УДК 336.76
Процессы консолидации на российском финансовом рынке
Никифорова В.Д. ver.niko2011 @yandex.rn Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
В настоящее время получает развитие процесс консолидации на российском финансовом рынке. В статье анализируются современные тенденции, происходящие на отдельных секторах финансового рынка (фондового, страхового, банковского). Автором раскрываются институциональные изменения на финансовом рынке России, направленные на реформирование структуры национальной экономики.
Ключевые слова: финансовый рынок, процессы консолидации,
институциональные изменения.
The consolidation in the Russian financial market
Nikiforova V.D.
Saint-Petersburg state university of economy and finance
At the present time is being developed for the consolidation of the Russian financial market. This article analyzes the current trends taking place in some sectors of the financial markets (stock, insurance, banking). The author reveals the institutional changes in the financial market of Russia, aimed at reforming the structure of the national economy.
Keywords: financial market, the processes of consolidation, institutional change.
Во всем мире финансовый рынок является источником финансирования компаний, и его развитие тесно связано с задачами инновационного развития экономики, интеграции национальной экономики в мировую экономику. Сегодня влияние глобального финансового рынка на российский весьма велико. Те мероприятия, которые проводятся органами государственной власти, в области развития российского финансового рынка имеют секторальную направленность и представлены стратегиями развития финансового рынка, страховой деятельности, банковской системы, планами
мероприятий по созданию международного финансового центра в РФ, направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. Очевидно, что реализация этих планов тесно связана с работой по реформированию структуры российской экономики, чтобы, добиваясь ее качественного изменения на основе диверсификации, способствовать развитию внутреннего рынка капитала.
Сырьевая особенность российской экономики привлекает иностранных инвесторов преимущественно сырьевыми рынками. Финансовый рынок страны пока не стал привлекательным для иностранных инвесторов, и в целом по России не переломлена тенденция превышения оттока капитала над притоком. Это обусловлено, в значительной мере, непоследовательностью и противоречивостью развития российской финансовой системы, и является характерным для развивающихся рынков. При этом сильные позиции страны на отдельных товарно-сырьевых рынках не дают автоматического контроля над мировыми финансовыми рынками, так как включение страны в мировую экономику происходит преимущественно на основе движения капиталов и участия в мировой финансовой системе. И если на мировых товарных рынках Россия уже имеет определенные традиции, то в финансовой сфере ее рынки только начинают набирать обороты и могут служить «полюсом притяжения», в основном, для отдельных стран СНГ.
Анализ тенденций, происходящих на российском биржевом рынке, позволяет отметить следующие основные из них - это: начало процесса консолидации, универсализация деятельности бирж и формирование холдингов, переход от некоммерческих партнерств к акционерной форме собственности и другие. Все это свидетельствует о реализации на российском рынке общемировых тенденций развития. Среди перечисленных доминирующей тенденцией в настоящее время является консолидация, которая подразумевает некоторый передел собственности. Она проявилась, прежде всего, в слиянии двух крупнейших бирж («ММВБ» и «РТС»), и формировании объединенной биржи. Функционирование интегрированной торговой инфраструктуры позволяет участникам совершать операции на денежном, фондовом, срочном, товарном рынках, и предусматривает в дальнейшем осуществление процесса объединения расчетных, депозитарных и клиринговых систем групп ММВБ и РТС. Можно полагать, что объединение этих торговых площадок и их депозитарно-клиринговых систем станет важным шагом на пути к созданию международного финансового центра, осуществляемого в рамках Концепции Минэкономразвития РФ.
Следует отметить, что в процессы консолидация национального биржевого рынка включаются и отдельные региональные биржевые
2
площадки. В частности, современный Санкт-Петербург, являясь центром биржевой инфраструктуры Северо-западного региона и имея положительную динамику инвестиций в экономику, занимает второе место в стране по объему привлеченных прямых инвестиций. В процессы консолидации и универсализации активно включается биржевая инфраструктура города, что нашло выражение в создании совместного рынка биржей «РТС» и фондовой биржей «Санкт-Петербург». Объединив усилия, эти биржи стали лидерами в таких сегментах рынка, как торговля акциями ОАО «Газпром» через терминал РТС и срочный рынок FORTS. Сегодня в городе, наряду с отмеченными тенденциями, идет процесс создания биржевого пространства, обеспечивающего электронную торговлю нефтепродуктами (в основном на базе Международной товарно-сырьевой биржи - СПбМТСБ), в проекты закладывается организация биржевой торговли металлами, зерном и стройматериалами.
И хотя, для стимулирования биржевых оборотов по торговле нефтью и нефтепродуктами принимаются определенные меры правительства РФ, тем не менее, существует ряд проблем, которые связаны с недостаточной урегулированностью деятельности нефтяных бирж. Торговля нефтью и нефтепродуктами на нескольких биржевых площадках в условиях отсутствия единых правил, невысокой ликвидности, усиливает спекулятивные настроения участников. Однако, это не может служить основанием для непризнания биржевой цены, складывающейся на этом рынке, в качестве рыночной. Формирование конкурентной цены на нефтепродукты и ее индикатора предполагает прозрачность совершаемых биржевых сделок, постепенное сокращение числа адресных сделок, а также дефицита предложения нефтепродуктов на биржевом рынке, создания рынка поставочных фьючерсов на нефтепродукты и проведения ряда других необходимых мероприятий. Решению этой проблемы в определенной мере может способствовать объединение нефтяных бирж и создание единой биржевой площадки для торговли нефтепродуктами на основе СПбМТСБ, на которой сегодня до 90% сосредоточены объемы биржевой торговли нефтепродуктами.
Намечается также стремление к объединению электронной площадки «РТС-тендер», биржи «Санкт-Петербург» и НТБ, работающих на не пересекающихся рынках. Кроме того, в качестве тенденции развития биржевой инфраструктуры страны, в т.ч. и в Северо-западном регионе страны, можно отметить также активный процесс акционирования биржевых структур, характеризующийся переходом некоммерческих партнерств к
акционерной форме собственности с целью повышения своей конкурентоспособности и привлечения для развития инвестиций.
С расширением товарного сегмента биржевого пространства, в Санкт-Петербурге может получить дальнейшее развитие рынок производных финансовых инструментов (ПФИ). И здесь следует отметить, такие направления, как повышение ликвидности рынка ПФИ за счет расширения перечня базовых активов (включения более широкого спектра процентных инструментов и индексов), обращения опционов с фьючерсным типом расчетов, ограничения перекрестных сделок и других мер. При этом, важное значение приобретает решение вопроса создания единой нормативной базы (специального закона) для всего российского рынка ПФИ, позволяющего нивелировать негативное влияние действия разрозненных законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих различные стороны срочного рынка.
Определенные перспективы для развития региональной инфраструктуры биржевого рынка г. Санкт-Петербурга открывает ФЗ РФ от 07.12.2011 № 414-ФЗ, регламентирующий порядок создания центрального депозитария в России. На наш взгляд, в стране, с ее огромными территориями, может быть не один, а несколько центральных депозитариев. Конечно, идеальное решение - это центральный расчетный депозитарий, у которого вдобавок имеются все функции центрального регистратора. Однако, можно предполагать, что экономически нецелесообразно создание одного центрального депозитария, который имел бы счета номинального держателя по всем сотням тысяч акционерных обществ, зарегистрировавших свои выпуски, если из них на бирже торгуется менее 1%. Кроме того, международные правила не предполагают наличия в стране единственного центрального депозитария. В свою очередь, создание централизованной системы расчетов и хранения ценных бумаг в региональных биржевых центрах позволит снизить стоимость трансакций, ускорить процесс регистрации, сделать систему более организованной и понятной инвесторам.
И, если у Санкт-Петербурга можно определить некоторые горизонты развития биржевой инфраструктуры, то в целом по стране ситуация характеризуется сокращением числа многих региональных бирж, в основном, на рынках акций и валют. Хотя, следует отметить, что развитие компьютеризации биржевых операций приводит к тому, что географическое положение торговой площадки перестает иметь большое значение. В условиях развивающегося российского рынка, статус региональной биржи может сохраняться для торговли акциями, облигациями региональных
эмитентов, размер которых недостаточен для листинга на ведущей национальной бирже.
Процессы консолидации проявляют себя не только на фондовом рынке, но и на рынке банковских услуг. Мировая глобализация и интеграция требуют сегодня от российских банков появление финансовых инноваций и развитие технологий, которые позволили бы удержать уже имеющихся и привлечь новых клиентов. Таким фактором внутреннего развития является розничный банковский бизнес, потенциал которого в части обеспечения банковской системы долгосрочным устойчивым ресурсом, создания возможностей ускорения оборачиваемости капитала, а также удовлетворения спроса населения на дорогостоящие товары посредством кредитования остается весьма высоким. В настоящее время Банком России в соответствии с поручением Президента РФ ведется работа по совершенствованию правовой базы в целях повышения доступности финансовых и банковских услуг для населения в регионах России с недостаточной сетью банковских учреждений. Проблему расширения банковской сети предполагается решать на базе инфраструктуры ФГУП «Почта России». Многими отечественными экономистами поддерживается выбор для российской почтово-банковской системы немецкого пути развития (Deutsche Postbank Group). С точки зрения организации процесса оказания почтово-банковских услуг банк становится их производителем, а почта - продавцом, т.е. непосредственную работу с клиентом выполняет почта (почтово-сберегательное отделение), а ведение учета этих операций и отчетности по ним осуществляет банк. Превращение почты в «финансовый супермаркет», по аналогии с мировой практикой, позволит решить не только региональные проблемы российской банковской системы, но и позволит использовать почтово-банковские учреждения для реализации пенсионных и сберегательных схем, финансирования проектов федерального масштаба.
Актуальным остается вопрос объединения регулирования близких по роду деятельности финансовых институтов, в частности, подходы к определению собственных средств кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов, что соответствует общемировой практике. В перспективе необходимо развивать национальные требования к определению достаточности капитала, приблизив их к международным стандартам, более адекватно отражающим риски деятельности финансовых институтов. В условиях формирования и развития в России многоотраслевых финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного регулирования, что, очевидно, удобнее делать из единого центра.
Наряду с отмеченным, за последние годы продолжился процесс упорядочения функций регулирования на российском финансовом рынке. В 2011 г. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), а ее функции были разделены между ФСФР и Банком России. ФСФР получила функции по страховому надзору, по контролю и надзору в сфере страховой деятельности и с установлением определенных возможностей для этой службы, включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности.
Одновременно были перераспределены полномочия между ФСФР и Минфином РФ. Финансовому ведомству поручили решение стратегических вопросов, касающихся развития финансового рынка, проектов законов и постановлений правительства РФ, а полномочия ФСФР сузились до разработки нормативной базы, касающейся регулирования финансовых рынков и порядка надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом, Минфином России по согласованию с ФСФР России станут приниматься нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования деятельности пенсионных фондов, лицензионных требований, допуска на рынок, уровня собственных средств участников, требований к квалификации руководителей, мер пруденциального надзора, требований к активам, контроля и надзора за деятельностью бюро кредитных историй, требований к размеру и порядку расчета собственных средств паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, биржевых посредников, ипотечных агентов, вопросов связанных с микрофинансированием и т.д. Таким образом, по сути, Минфин становится мегарегулятором на финансовом рынке, а через ФСФР реализуются, в основном, функции меганадзора на этом рынке.
Список литературы:
1. Материалы Международной конференции «Москва - международный финансовый центр, рубль - резервная валюта. Реалии и перспективы» (8 сентября 2010). - М., 2010.
2. Борисова Е.В. Консолидированный надзор на финансовых рынках Российской Федерации // Финансовое право. - 2009. - № 10. - С. 31-33.
3. Соколов Д.И. Стратегия развития финансового рынка на десятилетие: от планирования к реализации // Финансы. - 2009. - № 2. - С. 14-18.