УДК 34.096
Т.В. Курило
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ РЕДКИМИ И ВЫМИРАЮЩИМИ ВИДАМИ ЖИВОТНЫХ В ИНТЕРНЕТЕ (На примере законодательства Республики Беларусь)
В работе отражен анализ влияния сети Интернет на развитие торговли редкими и вымирающими видами животных, приводится информация о масштабах развития такого рынка, анализируются уже принятые способы противодействия незаконной торговле через Интернет. Целью работы является определение основных причин и возможных мер борьбы с распространением торговли редкими и вымирающими ресурсами посредством всемирной паутины.
Ключевые слова: проблемы охраны природных ресурсов, закон, интернет, браконьерство, необходимые меры.
T.V. Kuryla
COUNTERING THE TRADE OF RARE AND ENDANGERED SPECIES OF ANIMALS ON THE INTERNET
(By the example of the legislation of the Republic of Belarus)
The article reflects an analysis of the impact of the Internet on the development of the Commerce of rare and endangered species of animals provides in-formation on the extent of development of this market and analyzes the already accepted methods of controlling the traffic through the inter-net. The aim of this work is to identify the main causes and possible measures to combat the spread of the trade in rare and endangered-forming resources via the World Wide Web.
Keywords: problems of protection of natural resources, law, Internet, poaching, and the required actions.
В условиях глобализации развитие международной торговли создает для человечества не только новые возможности путем легального рыночного обмена товаров, технологий и услуг, но и порождает серьезные угрозы из-за появления незаконного сегмента мирового рынка. В нем предметом нелегальной торговли, в том числе с исполь-
81
зованием возможностей Интернета, становятся такие вещи, как оружие, наркотики, редкие объекты животного и растительного мира. Для мирового сообщества противодействие нелегальной торговли редкими природными ресурсами стало актуальной задачей, которая имеет как природоохранный аспект, так и нормативно-правовой.
Однако проблема правовой охраны природных ресурсов охватывают необычайно широкий круг вопросов и, несмотря на то, что сегодня им придается как никогда серьезное значение, они до сих пор не получили должного понимания ни в обществе, ни в системе государственного управления, ни в правовой сфере [1, с. 120]. Незаконный бизнес в области трансграничной торговли животными и растениями ежегодно достигает 200 млн дол. США [2]. Любой вид живых организмов имеет потенциальную ценность, так как сегодня невозможно предсказать, какие именно биологические свойства окажутся наиболее востребованными и незаменимыми для выживания человечества уже в ближайшем будущем.
Актуальность вопросов, связанных с ростом незаконного торгового оборота объектов животного и растительного мира, привела к подписанию в 1973 г. Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, более известной, как Конвенция СИТЕС1. В настоящее время под текстом Конвенции подписались представители 179 стран-членов ООН. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции СИТЕС 20 января 1994 г.2
Положения Конвенции реализуются посредством согласованных международных процедур по контролю объектов СИТЭС, включенных в список редких и исчезающих животных и растений, торговлю которыми необходимо регулировать, дабы минимизировать ущерб данным популяциям.
Свыше 34 тыс. видов дикой фауны и флоры, торговля которыми должна находиться под контролем таможни и других правоохранительных органов государств-участников Конвенции, систематизированы в соответствии с тремя Приложениями к документу. Системати-
1 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения : подписанная 3 марта 1973 г. в Вашингтоне // СПС «КонсультантПлюс».
2 О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения : постановление Верх. Совета Респ. Беларусь № 3462-XII от 20 дек. 1994 г. // Там же.
82
зация осуществляется исходя из того, насколько реальна угроза исчезновения того либо иного вида и, следовательно, каков уровень необходимой защиты [3, с. 362].
Приложение I представлено видами, находящимися под угрозой непосредственного исчезновения, следовательно, торговля такими видами может отрицательно сказаться на их существовании и должна подвергаться тотальному контролю всего международного сообщества. Исключения могут быть сделаны в случае трансграничного перемещения живых животных в целях создания, к примеру, схем размножения в неволе.
Приложение II по количеству включенных в него видов самое многочисленное. Здесь представлены виды, которые, хотя и не находятся на грани исчезновения в данный момент, но могут оказаться в таком положении при стечении определенных обстоятельств, например, если торговля такими видами не будет строго регулироваться, и достигнет масштабов, несовместимых с их выживанием. Виды, включенные в данный перечень, подлежат трансграничному перемещению только при условии предоставления определенного разрешения СИТЕС [4]. К слову, такой разрешительный документ в Республике Беларусь выдается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды1.
Добавление в приложение III осуществляется по предложению одной из стран-участниц Конвенции о тесном взаимодействии других стран государств для защиты того или иного вида.
Анализ практической реализации Конвенции СИТЕС показывает, что на практике сотрудники таможенных органов, в том числе в Республике Беларусь, не всегда обладают достаточными знаниями и информацией, позволяющими им идентифицировать тот либо иной вид. Типичным примером такой ситуации может служить перемещение через таможенную границу сокола редкого вида, охраняемого Конвенцией СИТЕС, под видом орла, не подпадающего под защиту Конвенции.
На практике широкое распространение получили случаи незаконного перемещения через таможенную границу объектов СИТЕС физическими лицами в некоммерческих целях. Приобретая подобные
1 О мерах по обеспечению выполнения Республикой Беларусь обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения : постановление Кабинета министров Респ. Беларусь №350 от 3 июля 1995 г. // СПС «КонсультантПлюс».
83
товары заграницей, люди порой не подозревают, что имеют дело с редкими или исчезающими видами, находящимися под международной защитой. Проблема неосведомленности, низкой правовой грамотности населения в сфере защиты редких видов фауны и флоры остается весьма актуальной и для Беларуси [5].
На сегодняшний день наиболее актуальным является изучение ситуации, связанной с незаконным оборотом объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке, а также качественного и количественного состава вовлеченных в него лиц позволяет дать характеристику категорий граждан — участников нелегального оборота.
В настоящее время на территории Приморского, Хабаровского краев и Амурской области активно работают российские, корейские и китайские перекупщики. Конечная цель российских перекупщиков — перепродажа товара китайцам или корейцам. Объявления о скупке и продаже мускуса кабарги, желчи медведя — обычное явление в средствах массовой печати, на сайтах Интернет. Части животных наиболее активно скупаются во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Уссурийске, Лесозаводске, Дальнереченске, Кавалерово.
Непосредственно браконьерским промыслом на территории Приморья занимаются: жители населенных пунктов в сельской местности, имеющие огнестрельное оружие; охотники-любители, имеющие высоко проходимый автотранспорт; военнослужащие и пограничники, имеющие охотничье или табельное огнестрельное оружие и проходящие службу на погранзаставах или в отдаленных гарнизонах; граждане КНР и КНДР.
Наибольшую обеспокоенность правоохранительных и природоохранных органов вызывает браконьерство со стороны граждан Китая, а также китайских перекупщиков, стимулирующих незаконную деятельность российских браконьеров.
В Интернете и средствах периодической печати встречаются сведения о готовности поставлять на заказ тропических земноводных и пресмыкающихся и Китая, и стран Индокитая. Имеется информация о поставках воздушным и автомобильным транспортом из Китая тропических видов земноводных и пресмыкающихся, причем как встречающихся непосредственно в Китае, так и обитающих в Бирме и во Вьетнаме [6, с. 124].
Всемирная паутина стирает границы и позволяет осуществлять незаконные операции в международных масштабах. Кроме того,
она дает возможность проводить сделки в режиме реального времени и обеспечивает анонимность. Ко всему прочему онлайн-торговля помогает обходить национальное природоохранное законодательство и широко рекламировать товары, запрещенные к продаже в отдельных странах.
Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15 марта 1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.; Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (1995); законы Республики Беларусь: «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991); «Об охране окружающей среды» (1992); «О государственной экологической экспертизе» (1993); «Об отходах производства и потребления» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об охране атмосферного воздуха» (1997), «Водный кодекс Республики Беларусь» (1998) и др.1
Кроме того, отдельные статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь и Административного кодекса Республики Беларусь регламентируют ответственность за экологические правонарушения.
С 2004 г. IFAW проводит мониторинг незаконной Интернет-торговли. Полученная информация используется для оценки ущерба, нанесенного живой природе, а также для противодействия неконтролируемому коммерческому использованию диких животных и растений.
Крупнейшее исследование онлайн-торговли — Killing with Keystrokes — было проведено IFAW в 2008 г. Оно продолжалось три месяца. За это время специалисты фонда изучили 183 общедоступных сайта в 11 странах, предлагавших как самих диких животных, так и изделия из них. Необходимо особо подчеркнуть, что речь шла о представителях животного мира, которые охраняются Конвенцией о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), более того — входят Приложение 1 СИТЕС (список видов, в силу особо тяжелого положения прежде всего нуждающихся в охране). IFAW зафиксировало 7 122 нарушения:
1 Правовое регулирование охраны окружающей среды. 2014. URL: http:// www.mybntu.com/general/ecology/pravovoe-regulirovanie-oxrany-okruzhayushhej-sredy.html (дата обращения: 5 мая 2016 г.).
аукционы, рекламные страницы и объявления (заявленная стоимость — 3 870 000 дол. США).
В данном исследовании в качестве одного из крупнейших и разнообразнейших рынков по торговле дикими животными и их производными предстает Евросоюз, причем более 15 % случаев торговли видами из Приложения 1 СИТЕС пришлось на долю Великобритании, Франции и Германии (65 % реализуемого товара составляли изделия из слоновой кости). Что касается США, то там отмечалось более трети (от общего числа зафиксированных) случаев противозаконной онлайн-торговли.
В России IFAW проводил исследования на предмет выявления случаев сомнительной или нелегальной Интернет-торговли дикими видами и изделиями из них в 2005, 2012 и 2013 гг. Главным образом, на территории РФ объектами браконьерства выступают белый медведь, тигр, сайгак и некоторые виды хищных птиц.
Впрочем, одновременно на рынке довольно широко представлены также изделия из экзотических животных — слонов, носорогов, питонов, многих видов приматов. Это создает дополнительную угрозу их популяциям в природе.
В ходе двух проведенных IFAW в 2013 г. исследований в российском сегменте интернет-пространства было обнаружено 93 объявления о торговле частями белых медведей.
На состоявшемся в декабре 2013 г. в Москве Международном форуме по охране белого медведя директор российского представительства IFAW Мария Воронцова сообщила: «Данные нашего исследования наглядно свидетельствуют: закупаемые у браконьеров в России шкуры выставляются магазинами как привезенные из Канады. К сожалению, лишь в единичных случаях, можно допустить, что покупателям предлагаются шкуры белых медведей действительно из Канады. Таким образом, мы можем утверждать, что возможность легального оборота канадских шкур является прикрытием для браконьерской торговли»1.
Дело в том, что Канада является единственной страной, которая все еще разрешает убийство и продажу белых медведей на мировом рынке. Такая ситуация стимулирует развитие браконьерства в России
1 Белорусский зеленый портал. URL: httpY/old.greenbelarus.mfo/rus/новости/ 1106/ (дата доступа: 5 мая 2016 г.).
(ежегодно добываются нелегально несколько десятков особей), где охота на этих животных и производство изделий из них официально запрещены. Напомним, странами ареала обитания белого медведя являются Россия, США, Канада, Норвегия и Гренландия (Дания). В Норвегии действует полный запрет на добычу белых медведей (за исключением случаев отстрела в целях самообороны), в Гренландии же и США добыча белых медведей разрешена коренному населению.
Между Россией и США подписано соглашение о введении квот на добычу белых медведей аборигенами Аляски и Чукотки.
Продажа-покупка в русскоязычном интернет-пространстве некоторых входящих в списки СИТЕС (CITES) животных, их частей и производных1
Животное, продукция Количество объявлений (продажа/покупка, %) Разброс цен, р. Средняя цена по всем объявлениям, дол.
2013
Белый медведь, шкуры, ковры 30 (28/2) 90 000-1 500 000 за шкуру 30 000
Сайгак, рога Более 100 (20/80) 2 000-50 000 за пару рогов 200
Обезьяны 20 (100/0) 50 000-80 000 2 000
Соколы, орлы Около 40 (70/30) 5 000-65 00 1 000
Кораллы Более 100 (90/10) 400-2 600. 30
Носорог, рог Около 50 (60/40) 390 000-900 000 за рог 20 000
2014
Белый медведь 93 (87/6) 90 000-2 200 000 за шкуру 36 000
Тигр 28 (24/4) 400 000-1 000 000 за шкуру 20 000
Слон, бивень 27 (14/13) 1 600-26 000 за кг 400
26 000-165 000 за бивень 2 000
Носорог, рог 43 (11/32) 33 000-710 000 за кг 10 000
Сайгак, рога 89 (48/41) 3 300-6 500 за кг 200
1 600-53 000 за пару рогов 900
Обезьяны 85 (84/1) 6 500-215 000 2 300
Хищные птицы, птенцы 86 (76/10) 800-65 000 250
Кораллы живые 37 (37/0) 650-6 500 50
1 Интернет-торговля редкими видами животных и растений 2014. URL: http://www.ifaw.org/sites/default/files/-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0% BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F2014_Octpdf. (дата обращения: 5 мая 2016 г.).
Итак, в 2014 г. очевиден рост предложений по белому медведю. По сайгаку он остается относительно неизменным с тенденцией к небольшому снижению, что же касается кораллов, наблюдается снижение предложений в исследуемом сегменте. Тигр включен только в исследование 2014 г., так как в 2013 г. данные не анализировались.
В русскоязычном сегменте Интернета публикуются также сотни объявлений о покупке/продаже изделий из бурого медведя, волка, кабарги, а также дериватов этих животных (шкуры, чучела, предметы мебели, кости, клыки, медвежий жир, мускус кабарги и т. п.). Так как перечисленные виды не считаются находящимися под угрозой исчезновения, то лицензионная охота на них подогревает соответствующий спрос и предложение в интернет-пространстве, а это, в свою очередь, приводит к активизации браконьеров и росту оборота нелегальной торговли. В итоге в серьезной опасности оказываются даже популяции животных, не занесенных в Красную книгу.
Интернет облегчает для преступников незаконный оборот диких видов и дериватов (изделий из животных). В Сети продавцам легко удается скрывать данные о себе и предоставлять покупателям ложную информацию о происхождении товара (например, когда речь идет о том, из какого животного изготовлены те или иные изделия, откуда они доставлены). Однако стоит заметить, что веб-сайты начинают запрещать продажу продуктов из диких животных на своих площадках. В свою очередь потребители стали лучше осознавать ненадежность покупки подобных изделий через Интернет. Также влияние на решение потребителей оказывает осознание масштабов ущерба природе, который наносит торговля редкими и исчезающими видами через Интернет.
Международный фонд защиты животных (IFAW) сотрудничает с несколькими крупнейшими площадками онлайн-торговли в целях прекращения продажи на них слоновой кости. В 2009 г. компания «eBay, Inc.» запретила реализацию предметов из слоновой кости на всех своих веб-сайтах во всем мире. Вскоре после этого китайские веб-сайты «Alibaba» и «Taobao» также запретили продажу ряда продуктов из слоновой кости. В июле 2014 г. веб-сайт «Etsy» наложил запрет на реализацию на своей площадке не только слоновой кости, но и всех других изделий, произведенных из диких животных.
Многие не знают о коммерческом обороте диких животных или не понимают, какой вред он наносит фауне. Организации, занимающиеся охраной животных и обеспечением их благополучия, делают
все возможное для того, чтобы собрать и предать гласности максимально полные данные о торговле дикими видами и ее последствиях, а также осуществляют помощь правоохранительным органам в выявлении и предотвращении случаев незаконной торговли животными.
Всемирная паутина стирает границы и позволяет осуществлять незаконные операции в международных масштабах. Кроме того, она дает возможность проводить сделки в режиме реального времени и обеспечивает анонимность. Также онлайн-торговля помогает обходить национальное природоохранное законодательство и широко рекламировать товары, запрещенные к продаже в отдельных странах.
Многие страны, штаты и города приняли законы, защищающие диких животных от коммерческой торговли. Однако законы не исполняются или же наказания являются недостаточно серьезными.
Итак, основными причинами торговли редкими и исчезающими видами являются: международная торговля дикими животными и растениями — обширный и продолжающий бурно развиваться бизнес, позволяющий получить хороший доход; продукция, изготовленная из диких животных и растений, обеспечивает важные отрасли промышленности, такие как деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, фармацевтическая, легкая и т. д.; открытие государственных границ; несовершенство законодательной базы; легкость реализации сделок по торговле редкими и исчезающими видами (как через Интернет, так и вне его).
Таким образом, можно сделать вывод, что для того, чтобы защитить животных от незаконной торговли, необходимо направить усилия на информатизацию потребителей обо всех последствиях такой деятельности, как для природы, так и для людей. Это позволит им осознанно прекратить покупку диких животных и произведенные из них изделия. Необходимо обеспечить жесткий контроль за исполнением законов для того, чтобы предотвратить торговлю дикими видами и возможные ее последствия.
Список использованной литературы
1. Люцик В.В. Международно-правовая охрана окружающей среды : курс лекций / В.В. Люцик. — Алматы : НИЦ Касп. общ. ун-т, 2008. — 120 с.
2. Wijnstekers W. The evolution of CITES: A reference to the Convention on international trade in endangered species of wild fauna and flo-
ra [Electronic resource] / W. Wijnstekers // CITES. — 2011. — Mode of access: www.cites.org/common/resources/Evolution_of_CITES_9.pdf.
3. Глушакова Т.И. Положения СИТЕС и система контроля за международной торговлей видами дикой флоры и фауны в белорусском законодательстве / Т.И. Глушакова // Беларусь в современном мире : материалы VIII Междунар. конф., посвящ. 88-летию образования Белорус. гос. ун-та, 30 окт. 2009 г. — Минск : Тесей, 2009. — 262 с.
4. Федотов О.В. Нетарифное регулирование в Таможенном союзе [Электронный ресурс] / О.В. Федотов // Таможенный вестник. — 2010. — № 10. — С. 10-28.
5. Роговец К. К вопросу о противодействии незаконному обороту видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения / К. Роговец // Таможенное дело и ВЭД : сб. докл. участников СНИЛ «Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности». — 2013. — Вып. 1. — С. 9-18.
6. Ляпустин С.Н. Незаконный оборот видов диких животных и дикорастущих растений на Дальнем Востоке России : информ.-аналит. обзор / С.Н. Ляпустин, П.В. Фоменко, А.Л. Вайсман. — Владивосток : Апельсин, 2005. — 124 с.
Информация об авторе
Курило Татьяна Владимировна — студент, Белорусский государственный экономический университет, 220070, г. Гродно, пр. Партизанский 22-a, корпус 4, к. 306; е-mail: [email protected].
Научный руководитель: Наумов Дмитрий Иванович — кандидат социологических наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, 220070, г. Гродно, пр. Партизанский 22-a, корп. 4, к. 306; е-mail: [email protected].
Information about the author
Kuryla, Tatsiana V. — student of the Belarussian State Economic University, Belarusian State Economic University, 22-a etc. Guerrilla, the housing 4, 220070, Grodno, Republic of Belarus, e-mail: [email protected].
Scientific adviser: Naumov, Dmitry I. — Candidate of Sociology, Associate Professor, Belarusian State Economic University, 22-a etc. Guerrilla, the housing 4, 220070, Grodno, Republic of Belarus, е-mail: [email protected].