Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Противоречия современных образовательных технологий
и проблемное обучение
к.и.н. доц. Харламова Т.И.
Университет машиностроения [email protected], 8(495)2230523 доб.1333
Аннотация. Формализация и бюрократизация в образовательной сфере вредны так же, как и в других областях жизни. Главная цель в образовании - научить мыслить, творчески усваивать знания, подготовить к жизни в социуме, полной противоречий, умению решать неотложные проблемы как на профессиональном, так и на обыденном уровнях. В решении задач, стоящих перед современной высшей школой, может помочь широко известный, но недостаточно на практике применяемый проблемный метод обучения. Проблемная ситуация в теории и на практике: содержание, формы, методы, способы.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемная лекция, инновации, информационные технологии.
Информационные технологии, технические инновации XXI века, бесспорно, делают более удобным, мобильным и широким, вплоть до глобального, процесс коммуникации и передачи информации. Компьютерная грамотность становится необходимой во всех сферах жизни, поэтому, в первую очередь, она широко внедряется в системе образования. Однако техническими инновациями как средством обучения нельзя подменять содержание образовательного процесса. Компьютерное тестирование как метод обучения становится едва ли не единственным при оценке уровня знания студента [5]. Одностороннее, навязчивое сверх меры компьютерное тестирование в средней и высшей школах как обязательный элемент контроля и аттестации со стороны чиновников от образования приводит, увы, к начетничеству, формализму, вынужденному затратному репетиторству, «натасюшанию на тесты»; злоупотреблениям и коррупции. Происходит подмена формирования человека мыслящего на отвечающего, угадывающего ответы тестов.
Формализация и бюрократизация в образовательной сфере вредны так же, как и в других областях жизни. Нарушается гармония формы и содержания. Не остается времени на главное в образовательно-воспитательном процессе. Главная же цель заключается в том, чтобы научить молодежь мыслить, творчески усваивать знания, подготовить к жизни в социуме, полной проблем и противоречий, выпускать из вуза специалистов, готовых ответственно решать острые и неотложные задачи как на профессиональном, так и на обыденном уровнях.
Задача эта наитруднейшая, тем более в условиях вхождения в информационное общество, когда компьютерная грамотность молодежи доминирует над общеобразовательным и моральным уровнем развития, подчас заменяет профессиональную и общеобразовательную подготовку [5]. Расплодившиеся формально испеченные «специалисты-двоечники» приводят в страшный трепет, потому что жизненно важные сферы - питание, здравоохранение, транспорт, охрана порядка и другие - становятся опасными для жизни. Вопрос подготовки квалифицированных кадров в современных условиях России становится насущной проблемой национальной безопасности.
В системе образования накопилось ряд острых проблем, требующих неотложного решения. Прежде всего формирование в студенте творческой личности с аналитическим мышлением с применением новых образовательных технологий [1].
В решении задач, стоящих перед современной высшей школой, может, в частности, помочь широко известный, но недостаточно на практике применяемый проблемный метод обучения.
Проблемное обучение - это система приемов, пробуждающая интерес студентов к по-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования иску решения проблем, в отличие от механического усвоения готовых знаний, включения механизмов мышления путем создания проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, необходимость делать выбор, принимать решения, разрешить возникшее затруднение, включать мышление и тем самым активизировать учебный процесс.
Проблемное обучение включает как творческое усвоение знаний, так и овладение способами, приемами познания, а значит, учит студентов мыслить, включая эмоционально-психологические мотивации, оказывает позитивное воздействие на общее развитие личности.
На практике применяются три основные формы проблемного обучения:
1) проблемные лекции, проблемное изложение материала преподавателем;
2) проблемные семинары, постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций преподавателем, частично-поисковая деятельность студентов во время практических занятий;
3) самостоятельная исследовательская работа студентов, постановка и решение проблемной ситуации при написании рефератов, подготовки докладов для студенческих научных конференций, выполнении работ в научных кружках.
Способы создания проблемных ситуаций зависят от проблемного уровня содержания учебного материала, готовности студентов к определенному типу самостоятельных действий.
Способы могут включать:
1) выбор ответа из нескольких вариантов и его обоснование;
2) выявление несоответствий, противоречий, сравнение и объяснение явлений, фактов;
3) установление и объяснение хронологической последовательности фактов, событий;
4) установление и объяснение соответствия понятий и их определений, персоналий и их деяний, хронологии и событий и т.д.;
5) переход от анализа единичных фактов к обобщению;
6) решение противоречий между теоретическими положениями и практикой их осуществления.
Требования к организации и условия применения методов проблемного обучения:
• учитывать особенности дисциплины, темы, времени, отведенного по программе; определить часть учебного материала для проблемного обучения, т.к. этот метод, затратный по времени;
• анализировать уровень знаний и навыков студентов для выбора уровня, формы, способа создания проблемных ситуаций;
• обеспечивать формирование системы знаний при постановке проблемы;
• выявлять и показывать противоречия в учебном материале, а не давать информацию в готовом виде;
• соотносить проблемную ситуацию с доступностью для студентов знаний и навыков;
• побуждать студентов к максимальной самостоятельности, деятельности, активности в процессе разрешения проблемных ситуаций;
• учитывать психологические особенности, эмоциональное состояние студентов, побуждающее к проявлению интереса, включению в процесс мышления и активной деятельности по разрешению ситуаций затруднения;
• использовать наглядность, информационные технологии как средства модернизации учебного процесса.
С формами и уровнем проблемного обучения связаны и соответствующие методы: 1) метод проблемного изложения, когда преподаватель демонстрирует образец постановки проблемы, путей, средств, приемов проблемного мышления и решения поставленной познавательной задачи (используется на проблемной лекции);
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
2) эвристический метод - частично-поисковый, когда преподаватель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему и вовлекает студентов в процесс ее решения (испош>зуется частично на лекциях и семинарах);
\ V» V» ч и
3) исследовательский метод - самый сложный уровень самостоятельной работы студентов, когда студенты сами видят противоречие, формулируют проблему и ее решают.
В лекционном проблемном обучении необходимо добиваться того, чтобы слушатели не только пополняли свои знания, но и овладевали приемами продуктивного мышления, умением правильной организации своего интеллектуального труда, формировали стиль умственной работы.
Типичным недостатком лекции, на взгляд студентов, оставляющих комментарии на сайтах Интернета, является то, что лектор демонстрировал свою эрудицию, но не сумел вовлечь слушателей в процесс сопереживания, мышления.
Истоки идеи проблемного обучения уходят в далекое прошлое, где они рассматривались в тесной связи с развитием у обучаемых самостоятельности, активности как важнейших качеств личности, определяющих характер ее умственной и практической деятельности. Достаточно, к примеру, вспомнить эвристические беседы Сократа как средство активизации познавательной деятельности, идеи развивающего обучения в педагогических системах Я. А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других знаменитых педагогов. В частности, немецкому педагогу А. Дистервегу принадлежит изречение, актуальное и сегодня для проблемного обучения: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».
Проблемная ситуация создается лектором как такой момент психологического и интеллектуального состояния обучаемого, который характеризуется осознанием недостаточности или противоречивости ранее приобретенных знаний и побуждением слушателей к активным поискам решения теоретико-познмательных или практических вопросов.
Проблемная задача - это проблема, но при заданных условиях или параметрах. Постановка проблемной задачи как бы моделирует процесс творческого характера. Здесь сливаются воедино интерес к поставленной проблеме, высокая эмоциональная, интеллектуальная и волевая напряженность, стремление слушателей рационально организовать свою мыслительную деятельность, творческие поиски, включающие в себя многосторонний анализ, выдвижение ряда гипотез, нахождение оптимального варианта решения задачи.
В лекционной практике применяются в основном три способа сообщения учебного материала: информационный, объяснительный и проблемный.
Информационный способ предусматривает сообщение основных вопросов темы путем прямой, последовательной передачи учебного материала. Задача лектора в этом случае сводится к тому, чтобы дать студентам программный материал, добиться его уяснения и фиксации в конспектах лекций. Подобное изложение не предполагает размышления над отдельными вопросами, решение проблемных задач. На активность аудитории в этом случае влияют содержание материала, его наглядность, доступность.
Объяснительный способ изложения лекционного материала является более эффективным в плане развития творческого, продуктивного мышления. В нем лектор путем объяснения, анализа фактов, явлений, раздумий над ними увлекает безмолвных собеседников в мир своих мыслей и способом мышления побуждает студентов к раздумью над проблемой, к совместному анализу фактов, раскрытию их содержания. Достигается это постановкой перед аудиторией проблемных вопросов, имитаций поисков причин явления, поощрением стремления самостоятельно разобраться в данном вопросе. При применении объяснительного способа, как правило, наблюдаются устойчивое внимание студентов к рассуждениям лектора, желание быть его безмолвным собеседником. Объяснительный способ изложения чаще избирают опытные педагоги, хорошо владеющие арсеналом методических средств устного выступления.
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
Проблемный способ изложения лекционного материала позволяет в значительной степени повысить уровень активности взаимодействия лектора и аудитории, обеспечить развивающий характер образования. В его основе лежит создание и разрешение проблемных ситуаций с учетом минимума знаний, навыков, умений у студентов, интереса к проблеме, потребности самостоятельного поиска и решения возникшего вопроса.
Теория проблемного обучения включает в себя определенную типологию проблемных ситуаций.
Первый наиболее общий и распространенный тип связан с недостаточностью у студентов прежних знаний для объяснения нового материала. Проблемная ситуация здесь возникает при условии, если аудитория не может ответить на сложный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип проблемной ситуации в лекции возникает тогда, когда студенты сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Проблемная задача возникает тогда, когда лектор приводит различные точки зрения по заявленному вопросу, не высказывая своего отношения. Лектор ориентирует слушателей на определение самостоятельной позиции. Такая постановка вопроса позволяет в дальнейшем, на семинарском занятии, организовать творческую дискуссию, явившуюся следствием проблемного подхода к изложению лекционного материала.
Третий тип проблемных ситуаций возникает в том случае, если имеются противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической трудностью ее преодоления, внедрения, распространения. Поиски выхода из этого противоречия - результат самостоятельного мышления студента.
Четвертый тип проблемных ситуаций наблюдается тогда, когда у слушателей отсутствует умение видеть за разрозненными фактами определенные обобщения, закономерности.
Однако было бы упрощением сводить смысл проблемной лекции лишь к созданию в ней различного типа названных ситуаций. В плане лекционного воздействия на сознание, чувства, волю слушателей целесообразно поставить вопрос: можно ли формировать продуктивное, творческое мышление у студентов без актуальной, познавательно-знатамой, теоретически-содержательной тематики? Познавательных ситуаций в каждой лекции можно создать много, но это не приводит к повышению результативности лекций. Если изъять из лекции ценностно-содержательную составляющую, то останется лишь проблемная форма, не имеющая большой теоретической и практической значимости. Здесь нужно не количество, а значимость познавательной ситуации.
Создание проблемной ситуации в лекции, возбуждение познавательных интересов студентов, развитие их интеллектуальной активности во многом обусловливается характером острых вопросов, которые выводят слушателя за пределы имеющихся у него знаний и которые отражают реальные противоречия нашей жизни, которая во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека первоначально кажется.
В теории проблемного обучения выделяются различные его уровни, в зависимости от степени развития интеллектуальных способностей обучаемых, их опыта, объективной сложности материала, бюджета учебного времени и других факторов.
Первый уровень характеризуется таким изложением лекционного материала, когда оно носит характер воспроизведения поисков, выдвижения гипотез, их доказательств, нахождения решения и оценки конечных результатов. При этом лектор воздействует на формирование продуктивного, творческого мышления слушателей демонстрацией логики подхода к рассмотрению сложной задачи, вызывает эффект соучастия обучаемых в мышлении и рассуждениях.
На первом уровне проблемного изложения лекционного материала лектор в своем воздействии на умственную деятельность слушателей опирается на действие объективного со-циально-псгаологического закона подражания, поскольку студенты перенимают у него ло-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования гику подхода к разрешению сложной проблемы несмотря на то, что в этих рассуждениях не участвовали.
Второй уровень проблемного изложения лекции достигается тогда, когда лектор создает проблемные ситуации, а студенты вместе с ним включаются в их разрешение. Выступление в таком случае теряет форму монолога, в его изложение вносятся элементы беседы, дискуссии. Это предполагает обращение к залу высказаться о причинах того или иного явления, высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с другими высказываниями, уточнить свою позицию, т.е. активно участвовать в осмыслении поставленного вопроса. В итоге лектор обобщает высказанные мнения, подводит к объективно обоснованному научному выводу, умению слушать и слышать собеседников, от частного переходить к общему.
Третий уровень проблемного о бучения происходит, когда проблемная ситуация создается преподавателем, а ее разрешение происходит в ходе самостоятельной работы на семинарах.
Четвертый уровень проблемного обучения включает осознание проблемы самими студентами на основе специально подобранных преподавателем фактов. Как правило, создание такого уровня целесообразно ввести для ориентации студентов на самостоятельное изучение той или иной проблемы.
Алгоритм решения учебной проблемы включает ряд составных элементов: возникновение проблемной ситуации; анализ ситуации и постановка проблемы; составление плана решения проблемы; попытка решения проблемы известным способом; поиски нового способа решения (логические рассуждения, интуиция); нахождение нового способа решения; выдвижение предположений; расчленение на частные проблемы; формулирование гипотезы; доказательство гипотезы и проверка правильности решения. Овладение преподавателем этим алгоритмом позволяет обеспечить проблемное обучение и активизировать познавательную деятельность обучаемых.
Проблемный характер лекционного изложения достигается применением в нем двух групп способов и приемов.
Первая группа объединяет способы и приемы, связанные с вычленением содержания и компоновкой лекционного материала. В нее входят отбор проблемного по содержанию материала с включением в него важнейших задач; отражение в материале данных из различных областей знания; определение вопросов, составляющих ядро проблемной ситуации; анализ дискуссионных мнений по отдельным вопросам; определение метода изложения лекционного материала; формулировка выводов и рекомендации студентам для самостоятельной работы.
Само содержание лекционного материала содержит в себе много стимулов, развивающих любознательность и умственную активность слушателей. К ним следует отнести новизну сведений, яркость фактов и примеров, оригинальность выводов, неожиданный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и другие. Эту новизну и глубину изложения могут дать интересные факты и детали, привлекаемые лектором из дополнительной литературы и окружающей жизни.
Вторая группа способов и приемов проблемного обучения включает в себя психологическую установку слушателей на творческое восприятие и осмысление лекционного материала; применение проблемного метода изложения лекции; приемы создания проблемных ситуаций в ней; приемы активизации творческого мышления слушателей, вовлечение их в ход рассуждений лектора; применение информационных технологий, технических средств, наглядности с целью активизации умственной деятельности обучаемых. Одним из таких приемов является подведение аудитории к противоречию с предложением найти его решение.
Проблемные ситуации могут возникнуть и стихийно, поскольку каждому раскрываемому в устной речи явлению свойственны свои противоречия, которые не остаются незаме-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ченными аудиторией. Сглаживать их, как это делают отдельные лекторы, нецелесообразно, гораздо лучше использовать их для активизации творческого мышления обучаемых, если даже приходится отступать от плана занятия.
К созданию проблемной ситуации может привести изложение лектором различных точек зрения на рассматриваемый вопрос с одновременным предложением студентам определить из них наиболее убедительную, аргументированную.
Отдельным лекторам при этом свойственна нетерпеливость. Они стремятся побыстрее сами разрешить поставленную проблему, растолковать сложные вопросы, указать пути их преодоления. В этом случае преподаватель упускает возможность активизировать познавательную деятельность аудитории через создание обстановки, дающей возможность для развертывания борьбы мнений по важнейшим и актуальным вопросам. Опытные лекторы активно используют этот прием создания проблемной ситуации для повышения эффективности усвоения материала.
Эффективным приемом создания проблемной ситуации является побуждение слушателей делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Сравнение в познании человека играет огромную роль. Отмечая это, ученый и педагог К.Д.Ушшюкий писал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение. Прием сравнения требует от аудитории умения находить существенные внутренние связи в лекционном материале, обращать внимание на причинно-следственную обусловленность изучаемых явлений и процессов.
В ходе рассуждений лектор применяет прием сравнения, основанный на анализе содержания двух понятий, нахождения общего и специфического в каждом из них. Этот анализ и сравнение, сопоставление его результатов по существу является поиском ответа на поставленный вопрос, таким поиском, за которым внимательно следит аудитория, хотя сами студенты непосредственного участия в этом не принимают, а только следуют логике мысли лектора.
Применение сравнения как приема создания в лекции проблемной ситуации предполагает наличие у преподавателя определенных методических навыков и соблюдение педагогических условий. Здесь крайне важно иметь общее основание сравнения, сопоставлять понятия, равные по объему, четко формулировать тезис, подбирать убедительные аргументы и побуждать к такой работе самих студентов.
Всегда ли лектор может применять охарактеризованные приемы в ходе изложения лекционного материала? Нет, не всегда. Если содержание лекции сложно для аудитории, то слушатели просто психологически не готовы к проблемному изложению лекции, и тогда, образно говоря, призыв лектора к обсуждению острого вопроса остается «гласом вопиющего в пустыне».
В данной ситуации уместно применять такой методический прием, как имитация поисков причин, факторов, характеризующих содержание рассматриваемой проблемы, т.е. использовать закон подражания. Слушатели следуют логике речи преподавателя и перенимают стиль его мышления.
Применение приема имитации придает проблемный характер изложению лекционного материала, поскольку побуждает слушателей к осмыслению логической последовательности в раскрытии проблемы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений. Такое изложение вызывает эффект соучастия слушателей в коллективном решении рассматриваемых вопросов, в открытии новых знаний.
Проблемное изложение материала повышает внимание аудитории, в том числе с применением наглядности, технических средств обучения, информационных технологий. От анализа содержания темы зависит подбор, оценка, оптимальное распределение средств наглядности в процессе подготовки проблемной лекции.
Хотя средства наглядности, применяемые в ходе лекционного изложения материала
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования (звукозапись, схемы, таблицы, фотоматериал, компьютерные материалы, презентации на основе информационных технологий и т.п.) выполняют вспомогательную роль, но от этого их значение не умаляется. Оно состоит в том, что их применение позволяет вносить в познавательную работу студентов наглядность, конкретность, образность, добиваться разнообразия форм восприятия, оказывать благотворное влияние на эмоциональную, нравственную и эстетические стороны обучаемых.
Педагогически целесообразное и обоснованное применение средств наглядности расширяет возможности более глубокого понимания того или иного вопроса, раскрываемого в лекции. Но все это зависит от методического мастерства преподавателя, его умения управлять вниманием аудитории, направлять его на восприятие главного. Лектору крайне важно добиваться того, чтобы каждое из используемых наглядных пособий имело определенную смысловую нагрузку, помогало ему активизировать восприятие и мышление слушателей, нацеливать их на размышления.
Не всегда есть условия в аудитории для применения информационных технологий, компьютеров и даже простых средств наглядности. В арсенале средств воздействия на аудиторию у каждого лектора есть вид наглядности, который является его личным достоянием и находится с ним постоянно. Это словесно-образная наглядность. Основу ее составляют яркие факты, выразительные примеры, сравнения, выдержки из произведений литературы, поэзии, прозы, афоризмы и многие другие элементы словесного воздействия на эмоциональную и рациональную сторону личности.
Применение лектором произведений искусства, ссылки на литературу, рекомендации ее слушателям, обращение внимания на связь с конкретным содержанием темы лекции может побудить молодежь к непосредственному знакомству с произведениями литературы и искусства как в печатной, так и электронной версиях, в различных Интернет-ресурсах. Их использование придает эмоциональную, эстетическую, воспитательную направленность лекции.
Подготовка и чтение проблемной лекции требуют от преподавателя не только умелого владения арсеналом средств создания проблемных ситуаций, но и высокой эрудиции, активной жизненной позиции, творчества, профессионального мастерства.
Студенческая аудитория ждет от преподавателя свежести мысли, постановки острых актуальных проблем, научности, яркой формы в изложении материала. Студенты активизируют свою работу тогда, когда видят, что педагог вложил в содержание лекции свои знания, свою позицию, свое отношение к жизни, к рассматриваемым проблемам, когда он не уклоняется от острых актуальных вопросов. Бесцветные, бедные по своему содержанию и шаблонные по методике лекции не оставляют в сердцах обучаемых никакого следа.
Выводы
Применение проблемного метода позволяет в значительной мере повысить эффективность учебного процесса, обеспечить высокий уровень взаимодействия преподавателя и студенческой аудитории.
Создание в ходе лекций и семинаров проблемных ситуаций активизирует познавательную деятельность студентов, повышает качество их знаний, вооружает их методами научного подхода к анализу различных явлений и процессов.
Важно и то, что проблемный уровень обучения во многом обусловливается теоретической, профессиональной подготовкой, методическим мастерством самого преподавателя.
Проблемный метод базируется на умении преподавателя владеть всем арсеналом средств и приемов создания проблемных ситуаций. Наиболее эффективными их них являются: установка аудитории на творческое восприятие и осмысление учебного материала; изложение различных точек зрения на рассматриваемый вопрос и определение научно обоснованной в ходе обсуждения; подведение обучаемых к противоречию и совместное выяснение причин его породивших; анализ фактов, содержащих в себе неоднозначное решение их; вы-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования зов студентов на полемику постановкой проблемных задач и руководство дискуссией и другие.
Само проблемное обучение не является самоцелью. Оно направлено на активизацию познавательной работы студентов, на развитие у них творческого мышления и интеллектуальных навыков и умений.
Литература
1. Дмитриев А.Е., Минухина Н.В. Поиски инноваций в преподавании гуманитарных дисциплин в условиях реформы высшего образования // Известия МГТУ «^АМИ». - 2008. -№2. - с. 191-196. - Библиогр.: с. 196.
2. Кудрявцев ВТ. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с.
3. Латышина Д.И. История педагогики История образования и педагогической мысли). // Д.И. Латышина Гардарики, 2003. - 399 с.
4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.:»3нание», 1974. - 64 с.
5. Рыбина МБ. Интерактивные методы обучения в процессе формирования навыков работы со специальной литературой гуманитарного цикла // Материалы (CD) 77 Международной научно-те^шческой конференции ААИ «^томобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», 27-28 марта 2012 г.- М., МГТУ «^ШУМ», 2012.
6. Харламова Т.И. Инновационные методы обучения в цикле гуманитарных дисциплин // Материалы (CD) Международной научно-те^шческой конференции ААИ «Автомобиле-и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «тМИ» 17 ноября 2010 г.- М., МГТУ «^МИ» 2010, с. 487-491.
7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦДО, 2005 - 222 с.
Лексикографическое описание технических терминов (современный подход)
к.филол.н. доц. Закирова ЕС.
Университет машиностроения 8(495) 223-05-23, [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами лексикографического описания технических терминов. Особое внимание уделяется анализу принципов построения, параметров и функций терминологического словаря. Большое значение, по мнению автора, имеет семантизация описываемых единиц, специфика которых собственно и определяет парадигму словарной статьи и структуру терминологического словаря, главным образом, на основе тематического принципа.
Ключевые слова: лексикография, терминография, упорядочение терминов, функции терминологического словаря, терминосистема, лексикографические параметры, структура словарей, словарная статья.
Термины как объекты лексикографического описания достаточно активно обсуждаются и лексикографами, и терминологами, и постоянно находятся в центре внимания исследователей, поскольку составление словарей и глоссариев различных отраслевых терминосистем является практически важным и необходимым. В отечественной лексикографии вопросы теоретического осмысления подачи терминов в словаре достаточно широко рассмотрены в работах, посвященных основам научно-те^шческой лексикографии, таких авторов, как АС. Герд, СБ. Гринев, СБ. Никитина, ЮЛ. Марчук, З.И. Комарова, В Д. Табанакова.
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами создания отрасле-