ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
izvestia
penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta
imeni V. G. BELINSKoGo
humanities
№ 23 2011
УДК 811.111:82-192
ПРОТОТИПИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА MADNESS В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН)
© С. В. СЕЛИН
Воронежский государственный педагогический университет, кафедра английского языка e-mail: sergselin@yandex.ru
Селин С. В. - Прототипические характеристики феномена MADNESS в современной английской лингво-культуре (на материале текстов популярных песен) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С.234-240. - В свете когнитивного подхода к исследованию идиоэтнической специфики языков нами рассматривается феномен безумия как одна из доминант в лингвокультуре английского языка. На материале современного песенного творчества устанавливаются прототипические особенности концептуализации данного феномена носителями языка. Автором выделяются основные темы, связанные с феноменом безумия и отражаемые в текстах песен современной популярной музыки.
Ключевые слова: безумие, прототип, концепт, концептуализация, популярные песни.
Selin S. V. - Prototypical characteristics of the phenomenon of MADNESS in the modern English language and culture (based on the corpus of popular songs)// Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 234-240. - The phenomenon of madness is discussed in the light of cognitive approach to the research of idioethnical characteristics of languages. It is viewed as one of the dominating concepts in the English language and culture. We maintain the prototypical features of the conceptualization of this phenomenon based on modern songwriting. The author singles out the main themes connected with the phenomenon of madness as reflected in popular lyrics.
Key words: madness, prototype, concept, conceptualization, popular songs.
Феномен безумия всегда был и остается в фокусе общественного внимания и социокультурной парадигмы. В современном социуме он подобен лакмусовой бумажке,относительнокоторойопределяют-ся деонтические, этические и аксиологические категории. Согласно обширному исследованию Фуко [4] столетиями безумие рассматривалось как форма отчуждения и изоляции. И сегодня этот феномен, помимо интенсивного отображения в искусстве, важен в повседневной практической деятельности, в медицинских, политических и юридических дискурсах. Безумиепредставляетсобойособуюаксиологическую категорию анормальностичеловеческого поведения, в значительной мере субъективную и лишенную определенного онтологического статуса. Тем не менее, феномен безумия, как и другие доминанты, прототипизиру-ется в культуре.
Нами было предпринято исследование современной концептуализации феномена MADNESS на материале текстов популярных песен, написанных на английском языке. Данное исследование является логическим развитием дефиниционного и категориального анализа концепта MADNESS, ранее опублико-
ванного нами [3], но в то же время представляет собой законченную самостоятельную работу. Основным мотивом исследования стал тот факт, что опора только на дефиниционный анализ не способна полностью обеспечить раскрытие смыслового потенциала указанного концепта. Песенный материал представляет собой обширный корпус текстов, позволяющий выявить и уточнить дискурсивные характеристики, иными словами - актуализацию концепта MADNESS.
методология исследования
Методологической основой исследования является опора на когнитивную теорию прототипов Э. Рош, положения когнитивной грамматики P. лэне-кераитеорииконцептуальнойметафорыдж.лакоффа. Основными оперативными единицами в нашем исследовании являются термины «концепт» и «прототип». Термин концепт используется нами в качестве методологической константы, так как он не обладает онтоло-гическойопределенностью. КаксчитаетС.г. Воркачев, «подобно множеству в математике, концепт в когни-тологии - базовая аксиоматическая категория, неопределяемая и принимаемая интуитивно». [2] В связи
с этим концепт следует рассматривать, прежде всего, как средство объединения на когнитивном уровне разрозненного лингвистического опыта. В свою очередь прототип - это «относительно абстрактная ментальная репрезентация, аккумулирующая ключевые атрибуты или свойства, наилучшим образом представляющие членов определенной категории». [7] Прототип, таким образом, является основой категоризации, аспекта познания теснейшим образом взаимосвязанного с концептуализацией, смысловым наполнением категории. По мнению С. Г. Шафикова «категории объединяют гомогенные множества (концепты), а концепты объединяют гетерогенные множества (категории); иначе говоря, концепты объединяют категории, а категории объединяют концепты». [5] Дж. Лакофф развил идеи Э. Рош и выдвинул тезис о том, что лексическая семантика непосредственно организованаотносительнопро-тотипов категорий.
Н.Н. Болдырев, принимаяклассическуютеорию прототипов, в которой приоритетным является базовый уровень, по отношению к субординатному (конкретной лексике) и суперординатному (абстрактной лексике), в дополнение развивает понятие о модусных концептах и категориях, которые «закрепляют механизмы интерпретации в системе языка в виде определенного формата знания». [1] Безумие представляет собой оценочную категорию (модусный концепт), характеризующуюся семантической релятивностью и включенную в систему мнений, оценок, ценностей и стереотипов. Исследование особенностей концепта MADNESS в категориальном аспекте и выявление закрепленных в его репрезентантах лингвокультурных интерпретаций и составляет цель данной статьи. Другими словами в наши задачи входит выявление тех признаков, на основе которых в английской лингво-культуре индивидууму предицируется безумие.
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методом сплошной выборки нами был извлечен из Интернета корпус песенной лирики на портале AZ Lyrics Universe. [6] Произведения отбирались по названиям, содержащим ядерные репрезентанты концепта MADNESS: mad, madness, crazy, craziness, lunatic, lunacy, insane, insanity. Корпус выделенных нами песен сложился в последние 40 лет, с 1969 по 2010 годы. Отобранные песни написаны в стилях поп, рок и хип-хоп, британскими, американскими и канадскими авторами (а также по одному представителю из Ирландии и Австралии). В общей сложности корпус рассматриваемых произведений составил 85 текстов.
На втором этапе исследования тексты были систематизированы по следующим критериям. Жанровая и стилевая отнесенность: хип-хоп - 12 текстов, поп/поп-рок - 20 текстов, рок - 53 текста. География авторства: США - 48 текстов, Великобритания -30 текстов, Канада - 5 текстов, Ирландия - 1 текст, Австралия -1 текст. Временнаяотнесенность (подеся-тилетиям): 70-е - 11 текстов, 80-е - 13 текстов, 90-е -22 текста, 2000-е - 39 текстов. Отобранный фактический материал не претендует на всеобъемлемость,
однако по нашему мнению является достаточно репрезентативным для выделения прототипических характеристик.
Т ретьим этапом стало выделение основной тематики песен и анализ отраженного в них феномена безумия. В результате анализа мы распределили материал на следующие общие категории: person - личностное переживание безумия; love - безумие, связанное с любовью; world - экзистенциальный аспект безумия, fun - безумие как веселье, different - разнообразные проявления безумия, не допускающие объединения в экстенсивную группу. В процентном соотношении к общему количеству текстов тематическая классификация выглядит следующим образом: person и love по 27 %, different - 25 %, world - 17,5 %, fun - 3,5 %. Вдальнейшем каждая категория рассматривается в отдельности с подтверждением эмпирическим материалом в качестве примеров.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Безумие как личностный феномен Несомненно, тематика личностного переживания является основной для феномена безумия, в особенности, если его раскрытие находится в центре художественного замысла. В 23 песнях личностной тематики выделяются причины той или иной формы безумия (этиология), сопутствующие ему симптомы (симптоматика) и последствия заболевания. Причинами безумия является переживание сильнейших аффектов, таких как смерть и любовь, психологические проблемы, злоупотребление наркотическими веществами и насилие.
Например, наркотики как причина безумия упоминаются в песнях «Insane» (гр. Cold) и «I think I’m going insane» (гр. Brokencyde):
Every little pill that helps you think Makes my mind a social fault
(гр. Cold, «Insane», USA, 1998) Adapting to stronger drugs,
Larger quantites, killing myself constantly, my eyes start to bleed. (гр. Brokencyde, «I think I’m going insane», USA, 2007) Опосредованно та же причина указывается в композиции «Symptoms of Insanity» (Esham), мать героя в песне - наркоманка:
My Momma was a junkie, I need a brand new head The symptoms of insanity got me intertwined Voices in my head playin' tricks on my mind
(Esham, «Symptoms of insanity», USA, 1993) Ужасные последствия употребления наркотиков находятся также в фокусе в композициях «You’re insane» (Rod Stewart), «One second of Insanity» (гр. The Butterfly Effect):
You must be crazy or half insane Look at your eyeballs, street cocaine (Rod Stewart, «You’re insane», UK, 1977) Damn you make up your mind I pop a pill at a time
And you’ve got it crawling like my skin When you don’t wanna be found (гр. The Butterfly Effect, «One second of Insanity»,
Australia, 2003)
Причиной безумия могут стать внешние факторы, концептуализированные как «демоны» - «De-mons» (гр. Avenged Sevenfold), «Let the Madness Begin» (гр. Fozzy).
Demons they follow me I quit running away from me Convinced that I have grown, but found out All my reasons for insanity, all a part of me (гр. Avenged Sevenfold, «Demons», USA, 2008) The devil feeds on my thoughts Even when I pray (гр. Fozzy, «Let the madness begin», USA, 2010) Причиной безумия становится сексуальное насилие, особенно в детстве:
My stepfather said that I sucked in the bed 'Til one night he snuck in and said We 're going out back, I want my dick sucked in the shed
(Eminem, «Insane», USA, 2009) Трудные жизненные ситуации, такие, как пребывание в тюрьме, безвыходное положение и разрыв отношений вызывают безумие:
Screaming at the window Watch me die another day Hopeless situation Endless price I have to pay (Ozzy Osbourne, «Diary of a madman», UK, 1981) Oo-ooh baby, I just keep thinkin’ that I need saving Nobody ever seems to question lately Am I the only one?
I can’t stop this madness going on
(Will Young, «Madness», UK, 2006) Locked in a prison he built over time Made of bitterness, hate, and his lies (гр. Fozzy, «Let the Madness Begin», USA, 2010) Одной из главнейших причин безумия является любовь. Данный аспект мы рассматриваем в дальнейшем отдельно, так как он обладает собственной спецификой проявления и представляет сам по себе обширную тему.
Симптоматика проявления безумия варьируется в достаточной степени. Мы выделили соматические реакции и психологические состояния. Среди соматических реакций выделяются следующие: нарушение сна, потливость, головная боль, повышенная температура, жар:
Awakened in fear, nightly Palms sweating (гр. Avenged Sevenfold, «Demons», USA, 2008)
I got to get my head together, ‘cause it’s fallin’ to pieces My mind has a migraine so I’m callin’Jesus
(Esham, «Symptoms of insanity», USA, 1993) I’m coming down with a fever I’m really out to sea (гр. Queen, «I’m going slightly mad», UK, 1991)
Поколичествурепрезентантовпсихологические состояниязначительнопревосходятуказаниянасома-тизмы. Одними из самых распространенных симптомов безумия являются звучащие в голове голоса как один из самых характерных симптомов шизофрении. Данная симптоматика отражена в следующих текстах: «Symptoms of insanity» (Esham), «Diary of a madman» (Ozzy Osbourne), «Madness» (Will Young).
Manic depression befriends me Hear his voice Sanity now it's beyond me There's no choice (Ozzy Osbourne, «Diary of a Madman», UK, 1981)
Среди прочих симптомов характерными для безумцев являются такие, как:
- бегство от себя и недоверие к собственной личности (гр. Avenged Sevenfold, «Demons» см. цитату выше),
- депрессивность и зацикленность на прошлом:
Every day I sit and wonder how my life it used to be Now I feel like going under, now my life is hard to see So tell me people, am I going insane?
(гр. Black Sabbath, «Am I going insane?» UK, 1975)
- разочарование в общих ценностях:
Finished with my woman ‘cause she couldn’t help me with my mind people think I’m insane because I am frowning all the time (гр. Black Sabbath, «Paranoid», UK, 1970)
- отчуждение и шизофренические идеи (например, что люди - это пластиковых клоуны):
Deprivating, isolating all that I feel Leaving me with images I know are not real Are those words of condemnation that I hear I think I am losing my mind (гр. Disturbed, «Perfect insanity», USA, 2008)
All the plastic people live for me But their hearts were made for doom Everyone around thinks I’m insane
(гр. Cold, «Insane», USA, 1998)
- разговоры ни с кем, постоянная улыбка на лице:
They see me walking down this lonely avenue They see me talking when I'm the only one in view (They say I m crazy)
(Eternal, «Crazy», UK, 1993)
- такие аффекты, как гнев, сопутствующая ненависть и ложь (см. выше Fozzy «Let the madness begin»)
- никому не слышный крик (см. выше Ozzy Osbourne «Diary of a Madman»), а также в следующей композиции:
There's someone in my head but it's not me.
And if the cloud bursts, thunder in your ear You shout and no one seems to hear
(гр. Pink Floyd, «Brain damage», UK, 1973)
- противоречия между поступками и мыслями:
I'm a walking contradiction Of the things that i do And the things that I say I believe (гр. PureNRG, «This madness», USA, 2007)
- обмороки и провалы в памяти:
I get these black out spells And I don't remember much
(гр. Twiztid, «Madness», USA, 2005) Среди последствий развития безумия доминируют суицидальные наклонности и одержимость мыслью об убийстве, желание совершить убийство или самоубийство.
My current postion was trippin' on trees of acid casts, until my eyes collapsed and suicide was an aftermath. (гр. Brokencyde, «I think I’m going insane», USA, 2007) Razor to my wrist, someone ask me what I’m doin I wanna just die, I wanna just die, so please just cut my blood veins (Esham, «Symptoms of insanity», USA, 1993) Убезумцавследствиеосознаниясвоегосостояния может возникнуть желание найти спасение (см. выше Will Young, « Madness») или напротив желание уйти от общества:
Everybody's looking at me, feeling paranoid inside When I step outside I feel free, think I'll find a place to hide (гр. Black Sabbath, «Am I going insane?» UK, 1975)
2. Безумие как последствие любви Любовь является одним из самых сильных катализаторов безумия, тематика любви относится к самым частотным в современной музыке. Рассмотрим, какой симптоматикой, и какими последствиями проявляется феномен безумия в связи с любовью. Лирику песен мы находим уместным рассмотреть в гендерном аспекте. И хотя от лица лирического героя - мужчины поется в 17 из 23 песен, и лишь только в 6 от лица женщины, мы считаем, что гендерные аспекты позволят подчеркнуть специфику безумия.
Так, к мужской тематике относятся различные аспекты развития кроссгендерных отношений. Среди сложных мужских проблем отмечается двойственность влияния женщин. С одной стороны, женщины вдохновляют, очаровывают, азатемнеожиданноохла-девают или пытаются оставить мужчин:
You know you drive me up a wall the way you make good on all the nasty tricks you pull
Seems like we 're makin' up more than we 're makin' love
(гр. Aerosmith, «Crazy», USA, 1993) She drives me crazy She gives me hot and cold fever Then she leaves me in a cool cool sweat (гр. Queen, «Crazy little thing called love», UK, 1980) Своеобразной вариацией на эту тему является использование мужчины в корыстных целях, и затем расставание:
all that i could give she took and then she threw me out (гр. Deep Purple, «Mad dog», UK, 1987) Did you have to run off with that dog-gone fool?
All I gotta do is think about you Ev’ry night and day I go crazy
(гр. Queen, «I go crazy», UK, 1984)
You don’t want my love You want satisfaction (гр. Guns N’ Roses, «You’re crazy», USA, 1987) Зачастую в поведении мужчин проявляются амбивалентные тенденции: желание доставить счастье женщине и в то же время причинить насилие:
I could have married you instead I buried you Now I will see if I can fall asleep alone (alone)
(гр. Alesana, «A lunatic’s lament», USA, 2010) I go skitzo, I get so insane I just go skitzophrenic One minute I want to slit your throat The next I want to sex.
(Eminem, «Crazy in love», USA, 2004) В текстах актуализируется желание мужчин постоянно находиться рядом с женщиной, что одновременно говорит о том, что мужчина находится в ее женщины:
I'm lost without you I'm lost without you Though all my kingdoms turn to sand And fall into the sea I'm mad about you I'm mad about you
(Sting, «Mad about you», UK, 1991) Как развитие тенденции обладать женщиной может появиться желание начать ее преследование:
Ill be there looking through the window watching everything you do There's no escaping me
(Phil Collins, «Driving me crazy», UK, 2002) В лирике находят отражение и «рыцарские» тенденции - намерение совершить подвиг ради возлюбленной:
Meanwhile I will set the house up on a hill Girl as you know it's all about the dollar bill Gonna treat you like a queen,
(гр. ‘N Sync, «U Drive Me Crazy», USA, 1998) I say I’ll move the mountains And I’ll move the mountains If she wants them out of the way Crazy she calls me (Rod Stewart, «Crazy she calls me», UK, 2003) Во многих текстах также выражается желание обрести счастье с возлюбленной:
So excited that I don t know what to do
What do I care if I'm a juvenile I smile my secret little smile
Because I know the change in me is you
(Frank Sinatra, «This happy madness», USA, 1995) Проявления безумной любви характеризуются различными соматическими реакциями:
You 're on my mind,
I'm so uptight I feel sensation in my head,
Down to my spine Goin' insane (гр. ‘N Sync, «U drive me crazy», USA, 1998) Особенности женского восприятия любви характеризуются большей однородностью. Актуализи-
руется момент контакта с возлюбленным и дальнейшие переживания по поводу отношений:
And now I see the madness in me is brought out in the presence of you
And now I know the madness lives on, when you're not in the room
(Alanis Morissette, «Madness», Canada, 2008)
All that matters is how this feels I’m falling deeper, so fill up my cup Nothing tastes sweeter than mad love
(Britney Spears, «Mad love», USA, 2001) I can’t forget the night I met you That’s all I’m dreaming of And now you call it madness But I call it love (Diana Krall, «You call it madness», Canada, 1996) В лирике Аланис Мориссетт предметом также становятся тенденции издевательского поведения, обидные для мужчины:
are you still mad that I flirted wildly? are you still mad I had a tendency to mother you? are you still mad that I had one foot out of the door? (Alanis Morissette, «Are you still mad?» Canada, 1998) В целом женское восприятие кроссгендерных отношений более однородно: помимо общей положительной оценки объекта любви, женщины способны определить критерии: sexual, intellectual, emotional. (Paula Abdul, «Crazy love», USA, 1996) Женские со-матизмы как проявления любовных аффектов также представлены в текстах песен:
My confusion shows whenever you get so close I stumble, I stutter, forget what to say I m nervous, I wonder why I m acting this way (Alexz Johnson, «Temporary insanity», Canada, 2005)
3. Безумие как экзистенциальная характеристика
В текстах песен довольно часто возникает проблема несовершенства мира. С точки зрения лирического субъекта весь мир сошел с ума. И причинами этого и одновременно следствиями являются насилие, ложь, глупость. Война и насилие довольно часто видятся как показатель мирового безумия:
In a world gone mad it's hard to think right So much violence hate and spite Murder going on all day and night (Beastie Boys, «In a world gone mad», USA, 2003) В композиции Элтона Джона находим описание безумного и жестокого теракта:
And it's madness, every time a victim dies There is madness, burning in a blind man's eyes And it's madness, hidden in the hate and pain
(Elton John, «Madness», UK, 1978) В песне гр. Black Sabbath под названием «Master ofInsanity»самобезумиеперсонифицируетсявобразе повелителя, завладевающего сознанием людей: Behind the lies you will see The master of insanity
Under the mask there will be The master of insanity (гр. Black Sabbath, «Master of insanity», UK, 1992) Одним из мотивов безумия становится отход от естественных, природных состояний и процессов, доминирование техноцентризма - все это, по мнению авторов песен, приводит к безумным последствиям: Futures made of virtual insanity now Always seem to, be govern'd by this love we have For useless, twisting, our new technology
(Jamiroquai, «Virtual insanity», UK, 1996) Внекоторыхкомпозицияхподчеркиваетсясует-ность и тщеславие, ложь и глупость повседневных забот. То, что человек забывает о подлинных ценностях, по мнению автора, - явное безумие:
Early in the morning As quickly you drive You’re all caught up In a network of lies (Robin Trower, «Madhouse», UK, 1980)
Worn out places, worn out faces Bright and early for their daily races Hide my head I want to drown my sorrow No tomorrow, no tomorrow (гр. Tears for fears, «Mad world», UK, 1983) В экзистенциальном аспекте безумие представляется авторам атрибутом мира, которому противостоит здравомыслящий индивид. И иногда индивиду нужно сойти немного с ума, что остаться в контакте со своим окружением и внешним миром:
Crazy yellow people walking through my head.
One of them's got a gun, shoot the other one.
And yet together they were friends at school
(Seal, «Crazy», UK, 1991)
Let’s go crazy Let’s get nuts
Let’s look for the purple banana ‘Til they put us in the truck, let’s go!
(Incubus, «Let’s go crazy», USA, 2009) Так или иначе, мир становится объектом критики, он безумен, так как перестает соответствовать достаточно высоким идеалам личности.
4. Безумие как безудержное веселье Чрезмерноевесельетакжеконцептуализируется как безумное поведение. Обратим внимание на то, что в нашей выборке все три песни данной тематики содержат в названии лексему crazy. Общим мотивом является призыв отдаться на волю эмоций и как можно веселее провести время:
I don't really care what nobody think Let's get crazy tonight
(Cassie, «Let’s get crazy», USA, 2011) This is my music, it makes me proud, these are my people and this is my crowd [Chorus:]
These are crazy, crazy, crazy, crazy nights
(Kiss, «Crazy, crazy nights», USA, 1987)
5. Различные аспекты безумия
Одним из аспектов безумия является, например, самопрезентациявкачестве безумца.Особенно этоза-метно в текстах исполнителей в стиле хип-хоп: 2PAC «Tha Lunatic», Eminem «My dad’s gone crazy», Remy Ma «Crazy». В текстах автор самоутверждается по отношению к другим людям, конкурентам, или выражает свое отношение по личным проблемам. Зачастую са-мопрезентация как безумца носит характер речевого акта угрозы, то есть противникам лучше не связываться с героем.
Некоторые песни приобретают, очевидно, назидательный характер, как например, в песне гр. Aeros-mith «Don’t get mad, get even», где заглавие - это поговорка, имеющая смысл: «не нужно сердиться, а нужно отплатить той же монетой»:
then you catch your girlfriend with her skirt hiked up to here honey, don't get mad, get even
(гр. Aerosmith, «Don’t get mad, get even», USA, 1989) Еще одним аспектом безумия является его концептуализация как гнева:
You need to check your man cuz his eyes are all on me Don’t be mad. why she mad? don’t be mad. why you mad? don’t be mad.
(Christina Milian, «Don’t be mad», USA, 2010) В тексте гр. Boomkat «Crazy love» в фокусе находится энтузиазм лирического субъекта, которому очень нравятся многие вещи в жизни:
i got crazy love for goin out and gettin loose i got crazy love for break beats and drum loops...
(гр. Boomkat, «Crazy love», USA, 2003) В композиции гр. Jethro Tull «March the mad scientist» отражается образ сумасшедшего ученогоипод-черкивается противоречивость современной науки, благодаря которой появляются достижения, не приносящие пользы людям, а зачастую и наносящие вред: You 're binary, and desperate to deal in high figures that lick us with their hotter flame (гр. Jethro Tull, «March the mad scientist», USA, 2003)
6. Художественные средства в текстах песен Чтобы добиться наибольшей выразительности
композиции, многие авторы прибегают к стилистическим средствам. Текст насыщается метафорами, опи-сывающимисостояниебезумия.Особенностоитвыде-лить песню группы гр. Queen «I’m going slightly mad». В данной композиции значительное количество метафорических выражений, основанных на концептуальной метафоре MIND IS A STRUCTURE ~ MADNESS IS A DEFECTED STRUCTURE: to miss one final screw, to be one card short of a full deck, not to be quite the shilling, to be one wave short of shipwreck, not to one’s usual top billing, to knit only with one needle, to drive only three wheels.
В песнях гр. Pink Floyd «Brain damage» и Ozzy Osbourne «Diary of a madman» на фоне музыки используется фонограмма смеха. Данный факт подчеркивает прототипичность данного проявления для безумцев. Как вариант данного приема бессмысленный напев в композиции Alexz Johnson «Temporary insanity».
Особенности строения композиции отражают состояние и мысли безумца. Отрывочность образов с очевидностью указывает на безумие в текстах песен гр.SonicYouth«Insane»,гр. Static-X «Lunatic»,гр.Pan-ic at the Disco! «Mad as rabbits»:
We want out We fish at night Sex in heaven Tough town (гр. Sonic Youth, «Insane», USA, 1985)
ВЫВОДЫ
Концептуализация феномена MADNESS в современной английской лингвокультуре носит сложный, многоаспектныйхарактер. Несомненно, чтоосно-вополагающим аспектом в современной английской песенной практике является личностное переживание безумия, и как следствие, социальное отчуждение лирического героя. В результате исследования отобранного нами песенного материала мы пришли к выводу, что прототип феномена MADNESS имеет следующие характеристики: безумец слышит голоса, смеется без повода и зачастую находится в состоянии депрессии. Его психологическое состояние проявляется и в таких соматизмах, как: головная боль, высокая температура. Развитие заболевание может привести к мыслям о самоубийстве и насилии. Безумие вызывается различными событиями, обычно заключающими в себе большой эмотивный потенциал: это, в первую очередь, смерть, предательство, любовь.
Тема любви в анализируемых произведениях, по нашим наблюдениям, актуальна для обоих полов, но содержитвсебедифференциальныегендерныепризна-ки. В некоторых текстах лирический субъект испытывает экзистенциальный критический опыт безумия -критическое отношение к внешнему миру, с его насилием, войнами и лживостью, как одному из самых явных источников безумия. Между тембезумие может носить и экстатический характер, выражаясь в безудержном веселье. Для многих текстов характерна са-мопрезентациялирическогосубъектакакбезумца,что, по нашему мнению, вскрывает глубокое противоречие между идеалами и ценностями создателей такого рода песенных композиций и сложившимися социальными нормами.
Многоаспектность проявления феномена MADNESS и последующее его отражение в рече/языковой практике со всей очевидностью свидетельствуют об универсализме проблемы самого анормативного поведения личности и его актуальности для английской лингвокультуры. Эволюционные процессы, происходящие в концептуализации и категоризации феномена безумия, позволяют нам считать избранную нами тему актуальной, перспективной и открытой для дальнейшего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болдырев Н. Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Вып. IV Концептуали-
зация мира в языке: коллектив. моногр. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 25-77.
2. Воркачев С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 5-12.
3. Селин С. В. Когнитивно-терминологический и структурно-семантический анализ концепта MADNESS в английской лингвокультуре // Научный вестник воронежского государственного архитектурностроительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». 2010. №2 (14). С. 47-58.
4. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 704 с.
5. Шафиков С. Г. Категории и концепты в лингвистике // Вопросы языкознания. 2007. №2. С. 3-17.
6. A-Z Lyrics Universe [Электронный ресурс] // Элек-трон.дан. - Режимдоступа: http: // www.azlyrics.com/-(Дата обращения: 15.12.2010).
7. EvansV.,GreenM.Cognitivelinguistics:AnIntroduction. Edinburgh: University Press Ltd., 2006. 830p.
8. Langacker R. W. Concept, Image and Symbol // Cognitive linguistics: basic readings / edited by Dirk Geeraerts. p. cm. - (Cognitive linguistic research; 34). Berlin: Mouton de Gruyter, 2006. P. 29-67.