Научная статья на тему 'Процессная модель управления качеством проектов развития судоходной компании'

Процессная модель управления качеством проектов развития судоходной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс / сопроцесс / управление качеством / морской транспорт / сертификация.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С Ф. Цвиловский

На основании современной методологии процессного подхода в управлении качеством предложен алгоритм построения процессной модели управления, рассмотренный на примере судоходной компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY’S MANAGEMENT PROCESS MODEL OF THE PROJECT DEVELOPMENT IN THE SHIPPING COMPANY

The algorithm of quality management process model definition is suggested on the basis of modern quality management methodology by the example of shipping company

Текст научной работы на тему «Процессная модель управления качеством проектов развития судоходной компании»

Посилання на статтю_

Цвиловский С.Ф. Процессная модель управления качеством проектов развития судоходной компании/ С.Ф. Цвиловский// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, - 2004. - № 2(10). -0.124-131.

УДК 656.611.2:656.07

С.Ф. Цвиловский

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ

На основании современной методологии процессного подхода в управлении качеством предложен алгоритм построения процессной модели управления, рассмотренный на примере судоходной компании. Рис. 5, ист. 7.

Ключевые слова: процесс, сопроцесс, управление качеством, морской транспорт, сертификация.

С.Ф. Цвшовський

ПРОЦЕССНА МОДЕЛЬ УПРАВЛ1ННЯ ЯК1СТЮ ПРОЕКТ1В РАЗВИТКУ СУДНОПЛАВНО1 КОМПАНП

На основi сучасноТ методологи процесного пщходу в управляй яюстю, запропоновано алгоритм побудови процесноТ моделi управлЫня якост^ розглянутий на прикладi судноплавноТ компанп. Рис 5, дж. 7

S.F. Tsvilovskiy

QUALITY'S MANAGEMENT PROCESS MODEL OF THE PROJECT DEVELOPMENT IN THE SHIPPING COMPANY

The algorithm of quality management process model definition is suggested on the basis of modern quality management methodology by the example of shipping company.

Постановка проблемы и анализ последних публикаций. Современные маркетинговые исследования показывают, что потребители товаров и услуг обращают внимание не только на цену, дизайн, функциональные показатели, но и на качество. Гарантом качества является знак сертификации качества, а также полученные премии в этой области. В частности таким знаком в последнее время стал знак сертификации ISO 9001(International Standard Organization -Международная Организация по Стандартизации). В связи с данным положением на рынке отечественных товаров и услуг украинским предприятиям, стремящимся завоевать отечественный и международный рынок, необходимо пройти сертификацию ISO в области управления качеством.

По определению ISO стандартизация представляет собой процесс установления и применения единых правил с целью их упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности производства. В качестве основных функций стандартизации можно выделить следующие [1]:

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

1

- упорядочивание объектов (товаров, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

- закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

- установление правил применения этих нормативных документов.

Одним из основных принципов ISO является определение эффективности

организации через выявление взаимосвязанных процессов и управление ими. Данное систематическое выявление взаимосвязей и менеджмент процессов понимаются в серии стандарта ISO 9000-2000 как «процессноориентированный подход» [2].

Следовательно, в идеологии менеджмента качества проекта, который формируется под влиянием растущей конкурентной борьбы и возрастающего спектра требований потребителя к качеству продукции и услуг эффективность управления процессами производства является основополагающим критерием в достижении заданного уровня качества. Качественное управление процессами рассматривается как обязательное условие и требование стандарта ISO 90002000 для получения сертификата по управлению качеством [3]. Часто при подготовке к сертификации и в послесертификационном периоде предприятия различного профиля сталкиваются с проблемами управления процессами с точки зрения определения их взаимосвязей и необходимой степени детализации.

Целью данной работы является анализ и оценка общих и частных тенденций взаимодействия процессов управления качеством и выведения алгоритма построения трансверсальной (процессной) модели управление качеством проекта.

Основная часть исследования. В теории и практике управления качеством выделяют пять основных процессов развития проекта [4]:

- Проектирование продукции на основании требований потребителя, нормативных документов и экономической эффективности.

- Организационная подготовка и распределение ответственности исполнителей.

- Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

- Анализ полученных результатов, устранение дефектов и внесение соответствующих корректив во все предыдущие процессы.

- Разработка долгосрочных планов по обеспечению требуемого качества.

Перечисленные процессы должны осуществляться при взаимодействии

отделов и органов управления предприятием. Степень реализации этого взаимодействия определяет эффективность единой системы управления качеством.

Рассмотрим понятие процесса управления качеством, данное Международной Организацией по Стандартизации (ISO).

Процесс - последовательность действий, которые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые выходящие элементы [5].

Для достижения наилучшего результата преобразования соответствующих потоков материальных, информационных и прочих ресурсов на морском транспорте и проекты, в которые они вовлечены, следует рассматривать как совокупность, последовательность процессов. Данная последовательность процессов имеет свой порядок развития и взаимодействия, формализация которого и определяет ее модель.

Процессная модель перевозки грузов судоходным предприятием состоит из описания множества процессов, участниками которых являются структурные

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия [6].

Определим основные виды процессов, обычно применяемые на практике:

- основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;

- обслуживающий (сопроцесс), на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

На морском транспорте предоставление услуг, а именно перевозка грузов или пассажиров, состоит из процессов, которые изображены на рис. 1.

Горизонтально изображены основные процессы; по контуру указаны сопроцессы формирования продукции на морском транспорте. Под основными процессами указаны внутренние со-процессы компании, над ними - внешние сопроцессы. Под сопроцессами следует понимать процессы поддержки и улучшения основных процессов, выполняющих второстепенные роли.

Чтобы понять последовательность и расстановку процессов, рассмотрим трансверсальность (горизонтальное, сквозное взаимодействие) процессов деятельности морской компании (рис.2). Подобным образом можно детализировать каждый процесс деятельности, разбивая его на составляющие сопроцессы.

Рассмотрим процессы управления человеческими ресурсами и инфомационными технологиями, представленные соответственно на рис. 3 и 4 для установления общих тенденций протекания основных и сопроцессов.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

3

Выполненный анализ, позволил разработать алгоритм построения процессной модели:

- Любой проект (проектная деятельность) представляется в виде последовательности процессов.

- Любая последовательность процессов представляется в виде состава основных и вспомогательных процессов.

- Основные процессы имеют горизонтальную структуру взаимодействия, направленную на выход продукта.

- Вспомогательные процессы имеют циклическую структуру взаимодействия, направленную на поддержку и улучшение основных процессов.

Основные процессы содержат:

- процессы подготовки - анализ потребностей клиента;

- процесс подачи исходных материалов;

- процесс производства;

- процесс выхода продукции;

- процесс завершения - анализ соответствия потребностям клиента;

Сопроцессы содержат:

- цели и политику в области качества;

- управление затратами;

- управление ресурсами;

- управление персоналом;

- управление окружающей средой;

- анализ результатов.

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

Внимание на

клиента

Политика и цели качества

У лучше ние

качества

Управле ние

дорумен тацней

Опреде

ленне

несоотве

ТСТВ1Ш

Оценка

результа

та

Внутрен

ний

аудит

Роль руко Еодства

Перевозка грузов

Коммерческие

условия

перевозок

Перевозка пассажиров

Заказ на перевоз ку

Заказ и

продажа

билетов

Процесс погрузки

Процесс посадки

Перевозка

Оослукив ание на борту

Сдача

Процесс груза Иски и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выгрузки Споры

Процесс высадки

Рассмотрение претензий

Управление персоналом

Инфорнацион ное обеспечение

Управление и

снабжение

инфраструктуры

Управление и

снабжением

судсв

К ог.п-.зуникации

Рис.2. Процессы перевозки на морском транспорте

Предшествующие процесс

Стратегия политика и цели

Ведение и оценка документации

Планирование, прогноз кадров и развитие карьеры

Оценка и анализ процесса производства

Постоянное улучшение.

Аудит: -несоответствие -предупреждение - исправление

Подбор

Сбор Планирование кандидатур

данных * (база

данных)

Оценка и назначение на

должность

Сбор данных (платные Планирование Управление обучением Оценка

работники и вновь нанятые) обучения

Закупки -материалы - оказание услуг

Административное управление

Новые методы отбора и управления персоналом

Рис. 3. Процессы управления персоналом

Каждый процесс или сопроцесс, рассматриваемый относительно общей системы управления качеством, должен быть изучен во взаимодействии с предыдущим и последующим процессом, так как от данного взаимодействия зависит общий результат. Изначально при планировании в каждый процесс "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10) 7

закладываются параметры качества, требуемого на основании запросов клиента. Следовательно, если результат или продукт предыдущего процесса во время производства отклонился от заданных показателей, то потеря качества соответственно перейдет в последующие процессы. В соответствии с этим каждый процесс должен рассматриваться как отдельное производство, у которого есть свой поставщик (предыдущий процесс) и клиент (последующий процесс). Договор с поставщиком и с клиентом должен документально фиксировать параметры входных и выходных продуктов процесса и предусматривать меры и действия в случае отклонения. Сам процесс производства, прием и передача входных продуктов и результатов также должны фиксироваться документально. Таким образом происходит усиление контроля качества и соответственно разбиение производственного цикла на большее количество процессов - детализация реализации проекта, что позволяет приблизить полученное качество к требуемому. Схематически это взаимодействие отражено на рис. 5.

Рис. 5. Взаимодействие процессов

При применении процессного подхода структура управления предприятием включает два уровня:

- управление в рамках каждого процесса,

- управление группой процессов на уровне всей организации.

Основой управления отдельным процессом и группой процессов являются показатели эффективности, среди которых можно выделить: затраты на осуществление процесса, расчет времени на осуществление процесса, показатели качества процесса.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Эффективное управление процессами гарантирует предсказуемость и стабильность качества

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

продукции на всех этапах производства до получения конечного продукта. Благодаря детализации процессной модели и успешному управлению ею предприятие может смело претендовать на то, чтобы пройти сертификацию по международному стандарту качества. Для этого организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. ISO 9001 предлагает использовать также и такие процессы, как анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества.

В сертифицируемой организации следует обеспечить наличие четких рабочих инструкций установленного образца на все процессы, оказывающие влияние на качество продукции. Рабочие документы по процессу должны определять необходимое оборудование, производственную среду, нормативные документы, планы по качеству. Применяемое оборудование должно иметь утвержденные рабочие инструкции, определяющие требования к его эксплуатации. Эти инструкции следует периодически пересматривать в целях поддержания их соответствия установленным требованиям. Также в обязанности руководства организации входит обеспечение свободного доступа к данным инструкциям для всех работников.

Следующим этапом на пути к совершенствованию качества является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием любого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розова Н.К. Управление качеством - СПб.: Питер, 2003. - 224с.

2. Мазур, И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. - М.: Высш.шк., 2003. - 334с

3. Методика определения процессов системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000. НПП «ПИРС-КОНСАЛТ», 2001. - 110 с.

4. Втьям Р. Дункан. Керiвництво з основ проектного менеджменту. Пенстьваыя: 1нститут Проектного Менеджменту США (PMI), 1999. - 97с.

5. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. Пер. с англ. М: НТК «Трек», 2001. - 33 с.

6. Панибратец Н.А. Управление качеством продукции морского транспорта. - М.: Транспорт, 1984. - 135с.

7. Ильенкова С.Д. Управление качеством.-2 изд. - М.:Юнити-Дана, 2003. - 334 с.

Стаття надмшла до редакцп' 20.05.2004 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2004, № 2(10)

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.