УДК 342.9 О. В. Кулик
ДГСК МВД России;
П. С. Долгошеин
Посольство России в Финляндии
Процедура отбора кандидатов на службу в полицию в Российской Федерации и Финляндской Республике (сравнительно-правовой анализ)
АННОТАЦИЯ. Проводится сравнительно-правовой анализ процедуры отбора кандидатов на службу в полицию в Российской Федерации и Финляндской Республике. Рассматриваются основные нормативные правовые акты, устанавливающие критерии отбора, порядок проведения необходимых проверок, оформления сопутствующих документов, а также отдельные возникающие на практике проблемные вопросы. Существующие механизмы сравниваются на предмет решения задач по комплектованию полицейских подразделений квалифицированными кадрами, созданию привлекательных условий для службы в полиции и доступности трудоустройства. На основе проведенного анализа обобщаются положительные моменты, которые могут быть использованы при совершенствовании правовых основ поступления на службу в полицию.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы внутренних дел, полиция России, полиция Финляндии, отбор на службу, комплектование, кадровая работа.
БЛАГОДАРНОСТИ. Авторы выражают благодарность финским полицейским сотрудникам Полицейского университетского колледжа: директору Поламк Киммо Химбергу и сотруднику международного отдела Поламк Паси Кемппайнену, оказавшим неоценимую помощь при подготовке и проверке материала, касающегося особенностей отбора абитуриентов и процедуры поступления в Полицейский университетский колледж в г. Тампере.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кулик О. В., Долгошеин П. С. Процедура отбора кандидатов на службу в полицию в Российской Федерации и Финляндской Республике (сравнительно-правовой анализ) // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 99-113.
O. V. Kulik
Department of state service and personnel of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation;
P. S. Dolgoshein
Russian Embassy in Finland
The selecting procedure of candidates for the police service in the Russian Federation and Finland (comparative legal analysis)
ABSTRACT. The article provides a comparative legal analysis of the procedure for selecting candidates for police service in the Russian Federation and the Republic of Finland. The main regulatory legal acts that establish the selection criteria, the procedure for conducting the necessary inspections, issuing related documents, as well as certain problematic issues that arise in practice are considered. The existing mechanisms are compared with a view to solving the problems of staffing police units with qualified personnel, creating an attractive environment for police service and the availability of employment. On the basis of the analysis, the author summarizes the positive aspects that can be used to improve the legal basis for joining the police.
KEYWORDS: internal affairs bodies, Russian police, Finnish police, selection for service, recruiting, personnel administration.
ACKNOWLEDGEMENTS. The authors express their gratitude to the Finnish police officers: director of the Polamk K. Himberg and P. Kemppainen (international unit) who provided invaluable assistance in the preparation and verification of material related to the selection of applicants and the procedure for admission to the Police University College in Tampere.
FOR CITATION: Kulik O. V., Dolgoshein P. S. The selecting procedure of candidates for the police service in the Russian Federation and Finland (comparative legal analysis) // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 3 (55). P. 99-113 (in Russ.).
По данным различных средств массовой информации, Финляндия входит в десятку самых безопасных стран мира1. Мировая общественность в целом оценивает Финляндскую Республику как место безопасное и интересное и для туризма, и для проживания. Как формируется образ безопасной страны и что об этом думают сами финны? Удивительно, но факт - финская полиция, по результатам опроса, ежегодно проводимого агентством EVA, неизменно стоит на первом месте по доверию2. На втором месте -президент и на третьем - силы обороны страны. По имеющимся статистическим данным, уровень доверия к финской полиции немного изменяется, если брать определенные временные периоды, но в целом ситуация складывается следующая: в 2020 г. уровень доверия составил 91 %, в 2019 и 2018 гг. - 95 %3. Основанием для снижения доверия в 2020 г., по мнению населения, является скорость реагирования на заявления и качество расследований4. И тем не менее, показатель доверия населения полиции свыше 90 % является знаковым. Если сравнивать аналогичные показатели в России, то, несмотря на устойчивый позитивный рост за 2016-2020 гг., они от данной цифры далеки5.
Еще одним маркером, демонстрирующим доверие населения Финляндии к национальной полиции, является число абитуриентов, ежегодно поступающих в Полицейский университетский колледж в г. Тампере (далее также - Поламк), -более 4 тыс. человек6. При этом ежегодно на про-
1 См.: Названа самая безопасная страна мира. URL : https://lenta.ru/news/2019/01/30/safe/ (дата обращения : 20.12.2020); Финляндия - самая безопасная страна мира. URL : http://exatour.ru/news/turizm/finlyandiya-samaya-bezopasnaya-strana-mira/ (дата обращения : 20.12.2020); Finland is named the world's safest country. URL : https:// www.dailymail.co.uk/travel/travel_news/article-4404900/ Finland-named-world-s-safest-country.html (дата обращения : 20.12.2020).
2 См.: Suomalaiset luottavat eniten poliisiin, presidenttiin ja puolustusvoimiin. URL : https://www.eva.fi/blog/2019/04/04/ presidentti-eu-ja-yrittajat-nousussa-suomalaiset-luottavat-poliisiin/ (дата обращения : 20.12.2020).
3 См.: Luottamus poliisiin on vahentynyt suomalaisten keskuudessa. URL : https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/ doverie_k_politsii_sredi_zhitelyei_finlyandii_neznachitelno_ snizilos/11448897 (дата обращения : 20.12.2020).
4 См.: Доверие к полиции среди жителей Финляндии незначительно снизилось. URL : https://novosti.fi/finland/2020-07-15/2120673-doverie-k-policii-sredi-zhitelej-finljandii-neznachitelno-snizilos (дата обращения : 20.12.2020).
5 См.: Оценка деятельности полиции в Российской Федерации в 2020 г. По данным ФГКУ «ВНИИ МВД России». URL : мвд. рф/publicopinion (дата обращения : 01.03.2021).
6 См.: Poliisikouluun haki ennatysmaara opiskelijoita:
Yhta paikkaa tavoittelee lahes 13 hakijaa. URL : https://yle.fi/
uutiset/osasto/novosti/zhelayushchikh_stat_politsyeiskimi_
грамму бакалавриата, предполагающую наличие 400 учебных мест, утверждается только около 350-380 новых студентов, что во многом связано с низким качеством подготовки абитуриентов, недостаточным для прохождения отборочных тестов7, а также нежеланием Поламк снижать вступительные критерии.
Обучение в Полицейском университетском колледже в г. Тампере включает в себя трехлетнюю бесплатную программу обучения на степень бакалавра (180 кредитов), позволяющую получить квалификацию старшего констебля в финской полиции.
Кроме того, Поламк имеет двухгодичную программу магистратуры (120 кредитов), которая дает квалификацию для назначения на вышестоящие должности. При этом обучение в полицейском колледже не является частью национальной системы обучения в высших учебных заведениях. Студенты магистратуры отбираются из сотрудников полицейских подразделений на основе специальных вступительных экзаменов. После получения степени магистра офицер может подать заявление на должность главного инспектора или более высокие должности, что не гарантирует автоматического продвижения по службе.
Также Поламк ежегодно организует различные программы повышения квалификации для поддержания и развития навыков сотрудников полиции. Спектр обучения включает обширные образовательные программы, короткие курсы и семинары. В рамках непрерывного образования Поламк предлагает профессиональные курсы для сержантов полиции, которые готовят персонал к руководящим и управленческим должностям. На прохождение курсов уходит немногим более одного года. Отдельное место занимает обучение кинологов, преобретающих специальную квалификацию, продолжительность которого составляет примерно два с половиной года. Повышение квалификации по данным специальностям предполагает сдачу отдельных вступительных экзаменов.
Учитывая, что студенты колледжа, осваивающие программу бакалавриата, еще не имеют статуса сотрудников полиции, отбор в Поламк непосредственно отбором на службу в полицию не является. Вместе с тем освоение программы
rekordnoe_chislo/10839085 (дата обращения : 20.12.2020). Poliisikoulutukseen taas ennätysmäärä hakijoita. URL : https://yle. fi/uutiset/3-11349094 (дата обращения : 20.12.2020).
7 См.: URL : https://www.hs.fi/kotimaa/art-2000005635337. html (дата обращения : 20.12.2020).
бакалавриата служит этапом, без прохождения которого получение статуса финского полицейского невозможно в принципе. Учитывая данное обстоятельство, далее в статье будут рассмотрены особенности отбора абитуриентов и процедуры поступления на обучение в Поламк именно по программе бакалавриата.
Отборочные и квалификационные тесты, связанные с получением ученой степени, бесплатны для кандидатов. Обучение проводится на финском или шведском языках. Абитуриент должен владеть языком обучения, совмещение программ обучения на двух языках не допускается. Набор кандидатов на обучение проводится четыре раза в год на финском языке, на шведском языке - каждые полтора года. Заявки на обучение принимаются круглый год, поскольку набор на обучение проводится четыре раза в год и, по сути, является непрерывным. Учебный год начинается 1 августа и заканчивается 31 июля. Обучение организовано таким образом, чтобы учащиеся могли продолжать учебу в надлежащем порядке и эффективно8. Учеба начинается в течение года в четырех разных группах. Цель состоит в том, чтобы в каждой группе было по сто студентов.
Процесс подачи заявки и ее рассмотрения занимает не менее шести месяцев. Заявление на обучение подается в электронном виде на сайте https://haku.polamk.fi. Также допускается подать заявку на обучение в бумажной форме, образцы которой можно заказать в Поламк. Полицейский университетский колледж публикует расписание и подробные инструкции по подаче заявлений на своем веб-сайте. Для каждой начальной образовательной программы бакалавриата полиции предусмотрен отдельный период подачи заявок и вступительные экзамены. Кандидат может подать заявку на участие в программе в течение каждого годового периода подачи заявок.
Требования к кандидатам для поступления в Поламк.
1. Финское гражданство. Абитуриент должен иметь финское гражданство. Обучаться в Полицейском университетском колледже могут также и лица с двойным гражданством, о чем говорится в постановлении Верховного административного суда, вынесенном по итогам рассмотрения дела об отказе в поступлении кандидата с двойным гражданством. В 2018 г. гражданин Финляндии и России успешно сдал вступительный экзамен, но
ему отказали в поступлении в Поламк. На основании проверки Службы безопасности Финляндии (СУПО)9 было принято решение о том, что абитуриент с двойным гражданством не пользуется достаточным доверием из-за иностранных связей. В решении суда высшей инстанции, однако, отмечается, что российское гражданство само по себе не должно рассматриваться как фактор, который может ставить под угрозу надлежащее и независимое выполнение полицейских обя-занностей10. На сайте Поламк указана следующая информация: «Иммигрант может быть принят на полицейское образование в Финляндии, если он или она соответствует требованиям для поступления на учебу. Мы отбираем студентов для обучения по баллам, полученным на вступительном экзамене. Этническая принадлежность кандидатов не имеет значения. Абитуриент должен владеть языком обучения, т. е. финским или шведским. Процедура выбора включает в себя стандартную проверку службой безопасности Финляндии. Значимость результатов допуска к секретности при отборе студентов оценивается в индивидуальном порядке. Более подробную информацию о получении гражданства можно получить в Иммиграционной службе Финляндии»11.
2. Образование. Базовое обучение, отвечающее критериям отбора, должно быть завершено к концу периода подачи заявления. Если кандидат имеет степень бакалавра, то он подает заявление с сертификатом бакалавра. Только те, кто не имеет степени бакалавра, но закончили среднюю школу, подают заявку на участие по программе средней школы. Оценки сертификата не влияют на выбор, т. е. достаточно, чтобы степень/программа была завершена до окончания периода подачи заявления на поступление.
Кандидат должен предоставить диплом об обучении в Полицейский университетский колледж до окончания периода подачи заявления, если его образование является одним из следующих:
основная программа общего среднего образования: аттестат об окончании программы пол-
8 См.: Laki Ро1^аттаШкогкеакои^а 30.12.2013/1164 (Закон о Полицейском университетском колледже). URL : https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2013/20131164 (дата обращения : 20.12.2020).
9 См.: URL : https://supo.fi/etusivu (дата обращения : 20.12.2020).
10 См.: Верховный административный суд: Полицейская академия имела право отказать в поступлении человеку с двойным гражданством Финляндии и России. URL : https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/verkhovnyi_administrativnyi_ sud_politsyeiskaya_akademiya_imela_pravo_otkazat_v_ postuplenii_cheloveku_s_dvoinym_grazhdanstvom_finlyandii_i_ rossii/11439988 (дата обращения : 20.12.2020).
11 См.: Can be an immigrant accepted for police education in
Finland? URL : https://polamk.fi/en/frequently-asked-questions
(дата обращения : 20.12.2020).
ного среднего образования или свидетельство об окончании гимназии;
учебная программа первого этапа среднего образования IB: Итоговый отчет (соответствует аттестату об окончании школы) или IB-Diploma (соответствует аттестату зрелости)12;
базовая профессиональная степень, профессиональная квалификация, квалификация специалиста или соответствующая более ранняя степень, указанная в Законе о профессиональном образовании13;
иностранный диплом: свидетельство об образовании, дающем право на обучение в университете в стране завершения. Если сертификат составлен не на финском, шведском или английском языках, заявитель должен предоставить перевод.
3. Состояние здоровья. Состояние здоровья заявителя проверяется после предварительного решения о приеме кандидата в Поламк. Решение является условным до тех пор, пока специалист по здравоохранению, назначенный Полицейским университетским колледжем, не проведет медицинский осмотр и проверку на наркотики поступившего заявителя и не установит, что его здоровье пригодно для работы в полиции. Медицинский осмотр абитуриента проводится с применением процедуры, используемой медицинской инспекцией Сил обороны Финляндии, и включает следующие требования:
кандидат не должен иметь болезней, травм или физических недостатков, которые снижают его способность функционировать и делают его непригодным для работы в полиции;
абитуриент не употребляет или не употреблял наркотики, указанные в Разделе 3 (1) (5) Закона о наркотиках (373/2008)14, для каких-либо целей, кроме медицинских;
зрение кандидата без очков составляет не менее 0,2 для обоих глаз при раздельном измерении и не менее 1,0 при коррекции с помощью очков;
абитуриент может слышать обычный голос обоими ушами без слухового аппарата на расстоянии четырех метров;
кандидат должен предоставить необходимую информацию о состоянии своего здоровья медицинскому работнику, назначенному Полицейским университетским колледжем для проведения проверки состояния здоровья.
Осмотр здоровья также включает тест AUDIT или аналогичный тест для оценки риска чрезмерного употребления алкоголя.
Тестирование на наркотики проводится в дополнение к медосмотру. Во время тестирования на наркотики выясняется, употреблял ли заявитель наркотики, как указано в п. 5 ст. 3 (1) Закона о наркотиках15 (373/2008), для каких-либо иных, кроме медицинских, целей. В случае необходимости во время медицинского осмотра также выясняется, снизилась ли у абитуриента возможность оперативно реагировать на изменение окружающей обстановки из-за использования наркотиков в медицинских целях.
Когда серьезность заболевания может снизить или ограничить трудоспособность офицера, медицинский работник, проводящий медицинский осмотр, может запросить справку с согласия Полицейского университетского колледжа от специалиста по рассматриваемому заболеванию. По итогам осмотра медицинский работник представляет в Полицейский университетский колледж письменное заключение о том, подходит ли состояние здоровья поступившего студента для работы в полиции. Кроме того, упомянутый выше специалист может раскрыть содержание заболевания с одобрения проверяемого лица. Результат проверки на наркотики вносится в заключение о состоянии здоровья.
4. Безопасность. В соответствии с требованиями Закона о безопасности16 для принятия абитуриента в качестве студента в Поламк обязательной для кандидата является проверка СУПО, по итогам которой выдается заключение.
Для оценки допуска абитуриента в Поламк СУПО использует определенные критерии, в дословном переводе означающие «хороший характер»17. Чтобы сделать вывод о «хорошем характере» кандидата, принимаются во внимание
12 См.: Upper Secondary Schools Act or the Act on the Organisation of the Matriculation Examination (672/2005). URL : https://www.ylioppilastutkinto.fi/en/matriculation-examination (дата обращения : 20.12.2020).
13 См.: Laki ammatillisestakoulutuksesta. URL : https:// www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2017/20170531 (дата обращения : 20.12.2020).
14 См.: Narcotics Act (Amendments up to 539/2014 followed). URL : https://finlex.fi/en/laki/kaannokset/2008/en20080373 (дата обращения : 20.12.2020).
15 См.: См.: Narcotics Act (Amendments up to 539/2014 followed). URL : https://finlex.fi/en/laki/kaannokset/2008/ en20080373 (дата обращения : 20.12.2020).
16 См.: Turvallisuusselvityslaki 19.09.2015/726. (Закон о безопасности). URL : https://finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2014/2014 0726#a8.5.2020-347 (дата обращения : 21.12.2020).
17 См.: § 7, Security clearance, Admissions criteria - Bachelor of Police Services, 14 November 2018 Act on Police University College 1164/2013 Government Decree 282/2014 Approved by the Police University College board on 11 December 2019. URL : https://polamk.fi/en/requirements-for-the-applicant (дата обращения : 24.12.2020).
возбужденные уголовные дела, по которым кандидат являлся подозреваемым или обвиняемым. Необходимо сделать уточнение, что превышение скорости на дорогах в Финляндии - это уголовный проступок18, поскольку административной ответственности как таковой в стране нет. Когда принимается решение о возможности абитуриента служить в полиции, наличие штрафа как элемента уголовной ответственности зачастую не принимается во внимание.
В дополнение к такому критерию, как «хороший характер», для оценки абитуриента учитывается его ответственность и надежность в соответствии с разделом 24 (1) (3) Закона о Полицейском университетском колледже19. Честность и надежность - это образ жизни, соответствующий профессиональным стандартам полицейского. Проверка данных также проводится СУПО. Проверяются связи, которые могут поставить под угрозу надлежащее и независимое выполнение будущих полицейских обязанностей [6, с. 58].
5. Водительское удостоверение категории «B» - обязательное условие для всех.
6. Возраст. Финским законодательством не определен минимальный или максимальный возрастной предел для поступления в полицейское образовательное учреждение. Однако в списке обязательных требований к кандидату указано наличие водительского удостоверения на управление транспортными средствами категории «В». Таким образом, минимальный возрастной порог составляет 18 лет, поскольку получить водительское удостоверение категории «В» в Финляндии можно только по достижении восемнадцатилетнего возраста. По данным Поламк, самым возрастным прошедшим отбор кандидатом был абитуриент старше 40 лет20.
7. Служба в армии. В требования к кандидатам не входит наличие прохождения военной службы. Никаких дополнительных баллов за военную службу или добровольную военную службу при подаче заявления на обучение в полиции не начисляется.
8. Опыт работы не входит в список требований к абитуриенту.
18 См.: Rikoslaki 19.12.1889/39 (Уголовный кодекс Финляндии). URL : https://www.finlex.fi/fi/laki/ ajantasa/1889/18890039001 (дата обращения : 24.12.2020).
19 См.: Laki Poliisiammattikorkeakoulusta 30.12.2013/1164 (Закон о Полицейском университетском колледже). URL : https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2013/20131164 (дата обращения : 20.12.2020).
20 См.: Laki Poliisiammattikorkeakoulusta 30.12.2013/1164 (Закон о Полицейском университетском колледже). URL : https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2013/20131164 (дата обращения : 20.12.2020).
Вступительные экзамены.
Вступительные экзамены состоят из трех блоков: письменного экзамена (30 %), фитнес-теста (20 %) и оценки способностей (50 %). Для прохождения экзаменов, которые могут проводиться на одном из языков образовательной программы (финском или шведском), кандидаты приглашаются на территорию учебного заведения.
На первом этапе экзамена кандидат должен успешно пройти следующие элементы отбора: фитнес-тест, письменный тест и психологические тесты.
На втором этапе экзамена кандидат проходит психологические тесты, индивидуальное и групповое задания и личное интервью. На второй этап экзамена абитуриентов приглашают в зависимости от ранее набранного количества баллов. Данный этап проходит децентрализованно в сотрудничестве с несколькими полицейскими управлениями в различных областях Финляндии.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать на вступительных экзаменах, -100. Баллы накапливаются следующим образом.
Письменный тест (0-30 баллов) заключается в написании эссе. Эссе оценивается по пяти разделам (оценка по каждому разделу - 0, 2, 4 или 6 баллов): насколько хорошо абитуриент показывает, что он знаком с содержанием текстов и насколько хорошо он использует их в эссе; насколько хорошо абитуриент сравнивает содержание и взгляды на тексты в своем эссе; насколько хорошо абитуриент приходит к собственным выводам в эссе и обосновывает их; насколько хорошо составлено эссе; насколько ясный, конкретный и грамматически правильный язык в эссе.
Письменный тест оценивает базовые письменные навыки, необходимые для службы в полиции. Ключевые навыки, оцениваемые в ходе теста, связаны с написанием исследования и должны показать, насколько хорошо кандидат может сравнивать содержание различных текстов, делать собственные выводы и обосновывать их, а также излагать собственный текст.
Продолжительность теста - 120 мин. Эссе составляется на компьютере. Абитуриенту может предоставляться дополнительное время (30 мин) для выполнения письменного теста на основании заключения, например о наличии дислексии. Предварительно поступающий должен ознакомиться с литературой для письменного теста. Необходимая литература для каждого периода подачи заявок находится в бесплатном доступе на веб-сайте Полицейского университетского
колледжа21. В письменном тесте заявителю предлагается напечатать эссе по определенной теме. В эссе необходимо сравнить две статьи, представленные в литературе, и третий текст, который будет предложен в начале теста. Кандидату необходимо обсудить связи между вышеуказанными статьями, их сходство и различия, объединить фрагменты информации и точки зрения, а также обосновать свои выводы. Он должен продемонстрировать, что знаком с обеими статьями, указанными в задании, понимает мыслительные процессы и ключевые концепции, лежащие в основе статей, и может разумно использовать их содержание при построении своего эссе. Использовать литературу во время экзамена запрещается. Объем текста составляет 2-5 страниц.
Если соискатель не демонстрирует в эссе, что знаком со статьями из литературы, указанной в задании, то его эссе получит негативную оценку. Также кандидат не сдает письменный тест в случае, если оценка за 5 раздел составляет 0 баллов либо оценка по двум другим разделам составляет 0 баллов.
Фитнес-тест (0-20 баллов). Фитнес-тест разделен на четыре раздела, которые выполняются в следующем порядке: тест на выносливость, тест на ловкость, тяги вниз / подтягивания и жим лежа. Каждый тест измеряет важные физические способности, необходимые для работы в полиции. Оценка по каждому разделу: 0, 1, 2, 3, 4 или 5 баллов.
Тест на выносливость (0-5 баллов) - аэробное и анаэробное состояние (общий показатель физического состояния). Испытание на выносливость представляет собой бег на 1 500 м. Время, за которое заявитель пробежал это расстояние, засчи-тывается. Тест проводится на открытой трассе с разным рельефом, а зимой - в помещении.
Тест на ловкость (0-5 баллов) - контроль тела, координация и двигательные функции - проходит на закрытой трассе и состоит из различных заданий. Время, затраченное на прохождение трека, засчитывается с точностью до полсекунды. Для любых, невыполненных на треке задач, к окончательному времени добавляется 0,5-1,5 сек.
Тяга/подтягивание (0-5 баллов) - сила по отношению к телу с точки зрения мышц верхней части спины и сгибателей рук. Засчитывается ко-
21 См.: Degree regulations, Police University College. URL : https://polamk.fi/documents/25254699/37709942/ Police-university-college-degree-regulations.pdf/79577b93-36c8-a6ff-6ecc-d6bb7d48c6e7/Police-university-college-degree-regulations.pdf?t= 1604409429203 (дата обращения : 24.12.2020).
личество выполненных подтягиваний/тяг. Лицо, оценивающее выступление, подсчитывает количество выполненных претендентом повторений вслух. Женщины выполняют тягу вниз, используя вес, составляющий 70 % от их веса. Мужчины выполняют подтягивания без перерывов, используя вес своего тела или «пулл даун» (тяга блока к груди) в качестве альтернативы. Жим лежа(0-5 баллов) - уровень силы верхней части тела против внешней нагрузки. Лицо, оценивающее упражнение, вслух подсчитывает количество успешных повторений, выполненных заявителем. Женщины выполняют жим лежа с отягощением 35 кг, а мужчины - 65 кг.
Все части фитнес-теста должны быть пройдены надлежащим образом. Фитнес-тест прекращается, а кандидат исключается из процесса в случае любого из следующих событий: кандидат прекращает часть теста; кандидат не завершил часть теста; кандидат не проходит (= 0 баллов) часть теста.
Кроме того, кандидат должен уметь плавать. Экзамен представляет собой тест по нордическому плаванию, разработанный финской федерацией обучения плаванию и спасению жизни. Во время теста кандидат должен прыгнуть в глубокую воду так, чтобы его голова была погружена в воду. После возвращения на поверхность претенденту необходимо проплыть без перерыва 200 м, из которых не менее 50 м - на спине. Бланк сертификата и инструкция по сдаче теста по плаванию доступны на веб-сайте Полицейского университетского колледжа. Заявитель должен предоставить копию необходимого свидетельства о плавании после решения об условном зачислении в срок, установленный Полицейским университетским колледжем.
Оценка пригодности (0-50 баллов) состоит из часто используемых тестов, разработанных для удовлетворения потребностей сектора безопасности, и других письменных задач. Кроме того, во внимание принимаются наблюдения и впечатления о соискателе во время индивидуальных и групповых заданий и собеседования. Кандидат считается не прошедшим оценку пригодности, если он не набрал как минимум 30 баллов, из которых не менее 15 должны быть получены в результате психологического теста. В соответствии с практикой оценки в области безопасности информация заявителя из предыдущих оценок способностей также может быть использована, если он ранее участвовал во вступительных экзаменах и оценке способностей в Полицейском университетском колледже.
Оценка пригодности подразделяется на следующие блоки.
Психологический тест (0-30 баллов, скользящая шкала). Сферы, оцениваемые в психологическом тесте, включают психическое равновесие кандидата, навыки решения проблем, навыки взаимодействия и сотрудничества, а также способность контролировать и управлять ситуациями на практике, что необходимо в полицейской деятельности. Тест считается несостоявшимся, если кандидат получает 0 баллов за область или менее 15 баллов за всю часть.
Интервью (0-15 баллов: 0, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 или 15 баллов). Целью собеседования является, в частности, оценка мотивации заявителя, его самопознания, знаний о работе полиции и понимания особого характера и требований сферы профессиональной деятельности. Кроме того, оцениваются взгляды и отношение заявителя к трудовой жизни и поддержанию трудоспособности. Если кандидат получит 0 баллов на собеседовании, он будет исключен из процесса.
Индивидуальное и групповое задание (0-5 баллов: 0, 1, 3 или 5 баллов). Целью индивидуальных и групповых заданий выступает оценка способности соискателя к самостоятельной работе, аналитических, исполнительских способностей, а также навыков сотрудничества и взаимодействия. Если кандидат получит 0 баллов в индивидуальном и групповом задании, он не будет исключен из процесса.
Общие принципы прохождения вступительных испытаний заключаются в следующем. Если кандидат не сдал письменный тест, психологический тест или тест на пригодность, то экзамен считается несостоявшимся. Если кандидат прерывает тест или не проходит тест на пригодность, то другие его выступления на первом этапе не оцениваются. На первом этапе экзамена кандидат получает баллы по фитнес-тесту и письменному тесту и максимум 20 баллов по психологическому тесту. На второй этап экзамена приглашают абитуриентов, набравших достаточное количество общих баллов. Для прохождения первой части экзамена соискателю необходимо набрать не менее 30 баллов, 15 из которых должны относиться к психологической части.
Все полученные баллы суммируются после второго этапа.
Кандидаты, получившие одобренный результат теста, допускаются к образовательной программе в порядке рейтинга, определяемого окончательной суммой их баллов на вступительных экзаменах и тестом на пригодность. Если два
или более заявителя имеют одинаковый общий балл, то преимущество определяет общий балл оценки пригодности. Если общий балл оценки пригодности также совпадает, то преимущество определяется по баллу, полученному в психологическом тесте, на собеседовании, индивидуальном и групповом занятиях. Если и эти баллы совпадают, то все абитуриенты допускаются к образовательной программе.
Решение о зачислении студента является условным до тех пор, пока кандитат, принятый на образовательную программу, не будет признан подходящим для работы в полиции на основе проверки здоровья и тестирования на наркотики, проводимых специалистом по гигиене труда, назначенным Полицейским университетским колледжем, и базового допуска, выполненного СУПО, а также пока поступивший абитуриент не представит копию свидетельства об окончании соответствующего учебного заведения или другой диплом, на основании которого он подал заявку на участие в образовательной программе, и сертификат по плаванию. По вопросам приема студентов Поламк имеет право обрабатывать в соответствии с разделом 49 Закона о Полицейском университетском колледже информацию, описанную в ст. 9 и 10 Общего Регламента о защите персональных данных22.
При приеме студентов на обучение Поламк следует правилам отбора, установленным Законом, которые дополняются критериями приема, утвержденными Советом полицейского колледжа23. В Полицейском университетском колледже над приемом работают четыре человека (один психолог и три специалиста по планированию), являющиеся государственными служащими. Окончательное решение о приеме студентов принимает начальник отдела образования Полицейского университетского колледжа. Поступающие информируются о зачислении на обучение в электронном виде. В случае отказа одному из кандидатов заявители, находящиеся в резерве, могут быть допущены к участию в соответствии с их оценками.
22 См.: О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС : Регламент № 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза : принят в г. Брюсселе 27 апреля 2016 г. // СПС Консультант Плюс.
23 См.: Admissions criteria - bachelor of police services. URL : https://polamk.fi/documents/25254699/34112571/Bachelor-of-police-services-admission-criteria.pdf/452b8b28-11ff-70dd-48d3-0c6fab678474/Bachelor-of-police-services-admission-criteria.pdf?t=1604398735562 (дата обращения : 24.12.2020).
На сегодняшний день бюджет, выделяемый финской полиции, позволяет содержать примерно 7 300 офицерских должностей в год24. Для поддержания целевого количества полицейских в Финляндии ежегодно в Поламк, как это указано выше, набирают порядка 400 новых студентов. По окончании программы бакалавриата каждый выпускник самостоятельно решает вопрос своего трудоустройства: подает заявления на должности в полиции после звонков на открытые вакансии региональных полицейских управлений или национальных подразделений, а также на открытые вакансии, опубликованные в Интернете25.
Обращаясь к правовому регулированию отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД), в первую очередь необходимо отметить, что данный вид профессиональной деятельности относится к государственной службе Российской Федерации26. В связи с этим комплектование должностей в ОВД опирается на общие принципы формирования кадрового состава государственной службы. При этом служба в ОВД является особым видом государственной службы, специфика которой - реализация публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников ОВД (далее - сотрудники) специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности27. Подобное определение службы в ОВД предполагает, что связанные с ней правоотношения должны регулироваться специальными нормативными правовыми актами.
24 См.: Valtion talousarvioesitykset, Poliisitoimi. URL : https:// budjetti.vm.fi/indox/sisalto.jsp?year=2021&lang=fi&maind oc=/2021/tae/hallituksenEsitys/hallituksenEsitys.xml&id=/2021/ tae/hallituksenEsitys/YksityiskohtaisetPerustelut/26/10/10.html (дата обращения : 24.12.2020).
25 Напр., по адресам poliisi.fi/avoimet-tyopaikat, poliisi.fi/ en/vacancies или valtiolle.fi.
26 См: О системе государственной службы Российской Федерации: Федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
27 См., напр.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зайцева Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 24 июня 2014 г. № 1405-О // СПС КонсультантПлюс; По делу о проверке конституционности положения пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А. М. Асельдерова, К. Г. Рабаданова,
Г. К. Сулейманова и Е. В. Тарышкина : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 21 марта 2014 г. № 7-П // СПС КонсультантПлюс.
Исходя из Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее - Положение об МВД России), ОВД входят в единую централизованную систему названного Министерства и включают в себя полицию. Полиция, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»28 (далее - ФЗ «О полиции»), предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Предназначение и полномочия ОВД, в соответствии с пп. 2 и 11 Положения об МВД России, несколько шире. В связи с этим в структуре ОВД, помимо полиции, имеются подразделения, специализирующиеся на предварительном расследовании, управлении, обеспечении прохождения службы, правовой работе. Сотрудники перечисленных служб, в силу специфики своей деятельности, имеют несколько отличный от сотрудников полиции правовой статус. Данные различия нашли свое отражение в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»29 (далее - ФЗ «О службе»), ст. 8 которого предусмотрено, что сотрудникам присваиваются специальные звания полиции, внутренней службы или юстиции.
Учитывая, что, как это изложено выше и дополнительно закреплено в ст. 25 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции является сотрудником ОВД, основу правового регулирования отбора на службу в полицию составляет именно ФЗ «О службе». Пункт 2 ч. 2 ст. 4 ФЗ «О службе» закрепляет корреспондирующий положениям Закона о системе государственной службы принцип обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в ОВД и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ-
28 См: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
29 См: О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
единениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника. Аналогичным образом звучит один из принципов формирования кадрового состава ОВД, который содержится в п. 1 ч. 1 ст. 75 ФЗ «О службе».
Нормы, детализирующие процедуру отбора на службу в ОВД, сосредоточены главным образом в гл. 2-4 ФЗ «О службе», а также ряде подзаконных нормативных правовых актов, основополагающим из которых выступает Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. (далее - Порядок организации прохождения службы)30 [2, с. 40-43]. Отметим, что полномочия МВД России на регламентацию в Порядке организации прохождения службы вопросов отбора на службу в ОВД содержатся не только в ФЗ «О службе», но еще и в подп. 14 п. 20 Положения об МВД России.
В соответствии с п. 1 Порядка организации прохождения службы основной целью отбора на службу в ОВД является прием на службу граждан Российской Федерации, способных выполнять служебные обязанности сотрудника добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Процедура отбора на службу включает в себя три основных этапа.
I. Информационно-организационные мероприятия.
1) информирование населения о порядке поступления на службу и условиях службы, включающее в себя публикацию данных сведений в средствах массовой информации и на официальных сайтах ОВД;
2) профессионально-ориентационные мероприятия, т. е. живая агитационная работа с потенциальными кандидатами на службу из числа школьников, студентов, военнослужащих и т. д.;
3) непосредственный поиск граждан для службы в ОВД, предполагающий целенаправленную работу по поиску кандидатов среди конкретных групп населения [5, с. 318-322].
II. Изучение данных о кандидате.
1. Предварительное изучение в ходе собеседования и приема документов, представленных кандидатом для поступления на службу в ОВД.
В рамках собеседования, помимо доведения до кандидата общей информации о службе в
30 См.: Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД
России от 1 февр. 2018 г. № 50 // СПС СТРАС «Юрист».
ОВД, выясняются общие вопросы, которые имеют значение для поступления на службу. Так, ч. 1 ст. 17 ФЗ «О службе» установлено, что на службу в ОВД вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным ФЗ «О службе», способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника. Одновременно ч. 2 ст. 17 ФЗ «О службе» оговаривается, что поступать в образовательные организации высшего образования МВД России для обучения по очной форме вправе граждане, не достигшие возраста 18 лет.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 17 ФЗ «О службе» дифференцированно в зависимости от замещаемой должности устанавливается предельный возраст поступления на службу в ОВД: для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава - 35 лет; для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - 40 лет. Кроме того, п. 2 ч. 3 ст. 17 ФЗ «О службе» установлен предельный возраст для поступления в образовательные организации высшего образования МВД России для обучения по очной форме - 25 лет.
В ходе собеседования могут предварительно устанавливаться иные обстоятельства, препятствующие поступлению на службу (пп. 1, 2, 4-9 ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 17 ФЗ «О службе») [4, с. 12-15]. Например, гражданин не может быть принят на службу в случае, если он: имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства; является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеет судимость, в том числе снятую или погашенную; вышел из гражданства Российской Федерации; приобрел или имеет гражданство (подданство) иностранного государства.
Следует отметить, что так же как и в Финляндии, к числу условий поступления на службу в ОВД не отнесено обязательное прохождение гражданином военной службы. При этом действующие сотрудники подлежат призыву на военную службу на общих основаниях. Отсрочка от
призыва граждан на военную службу, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предоставляется только для граждан, продолживших службу в ОВД по окончании образовательных организаций высшего образования МВД России, на период службы31.
Кандидаты на должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным ст. 9 ФЗ «О службе», в число которых входят требования к уровню образования, стажу службы в ОВД или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.
Для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава необходимо наличие среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - не ниже среднего профессионального (за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности. Приложением № 13 к Порядку организации прохождения службы определен Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, при замещении которых обязательно наличие высшего юридического образования. При этом п. 80 Порядка организации прохождения службы установлены случаи и условия, при которых на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
В случае принятия по итогам собеседования решения о продолжении предварительного изучения данных о кандидате, руководитель структурного подразделения, в котором предполагается назначение на должность, направляет кандидата к должностному лицу, уполномоченному принимать документы для поступления на службу в ОВД.
31 См.: Актуальные вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. М. : ДГСК МВД России, 2019. - 69 с. (исх. ДГСК МВД России № 21/23/11697 от 30.09.2019). URL : https://media.mvd.ru/files/embed/1692289
К числу необходимых документов ФЗ «О службе» отнесены следующие.
1. Заявление с просьбой о поступлении на службу (на обучение в образовательную организацию высшего образования МВД России).
2. Паспорт гражданина Российской Федерации.
3. Собственноручно заполненная и подписанная анкета.
4. Собственноручно написанная автобиография.
5. Документы об образовании и (или) о квалификации.
6. Документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
7. Трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности.
8. Уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
9. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
10. Письменное согласие на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений.
11. Письменное согласие на обработку персональных данных гражданина.
Часть 2 ст. 18 ФЗ «О службе» предусматривает, что, помимо документов, перечисленных в ч. 1 названной статьи, гражданину, поступающему на службу, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, может потребоваться представить дополнительные документы. Например, при поступлении гражданина на службу на должность полицейского-водителя в соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»32 требуется наличие водительского удостоверения.
Кроме того, согласно ч. 7 ст. 17 ФЗ «О службе» кандидату необходимо представить личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение кандидатом ограничений и запретов, установленных для сотрудников ФЗ «О службе» и
32 См: О безопасности дорожного движения : Федер. за-
кон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
другими федеральными законами. Личное поручительство является обязательным документом, поскольку в силу ч. 4 ст. 19 ФЗ «О службе» с его учетом уполномоченным руководителем принимается решение о приеме либо об отказе в приеме на службу.
2. Изучение в процессе осуществления мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных кандидатом сведений, проверкой уровня физической подготовки, медицинским освидетельствованием (обследованием), профессиональным психологическим отбором, психофизиологическими исследованиями (обследованиями), тестированием, направленными на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.
Частью 2 ст. 19 установлено, что уполномоченный руководитель обеспечивает проведение вышеуказанных мероприятий в течение трех месяцев со дня принятия от кандидата заявления с просьбой о поступлении на службу (на обучение в образовательную организацию высшего образования системы МВД России)33. В силу п. 21 Порядка организации прохождения службы данное заявление принимается только в случае представления всех перечисленных выше документов в полном объеме. Таким образом, срок, предусмотренный ч. 2 ст. 19 ФЗ «О службе», начинает исчисляться с момента получения кадровым подразделением от кандидата полного пакета документов.
Механизм обеспечения проведения перечисленных проверочных мероприятий более подробно раскрывается в гл. I Порядка организации прохождения службы.
С целью оптимизации процедуры отбора на службу направление для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) кандидата осуществляется кадровым подразделением одновременно с направлением его для прохождения психофизиологических исследований (обследований), тестирований, направлен-
ных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами. Медицинское освидетельствование (обследование) граждан, поступающих на службу, осуществляется соответствующими военно-врачебными комиссиями. Правовую основу деятельности данных комиссий составляют Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 56534, Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях, утвержденные приказом МВД России от 2 апреля 2018 г. № 190 (далее - Требования)35, и Инструкция по организации деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 14 июня 2018 г. № 37036.
По результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу, военно-врачебной комиссией дается заключение об их годности к службе в ОВД по 5 категориям: А; Б; В; Г; Д. В зависимости от конкретных диагнозов кандидатам на службу, помимо общей категории годности, устанавливается одна из четырех групп предназначения, которым соответствуют отдельные должности в ОВД. Например, гражданин, отнесенный по результатам медицинского освидетельствования к категории «А - годен к службе в ОВД, группа предназначения 2», сможет проходить службу в подразделениях патрульно-постовой службы, но не на должностях дорожно-па-трульной службы, связанных с несением службы на открытом воздухе.
Порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в ОВД установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства
33 Уполномоченным руководителем согласно пп. 24 и 25 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел является должностное лицо, наделенное правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятия по ним решений (Министр внутренних дел Российской Федерации, его заместители, начальники органов, организаций, подразделений МВД России, структурных подразделений территориальных органов МВД России, в составе которых имеются кадровые подразделения).
34 См.: Положение о военно-врачебной экспертизе : постановление Правительства Рос. Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 // СПС КонсультантПлюс.
35 См.: Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях: приказ МВД России от 2 апреля 2018 г. № 190 // СПС СТРАС «Юрист».
36 См.: Инструкция по организации деятельности военно-врачебных комиссий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 14 июня 2018 г. № 370 // СПС СТРАС «Юрист».
Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 125937. Профессиональный психологический отбор граждан на службу осуществляется для определения способности граждан по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения [1, с. 14-18]. В процессе психологического отбора определяются категории профессиональной психологической пригодности кандидатов путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в ч. 6 ст. 17 ФЗ «О службе»), в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий. В ходе профессионального психологического отбора также выполняются психофизиологические исследования (обследования), тестирования, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами [3, с. 95-103].
Проверка и оценка физической подготовленности граждан Российской Федерации, поступающих на службу, осуществляются согласно критериям, прописанным в приказе МВД России от 5 мая 2018 г. № 27538, приложении № 12 к Порядку организации прохождения службы и Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 45039.
Важнейшую часть отбора составляет проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений, которая проводится с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению на службу, по учетам ОВД, органов безопасности, по месту жительства
37 См.: Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 дек. 2012 г. № 1259 // СПС КонсультантПлюс.
38 См.: Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 27 // СПС СТРАС «Юрист».
39 См.: Наставление по организации физической под-
готовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 // СПС СТРАС «Юрист».
и (или) пребывания кандидата, а также через органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (при необходимости).
Проведение проверки по учетам ОВД обеспечивается наличием у МВД России собственных ресурсов, которые позволяют самостоятельно выявлять среди кандидатов на службу, например, лиц, имеющих судимость. Лица, ранее проходившие службу в ОВД, в обязательном порядке проверяются подразделениями собственной безопасности.
Проверка по учетам органов безопасности проводится путем обмена информацией с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Проверка по месту жительства и (или) пребывания кандидата проводится с обязательным посещением указанного места участковым уполномоченным полиции, а также осуществляется оперативными и иными подразделениями ОВД. В ходе ее уточняются сведения об образе жизни кандидата (его родственников), поведении, взаимоотношениях в семье, склонностях к употреблению спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, противоправном поведении и участии в деятельности запрещенных общественных объединений.
Проверка через органы государственной власти может осуществляться, например, для установления подлинности представляемых кандидатами на службу документов об образовании.
При проверке достоверности сведений, сообщенных кандидатами, уволенными с военной службы, государственной службы иных видов (если с момента увольнения прошло не более пяти лет), согласно п. 35 Порядка организации прохождения службы для уточнения предоставленных сведений могут направляться запросы по последнему месту прохождения службы.
Часть 3 ст. 19 ФЗ «О службе» предполагает, что общий срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений, определенный ч. 2 комментируемой статьи (три месяца), может быть продлен по решению уполномоченного руководителя до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина. Аналогичные предписания содержатся в п. 25 Порядка организации прохождения службы.
III. Принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Формально процедура отбора заканчивается с принятием уполномоченным руководителем решения, которое отражается в акте по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином, и сообщается последнему в письменной форме в десятидневный срок со дня принятия. В соответствии с ч. 4 ст. 19 ФЗ «О службе» уполномоченный руководитель может принять решение: о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, по итогам которого со стажером заключается контракт о прохождении службы; допуске к участию в конкурсе на замещение должности в ОВД; о заключении с гражданином контракта; о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования МВД России для обучения по очной форме; об отказе гражданину в приеме на службу.
Вместе с тем фактически отборочные мероприятия этим не ограничиваются. Так, положительное решение о назначении гражданина стажером не гарантирует последующее прохождение им службы в качестве сотрудника. До назначения на должность, заключения контракта о службе и присвоения первого специального звания стажер проходит испытание от двух до шести месяцев (для будущих полицейских - не менее трех месяцев) в соответствии со ст. 24 ФЗ «О службе» и гл. VII Порядка организации прохождения службы. Во время испытания дополнительно изучаются личные и деловые качества стажера, организуется его индивидуальное обучение, от результатов которого зависит дальнейшее назначение на должность в качестве сотрудника.
Что касается допуска гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в ОВД, то данный правовой институт более подробно регламентирован ст. 25 ФЗ «О службе» и приказом МВД России от 29 марта 2013 г. № 17440. Отметим, что в настоящее время конкурс проводится только для замещения должностей в учебных и научных подразделениях образовательных организаций системы МВД России.
Выдержавший испытание стажер либо гражданин, назначенный на должность сотрудника без установления испытания, проходят в поряд-
ке, определенном приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275, профессиональное обучение по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский». Обучение длится до 20 недель и осуществляется в образовательных организациях высшего либо дополнительного профессионального образования МВД России, а также центрах профессиональной подготовки территориальных органов МВД России. Сотрудники, не прошедшие в рамках обучения итоговую аттестацию, считаются не прошедшими проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а следовательно, подлежат увольнению.
Учитывая изложенное, об отборе на службу в ОВД можно говорить в узком и широком смыслах. В узком (формальном) смысле отбор ограничивается поиском кандидатов на службу и осуществлением в отношении них проверочных мероприятий, необходимых для принятия уполномоченным руководителем решения, предусмотренного ч. 4 ст. 19 ФЗ «О службе». В широком смысле отбор предполагает более длительную селекцию, завершающуюся получением полноценного статуса сотрудника.
При существующей системе отбора на службу укомплектованность ОВД от общей штатной численности (721 078 ед.) составила 92,1 % в 2019 г. и 92,5 % в 2020 г. В 2019 и 2020 гг. принято на службу 55 073 и 47 201 человек соответственно. Наибольший некомплект наблюдается в полицейских службах (например, в патрульно-постовой службе 13,5 % в 2019 г. и 13,4 % в 2020 г.) отдаленных от центра областей и местностей с неблагоприятными климатическими условиями41. В силу того что отбор на службу осуществляется органами, организациями и подразделениями МВД России самостоятельно, оценить средний конкурс на вакантную должность не представляется возможным. Одновременно исходя из отчетов о комплектовании, размещенных на сайтах образовательных организаций МВД России, можно сделать вывод о том, что средний конкурс по очной форме на одно приемное место
40 См.: Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечень должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса» : приказ МВД России от 29 марта 2013 г. № 174 // СПС СТРАС «Юрист».
41 См.: Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год : сб. аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2020. - 72 с.; Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2020 год : сб. аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2021. - 74 с.
составил 2,4 чел. в 2019 г. и 2,2 чел. в 2020 г.
В заключение можно сделать следующие основополагающие выводы.
1. Проведенный правовой анализ позволяет не просто сравнить, но и в новом ракурсе оценить существующие процедуры отбора в полицию, определить их преимущества, издержки и проблемные моменты. Выявленный положительный опыт не является универсальным для сторон и не может безоговорочно рассматриваться в качестве руководства к действию. При возможной корректировке правовых и организационных основ кадровой работы следует учитывать специфику территориального устройства государства, законодательства, системы правоохранительных органов и т. п.
2. Отбор в полицию Финляндии осуществляется на этапе поступления кандидатов в Поламк и в процессе прохождении ими обучения по программе бакалавриата, после завершения которого они могут быть назначены на должность. Дополнительных испытаний после успешного завершения такого обучения не предусмотрено, их прохождение обязательно только в рамках освоения образовательных курсов и программ, позволяющих претендовать на замещение вышестоящих должностей и должностей, требующих специальных знаний.
3. Отбор на службу в ОВД можно понимать в узком (формальном) и широком смыслах. В узком (формальном) смысле отбор на службу в ОВД завершается с принятием по итогам проведения проверочных мероприятий соответствующего решения уполномоченным руководителем. В широком смысле отбор на службу в ОВД не ограничивается такими мероприятиями, а включает в себя иные процедуры, прохождение которых обязательно для назначения на должность и получения полноценного статуса сотрудника. Вместе с тем даже самый максимальный срок отбора, испытания и профессионального обучения
российских полицейских существенно меньше, чем срок обучения в Поламк.
4. Требования к кандидатам на службу в полицию Финляндии более унифицированы и основаны на стандартах, которые максимально связаны с возможностью выполнять полицейские функции по охране общественного порядка. В отличие от российской практики для поступления на службу в полицию Финляндии не является препятствием наличие иностранного гражданства и отсутствие рабочего стажа, а кандидаты на обучение могут владеть не только финским, но и шведским языком. Одновременно все без исключения полицейские должны иметь водительское удостоверение категории «В».
5. Существенно различается в процедуре отбора на службу роль образовательных организаций. Обязательным условием для поступления на службу в полицию Финляндии является успешное завершение обучения по программе бакалавриата в единственном полицейском образовательном учреждении - Поламк. В систему МВД России сегодня входят 18 образовательных организаций высшего профессионального образования и 2 школы собаководства, не считая их филиалов. Данные организации задействованы в дополнительных отборочных мероприятиях (обучении стажеров, первоначальной подготовке сотрудников). Получение в них высшего образования по программам специалитета, магистратуры или бакалавриата, дополнительного профессионального образования не обязательно для назначения на должность и выступает составной частью системы подготовки кадров для ОВД. Кроме того, для замещения должностей рядового состава, младшего и среднего начальствующего составов наличие высшего образования не является обязательным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деулин Д. В., Алексеев Д. Е. Факторы личностно-профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы внутренних дел // Психопедагогика в правоохранителях органах. 2020. Т. 25. № 1 (80). С. 14-18.
2. Золотова Е. В. Настольная книга кадровика // Полиция России. 2018. № 4. С. 40-43.
3. Кубышко В. Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 95-103.
4. Курсаев А. В. Ограничения, связанные с прекращением службы в полиции, в связи с прекращением уголовного преследования // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) : материалы XIV Международной науч.-теоретич. конференции / под ред. Н. С. Нижник : в 2 т. Т. II. - СПб. : СПб ун-т МВД России, 2017. С. 12-15.
5. Маюров Н. П., Бантюков И. Б., Ороева О. Д. Институт отбора и приема граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 318-322.
6. Широков Г. Г., Коковкин Л. И., Лобанов А. В. Система отбора и профессиональной подготовки сотрудников полиции Финляндии // Антинаркотическая безопасность.
2014. № 1 (2). С. 56-61.
REFERENCES
1. Deulin D. V., Alekseev D. E. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nkh organakh (Psychopedagogy in law enforcement agencies), 2020, Vol. 25, No. 1 (80), pp. 14-18.
2. Zolotova E. V. Politsiya Rossii (Russian police), 2018, No. 4, pp. 40-43.
3. Kubyshko V. L. Natsional'nyj psikhologicheskij zhur-nal (National Psychological Journal), 2017, No 4 (28), pp. 95-103.
4. Kursaev A. V. Gosudarstvo i pravo: ehvolyutsiya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya (navstrechu 300-letiyu rossijskoj politsii) : materialy XIV Mezhdunarod-noj nauch.-teoretich. konferentsii / pod red. N. S. Nizhnik. V2-kh t. (State and law: evolution, current state, development prospects (towards the 300th anniversary of the Russian police): materials of the XIV International scientific-theoretical. conference / ed. N. S. Nizhnik. In 2 volumes), Vol. II, St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2017, pp. 12-15.
5. Mayurov N. P., Bantyukov I. B., Oroeva O. D. Probely v rossjskom zakonodatel'stve (Gaps in Russian legislation),
2015, No. 4, pp. 318-322.
6. SHirokov G. G., Kokovkin L. I., Lobanov A. V. Antinarkoticheskaya bezopasnost'yu (Anti-drug security), 2014, No. 1 (2), pp. 56-61.
Рукопись поступила в редакцию 17.05.2021, принята к публикации 06.08.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Олег Валерьевич Кулик, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела международного сотрудничества в области подготовки кадров управления организации подготовки кадров Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации (Российская Федерация, 125009, г. Москва, Газетный переулок, д. 6)
E-mail: [email protected]
Тел.: 8 (495) 667-19-66
Петр Сергеевич Долгошеин, заместитель представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации в Финляндской Республике, Посольство России в Финляндии (Финляндия, FIN-00140, Хельсинки, Техтаанкату, 1 Б)
E-mail: [email protected]
Тел.: 89268806619.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Oleg V. Kulik, Candidate of Juridical Sciences, Deputy Head of the Department of International Cooperation in the Field of personnel Training, Management Organization of personnel Training of the Department of state service and personnel of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation (Gazetny lane, 6, Moscow, 125009, Russian Federation)
E-mail: [email protected]
Tel.: 8 (495) 667-19-66
Petr S. Dolgoshein, Deputy Representative of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Finland, Russian Embassy in the Republic of Finland (Tehtaankatu, 1 B, Helsinki, 00140, Finland)
E-mail: [email protected]
Tel.: 89268806619
ВКЛАД СОАВТОРОВ
П. С. Долгошеиным осуществлен сбор и обобщение информации (законодательства, специальной литературы, статистических данных, публикаций в средствах массовой информации), касающейся процедуры отбора на службу в полицию в Финляндской Республике, а также перевод соответствующих материалов с финского на русский язык.
О. В. Куликом проанализированы нормативные правовые акты, материалы периодической печати, правоприменительная практика по вопросам отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Оба автора внесли равный вклад при осуществлении сравнительно-правового анализа отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и полицию Финляндской Республики, формулировании выводов и предложений по результатам проведенного исследования и в ходе написания статьи.
AUTHORS' CONTRIBUTION
P. S. Dolgoshein collected and summarized information (legislation, special literature, statistical data, publications in the media) regarding the selection procedure for police service in the Republic of Finland, as well as translation of the relevant materials from Finnish into Russian.
O. V. Kulik analyzed normative legal acts, materials of periodicals, law enforcement practice on the issues of selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Both authors made an equal contribution in the implementation of a comparative legal analysis of selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and the police of the Republic of Finland, formulating conclusions and proposals based on the results of the study and while writing the article.