РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ПРОЦЕССЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ ТАДЖИКИСТАНА И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Собир КУРБАНОВ
экономист, координатор экономических программ Швейцарского офиса по сотрудничеству в РТ (Душанбе, Таджикистан)
Различия в степени экономического развития и уровень доходов могут рассматриваться как основные побудительные мотивы процессов трудовой миграции. В прошлом, в условиях административно-командной социалистической экономики, рынок труда развивался в контексте единого планирования народного хозяйства и формирования территориальных народнохозяйственных комплексов. При этом акцент делался на создание ресурсопотребляющих производств экстенсивного типа, крупных, зачастую даже гигантских промышленных предприятий, имеющих сложные связи с поставщиками из других республик СССР. Как правило, такие предприятия использовали большое количество рабочей силы, то есть были трудоизбыточными, а их экономическая эффективность и производительность труда оставляли желать лучшего.
В результате реализации программ размещения производительных сил и экономического районирования, разработанных Госпланом СССР, в 1960—1990-х годах в Таджикской ССР, как и в других республиках региона, отмечался бум развития ряда секторов промышленности. Так, в тот период был сформирован Южно-Таджикский территориальный комплекс, построены машиностроительные, пищеперерабатывающие и текстильные предприятия, объекты цветной металлургии. Это требовало привлечения квалифицированных трудовых ресурсов, а также создания системы профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. В соответствии с социально-экономическими приоритетами того времени в республику централизованно направляли специалистов соответствующего профиля из других регионов единого государства и готовили местные кадры.
Эти процессы нельзя однозначно определить как свободную трудовую миграцию, скорее их следует характеризовать как распределение и направление, организованное на основе обязательных инструкций вышестоящих органов. В последующем, но еще до распада СССР, благодаря этой прослойке неместных трудовых ресурсов сформировался мощный потенциал развития республики, что способствовало подготовке местных квалифицированных специалистов в различных отраслях народного хозяйства и социальной сферы.
Таким образом, в годы советской власти процессы трудовой миграции однозначно регулировались в рамках централизованной модели, были ограничены в силу общей тенденции к снижению уровня экономического развития регионов и наличия института прописки, что сдерживало перемещение населения на пространстве СССР. Элементы свободной трудовой миграции имели место в виде очень ограниченных сезонных и, как правило, торговых поездок части населения в центральные районы Российской Федерации, а также части молодежи, обучавшейся в РСФСР и других республиках единого государства, и пр. Кроме того, весьма популярными были всесоюзные ударные стройки в районах Сибири и Дальнего Востока, на которые опять же в организованном Центром порядке привлекали студенческую и прочую молодежь, а некоторых жителей Таджикской ССР направляли на разработку нефтяных и газовых месторождений РСФСР.
Ко времени распада СССР (1991 г.), распределение населения, занятого в экономике Таджикистана, выглядело следующим образом: промышленность и строительство — 21%; сельское хозяйство — 45%; непроизводственные отрасли — 19,7%; прочее — 14,3%1.
В целом, до 1990-х годов рынок труда в Таджикской ССР характеризовался следующими особенностями.
1. Создание сети предприятий-гигантов, работавших в тесной кооперации с множеством поставщиков-потребителей из других регионов СССР, а также формирование на их базе трудоизбыточных производств; большая доля трудовых ресурсов, работавших в секторе промышленного производства.
2. Централизованное распределение и приток высококвалифицированных трудовых ресурсов из центральных областей РСФСР и республик Советского Союза.
3. Ограниченная внутренняя миграция в масштабах СССР и Таджикистана.
4. Незначительные процессы движения рабочей силы в рамках всесоюзных кампаний, ударных строек, направлений на учебу и пр.
В результате болезненного процесса перехода к рыночным отношениям на рынок труда оказал влияние ряд факторов. Падение уровня промышленного производства и учтенного ВВП в целом, оцениваемое в 40—60% по республикам Центральной Азии, а также развал единой системы производственно-технической кооперации, искусственно поддерживаемой в рамках централизованно планируемой экономики, оказали негативное влияние на занятость населения. Неконкурентные в условиях рынка производства, включая промышленные гиганты, были вынуждены сократить большую часть персонала, в то же время продолжался демографический бум — при росте количества трудоспособного населения с 47% до 51% (за 1991—2001 гг.) (Госкомстат, 2001 г.).
Если говорить более детально, то республиканский рынок труда в переходный период характеризуется следующими основными тенденциями:
■ Снижение занятости в государственном секторе примерно на 50%.
■ Общее снижение уровня занятости в экономике от 2,7—5% (Госкомстат, 1997— 2001 гг.) до 1/3 (Всемирный банк, 2000 г.).
1 См.: Статистический ежегодник. Республика Таджикистан. Душанбе: Госкомстат, 2001.
■ Резкое падение уровня средней заработной платы (в 6—8 раз) с 1991-го по 2001 год, а также соответствующее снижение привлекательности предложений на внутреннем рынке труда. Об этом, в частности, свидетельствует то, что, согласно официальной статистике, на учете в службе занятости РТ официально состоят только 54 681 человек (133 297 чел. в 1994 г.) (Госкомстат, 2001 г.).
■ Отток высококвалифицированной рабочей силы (в основном русскоязычного населения, занятого на промышленных предприятиях и в нематериальной сфере), оцениваемый разными источниками до 200 000 человек (с 1990 по 1998 гг.).
■ Снижение занятости в промышленности с 21% до 9% (Госкомстат, 2001 г.).
■ Рост занятости в частном секторе и сельском хозяйстве — с 41% до 65%, что привело к невольной потере квалификации многих бывших работников промышленности и социальной сферы, вынужденных ныне заняться менее квалифицированным трудом.
■ Развал системы государственной поддержки социально уязвимых лиц, в том числе незанятых слоев населения, произошедший в результате почти 10-кратного снижения уровня фискальных доходов государственного бюджета в 1990-х годах: с 1,5 млрд долл. до 200 млн (Всемирный банк, МВФ, страновые отчеты по РТ за 2001 г.).
Диаграмма 1
Республика Таджикистан: распределение трудовых ресурсов по отраслям
Резкий спонтанный рост объемов трудовой миграции, особенно нелегальной, нерегулируемой, сезонной и коммерческой, оцениваемый примерно в 300 000 человек, согласно данным Министерства труда и социальной защиты РТ, а также официальной статистики, и 600 000—800 000 человек, согласно материалам независимых экспертов и Международной организации по миграции2. Учитывая, что, по состоянию на 1997 год, экономически активное население составляло 1 839,7 тыс. чел. (30,4% жителей страны), количество трудоспособных лиц, работающих за пределами республики в пиковые периоды (сезонная миграция), превышает 1/3 от их общего числа.
Таблица 1
Трудовые ресурсы и занятость, 1985—2004 гг. (тыс. чел.)
■р, 1985 1990 1992 1997 2001 2002 200З
Население 4 6З1 5 З61 5 567 5 876 6 З76 6 507 6 640
в том числе: в трудоспособном возрасте 2 209 2 514 2 597 2 929 З З97 З 57З З 740
в нетрудоспособном возрасте 2 422 2 847 2 970 2 947 2 979 2 9ЗЗ 2 900
Городское 1 519 1 677 1 65З 1 566 1 691 1 720 1 758
Сельское З 112 З 684 З 914 4 З10 4 685 4 787 4 882
Коэффициент вовлечения трудовых ресурсов 76,1 77,З 7З,6 6З 55 5З 55
Всего трудовых ресурсов 2 175 2 469 2 675 2 909 З З01 З 477 З 644
Из них: Правительственные служащие 1 17З 1 255 1 110 761 520 517 481
Госсектор 2З8 З15 З97 411 550 511 542
Частный сектор 270 З69 40З 620 760 8З0 86З
Официально незанятых 8 51 4З 47 47
Студенты 216 2З1 2З0 192 З57 З95 З99
Трудоспособное население на дому 278 299 5З0 875 1 178 1 З1З
с т о ч н и к: [www.imf.tajik.net]
Колоссальны экономические издержки безработицы. Специалисты подсчитали, что ее рост на 1% приводит к потере 2% валового национального продукта, поэтому комплексный подход к решению данной проблемы необходимо обеспечивать целенаправленным совершенствованием всей социально-экономической системы, ведущая роль в которой принадлежит социальному государству.
! См.: Олимова С., Боек И. Трудовая миграция из Таджикистана. МОМ, июль 2003.
Очевидно, что этот примерный модельный расчет однозначно подтверждается на примере Таджикистана, где падение ВВП, с 1991 по 1997 год составившее 60%, совпало с ростом уровня безработицы с «нулевой отметки» до 1/3 всего трудоспособного населения страны (данные Всемирного банка, не подтвержденные правительственной статистикой).
Безработица в РТ имеет циклический, системный, а значит, долгосрочный характер. Болезненная реструктуризация реального сектора, остановка, коллапс и сегментация трудоизбыточных промышленных гигантов ведут к массовым сокращениям персонала, что поддерживается и процессами «скрытой безработицы», когда официально занятые лица фактически не трудятся и не получают соответствующего материального вознаграждения.
Как уже отмечалось выше, крайняя непривлекательность местного рынка труда (на фоне проблем региональной изоляции и «слабых» перспектив оживления внутреннего бизнес-климата) вынуждает большинство трудоспособного населения, как правило, наиболее квалифицированных и мобильных лиц, выезжать на заработки за границу.
Исходя из вышеизложенного, можно однозначно утверждать, что в результате оттока из страны рабочей силы экономические потери огромны. Ситуация выглядит еще более угрожающей с точки зрения будущего устойчивого развития — в контексте того, что квалифицированная прослойка выезжающих за границу работников не восполняется социальными учреждениями профессиональной подготовки кадров. При общей тенденции к кризису системы образования система профессиональной подготовки к тому же утратила основные материальные, учебные и преподавательские ресурсы; подобным образом не восполняются потребности национальной экономики, тем более — на фоне массового оттока трудоспособного населения за границу.
Утрата в результате миграции самой квалифицированной прослойки трудовых ресурсов подрывает перспективы долгосрочного оживления национальной экономики и снижает возможности притока реальных инвестиций (как внутренних, так и иностранных) в трудоемкие отрасли, в прошлом традиционно имевшие объективные конкурентные преимущества и способные стать локомотивом национальной экономики.
В краткосрочном периоде текущие процессы трудовой миграции влияют в основном на экономику в плане формирования значительной массы денежных и товарных ресурсов, а также ценностей, создаваемых за пределами страны, а затем импортируемых в РТ. Вторая очевидная опасность этого феномена заключается в том, что государство не может прогнозировать объемы притока внешних капиталов в виде заработков трудовых мигрантов и соответственно не может печатать эквивалент внутренней валюты (в данном случае сомони). Таким образом, риск заключается в замещении валюты вследствие притока значительных капиталов в твердой валюте, не прогнозируемых в русле официальной монетарной политики.
Главный орган государственной монетарной политики республики — Национальный банк РТ — в тесном сотрудничестве с Государственной миграционной службой и Министерством труда и занятости населения, Государственным статистическим комитетом должны планировать статистику учета объема реальных финансовых средств, переводимых по всевозможным каналам трудовыми мигрантами, рассматривать возможности утилизации и вложения этих сумм в официальное финансовое обращение. Однако подобную меру невозможно реализовать без повышения привлекательности и расширения сферы предлагаемых услуг в финансово-банковском секторе экономики страны.
В 2002 году, при отсутствии достоверной информации, различные исследователи приводили данные о притоке порядка 60—100 млн долл. по каналам трудовой миграции, включая в основном неформальную экономику. Если согласиться с этими сведениями, то
указанные суммы (они эквивалентны примерно 25—40% доходов бюджета РТ) оказали значительное влияние на ограниченные рынки и инвестиционные предпочтения (на фоне ограниченности последних как таковых). Если учитывать слабое доверие населения к официальной финансовой системе, то сложилась ситуация, при которой капиталы трудовых мигрантов были обращены в сторону рынка недвижимости (за 2000—2003 гг. рост цен на последнюю составил примерно 200—300%); способствовали перманентному челночному наполнению товарных рынков потребительскими товарами, а также незначительному вложению в сектор малых и средних предприятий (МСБ), действующих в основном в сфере услуг, в том числе для населения (т.е. имеющих меньшие риски и более быструю окупаемость на фоне в целом неблагоприятной регулятивной среды). Кроме того, можно согласиться с выводами отчета МОМ «Трудовая миграция в Таджикистане» (июль 2003 г.), что значительная доля капиталов трудовых мигрантов, заработанных за рубежом и ввезенных в РТ, идет в основном на потребление и приобретение товаров первой необходимости, для поддержки домашних хозяйств, трудоспособные члены которых работают за пределами страны. Следовательно, упомянутые средства в меньшей мере направляются на инвестирование.
Динамика за 2003 год более благоприятна, так как вследствие ужесточения режима перевозки наличности, увеличения рисков безопасности, с одной стороны, и предложения более либерального, упрощенного режима перевода средств по официальным банковским каналам банками РТ — с другой, резко возросла доля средств, переводимых трудовыми мигрантами — гражданами республики через ее банки. По данным Минфина страны, за 2003 год на счета банков РТ поступило свыше 80 млн долл. от трудовых мигрантов в пользу получателей — родственников и знакомых. Тенденция к увеличению доли официальных переводов имеет ряд благоприятных экономических последствий: улучшает статистику, усиливает активы и кредитные возможности банков и т.д.
Данный перелом ситуации — в плане начала активного использования официальных банковских каналов для переводов заработанных трудовыми мигрантами средств — во многом связан со значительным упрощением системы международных переводов для физических лиц — граждан РТ (трудовых мигрантов), произошедшим в 2002 году: (а) отменой требования обязательной продажи 30% от поступающей на счета резидентов РТ валютной выручки; (б) введением разрешительного порядка переводов валютных средств без обязательного требования открытия валютного счета физическим лицом.
По некоторым оценкам, суммы переводов за 2004 год колеблются в пределах от 433 млн долл. (официальные данные Национального банка, использованные в статистике платежного баланса) до 1 миллиарда (неофициальные оценки, включающие также системы зачетов и товарного импорта), что эквивалентно 21—50% ВВП.
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, оглашенным министром 3. Вазировым, на 1 декабря 2005 года 441 171 гражданин РТ официально покинул страну в качестве трудовых мигрантов (регистрационные данные миграционных карточек). Из них 412 123 человека направились в соседние страны в поисках сезонной работы, а 29 000 — по другим причинам. Согласно результатам обзора Минсоцтруда РТ, на конец 2005 года 400 000 трудовых мигрантов из республики работают в Российской Федерации, около 2 000 — в Казахстане и 3 000 — в других государствах СНГ. В том же году лишь 156 человек были трудоустроены за рубежом посредством системы внутреннего найма, то есть через соответствующие агентства Таджикистана, что демонстрирует крайнюю неразвитость данного сервиса в республике.
Согласно же данным Международной организации по миграции, по состоянию на 18 мая 2005 года 620 000 граждан республики покинули страну в поисках работы, а показатели, приведенные Федеральной миграционной службой РТ, находятся в пределах 600 000 — 800 000 человек.
В том же году официальные переводы трудовых мигрантов достигли пика в 600 млн долл., что на 25% превышает уровень 2004 года и почти в два раза — объемы официальной помощи Таджикистану в 2005 году (320 млн долл.) согласно условиям ODA (Официальная помощь по развитию). Данная тенденция отражает не только увеличение объемов трудовой миграции, но и рост доверия граждан РТ к внутренней банковской системе. За прошедший год банки осознали выгоды от привлечения депозитов и переводов трудовых мигрантов, вследствие чего практически все банки страны — в сотрудничестве с российскими банками-партнерами — развернули широкую конкуренцию по внедрению упрощенных процедур, дешевых комиссионных сборов и быстрых (мгновенных) систем переводов для трудовых мигрантов.
Согласно данным Минсоцтруда, 46% трудовых мигрантов из РТ заняты в сфере строительства (в основном на малоквалифицированных работах), 29% — в торговле и оказании услуг, 14% — не имеют постоянной работы, 3% — в сфере образования и 5% — в здравоохранении. Семьи трудовых мигрантов получают от одного работающего в среднем 100 долл. в месяц. Примерно 60% таджикских мигрантов не имеют профессиональной квалификации или навыков, а квалифицированные лица работают врачами, учителями, инженерами и техниками (12%); 7% — трудятся в сельском хозяйстве.
По данным обзора банковской системы «Контакт» (Россия), трудовой мигрант из РТ ежемесячно отправляет домой в среднем около 100—150 долл.
Согласно неофициальным оценкам известного таджикского экономиста, профессора Ходжимахмада Умарова, в дополнение к 600 млн долл., в 2005 году переведенным по официальным каналам, еще 400—500 млн поступило через товарный импорт, а также по так называемой системе «Хавалла», то есть путем передачи денег соотечественникам, имеющим бизнес и прочие денежные интересы в стране нахождения (Россия), а затем указанные лица организовывают передачу наличности родным и близким трудовых мигрантов на родине. Последний канал широко использовали до 2003—2004 годов, но ныне он становится все менее популярным, так как растет доверие к банковским переводам.
Таким образом, в 2005 году переводы трудовых мигрантов составили от 25 до 30% ВВП, 45—75% всего импорта и 136—226% ежегодных доходов государственного бюджета Таджикистана. По сравнению с другими странами эти показатели оцениваются очень высоко; например, в Молдове они составляют 25% ВВП, в Лесото — 19% ВВП, в Иордании — 18% ВВП (согласно МВФ и ВБ, 2005 г.).
До настоящего времени в РТ нет официальной политики в части стимулирования, легализации и защиты трудовой миграции. Учитывая увеличивающееся макроэкономическое и социальное значение феномена трудовой миграции, правительство республики должно осознать возрастающую важность для страны данного доминирующего источника валютной выручки, гаранта поддержания экономической и социальной стабильности, ключевого фактора роста импорта продовольствия и ТНП, и, как следствие, основного аспекта экономического роста в Таджикистане. Необходимо направить усилия на максимальную легализацию статуса трудовых мигрантов (особенно в стране их пребывания) посредством интенсификации переговорного процесса с руководством РФ, дальнейшего упрощения ряда процедур, в том числе оформления банковских переводов.
В настоящее время 94% всех переводов расходуется на потребление семьями трудовых мигрантов. Именно переводы трудовых мигрантов, а не усилия правительства и прочие причины во многом способствовали снижению уровня бедности в РТ (с 89% в 1999 г. до 63% — в 2004-м)3. В связи со «слабостью» инвестиционного и бизнес-климата, а также ограниченностью объектов внутренних инвестиций мигранты практически не реинвестируют заработанные ими средства в создание малого бизнеса, малое производ-
3 См.: Обновленная оценка уровня бедности в Таджикистане. Всемирный банк, январь 2005.
ство, объекты услуг и пр. в Таджикистане. В качестве примера ограниченности объектов инвестиций можно привести крайне завышенную стоимость недвижимости (особенно в столице).
Диаграмма 24
Переводы трудовых мигрантов в Таджикистан по банковским каналам
(в млн долл.)
Диаграмма 3
Таджикистан: источники поступления иностранной валюты в 2004 году
(в % к ВВП)
ҐГ
Прямые иностранные инвестиции Кредиты МВФ и Всемирного банка Программа государственных инвестиций Экспорт хлопка Экспорт алюминия Экспорт товаров и услуг Переводы трудовых мигрантов (всего) в т.ч. переводы через банки
□
□
□
10
20
30
40
50
60
У
1 Cm.: Kireyev A. The Macroeconomic of Remittances. Case of Tajikistan // IMF working paper 06/2. ’ Ibidem.
Таблица 2
Распределение ежегодного среднего дохода трудового мигранта из республики6 (в долл.)
£ За сезон I Ежемесячно^
Общий (валовой) заработок 2 700 300
Фиксированные расходы, включая: 410
— транспорт 330
— пересечение границ 30
— прочее 50
Переменные расходы, включая: 945 105
— питание 540 60
— проживание 225 25
— милицию и другие органы правопорядка 135 15
— прочее 45 5
^ Чистый заработок (переводы домой) 1 345 0 5 1
Диаграмма 47
Географические направления трудовой миграции из республики и сферы занятости
6 Всемирный банк. Диагностическое исследование состояния торговли по Таджикистану, декабрь 2005 (опрос «Шарк», 2004).
7 Там же.
По общепризнанным заключениям экспертов МВФ и Всемирного банка, трудовая миграция из Таджикистана играет существенную стабилизирующую роль, обеспечивая приток твердой валюты, поддерживающей внутреннюю макроэкономическую стабильность и платежный баланс, а также жизненный уровень и потребление основной массы населения, снижая тем самым бремя бедности.
Переводы трудовых мигрантов оказали большое влияние на рост импорта потребительских товаров, внутреннего потребления, доходов от тарифов на импорт и соответственно на повышение доходов бюджета в целом. Таким образом, они внесли существенный вклад в общую тенденцию экономического подъема, наблюдающегося в последние годы.
В краткосрочном периоде трудовая миграция будет обеспечивать стабильный источник поступления твердой валюты, необходимой для поддержки стабильности платежного баланса и смягчения слабых позиций в части притока инвестиций и капиталов.
В негативном плане трудовая миграция сокращает предложение квалифицированной рабочей силы в стране (как в городах, так и в сельской местности), что торпедирует перспективные проекты создания новых производств, в целом отрицательно сказываясь на потенциале для новых проектов и экономического развития на основе использования внутренних трудовых ресурсов.
Второй негативный аспект трудовой миграции заключается в том, что, обеспечивая постоянный приток валютных поступлений и стимулируя внутренние рынки, национальная экономика экспортирует ресурсы и потенциал своего роста за счет массовой трудовой деятельности граждан РТ в других странах. Экспорт социально-экономического развития снижает необходимость и актуальность внутренних экономических и структурных реформ — в плане улучшения инвестиционного и бизнес-климата, реструктуризации экономики, развития внутренних трудопотребляющих производств, повышения производительности труда и пр. Отодвигая необходимые структурные реформы на более позднее время, правительство попадает в зависимость (в том числе политическую) от возможного изменения режима внешней трудовой миграции в таких принимающих странах, как Россия и Казахстан. В связи с этим правительству необходимо направлять усилия на совершенствование бизнес-среды и снижение внутренних административных барьеров для ведения бизнеса, повышать привлекательность республики для притока инвестиций. Помимо прочего это создаст выгодные условия, для того чтобы средства, переводимые трудовыми мигрантами, могли бы реинвестироваться в развитие частного бизнеса в стране, что помогло бы в деле создания новых рабочих мест в РТ.
Позитивное макроэкономическое (в основном внешнеэкономическое, например импорт капитала) воздействие переводов трудовых мигрантов не должно замещать усилий правительства по проведению разумной макроэкономической политики и реформ, улучшению регулирования, повышению прозрачности и стимулирования малого и среднего частного бизнеса и пр.
Согласно оценкам Исследовательского центра «Шарк», у трудовых мигрантов есть выбор: зарабатывать около 20 долл. в месяц в республике или 150 долл. — в месяц в соседних странах; зачастую они выбирают последнее.
В среднем за сезон трудовые мигранты переводят своим семьям свыше 1 000 долл., что оказывает прямое влияние на доходы домохозяйств. Как подтверждается данными Обновленной оценки бедности, подготовленными экспертами Всемирного банка, трудовая миграция оказала ключевое воздействие на снижение уровня крайней бедности в стране с 79% в 1999 году до 64% — в 2004-м. В настоящее время Всемирный банк собирается провести следующий обзор и обновить данные по уровню бедности. По предварительным оценкам и ожиданиям, последний окажется ниже 50% (в основном благодаря постоянно возрастающим объемам трудовой миграции).
Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие аспекты макроэкономического воздействия переводов трудовых мигрантов на экономику Таджикистана:
■ Значительное облегчение процессов улучшения социально-экономической ситуации в период после гражданской войны 1990-х годов, что помогло смягчить стремительное падение доходов населения и крайне напряженную социальную обстановку в целом по стране, особенно в регионах, вовлеченных в конфликты.
■ Резкая стимуляция потребления, импорт продовольствия и экономический рост. Приблизительные оценки за 2004 год показывают, что валовой располагаемый национальный доход (GNDI) на душу населения находился на уровне 342 долл., что на 15% выше аналогичного показателя ВВП на душу населения, который не учитывает фактические доходы граждан РТ, полученные за границей.
■ Покрытие на 80% растущего торгового дефицита (19% в 2004 г.) (т.е. финансирование импорта).
■ Помощь в поддержании управляемого показателя дефицита текущего счета платежного баланса.
■ Стимулирование оптимизации и повышения эффективности функционирования банковской системы, укрепление капитала банков и депозитов, усиление конкуренции на внутреннем финансовом рынке.
Вместе с тем приток переводов трудовых мигрантов представляет собой ряд вызовов для макроэкономической политики. Если краткосрочное влияние переводов мигрантов очевидно и положительно, то долгосрочный эффект будет зависеть от ряда тенденций и моделей. Пока переводы трудовых мигрантов представляют собой стабильный источник внешнего финансирования (даже более стабильный, чем прямые иностранные инвестиции и официальная помощь по развитию), но притоки переводов трудовых мигрантов в большой степени зависимы от ряда факторов политического характера, в силу чего они неустойчивы и подвержены серьезным колебаниям. Особенно это касается переводов сезонных мигрантов, не имеющих, как правило, легального статуса и занятых на малоквалифицированных работах без трудового контракта. Их права повсеместно нарушают, и они могут быть высланы из принимающих стран в любой момент (при ужесточении режима пребывания).
Такая зависимость от смены политической и экономической конъюнктуры должна разрешаться на правительственном уровне путем перехода от пассивной нейтральной политики в отношении трудовой миграции к активным мероприятиям по созданию максимально выгодных и открытых условий стимулирования организованных и легальных процессов трудовой миграции в соседние страны, организации курсов повышения квалификации по наиболее востребованным специальностям, обучения базовым правовым знаниям и повышения общей культуры таджикских мигрантов, а также путем заключения прямых контрактов с работодателями из принимающих государств и на основе подписания соответствующих политических соглашений по защите прав граждан РТ, находящихся на работе в странах пребывания.