Научная статья на тему 'Процессы управления в торгово-посреднической сфере на основе принципов бережливой логистики'

Процессы управления в торгово-посреднической сфере на основе принципов бережливой логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВАЯ ЛОГИСТИКА / LEAN LOGISTICS / БЕРЕЖЛИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LEAN MANAGEMENT / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTIC SYSTEM / СИСТЕМА "БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ" / "FAST RESPONSE" SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова А. Ф.

В статье раскрывается необходимость внедрения логистических принципов в процесс управления цепочкой создания ценности в торгово-посреднической сфере. В качестве концепции эффективной работы предприятия предлагается бережливое управление и бережливая логистика, а в качестве системы оптимизации управления цепочкой поставок система «быстрого реагирования». Были выявлены основные составляющие бережливого управления, определены управленческие компетенции, которыми должен обладать руководитель. В соответствии с принципами бережливой логистики в работе изложены основные процессы предприятия оптово-розничной торговли, которые могут быть оптимизированы с помощью предложенных средств, таких как средство электронной документации, средство мониторинга, средство визуализации, средство контроля, средство гибкого реагирования. В качестве способа автоматизации деятельности предложена система «быстрого реагирования». В результате, внедрение бережливого управления и логистики позволит снизить затраты и потери, ускорить товарные потоки, сократить запасы, удовлетворять требования клиента, увеличить объем продаж, отслеживать процесс реализации товара в реальном времени, усилить контроль над цепочкой поставок, улучшить конкурентоспособность организации. Бережливая логистика также будет способствовать налаживанию коммуникаций, повышению профессиональности и компетенции, что в итоге отразится на результатах деятельности организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PROCESSES IN THE FIELD OF TRADE AND MEDIATION BASED ON THE PRINCIPLES OF LEAN LOGISTICS

The article reveals a necessity to implement logistic principles into the process of management of value production chain in trade and intermediary domain. Lean management and lean logistics is offered as a concept of efficient operation, as well as “fast response” system is offered as a system of optimization of management supply chain. The main elements of lean management were defined as well as administrative competences which a manager should possess. The basic processes of trade enterprise were stated according to the principles of lean logistics. They can be optimized by proposed tools such as a method of electronic documentary, a method of monitoring, a method of visual aid, a method of supervision and a method of flexible response. There was offered a “fast response” system as a facility to automatize functioning. As a result, implementation of lean management and logistics will allow to decrease expenses and wastes, accelerate production goods movement, cut down stocks, satisfy client’s requirements, increase sales result, track the process of goods realization online, intensify control of chain supply, enhance competitiveness of organization. Lean logistics will also contribute to improvement of communications, enhancement of professionalism and competency that influence results of business

Текст научной работы на тему «Процессы управления в торгово-посреднической сфере на основе принципов бережливой логистики»

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛОГИСТИКИ

А.Ф. Данилова, магистр

Воронежский государственный технический университет

В статье раскрывается необходимость внедрения логистических принципов в процесс управления цепочкой создания ценности в торгово-посреднической сфере. В качестве концепции эффективной работы предприятия предлагается бережливое управление и бережливая логистика, а в качестве системы оптимизации управления цепочкой поставок - система «быстрого реагирования». Были выявлены основные составляющие бережливого управления, определены управленческие компетенции, которыми должен обладать руководитель. В соответствии с принципами бережливой логистики в работе изложены основные процессы предприятия оптово-розничной торговли, которые могут быть оптимизированы с помощью предложенных средств, таких как средство электронной документации, средство мониторинга, средство визуализации, средство контроля, средство гибкого реагирования. В качестве способа автоматизации деятельности предложена система «быстрого реагирования». В результате, внедрение бережливого управления и логистики позволит снизить затраты и потери, ускорить товарные потоки, сократить запасы, удовлетворять требования клиента, увеличить объем продаж, отслеживать процесс реализации товара в реальном времени, усилить контроль над цепочкой поставок, улучшить конкурентоспособност ь организации. Бережливая логистика также будет способствовать налаживанию коммуникаций, повышению профессиональности и компетенции, что в итоге отразится на результатах деятельности организации

На сегодняшний день сфера торговли является одной из самых динамично-развивающихся в России. Укоренение новых принципов, смена роли оптовых продавцов, целевых ориентиров, иностранное инвестирование, усложнение системы коммуникаций, изменение информационного пространства - все эти факторы приводят к трудности «удержаться на плаву» в конкурентной борьбе и необходимости применения новейших концепций управления, одной из которых безоговорочно служит логистика.

Трудность принятия рационального управленческого решения в спорных ситуациях всегда существовала в организациях, однако, в настоящее время в связи с сокращением временного отрезка на поиск решений, глобализацией и акселерации процессов создания ценности, последствия необдуманных, экономически необоснованных решений могут быть разрушительными для предприятия и его руководства.

Принятие оптимального и целесообразного решения является базовым направлением логистизации бизнес-процессов предприятия на стратегическом и оперативном уровнях.

В числе наиболее популярных стратегических методологий управления выделяется система бережливого производства. Данная идеология при построении логистической системы управления для организаций, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, имеет ряд основных принципов:

- постоянное улучшение всех процессов в цепочке создания ценности для клиента с закупки необходимых товаров до их поставки потребителю;

- обеспечение сохранения качества товара, целостности упаковки во время его транзита;

- применение концепции «точно вовремя»

-сокращение потерь, связанных с внедрением

новой идеологии.

А внедрить данную систему очень трудно. Причиной является недостаток бережливого управления и его главного аспекта - бережливой логистики.

Преимущество использования бережливой логистики состоит в том, что она позволяет не только снизить затраты на транспортировку, складирование продукта, но и уменьшить запасы готового товара на складе, который может иметь ограниченный срок годности, сезонную необходимость, разовый (индивидуальный) характер. Бережливая логистика также способствует налаживанию коммуникаций, как между отделами, так и внутри отдела, переориентации работы через призму логистики, повышению профессиональности и компетенции, что в итоге отражается на результатах деятельности организации.

Бережливая логистика руководствуется принципами необходимого продукта, в заданном количестве, требуемого качества, в определенное время, в нужном месте, определенному потребителю с минимальным уровнем издержек.

Концепция бережливого управления и концепция бережливой логистики взаимосвязаны и взаимозависимы. Принято считать, что основными составляющими бережливого управления являются 1) работа лидера, отвечающая стандартам; 2) визуальный контроль; 3) ежедневная отчетность (брифинги, планерки, просто уведомления, или же отчетность специальной формы).

На данном этапе развития внедрения бережливого управления на отечественных предприятиях и в организациях, остро встает вопрос управленческих качеств, компетенций и уровня профессионализма лидеров, руководителей. Наиболее популярные управленческие компетенции в отечественных компаниях - это:

- Работа в команде - коммуникабельность, умение выслушать и рассмотреть идеи участников группы, терпимость;

- Инициативность - желание придумывать, разрабатывать, развивать, осуществлять идею, вовлеченность в процесс усовершенствования, активное участие, генерирование идей.

- Коммуникации - умение вести диалог, правильно формулировать и доносить задания, быть частью информационной сети компании.

- Направленность на результат - целеустремленность, организация движения, регламентирование, планирование деятельности, потока создания ценности согласно поставленной цели, без отступлений и растрачивания энергии на решение посторонних задач.

- Гибкость - умение быстро реагировать на изменение, как внутри структуры, так и во внешней среде, адаптироваться под новые условия.

- Планирование - пошаговое, последовательное установление задач с их решением для достижения конкретной цели.

- Ответственность за принятие решений - способность обосновать принятое решение, доказать его рациональность, быть уверенным в результате, в случае неудачи, поиск альтернативного варианта решения проблемы, а не перекладывание вины и задачи исправления ситуации на другого сотрудника.

- Организация - дисциплинированность, координация действий, работы путем создания внутреннего регламента работы, непрерывное следование его правилам и нормам.

- Контроль - постоянная отчетность, наблюдение, проверка результатов, сравнение плана с фактом, контроль в реальном времени.

Однако этот список требований к обладанию и использованию вышеуказанных компетенций разли-

чается в зависимости от уровня управления, а также от вида деятельности предприятия. Чем дальше от производства, тем стандартная работа лидера становится все более размытой. С повышением звена в структуре управления, меньше уделяется внимания регламенту, зато чаще решаются задачи по желанию лидера, по его приоритету.

Именно поэтому идеология бережливого управления становится все более значимой на всех без исключения уровнях организационной структуры и управления.

Культура бережливой логистики основывается на принципах:

1. Принцип потока: ориентация на потребителя (поставлять не крупными партиями (в отличие от массового производства), а в небольшом количестве, применять гибкость в закупках, скоординированность действий).

2. Принцип вытягивания: единственной точкой отправления, запуска процесса является потребитель, именно он задает начало, вытягивает необходимый ему продукт, делая заказ.

3. Принцип непрерывного совершенствования: предприятие должно регулярно подвергаться изменениям, обновлениям.

Для постепенного, последовательного перехода к системе бережливого управления необходимо сначала перечислить основные существующие бизнес-процессы компании, работающей в торгово-посреднической деятельности на рис. 1.

получение и обработка заказов

составление плана закупок по заказу

организация поставки товаров

организованный возврат бракованных или просроченных товаров

организация их таможенной очистки в случае импорта

прием товара

на складе, ра мещение хранение товара согласно необхо-

димым условиям

запасов

утилизация

анализ

результатов

продажа товаров

транспортировка заказов по точкам продаж

Рис. 1. Типовые бизнес-процессы компании

Вышеперечисленные процессы должны выполняться в строгой последовательности и отвечать требованиям, правилам, сходным с назначением логистики.

Во-первых, логистическая система входит в общеуправленческую структуру компании. Поэтому данная структура управления ответственна за сбор информации о необходимых товарах, решение об их приобретении, а также за синхронизированные действия в процессе доставки заказа клиенту. То есть сама система должна выполнять плановую, организационную, регулирующую и контрольную функцию управления.

Во-вторых, «предметом» бережливого управления должны быть отношения, возникающие в процессе движения товара к потребителю: отношения, как между организациями, так и внутри фирмы между отделами.

В-третьих, одним из самых главных ориентиров в стратегии фирмы должно быть повышение ее конкурентоспособности;

В-четвертых, для успешного внедрения и поддержания концепции бережливого управления необходим системный подход к закупке, хранению запасов, транспортировке товаров в сфере снабжения и сбыта.

Вся логистическая система на предприятии является поиском оптимального решения по доставке заказанного («вытянутого») потребителем необходимого товара «точно в срок» с минимальными затратами (закупка, поставка, транспортировка, складирование товара, его распределение, контроль над имеющимися запасами).

Целью логистизации процессов управления является оптимизация типовых бизнес-процессов, как внутри фирмы, так и вне ее стен.

Добиться успеха, достигнуть данной цели можно с помощью использования «стандарта качества обслуживания клиентов», составляющими которого являются параметры:

- скорости обработки заказов;

- надежности поставщиков, длительных и доверительных отношений;

- налаженной системы возврата бракованного товара или товара с истекшим сроком годности;

- качественного обслуживания, оказания помощи при обращении.

Все вышеописанные параметры могут совершенствоваться с помощью следующих средств, которые являются несомненным преимуществом логистического подхода:

- средство электронной документации, когда декларируется вся цепочка поставок;

- средство мониторинга, когда каждый заказ клиента по запросу может быть оценен;

- средство визуализации, когда можно отследить нахождение заказанной продукции в «он-лайн» режиме;

-средство контроля, когда можно проверить начало и окончание выполнения заказа, экономическую целесообразность, качество заказанного товара и целостности упаковки при доставке;

- средство гибкого реагирования, например, для изменения заказа или оказания быстрого сервисного обслуживания.

В результате проведенных реформаций, у фирмы меняется последовательность типовых процессов, их содержание, улучшается координация между процессами, связанность, коммуникация между отделами. Изменяются ориентиры компании на снижение затрат, удовлетворение требований потребителя, что делает фирму более конкурентоспособной.

Главными составляющими логистизации управленческих процессов, которые дают положительный результат, являются:

1. Ориентация на потребителя, на клиента. Под таким подходом подразумевается развитие длительных, доверительных, партнерских, взаимовыгодных отношений с поставщиками и клиентами.

2. Оптимизация управления цепочкой поставок, управления запасами (например, с помощью концепции «точно в срок», системы Канбан, политики быстрого реагирования)

3. Сокращение количества вспомогательных рабочих при совершенствовании системности, повышении ее уровня, автоматизации логистических процессов.

4. Улучшение качества поставляемой продукции за счет более детального, внимательного, ответственного подбора поставщиков, налаживания партнерских отношений между ними.

5. Снижение потерь.

6. Сокращение складских помещений за счет логистизации бизнес-процессов (рациональное использование, сокращение количества запасов, утилизация брака, просроченных товаров).

Хотелось бы обратить больше внимания, в данном случае, на одно из вышеуказанных преимуществ, которое приобретает предприятие, его руководство, переориентируя работу своей команды на бережливую логистику,- это оптимизация управления цепочкой поставок.

Развитие новых информационных технологий, компьютеризации ускорило процесс внедрения в тор-гово-посредническую деятельность элементов системы «быстрого реагирования». Смысл и содержание ее состоит в следующем. Когда в какой-либо точке продаж реализовалась единица продукции, штрих-код был проведен через сканирующее устройство, информация автоматически и молниеносно поступила в программу розничной сети, была обработана, тогда

данные отправляются поставщику в виде оформленного или переоформленного заказа в связи с возникшим спросом на данный товар.

Этапами внедрения системы «быстрого реагирования» являются:

1. Установка основных элементов, устройств «быстрого реагирования»:

- сканеров;

- штрих-кодов;

-устройств электронной документации, обмена информацией.

2. Реорганизация внутрифирменных процессов:

- визуальное управление с помощью новейших систем отслеживания процесса выполнения заказа;

- применение электронной документации;

- минимизация запасов на складе;

- автоматическое пополнение заказов;

- применение концепции «точно вовремя» при поставке заказа;

-определение оптимального местоположения склада для ускорения процесса транспортировки товара;

- маркировка контейнеров, упаковки при сборе, отгрузке товара;

- своевременное уведомление о прибытии.

3. Управление на основе партнерства и интеграции участников бизнес-процесса:

- открытый доступ для совместного использования данных об объеме продаж.

Основные действующие лица данной системы и осуществляемые ими процессы показаны на рис. 2.

производство

сбор данных

сбор данных

заказ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятие-производитель

Дистрибьютер (Оптовый продавец)

заказ

Сеть единичных продаж

поставка

поставка

отгрузка

учет

распределение

Рис. 2. Основные звенья и процессы системы «быстрого реагирования»

Таким образом, на схеме можно увидеть, что для создания цепи быстрых поставок необходимы три главные силы, двигающие процесс доставки товара клиенту, как только появился на него спрос. Это сокращает время выполнение заказа, усиливает контроль над всей цепочкой и непосредственное участие, влияние каждого звена, упрощает управление.

В результате, следование данной политике приводит к следующему эффекту:

1. Снижение затрат

2. Ускорение товарных потоков

3. Сокращение запасов

4. Удовлетворение клиента

5. Увеличение объема продаж

6. Отслеживание реализации товара в реальном времени

7. Усиление контроля над цепочкой поставок

8. Улучшение конкурентоспособности

Тем не менее, при внедрении принципов бережливой логистики важно понимание, что для получения эффекта необходимо участие всех работников предприятия, четкая координация их работы. Нельзя забывать, что постепенный переход от осуществления типовых процессов к новой концепции работы на основе бережливой логистики зависит не только от пре-

одоления технических трудностей, но и от человеческого фактора. Здесь имеется в виду как желание управляющего звена довести до финала запланированную «перестройку», так и желание самого персонала, рабочих принять нововведения руководства, исполнять необходимые задания согласно новым требованиям, способность к обучению и командной работе. Для устранения данной проблемы необходимо мотивировать рабочих проявлять свою инициативу, предлагать рациональные решения; стимулировать всех сотрудников к вовлечению в процесс улучшения положения предприятия, повышения уровня его конкурентоспособности; повышать квалификацию персонала с целью непрерывного совершенствования.

Логистизация управленческих процессов позволит предприятию долгосрочно укрепиться на рынке, улучшить показатели конкурентоспособности, расширить сферу своего влияния, применяя только качественный новейший подход к обслуживанию клиента, как «вечного двигателя» предприятия, «детали», поломка или отсутствие которой приведет к болезненному и длительному восстановлению всего механизма.

Литература

1. Карнаухов, С. Логистика как управленческая теория и система управления материальным потоком [Текст] /С. Карнаухов // Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - № 2. - 2006. - С. 79-90.

2. Клименко, Т. Модели управленческих компетенций в реализации стратегии повышения конкурентоспособности промышленности на принципах бережливой логистики [Текст] / Т.Клименко // Логистика. - 2010. - № 2. - С. 37-40.

3. Ковалев, К.Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть [Текст] / К.Ю. Ковалев, С.А. Уваров, П.Е. Щеглов. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.

4. Манн, Д. Бережливое управление бережливым производством [Текст]: пер. с англ. / Д. Манн. -М.: РИА (Стандарты и качество), 2009. - 208 с.

5. Медведева, В.Р. Логистизация бизнес-процессов современного предприятия [Текст] / В.Р. Медведева // В мире научных открытий. - 2010. - № 4 (10). - Ч. 9. - С. 48-50.

6. Сергеев, В.И. Влияние логистики на эффективность бизнеса-компании [Текст] / В.И. Сергеев // Логистика сегодня. - № 4. - 2004. - С. 5-11.

7. Фетисов, Н. Идеология лин как основа построения логистической системы в сфере торгово-посреднической деятельности [Текст] / Н. Фетисов, Н. Данилова // Логистика. - 2010. - № 4. - С.51-52.

® 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: бережливая логистика, бережливое управление, логистическая система, система «быстрого реагирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.