Научная статья на тему 'Процессная модель развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования'

Процессная модель развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEVELOPMENT OF TEACHER'S INFORMATION COMPETENCE / PROCESS MODEL / FURTHER VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугрова Ольга Викторовна, Уткина Тамара Ильинична

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования, авторы предлагают к рассмотрению модель развития ИКТ-компетентности педагога. Методология. Исследование проводится на основе методов: теоретического анализа научной литературы, нормативно-правовых документов, электронных источников; экспертных оценок; анкетирования; моделирования; педагогического эксперимента. Результаты заключаются в представлении модели, в которой развитие информационной компетентности учителя выступает как процесс, предусматривающий трехуровневую дифференциацию обучения в условиях дополнительного профессионального образования (компьютерная, информационная, медиаинформационная грамотность). Заключение. Авторами отмечается, что данная модель позволяет применить комплексный подход к управлению процессом развития информационной компетентности учителя, ориентированный на обеспечение качества подготовки учителя. Представленная работа выполнена в рамках исследовательской программы «Обеспечение качества образовательных процессов в профессиональном образовании» (номер государственной регистрации АААА-А16-116020960161-9), выполняемой в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугрова Ольга Викторовна, Уткина Тамара Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROCESS MODEL OF DEVELOPMENT OF TEACHER'S INFORMATION COMPETENCE IN CONDITIONS OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION

Introduction. The article presents a study on the development of teachers' information competence in the conditions of further vocational education, the development of its model. The purpose of the article is to describe the designed model of ICT competence development of a teacher. Materials and Methods. The research is carried out on the basis of methods: a theoretical analysis of scientific literature, legal documents, electronic sources; expert assessments; questionnaires; simulation; a pedagogical experiment. Results. The results are in the presentation of the process model, in which the development of teacher's information competence acts as a process involving three-level differentiation of training in the conditions of further vocational education: computer literacy, information literacy, media-information literacy. Conclusions. The authors note that the process model highlighted in the article makes it possible to apply an integrated approach to the management of the development of teacher's information competence, focused on ensuring the quality of teacher training. The presented work has been carried out within the research programme “Quality assurance of educational processes in vocational education” (state registration number AAA-A16-116020960161-9), performed at Orsk Humanitarian-technological Institute (branch) of OSU.

Текст научной работы на тему «Процессная модель развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования»

УДК/UDC 378.046.4

О. В. Бугрова, Т. И. Уткина

O. Bugrova, T. Utkina

процессная модель развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального

образования

A PROCESS MODEL OF DEVELOPMENT OF TEACHER'S information COMPETENCE IN CONDITIONS

of further vocational education

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования, авторы предлагают к рассмотрению модель развития ИКТ-компетентности педагога.

Методология. Исследование проводится на основе методов: теоретического анализа научной литературы, нормативно-правовых документов, электронных источников; экспертных оценок; анкетирования; моделирования; педагогического эксперимента.

Результаты заключаются в представлении модели, в которой развитие информационной компетентности учителя выступает как процесс, предусматривающий трехуровневую дифференциацию обучения в условиях дополнительного профессионального образования (компьютерная, информационная, медиаинформационная грамотность).

Заключение. Авторами отмечается, что данная модель позволяет применить комплексный подход к управлению процессом развития информационной компетентности учителя, ориентированный на обеспечение качества подготовки учителя.

Представленная работа выполнена в рамках исследовательской программы «Обеспечение качества образовательных процессов в профессиональном образовании» (номер государственной регистрации АААА-А16-116020960161-9), выполняемой в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ.

Introduction. The article presents a study on the development of teachers' Information competence in the conditions of further vocational education, the development of its model. The purpose of the article is to describe the designed model of ICT competence development of a teacher.

Materials and Methods. The research is carried out on the basis of methods: a theoretical analysis of scientific literature, legal documents, electronic sources; expert assessments; questionnaires; simulation; a pedagogical experiment.

Results. The results are in the presentation of the process model, in which the development of teacher's information competence acts as a process involving three-level differentiation of training in the conditions of further vocational education: computer literacy, information literacy, mediainformation literacy.

Conclusions. The authors note that the process model highlighted in the article makes it possible to apply an integrated approach to the management of the development of teacher's information competence, focused on ensuring the quality of teacher training. The presented work has been carried out within the research programme "Quality assurance of educational processes in vocational education" (state registration number AAA-A16-116020960161-9), performed at Orsk Humanitarian-technological Institute (branch) of OSU.

Ключевые слова: развитие информационной компетентности учителя, процессная модель, дополнительное профессиональное образование.

Keywords: development of teacher's information competence, a process model, further vocational education.

Введение

Современный социальный запрос профессиональному образованию, заявленный в государственной программе «Информационное общество (2011-2020 гг.)», Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., профессиональном стандарте педагога, определил необходимость решения проблемы развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования. Результаты исследования, проведенные по линии ЮНЕСКО, показали, что уровень развития информационной компетентности учителя недостаточен, он не отвечает современным требованиям [11 ].

В условиях изменения квалификационных требований к информационной компетентности педагогов востребовано системное обновление методики подготовки и переподготовки учителей по всем предметным областям и выделение нового соответствующего класса дополнительных образовательных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Поэтому проблема развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования решается посредством овладения современными дополнительными образовательными профессиональными программами, предполагающими ИКТ-развивающие задания, на основе информационно-дея-тельностного подхода. С перспективами и результатами теоретико-эмпирического исследования авторы знакомили читательскую аудиторию ранее [5; 6]. В отечественной и зарубежной литературе последних 15 лет исследователи поднимали проблемы формирования и развития ИКТ-компетентности учителей (М. В. Анисимов [1], Д. В. Голубин [7], Н. Ю. Гончарова [8], Л. В. Кочегарова [10], К. А. Ротобыльский [13], Е. В. Сидорова [14], А. А. Темербекова [16], M. Simonson [18], Gustavo Homero Orozco Cazco [17]). Но в трудах ученых не нашли отражения новые требования профессионального стандарта педагога и рекомендации ЮНЕСКО [15] к информационной компетентности учителя.

На основе выявленного компонентного состава [4], согласно рекомендациям ЮНЕСКО, была разработана процессная модель развития информационной компетентности учителя, представленная методологическим, содержательным, практико-ориентированным и диагностическим блоками. Поскольку характерной чертой нашего исследования является изучение процесса развития информационной компетентности учителя, в качестве модели развития информационной компетентности учителя была выбрана процессная модель. Согласно процессной модели, процесс развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования будет носить целенаправленный, закономерный, управляемый характер, обладающий свойством непрерывности. Стандартно процессная модель изображается в виде блок-схемы, которая включает информацию о состоянии моделируемого процесса. Целевая установка исследуемого моделируемого процесса — развить информационную компетентность учителя в условиях дополнительного профессионального образования. Процессная модель развития информационной компетентности учителя представлена на рисунке 1.

Методология

Методологический бл ок спроектированной модели развития информационной компетентности учителя основан на информационно-деятельностном подходе. В трудах российских ученых процесс формирования и развития личности обычно рассматривается с позиций теории деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Э. Г Эдина и др.) и теории ценностей (Е. И. Исаев, И. А. Ильин, А. В. Кирьякова и др.).

Информационно-деятельностный подход создает благоприятную возможность усилить дея-тельностный аспект в информационном подходе. Согласно деятельностному подходу, обучаемый получает знания в действии и выходит на уровень самореализации в образовательном процессе. Информационный подход связан с применением средств ИКТ в образовании, и любые технологии в обучении предполагают информационное взаимодействие.

Сущностные положения информационного и деятельностного подходов в образовании позволяют выявить сущностные характеристики информационно-деятельностного подхода в образовании. Впервые они были сформулированы в диссертационном исследовании Н. П. Безруковой [3]:

— организация обучения с помощью информационных основ обучения, учитывающих психофизиологические особенности восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации человеком;

ЦЕЛЬ - РАЗВИТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ДПО

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Подход: информационно-деятельностный

Принципы: реальный контекст, реалистичность заданий; избегание рутинных задач; постоянный контроль; логическое членение материала; интеграция знаний, умений и навыков; творческая роль учителя; коллективизм, дух инновации; принцип профессиональной направленности; принцип комплексной информатизации образовательного процесса

5Z

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

о —

5Z

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ БЛОК

Компоненты ИКУ: мотивационно-ценностный, технологический, методический, предметно-методический, рефлексивно-проектировочный

о

с

a:

X

к

s

m

с

о

m

к

с

<0

i-

s

T

>•

s

1-

u

X

1-

a: X

g Ш H

X aj

m с

2

>5

X

X

s

ra

2

a.

-9-

X

5

ai

s

5

m

m

ra

0.

л &

5 ° -п

га х н

т н о

о. о о

ш 5 X

го ь

В О. О

Л I- 2

с Е О

2 го Р-□

J

■ го

I о; ..ого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> 5 X

^ ГО о

Itl

Ш Т й-

13 s.-&

О. J1 I

¡и

pi

> 2 s

го о.

* ?5 а

ш m

s га "S s-B-f-g Ш i ю й

i-

„ ш CJ

m >~ ^ о ^

Я <В К I Й Ш

га Е с J 2 н

О. Ш га га ш

о I- ш н

* 5 о га

з- О. 5 J

ДПП ПК «Компьютерная грамотность»

XZ

ДПП ПК «Информационная грамотность»

Л/

ДПП ПК «Медиа-информационная грамотность»

ДПП ПК «Квалифицированный набор математического текста»

о: 5 х го се го to ш 5

J Q го ш S ш to го о.

о; 5

н

5 Ш

to ш

CL О

DD

Б

а ш

CL

О

Компьютерно-развивающие задания

Информационно-развивающие задания

Медиаинформационно-развивающие задания

Задания по набору математического текста

а: §

л ш

Педагогические условия ИКУ в условиях ДПО

Организация условий ДПО [организация ДПП ПК и ДПП ПП) Обучение строится на модели смешанного обучения [традиционного на основе активных образовательных технологий и дистанционного) в условиях ДПО Средством развития ИКУ является комплекс ИКТ-развивающих заданий

Критерии развития ИКУ в условиях ДПО

Мотивационно-ценностный Технологический Методический Предметно-методический Рефлексивно-проектировочный

Корректировка программ ПК и ПП

О

РЕЗУЛЬТАТ - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ДПО

Рис. 1. Процессная модель развития информационной компетентности учителя

— возможности современных информационно-коммуникационных технологий должны широко использоваться в обучении;

— усиление деятельностного аспекта обучения осуществляется с помощью внедрения в традиционную систему образования современных активных образовательных технологий (на основе идей гуманизации, индивидуализации и дифференциации в обучении, активного и открытого информационного взаимодействия между информацией и обучаемыми) и комплекса специальных разработанных заданий («ИКТ-развивающих заданий»), обеспечивающих совместную учебную деятельность субъектов образовательного процесса с целью выведения обучающихся на новый уровень в учебном процессе.

В контексте вышеизложенного под информационно-деятельностным обучением понимается «способ организации совместной учебной деятельности преподавателя и обучаемого, базирующийся на широком использовании образовательных ИКТ, при котором преподаватель, формируя мотивы, обеспечивает необходимые условия для активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых посредством внедрения в традиционную систему обучения современных активных педагогических технологий» [2].

В основе методологического блока рассматриваемой процессной модели лежат информа-ционно-деятельностный подход и принципы развития информационной компетентности учителя: реальный контекст (определение реального уровня развития информационной компетентности учителя посредством входного и выходного диагностирования); реалистичность заданий (достижение образовательных результатов согласно профессиональному стандарту педагога и федеральному государственному образовательному стандарту начального общего, основного общего и среднего общего образования); избегание рутинных задач (конкретность и оперативность выполнения ИКТ-развивающих заданий); постоянный контроль (отведение обучающему роли наставника); логическое членение материала (разбиение материала на модули в соответствии с логикой подачи материала); интеграция знаний, умений и навыков (компетенции по дополнительной профессиональной программе); творческая роль учителя (как необходимый элемент общества знаний); коллективизм (как необходимый элемент сетевых сообществ); дух инновации (без изучения инноваций невозможно непрерывное образование) [9, с. 79].

Вслед за Р. Ф. Поляковой в качестве дополнительных выделим принципы профессиональной направленности и комплексной информатизации образовательного процесса. При этом принцип профессиональной направленности предполагает «сочетание теоретического обучения и межпредметных связей для подготовки педагога к активному использованию информационных технологий в профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и задачами образования», а принцип комплексной информатизации образовательного процесса предусматривает «определение комплекса информационных технологий, позволяющего сформировать информационную компетентность педагога требуемого уровня» [12].

В качестве методов исследования применялся теоретический анализ источников, научной литературы, нормативно-правовых документов, электронных материалов, а также результатов экспертных оценок, анкетирования, моделирования, педагогического эксперимента.

Результаты

Методологический блок лежит в основе конструирования содержательного и практико-ори-ентированного блоков. Содержательный блок обеспечивает успешное развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования за счет специально организуемых уровней развития исследуемого феномена (программы повышения квалификации (ДПП ПК): «Компьютерная грамотность учителя», «Информационная грамотность учителя», «Медиаинформационная грамотность учителя») и развитие компетенции учителя квалифицированно набирать математический текст (программа профессиональной переподготовки (ДПП ПП) «Квалифицированный набор математического текста»). Также содержательный блок учитывает педагогические условия. На основе выявленного ранее компонентного состава информационной компетентности учителя [4] определяется содержание ДПП ПК и ДПП ПП. Входное диагностирование слушателей по ДПП ПК определяет их готовность (наличие определенных умений) к прохождению дПп ПК.

Таким образом, развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования будет эффективным, если будут соблюдены педагоги-

ческие условия. На основе анализа тенденций развития современного образования определим педагогические условия развития информационной компетентности учителя.

Первое педагогическое условие развития информационной компетентности учителя предполагает создание условий для дополнительного профессионального образования, а именно для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данные программы соответствуют профессиональному стандарту педагога и рекомендациям ЮНЕСКО. В программах отражен весь компонентный состав информационной компетентности учителя, необходимый для овладения соответствующим уровнем ИКТ-компетентности.

Второе педагогическое условие подразумевает смешанное обучение по программам, а именно традиционное в сочетании с дистанционным. Организация такого вида обучения определяется в соответствии с условиями дополнительного образования. Следует учесть, что дистанционный характер обучения удобен большинству обучающихся, поскольку определяющим фактором является время. В силу своей занятости, рационального использования времени учителям удобно планировать выполнение заданий в соответствии с освободившимся временем. Дистанционный характер обучения предполагает не только представление результатов освоения курса, но и консультации, сотрудничество, общение с руководителем программы. Традиционное же обучение на основе современных активных образовательных технологий дает возможность живого общения, позволяет быстро реагировать на возникающие вопросы, способствует познавательной и творческой активности, эффективному использованию учебного времени. Современные активные образовательные технологии открывают новые возможности для сотрудничества как между учителем и обучающимися, так и между обучающимися.

В рамках ДПП ПК «Компьютерная грамотность «занятия ориентированы на использование активных образовательных технологий для изложения материала и выполнения компьютерно-развивающих заданий: мультимедийная, проблемная лекции, лекция-визуализация, лекция-беседа, групповое сотрудничество, решение кейсов, дискуссии, игровое проектирование, круглый стол.

ДПП ПК «Информационная грамотность» и «Медиаинформационная грамотность» предполагают применение таких технологий, как активная учебная лекция, метод проектов, групповые дискуссии, интеллект-карты, информационный лабиринт, анализ ситуаций, игровое проектирование, мозговой штурм.

ДПП ПП «Квалифицированный набор математического текста» ориентирует обучающихся на использование таких технологий, как мультимедийная и проблемная лекции, лекция-визуализация, лекция-беседа, групповое сотрудничество, игровое проектирование, круглый стол.

В качестве платформы дистанционного обучения предлагается среда электронного обучения Moodle или сервис облачных вычислений Google Apps for Education.

В качестве третьего педагогического условия развития информационной компетентности учителя будем рассматривать применение комплекса ИКТ-развивающих заданий для каждого из уровней ИКТ-компетентности.

Определим для уровня «Компьютерная грамотность» ИКТ-развивающие задания как компьютерно-развивающие задания. Средством развития информационной компетентности учителя на уровне «Информационная грамотность» будут являться информационно-развивающие задания, на уровне «Медиаинформационная грамотность» — медиаинформационно-развивающие задания. Средством развития компетенции учителя «квалифицированно набирать математический текст» выступают задания по набору математического текста. Данные задания ориентированы как на индивидуальную работу обучающихся, так и групповую.

ИКТ-развивающие задания составляют практико-ориентированный блок процессной модели развития информационной компетентности учителя и представляют технологическое обеспечение программы.

Применение ИКТ-развивающих заданий способствует развитию информационной компетентности учителя по пяти критериям: мотивационно-ценностному, технологическому, методическому, предметно-методическому, рефлексивно-проектировочному.

Таким образом, практико-ориентированный блок направлен на организацию развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования. Как результат получаем развитие информационной компетентности учителя определенного уровня в условиях дополнительного профессионального образования, а также развитие компетенции учи-

теля «квалифицированно набирать математический текст». Процессная модель имеет вход и выход, соответственно, процесс развития ИКТ-компетентности педагога непрерывен. Связующим звеном входа и выхода программ является блок «Корректировка ДПП ПК и ДПП ПП», в котором эти программы может дополнять и корректировать не только преподаватель, но и сами обучающиеся.

Заключение

Проведенное в статье описание процессной модели развития информационной компетентности учителя представляет собой основную идею проведенного исследования по проблеме развития ИКТ-компетентности педагога в условиях дополнительного профессионального образования. Определены методологический, содержательный и практико-ориентированные блоки; названы педагогические условия и критерии развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования. Перспективы дальнейшего исследования состоят в разработке методического обеспечения процесса развития информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Анисимов М. В. Совершенствование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения (в системе дополнительного и профессионального образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 5GG9. 1B с.

Э. Безрукова Н. П., Безруков А. А., Нейверт Ю. В. Информационно-деятельностный подход к развитию информационной компетенции студентов магистерских программ естественнонаучного цикла педагогического образования [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. URL: https://expeducation.ru/ru/article/ view?id=BB4B.

3. Безрукова Н. П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе : дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2006. 33B с.

4. Бугрова О. В. Компонентный состав информационной компетентности учителя // Теоретические и методологические проблемы современной педагогики : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Магнитогорск, 4 декабря SG17 г.). Стерлитамак : АМИ, 2017. С. 63-67.

5. Бугрова О. В. О готовности учителя к квалифицированному набору математического текста: результаты теоретико-эмпирического исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. íG17. Т. 6, № 1 (1B). С. 31-35.

6. Бугрова О. В. Развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования: перспективы исследования // Педагогическое образование в России. SG1B. № 1. С. 166-17G.

7. Голубин Д. В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 3005. с.

B. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 3009. с.

9. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. М. : ИИТО ЮНЕСКО, ÍG13. 3ÍG с. 1G. Кочегарова Л. Ю. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., SG10. с. 11. Новая ИКТ компетентность учителей [Электронный ресурс] // Лаборатория знаний. ÍG14. № 9. URL: http://gazeta.lbz. ru/5G14/9/9nomer.pdf.

Полякова Р. Ф. Развитие информационной компетенции учителя [Электронный ресурс] // Новая школа. ÍG13. URL: http://novaya-shkola.su/pedagogam/sredne-obsche-obrazovanie/kabinet-direktora/razvitie-informacionoi-kompetenci-uchitelja.html..

13. Ротобыльский К. А. Развитие информационно-технологической компетентности учителя информатики в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, SGG9. S5 с.

14. Сидорова Е. В. Развитие информационной компетентности учителя как условие эффективного решения профессиональных задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 5GG6. с.

15. Структура ИКТ компетентности учителей [Электронный ресурс] : рекомендации ЮНЕСКО. URL: http://iite.unesco.org/ pics/publications/гu/files/3214B94.pdf.

16. Темербекова А. А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., ¿009. 4G с.

17. Digital competence of the university faculty: case study of the Universidad nacional de Chimborazo / Gustavo Homero Ürozco Cazco, Marcos Cabezas Gonzбlez, Fernando Marü-inez Abad, Marü-in Alonso Mercado-Varela // TEEM'16. Proceedings of the Fourth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (November GS-04, 3016). Salamanca, Spain, 2016, P. 147-154.

1B. Simonson M., Smaldino S., Zvacek S. Teaching and learning at a distance. Charlotte, North Carolina : Information Age Publishing, г015. 35г p.

References

1. Anisimov M. V. Soverchenstvovanie kompetentnosti ychitelya v oblasti informacionnix i komunnicacionnix texnologii v processe distancionnogo obucheniya (v sisteme dopolnitelnogo I professionalnogo obrazovaniya) [Improving the teacher's competence in the field of information and communication technologies in distance learning (in the system of additional and vocational education)]. Abstract of Ph. D. thesis. Cheboksary, 5009, 1B p. (In Russian).

í. Bezrukova N. P., Bezrukov A. A., Neiwert Yu. V. Informacionno-deyatel'nostnyj podhod k razvitiyu informacionnoj kompetencii studentov magisterskih programm estestvennonauchnogo cikla pedagogicheskogo obrazovaniya [Information-activity approach

to development of information competence of students of master's programs natural sciences teacher education]. International Journal of Experimental Education. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6846. (In Russian).

3. Bezrukova N. P. Teoriya i praktika modernizacii obycheniya analiticheskoi ximii v pedagogicheskom vyze [Theory and practice of modernization of teaching analytical chemistry in a pedagogical University]. Doctor's degree dissertation. Krasnoyarsk, 2006, 336 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bugrova O. V. Komponentnyj sostav informacionnoj kompetentnosti uchitelya [Component composition of the teacher's information competence]. Theoretical and methodological problems of modern pedagogy. Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference (Magnitogorsk, December 4, 2017). Sterlitamak, AMI, 2017, pp. 63-67. (In Russian).

5. Bugrova O. V. O gotovnosti uchitelya k kvalificirovannomu naboru matematicheskogo teksta: rezul'taty teoretiko-empiricheskogo issledovaniya [About teacher readiness for a qualified set of mathematical text: the results of a theoretical and empirical study]. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2017, vol. 6, no. 1 (18), pp. 31-35. (In Russian).

6. Bugrova O. V. Razvitie informacionnoj kompetentnosti uchitelya v usloviyah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: perspektivy issledovaniya [Development of the information competence of the teacher in the conditions of additional professional education: research prospects]. Pedagogical education in Russia, 2018, no. 1, pp. 166-170. (In Russian).

7. Golubin D. V. Formirovanie informacionnoi kompetentnosti pedagoga v sisteme povisheniya kvalifikacii [Formation of information competence of the teacher in the system of training]. Abstract of Ph. D. thesis. Kaliningrad, 2005, 26 p. (In Russian).

8. Goncharova N. Yu. Setevoe vzaimodeistvie pedagogov kak sredstvo formirovaniya informacionno-komunnikacionnoi kompetentnosti ychitelya v sisteme povisheniya kvalifikacii [Network interaction of teachers as a means of forming information and communication competence of teachers in the system of training]. Abstract of Ph. D. thesis. Novokuznetsk, 2009, 24 p. (In Russian).

9. Informacionnie I kommunikacionnie texnologii v obrazovanii [Information and communication technologies in education]. Ed. Badarch Dendev. Moscow, UNESCO IITE, 2013, 320 p. (In Russian).

10. Kochegarova L. Yu. Nauchno-metodicheskoe soprovogdenie razvitiya ICT-kompetentnosti pedagogov obsheobrazovatelnix ychregdeniy [Scientific and methodological support of ICT competence development of teachers of educational institutions]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2010, 26 p. (In Russian).

11. Novaya ICT-kompetentnost ychitelei [New ICT competence of teachers]. Laboratory of knowledge, 2014, no. 9. Available at: http://gazeta.lbz.ru/2014/9/9nomer.pdf. (In Russian).

12. Polyakova R. F. Razvitie informacionnoi kompetencii ychitelya [Development of information competence of the teacher]. New school, 2013. Available at: http://novaya-shkola.su/pedagogam/sredne-obsche-obrazovanie/kabinet-direktora/razvitie-informacionoi-kompetenci-uchitelja.html. (In Russian).

13. Ratobylskii K. A. Razvitie informacionno-texnologicheskoi kompetentnosti ychitelya informatiki v sisteme povisheniya kvalifikacii [Development of information-technological competence of the Informatics teachers in the training system]. Abstract of Ph. D. thesis. Yelets, 2009, 25 p. (In Russian).

14. Sidorova E. V. Razvitie informacionnoi kompetentnosti ychitelya kak yslovie effektivnogo resheniya professionalnix zadach[ Development of teacher's information competence as a condition of effective solving of professional problems]. Abstract of Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2006, 24 p. (In Russian).

15. Struktura ICT-kompetentnosti ychitelei: recommendacii UNESCO [The structure of ICT competence of teachers: UNESCO recommendations]. Available at: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf.

16. Temerbekova A. A. Formirovanie informacionnoi kompetentnosti ychitelya v regionalnoi sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya [Formation of teacher's information competence in the regional system of additional professional education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2009, 40 p. (In Russian).

17. Cazco Gustavo Homero Orozco, Gonz6lez Marcos Cabezas, Abad Fernando MartHnez, Mercado-Varela MartHn Alonso. Digital competence of the university faculty: case study of the Universidad nacional de Chimborazo. TEEM'16. Proceedings of the Fourth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (November 02-04, 2016). Salamanca, Spain, 2016, pp. 147-154.

18. Simonson M., Smaldino S., Zvacek S. Teaching and learning at a distance. Charlotte, North Carolina, Information Age Publishing, 2015, 352 p.

УДК/UDC 377 И. Е. Скобелева

I. Skobeleva

диагностика уровня развития медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования

DIAGNOSTICS OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF MEDIA CULTURE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS

Введение. В настоящее время, когда влияние медиа на профессиональную и повседневную жизнь становится все активнее и даже агрессивнее, развитие необходимого уровня медиакультуры у подрастающего поколения становится важной педагогической задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.