СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 44-50.
© О.П. Нечепоренко, 2008 УДК 316.37
ПРОТОТИПЫ НЕУСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
МОЛОДЕЖИ
О.П. Нечепоренко
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article reveals the problem of social conceptions of unsuccessful person among the youth. Modern society considers success as the criterion of wellbeing. A person is not always able to meet the demands of society to be successful that is why unsuccessful experience is sometimes more important for a person than achievement of success. Also the article shows the difference in social conceptions of unsuccessful person among successful and unsuccessful people and reveals the prototypes of unsuccessful person among the youth.
Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что успех является одной из самых важных ценностей современного общества, которое требует от личности быть успешной, возводя успешность в ранг критериев благополучного существования. Но, к сожалению, не каждый человек может соответствовать этим требованиям, и поэтому появляются те, кто пережил неудачный опыт. Очень интересными и немаловажными для нас являются социальные представления о неуспешной личности, какая она, какими ярко выраженными чертами обладает, какие прототипы существуют в общественном сознании о неуспешном человеке.
В психологической литературе неуспех изучается чаще как антоним успеха. В научных публикациях встречаются лишь единичные исследования, посвященные проблеме неуспешности и исследованию ее детерминант (например, феномен выученной беспомощности М. Зелигмана) [2].
Основной целью нашего исследования стало изучение прототипов неуспешной личности у молодежи.
Для достижения данной цели нами были сформулировали следующие задачи:
1. Изучить представления о неуспешной личности у успешных и неуспешных студентов.
2. Выявить различия в представлениях о неуспешной личности у успешных и неуспешных студентов.
3. Определить основные прототипы неуспешной личности у молодежи.
Для проведения исследования с целью изучения социальных представлений о неуспешной личности нами была использована методика X. Азумы и К. Кашиваги в адапта-
44
ции М.И. Воловиковой [1].
В качестве методов статистической обработки были использованы: контент-анализ, факторный анализ данных, выполненный методом главных компонент с варимакс-вращением [4].
Выборку исследования составили 50 студентов в возрасте 20-22 лет. В данном возрасте ведущей деятельностью является учебно-профессиональная и объективным критерием успеха, соответственно, - хорошая учеба. Следовательно, успехи или неудачи в данной сфере являются значимым показателем развития личности. В контексте нашего исследования, учитывая специфику ведущей деятельности испытуемых (учебная деятельность), под неуспехом мы будем понимать наличие академических задолженностей у студентов и низкий средний балл по успеваемости (преобладание «удовлетворительных» оценок). Поэтому 25 студентов, имеющих высокую успеваемость и не имеющих академических задолженностей на момент окончания сессии, нами были условно отнесены к группе успешных, 25 студентов, регулярно имеющих задолженности на момент окончания сессии и низкую успеваемость условно были нами отнесены к группе неуспешных. Таким образом, в качестве критерия успеха-неуспеха выступила успеваемость, и в связи с этим выборка студентов представляется релевантной цели исследования, так как в учебно-профессиональной деятельности студентов есть возможность объективно выделить успешных и неуспешных.
Остановимся на основных результатах исследования.
Структура социальных представлений о не- полученной информации и представленных в
успешной личности у успешных студентов со- табл. 1.
держит шесть факторов, описывающих 63 %
Таблица 1
Факторная структура представлений о неуспешном человеке у успешных студентов
Фактор и его компоненты Дисперсия (вес фактора) Факторная нагрузка компонента
1. Зависть - упрямство 12 %
завистливый 0,90
упрямый 0,74
консервативный 0,70
некоммуникабельный 0,69
отсутствие стремления к саморазвитию 0,64
выученная беспомощность 0,63
внешний локус контроля 0,59
агрессивный 0,59
пассивный 0,57
2. Безразличие - честолюбие 11 %
безразличный 0,90
честолюбивый 0,90
безответственный 0,68
необязательный 0,68
слишком самоуверенный 0,68
легкомысленный 0,61
упрямый 0,61
3. Инфантилизм 10 %
инфантильный 0,87
избалованный 0,85
мечтательный 0,77
эмоционально неустойчивый 0,72
эгоист 0,65
выученная беспомощность 0,60
внешний локус контроля 0,56
4. Невоспитанность 9 %
невоспитанный 0,88
неудачливый 0,73
недисциплинированный 0,70
отсутствие образования 0,67
неопрятный 0,64
высокий уровень притязаний 0,61
материально необеспеченный 0,55
ленивый 0,53
5. Ограниченность интересов неинтересный замкнутый глупый прокрастинатор 7 % 0,84 0,68 0,56 0,53
6. Болезненный болезненный неумеющий распоряжаться временем неуважаемый отсутствие стремления к саморазвитию 7 % 0,83 0,77 0,76 0,59
На основании таблицы можно сделать во», данный фактор описывает 12 % от общей
вывод, что наибольшее значение имеет фак- дисперсии. Следовательно, в представлениях
тор, который мы назвали «зависть - упрямст- успешных студентов неуспешный человек -
45
это тот, кто обладает такими личностными характеристиками, как зависть, упрямство, консерватизм, отсутствие коммуникабельности, отсутствие стремления к саморазвитию выученная беспомощность, внешний локус контроля, агрессия и пассивность. Иерархия факторов в структуре социальных представлений выглядит следующим образом (по степени значимости): второй фактор «безразличие - честолюбие» (11 % дисперсии фактора), третий фактор «инфантилизм» (10 % дисперсии фактора), четвертый фактор «невоспитанность» (9 % дисперсии фактора), пятый фактор «ограниченность интересов» (7 % дисперсии фактора), шестой фактор «болезненный» (7 % дисперсии фактора).
Следовательно, неуспешный человек в представлениях данной группы респондентов характеризуется безразличием, инфантилизмом, невоспитанностью, он неинтересный и имеет проблемы со здоровьем. Интересно отметить, что полученная факторная структура, отражающая социальные представления успешных студентов, содержит 6 факторов, каждый из которых указывает на значимость внутренних личностных особенностей неуспешного человека. Тогда как дескрипторы, описывающие внешние признаки неуспеха, появляются только в 4 факторе (неудачливый, отсутствие образования, материально необеспеченный) ив 6 факторе (неуважаемый).
Таким образом, полученная факторная структура социальных представлений успешных студентов своим содержанием четко указывает на наиболее значимые признаки неуспеха при описании неуспешного человека -это внутренние детерминанты представлений о неуспехе (зависть, упрямство, безразличие, отсутствие коммуникабельности, безответственность и т. д.), т. е. те внутренние характеристики, от которых зависит результат деятельности человека.
В целом успешные студенты неуспех связывают с внутренними признаками неуспеха, личностными характеристиками, т. е. причины неуспеха видят в низкой активности самой личности, а не в противодействующей силе обстоятельств или других людей.
Полученная в результате факторного анализа структура социальных представлений неуспешных студентов о неуспешной личности включает в себя пять факторов, которые
описывают 53 % полученной информации и представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, наибольшее значение имеет фактор «отсутствие стремления к самореализации», описывающий 12 % от общей дисперсии. Следовательно, в представлениях неуспешных студентов неуспешный человек - это тот, кто не стремится реализовать себя, однажды пережив неуспех, он отказывается попытаться изменить сложившуюся ситуацию (выученная беспомощность), у него нет семьи, нет воли, плохая работа и он слишком добрый. Остальные факторы в структуре социальных представлений представлены следующим образом: второй фактор «внешняя непривлекательность -эмоциональная неуравновешенность» (9 % дисперсии фактора), третий фактор «конформность» (9 % дисперсии фактора), четвертый фактор «конфликтность» (7 % дисперсии фактора), пятый фактор «плохая работа - безразличие» (7 % дисперсии фактора).
Анализ данных представленных в табл. 2 позволяет утверждать, что неуспешный человек для неуспешных студентов - это тот, кто не стремится к самореализации, не имеет счастливую семью, внешне непривлекательный, эмоционально неуравновешенный, конформный, не имеющий друзей, конфликтный, имеющий плохую работу, безразличный и несамостоятельный. То есть неуспешные студенты при описании неуспешного человека важный акцент делают на внешние составляющие неуспеха - отсутствие счастливой семьи и наличие плохой работы (которые наблюдаются уже в структуре первого фактора), внешняя непривлекательность (это второй фактор в структуре представлений) и на личностные характеристики (отсутствие стремления к самореализации, выученная беспомощность, отсутствие воли -компоненты первого фактора). В последующих факторах данной группой респондентов указываются такие важные личностные качества неуспешного человека, как эмоциональная неустойчивость, нецелеустремленность, неуверенность, конформность, нерешительность, отсутствие коммуникабельности, недисциплинированность.
Полученные результаты позволяют констатировать, что неуспешные студенты связывают образ неуспешного человека с его внутренними способностями (отсутствие
стремления к самореализации, эмоциональная неуравновешенность, конформность), т. е. с низкой активностью как субъекта выполняемой деятельности, а также указывают на высокую значимость внешних, социально признанных показателей неуспешности (отсут-
ствие семьи и хорошей работы, внешняя непривлекательность, материальная необеспеченность).
Т а б л и ц а 2
Факторная структура представлений о неуспешном человеке у неуспешных студентов
Фактор и его компоненты Дисперсия (вес фактора) Факторная нагрузка компонента
1. Отсутствие стремления к самореализации 12 %
отсутствие стремления к самореализации 0,86
выученная беспомощность 0,77
отсутствие семьи 0,72
чрезмерная доброта 0,60
отсутствие воли 0,59
плохая работа 0,51
2. Внешняя непривлекательность - эмоциональная неуравновешенность 11 %
неопрятный 0,68
замкнутый 0,67
агрессивный 0,64
эмоционально неустойчивый 0,63
завистливый 0,60
нецелеустремленный 0,54
3. Конформность 9 %
подвержен влиянию окружающих 0,72
отсутствие друзей 0,64
неуверенный 0,62
эгоист 0,62
нерешительный 0,60
пассивный 0,55
невнимательный 0,55
4. Конфликтность 7 %
конфликтный 0,77
некоммуникабельный 0,72
ворчливый 0,68
слишком самоуверенный 0,51
5. Плохая работа - безразличие 7 %
имеет плохую работу 0,68
безразличный 0,68
недисциплинированный 0,64
материально необеспеченный 0,53
Анализ данных показал, что неуспешные студенты связывают неуспех с внешними, социально-признанными показателями и
внутренними признаками неуспеха, личностными характеристиками, тем самым, считая причинами неуспеха не только недостаточную активность самой личности, но и противодействующие обстоятельства, судьбу и т. д. На наш взгляд, внешние критерии неуспеха неуспешные студенты отмечают вследствие
неоднократного личного опыта переживания неудач и тенденции в таких случаях винить в своих неуспехах других людей и окружающие обстоятельства, нежели искать причины неудачи в собственных личностных особенностях и низкой активности.
Далее мы выделили основные прототипы неуспешной личности в двух исследуемых группах. Три основных прототипа неуспешной личности для успешных студентов следующие.
Первый типаж: неуспешный человек - это человек завистливый, упрямый, консервативный, некоммуникабельный, не стремящийся к саморазвитию, для него характерна выученная беспомощность, внешний локус контроля, он агрессивный и пассивный (первый фактор «зависть - упрямство» описывает 12 % от общей дисперсии). Полученные результаты свидетельствуют о преобладании в социальных представлениях студентов показателей отношения неуспешного человека с окружающими и низкий уровень активности личности.
Поэтому в первую очередь при описании неуспешного человека студенты ссылаются на поведение данного человека в обществе. Мы видим, что такое поведение оценивается отрицательно. Успешные студенты считают, что часто неуспешный человек проявляет агрессию в общении с другими людьми, упрямство, он с трудом способен налаживать и поддерживать контакт с окружающими. Из-за этого возникают конфликтные ситуации, где неуспешный человек проявляет себя не с лучшей стороны. Сам неуспешный человек проявляет очень низкую активность в своей жизнедеятельности - он не стремится к саморазвитию, боится нового и не желает изменяться (консервативен), однажды пережив неуспех, он отказывается попытаться изменить сложившуюся ситуацию, считает, что она не зависит от его поведения и причиной все этого является не он сам, а внешние обстоятельства, другие люди ИТ. д. Кроме того, студенты считают, что неуспешная личность характеризуется завистливостью, которая, скорее всего, проявляется к более успешным студентам.
Второй прототип в структуре социальных представлений успешных студентов: неус-
пешный человек - безразличный, честолюбивый, безответственный, необязательный,
слишком самоуверенный, легкомысленный, упрямый (второй фактор «безразличие - честолюбие» описывает 11 % от общей дисперсии). Данный типаж, включает в себя качества, отражающие непосредственно отношение неуспешного человека к себе и выполняемому делу. В соответствии с представлениями студентов неуспешный человек, с одной стороны, очень уверен в себе, эгоистичен, любит доказывать свою правоту, с другой стороны, подобное отношение к себе позволяет ему
безразлично относиться к другим людям и, занимаясь собой, «не отвлекаться» на выполнение профессиональной деятельности, тем самым быть в этой сфере необязательным, безответственным и легкомысленным.
Третий прототип неуспешного человека у успешных студентов - инфантильный, избалованный, мечтательный, эмоционально неустойчивый, эгоист, для такого человека характерна выученная беспомощность и внешний локус контроля (третий фактор «инфантилизм» описывает 10 % от общей дисперсии). Данный типаж показывает зависимость успешности личности от осознания себя взрослой и самостоятельной личностью. Поэтому в первую очередь при описании неуспешного человека студенты указывают на личностную незрелость. В соответствии с представлениями студентов неуспешный человек - «маленький ребенок», который привык, что все его желания удовлетворяют любящие взрослые, самостоятельно он может только планировать и мечтать, а если такой «ребенок» не получит желаемого, то тогда он проявит свою эгоистичность и негативные эмоции. Кроме того, однажды попробовав проявить свою самостоятельность, он потерпел неуспех, и тогда убедился, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения и предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить.
Итак, для успешных студентов неуспешный человек представлен определенным набором личностных характеристик, обуславливающих низкий уровень активности личности.
Для неуспешных студентов наиболее распространенными прототипами неуспешной личности являются следующие. Первый типаж: неуспешный человек не стремится к самореализации, для него характерна выученная беспомощность, чрезмерная доброта, слабоволие, у него нет хорошей семьи, хорошей работы (первый фактор «отсутствие стремления к самореализации» описывает 12 % от общей дисперсии).
Данные дескрипторы, на первый взгляд, характеризуют две разные стороны неуспешного человека - личностные характеристики и внешние доказательства неуспеха. С одной стороны, такой человек не стремится к собственной реализации, слишком добрый,
безвольный, он примирился со своей судьбой и пассивно покоряется ей, считая себя «неудачником». С другой стороны, это человек, не имеющий счастливой семьи и престижной работы. Но если рассматривать эти две группы дескрипторов вместе, то можно сказать, что они объединены в один фактор потому, что второе является следствием первого. Именно вследствие всей этой беспомощности у такого человека отсутствует счастливая семья и хорошая работа. Преобладающим прототипом неуспешной личности для неспешных студентов является человек, не реализовавший себя в профессиональной сфере и не сумевший построить свою личную жизнь. Кроме того, он слишком добрый и безвольный, что не способствует достижению успеха в современном агрессивном обществе, где «такие качества, как честность, доброта и порядочность... стали весьма непопулярными... и превратились в нечто достойное порицания, глумления и издевательств» [3].
Второй прототип: неуспешный человек -неопрятный, замкнутый, агрессивный, эмоционально неустойчивый, завистливый, нецелеустремленный (второй фактор «внешняя непривлекательность - эмоциональная неуравновешенность» описывает 9 % от общей дисперсии).
Полученные результаты указывают на преобладание показателей взаимоотношения с окружающими в социальных представлениях неуспешных студентов о неуспешном человеке. Скорее всего, это связано с личным опытом студентов, ведь в учебной деятельности кроме профессионального становления для студентов важна и эмоциональная, личностная сфера жизнедеятельности. Немаловажным является успешное поведение в обществе, поэтому поведение неуспешных людей оценивается отрицательно. Замкнутость, агрессивность, резкие эмоциональные реакции, возникновение конфликтов, зависть формируют представление о таком человеке как о внешне непривлекательном, неприятном. Боле того, неуспешный человек настолько привык так себя вести, что у него нет цели и желания что-либо изменить.
Третий типаж: неуспешный человек подвержен влиянию окружающих, у него нет друзей, он эгоист, неуверенный, нерешитель-
ный, пассивный, невнимательный (третий фактор «конформность» описывает 9 % от общей дисперсии). Данный прототип также доказывает важность для респондентов процесса взаимодействия с другими людьми. Неуспешный человек в таком взаимодействии часто терпит неудачи - он не умеет отстаивать свое мнение, постоянно пытается угодить тому, кого считает авторитетом, повторяет слова этого человека, во всем с ним соглашается, даже пытается внешне походить на него. Кроме того, вследствие своей невнимательности к другим и неумения ценить дружбу, он теряет друзей.
Анализируя основные прототипы неуспешного человека, обнаруженные в представлениях молодежи, можно сделать вывод, что при описании неуспешного человека неуспешные студенты чаще используют характеристики, отражающие наличие проблем в семейной, профессиональной и межличностной сферах, тогда как успешных студенты, кроме отсутствия реализации в профессиональной и межличностной сферах, указывают на низкий уровень активности неуспешного человека и личностную незрелость.
Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы.
1. Существуют особенности в содержании социальных представлений о неуспешной личности в зависимости от личного опыта переживания успеха-неуспеха. Обнаружена тенденция в содержании социальных представлений указывать на отрицательные личностные особенности, отсутствие внутренних ресурсов при описании неуспешного человека лицами уже добивавшимися реальных успехов в жизни, и тенденция искать причины неуспеха во внешнем плане и отмечать внешние признаки неуспешной личности для лиц, имеющих личный опыт переживания неудач.
2. Обнаружены прототипы неуспешного человека в представлениях молодежи, не зависящие от личного опыта переживания успехов или неудач и указывающие на отсутствие реализации себя в профессиональной, семейной или межличностной сферах.
3. Социальные представления успешных испытуемых (по сравнению с неуспешными) являются более осознанными и разнообразными и касаются не только профессиональной, межличностной и семейной сфер, но и
указывают на общий уровень активности личности и ее зрелости.
1. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 312 с.
2. Зелигман М. Как научиться оптимизму: пер. с англ. - М.: Вече, 1997. - 432 с.
3. Клоков В.В. Успешные начинают и проигрывают // Юность. - 2006. - №10. - С. 109-111.
4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с.