Научная статья на тему 'Противоречия в культуре питания россиян в контексте здорового образа жизни (по результатам социологического исследования)'

Противоречия в культуре питания россиян в контексте здорового образа жизни (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
691
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ивченкова Мария Сергеевна

В статье изложены некоторые результаты социологического исследования, проведенного Социологическим центром РАГС в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. На основании полученных социологических данных автор анализирует отношение россиян к правильному питанию как одной из практик реализации здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ивченкова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия в культуре питания россиян в контексте здорового образа жизни (по результатам социологического исследования)»

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

В современном российском обществе для женщин-предпринимателей существуют особые условия. Сегодня в известной мере формируются новые модели отношений в сфере труда и производства товаров и услуг. Женщина становится востребованной обществом в силу своих природных качеств - развитой интуиции, способности вызывать доверие. Одним из успешных видов экономической активности женщин стало малое и среднее предпринимательство. Вместе с тем сегодня остаются и серьезные причины, сдерживающие реализацию женского потенциала в сфере предпринимательства. Среди них назовем трансляцию гендерных стереотипов из советского прошлого относительно роли женщины в семье и обществе. И хотя сегодня эта трансляция еще имеет место, в частности в сфере воспитания девочек, происходит заметное и постоянно возрастающее участие женщин в экономической и политической жизни. Они владеют более чем одной третью российского бизнеса. Сегодня более 25% женщин зарабатывают больше своих мужей. Это свидетельствует о том, что общее направление движения к действительному равенству мужчин и женщин, декларируемому в российской Конституции, вполне очевидно. Положительная динамика объясняется большей социальной ориентированностью женщин, высоким уровнем консолидации, относительно низким потенциалом конфликта интересов, ори-

ентацией на деловые стратегии, низким уровнем коррупции. Вместе с тем женское предпринимательство на пути своего развития встречает массу трудностей и проблем. Среди них и проблемы профессиональной компетенции, организации безопасности предпринимательства, особенности политического и экономического сознания и поведения женщины, отсутствие адекватной современному состоянию российского общества системы взаимодействия власти и бизнеса. Серьезной проблемой являются заниженная самооценка женщин, административные барьеры, сложившиеся стереотипы в оценке деловых качеств женщин.

По-прежнему превалирует преобладание мужчин над женщинами в сфере предпринимательства, что свидетельствует о том, что гендерное неравенство сегодня еще сохраняется в достаточно серьезном объеме, и это свидетельствует

0 необходимости серьезных практических мер в данном направлении.

Примечания

1 Платон. Государство // Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 3. С. 248.

2 См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С. 691.

3 Там же.

УДК [316:61] (470+571)

противоречия в культуре питания россиян в контексте здорового образа жизни (по результатам социологического исследования)

М.с. Ивченкова

Российская академия

государственной службы при Президенте РФ, Москва E-mail: m.ivchenkova@gmail.com

В статье изложены некоторые результаты социологического исследования, проведенного Социологическим центром РАГС в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по заказу Министерства образования и науки Российской федерации. на основании полученных социологических данных автор анализирует отношение россиян к правильному питанию как одной из практик реализации здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура питания, режим питания, практика реализации здорового образа жизни.

Antagonisms of Dietary Lifestyle in the Context of Healthy Lifestyle (the Findings of sociological Research)

M.s. Ivchenkova

The article deals with some data of a sociological research made by the Sociology Center RAPA within the bounds of federal project "Scientific and Pedagogic Human Recourses of Innovative Russia" 2009-2013 with support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Based on those findings the author analyzes a healthy eating behavior of Russians as a practice of healthy lifestyle realization. Key words: healthy lifestyle, dietary lifestyle, dietary habits, practice of healthy lifestyle realization.

В современном обществе здоровье человека является важнейшей социальной ценностью

© М.С. Ивченкова, 2010

М.С. Ивченкова. Противоречия в культуре питания россиян в контексте здорового образа жизни.

и главным фактором социально-экономического прогресса. Обеспечение высокого уровня здоровья нации - это прерогатива государства, судьба которого напрямую и в решающей степени определяется именно здоровьем его граждан. На фоне продолжающегося ухудшения состояния здоровья россиян в условиях затянувшегося перехода к новым экономическим отношениям проблема сохранения здоровья нации и каждого человека становится все более актуальной.

В связи с этим возрастает необходимость социологического изучения образа и качества жизни различных категорий россиян. Социологический взгляд на проблемы поддержания здорового образа жизни предполагает учет комплекса условий или характеристик внешней и внутренней среды индивида, анализ различных аспектов его поведения.

По заказу Министерства образования и науки РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. в июне 2010 г. Социологическим центром РАГС было проведено исследование федерального уровня «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика»1.

Одним из факторов, объективно и значимо влияющих на состояние здоровья населения, является культура питания. В проведенном исследовании правильное питание рассматривалось как одна из практик реализации здорового образа жизни.

Субъективная оценка значимости влияния отдельных факторов на здоровье населения показала, что 52,8% населения и 65,8% экспертов связывают понятие здорового образа жизни с рациональным питанием. Но лишь треть респондентов (31,4%), ведущих, по их мнению, здоровый образ жизни, правильно питается. Для 26,5% населения неправильное питание становится обстоятельством, мешающим поддерживать здоровье в хорошем состоянии, в основном так считает молодое поколение в возрасте от 18 до 24 лет - 35,9%, для респондентов старше 60 лет данное обстоятельство менее важно - 16,5%. Правильное питание для пожилого населения (от 60 лет и старше) становится основным способом поддержания здорового образа жизни (37,7%).

Объективно оценить культуру питания населения достаточно сложно. Социологический взгляд на проблемы питания предполагает, что поступки или события, связанные с питанием, не являются простым отражением жизненных условий. Они совершаются в результате преломления ситуации через систему ценностей самого человека, его привычки и предпочтения, а также его собственное представление о правильном питании.

По данным исследования, проведенного Социологическим центром РАГС в 2008 г.2, меньше половины респондентов (44,3%) имеют пред-

ставление о сбалансированном рациональном питании, слабо представляют 32,4%, а вообще ничего не знают 19,3% опрошенных.

В рамках разработки методологии исследования «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика» был выделен ряд факторов, с помощью которых возможен анализ субъективных представлений населения о культуре питания. Было определено, что соблюдение режима питания, предпочтения в выборе продуктов, частота употребления фаст-фуд являются показателями, определяющими культуру питания индивида.

На прямой вопрос о соблюдении режима питания треть опрошенных (30,6%) ответила утвердительно, почти половина респондентов (48,8%) отрицает соблюдение режима в приеме пищи, 20,6% затруднились ответить. Основной причиной, по которой население не соблюдает режима питания, являются нехватка времени и отсутствие привычки, что определяет в целом культуру питания населения.

Корреляционный анализ позволил выделить закономерности между соблюдением режима питания и объективными социально-демографическими факторами. Например, соблюдают режим питания 20,4% молодежи до 24 лет и 46,6% населения старше 60 лет. Женщины внимательнее следят за своим питанием, чем мужчины. Материальное положение респондентов почти не влияет на соблюдение режима питания. Нехватка денег, конечно, является причиной нерационального питания для респондентов с низким уровнем доходов, но все же остается незначительной (15,2%), основной причиной для опрошенных как с высоким уровнем дохода, так и с низким все же является отсутствие привычки соблюдать режим питания (43,2% и 46,8% соответственно).

Уровень образования не оказывает особого влияния на соблюдение режима питания, но причины отсутствия системы в питании различаются в группах с разным уровнем образования. Респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием как причину несоблюдения режима питания определяют нехватку времени (52,9%), а для 34,9% из них причиной является отсутствие привычки. Для респондентов со средним специальным, полным средним, неполным средним и начальным образованием ограниченность во времени становится менее важным фактором.

Рассматривая общую культуру питания, следует отметить, чем руководствуется население в выборе продуктов. Для респондентов с низким уровнем доходов главным критерием становится стоимость приобретаемой пищи (65,0%), только треть из них выбирает продукты, полезные для здоровья. Для опрошенных с высоким уровнем доходов главное - это вкусовые характеристики продукта (56,9%) и его качество (54,5%), 46,3% материально обеспеченных респондентов отмечают в продуктах важность пользы для здоровья.

Социология

9

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

Молодежь выбирает продукты, которые можно легко приготовить, особенно это становится важным для тех, кто проживает в столичных, краевых или областных центрах (33,3%), для сельской молодежи легкость в приготовлении не так принципиальна (23,0%). Пожилые респонденты также не определяют этот фактор как основной, легкость в приготовлении важна для 19% опрошенных от 60 лет и старше. Вероятно, необходимость быстроты приготовления пищи связана с занятостью населения на работе и учебе.

Быстрый ритм жизни заставляет людей экономить время, особенно в крупных городах. Городская суета проявляется во всем. Питание -не исключение. Предприятия быстрого питания становятся все более популярными, это подтверждают и результаты исследования. Почти половина жителей больших городов (43,7%) пользуются услугами сетевых предприятий фаст-фуд, для более мелких городов доля такой практики снижается, в селах 75,0% населения вообще не питаются в ресторанах быстрого питания. Очевидно, это связано с их отсутствием в деревнях. Фаст-фуд чаще употребляется мужчинами и, что занимательно, респондентами с высоким уровнем доходов. Быстрое питание особо популярно среди учащейся молодежи: постоянно пользуются услугами сетевых предприятий быстрого питания 15,5% опрошенных, иногда - 56,3% и только 28,3% не едят фаст-фуд.

Одним из существенных нарушений рационального питания является перекусы или еда всухомятку. По полученным данным, постоянно питаются всухомятку 15,8% опрошенных, среди молодых людей до 24 лет доля таких составляет 27,9%.

Достаточно недавнее изобретение пищевой промышленности - энергетические напитки - широко распространено в нашей стране. Так как эти напитки предназначены для всех тех, кто устал, но должен чувствовать себя бодрым и полным энергии, употребляют их в основном молодежь, студенты, среди респондентов до 24 лет доля употребляющих энергетики составляет 38,6%. Мужчины чаще пьют энергетические напитки, чем женщины (22,7% и 13,1% соответственно). Материальное положение, социальный статус, место жительства не оказывают существенного влияния на долю респондентов, употребляющих энергетические напитки. Процент опрошенных, не пьющих вредных для здоровья напитков, стимулирующих нервную систему, в целом по России высокий и составляет 82,7%. Таким образом, можно утверждать, что энергетические напитки не слишком популярны, но об их вреде не следует забывать, особенно молодым людям.

Тема здорового питания активно культивируется в различных медиа. В настоящее время сведения о питании в средствах массовой информации представлены достаточно ярко и широко. Существуют специализированные печатные СМИ, посвященные гастрономии и культуре

10

питания. Почти все телевизионные медиа, входящие в обязательный общедоступный список телеканалов, представляют зрителю передачи о вкусной и здоровой пище. Известные люди от шоу-бизнеса учат правильно питаться и готовить, создавая у населения образ успеха, красоты, здоровья. В данном случае закладывается идеология консюмеризма, основные тезисы которой сводятся к тому, что социальные проблемы решаются через стиль потребления.

Первый канал с 2009 г. запустил телепроект «Среда обитания» - документальное кино, посвященное в основном качеству потребляемых населением продуктов питания. Шокирующие факты, актуальные темы, известные медийные персонажи поднимают рейтинги программ о питании, об отражении жизненных условий населения. Таким образом, различные механизмы, влияющие на массовое сознание, по средствам медиа способны формировать некоторые моти-вационные установки на поддержание здорового образа жизни каждого отдельного индивида.

Почти половина экспертов (46,7%) считает, что телевидение в целом положительно влияет на приобщение людей к здоровому образу жизни, но 24,2% отмечают, что влияние это носит скорее отрицательный, нежели положительный характер. На вопрос о том, кто должен формировать корректное представление о здоровом образе жизни, 60,0% опрошенных отдают пальму первенства средствам массовой информации наряду с органами власти различных уровней. Но главным мотивирующим элементом для формирования здорового образа жизни все же является каждый отдельный индивид, так считают 70,8% опрошенных.

63,3% экспертов отмечают положительный эффект от телепередач о здоровом питании при ориентации населения на поддержание здоровья. В качестве просвещения и пропаганды здорового образа жизни одним из самых эффективных способов эксперты считают телепередачи и публикации в СМИ именно о здоровом питании.

Резюмируя полученные в ходе исследования данные, можно утверждать, что население хотя и идентифицирует здоровый образ жизни в первую очередь с рациональным питанием, но не придерживается такой практики. Анализ данных показывает, что в более мелких городах или селах следить за рационом немного легче вследствие меньшей занятости населения и отсутствия развитой системы общественного питания. Активный ритм жизни, работа, учеба отнимают много времени у молодежи и работающих взрослых в городах, режим питания является второстепенным обстоятельством. Рационально питаться может себе позволить более пожилое поколение, зачастую находящееся на пенсии и не работающее, но при этом сдерживающим фактором становится материальный вопрос.

Немаловажным обстоятельством становится то, что у большей части населения

Научный отдел

М.В. Калинникова. Социальные аспекты экологизации современного общества

отсутствует привычка правильно питаться, а познания о здоровой пище и рационе поверхностны. Потребителя интересуют вкусовые качества продуктов и легкость приготовления. Именно такие характеристики лежат в основе еды от предприятий быстрого питания, таким образом, становясь фаворитом у занятой и активной молодежи.

Подводя итог, можно говорить о неоднозначном, двойственном отношении российского населения к правильному питанию. Декларативно заявляя, что рациональное питание важно, придерживаются его единицы. У населения в целом формируется образ жизни, не идентифицирующийся со здоровьем, несмотря на то что по опросам важность крепкого здоровья оценивается респондентами по максимальной шкале (73,4%). В нашем обществе пока не сформирована культура здорового образа жизни, у населения отсутствует установка, привычка ежедневно заботиться о своем здоровье.

Примечания

1 Исследование проведено с 14 по 21 июня 2010 года. Опрошено 2400 человек в возрасте от 18 лет в 24 субъектах Российской Федерации по многоступенчатой квотной выборке, репрезентирующей размещение населения, соотношение жителей разных типов поселений, социально-профессиональные и демографические группы людей. Опрошено 240 экспертов в тех же субъектах РФ, в качестве которых выступали представители органов государственной власти и местного самоуправления, сотрудники предприятий государственной, частной и смешанной форм собственности.

2 «Совершенствование информационной базы системы здравоохранения и медицинских услуг посредством проведения выборочных статистических наблюдений» - исследование проведено Социологическим центром РАГС в 2008 г. методом анкетирования. Опрошено 2204 человека в возрасте от 15 лет в 24 субъектах Российской Федерации по общероссийской репрезентативной выборке.

удк 316.334.5

социальные аспекты экологиза современного общества

М.В. Калинникова

Саратовский государственный университет E-mail: kalinnikova1@rambler.ru

в статье современное общество рассматривается как социоприрод-ная система, охватывающая разные сферы жизни людей. Показано, что в условиях глобального экологического кризиса компромисс между потребностью социума и возможностями биосферы может быть достигнут путем кардинальной экологической трансформации всей жизнедеятельности человека и общества. выделены характерные черты экологизации современного общества. Ключевые слова: ноосфера, техносфера, экологическое общество.

social Aspects of Modern society's Ecologization M.V. Kalinnikova

In this article modern society considerate as social-nature's system which is enveloping different spheres of people live. It was proved that in case of global ecology crisis compromises between people wants and biosphere's possibilities may be find by the cardinal ecology transformation life-activity man and society way. It was distinguished particular characters of modern society ecologization. Key words: noosphere, technosphere, ecology society.

Проблема экологизации общества активно обсуждается и исследуется современной наукой под влиянием глобальных изменений планетарной оболочки Земли, вызванных научно-техническим прогрессом.

О необходимости кардинальной перестройки всего общественного сознания путем предельно широкой его экологизации говорилось еще в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.В. Докучаева, В.Н. Сукачёва, В.Н. Тимофеева-Ресовского, Т. де Шардена, К.Э. Циолковского, Н.Ф. Реймерса и др. Французский философ, ближайший предшественник классической социологии Шарль Монтескьё, размышляя над всеобщими законами человеческой природы, видел главную цель общества в сохранении человека и среды его обитания. Эта идея была созвучна направлению русской философии второй половины XIX в., которое мы сегодня называем русским космизмом. Как в естественно-научном течении русского космизма (Н.Г. Умов, Н.Г. Холодный, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), так и в религиозно-философских изысканиях (Н.Ф. Фёдоров, Н.А. Бердяев и др.) обосновано целостное видение мира, разумное включение человека в Природу, в Космос.

Дифференциация экологических знаний, формирование предпосылок социальной экологии, социологии города, институциональной социологии в 20-30-х гг. ХХ столетия приводят к выделению экологического фактора общественной жизни в

© М.В. Калинникова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.