком и окружающей средой. Биологическая безопасность);
• Многообразие и эволюция живой природы. Признаки живых организмов. (Эволюция жизни на земле. Эволюция материи. Химическая эволюция и происхождение жизни. Эволюция организмов. Эволюционное учение);
• Организм и окружающая среда. Экология (Основы экологии. Экологические факторы. Биосфера и учение В.И. Вернадского);
• Цитология - наука о клетке. Биохимия (Краткая история цитологии. Методы. Общее строение клетки Органические и неорганические компоненты клетки. Элементарные структуры клетки и их функции. Репродукция и эволюция клетки. Патология клетки);
• Микробиология и биотехнология (Микробиология как наука о микроорганизмах Раздел микробиологии - бактериология. Основы биотехнологии);
• Генетика (Этапы развития генетики. Основные понятия и методы. Закономерности наследования. Хромосомные основы наследственности. Тонкая структура гена. Изменчивость. Наследственные болезни. Задачи по генетике);
• Онтогенез (Онтогенез - учение об индивидуальном развитии.
Предэмбриональный период развития. Эмбриональный период развития.
Постэмбриональное развитие);
• Актуальные вопросы паразитологии.
Значимой темой, поднимаемой в рамках мастер-класса по биологии, является проблема стремительного распространения паразитарных заболеваний человека, которые являются трудноизлечимыми и нуждаются в предупреждении и профилактике. На теоретических занятиях по паразитологии школьники изучают основные понятия данной науки, знакомятся с историей её развития. Немаловажная роль отводится гельминтологии.
Патогенез при гельминтозах, систематика возбудителей, общие правила и методы профилактики и борьбы с паразитарными болезнями - разделы, рассматриваемые в рамках разработки темы паразитологии «Мастер-класс по биологии» в УОДЦ «Магистр». В ходе проведения занятий старшеклассники обращают внимание на современные исследования отечественных паразитологов, которые показывают, что абсолютное большинство как взрослых, так и детей не имеют информации о риске паразитарных инфекций. Недостаточный уровень знаний об особенностях циркуляции возбудителей, способах заражения, отсутствие информации не только о паразитозах, но и о риске зоонозных инвазий провоцирует заражение населения опасными паразитарными заболеваниями.
На практических занятиях старшеклассники имеют возможность проводить виртуальные паразитологические эксперименты, используя имитационно-моделирующую обучающую систему «Циклы развития возбудителей паразитарных заболеваний», разработанную в НИИ паразитологии Курского государственного университета [Елизаров, Малышева, Самофалова, Вагин, Борзосеков 2014].
Специфика изучения явления паразитизма, заключается в малой интерактивности учебного материала, а также в сложности получения экспериментальных данных. Кроме того, возникают трудности повторения экспериментов, затрагивающих целые биологические системы. Использование имитационно-моделирующих образовательных систем на базе технологии дополненной реальности в процессе обучения паразитологии позволяет старшекласснику самостоятельно исследовать взаимоотношения между паразитом и хозяином, их взаимовлияние и зависимости от факторов внешней среды путем свободного выбора значений, определенных параметров и анализа получаемых результатов.
При изучении паразитологии при помощи программно-аппаратных образовательных комплексов на базе технологии дополненной реальности старшеклассники:
■ проводят биологические эксперименты с помощью технологии комбинирования аспектов цифрового и реального мира (делать это на реальных объектах в условиях оздоровительного центра практически невозможно);
■ оперироуют абстрактными данными, характеризующими процессы, протекающие в малых и больших паразитоценозах, представляют их в графической форме;
■ моделируют динамику биологических и паразитологических процессов.
В ходе занятия старшеклассниками используется специально разработанное программное обеспечение для ноутбука, оборудованного веб-камерой. В меню на выбор предоставляется несколько вариантов взаимодействия с системой:
• словарь терминов,
• база знаний,
• энциклопедия,
Елизаров С. Г., Малышева Н. С., Елизаров А. С. Проведение мастер-классов естественно-научной направленности в условиях реализации программ образовательного отдыха
(на примере мастер-класса по паразитологии)
• модель,
• тестирование.
Выбирая пункт меню «Модель», обучающийся имеет возможность запустить имитационно-моделирующую обучающую систему. Взаимодействие с системой осуществляется по средствам набора специальных карточек, содержащих симплифицированные маркеры изображения. Располагая карточки в поле видимости веб-камеры, обучающийся наблюдает на экране ноутбука анимированный трехмерный объект, расположенный в пространстве над маркером. Он может перемещать карточки в пространстве, при этом система отслеживает перемещения и позиционирует трёхмерный объект точно в запрограммированной системе координат. Трехмерный анимированный объект является частью модели и источником экспериментальной информации. Как и при реальном исследовании, обучающийся может делать те или иные заключения, основываясь на внешнем виде и поведении объекта. Все трёхмерные объекты системы смоделированы с высокой точностью детализации, на основе научных данных [Оп§огеу, Ма^Ьеуа, БашоГа1оуа, Ьо§тоу, Киётоу, Бшкпеуа 2011].
Имитационно-моделирующая обучающая система «Циклы развития возбудителей паразитарных заболеваний» обладает высокой степенью интерактивности. При соединении карточек в определенной последовательности обучающийся может имитировать процессы, происходящие в реальной отдельно взятой экосистеме, тем самым получая возможность наблюдать динамику протекания сложных для понимания биологических процессов. Отклик системы представляет собой изменение анимации трёхмерного объекта или вывод на экран информационного сообщения. В ситуациях, когда сделать выводы о ходе эксперимента затруднительно, подключается система поддержки принятия решений, выводя на экран информационные сообщения или подсказки.
После прохождения режима «Модель» обучающийся приступает к режиму «Тестирование», который позволяет оценить степень усвоения информации учебного материала, то есть количество информации и навыки, полученные при её использовании.
Анализ особенностей изучения паразитологии в условиях образовательного отдыха в профильном центре позволил констатировать высокую эффективность использования имитационно-моделирующих образовательных систем на базе технологии дополненной реальности, позволяющих не только показать специфику явления паразитизма, но и в некоторых случаях обойти трудности изучения сложного раздела паразитологии во внелабораторных условиях.
Таким образом, включение в процесс образовательного отдыха в профильном детском центре мастер-классов естественно-научной (паразитологической) направленности способствует обогащению содержания профильных программ, интенсифицирует формирование содержательных характеристик познавательной активности обучающихся, актуализирует психологические механизмы формирования и развития их личности. Значительный контраст, существующий между условиями обучения в летнем профильном центре и традиционными учебно-воспитательными организациями создает дополнительный эффект психолого-педагогического воздействия как на личность, так и на учебную группу.
Библиографический список
Елизаров С. Г. Особенности психологического сопровождения программ образовательного отдыха (на примере профильных центров Курской области) //
Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 190-летию со дня рожд. К.Д. Ушинского; 10-11 апреля 2014 г.: в 2 т. Т. 2. Курск, 2014. С. 180-183.
Елизаров А. С. Использование иммитационно-моделирующей обучающей системы «Спарганоз» на базе технологии дополненной реальности в условиях Курской региональной общественной молодежной организации «Магистр» / А.С. Елизаров, Н.С. Малышева, Н.А. Самофалова, Н.А. Вагин, А.Н. Борзосеков // Теория и практика паразитарных болезней животных. Вып. 15. М., 2014. С. 92-94.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.
Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 2005.
Шаронов А.В. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков и оказание им психологической помощи // Психологическое обозрение. М., 1996. №1 (2). С. 58-62.
Grigorev D., Malysheva N., Samofalova N., Loginov S., Kudinov V., Dmitrieva E. Development of innovative eaugmented reality simulator courseware for biological resources stadies // Jounal of International Scintific Publications: Educational Alternatives. 2011. Vol. 9. Part 2. P. 218-225. Published at: http:// www.science-journals.eu