Научная статья на тему 'Противоречия законодательства при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании'

Противоречия законодательства при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕР / АКЦИЯ / СПИСОК АКЦИОНЕРОВ / SHAREHOLDER / SHARE / LIST OF THE SHAREHOLDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агеева Ю. Г.

Рассмотрены проблемы, возникающие при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION CONTRADICTIONS AT DRAWING UP OF THE LIST OF THE SHAREHOLDERS HAVING THE RIGHT TO PARTICIPATION IN GENERAL MEETING

In article the problems arising at drawing up of the list of shareholders, having the right to participation in general meeting are considered. In article it is proved that improvement of the legislation in the field of realization of the rights of shareholders is necessary.

Текст научной работы на тему «Противоречия законодательства при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании»

размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ред. от 28.12.2010.

2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ред. от 28.12.2010.

3. Корпоративное право: Учебник /Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007; СПС «Консультант Плюс».

4. Соловьев С.Б. Одобрение крупных сделок. Крупная сделка, заключенная без одобрения акционерами, может быть признана недействительной // Российский налоговый курьер. 2008. N 19.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

Y.G. Ageeva

ESTIMATION OF THE LARGE TRANSACTIONS IN ECONOMIC COMPANY

The article consider some problems of applications of norm about estimation of the large transactions in economic company.

Keywords: large transaction; economic company, assets, invalidity of transaction.

УДК 347.725

Ю.Г. Агеева, юрисконсульт ОАО «ТНТ-Телесеть», асп., +7 (926) 564-28-83, [email protected]

(Россия, г. Москва, ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»)

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКА АКЦИОНЕРОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ

Рассмотрены проблемы, возникающие при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании.

Ключевые слова: акционер, акция, список акционеров.

Список лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества [1, п. 1 ст. 51] на дату, устанавливаемую советом директоров в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - «Закон об АО»). Однако Закон в данной части страдает противоречиями и не в полной мере отвечает интересам акционеров.

Составление списка акционеров для участия в общем собрании несет в себе проблему, связанную с тем, что после назначенной даты никакие изменения в структуре владения компанией не получают должного отражения в данном списке. Попытка законодательно решить данную проблему оказалась не совсем удачной.

Акционеры реализуют свое право участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью акционерного общества через свое участие в общем собрании. Предпосылкой обязательной для возникновения этого права является включение акционера в реестр акционеров общества согласно правилам главы VI Закона об АО.

Закон об АО указывает, что список лиц, имеющих право участвовать в общем собрании, составляется обществом на основе данных реестра. Одним из основных юридических документов, отражающих наличие соответствующих корпоративных отношений между и его участниками, а также подтверждающим права акционеров является - реестр акционеров. Вместе с этим он составляет основу именно той информационной базы данных, которая фиксирует состав участников общества на каждый конкретный момент, количество, категории (типы) принадлежащих им акций. Сведения из реестра акционеров используются для составления списков участников общих собраний акционеров общества, обеспечения акционеров информацией, предусмотренной уставом общества и Законом об АО, получения сведений о конкретных правах лиц, включенных в реестр.

Сведения, перечень которых указывается в реестре акционеров установлены в п. 1 ст. 44 Закона об АО и не являются исчерпывающими. Они дополняется сведениями, предусмотренными и в других правовых актах. Главным образом это правовые акты, которые определяют общие правила осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, и акты, регулирующие деятельность акционерных обществ в отдельных сферах -банков, обществ, созданных в процессе приватизации, и др.

Составление списка на практике должен обеспечить исполнительный орган общества в соответствии с решением совета директоров (наблюдательного совета) о назначении общего собрания. При использовании в отношении общества специального права Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования («золотая

акция») в список включаются также представители Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

В целях поддержания актуальности сведений, содержащихся в списках акционеров, законодатель предложил следующий выход: «В случае передачи акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения общего собрания акционеров лицо, включенное в этот список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями приобретателя акций» [1, п.2 ст. 57].

С точки зрения юридической техники, на что указывают некоторые авторы, использование доверенности в данном случае абсолютно нелогично [3, С.11], поскольку из определения доверенности получается, что состав акционеров не изменился, а сама обязанность выдачи доверенности, документа о лично-доверительных, фидуциарных отношениях, документа, который во всякое время можно отозвать без объяснения причин, никак не может быть предметом юридической обязанности.

Так, некорректна норма п. 2 ст. 57 Закона об АО, согласно которой в случае передачи акции после даты составления списка и до даты проведения общего собрания акционеров лицо, включенное в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями приобретателя акций и что указанное правило применяется также к каждому последующему случаю передачи акций.

Приведенная норма противоречит ст. 155, п. 1 ст. 142, ст. ст. 182-189 Гражданского кодекса РФ. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ей права в совокупности (п. 1 ст. 142 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, с передачей акции к приобретателю переходят все права акционера, а прежний владелец их утрачивает. Следовательно, прежний владелец не может ни выдать доверенность на право голосования, ни голосовать лично, поскольку реализовать уже несуществующее право невозможно. Нельзя также понудить прежнего владельца акций к выдаче и сохранению юридической силы за доверенностью (п. 2 ст. 188 Гражданского кодекса РФ). Исходя из п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ в данном случае должна действовать норма Гражданского кодекса РФ, а не Закона об АО.

Таким образом, лицо, приобретшее акции после составления списка акционеров, имеющих право участвовать в собрании, лишено возможности реализовать свое право по участию в собрании и голосованию на нем, что недопустимо. В Закон об АО должны быть внесены изменений, предоставляющие возможность участия такого акционера в собрании и

голосовании на нем. Функции по включению такого акционера в список могут быть возложены на счетную комиссию (регистратора), а основанием для его включения должна служить запись в реестре акционеров.

Проблема также возникнет, если в собрании желают принять участие не один, а несколько представителей акционера, причем каждый из них обладает доверенностью на голосование одним и тем же пакетом акций. Закон не указывает, кто из них должен быть зарегистрирован в качестве участника собрания. Лишь по косвенным признакам можно прийти к выводу, что таким правом обладает то лицо, которому доверенность выдана позже.

Так, на данный вопрос частично отвечает п. 4.12 «Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»[2], согласно которому лицо, имеющее право на участие в общем собрании (в том числе новый представитель, действующий на основании доверенности на голосование), подлежит регистрации для участия в общем собрании, и ему должны быть выданы бюллетени для голосования в случае, если извещение о замене (отзыве) представителя получено обществом или регистратором, выполняющим функции счетной комиссии, до регистрации представителя, полномочия которого прекращаются.

Однако ситуацию может осложниться, если представителям выданы доверенности на голосование разными пакетами акций, размер которых частично перекрывает друг друга. Кроме того, как быть, если доверенности на голосование выданы в один день? Данная проблема также требует скорейшего нормативного урегулирования.

Согласно п. 5 ст. 49 Закона об АО порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или его внутренними документами, утвержденными решением общего собрания акционеров.

Из п. 7 ст. 49 Закона об АО следует, что само по себе нарушение порядка общего собрания не может служить основанием к признанию недействительным принятого собранием решения, если при проведении собрания не были нарушены нормы закона, иных правовых актов и устава общества.

Таким образом, в законодательство требуется внести изменения, которые прекратят противоречия нормативных актов между собой.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208 - ФЗ «Об акционерных обществах», ред. от 28.12.2010.

2. Постановление ФКЦБ РФ от 31.05.2002 № 17/пс (ред. от 07.02.2003) «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

3. Белов В.А. «Содержание и осуществление прав акционеров, приобретенных после так называемого закрытия реестра». // Законодательство. 2004. N 12. С. 11.

A. G. Ageeva

LEGISLATION CONTRADICTIONS AT DRAWING UP OF THE LIST OF THE SHAREHOLDERS HAVING THE RIGHT TO PARTICIPATION IN GENERAL MEETING

In article the problems arising at drawing up of the list of shareholders, having the right to participation in general meeting are considered In article it is proved that improvement of the legislation in the field of realization of the rights of shareholders is necessary.

Key words: shareholder, share, list of the shareholders.

УДК 342.951

C.B. Айрапетян, соискатель, +7(499)244-86-95, (Россия, г. Москва, МГЮА им. O.E. Кутафина)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье на основе анализа миграционного законодательства рассмотрены вопросы формирования государственной миграционной политики России.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционное законодательство, правовые аспекты, трудовая миграция, правовое регулирование.

Миграция населения как объективный социально - экономический процесс имеет несколько основных тесно взаимосвязанных составляющих: иммиграция, эмиграция и внутренняя миграция (в том числе вынужденная и трудовая).

В настоящее время в России осуществляется процесс выработки стратегии государственного регулирования миграционных процессов.

В 2003 году распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов [1], которая направлена на одновременное регулирование, как внешней миграции, так и внутренней, и призвана изменить или поддержать численность и состав населения государства и отдельных его территорий, воздействуя на движение потоков и состав мигрантов. Главная ее цель -обеспечить рациональное размещение населения для эффективного развития экономики и самого населения, равномерного развития регионов, сглаживания социально - экономической дифференциации условий жизни. Однако данная Концепция не носит нормативного характера,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.