УДК 378.0 + 159.9
МИХАЙЛОВА Алла Григорьевна, аспирант, старший преподаватель кафедры практики романо-германских языков Севастопольского национального технического университета [email protected]
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА СРЕДСТВАМИ АКМЕОЛОГИИ
MIKHAYLOVA Alla Grigorevna Senior lecture, post-graduate student, Practice of Roman
and German languages of Sevastopol National Technical University [email protected]
THE PROCESS OF ENGINEER'S PROFESSIONAL AND CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT BY MEANS OF ACMEOLOGY
Рассматривается процесс формирования профессионально-творческих способностей будущего инженера. Обосновывается необходимость акмеологии как условия формирования профессионально-творческих способностей будущего инженера.
Ключевые слова: акмеология, акме, креативность, качество образования, акмеологический подход, развитие профессионально-творческих способностей.
The study of professional and creative abilities of an engineer is considered. The necessity of including of acmeology as the base of future engineer's professional and creative formation is justified. The author presents the process of engineer's professional and creative abilities development. The author comes to the conclusion that the task of higher education of new quality is an engineers' professional and creative abilities development.
Keywords: acmeology, creativeness, acmeological approach, engineers' professional and creative abilities development.
Постановка проблемы. В настоящее время благодаря бурному развитию технического знания, созданию крупных научно-производственных комплексов, новых инженерно-технических сообществ, естественного и гуманитарного знания формируется новый стиль инженерного мышления как компонент профессионально-творческих способностей, направленный на создание принципиально новых современных технологий.
Анализ последних публикаций и исследований и выделение нерешенной части проблемы. Идеи о профессионализме, мастерстве специалистов, основные закономерности самодвижения специалистов к вершинам мастерства рассматривали Б.Г. Ананьев, A.A. Бода-лев, A.A. Деркач, З.Ф. Есарева, H.A. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова. Профессионально-творческое развитие личности изучали С.Н. Бегидова, О.С. Анисимов, Е.Н. Богданова, В.А. Мо-ляко. Однако процесс формирования профессионально-творческих способностей будущего инженера средствами акмеологии не был рассмотрен.
Цель данной статьи состоит в исследовании процесса формирования профессионально-творческих способностей будущего инженера средствами акмеологии и составлении дерева целей формирования профессионально-творческих способностей.
Изложение основного материала исследования.
Проведенный анализ инновационных технологий к профессиональной подготовке показал, что акмеологический подход является ключевым в формировании профессионально-творческих способностей будущего инженера, так как позволяет рассматривать процесс формирования как систему, имеющую свои структурные элементы. Основными компонентами системы являются: цели, элементы, связи и вектор направленности. Процесс формирования ПТС является сложным и многоэтапным, поэтому для систематизации и полноты изложения проблемы мы составили дерево целей формирования ПТС, изображенное на рисунке 1.
При построении дерева целей мы использовали функционально-содержательный принцип системного подхода, предложенный В.К. Маригодовым. Автор считает, что «дерево целей имеет следующую ранговую иерархию: генеральная цель (уровень 0); цели первого ранга (уровень А!); подцели второго (по степени важности) ранга А1В1, где В - уровень второго ранга и т.д.» [1, с. 51].
Образование, педагогика и методика преподавания
Уровень 0
Уровень А
Рисунок 1. Дерево целей формирования профессионально-творческих способностей будущего инженера.
Уровень 0
Генеральная цель - формирование нравственной личности инженера с психологической готовностью к профессионально - творческой деятельности.
Уровень А
А1 - формирование нравственно - духовной составляющей; А 2 - формирование креативной составляющей; А3 - формирование аддитивной составляющей; А4 -формирование социо - культурной составляющей.
Уровень В Подцель А1
А1В1 - формирование гуманистических ценностей; А1В 2 - развитие способности к нравственному самосовершенствованию; А1В3 - обеспечение готовности студентов к духовному развитию; А1В4 - формирование нравственного сознания; А1В5 - способность понимания смысла жизни.
Подцель А2
А 2 В1 - формирование интеллектуальной лабильности; А 2 В 2 - развитие творческого воображения и мышления; А2В3 - формирование креативности; А2В4 - способность к самостоятельной деятельности; А2В5 - формирование восприятия.
Подцель А3
А3 В1 - формирование установки на успех профессиональной деятельности; А 3 В 2 - формирование саморегуляции; А 3 В 3 - реализация внутренней энергии.
Подцель А4
А4В1 - развитие межкультурной компетенции студентов; А4В2 - развитие коммуникативности.
Данное дерево целей формирования ПТС является системообразующим фактором учебного процесса, при этом каждая цель обеспечивается решением конкретных задач, в совокупности определяющих целостную систему.
Элементами нашей системы являются педагоги и студенты, между которыми прослеживаются субъект-субъектные коммуникативные и организационно-деятельностные связи. Взаимодействие между элементами системы осуществляется посредством методики преподавания, включающей акмеологические условия, содержание, способы, методы, формы, технологии, средства обучения. Вектор направленности нашей системы - формирование ПТС.
Для создания адекватной системы контроля и оценки сформированности профессионально-творческих способностей были проведены специальные экспериментальные исследования. Задача эксперимента состояла в том, чтобы включить студента в адекватную целостную профессионально-творческую деятельность, рассматриваемую как процесс развития ее составляющих: реализации профессионально-творческих способностей; определения принципов и правил. Иными словами, задача заключалась в том, чтобы определить характер связей между внешними и внутренними характеристиками профессионально-творческой деятельности. Методика контроля и оценки уровня сформированности профессионально-творческих способностей базировалась на математической статистике для психолога, основанной О.Ю Ермолаевым [2].
Выводы. Результаты эксперимента показали, что такой контроль позволяет не только прослеживать наращивание профессионально-творческих способностей, но и фиксировать развитие отдельных компонентов и деятельности в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Маригодов В.К., Моторная С.Е. Педагогика и психология: аспекты активизации творчества и готовности к профессиональной деятельности. - Севастополь: СевНТУ, 2004. - 170 с.
2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психолога. Учебник. - М.: МПСИ, изд-во Флинта, 2003. - 336 с.
REFERENCES
1. Marigodov V.K., Motornaya S.E. Pedagogika i psikhologiya: aspekty aktivizatsii tvorchestva i gotovnosti k professionalnoy
deyatelnosti. - Sevastopol: SevNTU, 2004. - 170 s.
2. Ermolaev O.YU. Matematicheskaya statistika dlya psikhologa. Uchebnik. - M.: MPSI, izd-vo Flinta, 2003. - 336 s.