Научная статья на тему 'Процесс смены власти в регионе и символический капитал территории'

Процесс смены власти в регионе и символический капитал территории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
223
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / МЕДИАДИСКУРС / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каминская Татьяна Леонидовна

В статье рассматривается роль символического капитала при завоевании популярности у избирателей конкретного региона. Медиадискурс зимы-весны 2017 г. включает обсуждение смены региональных элит перед предстоящими выборами губернаторов, в частности в Новгородской области. При обсуждении использования символического капитала властью автор опирается на концепцию философа Пьера Бурдье и ее современные трактовки. Статья демонстрирует, как символический капитал региона является социокультурным контекстом медиадискурса смены власти в регионе. Процесс разворачивания дискурса в медиа представлен автором в виде схемы от ожиданий до подведения итогов. Посредством контент-анализа и дискурс-анализа медиатекстов автор статьи показывает, как символический капитал территории используется в медиатекстах, в частности в диалоге журналиста с его адресатом (последний использует это слово в комментариях). Перспективы исследования связаны с поиском модели внедрения и адаптации новых политических практик в современную российскую действительность с помощью медийной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс смены власти в регионе и символический капитал территории»

УДК 342.5

процесс смены власти в регионе и символический капитал территории

Каминская Татьяна Леонидовна,

д-р филол. наук, доцент, профессор кафедры «Прикладная политология», Финансовый университет,

Москва, Россия

tlkam1@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль символического капитала при завоевании популярности у избирателей конкретного региона. Медиадискурс зимы-весны 2017 г. включает обсуждение смены региональных элит перед предстоящими выборами губернаторов, в частности в Новгородской области. При обсуждении использования символического капитала властью автор опирается на концепцию философа Пьера Бурдье и ее современные трактовки. Статья демонстрирует, как символический капитал региона является социокультурным контекстом медиадискурса смены власти в регионе. Процесс разворачивания дискурса в медиа представлен автором в виде схемы от ожиданий до подведения итогов. Посредством контент-анализа и дискурс-анализа медиатекстов автор статьи показывает, как символический капитал территории используется в медиатекстах, в частности в диалоге журналиста с его адресатом (последний использует это слово в комментариях). Перспективы исследования связаны с поиском модели внедрения и адаптации новых политических практик в современную российскую действительность с помощью медийной коммуникации.

Ключевые слова: власть; медиадискурс; символический капитал; территориальная идентичность; Великий Новгород.

the process of authority change in the region and symbolic

capital of the territory

Kaminskaya T. L.,

Doctor of Philology Sciences, Professor of the Department "Applied Political Science", Financial University, Moscow, Russia

tlkam1@mail.ru

Abstract. The article examines the role of symbolic capital for the popularity of voters in a particular region.The winter of 2017 is marked by the shift of regional elites before the upcoming elections of governors, in particular, in Novgorod region. When discussing the use of symbolic capital by the author, the author bases himself on the concept of the philosopher Pierre Bourdieu and its modern interpretations. The symbolic capital of the region and its use revealed the cultural context of the media discourse of regime change in the region. The process of unfolding the discourse in the media is presented in the form of a scheme by the author. Through content analysis and discourse-analysis of media texts the author shows how the symbolic capital of the territory is used in media texts in particular in the dialogue of a journalist with his addressee (the latter uses this word in the comments). Keywords: authority; media discourse; symbolic capital; territorial identity; Velikiy Novgorod.

Ставленник Администрации Президента Андрей Никитин возглавил Новгородскую область в феврале текущего года, сменив непопулярного у СМИ губернатора Сергея Митина, и процесс смены власти образовал самостоятельный дискурс в региональных

медиа. Символический капитал ВРИО губернатора (поддержка президента, связь с федеральными элитами, руководитель правительственного агентства «АСИ») и символический капитал территории (памятники и практики средневековой старины, военно-патриотиче-

гуманитарные науки. вестник финансового университета ♦ 4'2017

ское движение поисковиков «Долина») активно использовались в медиадискурсе журналистами и комментаторами при оценке первых месяцев управления регионом. Говоря о символическом капитале, мы соотносимся с концепцией, впервые обоснованной французским социологом и философом Пьером Бурдье, имевшем в виду капитал доверия, капитал связей, репутацию, доброе имя, честь [1]. Сама теория символического капитала появилась в рамках структурного конструктивизма и феноменологии. Концепция символического капитала, первоначально используемая для анализа властного дискурса и политической реальности, на сегодняшний день занимает весомое место в различных исследованиях, связанных с изучением доверия, культурного и социального капитала, генерации ценностей, символизации социальной жизни, когнитивных аспектов структурирования различных практик.

Сегодня этот капитал вслед за Пьером Бурдье определяют как совокупность значений и смыслов, обеспечивающую локальному месту (территории) узнавание, известность, престиж, доверие к нему со стороны различных целевых групп [2]. Великий Новгород, несомненно, является городом, обладающим весомым символическим потенциалом, богатыми культурно-историческими ресурсами.

При этом региональными журналистами и их комментаторами в обсуждении действий ВРИО губернатора как аргумент использовался преимущественно символический капитал территории (разумеется, без упоминания данного концепта), а не власти или личностей, обсуждались способы капитализации или утраты данного капитала.

Необходимо подчеркнуть важность символического капитала места как стратегического инструмента развития территории, особенно в условиях вынужденного наращивания факторов адаптивности территорий к динамичным процессам современности и в контексте растущей конкурентной борьбы за туристов, инвестиции, потенциальных жителей, молодых и талантливых людей. Сегодня раскрыты и проанализированы структурные компоненты и репрезентанты символического капитала места, механизмы и инструменты его накопления, отмечено влияние символического капитала места на рост конкурентоспособности территории. Постоянно обсуждаются на многих коммуникативных площадках страны основные направления и социокультурные условия капитализации символических ресурсов, способные наи-

более эффективно позиционировать территорию во внешней среде для привлечения туристических, инвестиционных, креативных, социальных и прочих видов ресурсов.

Иными словами, символический капитал территории — это не сам памятник архитектуры, а его известность и значимость. Но объективно измерить, зафиксировать, проанализировать символический капитал конкретной территории, как и траектории его накопления, весьма сложно в силу его символической сущности, которая нередко раскрывается через категории феноменологического, когнитивного или семантического познания.

Как показали исследования символического капитала Великого Новгорода (выполненные при финансовой поддержке РФФИ и Новгородской области в рамках научного проекта № 17-13-53001 «Символический капитал места как конкурентное преимущество территории»), гораздо проще акцентировать внимание на социокультурной сфере, в которой происходит символическое производство и потребление ценностей и норм, образов и мифов, впечатлений и оценок территориальной среды.

Уже само знакомство с данным капиталом ВРИО губернатора, уважение к нему, нередко являлось для медиадискурса новостным поводом, темой и критерием оценки действий новой власти. В данной статье рассматривается медиадискурс первых ста дней пребывания у власти ВРИО губернатора Андрея Никитина.

Разворачивание медиадискурса осуществлялось по такому сценарию: обсуждение ожиданий от новой власти ^ сопоставление нового с предыдущим губернатором ^ новые фигуры в регионе и расстановка сил ^ подведение первых итогов и критика новой власти.

В данной статье автора интересует медиадискурс СМИ региона, не получающих дотаций из бюджета. Это преимущественно интернет-ресурсы.

Так, в оппозиционной интернет-газете «Новгородский портал» (далее — «НП») за три месяца с момента назначения ВРИО губернатора с оценкой его действий вышло 53 аналитических публикации, которые подмечали и оценивали действия и высказывания назначенца, подсчитывая, в частности, ошибки в знании вверенной ему территории; в онлайн-журнале «Портал 53/ Новгородский интернет-журнал» вышло более 50 публикаций разного жанра, на каждом из новостных порталов «Новгород.ру» и «Ваши но-

вости» — более 300 новостей с тегами Никитин, ВРИО и губернатор. На последних двух ресурсах новости о губернаторе получили наибольшее число комментариев [3].

Первый месяц правления нового ставленника Кремля Андрея Никитина знаменует его сопоставление с предыдущим и находит отражение в медиатекстах с такими заголовками: «Андрей Никитин: Немитин или Митин 2.0?»; «Как команда Митина водит по граблям ВРИО губернатора Никитина».

Интересно, что после этих публикаций имя Немитин стало наиболее употребимым в комментариях к медиатекстам по поводу главы региона.

«Портал 53» публикует аналитику в отношении назначенца под знаковым заголовком «Снова — большие надежды». Авторы текста, словно бы предупреждая нового лидера региона, вспоминают промахи его предшественника: переименование улиц, закрытие фирменного ресторана «Детинец», замечая: Без преувеличения, каждый горожанин ощущает себя жителем прежде всего исторического города. <...> И речь идёт не о материальных, а духовных ценностях. Со стороны мы кажемся иногда излишне консервативными, и возникает соблазн «подзадорить» горожан извне [4].

После первых же публичных выступлений Андрей Никитин подвергается резкой критике за ошибки в цифрах и названиях. «НП» публикует репортаж с праздничного мероприятия под заголовком «Александр Власов даёт урок истории для ВРИО губернатора Андрея Никитина». В выступлении губернатор «преувеличил» число погибших солдат в Великой Отечественной войне в боях за город и допустил оговорку, назвав жителей города «нижегородцы».

В Новгородской области, где число погибших превышает число ныне живущих (погибла целая армия генерала Власова), огромную популярность имеет поисковое движение — экспедиция «Долина» и искажение военной истории журналистами воспринимается наиболее болезненно. Что касается путаницы Великого Новгорода с Нижним, ставшей частой в федеральных СМИ, то ее новгородцы воспринимают как личную обиду. Известно, одним из свойств феномена символического капитала является его идентификационный потенциал, поэтому резкая реакция журналистов на такого рода путаницу у нового главы региона объяснима. Тем более что прежний губернатор Сергей Митин был родом из Нижнего Новгорода и допускал такие оговорки.

Еще один характерный упрек из медиатекста: Заодно посоветую путинскому выдвиженцу как можно скорее выучить правильное произношение названий муниципальных районов, потому что он уже вызвал иронию на первом для себя заседании областного Правительства [5].

Интересно, что в скором (после таких промахов) времени губернаторская команда выбирает коммуникативную стратегию компенсации ошибок, стараясь учитывать и использовать символический капитал территории. Одним из доказательств этому служит вступление лидера региона в «Долину» и поездки на места работы поисковиков и на захоронения в майские праздники. Еще одной попыткой использовать данный капитал явились объявленные новым губернатором общественные обсуждения проблем, названные «стратегическими сессиями "Вечевой колокол"» [6].

После ста дней правления Андрея Никитина, с одной стороны, критикуют за сохранение кадров старой команды, привычные методы работы, набившие оскомину за девять лет правления Сергея Герасимовича, с другой — за призвание «варягов» в правительство: Как мне представляется, Андрей Никитин был назначен ВРИО губернатора не для того, чтобы продолжить политику Сергея Митина и его окружения, украсив её модными аксессуарами АСИ, а всё же для проведения основательных изменений и реформ порядком прохудившегося новгородского хозяйства [7].

«Портал 53» оценивает приглашение в область специалистов АСИ и других регионов заголовком «АСИмиляция новгородцев». При этом интересно, что символический капитал личности ВРИО (даже его молодость и связь с московскими элитами) контрастирует с ожиданиями новгородцев и также является объектом критики:

• «У нынешнего ВРИО огромное преимущество перед Митиным — он молод и значительно энергичнее предшественника. Так что долго мучиться не будем — он быстренько распушит наш скудный бюджет на дурацкие программы, ничего общего с экономикой не имеющие, и мы все пойдем по миру, поскольку условий для развития как не было, так и нет»;

• «Где живут эти АСИ-люди? На Марсе, мне кажется...» [8].

При обсуждении положения дел в культуре и сервисе в медиаполе периодически появляются требования вернуть утраченные бренды: «Вообще меня как новгородца больше волнует возвращение общественной Бани на набережной Александра

гуманитарные науки. вестник финансового университета ♦ 4'2017

Невского!!!» [8]. Новость о реинкарнации ресторана «Детинец» вызвала наибольшее количество комментариев за последние три месяца.

Предвыборная гонка за губернаторское кресло стартовала, и вопрос о популярности ВРИО у новгородцев остается открытым. Во всяком случае, в медиадискурсе есть такие мнения: Мы можем сами достичь всего и денег у нас достаточно, пора прекращать эту затянувшуюся арию московского гостя и выбрать в губернаторы новгородца [8].

Таким образом, в условиях медиатизации политики можно подчеркнуть важность знания и использования символического капитала для власти, и особенно это касается ее новых фигур, заинтересованных в победе на выборах регионального масштаба. Процесс ментального освоения символического капитала территории и его капитализации непосредственно связан с социально-политической обстановкой в отдельных регионах и действиями властей.

Следует учитывать при этом, что имидж-мечта для жителей небольших старорусских городов совсем не такой, как для современных мегаполисов. И связан он в большей мере с культурными практиками прошлого: то и дело в новгородских медиа обсуждаются фестивали исторических событий; показы реконструкции аутентичных народных костюмов, выполненных в соответствии с многочисленными этнографическими исследованиями; протесты против изменения облика города, даже вполне практически обоснованного.

Таким образом, новым элитам, пришедшим в российские регионы, еще предстоит поиск эффективных способов управления символическим капиталом территорий. При этом символический капитал может быть как ресурсом власти, так и камнем преткновения в ее борьбе за популярность и соблюдение условий теории общественного договора.

лИТЕРАТуРА

1. Бурдье П. Практический смысл СПб.: Алетейя, 2001. C. 233.

2. Федотова Н. Г., Васильева Н. Ю. Символический капитал Великого Новгорода в дискурсе социальных медиа // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 119-127.

3. Каминская Т. Л. Идентичность медиаадресата: способы выражения в комментариях — Стилистика сегодня и завтра. Материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 249-250.

4. Портал 53 [Электронный ресурс] URL: http://portal-vn.ru/analitika/snova-bolshie-nadezhdy.

5. Новгородский портал [Электронный ресурс] URL: http://portal.nov.ru/portal/avtorskie-kolonki/item/6625-aleksandr-vlasov-dayot-urok-istorii-dlya-vrio-gubernatora-andreya-nikitina.html.

6. Ваши новости [Электронный ресурс] URL: https://vnnews.ru/sobitiai/53453-zachem-zvonil-vechevoj-kolokol. html.

7. ВНовгороде.ру [Электронный ресурс] URL: https://vnovgorode.ru/politika/10379-andrej-nikitin-nemitin-ili-mitin-2-0.html.

8. Novgorod.ru [Электронный ресурс] URL: https://forum.novgorod.ru/novgorod/comments. php?id=156095&service=news.

references

1. Burd'e P. Practical sense [Prakticheskij smysl]. St. Petersburg, Aletejja, 2001, р. 233.

2. Fedotova N. G., Vasil'eva N. Ju. The symbolical capital of Veliky Novgorod in a discourse of social media [Simvolicheskij kapital Velikogo Novgoroda v diskurse social'nyh media]. Znak: Problemnoe pole mediaobrazovanija — Name: Problem field of media education, 2017, no. 2 (24), рр. 119-127.

3. Kaminskaja T. L. Identichnost of the media addressee: ways of expression in comments — Stylistics today and tomorrow. Materials IV of the International scientific conference [Identichnost' mediaadresata: sposoby vyrazhenija v kommentarijah — Stilistika segodnja i zavtra. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii]. 2016, рр. 249-250.

4. Portal 53. Available at: http://portal-vn.ru/analitika/snova-bolshie-nadezhdy.

5. Novgorod portal [Novgorodskij portal]. Available at: http://portal.nov.ru/portal/avtorskie-kolonki/item/6625-aleksandr-vlasov-dayot-urok-istorii-dlya-vrio-gubernatora-andreya-nikitina.html.

6. Your news [Vashi novosti]. Available at: https://vnnews.ru/sobitiai/53453-zachem-zvonil-vechevoj-kolokol.html.

7. VNovgorode.ru. Available at: https://vnovgorode.ru/politika/10379-andrej-nikitin-nemitin-ili-mitin-2-0.html.

8. Novgorod.ru. Available at: https://forum.novgorod.ru/novgorod/comments.php?id=156095&service=news.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.