Научная статья на тему 'Проведение экономической экспертизы: этапы и характеристика'

Проведение экономической экспертизы: этапы и характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
993
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая экспертиза / правотворческий процесс / экспертная оценка / этапы проведения экономической экспертизы / экспертное заключение / economic expertise / law-making process / expert evaluation / stages of economic examination / expert opinion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазутина Антонина Леонардовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена алгоритму проведения экономической экспертизы проектов нормативно правовых актов. Рассматривается вопрос о субъектах-заказчиках экспертизы, о перечне задач и вопросов, подлежащих экспертной оценке. На основе проведенного контент-анализа авторы выделяют основные этапы экономической экспертизы, их основные положения. Рассматривается роль экспертного заключения в совершенствовании российского законодательства. Сделаны выводы о необходимости пошагового проведения экономической экспертизы в правотворческом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EXPERTISE: STAGES AND CHARACTERISTICS

The article is devoted to the algorithm of economic examination of draft normative legal acts. The issue of the subject-customers of the examination, the list of tasks and issues subject to expert evaluation are considered. Based on the content analysis, the authors identify the main stages of economic expertise, their main provisions. The role of the expert opinion in improving Russian legislation is considered. Conclusions are drawn on the need for step-by-step conduct of economic expertise in the law-making process. :

Текст научной работы на тему «Проведение экономической экспертизы: этапы и характеристика»

23. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

Kutepova Lyubov Ivanovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Dvornikova Elena Igorevna, teacher, Tyumen Higher Military Engineering Command

School named after Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakova, Tyumen, Russia

TECHNOLOGIES FOR CONTEXT-COMPETENCE EDUCATION IN

PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The article reveals the essence of the technologies of context-competence education in vocational education. Their influence on the development of a graduate as a creative and independent professional has been clarified. The forms of practice-oriented studies are revealed - integral elements of the technologies we are considering. The recommendations to the teacher for the implementation of context-competence training are given. The semantic category has been determined, which reflects the influence of the conditions of the future professional activity of the student on the process and the result of the educational activity.

Key words: practice-oriented technologies, context-based competence training, competence-based approach, educational institution, vocational education.

УДК 334.02

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: ЭТАПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент (e-mail: lal74@bk.ru) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

Статья посвящена алгоритму проведения экономической экспертизы проектов нормативно правовых актов. Рассматривается вопрос о субъектах-заказчиках экспертизы, о перечне задач и вопросов, подлежащих экспертной оценке. На основе проведенного контент-анализа авторы выделяют основные этапы экономической экспертизы, их основные положения. Рассматривается роль экспертного заключения в совершенствовании российского законодательства. Сделаны выводы о необходимости пошагового проведения экономической экспертизы в правотворческом процессе.

Ключевые слова: экономическая экспертиза, правотворческий процесс, экспертная оценка, этапы проведения экономической экспертизы, экспертное заключение.

Процедура проведения экономической экспертизы в настоящее время в правотворческом процессе законодательно не отрегулирована [5,7].

Р.К. Надеев в своем исследовании устанавливал порядок проведения экспертизы: уяснение задачи экспертом; анализ законопроекта на предмет коллизии норм и соответствия законодательству Российской Федерации; анализ и формирование предположений и замечаний; внесение пометок и правок в текст законопроекта [14].

При отсутствии законодательного регулирования, уместно говорить о проведении в такой последовательности экономической экспертизы.

Решение о назначении экономической экспертизы принимает субъект-заказчик. В настоящее время в нормативных правовых актах, как правило, отсутствует перечень субъектов, которые могут быть инициаторами экспертизы. Согласно тексту ст. 37 Регламента Государственной Думы инициировать проведение любой экспертизы может непосредственно Государственная Дума. Но, исходя из сущности экономической экспертизы, круг субъектов, способных назначить данную экспертизу, может быть куда шире [2,11,15].

Так, в качестве инициаторов экспертизы могут выступить: государственные органы (Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, федеральные министерств и ведомства, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований) либо индивидуальные субъекты законодательной инициативы [8,16].

Субъект, назначающий экономическую экспертизу, непосредственно выбирает тот или иной экспертный совет и определяет ряд вопросов, требующих экспертного заключения [3,4].

Так же заказчик должен уведомить экспертный центр экономической экспертизы о дальнейшем использовании результата работы последнего при реализации того или иного законодательного решения [17,18].

Лицо, назначившее экспертизу, формирует вопросы, требующие экспертного заключения, исходя из масштабности, сложности, специфичности объекта экспертизы [19,20]. К сожалению, задачи экономической экспертизы нормативно правовых актов не нашли прямого законодательного отражения, однако, вопросы об экспертных задачах были изучены множеством авторов. Так, по мнению И. Егорова, задача экономической экспертизы - оценка с финансово-экономической точки зрения целей, задач, способов регулирования, исполнимости обязательств и возможных последствий в процессе исполнения принятого нормативно-правового акта [9].

Непосредственно экономическая экспертиза должна давать оценку: соответствию целей и задач проекта нормативно-правового акта приоритетам государственной политики в сфере регулирования; анализу предметной ситуации; необходимости и достаточности предусмотренных проектом мероприятий; распределению задач и мероприятий между правореализую-щими субъектами; объективности ожидаемых результатов, целевых инди-

каторов и соответствие значений показателей социально-экономического развитию экономики в целом; обоснованности заявленных финансовых потребностей реализации законопроекта, в том числе из средств федерального бюджета [12].

Эксперты в рамках экономической экспертизы должны дать оценку всем составляющим исходных данных проекта закона, обоснованности и достоверности (реалистичности) объема финансовых ресурсов для его реализации, а также оценку соответствия в части бюджетных расходов требованиям бюджетного законодательства [1,13]. Перечень вопросов, выносимых экспертам, может быть универсальным. Они могут быть перечислены либо в тексте стандарта, либо в типовом перечне вопросов или в форме примерного Заключения. При этом в зависимости от специфики проекта нормативно-правового акта, конкретных задач и условий проведения экспертизы их можно корректировать в ходе экспертизы, тем самым, изменяя объем экспертного заключения.

Согласовав все требования и условия, лицо, назначившее экспертизу, центры заключают между собой договор, в котором согласованы условия и сроки проведения экспертизы. Заключив такой договор и получив от заказчика техническое задание, аккредитованный экспертный центр разрабатывает внутреннюю программу и формирует экспертную группу, состоящую из определенного количество квалифицированных специалистов. Организация проведения экономической экспертизы законопроектов предполагает четкое определение прав и обязанностей ее участников, их роли в подготовке рациональных экономических решений [6,12].

В связи с отсутствием законодательного регулирования вопроса, представляется целесообразным и необходимым разделить процесс экономической экспертизы нормативно правовых актов на пять этапов.

На первом этапе формирования экспертного суждения происходит сравнительный анализ предлагаемого проекта нормативно правового акта. Определяется его соответствие федеральному законодательству и государственной программе в текущей сфере; обоснованность отнесения деятельности органов власти к сфере реализации мероприятий нормативно-правового акта в связи с текущей ситуацией, наличием проблем, приоритетов, целей и задач в экономической сфере. Сопоставляются индикаторы, цели, задачи, позволяющие экспертам сделать выводы о степени соответствии основных направлений законопроекта приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации.

По результатам начального этапа отмечают наличие проблем, соответствие целям и задачам государственной политики, уточняют задачи и мероприятия, направленные на решение конкретных проблем, достижение целей и приоритетов нормативно-правового акта.

На втором этапе экспертизы происходит оценка комплексности решения проблемы, ее направленность на достижение качественно нового уровня

развития. Рассматривается возможность реализации альтернативных проектов, как менее экономных и более результатных.

Третий этап экономической экспертизы касается анализа механизмов реализации, мер и инструментов государственного регулирования, состава участников реализации нормативно-правового акта. Рассматриваются сроки их реализации и ожидаемые результаты.

В ходе анализа мер правового регулирования могут формироваться выводы о полноте и обоснованности включения в законопроект фактически имеющихся и планируемых мер1 правового регулирования, о возможности и необходимости использования иных мер правового регулирования.

При анализе отдельных мероприятий законопроекта оценивается взаимосвязанность его целей и задач. Делается вывод о достаточности и обоснованности, предусмотренных законопроектом мер правового регулирования, а также внутренней согласованности и непротиворечивости основных мероприятий. На этом этапе происходит расчет и прогнозирование показателей и соответствии их ожидаемых результатам от реализации нормативно-правового акта и рассматриваются целевые индикаторы тех или иных показателей.

Четвертый этап посвящен вопросам финансового обеспечения и наличия необходимых ресурсов. Рассматривается вопрос о наличии имеющихся кадровых и/или имущественных ресурсы в сфере реализации законопроекта на предмет их достаточности. В случае необходимости дополнительная информация по ресурсному обеспечению законопроекта может быть запрошена у ответственного исполнителя.

Пятый этап экономической экспертизы заключается в обобщении выводов и предложений, сформулированных в процессе проведения предыдущих этапов экспертизы законопроекта. При разработке целостной системы оценки эффективности нормативно-правового акта ко всем вышеуказанным критериям подбираются группы индикаторов, с помощью которых можно дать его количественную оценку [2].

По результатам проведения экспертизы составляется заключение. Эксперт должен на базе обобщения всей полученной в ходе экономической экспертизы информации сформировать свое мнение об объекте экспертизы и его документально оформить. На основе частных (индивидуальных) заключений экспертов экспертная комиссия формирует сводное итоговое заключение, которое позволяет судить о качестве проведенной экспертизы.

Заключение принимается, если одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Оно подписывается всеми экспертами, участвовавшими в экспертизе, и не может быть изменено без их согласия. Экспертное заключение состоит из трех частей: вступительной, где указываются данные о составе экспертной группы, наименовании проекта нормативного акта, времени, объекте исследования; в исследовательской части излагается методика, приемы, выполненные процедуры; и в

резолютивной части содержаться непосредственные обобщенные выводы экспертов.

Итак, можно сделать вывод, что экспертное заключение представляет собой официальный письменный документ, содержащий результат проведенного исследования, и подписанный всеми экспертами, давшими оценку, направляемое лицу, назначившему экспертизу.

В настоящее время представляется целесообразным сделать принятие учета мнения экспертов обязательным. С помощью экономической экспертизы можно устранить возможные пробелы и противоречия законодательства, получить профессиональную оценку прогноза социальной и экономической ситуации и возможно даже выделить некоторые пункты, которые положительно повлияют на развитие страны в будущем. При этом эксперт не подменяет собой нормотворца, а высказывает свое компетентное мнение.

Список литературы

1. Аверьянова Н.Н. Методика проведения экспертизы региональных правовых актов // Юридическое образование и наука. 2008. №2, с.15.

2. Аналитический вестник Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вып. 21: Экспертное сопровождение проектов федеральных законов: состояние, проблемы и возможные пути решения. с. 3.

3. Андреев В. А. Совершенствование процессов финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ Российской Федерации / В. А. Андреев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1, с. 36-43

4. Бородин А.В. Повышение эффективности управления государственными программами: федеральный и региональный аспект. // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2-4, с. 96-106.

5. Гранкин И.В. Парламент России - М.: Консалтбанкир, 1999, с.299.

6. Двуреченских В. А. Основы государственного аудита. М.: Патриот, 2011, с. 91.

7. Дидикин А. Б. Оценка регулирующего воздействия как форма общественного контроля в сфере экономики // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 2, с. 3-6

8. Евсеева М.В. Проблемы правового регулирования экспертизы законопроектов и пути его совершенствования // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. 2009. №1, с.5

9. Егоров И.И, Бармин А.А. Оценка эффективности работы контрольно-счетных органов муниципальных образований / Вестник АКСОР.2009. № 3, с. 22-27.

10. Егоршин А.П., Вакуленко Р.Я. Анализ экономических факторов кризиса, влияющих на деятельность реального сектора экономики в России //Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3), с. 1.

11. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. 2003. №30. Часть1.

12. Кибак И.А. Критерии эффективности правовых норм и оценка законопроекта // Вестник КРУ МВД России. 2014. № 1, с. 20

13. Кураков Л.П. Обеспечение парламентской деятельности - важнейший фактор повышения эффективности законотворчества // Экономические аспекты развития нормативно-правовой основы парламентской деятельности в Российской Федерации Материалы «круглого стола» в рамках VII Петербургского экономического форума. М-СПб, 2003, с. 40.

14. Надеев Р.К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2005, с. 41-47.

15. Постановление Госстандарта России от 30 декабря 1999 г. №72 «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №9, с. 90-94.

16. Рагозин В.Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998, с. 91.

17. Сидельников Ю.В. Технологии экспертного прогнозирования. Дис... докт. техн. наук. - М., 2002, с. 78.

18. Смирнова М.Г. Социальные притязания и легитимность права//Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2 (52). с. 67-82.

19. Спектор Е. Правовое регулирование режима аккредитации / Право и экономика. 2004. №1, с. 6.

20. Щепачев В.А. Прогнозирование и планирование в муниципальном правотворче-стве//Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18. С. 26-29.

Lazutina Antonina Lenardovna, Cand.Econ.Sci., associate professor (lal74@bk.ru ) Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (tatyana.lebedeva@bk.ru )

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ECONOMIC EXPERTISE: STAGES AND CHARACTERISTICS

Аbstact. The article is devoted to the algorithm of economic examination of draft normative legal acts. The issue of the subject-customers of the examination, the list of tasks and issues subject to expert evaluation are considered. Based on the content analysis, the authors identify the main stages of economic expertise, their main provisions. The role of the expert opinion in improving Russian legislation is considered. Conclusions are drawn on the need for step-by-step conduct of economic expertise in the law-making process. Keywords: economic expertise, law-making process, expert evaluation, stages of economic examination, expert opinion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.