УДК 316
Зограбян Эдуард Лендрушович
кандидат исторических наук
доцент Ереванского государственного университета
edlevzo2014@gmail. com
Eduard L. Zohrabyan
Candidate of Historical Sciences
Associate Professor of Yerevan State University
edlevzo2014@gmail. com
Процесс социального сотрудничества в Республике Армения 1991-2005 гг.
The Process of Collaboration in Republic of Armenia 1991-2005
Аннотация. В статье критическим анализом представляется проблема, выступающая предпосылкой становления социального сотрудничества в республике Армения. В 1991 г. с приобретением независимости и переходом на рыночные отношения изменилось политическое мышление в сфере социальных преобразований. Эти преобразования рассматривались как производное экономическим проблемам. С принятием Конституции 5 июля 1995 г. укрепилось понятие становления социального государства в Армении. Со стороны государства были сделаны определенные шаги для подтверждения социального обеспечения, партнерства и солидарности. Их совокупность является показателем социального сотрудничества. Однако, на передовой стадии в социальном сотрудничестве нашли место серьезные упущения, ошибки, последствия которых ощутимы и в наши дни. Крайняя поляризация общества Армении, массовая нищета, социальная напряжённость, эмиграция, демографическая опасная тенденция отрицательно влияют на безопасность и оборону республики.
Ключевые слова - социальное государство, сотрудничество, социальное обеспечение, партнерство, солидарность, поляризация общества, массовая нищета, диалог, равновесия, справедливость.
Annotation: The problem which is the background collaboration in Armenia is presented in this article (by means of critical analysis) In 1991 which acquisition of indeoendence and passing to the market relation political thinking changed in the market relation political thinking changed in the field of social transformation was observed as derivative to economical problems. Whith the acceptance of constitution of July 5 1995 the concept of becoming of social partnership and solidarity. Collaboration itself is the index of their totality. However on the transitional stage serious omissions, errors found a place in a social collaboration and consequences of
these are felt in our days.Extreme polarization of Armenia, mass poverty, social tension, emigration and demographic dangerous tendency have negative influence on the security and defence of stage.
Key words: social state, cooperation, social security, partnership, solidarity, polarization of society, mass poverty, dialogue, balance, justice.
Введение. Целью данной статьи показать с помощью исследовательского анализа характер социального сотрудничества в Республике Армения (РА) после ее независимости, его особенности в контексте осуществляемой социальной политики.
К задачам предлагаемой цели относятся:
• рассмотреть исторический опыт социального сотрудничества в Армении и обсудить сущность осуществляемой социальной политики в РА в 1991-2005гг.;
• представить проявление социального сотрудничества, их особенность в области экономических преобразований и социальной политики;
• показать, основываясь на социальной справедливости, процессы формирования, расширения и утверждения социального партнерства и обеспечения, содействия и солидарности, а также проявлящие в них затруднения, ошибки и недостатки;
• выявить влияние вышеуказанных процессов на процесс построения социального государства в РА с точки зрения изменений, происходящих в социальной структуре общества.
Страницы армянской истории богаты примерами социального сотрудничества, где наглядно проявляются особенные черты национального образа мышления в виде справедливости, солидарности, толерантности, благотворительности и т.д. В этом участвовали как правящие, так и духовные власти.
Так, еще во 2-ом веке до.н.э. проводимые земельные реформы Арташеса 1-го были направлены на социальное сотрудничество между государством, частными землевладельцами и крестьянами общин во имя солидарности общества, постоянного существования армии, а также во благоустроенности и прогресса страны.
В 301г. после того как Армения первая во всем мире приняла на государственном уровне христианство, идеи о социальном сотрудничестве и солидарности стали восприниматься и преподноситься на основах идеологических принципов христианской нравственности, справедливости, а также религиозных, гуманных и естественных законов.
Целям социального сотрудничества и солидарности последовал Ашот 3-ий Вогормац (Милосердный) (953-977гг.), который проявляя божественное милосердие для нуждающихся в помощи построил приюты, больницы,
богодельни и т.д. Следуя похвальному примеру царя, по инициативе царицы Хосровануш построились монастыри Санаин и Ахпат, ставшие знаменитыми духовно-культурными, научно-образовательными очагами.
Ярким примером благочестивого милосердия и прилежного гуманизма является деятельность царицы Киликийской Армении Забел. "Характерно, что по инициативе царицы в 1241г. основывается больница, которая действует до падения Киликийского царства в 1375г. Это считается редким явлением во всемирной истории средневековья - открывается больница, где засчет государства лечились все нуждающиеся. Кроме того, часто в своей построенной больнице царица лично ухаживала за малоимущими больными" [11,86]. Вопросы социального сотрудничества были отражены в одном из шедевров армянской политической мысли 18-го века "Западня честолюбия", который стал программой построения будущего армянского государства [7.55,266,429].
Содержательная армянская историко-философская, политическая, литературно-художественная мысль о общественной жизни раннего и развитого средневековья насыщалась именно этими идеями и сосредотачивалась на призывание социального сотрудничества на уровне предопределенного религиозного обряда. Совершенно правильно отмечает один из исследователей -С.Захарян, написав, что "согласно армянским мыслителям, гуманная позиция, исходящая из христианской религии, рассматривая человека как наивысшую ценность, должна быть в основе деятельности органов власти, т.к. от их отношения к подчиненным и подданным зависит мирное и гормоничное функционирование общества" [8.130].
В 1991г. после восстановления независимости в Армении, параллельно переходу к рыночной экономике зародилась идея построения социального государства. Последняя, как основоположные, установилась в первой статье Конституции РА, принятой 5-го июля 1995г., где было отмечено, что "Республика Армения является независимым, суверенным, демократическим, социальным и правовым государством" [9]. Конституционное постановление концепции социального государства, с одной стороны показывало сущность будущего государства, ее цели, содержательную систему ценностей, а с другой стороны определяла социальную сферу, как одну из приоритетов построения суверенного государства. До принятия конституции изменилась логика и философия социальной политики. Сущность этого проявлялась в том, что в социальной сфере реформы рассматривались вместе с экономической, предоставляя последней первичную роль. Характерным явилось то, что в РА это осуществлялось в условиях понижения исполнительной роли государства. Непосредственным проявлением этого явилось то, что государство постепенно отказалось от координирующей роли социальных процессов, центр финансовой тяжести из государственного бюджета переместился к сбережениям гражданина, ликвидировались ограничения в сфере социального труда[1.290]. Руководствуясь
лозунгом "до сих пор государство содержало народ, а теперь народ должен содержать государство", последняя "приписала себе функцию законодателя и арбитра, обеспечивая бюджет частной секции, а народу-быть законопослушным гражданином" [6.57].
Однако исторический международный опыт показывает, что в процессе построения и становления социального государства ключевым является социальное сотрудничество, опирающееся на справедливость, а именно, комплексная система социального обеспечения, содействия, партнерства и солидарности в условиях регулирующей функции государства.
В постсоветский период переходному этапу коренного преобразования политической, социально-экономической жизни РА было характерно выраженное социальное расслоение и поляризация общества, что исторически исходит из характера рыночных отношений. Неизбежным попутчиком этого процесса стала проблема сотрудничества и солидарности между государством и обществом в широком смысле слова и в узком понимании - между возникающими новыми социальными единицами. Социальное сотрудничество прямо пропорционально социальной политике, осуществляемой государством.
Поспешная приватизация земли в 1991г. и несправедливая приватизация в основном производственных предприятий в республике в 1992-1994гг. привели к появлению серьезных социальных проблем. Согласно исследованиям и наблюдениям экспертов ООН, в результате необоснованной и поспешной приватизации лишь 8 процентов семей республики овладели более чем 90 процентов частного имущества[6.39]. Если к этому добавить, что это произошло в условиях социального недостаточного сотрудничества, то картина станет совершенно ясной.
И сегодня социально-экономическая ситуация и вытекающая из нее ценностная система выживания индивида все еще не обеспечивают широкий спектр социального сотрудничества между отдельными лицами и государственными структурами. Проблема социального сотрудничества продолжает оставаться актуальной и неотложной. Попробуем выявить ее причины и последствия.
Первый из них является отсутствие четко разработанной социальной политики. Самым серьезным упущением сферы социальной политики РА -отсутствие общенациональной социальной программы. Это является причиной не только массовой и масштабной поляризации общества, возникновения большого числа малоимущих слоев, но и причиной постоянного социального напряжения и эмиграции, значительных отрицательных изменений в демографической картине населения, а также других опасных тенденций и последствий.
Слабые сигналы социального сотрудничества в основном заканчивались ситуационными решениями. В предпринятых верхами реформах отсутствовали
общественная инициатива, а также касающиеся их широкие общественные дебаты.
При неблагоприятных условиях социального сотрудничества и поспешной, несправедливой приватизации, происходили радикальные, однако стихийные изменения социальной структуры общества. Не сформировался средний слой новых общественных отношений, владеющий ценностной культурой.
Очень важное значение имело и имеет отсутствии законодательного поля в среде, неисполнимость, которые стали серьезным препятствием на пути формирования социальных институтов. Решающее значение в процессе их становления имело также проявление политической воли властей. В РА в период обсуждений произошло тесное сближение власти и бизнеса. Это не только противопоказано, но и оскверняет гражданское общество.
Фактически, неудовлетворительное социальное сотрудничество в условиях крупномасштабной и предельной поляризации общества, стало причиной политической неустойчивости и непредсказуемых реалий. В результате социального расслоения ряд некоторых национальных ценностей перестали быть всеобщим, проявляющим сплоченную роль среди различных слоев общества.
В конце 1980г. общество Армении и Арцаха отличалось высоким уровнем сплоченности вокруг идеи освобождения Арцаха, обороны и безопасности страны. Несмотря на то, что социальная сфера отошла на задний план, некоторые шаги были направлены и к ней. Решением советов министров и Профсоюзов РА с 1-го января 1991г. под руководством Совета КПА (конференция профсоюзов Армении) в фонд социального обеспечения РА было направлено 14 процентов от общей суммы платежей, предоставленных для государственной социальной страховки [12.1]. 25-го февраля 1992г. Верховным советом РА был принят законопроект о государственном пенсионном обеспечении граждан РА. Было гарантировано право материальной обеспеченности и социальной защиты пенсионеров, устанавливая трудовую и социальную пенсии. 26-го декабря 1994г. по приказу правительства РА, учитывая недостаточность финансовых средств пенсионного фонда и фонда занятости, был уступлен невозвращенный остаток долга - 247,5млн. драм из средств временно предоставленных государственным бюджетом фонду в 1993 и 1994гг. [13.1]. Еще в 1993-1994гг. Министерство труда и социального обеспечения РА разработало проекты о принятии необходимых законов для социального партнерства, которые однако не получили дальнейшего продвижения. Можно сказать, что до середины 1990г. процессу утверждения сотрудничества между государством и обществом, а также обществом и различными социальными слоями было уделено недостаточное внимание. 12-го мая 1994г. заключилось перемирие. Идея поддержки НК в общественном сознании уступила свое место идее социальной справедливости. Обостренный социальный кризис в РА принудил государственную власть, приняв большие полномочия, еще более сосредоточиться на социальных вопросах. Подобная
ситуация привела к потере уверенности и расслоению общества в РА, что и стало причиной вакуума власти [4.40].
Процесс стихийного формирования социальной структуры общества привел к возникновению искаженных, изменчивых и неустойчивых взаимоотношений между различными новыми сформированными группами и слоями общества, к проявлению противоречивых настроев. Отсутствие четко разработанной социальной политики и национальной концепции в этой области, а также вышесказанные причины утвердили в общественном сознании чувство слабости государства и недоверчивости по отношению к властям. Этим обуславливается заметное отсутствие государственного мышления, прогосударственной практики у всех слоев и групп общества, начиная с правящих олигархов и заканчивая крайне неимущими слоями. Отсутствие государственного мышления на всех уровнях социальной ступени, в условиях слабоосознанных интересов внутри общества практически стало нормой общественной жизни.
Важным компонентом социального сотрудничества является обеспечение партнерства. Последнее является своеобразной разновидностью социально -трудовых взаимоотношений с конкретными критериями, прав и обязанностей каждых участников, где государство имеет функции регулирования, обеспечения равенства и интересов работника и работодателя. Отметим, что с самого начала в Армении при формировании системы социального партнерства, государство, будучи одним из сторонников трипартизма (государство, работодатель, наемный работник), приняла на себе роль более созерцательного наблюдателя. Неузаконенны были взаимоотношения между работодателями-наемными работниками, предпринимательской средой (работодатель-бизнес среда), а также крупными, мелкими и средними собствениками. Исчезла или достигла самого минимума роль профкомитетов. Они преобразились в приложения администрации. Для исправления ситуации были предприняты некоторые запоздалые шаги, однако осуществление их замедлялось. В 1997г. Министерство социального обеспечения РА разработало проект системы развития социального партнерства РА. Утверждение последнего задержалось до первого десятилетия 2000-ых годов. Лишь 24-го сентября 2003г. РА присоединилась к международной конвенции "О принципах применения права на организацию и ведение коллективных переговоров" [18.116].
После одного десятилетия принятия независимости законодательное поле еще оставалось открытым и действовало старое законодательство. Для притворения социального партнерства в РА срочно необходимо было принять новый трудовой кодекс, специальный закон "О социальном партнерстве", разработать концепцию социального партнерства, направленную на комплексную институционализацию социального сотрудничества, на формирование такой организации, которая обеспечила бы постоянное и
устойчивое социальное сотрудничество. К сожалению, в начале 2000-го года в Армении не только полноценно не решились упомянутые проблемы, но и не разработалась всеобщая концепция Армянского социального государства, стратегия и тактика развития - и все это на фоне неустойчивой политики [1.290].
Несмотря на принятие идеи создания социального государства с предприниманием экономических и социальных реформ, в Армении ее осуществление продолжается оставаться как задача неблизкого будущего. Подобная ситуация оставляет существенное влияние как на солидарность общества и экономический прогресс страны, на оборону и безопасность, так и на решение национальных жизненных проблем.
Идея национального единства исторически необходима, что обусловлено также социальной солидарностью и сплоченностью. Следовательно, таким объединяющим фактором может стать идея утверждения благосостояния и благополучия для всех без исключения слоев общества. Это возможно осуществить только лишь основываясь на справедливость, путем обеспечения морального равновесия общества. При нарушении этого равновесия прогресс общества демотивируется. Продуктивное управление законопослушной страной, в соответствии с общественным восприятием и преобладанием закона, представляет собой один из механизмов утверждения социальной солидарности, который действует исключительно на основе принципа взаимности. Отсутствие социальной солидарности это, прежде всего, отсутствие диалога между государством и обществом.
В период с 1991 по 2005гг. осуществляемая властями, исходя из экономических реформ, социальная политика, отсутствии ее конкретных национальных программ, социальное неблагоприятное сотрудничество в условиях крайней поляризации общества выдвинули многочисленные социальные проблемы, которые преобразились в препятствия для становления гражданского общества в Армении.
Необходимо разработать механизмы для усовершенствования всех составных частей социального сотрудничества, как факторов, направленных на становление и укрепление общества и государства. Социальное сотрудничество по своим различным формам и способам исполнительства является гарантией становления и прогресса социального государства.
Литература
1. Армения 2020, Стратегия развития и безопасности, АЦСНИ, изд. Тигран Мец, Ереван, 2002г., 718 стр..
2. Арутюнян Э., Переходное общество как система трансформационной деятельности, изд. ЕГУ, Ереван, 2000г.,267 стр..
3. Галстян М., Социальное неравенство, социальная мобильность, социальный конфликт,. Проблемы взаимоотношений и мобильности в Армении, АЦСНИ, Ереван, 2000г., 53 стр..
4. Гевондян А., Предельный каэффициент жизнеспособности стратегического ресурсного потенциала государства с точки зрения реализации национальной прибыли /на примере РА/, АЦНИС, Ереван, 2006г.,129 стр..
5. Генкин Б.М., Экономика и социология труда, учебник для ВУЗ-ов, Норма-Инфра.М, Москва, 1999г.. 373 стр..
6. Доклад человеческого развития, 5 лет человеческого развития в Армении, Тигран Мец, 1999г., 94 стр..
7. Западня честолюбия/Ворогайт парац/, Ереван, Армения, 2002г., 298
стр..
8. Захарян С., Вопрос социальной солидарности в армянской философии 13-15 веков, "Вопросы арменоведения", 3/6/, ЕГУ, Ереван, 2015г., сс. 125-142.
9. Конституция РА, Наири, Ереван, 1995г., 56 стр..
10. Минасян Э., Социально-экономические преобразования в Республике Армения /1990-2003гг/, ЕГУ, Ереван, 2003г., 443 стр..
11. Мовсисян А., 10 армянских выдающихся цариц, Зангак, Ереван, 2014г.
12. НАА, Ф. 113, с. 163, д. 556, н. 1
13. НАА, Ф. 113, с. 173, д. 415, н. 1
14. НАА, Ф. 1177, с. 1, д. 40, н. 6
15. Национальный доклад человеческого развития Прошедшие 10 лет независимости, Армения 2001, Айастан, Ереван, 2001г., 171ст6..
16. Погосян Г., Армянское общество в начале 21-го века, Лусабац, Ереван,
2006г.
17. Погосян Э., Процесс становления государственной независимости в Армении /1990-2001гг./, Лусабац, Ереван, 2013г., 605стр..
18. Сборник правовых актов социальной сферы Республики Армения, Бавих, Ереван, 2004г., 1087 стр..
19. Фавстос Бузанд, История Армении, Айастан,Ереван, 1968г., 350 стр..
Literature:
1. Armenia 2020, The strategy of development and safity, Tigran Mets, Yerevan 2002, p.718..
2. Collection of the law statements of the social sphere of the Republic of Armenia, Bawikh ,Yerevan 2004, p. 1087.
3. Constitution of the Republic of Armenia, Nairi, Yerevan 1995, p. 56.
4. Galstyan G., Social irregularity, social mobility, social conflict, Problems of interrelations and mobility in Armenia, SNRAC, Yerevan 2000, p. 53.
5. Genkin B.M, Economics and sociology of labour, text-book for HEU-es,Norma-Infra.M, M1999. p. 373.
6. Ghevondyan A, Factor of boarder capacity of the state strategy from the point of view of realization of national profits /by the example of the RA/ SNRAC, Yerevan 2006, p. 129.
7. Harutyunyan E., Transitional society as the system of transformable activities, YSU, Yerevan 2000, p. 267.
8. Minasyan E, Social-economical changes in the Republic of Armenia /1990-2003/, YSU, Yerevan, 2003, p. 443.
9. Movsisyan A. Ten Armenian popular queens, Zangak, Yerevan, 2004, p.
104.
10. NAA, F. 113, l. 163, w. 556. p. 1
11. NAA, F. 113, l. 173, w. 415. p. 1
12. NAA, F. 1177, l. 1, w. 40. p. 6
13. Pahstos Biuzand, Armenian Story, Hayastan, Yerevan 1968, p. 350.
14. Poghosyan E, The process of the guaranteeing of the independant state /1990-2001/, Lusabac, Yerevan 2013, p. 605.
15. Poghosyan G., Armenian society of the beginning of the 21st century, Lusabac,Yerevan, 2006, p. 375.
16. The lecture of human development, Five years of human development in Armenia, Tigran Mets, Armenia 1999, p. 94.
17. The national lecture of human development, Ten years of traditional independence, Armenia 2001, Hayastan, 2001, p.171
18. Trap of Famy, Hayastan, Yerevan, 2002, p.298.
19. Zaqaryan S. The issue of social identity of 13-15 centuries in Armenian philosophy, ".Issues of Armenology" 3/6, YSU, Yerevan, 2015, pp. 125-142.