Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОНЯТИЯХ СИСТЕМЫ И ЦЕПИ ЛОГИСТИКИ: УЧЕБНИКИ ДЛЯ ВУЗОВ СЕРЕДИНЫ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВЕКА (76-81)'

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОНЯТИЯХ СИСТЕМЫ И ЦЕПИ ЛОГИСТИКИ: УЧЕБНИКИ ДЛЯ ВУЗОВ СЕРЕДИНЫ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВЕКА (76-81) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Логистика / система / цепь / определения / понятия / учебники для вузов / познавательные и редакционные противоречия / Logistics / system / chain / definitions / concepts / textbooks for universities / cognitive and editorial contradictions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Р. Г.

В статье представлен анализ семнадцатого и восемнадцатого вариантов определений понятий системы и цепи логистики, которые изложены в учебниках для вузов середины второго пятилетия настоящего века. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для вузовской учебной литературы противоречия познавательного и редакционного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS IN THE CONCEPTS OF SYSTEM AND CHAIN LOGISTICS: TEXTBOOK FOR UNIVERSITIES IN THE MIDDLE THE SECOND FIFTH ANNIVERSARY OF THE PRESENT CENTURY (76-81)

The article presents an analysis of the seventeenth and eighteenth versions of definitions of the concepts of the logistics system and chain, which are set out in textbooks for universities in the middle of the second five years of the present century. As a result of this analysis, contradictions of a cognitive and editorial nature that are unacceptable for university educational literature are recorded.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОНЯТИЯХ СИСТЕМЫ И ЦЕПИ ЛОГИСТИКИ: УЧЕБНИКИ ДЛЯ ВУЗОВ СЕРЕДИНЫ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВЕКА (76-81)»

при сохранении логической правильности хода рассуждений [2]).

Литература

1. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2008. - 860 с.

5. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

6. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

7. Степанов В.И. Логистика: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 488 с.

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОНЯТИЯХ СИСТЕМЫ И ЦЕПИ ЛОГИСТИКИ: УЧЕБНИКИ ДЛЯ ВУЗОВ СЕРЕДИНЫ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВЕКА (76-81)

Леонтьев Р.Г.

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

CONTRADICTIONS IN THE CONCEPTS OF SYSTEM AND CHAIN LOGISTICS: TEXTBOOK FOR UNIVERSITIES IN THE MIDDLE THE SECOND FIFTH ANNIVERSARY OF THE PRESENT

CENTURY (76-81)

Leontiev R. G.

doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian

Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2023.1.97.839

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ семнадцатого и восемнадцатого вариантов определений понятий системы и цепи логистики, которые изложены в учебниках для вузов середины второго пятилетия настоящего века. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для вузовской учебной литературы противоречия познавательного и редакционного характера.

ANNOTATION

The article presents an analysis of the seventeenth and eighteenth versions of definitions of the concepts of the logistics system and chain, which are set out in textbooks for universities in the middle of the second five years of the present century. As a result of this analysis, contradictions of a cognitive and editorial nature that are unacceptable for university educational literature are recorded.

Ключевые слова: Логистика, система, цепь, определения, понятия, учебники для вузов, познавательные и редакционные противоречия.

Key words: Logistics, system, chain, definitions, concepts, textbooks for universities, cognitive and editorial contradictions.

Современные представления о

множественных вариантах определений понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов начали излагаться в отечественный научной и учебной литературе, изданной в последнем десятилетии прошлого столетия и которой были свойственны противоречия (антиномии, парадоксы и алогизмы).

Семнадцатый вариант изложения современных определений понятий

«логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов (2007) был представлен в учебнике для студентов высших учебных заведений [1].

Противоречие 76. При освещении семнадцатого варианта изложения современных определений понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им

терминов (2007) в учебнике [1, с. 21] представлено следующее утверждение:

«Применительно к логистике, операция может трактоваться следующим образом: логистическая операция - самостоятельная элементарная часть технологического или организационного процесса логистики, неделимая на дальнейшие элементы и выполняемая на одном рабочем месте с помощью одного технического устройства в материальном потоке» [1, с. 21].

Относительно данного утверждения можно и обязательно необходимо зафиксировать недопустимые для всякой научной и учебной литературы высшего и среднего

профессионального образования наиболее очевидные смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут

прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, известно, что основными (общими) функциями управления (менеджмента) являются планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация) и контроль. Поэтому, с одной стороны, вместо упомянутого в данном утверждении учебника для вузов ([1, с. 21] выражения «организационного процесса» (как частного случая целостного управленческого процесса) - следовало бы употребить термин «управленческого процесса» (в целом). А, с другой стороны, если уж и упоминать здесь об основных функциях «управления», то наряду с «организацией» следовало бы назвать «планирование», «координацию», «стимулирование» и «контроль»;

- во-вторых, также известно, что какая-либо управленческая операция (распоряжение, указание, команда) как правило, осуществляется не на одном, а на нескольких рабочих местах управленческого персонала промышленного предприятия и его компаньонов (посреднических, транспортных и торговых структур): кабинет генерального директора, его заместителей, начальников логистической или транспортного подразделений, их рядовых менеджеров и др. Поэтому вполне приемлемое для описания «логистической операции технологического процесса» выражение -«выполняемая на одном рабочем месте с помощью одного технического устройства» - никак не может быть справедливым по отношению к «логистической операции управленческого процесса».

И потому здесь налицо - свойственные учебнику [1] противоречия исследовательского и

редакционно-смыслового характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода

рассуждений [2]). Противоречие 77. При освещении семнадцатого варианта изложения современных определений понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов (2007) в учебнике [1, с. 22] представлено следующее утверждение:

«... логистическая функция - группа процедур, предназначенных для реализации целей и задач конкретного направления логистической деятельности» [1, с. 22].

Относительно данного утверждения можно и обязательно необходимо зафиксировать недопустимые для всякой научной и учебной литературы высшего и среднего

профессионального образования наиболее очевидные смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, известно [2-4], что функция - это круг деятельности. Поэтому прежде всего логистическая функция (ЛФ) - это один из видов

(функций) хозяйственной деятельности промышленного предприятия, осуществляемый во взаимодействии и взаимосвязи с другими видами (функциями) его хозяйственной деятельности (маркетингом, собственно производством, инновациями, финансами и кадровой работой) и обеспечивающий продвижение материального потока от поставщика через производство и до потребителя в рамках его логистической системы. Поэтому, когда говорят о «логистической функции» промышленного предприятия, то следует понимать, что она состоит не из «направлений», а из трех основных хозяйственных подфункций (подвидов

хозяйственной деятельности): снабжение (поставки) необходимыми предприятию сырья и других материалов; производство готовой продукции; сбыт готовой продукции (товаров);

- во-вторых, в данном определении понятия «логистическая функция» [1, с. 22] ключевым для понимания его сути является термин «логистическая деятельность». Однако в содержании учебника [1] четкое определение термина «логистическая система» странным образом не приведено;

- в-третьих, более того, в определении понятия «логистическая функция» [1, с. 22] основная роль в описании его сущности возложена на употребленное в нем дважды прилагательное «логистическая(ой)», что делает его формулировку познавательно малосодержательной и семантически некорректной;

- в-четвертых, в данном утверждении [1, с. 22] «логистическая функция» характеризуется как «предназначенная для реализации целей. логистической деятельности». Однако такая характеристика неточно отражает сущность логистической функции. Дело в том, что логистическая функция осуществляется логистической системой (как одной из подсистем промышленно хозяйственной системы), состоящей из соответствующих структурных подразделений (службы логистики, отделов снабжения (ОМТС) и сбыта, транспортного отдела и др.) и объектов (складов, помещений логистических подразделений, внутрипроизводственных транспортных средств, собственного транспорта внешнего пользования и др.) промышленного предприятия как организации коммерческого типа. И никаких особых самостоятельных целей у логистической системы и быть не должно, кроме эффективного выполнения задач, поставленных руководством промышленного предприятия.

Итак, здесь налицо - очередные свойственные учебнику [1] противоречия исследовательского и редакционно-смыслового характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [2]).

Восемнадцатый вариант изложения современных определений понятий

«логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов (2007)

был представлен в учебнике [5].

Противоречие 78. При освещении восемнадцатого варианта изложения современных определений понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов (2007) в учебнике [5, с. 30] представлено следующее утверждение:

«Логистическая система - это совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, предназначенную для управления потоками» [5, с. 30].

Относительно данного утверждения можно и обязательно необходимо зафиксировать недопустимые для всякой научной и учебной литературы высшего и среднего

профессионального образования наиболее очевидные смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, формулировка данного утверждения (определения логистической системы) [5, с. 30] весьма странным образом отнюдь не содержит определяющих сущность и назначение логистической системы ключевых логистических терминов, например, таких как «сырье и другие материалы», «поставки» или «закупки», «поставщик», «готовая продукция», «товар», «доставка», «покупатель», «конечный потребитель», «снабжение», «производство», «сбыт», «складирование», «управление запасами» и др. В тоже время данное утверждение буквально «кишит» малосодержательными для описания логистической системы самыми общими понятиями («элементы», «звенья», «отношения», «связи», «образующие», «определенная», «целостность»);

- во-вторых, и, более того, в данном утверждении (определении логистической системы) [5, с. 30] используется весьма непонятный термин «управление потоками», который никак не представлен в первом российском терминологическом словаре по логистике [6], может быть потому, что этот термин представляется малосодержательными для описания содержательной сущности логистической системы

- в-третьих, давно и широко известно [2,4] («Советский энциклопедический словарь», 1979), что система - это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и взаимно связанных частей. Поэтому в первом данном утверждении вместо обобщенного определения категории «система» (и вместо весьма запутанной формулировки понятия «элемент логистической системы») авторам учебника [5, с. 30] следовало бы привести какое-нибудь известное определение логистической системы, например,

следующее научное определение: «Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой» ([6, с. 91-92] и [4, с. 911]).

Поэтому здесь налицо - свойственные учебнику [5] противоречия исследовательского и редакционно-смыслового характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [2]).

Противоречие 79. При освещении восемнадцатого варианта изложения современных определений понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов (2007) в учебнике [5, с. 30] представлено следующее утверждение:

«Звено логистической системы -функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках построения логистической системы, выполняющей свою локальную цель, связанную с определенными логистическими функциями и операциями» [5, с. 30].

Относительно данного утверждения можно и обязательно необходимо зафиксировать недопустимые для всякой научной и учебной литературы высшего и среднего

профессионального образования наиболее очевидные смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, формулировка данного утверждения (определения звена логистической системы) [5, с. 30] весьма странным образом отнюдь не содержит определяющих сущность и назначение звеньев (объектов) логистической системы ключевых логистических терминов, например, таких как «сырье и другие материалы», «поставки» или «закупки», «поставщик», «готовая продукция», «товар», «доставка», «покупатель», «конечный потребитель», «снабжение», «производство», «сбыт», «складирование», «управление запасами» и др. В тоже время данное утверждение буквально «кишит» малосодержательными для описания сущности звеньев логистической системы самыми общими понятиями («функционально обособленный», «звено», «объект», «не подлежащий», «дальнейшей», «декомпозиция», «построение», «выполняющий», «локальная», «цель»);

- во-вторых, более того, в определении понятия «звено логистической системы» [5, с. 30] основная роль в описании сущности этого понятия возложена на употребленное в нем трижды прилагательное «логистической(ими)», что делает его формулировку познавательно малосодержательной и к тому же семантически некорректной;

- в-третьих, более того, в данном утверждении из учебника [5, с. 30] «логистическая система» характеризуется как «выполняющая свою цель». Однако такая характеристика неточно отражает сущность логистической системы. Дело в том, что логистическая функция осуществляется логистической системой (как одной из подсистем промышленно хозяйственной системы), состоящей из соответствующих структурных подразделений (службы логистики, отделов снабжения (ОМТС) и сбыта, транспортного отдела и др.) и объектов (складов, помещений логистических подразделений, внутрипроизводственных транспортных средств, собственного транспорта внешнего пользования и др.) промышленного предприятия как организации коммерческого типа. И никаких особых самостоятельных целей у звена логистической системы и быть не должно, кроме эффективного выполнения задач, поставленных руководством промышленного предприятия;

Итак, здесь налицо - очередные свойственные учебнику [5] противоречия исследовательского и редакционно-смыслового характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [2]).

Противоречие 80. При освещении восемнадцатого варианта изложения современных определений понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов (2007) в учебнике [5, с. 30] представлено следующее утверждение:

«Логистическая цепь представляет собой упорядоченное множество физических и/или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией. Это также последовательность технологических и логистических операций в любом производстве, находящаяся под единым контролем» [5, с. 31].

Относительно данного утверждения можно и обязательно необходимо зафиксировать недопустимые для всякой научной и учебной литературы высшего и среднего

профессионального образования наиболее очевидные смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, формулировка данного утверждения (определения логистической цепи) [5, с. 31] весьма странным образом отнюдь не содержит определяющих сущность и назначение операций логистической системы ключевых логистических терминов, например, таких как «материальный поток», «сырье и другие материалы», «поставки» или «закупки», «поставщик», «готовая продукция», «товарная продукция», «доставка», «покупатель», «производственное потребление», «конечный потребитель», «снабжение», «транспортировка», «сбыт», «складирование», «управление запасами»

и др. В тоже время данное утверждение буквально «кишит» малосодержательными для описания сущности операций логистической цепи самыми общими понятиями («упорядоченное»,

«множество», «физические лица», «юридические лица», «обеспечение», «потребитель»,

«конкретная», «продукция»,

«последовательность», «технологические», «любое производство», «находящаяся», «единый»);

- во-вторых, в определении понятия «логистическая сеть» [5, с. 31] основная роль в описании сущности этого понятия возложена на употребленное в нем трижды прилагательное «логистические(их)», что делает его формулировку познавательно малосодержательной и к тому же семантически некорректной. Более того, в данном определении [5, с. 31] вместо слова «потребителя» (в единственном числе) следовало бы употребить существительное «потребителей» (во множественном числе);

- в-третьих, известно, что основными (общими) функциями управления (менеджмента) являются планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация) и контроль. Поэтому, с одной стороны, вместо упомянутого в данном утверждении учебника ([5, с. 31] выражения «под единым контролем» -следовало бы употребить словосочетание «под единым управлением». А, с другой стороны, если уж и упоминать здесь об основных функциях «управления», то наряду с «контролем» следовало бы назвать «планирование», «организацию», «координацию» и «стимулирование (мотивацию)».

И потому здесь налицо - очередные свойственные учебнику [5] противоречия исследовательского и редакционно-смыслового характера в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [2]).

Противоречие 81. При освещении восемнадцатого варианта изложения современных определений понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и различных родственных им терминов (2007) в учебнике [5, с. 61] представлено следующее утверждение:

«Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса» [5, с. 61].

Относительно данного утверждения можно и обязательно необходимо зафиксировать недопустимые для всякой научной и учебной литературы высшего и среднего

профессионального образования наиболее очевидные смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, прежде всего известно [2,3], что сервис - это обслуживание, а поток - это движущаяся масса чего-нибудь. Также известно, что услуга - это, как говорится, «то, что нельзя уронить на ногу». То есть услуга (элемент сервиса) отнюдь не материальна, производится и потребляется в одном и том же месте в одно и тоже время. Поэтому безоговорочно сообщать в данном утверждении [5, с. 61] о, якобы, «сервисных потоках» (то есть о «потоках услуг») представляется весьма сомнительным действом в образовательной сфере высшего и среднего профессионального образования;

- в-вторых, вместе с тем известно [4], что товар - это любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме. Поэтому безоговорочно сообщать в данном утверждении [5, с. 61], что «сервисные потоки» (то бишь «потоки услуг»), якобы, могут быть «товаром», также представляется весьма сомнительным действом в образовательной сфере высшего и среднего профессионального образования;

- в-третьих, в данном утверждении [5, с. 61] сообщается, что де «потоки услуг ..., генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой. с целью». Однако такая характеристика неточно отражает сущность логистической системы. Дело в том, что логистическая функция осуществляется логистической системой (как одной из подсистем промышленно хозяйственной системы), состоящей из соответствующих структурных подразделений (службы логистики, отделов снабжения (ОМТС) и сбыта, транспортного отдела и др.) и объектов (складов, помещений логистических подразделений, внутрипроизводственных транспортных средств, собственного транспорта внешнего пользования и др.) промышленного предприятия как организации коммерческого типа. И никаких особых самостоятельных целей у логистической системы и быть не должно, кроме эффективного выполнения задач, поставленных руководством промышленного предприятия.

Таким образом здесь налицо - свойственные учебнику [5] противоречия редакционно-авторского характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [2]) и в виде алогизма в его третьем значении (намеренное нарушение в речи логических связей с целью создания стилистического эффекта [2]).

Литература

1. Степанов В.И. Логистика в товародвижении: учебник для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

5. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. -384 с.

6. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 1995. - 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.