ПРОЦЕССЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Т.А. Гордеева, А.О. Булатова, Н.А. Куликова, П.Б. Тишулин
Пензенский государственный университет
Г.Пенза
The Total Quality Management processes in high school and teachers' activity
Вовлечение преподавателей вуза в деятельность по гарантии качества, по улучшению и совершенствованию процессов как один из принципов менеджмента качества.
Involving of teachers of high school in activity for the quality assurance, improvement and perfection ofprocesses as one of quality management principles.
Ключевые слова: система менеджмента качества, принципы СМК, процессы и подпроцессы, высшее образование, преподавательская деятельность, преподаватель Keywords: Total quality management, TQM principles, processes and subprocesses, higher education, teaching activity, teacher
Формулирование в должностной инструкции преподавателя обязанности по осуществлению функции гарантии качества и участию в процессах СМК является важным правовым аспектом вовлечения преподавателей в процессы СМК. Однако одного этого не достаточно.
Вовлечение работников, т.е. преподавателей вуза, в деятельность по гарантии качества, по улучшению и совершенствованию процессов является одним из принципов менеджмента качества.
СМК - это новая структурная оболочка, которая должна охватывать все виды деятельности и все подразделения и служить инструментом реализации в них политики вуза в области качества, основу которой должны составлять принципы менеджмента, ориентированного на качества (принципы TQM), процессный подход. Чтобы результативно участвовать в создании и развитии СМК, недостаточно традиционного повышения квалификации по программе Управление качеством образования, необходимо изменение стиля работы и мышления ППС в направлении идей и принципов современной философии качества и систем его обеспечения. Необходимо лидерство со стороны руководителей подразделений - заведующих кафедрами и деканов в вопросах качества деятельности.
Требование изменений без конкретных предложений о том, как меняться, может встретить сопротивление и нежелание отказываться от традиционных, давно используемых подходов и приемов.
Поэтому при осуществлении работ по вовлечению ППС в процессы СМК необходимо использовать принцип преемственности - оставить все то, что проверено и принято практикой, усовершенствовав и дополнив необходимыми элементами менеджмента качества.
1
Вовлеченность преподавателей в процессы СМК на начальном этапе должна находить формализованное отражение в следующих, давно введенных в практику деятельности кафедр, документах:
1) план работы кафедры;
2) индивидуальный план работы преподавателя;
3) учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД).
Два первых документа показывают, что традиционная деятельность (учебная, учебно-методическая, научная, организационно-методическая, воспитательная и повышение квалификации) входит в состав основных и обеспечивающих процессов СМК, а преподаватели, выполняя ее,
автоматически вовлечены в эти процессы. Поэтому некоторые структурные изменения этих документов и их адаптация к СМК воспринимаются в большинстве случаев спокойно.
Центральное место в работах по вовлечению преподавателей в процессы СМК занимают учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД). В отношении УМКД может быть сформулировано следующее утверждение: Учебно-методический комплекс дисциплины - это инструмент обеспечения качества процесса изучения дисциплины. Целью УМКД является обеспечение дисциплины необходимыми учебно-методическими и организационнометодическими документами для достижения и совершенствования качества процесса преподавания.
Состав УМКД может варьироваться и быть, например, следующим:
1) паспорт или информационная карта учебного процесса по дисциплине, включая требования потребителей и заинтересованных сторон;
2) учебная программа по дисциплине, включая план самостоятельных работ студента;
3) календарный план занятий и план-график самостоятельной работы студента (график контрольных мероприятий);
4) показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине;
5) руководство (методические материалы) по организации учебного процесса для преподавателя;
6) экзаменационные билеты, тесты и другие контрольные материалы;
7) конспекты лекций, учебные и методические пособия по всем видам учебных занятий, используемых при изучении дисциплины (лекции, практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, самостоятельная работа студентов);
8) образцы практических работ, рефератов, проектов и т.п.;
9) демонстрационные материалы (слайды, презентации, фильмы и т.п.);
10) электронный вариант как компонент учебно-методического комплекса;
11) комплект материалов для организации работы студента по изучению дисциплины, выдаваемый студенту.
Однако в составе УМКД необходимо выделить основные элементы, связанные с СМК.
2
Документом, отражающим процессный подход при организации процесса изучения дисциплины, является паспорт или информационная карта процесса. В документе отражены цели процесса, его владельцы и руководители, поставщики и потребители процесса, результаты процесса и ряд других атрибутов процесса.
Сам ход процесса изучения дисциплины, его движение во времени и затраты времени отражаются в календарном плане проведения занятий, а процесс самостоятельной работы студента - в плане-графике самостоятельной работы.
Показатели и критерии, применяемые для оценки результатов процесса, отражаются в форме процедуры о показателях и критериях текущего и итогового контроля по дисциплине.
Особенности процесса, его внутренние показатели качества и их мониторинг отражаются в руководстве для преподавателя.
Эти документы являются документами, организующими процесс обучения, и должны быть в первую очередь разработаны преподавателем. На базе этих документов разрабатывается программа дисциплины и далее - все необходимые методические материалы, необходимые для работы студента в аудитории, его самостоятельной работы, а также текущего и итогового контроля по дисциплине.
Деятельность преподавателя (преподавание дисциплины, разработка УМКД) неразрывно связана с образовательным процессом, образовательной программой и образовательной услугой. Что это такое и как следует понимать эти термины?
Образовательный процесс - это процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практических умений, навыков и компетенций обучающихся. Осуществляется путем организации активной познавательной деятельности обучающихся в процессе реализации образовательной программы [2].
Образовательная программа - это совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся. Она также включает программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию
соответствующей образовательной технологии [3].
Образовательная услуга - это деятельность вуза, его подразделений и преподавателей по реализации образовательной программы и ее элементов для удовлетворения требований потребителей образовательной услуги. Образовательные услуги в вузе реализуются (предоставляются, производятся) в рамках определенной образовательной программы. Процесс производства образовательных услуг должен завершаться определенным результатом обучения.
3
Под результатом обучения понимаются усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.
Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной (профессиональной) области.
Услуга, в том числе и образовательная, - это итоги:
1) непосредственного (видимого) взаимодействия поставщика (преподавателя) и потребителя (студента);
2) внутренней (невидимой для потребителя) деятельности поставщика (преподавателя) по удовлетворению потребностей потребителя (студента).
Услуга не может быть запасена и заранее проверена. Потребитель услуги должен принимать непосредственное участие в процессе производства (предоставления) услуг (при обучении это выражается личным присутствием студентов на занятиях, предоставлением необходимых самостоятельно выполненных заданий и разработок, устными или письменными ответами на вопросы и т.п.).
Образовательная услуга предоставляется по определенному сценарию (плану), в основе которого лежат требования образовательной программы (в первую очередь учебного плана), а сам сценарий создается в ходе разработки и создания УМКД каждой отдельной дисциплины и его конкретных элементов. Сценарий образовательной услуги (план) разрабатывается преподавателем и отражается в составе УМКД. Поэтому он должен быть сразу ориентирован на создание необходимых элементов СМК и их отражение посредством ряда организационно-методических документов. В первую очередь это:
- паспорт или информационная карта учебного процесса дисциплины;
- календарный план аудиторных занятий по дисциплине;
- план-график самостоятельной работы по дисциплине и задания по отдельным работам;
- показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине.
Ход и результаты учебного процесса отражаются в записях о качестве (документальных свидетельствах осуществленной деятельности и достигнутых результатах), таких как:
- записи по мониторингу характеристик качества учебного процесса;
- отчет преподавателя о результатах процесса изучения дисциплины.
Перечисленные документы и записи составляют основу документирования СМК дисциплины и являются доказательствами (свидетельствами) ее существования. Они в определенной форме отражают те специфические задачи, которые решаются в ходе создания СМК.
Преподаватель, применяющий рассмотренный подход к созданию УМКД, формирует уверенность в отношении качества предоставляемых им образовательных услуг и достигаемых результатов, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения.
Это приводит к повышению удовлетворенности потребителей, других заинтересованных сторон и, в конечном счете, к успешной деятельности
4
преподавателя и его высокой конкурентоспособности, т.е. к его личному успеху. [1]
Используемая литература
1. Солонин С.И., Менеджмент качества образовательной услуги (руководство для преподавателей вузов): учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений / С.И. Солонин. Екатеринбург: УГТУ-УПИ,
2010. 190 с.
2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): утв. пост. Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. 71. 17 с.
3. Макет Федерального государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Разъяснения по формированию: утв. директором
департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования 01.09.2008 г. 21 с.
5