Список литературы
1. Единый Федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedresurs.ru/ (дата обращения: 29.04.2017).
2. Всяких М.В., Орлова Н.К. Сущность и причины банкротства предприятий в условиях финансовой нестабильности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 4-2. С. 36-41.
3. Решение ЦБ РФ по процентной ставке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.investing.com/economic-calendar/russian-interest-rate-decision-554/ (дата обращения: 29.04.2017).
4. Степаненко Е.И. Методика управленческого анализа финансового состояния в целях привлечения кредитных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. М.: РГАЗУ, 2010. № 9 (14). С. 277-281.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ
Словеснова А.Д.
Словеснова Александра Дмитриевна - магистрант,
направление: экономика предпринимательства, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: в настоящее время для большинства предприятий одной из наиболее актуальных проблем является необходимость снижения затрат на производство, уровень которых определяет их конкурентоспособность. Важнейшим вопросом управления предприятием становится проблема выбора нового подхода к управлению затратами. Для построения и реализации успешной модели управления расходами современные методологии менеджмента предлагают к использованию «процессный подход» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента с целью повышения эффективности использования ресурсов. Вся деятельность предприятий и организаций или совокупность действий, ими осуществляемая и использующая ресурсы, управляемая с целью преобразования входов в выходы, для получения в дальнейшем дохода, представляет собой бизнес-процессы. В статье рассмотрены этапы внедрения процессного подхода к управлению затратами и преимущества его применения. Ключевые слова: затраты, бизнес-процессы, процессный подход.
В современных условиях анализ затрат на производство и реализацию продукции - один из самых важных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов. От их уровня зависят финансовые результаты, темпы роста производства, финансовая устойчивость организаций.
Задачами анализа затрат являются:
1. Оценка динамики затрат по временным периодам и соблюдение установленного по ним норматива.
2. Определение факторов, повлиявших на эту динамику и соблюдение норматива, величины и причины отклонений от запланированных фактических затрат.
3. Оценка динамики и выполнения нормативов по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий.
4. Выявление неиспользованных возможностей снижения себестоимости продукции.
Цель анализа затрат на производство и реализацию продукции заключается в выявлении реальных возможностей для повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Для того, чтобы построить и реализовать успешную модель управления затратами современные методологии менеджмента предлагают использовать «процессный подход» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента с целью повышения эффективности использования ресурсов. Организациям необходимо устанавливать и осуществлять управление многочисленными взаимосвязанными видами деятельности для успешного функционирования. Деятельность или совокупность действий, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, для получения в дальнейшем дохода, представляет собой бизнес-процесс. Чаще всего выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также управление процессами, направленное на получение желаемого результата, могут считаться «процессным подходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе управления затратами такой подход подчеркивает важность:
1. понимания и выполнения требований;
2. необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;
3. достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
4. постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Кроме этого, ко всем процессам может применяться цикл «Plan - Do - Check -
Act» (PDCA) рис. 1.
(do) - внедрите процессы
(check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и уровень затрат
(act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов
Рис. 1. Цикл процессов управления
Цикл PDCA можно описать так: планирование (plan) - разработка цели и процессов, которые необходимы для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации; осуществление (do) -внедрение процессов; проверка (check) - необходимость все время контролировать и анализировать процессы и уровень затрат в сравнении с принятыми задачами, целями и требованиями к экономическим показателям и информирование о результатах;
действие (act) - обязательность предпринимать действия по постоянному улучшению показателей процессов.
При применении процессного подхода к управлению затратами необходимо рассматривать и перестраивать бизнес-процессы с точки зрения оптимизации расходов и исключения непроизводительных потерь.
Процессным принципом можно назвать рассмотрение действий по оказанию услуг или изготовлению продукции как непрерывного технологического процесса, в котором участвует множество людей — работников, каждый из которых вносит в изделие свой трудовой вклад, и общий результат работы зависит от вклада всех участников без исключения. То есть, ошибка в работе даже одного участника процесса может серьезно сказаться на общем результате всего процесса и свести на нет усилия всех остальных участников.
Рассмотрим основные принципы внедрения процессного подхода в работу современной организации.
Для достижения наилучшего результата, нужно рассматривать как процесс соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены.
Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.
Бизнес-процессом является совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, создающий или добавляющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов:
1. основные, которые характеризуют выполнение функций по текущей деятельности предприятия, производству продукции или оказанию услуг;
2. обслуживающие, которые характеризуют обеспечение производственной и управленческой деятельности организации;
3. управленческие, определяющие стратегию развития бизнеса, управления финансами, активами, персоналом и т.д.
На основе процессного подхода организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Следующим этапом на пути к достижению цели является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.
Для эффективного внедрения процессного подхода необходимо иметь оптимальную работоспособную организационную структуру предприятия. Система управления персоналом должна отличаться высокой адаптивностью к условиям работы с большим числом горизонтальных связей, частой смене служебных или производственных обязанностей участников процесса.
Можно выделить все процессы, необходимые для эффективной деятельности предприятия. На рис. 2 показана схема типовых процессов, протекающих на предприятии.
бизнес-процессы предприятия
основные процессы вспомогатель ные процессы процессы обеспечения
производственные
проектно-конструкт орские
финансово -сбытовые
техническое обеспечение производства
кадровые
материально-техническое снабжение
документирование и
информационное обеспечение
функцио- функцио- функцио-
нальные нальные нальные
процессы процессы процессы
функциональные процессы
функциональные процессы
* * функциональные процессы функциональные процессы
Рис. 2. Схема типовых бизнес-процессов
Схема бизнес-процессов состоит из 4 уровней. Процессы предприятия (1 уровень) состоят из основных, вспомогательных и обеспечивающих процессов (2 уровень), которые в свою очередь состоят из производственных, проектно-конструкторских, процесса сбыта и финансирования, технического обеспечения производства, кадрового процесса, процесса материально-технического, документного и информационного обеспечения (3 уровень). На 4 уровне находятся непосредственно функциональные процессы предприятия [1, с. 17].
Эффективно выстроенная структура управления предприятием позволяет четко отслеживать все процессы, происходящие в нем, определять ответственность за каждый процесс, производить полное документирование всех процессов, вести постоянный мониторинг процессов, своевременно проводить корректирующие и профилактические мероприятия.
Для этого необходимо определить ответственность каждого подразделения предприятия, каждого должностного лица за конкретный процесс, поэтому составляется матрица ответственности, графическая схема, отражающие конкретных ответственных лиц.
Имея перечень всех процессов, в дальнейшем нужно решать вопросы их регламентации, то есть полностью описать действия по реализации процесса, которые должны быть представлены для всеобщего ознакомления и использования. В перечень этой документации входят должностные инструкции, маршрутные, потовые и технологические карты, процедуры и т.д.
Из всего изложенного ранее следует, что система управления затратами представляет собой совокупность управленческих воздействий по реализации задач планирования, организации управления, учета, контроля и оперативных координации и регулирования. Важную роль играет и мотивация персонала в целях достижения их оптимальной величины в рамках роста показателей экономической эффективности деятельности организации, ее финансовой устойчивости. Предваряющей процедурой принятия управленческих решений является экономический анализ, базирующийся на данных управленческого и финансового учета. При реализации задачи формирования или реорганизации существующей системы управления затратами предпочтительно использовать процессный подход.
Список литературы
1. Репин В., Елиферов В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОИСКА НОВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Словеснова А.Д.
Словеснова Александра Дмитриевна - магистрант,
направление: экономика предпринимательства, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: современные процессы, происходящие в экономике, связанные с падением ВВП, снижением уровня реальных доходов населения, покупательской способности и спроса, на фоне неблагоприятных внешних факторов, требуют от предпринимателей создания условий, при которых экономическая эффективность ведения бизнеса будет повышаться, что послужит основой для его сохранения и дальнейшего развития. Возможность воздействия на уровень затрат значительно превышает степень влияния, которое можно оказать на факторы увеличения доходной части бизнеса, которые находятся в большой зависимости от внешних факторов спроса, объема предложений, покупательской способности потребителей, поэтому значение удачного подхода к управлению затратами трудно переоценить. Ключевые слова: затраты, современная экономика, эффективное управление затратами.
Одним из обязательных условий существования рыночной экономики является наличие и расширение предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение потребностей государств и населения. Конечной целью любого бизнеса является извлечение, как можно большей прибыли в результате производства и реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ. Размеры прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости от уровня затрат на производство, причем оказывать влияние на него, предпринимателю значительно проще, чем на объем доходов, подверженный значительным перепадам из-за изменения совокупности значений спроса и предложения, которыми управляют в большей степени внешние факторы.
Поэтому, одним из наиболее значимых показателей, отражающих эффективность бизнеса, и оказывающих влияние на состояние и перспективы его развития, является уровень затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ.
В настоящее время, как мировая экономика в целом, так и Российская, переживают период рецессии или стагнации (рис. 1 и рис. 2) [1].