Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ'

ПРОЦЕДУРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
должностное лицо / орган управления / организация / ситуационное моделирование / обстановка / сценарий / специальное программное обеспечение / official / management body / organization / situational modeling / situation / scenario / special software

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Удальцов Николай Петрович, Агеев Павел Александрович, Михейкина Елена Викторовна

В статье рассматриваются основные процедуры применения ситуационных тренажеров на основе моделирования деятельности должностных лиц органов управления с целью совершенствования способов и методов работы и повышения качества управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Удальцов Николай Петрович, Агеев Павел Александрович, Михейкина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURES OF THE USING SITUATIONAL SIMULATORS

The Article discusses Procedures of the Using situational Simulators based on Modeling the activities of government officials in order to improve the Methods and Methods of work and improve the quality of Management.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ»

Список литературы

1. Каляев И.А. Модели и алгоритмы коллективного управления в группах роботов / А. Р. Гайдук, С. Г. Капустян. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. 280 с.

2. ГОСТ Р 60.0.0.4-2019 Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : разработан Федеральным государственным автономным научным учреждением «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ЦНИ РТК). Москва: Стандартинформ, 2019. 28 с.

3. ГОСТ Р 60.0.0.2-2016. Роботы и робототехнические устройства. Классификация : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : дата введения 2018-01-01. Москва: Стандартинформ, 2018. 15 с.

4. Макаренко С.И. Робототехнические комплексы военного назначения - современное состояние и перспективы развития. // Системы управления, связи и безопасности №2. 2016 sccs.intelgr.com №2. 2016. С. 73-132.

5. Урванов Г.А. Система взаимодействия с человеком, как агентом мобильного робототехнического комплекса / В. В. Даньшин, А. А. Дюмин, Е. В. Чепин; Программные системы и вычислительные методы, 2015. 120 с.

Данилюк Богдан Александрович, адъюнкт, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского,

Смирнов Алексей Вадимович, канд. воен. наук, преподаватель, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского,

Токарев Максим Сергеевич, канд. воен. наук, старший преподаватель, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского

ANALYSIS OF ALGORITHMS FOR THE INTERACTION OF ROBOTIC COMPLEXES AND HUMANS

В.A.Danilyuk, A.V. Smirnov, M.S.Tokarev

The article discusses the advantages and disadvantages of algorithms for the interaction of robotic complexes and humans, as well as the formation of general and particular patterns of their development.

Key words: robot, robotic complex, interaction algorithm, control.

Danilyuk Bogdan Aleksandrovich, adjunct, [email protected], Russia, St. Petersburg, Mozhaisky Military Space

Academy,

Smirnov Alexey Vadimovich, candidate of militaring sciences, lecturer, Russia, St. Petersburg, Mozhaisky Military Space Academy,

Tokarev Maxim Sergeevich, candidate of militaring sciences, senior lecturer, Russia, St. Petersburg, Mozhaisky Military Space Academy

УДК 621.396

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-11-317-318

ПРОЦЕДУРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ

Н.П. Удальцов, П.А. Агеев, Е.В. Михейкина

В статье рассматриваются основные процедуры применения ситуационных тренажеров на основе моделирования деятельности должностных лиц органов управления с целью совершенствования способов и методов работы и повышения качества управления.

Ключевые слова: должностное лицо, орган управления, организация, ситуационное моделирование, обстановка, сценарий, специальное программное обеспечение.

Подготовка должностных лиц органов управления различных уровней кропотливый и сложный процесс. Для этих целей широко используются различные технические средства обучения, в том числе и компьютерные тренажеры [1].

Специфика деятельности должностных лиц дежурной смены органа управления предполагает необходимость обучения их основам ситуационного анализа и управления. Для данной цели целесообразно использовать ситуационные тренажеры. Базовый вариант ситуационного тренажера показан на рис. 1.

Состав ситуационного тренажера:

автоматизированные рабочие места обучаемых (АРМ ДЛ);

модуль ситуационного моделирования функционирования органа управления;

база данных и генератор ситуаций;

база данных и генератор событий;

модуль оценки действий должностных лиц дежурной смены;

модуль управления ситуационным тренажером.

Количество автоматизированных рабочих мест обучаемых может варьироваться от одного до максимально необходимого количества, соответствующего численности должностных лиц (ДЛ - обучаемых) дежурной смены органа управления (ОУ). В качестве рабочих мест должностных лиц (АРМ ДЛ) могут использоваться штатные АРМ органа управления

Рис. 1. Базовый вариант ситуационного тренажера

Модуль ситуационного моделирования функционирования органа управления позволяет создавать ситуационные модели функционирования ОУ различных типов. Результаты моделирования в виде типовых ситуаций и событий сохраняются в соответствующих базах данных (БД ситуаций и БД событий).

Генератор ситуаций позволяет, при задании определенного типа ОУ, воспроизводить типовые ситуации, присущие заданному органу управления в виде определенной последовательности типовых событий с последующей возможностью распределения их по АРМ ДЛ в соответствии с их функциональным назначением.

Генератор событий позволяет генерировать произвольные ситуации из упорядоченных последовательностей типовых ситуаций с последующей возможностью внесения дополнительных событий в процессе функционирования ситуационного тренажера, а также с возможность распределения их по АРМ ДЛ в соответствии с их функциональным назначением.

Модуль оценки действий должностных лиц (обучаемых) дежурной смены позволяет оценивать адекватность их действий в соответствии с поступающим потоком событий и ситуации в целом. При этом, обеспечивается возможность пояснения оценки действий обучаемых. На основе этого обеспечивается режим обучения, который, при необходимости, могут активировать обучаемые или руководитель занятия.

Модуль управления ситуационным тренажером обеспечивает реализацию методики обучения с помощью данного тренажера и конкретных алгоритмов его применения.

Процедуры применения ситуационного тренажера по подготовке должностных лиц органа управления представлен на рис. 2.

Последовательность процедур применения ситуационного тренажера по подготовке должностных лиц органа управления включает следующие этапы:

Этап 1. Ввод исходных данных:

типы моделируемых органов (пунктов) управления;

состав дежурных смен и распределение их по функциональным АРМ;

время тренировки (модельное время).

Этап 2. Проверка условия на наличие модели заданного типа органа (пункта) управления.

Если модель функционирования заданного типа органа управления имеется - осуществляется переход на этап 7, в противном случае - на этап 3.

Этап 3. Осуществляется выбор типа органа (пункта) управления, вводятся исходные данные для ситуационного моделирования его функционирования.

Этап 4. Ситуационное моделирование функционирования заданного типа органа (пункта) управления в соответствии с процедурами ситуационного анализа и ситуационного управления [2-7].

Этап 5. Запись результатов моделирования функционирования заданного типа органа (пункта) управления в базы данных событий и ситуаций.

Этап 6. Решение о использовании вариантов ситуаций для тренировки и обучения должностных лиц дежурных смен.

Если задается вариант использования типовых ситуаций (ранее записанных и имеющихся в соответствующей БД), то осуществляется переход на этап 7, в противном случае - на этап 9.

Этап 7. Генерация в рамках заданного модельного времени заданной типовой ситуации последовательным потоком типовых событий [2-7].

Этап 8. Решение о распределении поступления сообщений о событиях на АРМ обучаемых.

Если на все АРМ поступает общий поток событий, то осуществляется переход на этап 12, в противном случае - на этап 13.

Этап 9. Генерация в рамках заданного модельного времени произвольной (на усмотрение руководителя занятий) ситуации вводом типовых событий, описывающих данную ситуацию путем выбора их из имеющихся в БД событий.

Этап 10. Решение на ввод дополнительных событий.

Если в БД типовых событий недостаточно для описания заданной руководителем занятий ситуации, то осуществляется переход на этап 11, в противном случае осуществляется возврат на этап 8.

Этап 11. Осуществляется ввод дополнительных событий для полного описания заданной ситуации.

Ввод может осуществляться как вручную, так и с внешнего носителя. При этом автоматически осуществляется их запись в БД событий.

Этап 12. Осуществляется распределение событий по АРМ в соответствии с их функциональным назначением.

На каждый АРМ в этом случае поступают сообщения только по определенной тематике. В противном случае, в соответствии с отрицательным решением, принятым на этапе 8, на все АРМ поступает одинаковый поток сообщений обо всех событиях, характеризующих заданную ситуацию.

Этап 13. Действия обучаемых (их реакция) на сообщения о поступающих событиях.

Действия обучаемых (их реакция) поступает в модуль оценки с одновременным отображением на мониторе руководителя занятий (модуля управления тренажером).

Этап 14. Оценка адекватности (правильности) действий должностных лиц (обучаемых) в модуле оценки по заданным критериям и показателям, доведение оценок до руководителя и обучаемых в реальном масштабе времени [2-7].

Этап 15. Решение о необходимости пояснения выставленной оценки.

Если по решению руководителя (обучаемого) требуется пояснение оценки действий (реакции) обучаемого на поступающие сообщения о событиях, то осуществляется переход на этап 18, в противном случае - на этап 16.

Этап 16. Вывод обшцх результатов текущей тренировки на монитор руководителя занятий и в документированном виде на бумажном носителе. При необходимости данные результаты могут быть сохранены на внешних носителях.

Этап 17. Решение о продолжении тренировки.

Если требуется продолжение тренажа, то осуществляется возврат на этап 1, в противном случае - завершение тренажа.

Этап 18. Вывод детализированной оценки действий обучаемых на мониторы их АРМ (при необходимости и на монитор руководителя занятий).

Этап 19. Решение о необходимости запуска режима обучения (принимается обучаемым или руководителем занятий).

Если принимается положительное решение, то осуществляется переход на этап 20, в противном случае осуществляется возврат на этап 16.

Этап 20. Решение о режиме обучения: по каждому событию или по ситуации в целом.

Если принимается решение о режиме обучения по каждому событию, то осуществляется переход к этапу 21, в противном случае - на этап 22.

Этап 21. Подробный вывод оценки (реакции обучаемого) по каждому событию.

Этап 22. Вывод оценки действий обучаемых по ситуации в целом.

Таким образом, методика применения ситуационного тренажера в соответствии с приведенной последовательностью процедур позволяет осуществлять подготовку должностных лиц дежурной смены, практически, любого органа (пункта) управления и контролировать ее качество в реальном масштабе времени с возможностью одновременного обучения путем анализа и оценки действий обучаемых, и подсказок в случае выявления ошибочных действий обучаемых.

Список литературы

1. Средства обучения: понятие, функции и классификация. [Электронный ресурс] URL: https://zaochnik-com.com/spravochnik/pedagogika/teoriia-obucheniia/sredstva-obuchenija (дата обращения: 05.06.2023.

2. Агеев П. А., Кудрявцев А. М., Удальцов Н. П. Процедуры ситуационного моделирования деятельности должностных лиц органов управления // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. Вып. 3. С. 218-224.

3. Агеев П. А., Кудрявцев А. М., Удальцов Н. П. Алгоритм ситуационного моделирования деятельности должностных лиц органов управления // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. Вып. 3. С. 264-268.

4. Агеев П. А., Кудрявцев А. М., Удальцов Н. П. Моделирование типовых учебно-боевых мероприятий на основе вложенных ситуационных моделей // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. Вып. 7. С. 56-60.

5. Агеев П. А., Кудрявцев А. М., Удальцов Н. П. Распознавание и прогнозирование типовых учебно-боевых мероприятий с использованием ситуационных моделей // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. Вып. 8. С. 156-159.

6. Способ профессиональной подготовки должностных лиц органов управления радиомониторинга (Пат. РФ № 2776323, МПК G09B9/00, опубл. 18.07.2022, бюл. № 20).

7. Способ профессиональной подготовки должностных лиц органов управления радиомониторинга (Пат. РФ № 2777121, МПК G09B9/00, опубл. 01.08.2022, бюл. № 22).

Удальцов Николай Петрович, канд. воен. наук, профессор, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного,

Агеев Павел Александрович, канд. воен. наук, доцент, [email protected]. Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного,

Михейкина Елена Викторовна, канд. техн. наук, доцент, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного

PROCEDURES OF THE USING SITUATIONAL SIMULATORS N.P. Udalzov, P.A. Ageev, E. V. Miheykina

The Article discusses Procedures of the Using situational Simulators based on Modeling the activities of government officials in order to improve the Methods and Methods of work and improve the quality of Management.

Key words: official, management body, organization, situational modeling, situation, scenario, special software.

Udalzov Nikoly Petrovich, candidate of military sciences, professor, Russia, Sankt-Petersburg, Military Academy of Telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny,

Ageev Pavel Aleksandrovich, candidate of military sciences, docent, pol^deligne^ramblerru, Russia, Sankt-Petersburg, Military Academy of Telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny,

Miheykina Elena Viktorovna, candidate of technical sciences, docent, Russia, Sankt-Petersburg, Military Academy of Telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.