Научная статья на тему 'Процессуально-эстетический анализ событийной фотографии в современном Китае'

Процессуально-эстетический анализ событийной фотографии в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
событийная фотография / реальность как процесс / событие / схватывание / эффект присутствия / event photography / reality as process / event / grasping / presence effect

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзикевич Сергей Анатольевич, Ху Цзямин

В данной статье предпринято рассмотрение возможного объединения онтологических идей А.Н. Уайтхеда и структурно-психологического анализа фотографии Р. Барта, чтобы на основании кросс-культурной конвергенции европейского и китайского визуального опыта освоения выразительных возможностей фотографии внести новый вклад в научное изучение этого вопроса, слишком сильно ранее страдавшее от евроцентризма. Сообщается, что А.Н. Уайтхед отмечал важность событий как отражения реальности, в том числе в социальной истории, онтологически обосновал важность фиксации внешних процессуальных проявлений реальности во внутреннем опыте субъекта. Р. Барт рассматривал фотографию с феноменологической точки зрения, подчеркивая субъективную эмоциональную связь между зрителем и фотографическим произведением. Заключается, что эти теории дополняют друг друга в контексте интерпретации ситуативной фотографии, выступающей средством документальной фиксации элементов бытия для возможности его восприятия и переосмысления субъектами разных исторических периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process-Aesthetic Analysis of Event Photography in Contemporary China

This article examines the possible combination of the ontological ideas of A.N. Whitehead and the structural and psychological analysis of photography by R. Barth, in order to make a new contribution to the scientific study of this issue, which previously suffered too much from Eurocentrism, based on the cross-cultural convergence of European and Chinese visual experience in mastering the expressive possibilities of photography. It is reported that A.N. Whitehead noted the importance of events as a reflection of reality, including in social history, and ontologically justified the importance of fixing external procedural manifestations of reality in the subject's inner experience. R. Barth considered photography from a phenomenological point of view, emphasizing the subjective emotional connection between the viewer and the photographic work. The conclusion is that these theories complement each other in the context of the interpretation of situational photography, which serves as a means of documenting the elements of existence for the possibility of its perception and reinterpretation by subjects of different historical periods.

Текст научной работы на тему «Процессуально-эстетический анализ событийной фотографии в современном Китае»

Научная статья УДК 77(510):7.01

https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.7

Процессуально-эстетический анализ событийной фотографии в современном Китае Сергей Анатольевич Дзикевич1, Ху Цзямин2

12Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

[email protected]

[email protected]

Аннотация. В данной статье предпринято рассмотрение возможного объединения онтологических идей А.Н. Уайтхеда и структурно-психологического анализа фотографии Р. Барта, чтобы на основании кросс-культурной конвергенции европейского и китайского визуального опыта освоения выразительных возможностей фотографии внести новый вклад в научное изучение этого вопроса, слишком сильно ранее страдавшее от евроцентризма. Сообщается, что А.Н. Уайтхед отмечал важность событий как отражения реальности, в том числе в социальной истории, онтологически обосновал важность фиксации внешних процессуальных проявлений реальности во внутреннем опыте субъекта. Р. Барт рассматривал фотографию с феноменологической точки зрения, подчеркивая субъективную эмоциональную связь между зрителем и фотографическим произведением. Заключается, что эти теории дополняют друг друга в контексте интерпретации ситуативной фотографии, выступающей средством документальной фиксации элементов бытия для возможности его восприятия и переосмысления субъектами разных исторических периодов.

Ключевые слова: событийная фотография, реальность как процесс, событие, схватывание, эффект присутствия

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Дзикевич С.А., Ху Цзямин. Процессуально-эстетический анализ событийной фотографии в современном Китае // Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 61-67. https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.7.

Original article

The Process-Aesthetic Analysis of Event Photography in Contemporary China

Sergey A. Dzikevich1, Hu Jiaming2

12Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

[email protected]

[email protected]

Abstract. This article examines the possible combination of the ontological ideas of A.N. Whitehead and the structural and psychological analysis of photography by R. Barth, in order to make a new contribution to the scientific study of this issue, which previously suffered too much from Eurocentrism, based on the cross-cultural convergence of European and Chinese visual experience in mastering the expressive possibilities of photography. It is reported that A.N. Whitehead noted the importance of events as a reflection of reality, including in social history, and ontologically justified the importance of fixing external procedural manifestations of reality in the subject's inner experience. R. Barth considered photography from a phenomenological point of view, emphasizing the subjective emotional connection between the viewer and the photographic work. The conclusion is that these theories complement each other in the context of the interpretation of situational photography, which serves as a means of documenting the elements of existence for the possibility of its perception and reinterpretation by subjects of different historical periods.

Keywords: event photography, reality as process, event, grasping, presence effect

Funding: Independent work.

For citation: Dzikevich, S.A. & Hu Jiaming. (2025) The Process-Aesthetic Analysis of Event Photography in Contemporary China. Society: Philosophy, History, Culture. (2), 61-67. Available from: doi:10.24158/fik.2025.2.7 (In Russian).

Введение. Китайская визуальная психика и сложившиеся практики ее выражения в традиционных формах искусства живописи на этой культурной территории оказались исторически склонными запечатлевать для освоения онтологического опыта именно процессуальные стороны действия, в том числе имеющего важное социально-политическое значение. Культура китайской событийной фотографии проявилась именно в этом аутентичном психологическом содержании, которое передает фотограф, тем самым влияя на восприятие конкретного события и реальности в целом

© Дзикевич С.А., Ху Цзямин, 2025

публики. Яркими представителями данного научного направления, представившими собственные концепции интерпретации фотографии, являются А.Н. Уайтхед и Р. Барт.

Цель данной работы - переосмыслить концепции события и схватывания, сформулированные А.Н. Уайтхедом в работе «Приключения идей», а также подход к пониманию эффекта присутствия в фотографии, изложенный Р. Бартом в сочинении «Camera lucida», оценить актуальность этих концепций для интерпретации практики современной событийной фотографии в Китае.

Указанная цель конкретизировалась в ряде задач, среди которых:

1. Рассмотрение реальности с точки зрения специфики ее восприятия и отражения субъектом.

2. Изучение концепции трактовки сущности фотографии, предложенной Р. Бартом.

3. Репрезентация основных положений интерпретационной идеи А.Н. Уайтхеда, касающейся событийной фотографии.

4. Определение значимости объединенного потенциала теорий Р. Барта и А.Н. Уайтхеда в отношении фотографии.

5. Формулировка заключительных положений исследования.

Методами работы послужили: ретроспективный анализ, описание, сравнение, аналитическое обобщение, синтез рассуждений.

Реальность события для субъекта. Сегодня фотография стала одним из самых распространенных носителей информации в современном обществе благодаря способности к фиксации внешней к субъекту реальности, быстрому и удобному выражению характера ее данности индивиду. В особенности это стало очевидно в связи с распространением цифровых устройств, соединенных напрямую с Интернетом. Когда современный человек сталкивается с вещами, вызывающими его интерес, он при возможности документирует их при помощи своего переносного девайса со встроенной камерой, а затем выкладывает фото в свой аккаунт в социальной интернет-сети. Это превратилось в естественный паттерн культурной коммуникации. В. Беньямин, исследуя ранний аналоговый фазис становления этого феномена, уже указал на подобную перспективу в своем исследовании «Краткая история фотографии»: «Неграмотным в будущем будет не тот, кто не владеет алфавитом, а тот, кто не владеет фотографией» (Беньямин, 2017). Разумеется, мы должны сделать некоторые коррективы в этом предвидении, связанные с реальным развитием последующих событий: фотофиксация совсем не заменила словесную коммуникацию. Ожидания «визуального поворота» оказались сильно преувеличенными, поскольку язык остался актуальным потому, что передает иную информацию в фиксируемом событии, нежели изображение, он способен сообщить невидимое, например, через метафору. Два способа фиксации события - вербальный и невербальный - не противостоят, а дополняют друг друга. Однако масштаб влияния фотофиксации изображений в цифровом формате оказался несоизмеримо больше возможных представлений о потенциальном влиянии воспроизведений аналоговой версии.

Событийная фотография представляет собой жанр, который уходит корнями в процессуальные реальности мира. Природа этого вида фиксации бытия требует от фотографов делать снимки, когда они сталкиваются с неожиданными событиями, такими как стихийные бедствия, аварии или ключевые общественные новости, а затем распространять их в виде фотографий по интернет-каналам или через офлайновые средства массовой информации, чтобы реципиенты получили представление о контексте своего существования в режиме реального времени.

С момента основания Китайской Народной Республики (1949) и провозглашения начала политики реформ и открытости (1978)1 произошло значительное количество изменений в структуре современного китайского общества и социального мышления, и в этом историческом процессе возникло множество событий, которые фотография зафиксировала, используя свою социальную функцию.

С экспоненциальным ростом скорости развития современных сетей у людей появляется все больше возможностей участвовать в реальных событиях и общественных мероприятиях в режиме «здесь и сейчас». В этой связи документирование и распространение фотографий события позволяет читателю сначала осознать существование и происхождение события через акт визуального восприятия, и даже если событие произошло очень давно, мы все еще можем получить представление о вещах, существовавших в прошлом, но повлиявших на формирование настоящего, через эти материалы.

Как осуществляется для субъекта восприятия фотографии связь событий, произошедших на разных временных отрезках? В практике современной китайской событийной фотографии от-

1 Политика реформ и открытости - это стратегическое решение о внутренних реформах и внешней открытости, которое Китай реализует с момента проведения Третьего пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая Одиннадцатого созыва в 1978 г., положившего начало всем изменениям в экономической, социальной и культурной жизни страны при решающем влиянии группы в руководстве партии, возглавляемой Дэн Сяопином.

четливо представлена задача зафиксировать и исследовать суть события. В этом чувствуется влияние отчасти традиционной китайской изобразительной практики, отчасти - западных теоретических конструкций, усвоенных в период Второго Просвещения в китайской культуре ХХ в.1

Концепция Р. Барта. Р. Барт в своем принципиальном исследовании феномена фотографии «Camera Lucida» сделал главным вопрос эффекта синхронного присутствия реципиента фотографии в отношении реальности изображенного фотографией как ее психологической сущности (для выражения последней он использовал термин «светопись бытия»). По Р. Барту, онтологическая правдивость в фотографии представляет собой необходимое условие ее принадлежности к этому типу коммуникации, она с необходимостью предполагает «вещь /.../ расположенную перед объективом, ту вещь, без которой не было бы фотографии» (Барт, 2011). Далее, в восприятии фотографии происходит расшифровка этой реальности, так что и постановочные снимки распадаются на видимый ряд внешних деталей и реальное событие введения в заблуждение будущих реципиентов. Истинность вещей перед объективом оказывается психологически многослойной, и она целиком, в комплексе оказывает влияние на реципиента. В «Camera Lucida» Р. Барт подчеркивает, что фотография - доказательство онтологической реальности отображаемого существования: «Фотография не сообщает /.../ о том, чего уже нет, но исключительно и наверняка о том, что было» (Барт, 2011). Под онтологической реальностью понимается в данном случае физическая реальность вещи, а не некое ее визуальное воспроизведение во внешнем проявлении.

Воздействие на реципиента фотографии, согласно пониманию Р. Барта, по происхождению изображения (предмет перед объективом) отличается от восприятия картины, где вещь совершенно необязательно является результатом прямого контакта автора с реальной, вне него существующей сущностью и поэтому не может служить свидетельством онтологической реальности такой сущности. Напротив, произведение живописи часто по умолчанию продолжает линию изначального отсутствия изображаемого предметного контекста в сфере независимого от субъекта существования. В качестве примера подобного различия референций фотографических и живописных мы предлагаем читателю обратиться к зооморфным образам европейской и китайской мифологии - кентавру и дракону соответственно. Живописные изображения этих мифологических образов широко распространены, фотографические же не обнаруживаются, а если таковые будут все же найдены, то это будет свидетельством попытки инсценирования мифологических сюжетов и скажет нам только о ее реальности. В этом смысле следует интерпретировать утверждение Р. Барта, что фотография «соприродна своему референту» (Барт, 2011).

Это однозначное соотнесение онтологических реальностей фотоизображения и его необходимого прототипа делает сам процесс уникальным событием. Функция фотографии заключается не в воспроизведении чего-то исчезнувшего, а в доказательстве того, что то, что мы видим сейчас, действительно существовало в реальности, а событие, зафиксированное на фотографии, служит историческим материалом прошлого, который мы можем пережить и исследовать2.

Это свидетельство реальности событий существования прошлого одновременно передает впечатление о нем, его эстетическую характеристику, фотография позволяет реципиенту ощутить обстоятельства времени. Это и дает возможность субъекту восприятия фотоизображения связывать обстоятельства прошлого и настоящего, Р. Барт отмечает это: «Важно, что фото наделено удостоверяющей способностью и что эта последняя относится не к объекту, а ко времени» (Барт, 2011).

Онтологическая рефлексия в отношении темпоральных обстоятельств, их соотнесение с пространственными характеристиками континуума требуют выйти за пределы того формата дискурса, который был принят для себя Р. Бартом в его тексте «Camera Lucida», в область фундаментальной онтологии, чтобы расположить его, несомненно, прозорливые мысли относительно эстетической природы фотоизображений в контексте холистической картины мира, к которой интеллект требует направить свои усилия, стремясь соединить в единый результат весь наличный познавательный опыт, касающийся определенного предмета познания.

Темпоральный дискурс для человеческого интеллекта не может быть автономным от вопроса о том, что именно характеризуется тем или иным набором темпоральных характеристик, то есть пространственных аспектов существования. Это требует обращения к тем концептуальным инструментам, которые отражают темпорально-пространственное единство существования и действительную онтологическую идентичность его событий.

1 Первым Просвещением называется период с конца XIX в. до конца 20-х гг. ХХ в., когда произошло знакомство ранее закрытого китайского общества с западными научными теориями и технологиями; Вторым Просвещением называется период распространения в Поднебесной новейших западных научных теорий и технологий в конце ХХ в. после начала китайским руководством политики реформ и открытости.

2 В этом отношении в настоящей публикации, как и во всей научной группе, к которой принадлежат авторы на кафедре эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, задачи исторического познания понимаются так, как они сформулированы в Школе Анналов: прошлое должно изучаться так, как оно было, когда было настоящим, на основании памятников и документов (Блок, 1986).

В ХХ в. прецедент такой выдерживающей научную критику холистической концепции представлен теорией природы А.Н. Уайтхеда1.

Концепция А.Н. Уайтхеда. Следует заметить, что в период Второго Просвещения в Китае идеи философии процесса А.Н. Уайтхеда получили широкое распространение и влияние, в том числе и в своих эстетических значениях2. Ключевые для этих значений понятия «событие»3, «соединение»4 и «схватывание»5 рассматриваются в уже в ранних философских исследованиях А.Н. Уайтхеда. Он трактовал нашу природу, разум, общество, контекст Вселенной как совокупность взаимосвязанных, но относительно автономных процессов.

Ян Фубин6, один из современных китайских интерпретаторов философии процесса, продолжает эту традицию и представляет обзор взглядов А.Н. Уайтхеда в своих работах. Он отмечает: «Философия процесса настаивает на том, что процесс - это реальность, а реальность -это процесс. Вся Вселенная - это естественная система, образованная различными событиями, различными реальными сущностями, взаимосвязанными и дополняющими друг друга» (Ян Фубинь, 2003). А.Н. Уайтхед полагал, что Вселенная является совокупностью событий, идентичных вещам мира. Он считал, что каждое событие уникально, но находится в связи со всеми другими событиями мира: «Мы должны начать с события, приняв его за конечную единицу природного явления. Событие должно иметь отношение ко всему существующему, в том числе ко всем другим событиям» (Уайтхед, 1990: 163).

Относительно соотношения протяженности и длительности А.Н. Уайтхед занимает следующую позицию: «Во времени длительность неограниченна, тогда как в пространстве она охватывает всю вселенную. Одно событие сменяет другое событие, заключая одно в другом, и все это заменяется другими событиями, следовательно, можно сделать вывод о том, что протяженность способствует возникновению длительности» (Саенкова, 2006: 106-113). То есть по своему характеру события конкретны и единичны, само возникновение каждого из них уже определяет, что оно не повторится, событие входит в процесс, и, возникнув, оно не исчезает, а переходит в другое. Событие для А.Н. Уайтхеда - это то, что реально в природе, то, чем нечто является само по себе. Во всей Вселенной каждое из них уникально и неповторимо, а взаимодействие множества сущностей порождает новые события.

Объединенный потенциал теорий Р. Барта и А.Н. Уайтхеда в отношении фотографии. Онтологическое объяснение эстетического действия фотографии на реципиента следует видеть именно в каузальном аспекте понимания такого специфического процесса, как творчество, трактуемого как «процесс, порождающий новизну» (Уайтхед, 2009: 287). Фотография не создает нового события, но как творческий продукт бесконечно напоминает о других. В этом заключается онтологический смысл высказывания Р. Барта, согласно которому фотография до бесконечности воспроизводит то, что имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном. Событие в ней никогда не выходит за собственные пределы к чему-то другому (Барт, 2011; Беньямин, 2017).

Иными словами, суть фотографии заключается в том, чтобы выразить уникальность событий. Объединенный потенциал теорий Р. Барта и А.Н. Уайтхеда в отношении фотографии позволяет понять, что психологический характер влияния фотографии заключается в интерсубъективных аспектах эмоций субъектов, в том числе в отношении к течению времени. В этом состоит основной смысл влияния фотографии на реципиента в принципе. Так следует понимать приводимое далее высказывание одного из современных китайских исследователей текста Р. Барта «Camera Lucida»: «Всегда есть фотографии, способные завораживать, в которых эмоции нельзя свести к минимуму...» (Лай Чунчэн, 2022). Такова, по мнению Р. Барта, сформировавшемуся в период Второго Просвещения китайской культуры, в том числе и культуры событийной фотографии, природа

1 См. недавно опубликованный первый перевод на русский язык основополагающего системного изложения этой концепции (Уайтхед, 2024).

2 См. также недавно опубликованный перевод статьи одного из ключевых китайских интерпретаторов идей А.Н. Уайтхеда в этот период (Ван Чжихэ, 2024).

3 Термин А.Н. Уайтхеда «событие» относится к динамичным, взаимосвязанным, фундаментальным реальным единицам Вселенной.

4 Соединение - это термин А.Н. Уайтхеда, обозначающий непрерывный процесс изменения и развития событий во Вселенной.

5 Схватывание - термин А.Н. Уайтхеда, субъективное переживание субъектом событий и творческая интеграция.

6 Ян Фубин (1958-) - доктор философии, Ренминский университет Китая; старший приглашенный ученый, Клэрмонтский университет, Калифорния, Соединенные Штаты Америки; в настоящее время - декан и профессор Школы права и политики, Пекинский университет международных исследований (В^и).

ее выразительности, которая может достигать по интенсивности силы аффекта: «... он ... являлся тем, к чему я хотел и должен был свести фотографию» (Барт, 2011).

С точки зрения А.Н. Уайтхеда, взгляды которого, как мы видели, также широко распространились в китайской интеллектуально-культурной среде в период Второго Просвещения, фотография представляет собой пересечение событий существования субъекта и объекта. Этот вид опыта познания субъекта в терминологии А.Н. Уайтхеда стал известен как «схватывание», он имеет особую характеристику, понимаемую ученым как «аффективная тональность, определяющая эффективность этого схватывания в данном случае опыта» (Уайтхед, 2009: 222). В настоящей статье мы хотели бы обратиться в качестве иллюстрации не к фотографическому опыту периода Второго Просвещения, когда теории А.Н. Уайтхеда и Р. Барта стали широко известны благодаря переводам и комментариям их трудов, а к опыту фотофиксации событий, предшествующих объявлению политики реформ и открытости, а затем получившему новые значения в процессе ее реализации. Рассмотрим фотографию, сделанную Цзян Дуо1 в Пекине в 1968 г. (рис. 1).

Рисунок 1 - Чжоу Эньлай на военном параде в Пекине Figure 1 - Zhou Enlai at a Military Parade in Beijing

1 Цзян Дуо (1937-) - известный китайский историк документальной фотографии и журналист, в свое время - вице-президент Китайской ассоциации новостной фотографии, отмеченный Китайской ассоциацией фотографов как фотограф с «выдающимся вкладом».

На снимке запечатлен премьер Госсовета Китайской Народной Республики (КНР) Чжоу Эньлай1, наблюдающий за военным парадом с трибуны во время празднования Национального дня в честь XIX годовщины основания КНР 01 октября 1968 г. (ныне оригинал принадлежит мемориальному залу Чжоу Эньлая в Хуайане, провинция Цзянсу). ^устя 47 лет продемонстрированная на военном параде в 03 сентября 2015 г. фотография быстро стала вирусной в китайском Интернете. Публика всех возрастов была воодушевлена и горда, увидев ее. Это связано с тем, что при основании КНР китайское общество все еще находилось на экономически отсталой стадии развития, а период, когда была сделана эта фотография, был трудным временем реализации попытки радикального и быстрого преодоления этой отсталости (политика «большого скачка» и культурной революции), которые не привели к ожидаемым эффектам, и только к 2015 г. дали себя знать результаты новой политики реформ и открытости, о которой мы упоминали выше. Чжоу Эньлай принимал участие во всех этих событиях, включая подготовку политики реформ и открытости, поэтому реминисценции, связанные с воспроизведением его фотографии в новой информационной среде вызвали эффект такого сильного типа. Как писала о подобных явлениях С. Сонтаг в своей книге «О фотографии»: «Событие закончилось, а картинка существует, жалуя ему нечто вроде бессмертия (и важность), которого иначе оно было бы лишено» (Сонтаг, 2013: 22).

Таким образом, следует признать правомерность интегрированных взглядов Р. Барта и А.Н. Уайтхеда на событийную фотографию как способ отражения реальности одним субъектом для ее восприятия спустя время другими участниками социально-исторического процесса, позволяющего зафиксировать документально определенное событие, момент для его дальнейшего переосмысления в контексте изменившейся среды и психоэмоционального состояния потенциальных зрителей.

Список источников:

Барт Р. Camera Lucida : комментарий к фотографии. М., 2011. 267 с. Беньямин В. Краткая история фотографии. М., 2017. 165 с. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. 254 с.

Ван Чжихэ. Экология постмодерна и трансформация современного образа жизни // Aesthetica Universalis. 2024. № 2 (25). С. 95-113.

Саенкова Е.С. Философия природы Альфреда Норта Уайтхеда // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2006. Т. 9, № 1. С. 106-113. Сонтаг С. О фотографии. М., 2013. 268 с. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. 716 с.

Уайтхед А.Н. Понятие природы. Фрагменты // Aesthetica Universalis. 2024. № 2 (25). С. 13-54. Уайтхед А.Н. Приключения идей. М., 2009. 382 с.

ШШЯ» ШШШШШЩ^Ш//2003. 4^„ ®75-82й„ = Ян Фубинь. Обзор философии процесса Уайтхеда // Социальные науки за рубежом. 2003. № 4. С. 75-82. (на кит. яз.)

Studium and Punctum:Roland Barthes and"Camera lucida"//i^£tt-frM„ 2022. 15-^„ ®86-88й„ = Лай Чунчэн. Studium и Punctum: Ролан Барт и «Camera Lucida» // Древнее и современное культурное творчество. 2022. № 15. С. 8688. (на кит. яз.)

References:

Bart, R. (2011) Camera Lucida: kommentarii k fotografii [Camera Lucida: reflections on photography]. Moscow. 267 p. (In Russian) Ben'yamin, V. (2017) Kratkaya istoriya fotografii [A brief history of photography]. Moscow. 165 p. (In Russian) Blok, M. (1986) Apologiya istorii, ili Remeslo istorika [The Apology of history, or the craft of a historian]. Moscow. 254 p. (In Russian) Lai Chongcheng (2022). [Studium and Punctum: Roland Barthes and "Camera Lucida"]. [Ancient and modern cultural creativity]. (15), 86-88. (In Chinese)

Saenkova, E. S. (2006) Filosofiya prirody Al'freda Norta Uaitkheda [The concept of nature by Alfred North Whitehead]. Vestnik MGTU. Trudy Murmanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 9 (1), 106-113. (In Russian) Sontag, S. (2013) O fotografii [About photography]. Moscow. 268 p. (In Russian)

Uaitkhed, A. N. (1990) Izbrannye raboty po filosofii [Selected works on philosophy]. Moscow. 716 p. (In Russian) Uaitkhed, A. N. (2009) Priklyucheniya idei [Adventures of Ideas]. Moscow. 382 p. (In Russian)

Uaitkhed, A. N. (2024) Ponyatie prirody. Fragmenty [The concept of nature. Fragments]. Aesthetica Universalis. (2 (25)), 1354. (In Russian)

Van Chzhikhe (2024). Ekologiya postmoderna i transformatsiya sovremennogo obraza zhizni [Postmodern ecology and the transformation of the modern lifestyle]. Aesthetica Universalis. (2 (25)), 95-113. (In Russian)

Yang Tubing (2003). [Review of Whitehead's philosophy of the process]. [Social Sciences abroad]. (4), 75-82. (In Chinese)

Информация об авторах

С.А. Дзикевич - доцент кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=311703

1 Чжоу Эньлай (1898-1976) - китайский революционер-марксист, выдающийся партийный и государственный деятель, один из главных руководителей Коммунистической партии Китая и КНР, военачальник и дипломат.

Ху Цзямин - аспирант кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors S.A. Dzikevich - Associate Professor, Department of Aesthetics, Faculty of Philosophy, Lomon-osov Moscow State University, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=311703

Hu Jiaming - PhD student at the Department of Aesthetics, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was subm itted 19.12.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.01.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.02.2025.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.