ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
О.Н. Мачехина
УДК 373 . 5
Процесс реформирования общеобразовательной школы Великобритании на рубеже ХХ—ХХ1 веков
В статье автор исследует основные этапы процесса реформирования общеобразовательной школы Великобритании на рубеже ХХ—ХХ1 веков, рассматривая их сущность, структуру и содержание, систему реализации и результаты внедрения реформ в практику образовательной деятельности . Процесс реформирования изучается с использованием ретроспективного метода, предоставляющего возможность рассмотрения истории реформирования системы образования с точки зрения диалектики развития
Ключевые слова: Великобритания, образование, общеобразовательная школа, ретроспекция, реформа, реформирование, система, система образования, школа
Целью данной статьи является исследование процесса реформирования общеобразовательной школы Великобритании . Начиная изложение информационно-аналитического материала, необходимо, прежде всего, отметить, что начальным моментом формирования британской средней общеобразовательной школы современного типа является середина 40-х годов XX века, когда министр образования в правительстве У Черчилля Рэб Батлер предложил «Образовательный акт 1944», известный также как «Закон Батлера» [11, р . 201].
Этот закон определил современное разделение между начальным и средним образованием в Великобритании, водоразделом которого становился возраст учащихся в 11 лет, а также установил Триединую [школьную] Систему, которая состояла из средних школ, современных школ второго уровня и технических школ второго уровня . Интеллектуально одаренные учащиеся, которые сдали экзамен на эрудицию (англ. Scholarship), позже замененный Аттестационным тестом и процедурой «11+», могли учиться в средней школе. Дети, которые не проходили отборочные тесты, продолжали свое образование в стенах современных школ второго уровня и тех© Мачехина О .Н ., 2016
нических школ второго уровня . Возраст выпускника средней школы был поднят до 15 лет [5, р . 523—525].
Последний вопрос вызвал в Великобритании широкие общественные дебаты, так как отразил существенную трансформацию подходов правительства к организации функционирования национальной школы . По сути их изменение находилось, в первую очередь, в поле осознания того, что для молодого британского гражданина требуется существенно более высокий уровень образования, чем это считалось ранее. Наряду с этим, образование в Британии все более и более трансформировалось из социальной привилегии в общественно-политический механизм, остро необходимый для формирования большого количества подготовленных лиц, которые будут продолжать свое образование далее и войдут в когорту высококвалифицированных работников, а не в ряды работников низкой квалификации [5, р. 524] .
Закон Батлера, будучи принятым в 1944 году, полностью вступил в действие только с сентября 1947 года, но определил суть развития британской средней общеобразовательной школы на ближайшие 18 лет. Рассматривая развитие установленной им Триединой [школьной] системы, необходимо отметить, что уже в 50-х годах она вошла в состояние внутренних противоречий Тогда же у нее появились весьма последовательные сторонники и противники . Критики квалифицировали ее как инкарнацию системы сословного образования, где дети из семей с более высоким уровнем дохода и интеллектуального развития всегда имели больше шансов на поступление в средние школы и продолжение образования в университетах
В свою очередь, сторонники утверждали, что основанием приема в средние школы является объективный экзамен (аттестационный тест), а семейное положение здесь роли не играет. Достаточно быстро эту систему в некоторых исторических районах Англии стали модифицировать по собственному усмотрению местные власти
Так, в местностях, входящих в Совет Лондонского графства, были введены единые средние школы . Они не имели никакого вступительного теста и были открыты для всех детей, живущих в зоне охвата школы В то же время министры образования, которые пришли позже Р Батлера, весьма много делали для прогрессивного развития вторичных школ в целях воспрепятствования превращению их в социальные отстойники Большой вклад в решение этого вопроса был сделан министром Эллен Уилкинсон, которая при этом находилась под давлением лейбористского большинства в парламенте, которое противилось реализации «Закона Батлера» . Это противодействие получилось преодолеть только ее преемнику Джорджу Том-линсону, которому удалось убедить парламентариев выделить дополнительные средства на развитие школ второго уровня Однако, несмотря на большое количество его усилий, технические школы так и оставались слаборазвитыми [13, р. 150—154].
Существенные изменения в британской школьной системе произошли в середине 60-х годов XX века . В 1965 году правительство лейбористов, которое возглавлял Гарольд Вильсон, потребовало, чтобы все местные органы народного образования сформулировали предложения по отходу от процедуры «11+» и замене Триединой системы едиными средними школами . Непосредственно разработка этих предложений была проведена министром образования Тони Крослэндом, посредством документа, получившего название «Циркуляр 10/65», по положениям которого любая школа, которая стремилась сохранить процедуру «11+» автоматически лишалась государственного финансирования . Этот документ встретил сильнейшее противодействие со стороны школьных лоббистов. Он предусматривал сохранение процедуры и Триединой системы в некоторых округах, но в качестве эксперимента. Поэтому округа и местности, желавшие их сохранить, пытались всеми силами и средствами попасть в этот список [2].
Циркуляр также предусматривал консультации между местными органами управления образованием и школами, частично финансируемыми из государственного или местного бюджета, в целях обеспечить их активное участие в реализации положений документа, но больших подвижек в этом вопросе не произошло Предварительные результаты реализации циркуляра подвели в 1970 году, когда был опубликован Отчет Комиссии Государственных школ под председательством Дэвида Доннисона, который рекомендовал, чтобы школы выбрали между добровольным превращением в общеобразовательные школы, за которыми сохраняются государственные дотации и полная независимость Окончательно эта процедура была проведена к 1975 году, когда практически все католические школы стали полностью бюджетными, тогда как протестантские и англиканские вышли из системы государственного финансирования и дотаций [17, р . 114].
За год до принятия «Циркуляра 10/65», с 1964 года, британская система средних школ начала дальнейшее повышение выпускного возраста до 16 лет Однако окончательно этот возраст выпуска из средней школы был введен только в 1973 году, причем лоббистам сохранения возраста 15 лет пришлось пойти на уступки, введя для местных органов управления образованием обязанность организовывать занятость учеников выпускных классов для получения ими опыта работы В некоторых округах по всей стране эти изменения привели к введению общих средних школ уже в 1968 году [10].
Однако практически сразу после введения 16-летнего возраста как выпускного многие школы столкнулись с проблемой нехватки площадей для организации обучения в течение еще одного года . Решая эту задачу, местные власти приступили к ускоренному строительству блочных зданий, получивших наименование «ROSLA Blocks», которые были предназначены для временного размещения увеличившегося количества учащихся и организации учебного процесса Здания такой конструкции строились по всей стране, и некоторые из них используются и до настоящего времени [9]
Следующий этап реформирования британской общеобразовательной средней школы связан с приходом в 1979 году к власти правительства консерваторов, которое возглавила Маргарет Тетчер. Следует констатировать, что реформы среднего школьного образования находились в это время в общем ракурсе государственной политики правительства консерваторов, которая была направлена на решение острых социально-экономических проблем, стоявших в то время перед британским обществом . Центральной из этих проблем была безработица и нерациональное распределение трудовых сил . Решая ее, М . Тетчер приступила к реформе среднего школьного образования
Такой подход не случаен . Будучи министром образования и науки в правительстве Эдварда Хита с 1970 по 1974 год, она хорошо знала, что один из наиболее важных корней проблемы кроется в недостаточной подготовке учащихся к осуществлению трудовой деятельности и нерациональном географическом распределении кадров . В этих условиях была сформирована философия реформы, которая заключалась в двух основных постулатах: «новый вокационализм» и «схема мест содействия» .
Первый постулат заключался в повышении эффективности начального профессионального образования в ракурсе подготовки молодежи в школе к трудовой деятельности в промышленности, сельском хозяйстве или торговле. Истоки такой модели мы найдем еще в попытках лейбористских правительств 1950-х годов активизировать развитие технических школ второго уровня, что тогда не удалось
Для непосредственного решения этой задачи еще до прихода к власти правительства М Тетчер предшествующее этому лейбористское правительство Джеймса Каллагана приняло к реализации «Программу возможностей для молодежи» (англ . Youth Opportunities Programme), которую активнейшим образом реализовывало правительство Тетчер на протяжении 1980—1983 годов. Эта программа предусматривала непосредственное трудоустройство молодых людей в возрасте 16—18 лет, для чего в школе ими должна быть пройдена активная профильная подготовка В 1983 году эту программу переформатировали в «Схему молодежной подготовки» (англ Youth Training Scheme), которая прямо ориентировалась на подготовку молодых людей в возрасте 16—17 лет к работе на конкретном рабочем месте [1, р. 125].
Вторым постулатом реформ выступила система содействия одаренным детям в получении качественного образования в том случае, если они не имели возможности обучаться в частных школах. Она предусматривала создание фонда государственной поддержки, реализуя который, государство оплачивало учащимся, успешно сдавшим вступительные экзамены в частные школы, обучение в них
В 1986 году правительство консерваторов сделало еще одну попытку оживить профессиональное обучение, для чего ввело Национальные Про-
фессиональные Квалификации (NVQ) . Однако уже к 1990 году стало понятно, что их воздействие на образовательную систему ничтожно По этой программе проходили обучение не более 0,6—0,7% от общего количества учащихся старших классов средней школы Великобритании
Существенные изменения в положение британской средней общеобразовательной школы внес Закон о Реформе образования 1988 года [6]
Эти изменения были нацелены на создание «рынка» в образовании, где школы конкурировали бы друг с другом для пользы «клиентов», в качестве которых выступали учащиеся Теория реформы состояла в том, что «плохие» школы, по объективным рыночным законам, потеряют учеников, которые перейдут в «хорошие» школы, либо вынуждены будут улучшать качество образования, условия жизни и обучения учащихся и т п
Непосредственно реформы включали следующее:
1 . Был введен Национальный учебный план, который сделал обязательным для школ преподавание определенных предметов и программ, тогда как ранее выбор предметов был прерогативой школы
2 Были введены Национальные оценки учебного плана на ключевых стадиях 1—4 (возрасты 7, 11, 14 и 16 соответственно). Они осуществлялись посредством процедур, которые ранее именовались Стандартными оценочными испытаниями (SATS) . В Ключевой стадии 4 (возраст 16 лет) такими оценками выступали оценки, полученные на выпускных экзаменах
3 Были введены сравнительные таблицы, которые начали показывать статистику исполнения учебных планов по каждой школе Они регулярно публиковались в СМИ, таким образом родители и общественность стали видеть результаты работы школ в каждом регионе страны [18]
4 Было введено финансирование по формуле, которая означала, что чем больше детей школа могла привлечь, тем большее финансирование она получает
5 Были возобновлены открытая регистрация и выбор для родителей, которые получили право выбирать или влиять — в какую школу поступят их дети
6 . Школы, при согласии большинства родителей и учеников, могли выйти из под контроля местных органов власти, став субсидируемыми школами и получая финансирование прямо от центрального правительства При этом правительство консерваторов предложило более высокий уровень финансирования, чем обычно получалось от местных властей Последнее сразу было расценено как политический ход, так как к концу 80-х годов большинство местных органов власти было лейбористскими и слабо подчинявшимися центральному консервативному правительству, поэтому, делали вывод аналитики, это была попытка изъять из рук лейбористов школы как площадку для политической деятельности [14; 16].
Сменивший в 1990 году М . Тетчер на посту премьер-министра Джон Мейджор, возглавляя правительство консерваторов, продолжил линию
развития образования, предложенную в эпоху тетчеризма . В 1994 году правительство ввело программу «Современное ученичество», быстро переименованную в «Ученичество», основанную на компонентах, выработанных Профессиональными советами по секторам . Эти компоненты содержали ряд отдельно гарантированных элементов:
• элемент, основанный на знаниях, как правило, удостоверенный через квалификацию, известную как «Техническое свидетельство»;
• элемент, основанный на компетенциях, как правило, удостоверенный через NVQ (National Vocational Qualification);
• ключевые навыки (грамотность и способность к количественному мышлению) [21]
В 1996 году был принят новый Закон об образовании, который был призван решить проблемы, стоявшие перед британской школой с середины 70-х годов [8].
Одной из центральных проблем, которую попытались решить в статьях этого закона, была проблема с оставлением школы учащимися по достижении возраста 16 лет. По сложившейся британской традиции и практике, многие учащиеся и сегодня по достижении 16-летнего возраста считают себя в праве покинуть школу незамедлительно, не ставя никого в известность и не сдавая никаких выпускных экзаменов Особенно если школа и дом учащихся находятся на значительном удалении По сложившейся практике, учащийся, шестнадцатый день рождения которого приходится на период с 1 сентября по 31 января включительно, может покинуть школу в конце Весеннего семестра — сразу после Пасхи . В свою очередь, те, шестнадцатый день рождения которых приходится на период с 1 февраля до 31 августа, могут уехать в пятницу перед первым понедельником в мае. Согласно разделу 8(4) Закона об образовании 1996 года, была введена новая единственная дата прекращения обучения, которая вводилась с 1998 года, в качестве которой была определена последняя пятница июня учебного года, в который учащийся достигает возраста 16 лет.
В свою очередь, согласно разделу 7 этого Закона, для родителей стало обязательным гарантировать полностью занятое образование для их детей или в школе, или «иным образом», что формализовало статус домашнего образования . Также, на местном уровне, были сформированы подразделения местных органов власти, которые были призваны выявлять детей с особыми образовательными потребностями и организовывать их обучение специально [3]
Пришедшее к власти, по результатам выборов 1997 года, правительство лейбористов во главе с Тони Блэром сделало вопрос развития образования в Британии ключевым вопросом своей предвыборной борьбы Победа на выборах обеспечила лейбористам возможность ускоренной реализации своих планов реформ английского образования, где ключевыми аспектами стали следующие:
Во-первых, в фокус реформирующего воздействия был поставлен вопрос не всеобщности школьного среднего образования, бывший традиционным для лейбористской политики долгие годы, а вопрос соответствия школьного образования реальным способностям и потребностям детей, подростков и молодежи У этого постулата реформ сразу появились критики, которые стали утверждать, что он является попыткой возрождения триединой школьной системы
Во-вторых, была отменена государственная поддержка школ через систему дотаций и они были переведены на полное финансирование из государственного бюджета с предоставлением их руководству существенно большей самостоятельности и независимости, чем имело руководство муниципальных школ Это также вызвало существенную критику с самых разных сторон, где лейбористы обвинялись в том, что такая практика превратит муниципальные школы в колонии для несовершеннолетних
В-третьих, была окончательно отменена процедура «11+», которая теперь стала добровольным тестом, который все еще проводится в определенных областях Великобритании, включая Северную Ирландию и некоторые английские округа и районы, такие как Девон, Дорсет, Кент, Бакингемшир, Эссекс, Бирмингем, Трэффорд, Уилтшир, Норт-Йоркшир, Колдердэйл, Кирк-лис, Уиррел, Уорикшир, Глостершир, Линкольншир и некоторые районы лондонского округа, такие как Бексли, Кингстон-апон-Темз и Редбридж
В-четвертых, лейбористская партия расширила политику, начатую консерваторами, направленную на создание нового типа средней школы, в которой преподавание строится на предметах Национального учебного плана, но к которым добавлены предметы из разделов начальной трудовой подготовки, как, например, деловое администрирование, которые мы не найдем в большинстве других школ Однако этим школам разрешают набирать не более 10% учеников от общего количества в данном школьном округе Также лейбористами были установлены прогрессивные количественные рамки, по которым, начиная с количества таких школ около 200 в 1997 году, к 1 сентября 2002 года их должно было быть 1000, а в 2006 году уже 2000 Конечная цель заключается в том, чтобы все школы преподавали учащимся дополнительные предметы или проводили специальные курсы из раздела начального профессионального обучения
В-пятых, была организована и запущена в 1998 году Программа «Школ- маяков». Ее цель состояла в том, чтобы определить путь выдающихся школ, помочь им сформировать систему сотрудничества друг с другом и обеспечить распространение примеров эффективной практики на другие школы Программа была завершена в августе 2005 года Вместо нее было введено в действие большое количество частных программ, призванных обеспечить межшкольное сотрудничество: Передовая программа Сотрудничества (для средних школ) и Основные Стратегии Образовательные сети (PSLNs) на основном уровне .
В-шестых, были реструктурированы национальные профессиональные квалификации . Так, вместо тестирований GNVQ (General National Vocational Qualification) учащиеся стали сдавать профессиональные выпускные экзамены в школе и получать рабочий сертификат уровня «А» (AVCE — Advanced Vocational Certificates оf Education) . Объем национальных трудовых квалификаций (NVQ) расширился так, что его стало возможным приравнять к свидетельству об окончании средней школы
Среди более мелких компонентов лейбористских реформ британского образования следует выделить попытку перевести на новый, более высокий уровень подготовку профессиональных учительских кадров и изменение их статуса Так, лейбористы предложили устраивать учителей на другие должности в местных сообществах, что обеспечило бы им более высокий уровень зарплаты . Для этого была организована сеть так называемых «Городских академий» (англ. City Academy), которые были призваны заменить собой ликвидируемые или обанкротившиеся школы Главным их признаком выступали отсутствие контроля со стороны местных органов управления образованием и получение финансирования как из государственного бюджета, так и от заинтересованных лиц (донаторы, жертвователи, меценаты и пр )
Первично итоги своего реформирования национальной средней школы лейбористы решили подвести в 2004 году, когда группа специалистов, со старшим инспектором школ Майком Томлинсоном во главе, подготовила отчет о проведении реформы [4].
Этот документ был оглашен 18 октября 2004 года в Парламенте, и по результатам его содержания консерваторы констатировали, что при существенных затратах больших результатов добиться не удалось Итогом обсуждения этого документа стало смещение Чарльза Кларка с поста министра образования и замены его на Рут Келли [20].
Наряду с этим, отчет также содержал существенное количество рекомендаций по дальнейшему осуществлению образовательных реформ, наиглавнейшим из которых стал тезис о необходимости унификации документов об окончании средней общеобразовательной школы, где, по предложениям авторов отчета, должен быть введен национальный диплом, который объединит и профессиональные и академические квалификации и гарантирует, что у всех учеников будет сформирован основной набор академических знаний и начальных рабочих навыков . Это вызвало ярое сопротивление консерваторов, которое обрушилось на Рут Келли, где они жестко отстаивали необходимость многоуровневой системы национальных документов о среднем образовании
В январе 2007 года министр образования правительства Тони Блэра Алан Джонсон объявил о планах дальнейшего увеличения возраста выпускника средней школы в Англии до 18 лет к 2013 году. Непосредственно эти изменения пришлось реализовывать уже следующему министру Эдварду Болсу, который входил в правительство Гордона Брауна [12] .
Пришедшие в 2010 году к власти консерваторы во главе с Девидом Ке-мероном также активно взялись за реформирование британского образования уже по своим лекалам . Практически сразу был принят Закон об Академиях 2010 года, который позволил публично финансируемым школам в Англии становиться Академиями с сохранением такого типа финансирования, но со значительно увеличенной степенью автономии в таких проблемах, как определение уровня заработной платы учителей и отклонение от Национального учебного плана [15]
В наши дни британская общеобразовательная средняя школа живет по новому закону об образовании, принятому в 2011 году [8].
В соответствии с ним, в средней школе обучаются до 18 лет, что вводится с 2015 года, школы функционируют по принципу полной занятости, а обучение имеет практическую направленность И хотя закон признает множественность форм получения общего среднего образования (домашнее обучение, школа полного дня, обучение, совмещенное с работой), указано, что в течение недели молодежь в возрасте до 18 лет должна получать не менее 20 часов обучения по предметам, входящим в Национальный учебный план [19]
В заключение данной статьи отметим, что цель ее написания достигнута, так как представлены и охарактеризованы основные этапы процесса реформирования общеобразовательной школы Великобритании на рубеже ХХ—ХХ1 веков .
Литература
1. Cantor L.M. Vocational Education and Training in the Developed World: A
Comparative Study. London, England: Taylor & Francis, 1989. P. 125 .
2 . Circular 10/65: The organisation of secondary education . Department of
Education and Science, London, 1965. [Электронный ресурс] URL: http://
www. educationengland . org . uk/documents/des/circular10-65 . html .
3 . Complete national overview — United Kingdom (England) . European Agency for
Special Needs and Inclusive Education. 2014.
4 . Curriculum and Qualifications Reform . Final Report of the Working Group on
14—19 Reform . DfES Publications, Nottinghamshire, 2004.
5. Dent H.C. Raising the School-Leaving Age in Britain // The School Review, Vol .
55, No . 9 (Nov. , 1947).
6 . Education Reform Act 1988 . London, Her Majesty's Stationery Office, 1989.
7. Education Act 1996 . London, Her Majesty's Stationery Office, 1997.
8 . Education Act 2011 . London, Her Majesty's Stationery Office, 2012 .
9 . Education leaving age . [Электронный ресурс] URL: http://www. politics . co .uk/
reference/education-leaving-age
10. Gillard D. Education in England: a brief history. HAD, 2011 .
11. Gilmour I. Rab Butler / Dictionary of National Biography. Matthew Colin (editor) .
Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 201 .
12. Johnson A. School leaving age set to be 18 . [Электронный ресурс] URL: http:// news . bbc . co . uk/2/hi/uk_news/education/6254833 . stm .
13. Kynaston D. Austerity Britain 1945—1951 . Bloomsbury, 2008 . P. 150—154.
14. Maclure S. Education Reformed: A Guide to the Education Reform Act, London, Hodder and Stoughton, 2nd ed. , 1989.
15. Q&A: Academies and free schools. Онлайн документ: http://www.bbc. com/ news/10161371 .
16. Ranson S. Education reform / J. Stewart and G. Stoker (eds . ), The Future of Local Government, London, Macmillan, 1989.
17. Sampson A. The Changing Anatomy of Britain. London: Hodder & Stoughton, 1982 . P. 114.
18 . School and college performance tables . DFE, London, 2014 .
19. Staying in Education or training until you are 18 . [Электронный ресурс] URL: http://www. skill . org . uk/youth/page . aspx?c=309&p=430.
20. Stevenson A. The Public Sector: Managing The Unmanageable . Kogan Page, 2013
21 . World Class Apprenticeships. The Government's strategy for the future of Apprenticeships in England . DIUS/DCSF, 2008.