Лушков М.В. студент магистратуры ФГБОУВО СГУ Анисимова Н.Н., к.э.н.
доцент ФГБОУ ВО СГУ Россия, Сочи
ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВАНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РФ
Аннотация. В статье рассматривается экономическая природа курортного сбора в налоговой системе РФ. Привлечение туристов к софинансированию развития туристской инфраструктуры через курортный сбор.
Ключевые слова: курортный сбор; инфраструктура; экономическая природа; мораторий на курортный сбор.
Lushkov M. V. graduate student FSBEI HE SSU Anisimova N.N., Ph.D. associate professor FSBEI HE SSU Russia, Sochi
THE PROCESS OF REGULATING RESORT FEES IN THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract. The article examines the economic nature of the resort fee in the tax system of the Russian Federation. Attracting tourists to co-finance the development of tourism infrastructure through a resort fee.
Key words: resort fee; infrastructure; economic nature; moratorium on resort fees.
Курортный сбор - это плата, взимаемая с туристов за пользование инфраструктурой и услугами курорта. Он может включать в себя проживание в отеле, питание, пользование пляжем, бассейном и другими услугами. Целью курортного сбора является софинансирование развития туристической инфраструктуры и улучшение качества услуг для гостей курорта.
Рассматривая анализ практики взимания курортного сбора и результаты эксперимента по взиманию курортного сбора в четырех
регионах Российской Федерации, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 29 июля
2017 года №214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", можно сделать некоторые выводы.
- Расхождение осуществлённой российской концепции механизма курортного сбора интересам субъектов, вовлеченных в его функционирование, и о высоком уровне административных затрат использования данного механизма.
Сущность введенного в 2018 году курортного сбора представляется иной, нежели в зарубежных странах. По мнению исследователей и экспертов данный сбор является конфискационным налогом. Сбор, призванный отчасти решать проблемы муниципальных бюджетов софинансирования туристской инфраструктуры ставит перед ними новые кадровые и исполнительские высокозатратные задачи.
Кроме того, ряд экспертов подверг дисбалансу прогнозируемые объемы сборов и объемов средств, необходимых для его администрирования. Уже в апреле 2019 года были выявлены расхождения между первоначальными объемами прогнозов Правительства РФ по взиманию сбора и фактическими
объемами, поступившими в бюджет.
В 2022 году ожидается, что объем курортного сбора составит более 2 миллиардов рублей. Эта сумма должна быть собрана с туристов, посещающих различные курорты России, и будет использована для поддержания и развития туристической инфраструктуры. Ожидается, что собранные средства будут направлены на улучшение качества услуг, предоставляемых на курортах, а также на развитие новых туристических маршрутов и объектов.
Объем курортного сбоа в 2022 г
4 3 2 1 0
Крым Краснодарский Ставропольский Алтайский край
■ план Вфакт
Рис. 1 - Объем курортного сбора в 2022 г
Согласно статистическим данным, в 2022 году был собран курортный сбор только в трех регионах.
В 2021 году был объявлен мораторий на курортный сбор в Крыму. Мораторий на курортный сбор действовал до 1 мая 2022 г. но остается таковым по состоянию на октябрь 2023. Все исследования российских и зарубежных ученых в данной области, указывают на большое количество проблем, что ставит под сомнение, по мнению аналитиков, эффективность курортного сбора, а именно:
— ведение курортного сбора вызывает негативное отношение населения;
— повышает стоимость туристских продуктов и услуг;
— перенаправляет туристский поток в неофициальные теневые объекты размещения;
— неблагоприятно отражается на имидже региона;
— оказывает достаточно сильное негативное воздействие на отрасль.
Основными критериями таких выводов о негативной политике
курортного сбора может указывать поведение туристов (мотивация, эмоции, принятие решений, кросс-культурное взаимодействие), которое являются важным фактором в создании систем управления развитием туристской отрасли региона. Необходимость изменения в подходе к туризму вообще и к курортному сбору в частности, указывает на ориентацию сферы туризма и изменения вектора в сторону формирования туризма ответственного.
Ответственный туризм - это одно из самых актуальных и важных направлений в современном мире путешествий. Этот вид туризма подразумевает под собой ответственное и устойчивое отношение к природным, культурным и общественным ресурсам во время путешествий. Главная цель ответственного туризма заключается в сохранении природного и культурного наследия для будущих поколений, а также в обеспечении социально-экономического развития местных сообществ.
Основные принципы ответственного туризма:
— Экологическая устойчивость: Туристы должны уважать и сохранять окружающую среду, избегать причинения вреда природе, использовать экологически чистые виды транспорта и стараться снижать свой углеродный след.
— Сохранение культуры и традиций: Путешественники должны проявлять уважение к местным традициям, обычаям и религиозным обрядам. Также важно изучать историю и культуру посещаемых мест, чтобы не нарушать их аутентичность:
— Поддержка местного населения: Ответственные туристы стараются поддерживать местную экономику, покупая товары и услуги у местных производителей и предпринимателей. Это помогает сохранять рабочие места и развивать местную инфраструктуру.
— Участие в волонтерских проектах: Во время путешествия туристы могут принять участие в различных волонтерских программах, которые направлены на улучшение качества жизни местного населения, сохранение природы и культурного наследия.
Таким образом, стоит указать на дальнейшее развития туризма, как туризма ответственного (в том числе социально-ответственный), который может улучшить отношения между местными жителями и туристами, и показать пользу от развития туризма в будущем, мотивировать туристов к
более ответственному поведению (что положительно повлияет на рекреационные ресурсы местности), привлечь новых туристов и сформировать потребительскую лояльность к выбору именно данной местности для отдыха на основе чувства причастности к ее развитию.
Использованные источники:
1 214-ФЗ от 29 июля 2017 года "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" от 29.07.2017 N 214-ФЗ
2 Анисимова Н.Н. Мировая и общероссийская практика взимания курортного сбора в 2023 году// Издательский центр "ИУСЭР"., .№6(82) июнь 2023г.
3 Тищук М.О. Моделирование механизма регионального туристского сбора (на примере Калининградской области). // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Казань 2022.