Евразийская интеграция: социально-политические и социально-культурные процессы развития
А.В. ДМИТРИЕВ член-корреспондент РАН, доктор философских наук, Почетный доктор Института социологии РАН, руководитель Группы конфликтогенности миграции ИС РАН*
Е.А. НАЗАРОВА доктор социологических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС'
Процессы миграции в контексте евразийских реалий
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
Идеи его создания как единого экономического пространства зародились и высказывались еще в середине 1990-х гг. В 1994 г. президент Республики Казахстан Н. Назарбаев во время лекции в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова предложил создать реально работающий союз государств, в основе объединения которых должны лежать экономические взаимосвязи. Евразийский союз государств, наиболее подготовленных к углублению сотрудничества, должен был в отличие от СНГ иметь более четкую и развернутую институциональную структуру и обладать достаточным объемом регулятивных полномочий, прежде всего в ключевых секторах экономики.
** *Дмитриев Анатолий Васильевич , [email protected] ** Назарова Елена Александровна, [email protected]
Не будем долго рассуждать о перипетиях истории евразийского содружества, отметим лишь одно важное обстоятельство. С 1 января 2015 г. созданный на основании договоров между Россией, Беларусью, Казахстаном и Арменией Евразийский экономический союз (ЕАЭС) призван обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. На сегодняшний день государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Одной из самых актуальных проблем на территории ЕАЭС является проблема регулирования перемещения рабочей силы и сокращения нелегальной миграции. Перемещение людей в поисках лучшего трудоустройства и условий жизни, на наш взгляд, является наиболее объективным индикатором уровня социально-экономического развития страны как исхода, так и приема мигрантов. Детальный анализ показателей международной миграции в странах ЕАЭС позволяет выявить наиболее существенные «болевые точки» и принимать корректирующие меры по стабилизации миграционной ситуации (см. табл.).
Таблица
Показатели международной миграции человек
(обновлено 27.11.2015 г.)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Армения
Миграционный прирост -37300 -28500 -9400 -24400 -21800
Беларусь
Прибыло в страну 13031 14124 14155 17413 19892 17169 17510 18040 19435 24941
Выбыло из страны 11082 8498 9479 9268 7643 6866 7610 8712 7792 9219
Миграционный прирост 1949 5626 4676 8145 12249 10303 9900 9328 11643 15722
Казахстан
Прибыло в страну 74807 66731 53397 46113 41511 42057 38016 28296 24077 16784
Выбыло из страны 52139 33690 42435 44813 33985 26541 32920 29722 24405 28946
Миграционный прирост 22668 33041 10962 1300 7526 15516 5096 -1426 -328 -12162
Кыргызстан
Прибыло в страну 3903 6337 5532 4349 3928
Выбыло из страны 54531 45740 13019 11552 11685
Миграционный прирост -50628 -39403 -7487 -7203 -7757
Россия
Прибыло в страну 177230 186380 286956 281614 279907 191656 356535 417681 482240 578511
Выбыло из страны 69798 54061 47013 39508 32458 33578 36774 122751 186382 308475
Миграционный прирост 107432 132319 239943 242106 247449 158078 319761 294930 295858 270036
Согласно п. 5 Решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010 г. № 65 «О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2012 г. вступило в силу Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее -Соглашение)1, ратифицированное Федеральным законом от 11.07.2011 г. № 186-ФЗ.
Соглашение определяет правовой статус трудящихся-мигрантов и членов их семей, значительно упрощает порядок пребывания и осуществления ими трудовой деятельности на территориях государств-сторон, а также регулирует вопросы, связанные с социальной защитой трудящихся-мигрантов и членов их семей.
В рамках настоящего Соглашения трудящимся-мигрантам из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации предоставлены некоторые преференции на территории названных стран-участниц Соглашения.
1 Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 г.) http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_117291/
Например, в соответствии со ст. 3 Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон.
Кроме того трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем (ст. 5 Соглашения).
Социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся-мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государств трудоустройства (ст. 11 Соглашения). Дети трудящегося-мигранта, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства (ст. 12 Соглашения). Доходы трудящегося-мигранта, полученные им в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами государства трудоустройства (ст. 17 Соглашения).
Предусмотрено применение настоящего Соглашения без ущерба для прав и свобод граждан государств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются государства Стороны (ст. 19 Соглашения).
Заметим, что еще 18 июля 2011 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств». Этим Законом ратифицируется Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств1,
1 Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств. https://23.fms.gov.ru/documents/inter-national/item/1693
подписанное в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г. Соглашение заключено между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан.
Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, оно направлено на создание правовой основы для противодействия нелегальной трудовой миграции граждан третьих государств на территориях Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и предусматривает основные направления сотрудничества Сторон, к которым относятся обмен статистической, научно-методической и иной информацией по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции, обмен опытом в указанной сфере, организация и проведение стажировок, семинаров и учебных курсов.
Миграция населения - реальность современного мира, неизбежное следствие глобализации и один из важнейших факторов экономического, социального, политического и культурного развития населения многих стран и регионов. В последнее время все более отчетливо видны негативные стороны миграции, связанные с рисками роста преступности, проникновения терроризма, распространения наркотиков и опасных заболеваний, обострения социальных проблем и межэтнических конфликтов. Поиск оптимального миграционного баланса идет практически во всех ведущих странах мира, включая Россию.
Непосредственное влияние на рост международной миграции оказывают политические кризисы и вооруженные конфликты, вызывающие массовые потоки беженцев. Только в течение 2015 г. на территорию государств Европейского союза прибыло около 1 млн. беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Россия сегодня - вторая в мире страна по количеству принимаемых мигрантов. В результате ситуации, сложившейся на Украине в 2014 г., Россия приняла более 1 млн. украинских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания1, из них свыше 600 тыс. выразили
1 Информация о ситуации в отношении граждан Украины и лиц без гражданства, покинувших территорию страны в экстренном и массовом порядке. Мониторинг ФМС России по обращениям граждан Украины на территории Российской Федерации по состоянию на 5 ноября 2015 г. -http://www.fms.gov.ru/document/19485
желание связать свою жизнь с Россией. Мониторинг ФМС России по обращениям граждан Украины на территории Российской Федерации по состоянию на 5 ноября 2015 г. выявил следующие показатели1. Всего в период с 1 апреля 2014 г. на территорию Российской Федерации въехало и не убыло по состоянию на указанную дату 1 098 830 граждан юго-востока Украины. На территории 64 субъектов Российской Федерации развернуто 294 пункта временного размещения, в которых размещен 15 981 человек, в том числе 5 076 детей (до 18 лет). В частном секторе размещено 562 157 человек.
В период с начала 2014 г. по 5 ноября 2015 г. обратились:
- с ходатайством о предоставлении статуса беженца -6086 человек;
- с заявлением о предоставлении временного убежища -403162 человека;
- за оформлением разрешения на временное проживание - 276 377 человек;
- с заявлением об участии в Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников на территорию России из-за рубежа (вместе с членами семьи) - 155 436 человек;
- с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации - 134 659 человек;
- за оформлением вида на жительство - 65 952 человека.
Резко вырос и чистый показатель миграционного прироста со стороны Украины (разница между числом прибывших - 58 630 человек и выбывших -11 938 человек) - в четыре раза, до 46,6 тыс. человек. В Российской Федерации на цели по поддержке и гуманитарной помощи украинским беженцам было выделено 11 млрд. руб.
По мнению экспертов, украинцы в России с успехом могут претендовать на рабочие специальности, которые весьма востребованы во многих секторах российской экономики и до настоящего времени заполнялись специалистами из Турции и Китая. Для граждан Украины, выразивших жела-
1 Информация о ситуации в отношении граждан Украины и лиц без гражданства, покинувших территорию страны в экстренном и массовом порядке. Мониторинг ФМС России по обращениям граждан Украины на территории Российской Федерации по состоянию на 5 ноября 2015 г. -http://www.fms.gov.ru/document/19485
ние работать и жить в России, не составляет труда сдать экзамены на знание русского языка, к тому же они довольно сносно ориентируются в российском законодательстве, знают основы истории и культуры принимающей стороны. По итогам первого года сдачи обязательного комплексного экзамена по русскому языку, основам права и истории России для иностранцев - трудовых мигрантов и тех, кто хочет получить вид на жительство, выяснилось, что лучше всего эти предметы знают граждане Украины и Киргизии. Всего экзамены сдали более 1,7 млн. человек, при этом успешно прошли тест большинство приезжих. Об этом «Известиям» поведала проректор по работе с иностранными студентами Российского университета дружбы народов (РУДН) А. Должикова. По ее словам, легко сдавать было экзамены украинцам ввиду их близости к русской
культуре, а киргизам - в связи с тем, что на их родине
1
русский язык преподается в школах .
В целом с января по апрель 2015 г. Россия приняла на 10% больше иностранных граждан, чем за аналогичный период 2014 г. (всего 178,8 тыс. человек). Из них из стран СНГ в Россию прибыло 162,6 тыс. человек (+11,5% в годовом выражении), заметен положительный миграционный прирост граждан Армении (6435 человек) и Молдовы (4618).
Во многом из-за падения курса рубля чистый миграционный приток граждан Узбекистана и Таджикистана в январе-апреле 2014 г. сменился превышающим его миграционным оттоком (минус 13 217 и 369 человек соответственно). Сократился миграционный приток также из Азербайджана (2,5 тыс.), Белоруссии (1,7 тыс.), Казахстана (11,4 тыс.), Киргизии (1,6 тыс.), Туркмении (704).
Из стран дальнего зарубежья максимальный приток эмигрантов отмечен из Китая - прибыло 2380 китайцев, однако уехало больше - 3701, поэтому наблюдается чистый отток. Положительный миграционный прирост у России с Грузией (1182), Грецией (90, всего прибыло 167), Израилем (52, всего прибыло 306), Литвой (68, всего
1 См.: Самыми грамотными мигрантами стали украинцы и киргизы // Известия, 30.12.2015 г. http://izvestia.ru/news/600720
прибыло 244). Миграционный прирост сократился у Латвии (163, всего прибыло 444) и Эстонии (71)1.
За последние годы в Российской Федерации были приняты меры законодательного характера, нацеленные на упорядочение миграционных процессов, повышение их прозрачности, противодействие нелегальной миграции.
Еще в 2012 г. была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., в ней были сформулированы цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации миграционной политики. В рамках реализации ее первого этапа (2012-2015 гг.) были внесены изменения в федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «О беженцах», в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», а также в иные нормативные правовые акты.
В частности, ограничен въезд для нарушителей миграционного и трудового законодательства. Усилена ответственность за организацию незаконной миграции, а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан. В результате введения уголовной и административной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, существенно сократилось число «резиновых квартир». За 2014-2015 гг., по данным ФМС России, за различные нарушения российского законодательства выдворено более 200 тыс. иностранных граждан, депортировано более 5 тыс. иностранных граждан, закрыт въезд в Российскую Федерацию более чем для 1,1 млн. иностранных граждан.
Одновременно принят ряд мер в целях поддержки легальной миграции. В частности, упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан. Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен отдельным пунктом
1 См.: В Европе отмечен рекордный наплыв нелегальных мигрантов. Русская служба ВВС, 2 ноября 2015 г. http://www.bbc.com/rus-sian/intemational/2015/11/151102_migrant_crisis_october_stats
«Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства».
С 1 января 2015 г. установлены правовые основы для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, на основании патента. Для содействия адаптации мигрантов был установлен порядок подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранными гражданами, обращающимися за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента. В субъектах Федерации действуют более 330 курсов для мигрантов по изучению русского языка.
Избежать проверки знаний могут только ограниченно дееспособные и недееспособные лица, подростки до 18 лет, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, высококвалифицированные специалисты и студенты очной формы обучения, а также участники Программы переселения соотечественников.
Несколько слов об этой Программе, выполнение которой всегда подвергалось резкой критике. Последние же изменения в данном документе показывают улучшение ситуации. По официальным данным в Россию прибыло и зарегистрировалось в ФМС соотечественников и членов их семей1: в 2012 г. - 29462 человека; в 2013 г. - 56874 человека; в 2014 г. -34697 человек; в 2015 г. - 106 319 человек. За 11 месяцев 2015 г. в РФ прибыло и зарегистрировалось соотечественников и членов их семей - 163 119 человек2.
На пространстве СНГ регулирование миграционных процессов осуществляется путем принятия соглашений между государствами-участниками СНГ. В рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ разработано и принято около 20 модельных законодательных актов
1 См.: Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации, Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2015 год https://www.fms.gov.ru/about/activity/stats/Statistics/Statistiches-kie_svedenija_po_migracionno
2 См.: Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации, Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 11 месяцев 2015 года. https://www.fms.gov.ru/about/activity/stats/Statis-tics/Statisticheskie_svedenija_po_migracionno
и других документов, регламентирующих различные аспекты миграционных процессов. Следует также отметить работу Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ.
Кроме того в рамках евразийской интеграции обозначилось правовое регулирование сферы миграции. Так, в Договоре о Евразийском экономическом союзе появился отдельный раздел «Трудовая миграция». В частности, декларируется намерение государств-членов согласовывать политику регулирования трудовой миграции в рамках Союза, а также оказания содействия организованному трудовому набору в государствах-членах ЕАЭС.
Обращаем в этой связи внимание на некоторую конкретику. Федеральной службой государственной статистики в июле, августе, сентябре 2014 г. впервые проведено федеральное статистическое наблюдение за использованием труда мигрантов домохозяйствами и индивидуальными предпринимателями1. В рамках этого исследования во всех субъектах Российской Федерации было опрошено около 90 тыс. домохозяйств, в которых проживает население в возрасте 15-72 лет. Не подлежали наблюдению домохозяйства, в которых проживало население только старше 72 лет. В наблюдении участвовали как домохозяйства, использующие труд мигрантов, так и члены этих домохозяйств -лица, занятые предпринимательской деятельностью и использующие трудовых мигрантов в качестве наемных работников в собственном деле.
По итогам исследования были выявлены основные сферы, в которых труд иностранных мигрантов наиболее распространен . Так, в сфере оптовой и розничной торговли заняты 72,1 тыс. мигрантов из Украины, 66,3 тыс. из Узбекистана и 62,5 тыс. - из Азербайджана. В строительстве лидируют Китай (51,7 тыс.человек), Таджикистан (32,7 тыс.), Узбекистан (31,1тыс.) и Украина (19,1 тыс. человек). На
1 См.: Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного статистического наблюдения за использованием труда мигрантов, 2014 г. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/imigr/index.html
2 См.: Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного статистического наблюдения за использованием труда мигрантов, 2014 г. / Численность трудовых мигрантов, привлекавшихся на работу предпринимателями, по видам экономической деятельности и странам, гражданами которых являются мигранты/ http://www.gks.ru/free_doc/new_site/imigr/index.html
рынке труда появилась и сравнительно новая сфера занятости мигрантов, которая ранее была незначительной -операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. В этой сфере лидирует Украина (32,3 тыс. человек), Республика Молдова (19,0 тыс.), Узбекистан (17,0 тыс. человек). В сельском хозяйстве заняты в большей степени выходцы из Узбекистана (27,7 тыс. человек) и Таджикистана (16,7 тыс. человек).
Вероятно, некоторые коррективы в планы евразийской интеграции в сфере миграции может внести очередная инициатива по реорганизации ФМС. Передача этого ведомства в ведение МВД России имеет свои плюсы и минусы, которые мы сможем отметить в ближайшее время. На наш взгляд, государственная политика в сфере миграции должна более четко разграничивать так называемые общие подходы к трудовым мигрантам, мигрантам-беженцам, мигрантам из стран ЕАЭС, СНГ и дальнего зарубежья. Это необходимо сделать, учитывая хотя бы печальный опыт приема мигрантов в европейских странах за последний год. Избежать ошибок, осознать преимущества и риски миграционных потоков, возможное изменение последних в ближайшие годы - настоятельная задача специалистов не только демографической дисциплины, но и социологов, политологов и конфликтологов.
Дмитриев А.В., Назарова Е.А. Процессы миграции в контексте евразийских реалий. Настоящая статья посвящена проблеме регулирования перемещения рабочей силы и сокращения нелегальной миграции. На основе анализа статистических данных дается оценка социально-профессиональной структуре миграционных потоков, циркулирующих на территории еАЭс.
Ключевые слова: регулирование миграции, нелегальная миграция, социально-профессиональная структура, сферы занятости мигрантов.
Dmitriev A.V., Nazarova E.A. The migration processes in the modern Eurasian realities. In this article the authors consider the problem of regulation of labor movements and reduction of the illegal migration. On the analysis of the statistical data the social and occupational structure of migration flows in the Eurasian Economic Union is appraised.
Key words: the regulation of migration, the illegal migration, the social and occupational structure, spheres of the employment of migrants.