УДК 33:93/99
А.Р. Багаутдинова*
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ НЕФТЯНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматривается процесс формирования новой структуры управления крупными нефтяными предприятиями Самарской области; отношение руководства области к появлению в регионе крупного нефтяного холдинга; на основе составленной автором статистической базы показан состав новых собственников крупных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий региона.
Ключевые слова: нефтяная промышленность, крупное промышленное производство, приватизация, Самарская область, «НК "ЮКОС"».
Самарская (Куйбышевская) область является одним из старейших нефтедобывающих регионов и частью Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Добыча, переработка и транспортировка нефти — ведущие виды хозяйственной деятельности региона. Крупные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия региона перечисляли часть прибыли в местные бюджеты, а значит, они могли влиять на финансовое состояние губернии. Цель статьи: проследить процесс формирования рыночной системы управления крупными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими предприятиями Самарской области. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие научно-познавательные задачи: определить различия механизмов управления нефтяной промышленностью, действующих до и после распада СССР; рассмотреть процесс приватизации названных предприятий и роль руководства региона в формировании нового механизма управления предприятиями.
Главные изменения в системе управления народным хозяйством (конец 1980-х— начало 1990-х гг.) исследованы А.С. Барсенковым, Г.И. Ханиным, Р.Г. Пи-хоя, Г.Б. Клейнером, В.Л. Тамбовцевым и др. Общие изменения системы управления предприятиями на уровне региона освящены в работах Н.Ф. Тагировой, Д.А. Чечина и т. д. Но они разбирают общие изменения структуры управления экономикой и отраслями. В нашей работе прослежен процесс изменения системы управления нефтяными предприятиями Самарской области, выявлена позиция руководства региона к данным изменениям, составлен список новых собственников крупных нефтяных предприятий региона.
Старая плановая логика размещения производительных сил, существовавшая в СССР, базировалась на централизованных капиталовложениях, гарантированном спросе, снабжении и финансировании, а также на низких тарифах на транспорт и энергию. Переход к рыночной экономике подразумевал перераспределение прав в рамках государственной собственности — передачу права принятия хозяйственных решений от центральных органов на уровень предприятий. Этот переход осуществлялся с
* © Багаутдинова А.Р., 2013
Багаутдинова Александра Ризовна ([email protected]), кафедра экономической истории Самарского государственного экономического университета, 443090, Российской Федерации, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.
Процесс формирования новой системы управления крупными нефтяными предприятиями Самарской области 217
помощью приватизации, которая предполагала вычленение из производственно-технологических комплексов подразделений-производителей конкретныгх видов сырья и изделий [1, с. 91].
Нефтяные предприятия Самарской (Куйбышевской) области были представлены производственно-технологическими комплексами.
Главным недропользователем области было производственное объединение «Куй-бышевнефть», осуществляющее поиск, разведку и добычу залежей нефти в регионе. Оно включало в себя шесть 6 нефтегазодобывающих управлений, которые занимались разработкой нефтяных месторождений. В непосредственном подчинении «Куй-бышевнефти» находились также 4 управления, которые осуществляли геолого-поисковые и геологоразведочные работы на территории региона.
В результате активного развития промышленного производства в период Великой Отечественной войны (открытие и разработка крупных нефтяных месторождений Урала и Среднего Поволжья) на территории Самарской (Куйбышевской) области сформировался крупнейший в России центр нефтепереработки, включающий в себя Новокуйбышевский, Куйбышевский и Сызранский нефтеперерабатывающие заводы, образовавшие единую производственно-технологическую цепочку. В 1976 году они были объединены в ПО «КуйбышевнефтеОргСинтез» (ПО КНОС). Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод был главным нефтеперерабатывающим предприятием объединенного комплекса заводов [2, с. 12—13].
В 1992 году был принят указ, определяющий особенности приватизации предприятий нефтяной отрасли. Он лишал коллективы предприятий права самостоятельно выбирать вариант приватизации: все они должны были приватизироваться по первому варианту. При преобразовании предприятий других отраслей обыкновенные акции продавались работникам на сумму, не превышающую шести минимальных зарплат, для нефтяников таких ограничений не было предусмотрено; определялся лишь процент акций, продаваемых работникам администрации (5 %) и трудовому коллективу (10 %). По подсчетам экономистов ПО «Куйбышевнефть», если бы здесь действовало правило «шести минимальных зарплат», то работники администрации имели бы право на выкуп 0,35 % акций, а трудовой коллектив — на 4,5 %. Цена одной акции ПО была определена в 1000 рублей. Однако необходимо учесть, что после переоценки основных фондов их стоимость возросла в 24 раза. Поэтому реальная цена акций раз в 25—30 превышали номинальную. Государство также оставляло контрольный пакет в 38 % или 51 % обыкновенных акций «Куйбышевнефти» на три года в руках Госкомимущества, который в свою очередь передавал их в доверительное управление государственному предприятию «Роснефть» [3].
Согласно постановлению главы администрации Самарской области, «Куйбышевнефть» и «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» подлежали обязательной приватизации в 1994 году [4, п. 10.2].
ПО «Куйбышевнефть» было преобразовано в АО «Самаранефтегаз». Главными собственниками предприятия становились Госкомимущество, которое владело 38 % акций предприятия, членам трудового коллектива производственного объединения принадлежало 32,4 % (Дело. 1994. Семнадцатое июня. С. 6).
Производственное объединение «Куйбышевнефтеоргсинтез» (КНОС) было преобразовано в одноименное акционерное общество, главными собственниками которого становились «НК "ЮКОС"» (купила 38 % акций завода) и трудовой коллектив предприятия (35 % акций). Приватизация «Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода» началась в конце 1993 г., его основными собственниками стали: АО КНОС (37 % акций), НК (37 % акций) и трудовой коллектив завода (10 % акций) (Дело. 1993.
Тринадцатое мая. С. 7). Основными владельцами «Сызранского нефтеперерабатывающего завода» в отличие от Куйбышевского становились «Куйбышевнефтеоргсин-тез» (38 % акций) и трудовой коллектив, которому передавались 35 % акций завода, «НК "ЮКОС"» стала владельцем только 7 % акций. Главными собственниками «Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода» стали «НК "ЮКОС"» (38 % акций), трудовой коллектив предприятия (35 % акций) и Фонд акционирования работников предприятия Самарской области (10 % акций). НК также приобрела 46,8 % акций самарской сбытовой компании «Самаранефтепродукт», 35 % акций этого предприятия отдавались трудовому коллективу (Дело. 1994. Десятое июня. С. 6). Подробный состав новых собственников крупных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий Самарской области показан в таблице.
Трудовые коллективы этих предприятий выбрали первый вариант льгот в соответствии с Государственной программой приватизации на 1992 г.
При выборе этого варианта члены трудового коллектива безвозмездно получали привилегированные акции и приобретали обыкновенные акции в количестве 50 % или 40 % от уставного капитала (Дело. 1995. Двадцать седьмое октября. С. 12). Должностным лицам администрации приватизируемого предприятия (руководителям, их заместителям, главному инженеру и бухгалтеру) на условиях заключенных с ними контрактов предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных должностных лиц в пределах до 5 % от величины уставного капитала (Дело. 1992. Август. С. 5).
Таким образом, самарские крупные нефтяные предприятия были приватизированы в период «большой приватизации» на ее чековом этапе в конце 1993—1994 гг. «НК "ЮКОС"», вторая в России и пятая в мире по величине, становилась их основным собственником. Но «НК "ЮКОСу"» не удалось приобрести ключевое нефтяное предприятия региона — «Самаранефтегаз», основным владельцем которого стала компания «Роснефть».
В 1994 году руководство «Самаранефтегаза» направило в правительство просьбу о выведении предприятия из состава «Роснефти» и включения его в «НК "ЮКОС"». В октябре того же года правительство согласилось удовлетворить просьбу акционерного общества «Самаранефтегаз» о его вхождении в состав нефтяной компании. 1 сентября 1995 г. вышло постановление правительства РФ № 864, в котором к составу «НК "ЮКОСа"» присоединены АО «Самаранефтегаз» и ряд других предприятий (Дело. 1995. Двадцать седьмое октября). Собраниями акционеров было принято решение о слиянии компаний «Самаранефтегаз», «Куйбышевский НП3» и «Самара-нефтепродукт» и создании дочерней, по отношению к холдингу, компании «ЮКОС-Самара» (Дело. 1995. Пятнадцатое сентября. С. 13). Окончательное присоединение «Самаранефтегаза» к нефтяному холдингу произошло в июне 1996 г.
Таким образом, весь нефтяной комплекс (от скважины до бензоколонки) Самарской области вошел в состав нефтяного гиганта. Несмотря на то, что сырьевую базу холдинга более чем на 70 % обеспечивал «Юганскнефтегаз», поволжская нефть имела важное значение для компании. Это подтверждает факт назначения нового директора АО «Самаранефтегаз» Виктора Казакова вице-президентом «НК "ЮКОСа"» по добыче нефти в Поволжье (Дело. 1995. Тридцатое июня. С. 19).
8 декабря 1995 г. московский банк «Менатеп» выиграл аукцион и инвестиционный конкурс по продаже 78 % пакета акций «НК "ЮКОС"». Таким образом, московский банк стал фактическим владельцем одной из крупнейших российских нефтяных компаний (Дело. 1996. Двадцать третье февраля. С. 6).
Таблица
Собственники крупных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий Самарской области
Название предприятия до преобразования в АО Название акционированного предприятия Общее число акций (шт.) Номинальная стоимость каждой акции (РУб.) Собственники
Члены трудового коллектива ЮКОС Должностные лица администрации Другой собственник
Производственное объединение «Кунбышев-нефтеоргсинтез» «Куйбвпневиефте-огрсннтез» 651 499 1 ООО 25 % (162 875 шт.) привилегированных акций типа А: 10 % обыкновенных акций (65 150 шт ) 38 % (247 570 шт.) 5% (32 575 шт.) Народв1 Севера - 3,7 % (24 105 шт ) Продажа акций на аукционе - 1.3 % (8 470 шт) Продажа на акций на чековом аукционе -17,5% (113 915 шт.)
Самара-нефтепродукт «Самараиефте-продукт» 396 850 500 25% (99 212 шт ) привилегированных акций типа А: 10 % обыкновенных акций (39 685 шт.) 46,8% (185 726 шт.) 5 % (19 843 шт ), Фонд акционирования работников предприятия (ФАРП)- 1,2 % (4 762 шт.) Продажа акций на аукционе -3.75 % (14 882 шт) Продажа акций на чековом аукционе -8,25 %(32 740 шт.)
Новокуйбышев-скнй нефтеперерабатывающий завод «Новокуйбышев-ский нефтеперера-батвюающип завод» 897 935 1000 25% (224 484 шт.) привилегированных акций типа АЦ: 10 % обыкновеннвк акций (89 794 шт.) 38% (341 215 шт.) 5 % (44 897 шт ) ФАРП-10% (89 794 шт.) Продажа акций на чековом аукционе — 8,3% (74 528 шт.)
Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод « Ку й б ы ш евс к и й нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ)» 403 122 1 000 10% (40312 шт.) обыкновенных акций 37% (28 219 шт.) 5% (2 056 шт.) АО КНОС- 37 % Народы Севера - 3,7 % (14 915 шт.) Продажа акций на аукционе - 1.3 % (5 241 шт.) Приватизационные чеки - 0.97 % (3 906 шт ) прнвилегированнвк акций
Сызранскнй нефтеперерабатывающий завод «Сызранскнй нефтеперерабатывающих завод» 359 033 1000 25 % (89 758 шт.) привилегированных акций типа А; 10% (35 903 шт.) обыкновенных акций 7% (25 132 шт) 5 % (17 952 шт.) АО «КНОС» - 38 % (136 433 шт.) Народв1 Севера - 3,7 % (13 285 шт ) ФАРП - 10 % (35 903 шт.) Продажа акций на аукционе - 1,3 % (4 667 шт.)
Производственное объединение «Куйбышев-нефтв» «Самаранефтегаз» 3 763 885 1 000 22,4% (840 906 шт.) привилегированных акций типа А; 10% (374 544 шт.) обыкновенных акций 5 % (187 272 шт ) Федеральная собственность - 38 % (1 430 276 шт.) Продажа акций на аукционе - 6.2 % (235 908 шт.) Продажа на акций на чековом аукционе - 18.4% (694 979 шт.)
to чо
Четко отлаженной структуры управления и взаимодействия между самарскими предприятиями, вошедшими в холдинг, в первые годы совместной работы не бышо. В частности, «Самаранефтегаз» отказывался поставлять нефть АО «ЮКОС—Новокуйбышевский НПЗ», так как оно задолжало нефтяникам многомиллиардные суммы. Директор «Новокуйбышевского НПЗ» Виктор Тархов заявлял, что завод вынужден перерабатывать давальческое сырье только по заказам коммерческих структур, которые регулярно платили и отказывал АО «ЮКОС—Самара—нефтепродукт» в поставках бензина без оплаты. АО «ЮКОС—Куйбышевнефтеоргсинтез» работал без директора с тех пор, как бывший директор и вице-президент «НК "ЮКОСа"» Вениамин Мещеряков был уволен со своего поста. Его место занимать никто не стремился, учитывая, что два предшественника Мещерякова на посту директора КНОСа были убиты. Отказался от этого места и Тархов, чью кандидатуру предложило собрание трудового коллектива (Дело. 1995. Тридцатое июня. С. 19).
Структура управления самарскими филиалами холдинга начала формироваться в
1995 году и строилась по принципу управления мировых компаний с акционерным капиталом (Дело. 1995. Второе июня. С. 22).
Губернатор Самарской области К.А. Титов в 1995 г. заявлял, что местные власти всегда поддерживали идею вхождения нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий области в «НК "ЮКОС"». Руководству «НК "ЮКОСа"» предлагали сотрудничество с администрацией региона и финансово-промышленной группой Волжского автозавода, в которую входи «АвтоВАЗ». Начальство «ВАЗа» неоднократно направляло нефтяникам предложения о сотрудничестве в реализации 8 инвестиционных проектов. Помимо привлечения финансов, в том числе и посредством налоговых сборов, можно отметить несколько причин заинтересованности самарских властей в максимальном присутствии в регионе «НК "ЮКОСа"». В их числе: сохранение экономического «баланса» в регионе (к одному гиганту — автомобильному, ранее доминировавшему в регионе, добавлялся нефтяной, который вполне способен также претендовать на роль местного экономического лидера); появление дополнительного канала лоббирования региональных интересов в Москве; усиление позиций Самары в конкуренции с Нижним Новгородом за лидерство в Поволжском регионе (в Нижнем Новгороде есть автогигант и НПЗ, но нефтегиганта не предвидится) (Дело. 1995. Тридцатое июня. С. 19).
На фоне продолжающегося увода налоговых отчислений из региона в Москву в
1996 г. — место регистрации «НК "ЮКОС"» — энтузиазм губернатора в отношении сотрудничества с нефтяной компанией поубавился. На заседании Самарской губернской думы, которое прошло 30 января 1996 г., он выступил с «бюджетным посланием» депутатам, хотя его выступление не было запланировано. Главные акценты послания относились к продолжающейся перекачке «НК "ЮКОСом"» денег в Москву. К.А. Титов риторически предложил депутатам подумать над тем, как бы увеличить для подобных, не чуждых определенной финансовой экспансии коммерческих структур, объем областных налоговых сборов.
Тем не менее, от сотрудничества с холдингом региональное правительство не отказывалось. В начале февраля 1996 г. между администрацией Самарской области, «НК "ЮКОС"» и «Менатепом» было подписано специальное соглашение, которым предусматривалось формирование и развитие совместной схемы расчетов предприятий «НК "ЮКОСа"» через региональный банк «Солидарность». Согласно этому соглашению, счета некоторых предприятий, согласованных с «НК "ЮКОСом"», и счет центральной конторы «НК "ЮКОСа"», касающейся работы компании по Самарской области, были заведены в банк «Солидарность». Конкретные вопросы по проблемам
Процесс формирования новой системы управления крупными нефтяными предприятиями Самарской области 221
налогообложения и взаимоотношений с бюджетом Самарской области должны были решаться на совместных рабочих группах; нефтяная компания должна была разработать и согласовать с администрацией области программу оптимальной загрузки нефтеперерабатывающих заводов Самарской области и обеспечения оборотными средствами самарских предприятий компании. Областная администрация и руководство холдинга должны были совместно вырабатывать подход к совершенствованию системы налогообложения промышленных предприятий и предприятий нефтепродуктоо-беспечения. Согласно договору, администрация области рассматривала предложения банка «Менатеп» и «НК "ЮКОС"» о графике погашения просроченной задолженности предприятий компании в бюджет области и при условии обеспечения текущих платежей (Дело. 1996. Девятое февраля. С. 6—7).
Таким образом, до распада СССР крупные нефтяные промышленные предприятия представляли собой производственные объединения с общей технологической цепочкой. В процессе приватизации основным владельцем этих ПО стала одна из крупнейших нефтяных компаний России — «НК "ЮКОС"», которая на основе объединений создала свои структурные подразделения в Самарской области. У самих самарских нефтяных предприятий не было отлаженного механизма взаимодействия друг с другом, напротив, переход к рынку только обострил существующие между ними конфликты. Несмотря на отсутствие четкой схемы управления в холдинге и нежелание самарских менеджеров возглавлять новые структурные звенья «НК "ЮКОСа"», региональное руководство лояльно относилось к новому федеральному игроку на рынке и создавало условия для укрепления и развития холдинга в Самарской области.
Библиографический список
1. Дементьев В.Е. Финансово-промышленные группы в российской экономике // Российский экономический журнал. 1998. № 9—10. С. 90—102.
2. Чечин Д.А. Экономико-географический анализ развития и территориальной организации нефтяной промышленности Самарской области: автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Воронеж, 2002. 20 с.
3. Указ президента РФ № 1403 от 17.11.1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-исследовательских объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
4. Постановление главы администрации Самарской области № 221 от 13.05.1994 г. «Об утверждении программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Самарской области» (с изменениями от 17.10.1994 г. № 495). URL: http:// docs.cntd.ru/document/945000204 (дата обращения: 30.11.2013).
A.R. Bagautdinova*
PROCESS OF FORMATION OF NEW CONTROL SYSTEM BY LARGE OIL ENTERPRISES OF THE SAMARA REGION
In the article the process of formation of new structure of management by large oil enterprises of the Samara region is considered; the relation of the leadership of the Samara region to the emergence in the region of large oil holding is shown; on the basis of statistical base made by the author, the structure of new owners of large oil-extracting and oil processing enterprises of the region is shown.
Key words: oil industry, large industrial production, privatization, Samara region, Yukos Oil Company.
* Bagautdinova Alexandra Rizovna ([email protected]), the Dept. of Economic Theory, Samara State University of Economic, Samara, 443090, Russian Federation.