Научная статья на тему 'Процессный подход к управлению организацией высшего образования'

Процессный подход к управлению организацией высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАФЕДРА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕИНЖИНИРИНГ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / MANAGEMENT / DEPARTMENT / PROCESS APPROACH / BALANCED SCORECARD / REENGINEERING / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коречков Юрий Викторович

В статье исследован процессный подход к управлению образовательной организацией высшего образования. Выделены факторы, влияющие на развитие системы высшего образования в настоящее время. Показано, что достижению конкурентных преимуществ в системе образования способствует четко отлаженная система управления. Выявлено, что процессный подход к управлению кафедрой в организации высшего образования основан на делении образовательного процесса на показатели деятельности, что позволяет подразделять процессы на основные, управленческие и обеспечивающие, способствующие достижению стратегических целей. Отмечено, что при реализации процессного подхода были определены, описаны и смоделированы процессы, относящиеся к основной деятельности, управлению и развитию, а также обеспечивающие процессы. Приведена процессная модель Академии МУБиНТ, которая отражает взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Показано, что процессный подход к управлению организацией высшего образования использует инструменты системы сбалансированных показателей (ССП), как технологии стратегического управления Академией МУБиНТ, позволяющей спроектировать стратегические цели на уровень оперативного управления. Рассмотрено место кафедры в системе управления вузом. Проанализированы основные процессы. Показано значение системы сбалансированных показателей, реинжиниринга и проектного управления. Сделан вывод, что результатом внедрения процессного подхода стала оптимизация организационной структуры Академии МУБиНТ и кафедр. Были сокращены подразделения, выполняющие дублирующие функции и усилены структуры, определяющие выполнение стратегических целей организации высшего образования. Внедрение в вузе и на кафедрах процессного подхода к управлению, системы менеджмента качества, проектного управления позволило использовать технологию управления, объединяющую все системы в образовательном процессе. Всё это потребовало создания на каждой кафедре в Академии МУБиНТ системы управления знаниями (СУЗ), предназначенной для управления всей совокупностью знаний как интеллектуальным капиталом организации высшего образования. Определено, что институционализация образовательного процесса позволяет интегрировать все ресурсы, что является стратегической задачей развития инновационной образовательной организации. Процессный подход к управлению вузом основывается на использовании тенденций развития высшего образования в зарубежных странах и применяется в ведущих инновационных организациях высшего образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process approach to organization management higher education

The article explores the process approach to management of the educational organization of higher education. Selected factors related to the development of the higher education system at present. In shown that to achieve competitive advantages in the education system contributes to the well-established management system. It is revealed that the process approach to organization management higher education is based on dividing the educational process on the performance indicators, which allows to divide the process into basic, and provides management, contributing to the achievement of strategic objectives. Noted that the implementation of the process approach have been identified, described and modeled the processes related to the core activities, management and development, as well as providing processes. Given the process model of the Academy MUBiNT, which reflects the relationship between the processes of training and education. It is shown that the process approach to organization management higher education uses the tools of the balanced scorecard (BSC) as strategic management technologies Academy MUBiNT, design allows strategic objectives to operational management. Considers the place of the Department in the University management system. Analyzed key processes. Shows the value of the system is balancedtion metrics, reengineering and project management. It is concluded that the result of the implementation of the process approach was the optimization of the organizational structure of the Academy MUBiNT and departments. Was reduced departments that perform overlapping functions and strengthened the structure defining the strategic goals of the organization of higher education. Introduction at the University and in the departments of process approach to management, system quality management, project management, POS-valilo to use the technology of management that combines all systems in the educational process. All this demanded creation of each Department in the Academy MUBiNT of a knowledge management system (KMS) designed to manage the entire body of knowledge as intellectual capital of the organization of higher education. It was determined that the institutionalization of the educational process allows you to integrate all the resources, which is a strategic objective of development of innovative educational organizations. Process approach to management of the University is based on the trends of higher education development in foreign countries and is used in the leading innovative institutions of higher education of Russia.

Текст научной работы на тему «Процессный подход к управлению организацией высшего образования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-3.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/107EVN317.pdf

Статья опубликована 31.07.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Коречков Ю.В. Процессный подход к управлению организацией высшего образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №3 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/107EVN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.14

Коречков Юрий Викторович

ОО ВО (ЧУ) «Международная академия бизнеса и новых технологий», Россия, Ярославль Профессор кафедры «Экономики и учётно-аналитической деятельности»

Доктор экономических наук E-mail: koryv@mail.ru

Процессный подход к управлению организацией высшего образования

Аннотация. В статье исследован процессный подход к управлению образовательной организацией высшего образования. Выделены факторы, влияющие на развитие системы высшего образования в настоящее время. Показано, что достижению конкурентных преимуществ в системе образования способствует четко отлаженная система управления. Выявлено, что процессный подход к управлению кафедрой в организации высшего образования основан на делении образовательного процесса на показатели деятельности, что позволяет подразделять процессы на основные, управленческие и обеспечивающие, способствующие достижению стратегических целей. Отмечено, что при реализации процессного подхода были определены, описаны и смоделированы процессы, относящиеся к основной деятельности, управлению и развитию, а также обеспечивающие процессы.

Приведена процессная модель Академии МУБиНТ, которая отражает взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Показано, что процессный подход к управлению организацией высшего образования использует инструменты системы сбалансированных показателей (ССП), как технологии стратегического управления Академией МУБиНТ, позволяющей спроектировать стратегические цели на уровень оперативного управления.

Рассмотрено место кафедры в системе управления вузом. Проанализированы основные процессы. Показано значение системы сбалансированных показателей, реинжиниринга и проектного управления. Сделан вывод, что результатом внедрения процессного подхода стала оптимизация организационной структуры Академии МУБиНТ и кафедр. Были сокращены подразделения, выполняющие дублирующие функции и усилены структуры, определяющие выполнение стратегических целей организации высшего образования. Внедрение в вузе и на кафедрах процессного подхода к управлению, системы менеджмента качества, проектного управления позволило использовать технологию управления, объединяющую все системы в образовательном процессе. Всё это потребовало создания на каждой кафедре в Академии МУБиНТ системы управления знаниями (СУЗ), предназначенной для управления всей совокупностью знаний как интеллектуальным капиталом организации высшего образования.

Определено, что институционализация образовательного процесса позволяет интегрировать все ресурсы, что является стратегической задачей развития инновационной образовательной организации. Процессный подход к управлению вузом основывается на

использовании тенденций развития высшего образования в зарубежных странах и применяется в ведущих инновационных организациях высшего образования России.

Ключевые слова: организация высшего образования; кафедра; управление; процессный подход; система сбалансированных показателей; реинжиниринг; система менеджмента качества

Генезис общественных отношений характеризует значительные изменения в системе высшего образования России, качественные преобразования, происходящие в этой социальной сфере. Большой рост числа государственных и негосударственных высших учебных заведений, значительное снижение качества образовательного процесса и неподготовленность выпускников организаций высшего образования к деятельности в условиях цифровой экономики и информационного общества потребовали модернизации системы высшего образования.

За последние годы произошли институциональные изменения, которые связаны с тем, что сформирована нормативная правовая база функционирования института высшего образования, отрегулирован механизм государственного регулирования образовательными отношениями, формируется новая система организаций в сфере высшего образования и механизм оказания образовательных услуг. На развитие системы высшего образования в настоящее время оказывают влияние следующие факторы:

• во-первых, информатизация общества, развитие цифровых технологий, переход к "экономике знаний";

• во-вторых, возрастание роли "интеллектуального капитала" в условиях нового технологического уклада;

• в-третьих, демографический фактор;

• в-четвёртых, экономические условия функционирования организаций высшего образования.

Достижению конкурентных преимуществ в системе высшего образования способствует четко отлаженная система управления образовательным процессом. Основу эффективно функционирующей образовательной организации высшего образования составляют три основных элемента:

• миссия и стратегия развития образовательной организации высшего образования;

• эффективная организационная структура, основанная на информационной образовательной среде;

• оптимальные бизнес-процессы, обеспечивающие выполнение стратегических целей образовательной организации высшего образования.

Процессный подход к управлению организацией высшего образования основан на делении образовательного процесса на показатели деятельности, что позволяет подразделять процессы на основные, управленческие и обеспечивающие, способствующие достижению стратегических целей. Все процессы, как правило, объединены в процессную модель. Управление на основе процессного подхода определяет управляющее воздействие на объект управления. В качестве примера реализации процессного подхода можно привести Академию МУБиНТ, являющуюся инновационным экономико-управленческим вузом в информационной среде. Реализация в образовательных программах знания о современных системах менеджмента, процессном подходе к управлению происходит на основе разработанной в

МУБиНТ системе менеджмента качества в вузе. При реализации процессного подхода были определены, описаны и смоделированы процессы, относящиеся к основной деятельности, управлению и развитию, а также обеспечивающие процессы. Составлены "Паспорта процессов", а также "Описания процессов".

Важное место в системе управления учреждением высшего образования занимает кафедра. Перечень основных, вспомогательных процессов и процессов управления и место кафедры экономики и учётно-аналитической деятельности показан на рис. 1.

Процессы управления и инновационного развития Руководство Академии МУБиНТ

Кафедра экономики и учётно-аналитической деятельности Обучение в аспирантуре 38.06.01 Обучение по магистерским программам 38.04.01 Обучение по программам бакалавриата 38.03.01 Обучение по программам дополнительного образования Обучение по другим направлениям подготовки Воспитательная работа

±

Обеспечивающие процессы Проведение научно-исследовательских работ Подготовка контента электронных курсов Подготовка учебно-методических комплексов (УМК) Участие в маркетинговых мероприятиях Консалтинговая деятельность Документооборот

т и

ю

е а т о

В

Рисунок 1. Процессная модель управления кафедрой Академии МУБиНТ (рисунок автора)

Последовательность процессов была отражена в процессной модели МУБиНТ, которая отражает взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Отмечу, что наряду с обучением по направлению подготовки «Экономика», кафедра экономики и учётно-аналитической деятельности преподаёт экономические дисциплины и по другим направлениям подготовки бакалавров и магистров, а также осуществляет подготовку аспирантов.

Переход к процессному методу управления показал, что наиболее трудоемкой и ответственной является процедура разделения процесса на действующие в нем подпроцессы, определение взаимосвязей и взаимозависимостей и описание их. При этом для определения управляющего воздействия следует описать требования к каждому этапу реализации процесса. Важнейшим этапом является разработка документов, характеризующих процесс.

Процесс обучения студентов в организации высшего образования регламентирован на всех этапах:

• планирование образовательного процесса;

• разработка учебно-методических комплексов (УМК);

• разработка контента электронных курсов;

• организация обучения, в том числе e-Learning;

• мониторинг учебного процесса (системы образования и воспитания);

• учет учебной нагрузки научно-педагогических работников;

• промежуточная аттестация студентов;

• итоговая аттестация.

Результатом внедрения процессного подхода стала оптимизация организационной структуры Академии МУБиНТ и кафедр. Были сокращены подразделения, выполняющие дублирующие функции и усилены структуры, определяющие выполнение стратегических целей организации высшего образования. Внедрение процессного подхода к управлению, системы менеджмента качества, проектного управления позволило использовать технологию управления, объединяющую все системы в образовательном процессе.

Процессный подход к управлению организацией высшего образования использует инструменты системы сбалансированных показателей (ССП), как технологии стратегического управления Академией МУБиНТ, позволяющей спроектировать стратегические цели на уровень оперативного управления. Это позволило обеспечить систему оперативного контроля достижения стратегических целей, согласовывать основные и вспомогательные процессы. В МУБиНТе разработана система сбалансированных показателей. Процесс внедрения ещё не закончен, но фактически каждый преподаватель кафедр и сотрудник Академии МУБиНТ видит свою роль в выполнении стратегических задач вуза в целом. Сложность в сбалансированности целей и показателей между академическим уровнем и уровнем кафедры связана с приведением в соответствие с показателями ССП процесса мониторинга системы менеджмента качества. Важным этапом является введение системы разработки программ и проектов и системы отчетности, которая поможет оптимизировать процесс управления как кафедрой, так и образовательной организацией в целом.

Оптимизация управления основывается на реинжиниринге образовательного процесса. В отличие от постоянного совершенствования существующих и описанных процессов реинжиниринг - это принципиальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений критических показателей эффективности [1]. С необходимостью проведения реинжиниринга рано или поздно сталкиваются все организации, внедрившие и успешно реализующие принципы процессного подхода к управлению.

В ходе проведения реинжиниринга выяснилось, что необходим переход к системе электронного обучения на основе новых информационных технологий. Если первоначально основным информационным ресурсом был «Prometeus», то позднее в Академии МУБиНТ были внедрены технологии обучения на основе Adobe Connect Pro. Это позволило использовать новые технологические возможности, расширить информационное поле в образовательном процессе.

Проведение реинжиниринга обуславливает введение проектного управления в Академии МУБиНТ. Современная экономическая система немыслима без проектного менеджмента. Практически во всех организациях используются элементы проектирования для повышения эффективности организационной структуры. В Академии МУБиНТ были использованы принципы проектного управления МЭСИ, в котором был разработан стандарт предприятия (СТП) «Управление проектами». В соответствии со стандартом проекты классифицировались на плановые и внеплановые. Плановые проекты, как правило, были

направлены на выполнение стратегических задач и включены в годовой план мероприятий с выделением финансирования. Техническое и информационное сопровождение, а также помощь руководителю и менеджеру проекта в его реализации, оказывал внедренный программный продукт MicrosoftProject (MSP). Фактически на его базе формировался виртуальный офис проекта [2]. Использование опыта одного из ведущих инновационных вузов в сфере экономики и информатики позволило кафедрам Академии МУБиНТ более эффективно организовать свою деятельность и использовать современные методы подготовки студентов. Это свидетельствует об институционализации системы высшего образования [3].

Процессный подход к управлению кафедрой также основывается на внедрении в образовательную сферу и бизнес-среду on-line обучения, в том числе технологий e-Learning. Это потребовало создания на каждой кафедре в Академии МУБиНТ системы управления знаниями (СУЗ), предназначенной для управления всей совокупностью знаний как интеллектуальным капиталом организации высшего образования. Система управления знаниями базировалась на КИС УЗ (комплексной информационной системе управления знаниями), в настоящее время - на системе МОДУС [4].

В организации высшего образования необходима модернизация образовательного процесса, которая предполагает постоянный рост знаний, определение способов достижения целей, готовность к разумному риску. Стратегия развития интеллектуального капитала является ключевым фактором успеха в сфере управления и предпринимательства. Отметим, что Академия МУБиНТ входит в число эффективных вузов России. Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) была основана в 1992 году как первое негосударственное высшее учебное заведение в г. Ярославле. Создаваемая как вуз инновационного типа, Академия МУБиНТ за двадцать пять лет превратилась в крупный научно - образовательный центр. Результаты работы вуза получили широкое государственное и общественное признание. В 2007 году Академия МУБиНТ стала лауреатом конкурса Министерства образования и науки «Качество подготовки специалистов». В 2008 году решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки присвоен статус «Академия», а в 2009 году академия получила звание лауреата конкурса «100 лучших вузов России». Вуз становился лауреатом премии Ярославской области за лучшую работу в области качества и лауреатом премии губернатора Ярославской области в сфере образования.

Академия МУБиНТ в числе первых вузов России прошла сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000. Специалисты вуза активно распространяют свой опыт в другие образовательные учреждения, участвуя в качестве консультантов при проведении работ по созданию систем управления качеством. Это позволяет формировать необходимые компетенции для будущих специалистов [5].

Система менеджмента качества Академии МУБиНТ прошла сертификацию и регистрацию на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в Британском органе по сертификации Moody International Certification MIC, который аккредитован в органе по аккредитации UKAS (United Kingdom Aссreditation Services). Система менеджмента качества Академии МУБиНТ признана на региональном и всероссийском уровнях. Она является одной из форм обеспечения национальной безопасности в системе управления организациями высшего образования [6].

Внедрение процессного подхода к управлению организацией высшего образования позволило обеспечить интеграцию создания, сбора, доступа и использования информационных и знаниевых ресурсов в образовательном процессе. Внедрение системы управления знаниями при процессном подходе проводится по следующим этапам:

• определение стратегии на базе поставленных целей и задач;

• каталогизация всех ресурсов (формирование баз данных);

• создание электронного документооборота;

• создание «карты знаний» кафедры и Академии МУБиНТ;

• повышение квалификации преподавателей кафедры;

• внедрение технологий электронного обучения;

• использование сервисов и технологий, реализующих автоматизацию процессов управления знаниями;

• включение кафедры в единое информационно - образовательное пространство Академии МУБиНТ.

Важным элементом деятельности вуза в условиях процессного подхода является организация научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа позволяет формировать компетенции как неотъемлемую составную часть системы управления знаниями.

Процессный подход к управлению вузом позволяет охарактеризовать его как специфического участника рыночной экономики в сфере образовательных услуг. На наш взгляд, требуется формирование саморегулируемой организации в сфере высшего образования [7] для представления и защиты интересов субъектов системы подготовки квалифицированных специалистов для экономики России.

Институционализация образовательного процесса позволяет интегрировать все ресурсы, что является стратегической задачей развития инновационной образовательной организации, приводит к появлению положительных социально-экономических эффектов в сфере высшего образования [8]. Процессный подход к управлению кафедрой основывается на использовании тенденций развития высшего образования в зарубежных странах [9] и применяется в ведущих инновационных организациях высшего образования России. Он включает два основных компонента: содержательный (интеллектуальный), основу которого составляет знаниевое пространство Академии МУБиНТ, и технологический, составляющий её информационное пространство.

Всё это позволяет эффективно управлять в организации высшего образования в настоящее время и достигать существенных положительных изменений в подготовке студентов в вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы. - Дисс. .. .д-ра экон. наук. - М., 2009. С. 278.

2. Тихомирова Н.В., Орехов С.А., Гужов В.В. Инновационная стратегия развития образовательного учреждения в системе научно-образовательного комплекса. Научное издание. - М.: Издательство «Наука», 2008. С. 12.

3. Иванов В.С., Коречков Ю.В., Иванов С.В., Рогов Н.И. Институционализация системы высшего образования в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 369-373.

4. Иванов В.С., Коречков Ю.В., Вейцман В.М., Иванов С.В. Комплексная информационная система управления организацией высшего образования // Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 43. № 4. С. 96.

5. Голкина В.А., Трофимов Е.Ф. Теоретические основы управления качеством продукции на основе формирования компетенций персонала. Монография. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Ярославский гос. технический ун-т». Ярославль, 2009. С. 1226.

6. Коречков Ю.В. Взаимосвязь экономической и военной безопасности в системе национальной безопасности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 6. С. 122-126.

7. Орлова Л.Н., Ворова Е.В. Инфраструктура саморегулируемых организаций в строительстве как предпринимательский кластер // Экономика, Статистика и Информатика. 2012. № 6(2). С. 49.

8. Коречков Ю.В., Иванов С.В. Социально-экономические эффекты инновационной образовательной среды в экономике знаний // Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 32.

9. Коречков Ю.В., Иванов С.В. Тенденции развития высшего профессионального образования в зарубежных странах // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 4. С. 57-61.

Korechkov Yury Viktorovich

International Academy of business and new technologies, Russia, Yaroslavl

E-mail: koryv@mail.ru

Process approach to organization management higher education

Abstract. The article explores the process approach to management of the educational organization of higher education. Selected factors related to the development of the higher education system at present. In shown that to achieve competitive advantages in the education system contributes to the well-established management system. It is revealed that the process approach to organization management higher education is based on dividing the educational process on the performance indicators, which allows to divide the process into basic, and provides management, contributing to the achievement of strategic objectives. Noted that the implementation of the process approach have been identified, described and modeled the processes related to the core activities, management and development, as well as providing processes.

Given the process model of the Academy MUBiNT, which reflects the relationship between the processes of training and education. It is shown that the process approach to organization management higher education uses the tools of the balanced scorecard (BSC) as strategic management technologies Academy MUBiNT, design allows strategic objectives to operational management.

Considers the place of the Department in the University management system. Analyzed key processes. Shows the value of the system is balancedtion metrics, reengineering and project management. It is concluded that the result of the implementation of the process approach was the optimization of the organizational structure of the Academy MUBiNT and departments. Was reduced departments that perform overlapping functions and strengthened the structure defining the strategic goals of the organization of higher education. Introduction at the University and in the departments of process approach to management, system quality management, project management, POS-valilo to use the technology of management that combines all systems in the educational process. All this demanded creation of each Department in the Academy MUBiNT of a knowledge management system (KMS) designed to manage the entire body of knowledge as intellectual capital of the organization of higher education.

It was determined that the institutionalization of the educational process allows you to integrate all the resources, which is a strategic objective of development of innovative educational organizations. Process approach to management of the University is based on the trends of higher education development in foreign countries and is used in the leading innovative institutions of higher education of Russia.

Keywords: the organization of higher education; management; the Department; process approach; balanced scorecard; reengineering; quality management system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.