Главными из них вытекают из того решающего, что характеризует историческое предназначение договора, - быть обязательным для сторон договора и третьих лиц критерием поведения и в этом отношении оптимальной формой для определения и согласования их взаимодействий. То есть, в первую очередь, не из того, что нередко понимается под словом «регулировать», -не «предписывать», не властно направлять поведение сторон, не напрямую его регламентировать, а рассчитывать, прежде всего, на активность и инициативу, которые должны существовать и сохраняться в известных границах, но при этом ограничиваться императивными нормами гражданского законодательства.
Договор в той плоскости, в которой он выступает в качестве регулятора, реально пребывает, живет, функционирует в гуще фактических отношений, является для них особой «формой». Договор как эффективный регулятор (оптимальный и уникальный), является основным способом вносить в отношении нормативные начала и обладает в связи с этим рядом высокозначимых регулятивных свойств.
В этом отношении едва ли оправдано сдержанное отношение к договору как к выполняющему своего рода «механические» рутинные и прозаические функции. Ранее обращалось внимание на то, что характеристика договора как регулятора - не завершающий, не конечный пункт его постижения, а только начальная, стартовая его ступень, хотя и сама по себе существенно важная.
Подведем теперь некоторые итоги рассмотрения договора в качестве регулятора. В связи с развитием направления фи-
Библиографический список
лософской мысли, называемой аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать договор как регулятор в современных категориях.
Договор - это не просто правовое средство регулирования правоотношений, но такое «средство», которое выступает как ценность.
Как правовой регулятор договор обладает гибкостью, причем гораздо большей, нежели закон. С помощью договора стороны могут доурегулировать свои отношения, не урегулированные законом, или даже в допускаемых пределах адаптировать к своим потребностям законодательное регулирование.
Если не идти дальше рассмотрения договора как регулятора, а ограничиться только этим, то его миссия состоит, прежде всего, в инструментальной ценности, т.е. ценности «инструмента», «средства» решения задач и реализации целей сторонами. Характеристики договора через категории аксиологии, т.е. в качестве самостоятельной ценности, углубили представления о значении договора как регулятора, разукрасили их современными определениями, многозначной философской лексикой.
Вместе с тем необходимо отметить, что само по себе освещение договора в качестве ценности - поскольку он рассматривается под углом его регулятивных функций - всё же не дает существенного углубления юридических знаний. Принципиально новые ценностные характеристики договора открываются только при анализе его значения, роли и оказываемого им функционального воздействия.
1. Казанцев М.Ф. Гражданско-правовое договорное регулирование: исходные положения концепции. Правоведение. 2003; 2: 90-102.
2. Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.
3. Гражданское право. Под ред. Е.А. Суханова. Москва, 1999; Т.2, Полутом 1: 150-152.
References
1. Kazancev M.F. Grazhdansko-pravovoe dogovornoe regulirovanie: ishodnye polozheniya koncepcii. Pravovedenie. 2003; 2: 90-102.
2. Malinova I.P. Filosofiya pravotvorchestva. Ekaterinburg, 1996.
3. Grazhdanskoe pravo. Pod red. E.A. Suhanova. Moskva, 1999; T.2, Polutom 1: 150-152.
Статья поступила в редакцию 26.12.15
УДК 34.342
Maljukov S.G., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Economics and Law, Altai Branch of Leningrad State University n.a. A.S. Pushkin (Barnaul, Russia), E-mail: elektron999@mail.ru
THE EVOLUTION OF THE CONSTITUTIONAL-LEGAL REGULATION OF THE HUMAN RIGHT TO SOCIAL SECURITY IN RUSSIA. The purpose of this article is to trace the main lines of the development of the constitutional-legal regulation of such industries as the right to social security on the basis of the analysis not only of the norms of the constitutions and legal acts, revealing and detailing declarative provisions of the Constitution, and to identify the nature of the modern constitutional law of social security. The author comes to the conclusion that the right to social security is rapidly improving and covers the area of relationship, which recently was beyond the scope of legal regulation. The law of social security is a kind of indicator of social policy. In the conclusion the author comes to the conclusion that the Constitutional formula of the modern law of social security was formed under the influence of both domestic and international law.
Key words: social rights of citizens, constitutional regulation of rights, Constitution, social welfare, social policy of a state.
С.Г. Малюков, канд. юр. наук, доц. каф. экономики и права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (Алтайский филиал), г. Барнаул, E-mail: elektron999@mail.ru
ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ
Целью данной статьи является проследить основные направления развития конституционно-правового регулирования такой отрасли права, как право социального обеспечения, на основе анализа не только норм конституций, но и правовых актов, раскрывающих и детализирующих декларативные положения конституций, и выявить природу современных конституционных основ права социального обеспечения. Автор приходит к выводу, что право социального обеспечения динамично совершенствуется и охватывает области отношений, которые совсем недавно находились за рамками правовой регламентации. Нормы права социального обеспечения служат своеобразным индикатором социальной политики государства. В заключении статьи автор приходит к выводу, что Конституционная формула современных основ права социального обеспечения сформировалась под влиянием как отечественного, так и международного права.
Ключевые слова: социальные права граждан, конституционное регулирование права, конституция, социальное обеспечение, социальная политика государства.
Впервые социальные права граждан получили конституционное закрепление в Конституции СССР 1936 г., статья 120, которая предоставляла право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни при потере трудоспособности гражданам СССР Это право обеспечивалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование широкой сети курортов (ч. 2 ст. 120 Конституции СССР 1936 г).
Безусловно, конституционное регулирование права на социальное обеспечение дало импульс для создания системы социального обеспечения, однако Великая Отечественная война замедлила этот процесс, и он завершился в 60-е годы ХХ века. 5 февраля 1955 г. Президиум ВСЦПС утвердил Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию», которое установило систему государственных пособий. 14 июля 1956 г. Был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», который объединил все основные виды пенсий и установил общие правила и порядок из назначения и выплаты. Как верно отмечает М.О Буянова, с принятием этого закона было отменено около тысячи ранее изданных актов, а законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным и доступным для широких масс трудящихся [1]. Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» распространил на колхозников социальное страхование и пенсионное обеспечение.
Необходимо отметить, что как самостоятельная отрасль право социального обеспечения выделилось в середине 70-х гг. ХХ века. В период образования СССР (1922 г.) и позднее (в 30-е годы) социальное обеспечение считалось частью административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников - в рамках предмета колхозного права.
Продолжением и юридическим закреплением развития социальной программы Советского государства стало принятие Конституции СССР 1977 г. Конституция СССР 1977 г., как и прежние Советские конституции была традиционно российской, т.е. преимущественно коллективистской - во много ставила интересы общества впереди интересов отдельного человека. Но уже одно то, что в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был восстановлен на втором месте после основ общественного строя и политики, а содержание самого раздела было значительно расширено, является существенным шагом вперед [2]. По сравнению с главой Х Конституции СССР 1936 года об основных правах и обязанностях граждан, состоящей из 16 статей, раздел «государство и личность» Основного Закона СССР 1977 г. включает в себя 2 главы и 37 статей. Развитие статуса личности в нём шло по четырём основным направлениям: во-первых, расширялись права и свободы, зафиксированные ранее; во-вторых, вводились многие новые права и свободы; в-третьих, укреплялась взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностями; в-четвертых, одновременно с расширением прав и свобод предусматривалось усиление их политических, экономических и, в особенности, юридических гарантий [3].
Однако с последним утверждением можно не согласиться, проанализировав некоторые статьи Конституции СССР 1977 г., в частности ст. 43 гласит: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни. Полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения». Право граждан СССР на охрану здоровья (ст.42) обеспечивалось бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети лечебно-профилактических учреждений; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; развертыванием научных исследований в сфере здравоохранения. Действительно, как отмечает ряд авторов, в любой статье, посвященной правам
граждан, большую часть текста занимают именно гарантии того или иного права [4]. Однако вряд ли перечисленные в рассмотренных статьях гарантии можно назвать юридическими.
С распадом СССР утратила силу Конституция СССР и до принятия Конституции РФ 1993 года действовал Основной Закон РСФСР 1978 года, который практически дословно дублировал нормы союзной конституции, в том числе и касающиеся социального обеспечения. К моменту распада СССР были сформированы основные институты права социального обеспечения (пенсии, пособия, медицинская помощь и лечение), которые продолжили свое развитие Российской Федерации с учетом позитивных начал, заложенных советским законодательством о социальном обеспечении, и изменений в социально-экономической ситуации.
Уже в середине ХХ века были приняты два важных международных документа, регулирующих права человека - Всеобщая декларация прав человека (1948 г) и Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), которые признали права каждого на социальное обеспечение и достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, общечеловеческими ценностями цивилизованного общества. Однако во внутреннем законодательстве международные нормы впервые были закреплены лишь в 1991 г. в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР Декларация провозгласила, что права и свободы принадлежат человеку от рождения, закрепила право каждого (а не только гражданина, как было установлено в советских конституциях) на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, установила один из важнейших принципов права социального обеспечения - пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Вслед за Декларацией Конституция РФ 1993 года провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод становятся обязанностью государства (ст. 2), гарантированность провозглашенных прав обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Разделяя позицию Мироновой Т.К. о том, что Конституция РФ, определившая Россию как социальное государство, требует значительных изменений в законодательстве о социальном обеспечении и его дальнейшего развития, [5] нужно отметить, что дальнейшее совершенствование законодательства в этой области должно основываться на принципе преемственности в праве и на основе новых концепций, связанных с переходом к рыночной экономике.
В условиях формирования российской государственности (в начале 90-х гг. ХХ века) и после вступления в силу Конституции РФ существенно изменилось содержание институтов права социального обеспечения.
Так, в сфере пенсионного обеспечения с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» изменились условия назначения пенсий и порядок определения их размеров в зависимости от стоимости жизни и оплаты труда, впервые было закреплено право граждан на социальные пенсии. Впоследствии нормы этого закона были частично инкорпорированы в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Законом РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» были установлены особые условия назначения пенсий военнослужащим и приравненных к ним лицам. В 2001 году были приняты еще два основополагающих закона в области пенсионного обеспечения - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые в сложившихся экономических, демографических и социальных условиях, на основе государственного пенсионного страхования гарантировать пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца.
Существенные изменения произошли в системе пособий. Закон РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ» ввел пособие по безработице. Единая система государственных
пособий гражданам, имеющим детей, была установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года. Федеральный закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия, либо на бесплатные ритуальные услуги в размере, не превышающем пособие. Введен ряд новых пособий: единовременные пособия предусмотрены для лиц, пострадавших в связи с участием в борьбе с терроризмом (Федеральный закон от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом»); для медицинских работников, заразившихся вирусом иммунодефицита человека при выполнении своих обязанностей (Федеральный закон от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и другие.
С 1991 года начинает создаваться реальная база для закрепления прав граждан в области охраны здоровья. Закон РФ от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в РФ» впервые ввел медицинское страхование, которое гарантирует гражданам получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь. Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года регламентировали виды медико-социальной помощи и порядок ее предоставления. Фе-
Библиографический список
деральный закон от 22 июня 1998 года «О лекарственных средствах» закрепил государственное регулирование обеспечения лекарственными средствами, определил категории граждан, имеющих льготы на получение лекарственных средств.
Право граждан на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральным законом от 15 ноября 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и Федеральным законом от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»».
В современный период развития общества право социального обеспечения динамично совершенствуется и охватывает области отношений, которые совсем недавно находились за рамками правовой регламентации. Нормы права социального обеспечения служат своеобразным индикатором социальной политики государства.
Конституционная формула современных основ права социального обеспечения явилась объективным следствием реформ, проводимых в СССР и России, и сформировалась под влиянием как отечественного, так и международного права. В совокупности её формальной и реальной сторон она отразила особенности исторического развития социального обеспечения в России, а также попытку соединить общемировые подходы к социальному обеспечению с российскими ценностями и традициями.
1. Право социального обеспечения. Под ред. К.Н. Гусова. Москва: Проспект, 2001.
2. Лукьянова, Е.А. Значение Конституции 1977 г. в развитии источников российского государственного права. Государство и право. 2001; 4.
3. Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. Москва, 1982.
4. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. Москва: Политиздат, 1987.
5. Миронова Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы. Государство и право. 1995; 2.
References
1. Pravo social'nogo obespecheniya. Pod red. K.N. Gusova. Moskva: Prospekt, 2001.
2. Luk'yanova, E.A. Znachenie Konstitucii 1977 g. v razvitii istochnikov rossijskogo gosudarstvennogo prava. Gosudarstvo ipravo. 2001; 4.
3. Konstituciya SSSR. Politiko-pravovojkommentarij. Moskva, 1982.
4. Kukushkin Yu.S., Chistyakov O.I. Ocherk istorii Sovetskoj Konstitucii. Moskva: Politizdat, 1987.
5. Mironova T.K. Razvitie zakonodatel'stva o social'nom obespechenii: novye podhody. Gosudarstvo ipravo. 1995; 2.
Статья поступила в редакцию 26.12. 14
УДК 343
Pashayev Kh.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Criminal, Administrative Law and Process, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), Е-mail: p_khalik@mail.ru
ON THE DETERMINANTS OF CRIME IN MODERN RUSSIA (CRIMINAL AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS). The article deals with current issues of the causes of criminalization of the Russian society (the criminal law and criminological aspects). The author particularly studies the impact of this problem on the change of life of the population. The material of the paper provides a comparative analysis and statistics of crimes committed in the territory of the Russian Federation with the reported crimes in the period of 2014. The ratio shows principles of national law in the regulation of natural rights and freedoms. The researcher discusses the question of tendencies of the state of crimes in the modern Russian society. The work provides an analysis of quantitative and qualitative indicators of crimes. The author examines the determinants of national crimes and highlighted the significant impact of socio-economic, political and legal reforms. Commitment of crimes are studied in connection with the wealth of criminals. Key words: crime, criminalization, law, society, law, population.
Х.П. Пашаев, канд. филос. наук, доц. каф. уголовного, административного права и процесса Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: p_khalik@mail.ru
О ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
В статье рассматриваются актуальные вопросы причин криминализации российского общества (уголовно-правовой и криминологический аспекты), влияние этой проблемы на изменение жизнедеятельности населения, приводится анализ и статистика совершённых преступлений на территории Российской Федерации с учётом зарегистрированных преступлений в период 2014 г. Показано соотношение принципов национального права в сфере регулирования естественных прав и свобод человека. Исследованы тенденции состояния преступности современного российского общества. Определены некоторые показатели преступности. Рассмотрены национальные детерминанты преступлений и выявлены последствия социально-экономических и политико-правовых преобразований в России.
Ключевые слова: преступность, преступления, криминализации, законодательство, общество, право, население.