УДК 378
Р. Ф. Лопатина
ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАК ОДИН ИЗ СТИМУЛОВ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются теоретические основы молодежного предпринимательства, его развитие в изменяющихся процессах модернизации социально-культурного типа. На примере Кемеровского государственного университета культуры и искусств анализируется опыт проведения конкурсов молодежных проектов как один из стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде.
Ключевые слова: социально-культурный тип модернизации, студенчество, студенческая среда, предпринимательство, молодежное предпринимательство, социально-культурные основы предпринимательской деятельности.
R. F. Lopatina
HOLDING OF CONTESTS OF YOUTH PROJECTS IN HIGH SCHOOL OF CULTURE AND ARTS AS A STIMULUS FOR DEVELOPMENT OF YOUTH BUSINESS IN THE STUDENT’S ENVIRONMENT
The article examines theoretical bases of youth business, its development in the changing processes of modernization of social cultural type. Experience of holding of contests of youth projects as one of stimulus in the development of youth business in the student’s environment is analyzed on an example of Kemerovo state university of culture and arts.
Keywords: social cultural type of modernization, students, the student’s environment, business, youth business, social cultural bases of business activity.
На современном этапе развития России, характерной чертой которого являются серьезные перемены, проведение конкурсов молодежных проектов в вузе культуры и искусств становится одним из важных стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде. Сегодня страна стоит перед глобальным вызовом -нарастающим технологическим отставанием от развитых стран, недостаточным развитием обрабатывающих отраслей экономики, низким уровнем производительности и культуры труда. Появилась потребность в новом политическом мышлении, в основе которого лежат такие ценности, как сильное государство, социальная и духовная консолидация
общества, партнерство власти и бизнеса, научно-технологический прогресс, инновации, развитие социально-культурных основ предпринимательской деятельности.
В настоящее время государство вводит новые аспекты в проводимую модернизацию, среди которых важное место занимает модернизация социально-культурного типа. Она «предусматривает, что государство продолжает проводить политику модернизации, но уже через диалог с гражданским обществом и достижение национального согласия по ключевым вопросам развития страны. Расширение и укрепление субъекта модернизации обусловлено существенным повышением роли человеческого фактора в разнообразных
процессах общественного развития. Современная модернизация невозможна без человека, гражданина, ответственной, креативной и успешной личности, мотивированной на качественный труд, творчество, непрерывное духовное, профессиональное, социальное и культурное развитие. В контексте социокультурной модернизации государство и институты гражданского общества определяют политику модернизации и создают необходимые условия для активного участия большинства граждан в ее реализации, в развитии страны, общественной жизни, совершенствовании окружающего мира» [2].
Качество и интенсивность инновационных процессов, эффективность применения власти, использования денег, информации и научного знания определяются деятельностью человека, которая должна быть всецело направлена, с одной стороны, на качественное и непрерывное улучшение технологий, экономических и социальных отношений, с другой стороны, основана на способности гражданина к саморазвитию, самосовершенствованию, на его готовности поддерживать других в их личностном развитии, потребности в сотрудничестве с людьми для достижения общих целей, принятии идей общественного блага, прогресса, лучшего будущего [2].
Именно эти качества и свойства личности необходимо формировать в студенческой среде посредством развития молодежного предпринимательства. Сегодня молодежное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России. Создание благоприятных условий, стимулирующих молодежь заниматься предпринимательской деятельностью, рассматривается главным приоритетом в различных программах общегосударственного и регионального уровня, объединенных едиными целями и задачами, организационноправовыми отношениями, законодательно-
нормативной базой и действующих на основании единых методических и функциональных подходов. Обращение особого внимания на молодежь связано с тем, что она обладает таким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который является отличным от других страт населения. Это позволяет минимизировать издержки и потери, связанные с решением проблем социализации молодых людей и интеграции их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи - 14-16 лет, высшая - 28-35 лет. Время учебы в вузе совпадает со средним периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Молодежь - это особая социальновозрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учеными молодежь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни социума [7].
Характерной чертой культурного и нравственного развития молодежи является усиление сознательных мотивов поведения, среди которых целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, повышение интереса к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
На наш взгляд, нравственность должна лежать в основе предпринимательской деятельности. Такую позицию мы обозначаем сознательно в связи с тем, что распространенные трактовки предпринимательства сводят его сущность к одной функции - извлечение прибыли. «Делание денег» любым способом - в том числе с помощью спекуляций, взяточничества, даже криминальным путем -именуется часто предпринимательством. Понятно, что в этом случае предприниматель и мошенник - понятия близкие, практически синонимы. Вместе с тем, В. И. Даль определил предпринимательство как готовность «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к свершению чего-либо
значительного». Близкое к этому определение дано и в одной из первых работ по современному предпринимательству в России, где сказано: «Бизнес - делание денег из денег, но... обязательно посредством полезной производительной деятельности - изготовлением продукта или оказания услуги». В общем-то «бизнес» - слово иностранное. По-русски же «бизнес» - это «дело» в смысле: «предпринимательство», а «бизнесмен» - «предприниматель» [6].
Анализируя определение данного понятия в различных словарях, следует отметить их идентичность. В табл. 1 нами приведены отдельные трактовки данного понятия с целью его использования в данной статье.
Таблица 1
Определение понятия «предпринимательство»
Понятие Определение понятия в источнике Источник
Предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров ru.wikipedia.org
Предприниматель- ство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени www.vocable.ru>Большой бухгалтерский словарь
Предпринимательство, бизнес - инициативная самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода Яндекс. Словари>Экономический словарь, 2007
Предприниматель- ство - представляет собой различные формы не запрещенной законом негос. хозяйственной активности во всех отраслях нар. хоз-ва (производственная деятельность, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная voluntary.ru>Российская социологическая энциклопедия
Окончание таблицы 1
Понятие Определение понятия в источнике Источник
Предпринимательство, англ. business, enterprise - антрепренерство. А. Предпринимательская деятельность, дело, приносящее доход или другую материальную выгоду. Б. Деловая практика или политика компании или отдельного предпринимателя dic. academic.ru>Словарь бизнес терминов, 2001
Предпринимательство, англ. business, enterprise - дело, антрепренерство. А. Предпринимательская деятельность, дело, приносящее доход или другую материальную выгоду. Б. Деловая практика или политика компании или отдельного предпринимателя www.businessvoc.ru
Предприниматель- ство - инициативная самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. Словарь-справочник предпринимателя. - М.: Ось-89, 1997. - С. 167
Предпринимательство, бизнес - инициативная самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена) Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 300
Предприниматель- ство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица Большой экономический словать / под ред. А. Н. Азрилияна. -5-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2002. -С. 761
Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие (англ. social impact)... Молодежное социальное предпринимательство получает все большее распространение как метод вовлечения молодых людей в решение социальных проблем ruwikipedia.org
В нашем исследовании мы будем исходить из определений данных в источниках [9] и [13].
Следует подчеркнуть, что актуализация проблематики молодежного предпринимательства происходит в силу того, что оно в настоящее время присутствует как потенциальная, но еще не полностью доступная возможность улучшения социальноэкономического и социально-культурного положения молодежи. В статье «Предпринимательство в России» отмечается, что «в России становление и развитие предпринимательства имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление» [8]. Вместе с тем, включение в предпринимательскую деятельность является для молодого поколения одним из путей решения проблемы трудовой занятости, которая особенно обострилась в регионах страны в кризисный период развития экономики. Молодежное предпринимательство способствует укреплению материального положения молодых людей, а также их профессиональной и личностной самореализации.
Важность решения проблем развития молодежного предпринимательства осознается во многих регионах, в том числе и в Кемеровской области, как в одном из индустриальных регионов Российской Федерации. Свидетельством злободневности темы молодежного предпринимательства и его государственной поддержки является наличие региональных и муниципальных нормативно-правовых актов и разного рода программ, прямо или косвенно касающихся молодежного предпринимательства в Кузбассе. В настоящее время в Кемеровском государственном университете культуры и искусств организована систематическая работа, направленная на развитие проектной деятельности и молодежного предпринимательства в студенческой среде. Студенческая среда представляет собой огромный потенциал творческой интеллек-
туальной энергии, где наиболее четко просматривается креативность, энергичность, социальная активность молодых людей.
Анализ ситуации в студенческом движении, а также анализ результатов социологических исследований определяют актуальность разработки концептуальных подходов к развитию студенческой социальной инициативы, самодеятельности и социального творчества.
В ходе реализации данного направления предполагается осуществить:
- вовлечение учащейся молодежи в предпринимательскую деятельность с целью создания молодежных малых предприятий;
- оказание консультационных и информационных услуг по вопросам поддержки молодежных инновационных проектов;
- организацию и проведение выставок, конкурсов, конференций по направлению молодежного инновационного предпринимательства.
Основная черта современной реальности профессионального образования - резкое повышение требований самой социальной жизни к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышению личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения и признания, а также за решения конкретных проблем.
Социальное развитие личности будущего специалиста немыслимо вне коллективной самоорганизации в студенческой среде и проведения мероприятий воспитательного характера. «Воспитание как процесс, обеспечивающий конструктивное личностное развитие граждан и их успешную социализацию, является одним из важнейших условий формирования инновационного уклада жизни и в конечном итоге модернизации страны. Главный субъект модернизации - человек, которому интересно жить, трудиться, творить в России, который испытывает страсть к новому, заново открывает и переоткрыва-
ет мир в себе и непрерывно расширяет свои личностные границы в различных формах деятельности, в том числе экономической и научно-технологической. Целенаправленный процесс социально-педагогической поддержки становления такого человека мы и называем современным воспитанием» [2].
Планируемые нами результаты реализации данного направления воспитательной работы характеризуются:
- формированием мотивации к самостоятельной и инновационной деятельности, обучением основным принципам построения профессиональной карьеры и привитием навыков поведения на рынке труда;
- формированием социальной и коммуникативной компетенции студентов;
- формированием конкурентноспособного специалиста с мотивацией на создание и развитие собственного дела;
- созданием условий для творческой и профессиональной самореализации и привлечением внимания студенческой аудитории к возможности открытия и ведения бизнеса, а также приобретением молодежью навыков проведения переговоров, принятия управленческих решений, навыков грамотного оформления бизнес-идей, бизнес-планов;
- интеграцией учебной и внеучебной деятельности, обеспечением возможности студентам презентовать свои учебные работы в качестве самостоятельного проекта с дальнейшей трансформацией их в бизнес-проекты.
Для достижения данных результатов в 1 семестре 2011-2012 учебного года был реализован масштабный проект - «Конкурс студенческих проектов и творческих инициатив». В рамках конкурса в течение 2 месяцев студенты разрабатывали свои проекты в сфере молодежного предпринимательства, творчества, спорта, гражданско-патриотического воспитания. Данная форма представляется наиболее оптимальной: на 1 этапе студенты работают самостоятельно, на 2 этапе - оцен-
ка и помощь профессионалов. По итогам конкурса была организована презентация и защита перед экспертным советом 13-ти отобранных для очного участия проектов. В экспертный совет вошли приглашенные гости -представители администрации г. Кемерово, Кузбасского регионального ресурсного центра, ХК «СДС», Кемеровского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Экспертный совет возглавила ректор КемГУКИ Е. Л. Кудрина. Таким образом, студенты, представляющие свои проекты, смогли получить профессиональную оценку своих достижений, консультативную помощь в дальнейшем оформлении и развитии своих идей, а также реальную поддержку по реализации проектов.
На конкурс было заявлено пять проектов предпринимательской направленности. Все они получили высокую оценку экспертов. Три проекта разработаны в качестве проектных идей, два из них представляют собой создание сувенирной продукции целевого назначения - для музея-заповедника Томская Писаница, один проект - создание первого сериала в г. Кемерово.
Также на конкурс были представлены два уже частично реализованных проекта. Один проект направлен на формирование бренда г. Кемерово и Кемеровской области посредством сувенирной продукции - открыток. Один проект связан с созданием авторских украшений и уже имеет международный статус.
В результате три проектные идеи были оценены, состоялось их обсуждение, а руководителям двух готовых проектов было предложено зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, им была предложена помощь с арендой офисного помещения. Кроме того, автор проекта «Формирование бренда г. Кемерово и Кемеровской области» стала победителем областного конкурса «Ты - предприниматель», конкурса
«Pro-движение» в рамках областного форума рамках воспитательной и социальной рабо-
«Старт. Кузбасс-2011», а также осуществила ты со студентами с целью поддержки и раз-
предварительную договоренность по соз- вития молодежных инициатив, направлен-
данию серии открыток для администрации ных на позитивные социальные изменения
г. Томска. Таким образом, студенты не только и задающих перспективы социально-эконо-
осваивали азы проектной деятельности, но мического развития территорий. В настоя-
и учились фандрейзингу (привлечению до- щее время остро стоит вопрос о необходи-
полнительных средств и ресурсов), практика мости кардинальной смены не только фак-
которого еще нова для России [4]. торов экономического роста, но более ши-
Проект создания авторских украшений роко - механизма экономического развития,
получил развитие в рамках работы площад- перехода на инновационный социально-ори-
ки «Амбиция» в рамках областного форума ентированный путь развития, как отмечается
«Старт. Кузбасс-2011», а также в совмест- в Основных параметрах прогноза социально-
ном проекте с творческой студией во Франк- экономического развития Российской Фе-
фурте «Iris Noire» - фотосессии авторских дерации на период до 2020-2030 годов [5].
украшений. Задача вузов - содействовать решению по-
Таким образом, опыт проведения в Ке- ставленных задач посредством подготовки
меровском государственном университете креативных, компетентных, способных, гра-
культуры и искусств подобных мероприятий мотных специалистов, продолжающих обу-
может быть использован другими вузами в чение в течение всей жизни.
Литература
1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - 5-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2002. - С. 761.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://vestnik.edu.ru>obrpol0311.html
3. Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. Словарь-справочник предпринимателя. - М.: Ось-89, 1997. -С. 167.
4. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрайзингу: пер. с англ. - М.: Изд. дом «Классика-ХХ1», 2010. - 160 с.
5. Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в трансформируемой экономике России / М. С. Мотышина [и др.]; под ред. М. С. Мотышиной. - СПб.: СПбгУП, 2010. -224 с.
6. Мораль современных предпринимателей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://market-pages.ru>upravlenieperson/6.html
7. Определение «молодежь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://ru.wikipedia.
org>Молодежь
8. Предпринимательство в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://modem-econ.m>... rossii.. .predprinimatelstvo.html
9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 300.
10. Яндекс. Словари>Экономический словарь, 2007.
11. dic.academic.ru>Словарь бизнес терминов. - 2001.
12. voluntary.ru>Российская социологическая энциклопедия.
13. ru.wikipedia.org
14. www.vocable.ru>Большой бухгалтерский словарь.
15. www.businessvoc.ru