ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМОВ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
УДК 316.74
Профессиональные ориентации являются одним из важнейших компонентов самоопределения личности, оканчивающей школу и стоящей перед выбором дальнейшего жизненного пути. Возникает необходимость поиска той трудовой деятельности, которая обеспечит как определенный материальный достаток, так и реализовать природные склонности человека. Современная ситуация, связанная с выбором будущей профессии выпускниками 9-х и 11-х классов, характеризуется острыми противоречиями. Они вызваны совокупностью объективных и субъективных факторов, которые раскрываются в процессе социологического анализа данной проблемы.
Теоретическое рассмотрение сущности и содержания процесса становления профессиональных ориентаций личности показывает, что они являются одним из элементов системы детерминации поведения человека в процессе его социализации. Уже в дошкольном возрасте взрослые указывают ребенку на ценность тех или иных видов трудовой деятельности. Наблюдаются попытки подражать действиям тех работников, которые вызвали интерес у детей, что указывает на природную склонность к определенным профессиям.
Однако какое-либо систематическое представление о различных профессиях, требованиях, предъявляемых к работнику, условиях труда, возможных заработках, человек в период обучения в современной школе чаще всего не получает. В этом и состоит одно из базовых противоречий становления и развития профессиональных ориентаций. С одной стороны, система образования заинтересована в том, чтобы школьник максимально полно осваивал содержание специальных знаний. С другой стороны, отсутствует целостная система выработки у школьников представлений, позволяющих обоснованно выбирать конкретную профессию. Можно говорить о том, что данная ситуация отражает не противоречие, а лишь некое несоответствие между потребностями социума и ориентациями на профессиональное образование у учащихся школ. Однако такая трактовка ведет к
С.И. ПАНЬКИН
тому, что не требуется искать те глубокие социально-экономические и социокультурные причины, которые порождают данное явления.
Следует отметить, что за рубежом уделяется большое внимание организации специальной работы со школьниками для того, чтобы они имели четкие представления о содержании той или иной профессиональной деятельности, условиях труда, возможных заработках, условиях трудоустройства. Так, например, профессиональной ориентацией школьников в Германии занимаются муниципальные отделы трудоустройства населения.
Для обоснованного выбора конкретной трудовой деятельности, соответствующей общественным потребностям и личным склонностям индивида, необходима целая совокупность специальных знаний, которые он в систематической и развернутой форме должен получить от учителей, родителей, представителей различных предприятий, учреждений.
Существует представление о том, в настоящее время молодые люди после окончания школы выбирают не профессию, а учебное заведение. Однако возникает вопрос о смысле такого выбора. Если человек не получает те знания, которые обеспечивают его будущую трудовую деятельность, то ценность образования сводится лишь к диплому. Работодателю же нужен человек, способный выполнить определенные обязанности, а не владелец документа о некоем образовании. Конечно, полученные в техникуме, вузе знания, навыки в условиях быстрой смены технологий требуют постоянно обновления. Возникает ситуация непрерывного профессионального роста, успешного для людей, сумевших еще при окончании школы найти ту профессию, которая позволяет им максимально раскрыть индивидуальные способности [2, с. 31].
Большинство людей в период обучения в школе не обнаруживают в себе явные склонности к конкретной трудовой деятельности или определенным занятиям, а школьное образование не ориентировано сегодня на выявление и развитие методами
способностей детей к тем или иным типам профессий. Поэтому значительная часть выпускников школ сталкивается с проблемой выбора конкретной профессии и места ее получения, исходя из престижа разных работ, представлений о возможных заработках, карьерном росте.
Практика показывает, что в последние 20 лет ведущим фактором этого выбора стала не та специальность, которая соответствует способностям индивида, а ступень получаемой профессиональной подготовки. Резко упала ценность начального профобразования, снизился престиж рабочих специальностей. Появилась возможность для родителей на платной основе учить в вузах, техникумах тех детей, которые раньше по уровню своих знаний могли учиться только в ПТУ. Поэтому выпускники школ, родители сначала выбирают ступень профессионального образования, а затем ту специальность, соответствующую по целой совокупности признаков их потребностям [3, с. 579].
Проведенные в 2011 году социологические исследования подтвердили высказанные нами положения о факторах становления ориентаций на получение выпускниками школ профессии в техникумах (колледжах). Было опрошено 300 студентов, специальностей менеджмент, дизайн, гостиничный сервис, правоведение, а также 300 студентов, обучающихся на электриков, программистов, теплотехников в разных техникумах (колледжах) Челябинска.
Учреждения СПО возникли в начале прошлого века для того, чтобы обеспечить в первую очередь промышленность специалистами, разбирающимися в устройстве механизмов, способные осуществить их ремонт. Само же наличие более высокого образования считалось основанием для выполнения работником управленческих функций. Поэтому не только людей с высшим, но и средним специальным образованием назначали руководителями участков, отделов и даже небольших предприятий, но специальное обучение студентов менеджменту не осуществлялось ни в вузах, ни в техникумах. Следует отметить, что существовала подготовка специалистов среднего звена также в системе педагогического, медицинского образования и искусства в учреждениях, именуемых училищами. В целом количество выпускников учреждений СПО в разы превосходило число людей с дипломом вуза.
Переход к рынку изменил ситуацию. Для того чтобы сохранить себя на рынке
образовательных услуг, часть техникумов переименовали в колледжи, готовя специалистов как технического, так и гуманитарного профилей, ставших востребованными на рынке труда, хотя многие абитуриенты, поступая в колледж, не имеют четких представлений о том, чем же они будут заниматься после окончания учебы [4, с. 38].
Социологические исследования обучающихся на специальностях гуманитарного и технического профиля выявили основные противоречия в профессиональных ориен-тациях тех, кто в настоящее время поступает в техникумы (колледжи). Рассмотрим мнение о факторах, которые побудили выпускников 9 и 11 классов поступать в учреждения СПО.
Прежде всего, отметим, что на технических специальностях учатся 79% тех, кто окончил только 9 классов. Этим обусловлено мнение каждого третьего респондента о том, что он не хотел продолжать учебу в школе. Она, видимо, давалась нелегко. Так 53% опрошенных из этой группы в школе учились в основном на «удовлетворительно». Такими «средними» по знаниям являются представители мужского пола, доля которых в группах технической направленности составляет 82% в возрасте 15-16 лет. Среди тех, кто учится на специальностях гуманитарного профиля, только 7% окончили 9 классов, а остальные имеют полное среднее образование. У половины опрошенных средний балл аттестата составляет 4,5, а у 30% - 4 балла. Среди обучающихся 89% составляют девушки в возрасте 17-18 лет.
Следовательно, на разных специальностях в одном учебном заведении учатся отличающиеся по возрасту, полу, уровню образования и культуры молодые люди. Однако мотивы выбора получения профессии у них оказались по ряду позиций схожими. Как в 15, так и в 17 лет молодые люди стремятся быстрее стать самостоятельными и не зависеть от родителей при реализации своих материальных потребностей. Недостаток финансовых средств в семье - ведущий, но не главный фактор получения профессии в техникуме, а не вузе для половины из тех, кто учится на гуманитарных специальностях. Доля обучающихся на технических специальностях, отметивших роль материального фактора в мотивах своего выбора ниже только потому, что для выпускников 9 класса не актуальна проблема поступления в вуз. Другим фактором, побуждающим быстрее покинуть школу, является неспособность
успешно завершить в ней учебу и претендовать на бюджетные места в вузе.
Существует противоречие между нацеленностью учащихся на получение высшего образования и реальным уровнем подготовки к освоению предъявляемых им требований. Молодые люди, имея низкие результаты освоения школьных предметов, считают себя способными успешно поступить на бюджетные места в вуз. Подавляющее большинство первокурсников не считают достаточным для себя среднего специального образования, хотя 15 % опрошенных понимают трудности обучения в университете.
Данные опроса показывают, что лишь каждый третий первокурсник колледжа приобретает профессию, которая ему нравится. Остальные, видимо, учатся ради документа об образовании, указывающим на достижение определенного социального статуса. Сразу можно предположить уровень активности таких студентов в освоении профессиональных знаний. Они будут получать их только для того, чтобы не быть отчисленными в процессе учебы.
Данная ситуация указывает на одно из острых противоречий в ориентациях школьников на получение профессии в учреждениях СПО, что выражается в несоответствии личных представлений о значимости того или иного уровня специальных знаний их социальной направленности. Государство создает систему профессионального образования в первую очередь для того, чтобы обеспечить промышленность, социальную сферу подготовленными для успешного решения производственных задач специалистами. Но те, кто учится в техникуме, считают для себя главным не достижение определенного уровня профессионализма, а повышение своей значимости среди родственников, знакомых. Важно сделать первый шаг в повышении своего статуса, а после получения диплома СПО осуществить попытку подняться еще на одну ступеньку социальной лестницы, поступив в вуз.
Такой вывод возникает при анализе намерений учащихся после окончания учебы в техникуме. 48% студентов, получающих профессии гуманитарного профиля и 52% - технического, хотят сразу пытаться продолжить учебу в вузе. При этом не обязательно по приобретенной специальности. Если не удастся сразу попасть в вуз, то 17% выпускников гуманитарных специальностей через 1-2 года будут обязательно повторять попытки, а среди представителей
технических специальностей так намерены действовать уже 26% опрошенных.
Работать по специальности ориентированы только 32% будущих менеджеров, правоведов и 27% - из числа программистов, электриков. Работать и одновременно учиться намерены только 12% из первой группы обучающихся и 5%
- из второй. Следствием низкой ориентированности на работу по специальности является сохранение дефицита востребованных на предприятиях работников, несмотря на то, что многие учебные учреждения их готовят.
При этом значительная часть первокурсников вообще не задумывается о том, в какой степени полученное образование обеспечит им успешное трудоустройство. Учитывают потребность рынка труда в тех специалистах, которых готовит конкретный техникум, только 2% обучающихся на гуманитарных специальностях и 8%
- технических. В этом заключается еще одно из противоречий в системе профессиональных ориентаций учащихся. Молодые люди часто ориентируются на мифы, существующие в общественном сознании по поводу ценности той или иной профессии. Поэтому необходимо при профориентации школьников сразу информировать их о востребованности той или иной специальности на различных предприятиях, учреждениях.
Мониторинг мотиваций на обучение в СПО не позволяет согласиться с мнением, что «среднее профобразование сегодня - своего рода ниша для выходцев из низов...» [1; 2].
Анализ представлений поступающих в техникумы о будущей специальности выявляет еще ряд противоречий в их профессиональных ориентациях.
Выявляется противоречие между содержанием общественной потребности в работниках, имеющих знания, навыки, необходимые для работы на сложных механизмах, и ориентацией значительной части студентов СПО на управленческую работу. Только каждый пятый опрошенный, независимо от получаемой профессии, знает о тех требованиях, которая она предъявляет к работнику. О технической оснащенности труда информирована незначительная часть первокурсников. Они не интересовались этими знаниями и мечтают о должности начальника, не сознавая степень востребованности на предприятиях руководителей разного уровня и соотношении количества рабочих и начальников в
Таблица 1
Содержание знаний о будущей профессии во время поступления (в % к числу опрошенных)
Показатели Гуманитарный профиль Технический профиль
Возможный карьерный рост 42 44
Возможные заработки 28 47
Предприятия, на которых можно работать 28 44
Ничего не знал 22 12
Содержание требований к работнику 18 20
Условия труда 17 30
Техническая оснащенность труда 3 13
эффективно работающих организациях. Об этом их не информируют ни учителя школ, ни те представители техникумов, которые проводят профориентационную работу в школах.
В результате возникает противоречие между общественной потребностью в рядовых работниках и ориентациями учащихся на обязательный карьерный рост. Поскольку таковой произойдет только у небольшой части выпускников СПО, у остальных будет сохраняться постоянная неудовлетворенность трудом или присутствовать зависть к занявшим более высокую должность. Высокого уровня профессионализма от таких специалистов ожидать не следует.
Проведенные социологические исследования профессиональных ориентаций обучающихся в учреждениях СПО показывают наличие ряда противоречий, вы-
званных отсутствием эффективной системы работы со школьниками, собирающимися после 9 или 11 класса поступать в колледжи. Только 6% опрошенных указали на то, что в школе велась постоянная профориента-ционная работа, 18% отметили, что были лишь редкие встречи, где велась речь о содержание профессионального обучения в конкретных учреждениях СПО. В этом плане, как мы уже отмечали, наша страна пока не использует ценный опыт развитых стран Запада.
Необходимо также активно преодолевать стереотипы по поводу ценности СПО, предоставляемых им возможностей, которые превалируют в сознании многих школьников и их родителей. Ведущая роль в решении этой задач, на наш взгляд, должна принадлежать учителям, представителям предприятий, организаций, на которых востребованы специалисты данного уровня.
1. Гильмитдинов, Д.Я. Ценностные ориентации студентов учреждений среднего профессионального образования и их реализация в условиях современной России [Текст] / Д.Я. Гильмитдинов: Дис. ... канд. социол. наук. - Уфа, 2006. 18 с.
2. Калугина, Д.А. Представления студентов о качестве содержания, процесса и результата образования [Текст] / Д.А. Калугина // Научный вестник Уральский академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - 2010. - Вып. № 2 (11). 143 с.
3. Киселев, В.И. Факторы, определяющие выбор молодёжью рабочих профессий [Текст] / В.И. Киселев // Материалы XIV Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» / редакционная коллегия: Грунт Е.В., Кораблёва Г.Б., Комлева Н.А., Меренков А.В., Рыбцова Л.Л., Старшинова А.В. - Екатеринбург, УрГУ, 2011. 820 с.
4. Панькин, С.И. Факторы, влияющие на выбор получения профессии в учреждения среднего специального образования [Текст] / С.И. Панькин // Управление социальным развитием регионов в условиях выхода из кризиса в современной России и странах СНГ. Материалы Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2010. 336 с.