Посилання на статтю_
Семенчук Е.Л. Процессы закрытия в процессах пополнения (обновления) флота судоходных компанийь/ Е.Л. Семенчук // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006 - №1(17). - С. 118124.
УДК 65.012.23:656.611.2
Е.Л. Семенчук
ПРОЦЕССЫ ЗАКРЫТИЯ В ПРОЕКТАХ ПОПОЛНЕНИЯ (ОБНОВЛЕНИЯ) ФЛОТА СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ
Разработано методическое обеспечение процессов закрытия проектов пополнения (обновления) флота судоходных компаний на основе определения оптимального срока замены судна с последующей его продажей другим судовладельцам либо на металлолом.
Ключевые слова: судоходная компания, процессы закрытия, момент закрытия проекта, динамика доходов, расходов, стоимость судна.
К.Л. Семенчук
ПРОЦЕСИ ЗАКРИТТЯ В ПРОЕКТАХ ПОПОВНЕННЯ (ОНОВЛЕННЯ) ФЛОТУ СУДНОПЛАВНИХ КОМПАН1Й
Розроблено методичне забезпечення процеав закриття проекпв поповнення (оновлення) флоту судноплавних компанм на основi визначення оптимального термЫу замЫи судна з наступним його продажем Ышим судновласникам або на металобрухт. Рис. 2, дж. 9.
K.L. Semenchuk
PROCESSES OF CLOSING IN THE PROJECTS OF SHIPPING COMPANIES' OF UPDATING OF FLEET
The ensuring of closing of processes is based on the constant control of a general efficiency of the project for an establishment of that temporary moment, to which there corresponds progressing excess of an account part above profitable. It enables to accept in time adequate measures: to transfer a vessel to other market of transport services, to make its modernization or liquidation by sale.
Постановка проблемы. Известно, что судно, как и всякое другое техническое средство, в течение периода эксплуатации подвергается физическому и моральному износу, в результате чего теряет свою конкурентоспособность. Поэтому необходимо проводить постоянный контроль результатов его работы и своевременно принимать соответствующие меры для обеспечения заданного уровня эффективности работы: модернизировать, переводить судно на другой рынок транспортных услуг, выводить из проекта посредством продажи на рынке вторичного тоннажа.
Одной из важнейших задач развития материально-технической базы судоходной компании является определение оптимального срока замены конкретного судна, с установлением возможности его продажи как для дальнейшей эксплуатации, так и на металлолом. В связи с этим важное место в
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
1
деятельности судоходных компаний при реализации проектов пополнения (обновления) флота занимает методическое обеспечение процессов закрытия.
Анализ последних публикаций. Изучением отдельных вопросов проектной деятельности судоходных компаний, таких как управление стоимостью, рисками, качеством и др., занимались многие исследователи [1-8]. В монографии И.В.Морозовой [9] □ рассмотрены вопросы оптимального срока службы действующего флота, его ремонта, модернизации действующих, а также покупки новых судов. Однако, вопросы разработки методического обеспечения процессов закрытия проектов судоходных компаний до недавнего времени оставались без должного внимания. На наш взгляд, именно определение момента закрытия проектов с учетом их принадлежности той или иной предметной области представляет значительный интерес для дальнейшего исследования.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения процессов закрытия проектов пополнения (обновления) флота судоходных компаний для определения оптимального момента замены судна.
Основной материал. Для успешного проведения анализа процессов закрытия проекта необходимо располагать следующей статистической информацией:
- динамикой фрахтовых ставок за анализируемый период на рынках, где работает судоходная компания, следствием чего является получение динамики доходов по данному судну;
- динамикой эксплуатационных расходов судна, занятого перевозками, за анализируемый период;
- динамикой стоимости судна, зависящей от конъюнктуры фрахтового рынка, и тенденциями изменений стоимости судна с учетом его возраста.
Проведенное исследование статистических данных о доходах, общих расходах, а также изменении стоимости судна с течением времени для балкера грузоподъемностью 8000 т, позволило в качестве наиболее близко
аппроксимирующей теоретической функции (степень аппроксимации Я2 > 0,9) определить полиномиальный динамический ряд (рис. 1, 2).
Рис. 1. Изменение доходов и расходов рассматриваемого судна
Особенности объектов инвестирования на морском транспорте проявляются при формировании первоначальных инвестиций, схем погашения кредита и эксплуатационных расходов на этапе производственного использования.
Годы, 1998 - 2005
Рис. 2. Изменение стоимости рассматриваемого судна во времени
Оптимальный срок службы судна связан с уже использованным временем его эксплуатации и выполненными ремонтами. Рост периода эксплуатации приводит к увеличению постоянных расходов по содержанию судна и, в целом, к увеличению эксплуатационных расходов, а вывод из эксплуатации, при необходимости проведения ремонтов, отражается на снижении доходной части его работы, что показано на рис. 1. Следует отметить также, что повышение возраста судна сказывается на сложностях в заключениях договоров морской перевозки и снижении фрахтовых ставок. Кроме того, устаревшее судно препятствует внедрению инноваций, обеспечивающих более высокую прибыль.
Жизненный цикл проектов пополнения (обновления) флота судоходной компании нами исследуется в делении на предынвестиционный, инвестиционный и постинвестиционный периоды. Инвестиционный период характеризуется как эксплуатационными расходами, так и расходами по обеспечению кредита. Постинвестиционный период начинается с того момента, когда выплачены все обязательства по кредиту. Выплата расходов по обеспечению кредита завершается для рассмотренного примера в год ? = 10, после чего наступает постинвестиционный период, для которого характерны только эксплуатационные расходы с постепенным увеличением их постоянной составляющей в связи со старением судна (см. рис. 1).
Стоимость судов напрямую зависит от тенденций фрахтового рынка и возраста самого судна; эти факторы необходимо учитывать при определении вышесказанной величины. Современный фрахтовый рынок - это сфера обращения специфического товара, т.е. морских транспортных услуг. Конъюнктура фрахтового рынка характеризуется цикличностью, которая "УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17) 3
чувствительна к состоянию мировои торговли, а также является отражением непредсказуемых событии (военные действия, закрытие каналов, прокладка трубопроводов и т.п.). Для рассматриваемого примера характерно повышение спроса на тоннаж (всплеск цикла) в течение 2000 - 2005 гг. (см. рис. 2), что нашло отражение в соответствующих коэффициентах теоретической функции. При иной тенденции рынка (падение спроса и соответствующее падение цен) полученные коэффициенты теоретической функции могут принимать как положительные, так и отрицательные значения в зависимости от исходных данных.
В расчетах современной стоимости денежных средств, опирающихся на теорию дисконтирования, используется коэффициент наращивания сложных процентов. В зависимости от принятой схемы выплаты процентов - раз в год, полугодие, либо по кварталам или месяцам, формула для определения коэффициента наращивания сложных процентов имеет вид:
С
к =
\
mt
1 + -V т J
или
\mt
(1)
где т - число выплат в год, t - число лет, р - процентная ставка или ставка WACC.
В результате преобразования (1) путем умножения числителя и знаменателя на р, получим:
к =
т
Если т стремится к бесконечности, тогда и — стремится к бесконечности.
Р
Предел от к равен:
Иш
= е.
Тогда коэффициент наращивания сложных процентов при непрерывном начислении процентов можно рассчитать так:
к = (1 + р)t = еР.
Рассмотрим определение оптимального срока службы и, как следствие, оптимального момента замены судна.
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
Сначала необходимо рассчитать значение показателя чистой современной стоимости проекта за период Т:
т
МРУ = |(^ - Щ) • е"р1Ж + Це~р1 - /0, (2)
где F t - доходы за год t;
Rt - расходы за год t;
Lt - доход от продажи судна в год t;
I0 - первоначальные инвестиции;
e-pt - коэффициент наращивания сложных процентов.
Дифференцируя данное выражение, создается возможность установить момент времени t, в который достигается экстремум (max) функции, и, начиная с которого кумулятивное значение чистой современной стоимости проекта приобретает тенденцию к снижению. Получим:
dNPV d
= - (J (F - R) • e" ptdt + Lt • pt -10) = 0.
dt dt 0
(3)
Проведя преобразования, получим выражение с помощью которого определим момент времени
Щ - Щ) • е~Р* + (Ц ■ е~Р) ' - (/0) ' = (^ - Щ) • е~Р* + —Ц ■ е-Р + Ц ■ е~Р* • (е~Р*) ' = 0;
Л
(^ - Щ) • е-р + —Ц • е-р - р • Ц • е-р = 0;
(^ - Щ) + -Ц - р • Ц = 0. (4)
Подставив полученные теоретические формы зависимостей для доходов, расходов и стоимости судна в динамике, получим:
= а+ Ъ/ + с1, где а1 < 0,Ъ1 > 0,с1 > 0; Щ = а^2 + Ъ^ + с2, где а2 < 0,Ъ2 < 0,с2 > 0; Ц = а^2 + Ъ^ + с3, где а3 < 0,Ъ3 > 0,с3 > 0.
Как отмечено выше, коэффициенты а1, а2, а3,Ъ1, Ъ2, Ъ3, с1, с2, с3 могут принимать как положительные, так и отрицательные значения.
Производная Ц = 2а3? + Ъ3, тогда используя выражение (4), получим:
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
5
(а1 - а2 - ра3) • t2 + (Ь1 - Ь2 + 2а3 - рЬ3) • t + (с1 - с2 + Ь3 - рс3) = 0. Обозначим через:
А = (а1 - а2 - раз);
В = (Ь1 - Ь2 + 2аз - рЬз);
С = (С1 - С2 + Ьз - рсз).
В числовом представлении
А = (-3098,9 + 507,38 + 0,13 • 0,0149) = -2590,92;
В = (39184 + 19216 + 2 • 0,0149 - 0,13 • 0,5708) = 58399,9;
С = (2000000 - 2000000 + 0,5708 - 0,13 • 0,6732) = 0,483.
2
Решая квадратное уравнение вида At + Bt + С = 0 , получим ^ = 22,5 года;
t2 < 0, смысла не имеет, из дальнейшего рассмотрения исключается.
Таким образом, момент закрытия проекта эксплуатации судна составляет 22,5 года. Поскольку средний возраст судов - балкеров в странах Восточной и Западной Европы составляет 22,3 года1, то полученный оптимальный срок эксплуатации рассматриваемого судна позволяет сделать вывод об адекватности и достоверности предложенной процедуры расчета.
Выводы. Обеспечение процессов закрытия основано на постоянном контроле общей эффективности проекта для установления того временного момента, которому соответствует прогрессирующее превышение расходной части над доходной. Это дает возможность принять своевременно адекватные меры: перевести судно на другой рынок транспортных услуг, произвести его модернизацию или ликвидацию путем продажи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лапкина И.А. Моделирование принятия решений в управлении работой флота судоходной компании. - Одесса: ОГМУ, 1996. - 203 с.
2. Лапкина И.А., Болдырева Т.В. Анализ эффективности инвестиционного проекта судоходной компании в условиях риска // Методи та засоби управлЫня розвитком транспортних систем: Збiрник наукових праць. Випуск 1. Одеса: ОДМУ, 2002. - С. 2842.
3. Лапкина И.А., Семенчук Е.Л. Обоснование критической фрахтовой ставки в проектах пополнения флота // Методи та засоби управлЫня розвитком транспортних систем: Зб. наук. праць. - Одеса: ОНМУ, 2005. - Вип. 9. - С. 123-134.
4. Болдырева Т.В. Методы управления инвестиционными проектами судоходных компаний в ситуациях риска // Розвиток методiв управлЫня та господарювання на морському транспорт. Зб. наук. праць. - Одеса: ОДМУ. - 2000. - Вип. 6. - С. 56-69.
5. Грачева М. В. Анализ проектных рисков. -М.: ЗАО Финстатинформ, 1999. - 216 с.
6. Лапюна I. О., Павловська Л. А. Обгрунтування швестицмних ршень по комплексному показнику оцЫки прийнятност1 проекту.// Розвиток методiв управлЫня та господарювання на морському транспорт. Зб. наук. праць. - Одеса: ОГМУ. - 1999. -Вип. 5. - С. 98-105.
1 Примечание. Источник: ЦЫСТАР РЕУ1Е\^ ОР МДР!Т!МЕ ТРАЫвРОРТ.
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
7. Цвиловский С.Ф. Процессная модель управления качеством проектов развития судоходной компании // УправлЫня проектами та розвиток виробництва. Зб. наук. праць. Пщ ред. В. А. Рач, 2004. - № 2 (10). - С. 124-131.
8. Семенчук Е.Л. Моделирование потоков денежных средств в процессах планирования проектов развития судоходной компании // УправлЫня проектами та розвиток виробництва: Збiрник наукових праць. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2005. - № 2 (14). - С. 133-142.
9. Морозова И.В. Моделирование принятия решений в управлении техническим развитием судоходного предприятия. - Одесса: ОКФА: ОГМУ, 1997. - 148 с.
Стаття надмшла до редакцп 25.02.2006 р.
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)
7