/86 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 1 (43)
УДК 614.894.2
Противодействие распространению контрафактных средств индивидуальной защиты органов дыхания
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2014
А.В. Вишняков, В.А. Шмановский Аннотация
Для воспрепятствования выпуску и распространению средств индивидуальной защиты органов дыхания контрафактного характера предлагается ряд мер по организованному противодействию этому явлению.
Ключевые слова: контрафактная продукция; противогаз; противодействие распространению контрафакта; средства защиты; техносфера.
Countering the Proliferation of Counterfeit Respiratory Protection
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2014
A. Vishnyakov, V. Shmanovskiy Abstract
to discourage the production and dissemination of personal respiratory protection counterfeit character proposes a number of measures to organized opposition to this phenomenon.
Key words: counterfeit products; gas mask; countering the proliferation of counterfeit goods; means of protection; technosphere.
Развитие техносферы, являясь, с одной стороны, прогрессивным процессом, создает техногенную и экологическую опасности, которые несут, например, химически опасные объекты. Для обеспечения химической защиты населения используются такие средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), как гражданские противогазы [1—3]. При их производстве и последующей реализации имеет место выпуск и распространение контрафактных средств [4—6].
Термин «контрафакт» (от лат. contra — против и facere — делать), означает незаконное использование производителями для своей продукции знаков других фирм и компаний — известных изготовителей аналогичных товаров [7]. Подделки имеют гораздо более низкое качество, чем у подделываемого оригинала. Использование контрафактного противогаза в
чрезвычайной ситуации (ЧС) однозначно может привести к тяжелому вреду здоровья, даже к летальному исходу.
Поэтому деятельность, связанная с производством и реализацией контрафакта, нашла отражение в Уголовном кодексе Российской Федерации, привлекает внимание правоохранительных органов и зачастую заканчивается рассмотрением в судебной инстанции с последующим наказанием [8, 9].
Таким образом, организация противодействия производству и реализации контрафактных гражданских противогазов является актуальной задачей, стоящей перед органами власти, правоохранительными структурами, честными производителями, чья продукция подделывается, и специалистами, осуществляющими обучение (повышение квалификации) в области гражданской обороны (ГО) и защиты в ЧС.
Целью настоящей статьи является оценка современного состояния проблемы, связанной с распространением контрафактных СИЗОД.
Для достижения указанной цели следует рассмотреть правовую составляющую проблемы, дать оценку масштабов производства контрафактной продукции и показать особый характер вреда, приносимого ее распространением, проанализировать действенность мер противодействия данному явлению, рассмотреть причины, связанные с приобретением контрафакта, показать основные способы фальсификации продукции.
По защитным свойствам и техническим характеристикам контрафактные и фальсифицированные изделия не отвечают требуемому их качеству. Их использование по прямому предназначению может привести к гибели людей или причинить значительный вред их здоровью.
Ущерб, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, заключается в нанесении (причинении):
урона престижу страны, и как следствие, подрыва инвестиционного климата;
серьезного убытка экономике государства, выражающегося в непоступлении налоговых и иных платежей в бюджеты государства и в государственные внебюджетные фонды;
значительного материального ущерба национальным предприятиям, производящим продукцию, соответствующую современным требованиям;
материальных потерь владельцам авторских прав на продукцию и на товарные знаки;
вреда здоровью потребителей такой продукции. Следует помнить, что СИЗОД представляют собой особый класс изделий, которые должны обеспечивать безопасность населения в целом и защищать здоровье отдельного человека в частности [2, 6].
С юридической точки зрения действия фирм, реализующих поддельные СИЗОД, подпадают под признаки сразу четырех статей Уголовного кодекса Российской Федерации:
статьи 159 часть 3 — мошенничество в крупном размере;
статьи 180 — незаконное использование товарного знака;
статьи 238 — выпуск или продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности;
статьи 327 — подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков.
Перечисленными правовыми нормами руководствуются правоохранительные органы и судебные инстанции, рассматривая деятельность поставщиков контрафактных СИЗОД [8, 9].
Исследования показали, что основными способами фальсификации является подделка паспортов, перекраска и «перемаркировка» изделий с истекшим гарантийным сроком хранения [3, 10].
Поражают масштабы и дерзость поставщиков поддельных средств защиты. Так, в августе 2008 года ОАО «ТИБЕТ гранд» (город Сыктывкар) пыталось
поставить Управлению по делам ГОЧС Республики Коми по городу Ухта партию из 580 контрафактных противогазов ГП-7. В декабре ООО «Аквилон» (город Пермь) предприняло аналогичную попытку по реализации поддельных противогазов ГП-7 УБЭП ГУВД по Пермскому краю. И таких примеров можно привести множество. География распространения контрафакта представлена практически всеми субъектами Российской Федерации [11].
Необходимо организованное противодействие распространению контрафактных средств защиты. В Российской Федерации сложилась и действует многоуровневая система по противодействию производству и реализации контрафактных СИЗОД. В нее входят правительственные структуры Российской Федерации и ее субъектов, судебная власть, правоохранительные структуры, МЧС России, координирующее усилия в данной сфере и т.д., добросовестные производители СИЗОД, учебные учреждения, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС, а также добросовестные покупатели, приобретающие эти средства защиты.
Рассматривая работу органов власти, следует отметить, что в стране действует достаточно нормативных актов, позволяющих уверенно противодействовать контрафакту. Сюда же можно отнести государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [12].
Специальные мероприятия правоохранительных органов, в частности, МВД и ФСБ России, направленные на противодействие распространению контрафактных СИЗОД, остаются за рамками данной работы. В то же время, анализируя публикуемую информацию, можно считать их работу достаточно эффективной и последовательной [9, 11].
Отдельно следует отметить деятельность МЧС России. В частности в Уральском федеральном округе в 2013 году Уральский региональный центр МЧС России выпустил Методические рекомендации по выбору и применению средств индивидуальной защиты для населения [3]. В них даны практические рекомендации по выявлению и противодействию реализации контрафактных средств защиты. Главное управление МЧС России по Свердловской области также проводит контрольные мероприятия и осуществляет методическую помощь по этому направлению [13].
Среди работы структур власти субъектов Российской Федерации по недопущению распространения контрафактных СИЗОД следует отметить выпуск Департаментом безопасности Свердловской области методических рекомендаций по определению номенклатуры средств защиты [15]. В указанных рекомендациях содержится практическая информация, направленная на недопущение попыток реализации поддельных изделий на территории этой области.
Обобщая опыт Свердловской области по обучению специалистов в сфере ГО и ЧС, в том числе умению отличить подлинную продукцию от контрафак-та, следует сказать о работе учебно-методического
/88 ^И SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 1 (43)
Рис. 1. Наголовник контрафактной лицевой части противогаза ГП-7
центра ГОЧС, где также разработан сборник нормативных документов, включающий рекомендации по выбору средств индивидуальной защиты [16], руководствуясь которым можно избежать приобретения контрафактных СИЗОД. Помимо этого слушателям дается информация, посвященная вопросу контра-факта.
Добросовестные производители СИЗОД также принимают действенные ответные меры.
Так, в составе Ассоциации «СИЗ» функционирует Координационный совет, определяющий методологию борьбы с контрафактом и согласовывающий деятельность входящих в нее предприятий, а также официальных дилеров [17, 18].
Специалисты предприятий, входящих в Ассоциацию «СИЗ», бесплатно выполняют техническую экспертизу продукции по просьбе лиц и организаций, ее приобретших.
Пример выявления контрафакта проиллюстрирован на рис. 1. Экспертиза представленного образца (маска МГП) проведена специалистами Ассоциации «СИЗ» по обращению одного из государственных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы в сентябре 2012 года.
При рассмотрении маркировки на наголовнике маски видно, что оттиск (цифра «12» и одна точка) имеет очень рельефный и «свежий» вид по сравнению с остальными «размытыми» и «потертыми». Он выполнен путем дополнительной вулканизации резины поверх удаленной исходной маркировки. Также четко видна срезанная точка, свидетельствующая о том, что данная лицевая часть изготовлена во втором квартале. Эти факты однозначно свидетельствуют о контрафактном характере изделия.
Кроме того, начиная с 1996 года, маркировка «Ф» на корпусе маски и на наголовнике не проставляется. Номер пресс-формы, шифр завода-изготовителя, год выпуска в соответствии с требованиями ГОСТ 26.008-85 «Шрифты для надписей, наносимых методом гравирования. Исполнительные размеры» должны исполняться шрифтом «5-Пр3». На представленных масках шрифт большего размера — «8-Пр3».
В качестве примера противодействия контра-факту со стороны добросовестных производителей можно привести следующее обстоятельство. Так как зачастую производители контрафакта работают в «полукустарных» условиях [10], добросовестные производители вносят изменения в отдельные элементы изделий, усложняющие конструктивные особенности и ведущие к невозможности их воспроизведения вне крупного производства.
Такие усложнения, называемые антиконтрафактной маркировкой, выступают в качестве признаков
Рис. 2. Кольцевой зиг на фильтрующе-поглощающей коробке ГП-7К
подлинности продукции и являются своеобразными степенями защиты продукции добросовестных производителей. Пример антиконтрафактной маркировки в виде кольцевого зига представлен на рис. 2.
Многие предприятия разработали и приняли меры по широкому распространению различных справочных и методических документов, описывающих признаки контрафактных средств защиты и возможность избегания их приобретения [18, 19]. Указанная информация представлена на официальных сайтах этих производителей, что, учитывая специфику и возможности интернет-ресурсов, значительно расширяет возможности борьбы с распространением поддельной продукции.
Чаще всего средства защиты выступают в качестве предмета отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
Потребителю выделяются бюджетные или внебюджетные средства, которые он должен потратить по возможности более оперативно. После их получения заказчик размещает на официальном сайте торгов заказ, рассматривает заявки участников и определяет победителя по критерию «низкой стоимости». С очень большой вероятностью можно заключить, что самые низкие цены представят производители контрафактной и фальсифицированной продукции, они же и выиграют тендер.
Исследования показали, что контрафакт привлекает потребителей дешевизной. Только по критерию «низкой стоимости» риск приобретения контрафактной и фальсифицированной продукции очень велик.
Выявлено также, что причиной приобретения контрафакта выступает некомпетентность покупателей, пренебрежение к изучению признаков контрафактной продукции и различной специальной литературы.
Для исключения подобной ситуации, потребителю необходимо:
обязательно согласовывать номенклатуру и марку средств защиты с территориальным органом управления МЧС России;
в техническом задании для проведения конкурсной процедуры необходимо четко прописывать тактико-технические характеристики планируемых к приобретению изделий;
исключить прием продукции у поставщика средств защиты без письменного подтверждения подлинности продукции от компании-производите-
ля. В письме-подтверждении должны содержаться сведения о: наименовании продукции, количестве поставляемых образцов средств защиты, номере партии (партий) и номере изделий.
Получение такой информации от предприятий, выпускающих средства защиты, не представляет никакой трудности, ведь на них всегда ведется соответствующий учет, вплоть до места поставки этих средств. Данное мероприятие отражает интересы производителей средств защиты, так как выполняется и с целью недопущения предъявления претензий заводам-производителям в случае наступления обстоятельств, приведших к гибели или нанесению вреда здоровью людей.
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. В Российской Федерации сохраняется реальный риск приобретения контрафактной, устаревшей и не соответствующей заявленным показателям продукции. Вред от использования контрафактных средств защиты приобретает особый характер.
2. В нашей стране сложилась и работает система противодействия распространению контрафактных средств защиты, опирающаяся на законодательные и иные нормативные документы, а также технологические возможности производства.
3. Приобретение средств защиты необходимо осуществлять, руководствуясь нормативно-правовой базой, в том числе и методическими рекомендациями, издаваемыми органами власти и организациями, осуществляющими обучение в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
Для повышения эффективности противодействия реализации контрафактных средств защиты в системе МЧС России следует создать специальную структуру, наделенную полномочиями по осуществлению и координации функций заинтересованных структур. Кроме этого, следует ужесточить меры наказания лиц, производящих и распространяющих контрафактные средства индивидуальной защиты.
Литература
1. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая безопасность населения. М.: Деловой экспресс, 2005. 544 с.
2. Камышанский М.И., Крючек Н.А., Кучеренко С.В. и др. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М.: ИРБ, 2011. 536 с.
3. Методические рекомендации по выбору и применению средств защиты для населения. Екатеринбург: Уральский региональный центр МЧС России (Приложение к приказу УРЦ МЧС России от 07.07.2013 № 280), 2013. 44 с.
4. http://mvd.ru/tv_mvd/spec/Telestudija_MVD/Po_operativnim_ svodkam/item/1431773/ (дата обращения: 17.01.2014).
5. Интервью директора Департамента Минздрава России А.Г. Цындымеева // Медицинская газета. № 68 от 11.09.2013.
6. http://mvd.ru/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_ upravlenie_na_transporte/PubliPubli_i_vistuplenija/item/1331031/ (дата обращения: 29.11.2013).
5. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: ООО «Русские словари»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 393.
8. http://asiz.ru/antikt/docs_antik/Prigovor_Tver.pdf (дата обращения: 27.12.2013).
9. Буханова Э.А. Липецким спасателям подсунули контрафактные противогазы. Производители контрафактных противогазов получили условный срок // Российская газета Регион Черноземье № 4447 от 23.08 2007 (http://www.rg.ru/printable/2007/08/23/ reg-chernoz/protivogazy-anons.html) (дата обращения: 17.01.2014).
10. http://www.youtube.com/watch?v=Tkz1iKl_rPw (дата обращения 15.01.2014).
11. http://asiz.ru/antikt/export.html (дата обращения: 17.01.2014).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.08.2013 № 1535-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
13. Информационное письмо Главного управления МЧС России по Свердловской области от 29.10.2009 № 6165-3-2 «О разъяснении по приобретению противогазов».
14. http://uigps.ru/content/o-sovremennyh-sredstvah-individualnoy-zashchity. (дата обращения: 18.01.2014).
15. Евдокимов В.В., Устименко А.В., Ноговицын О.С. Методические рекомендации по выбору номенклатуры и определению объемов накопления индивидуальных средств защиты для защиты муниципальных образований, рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений Свердловской области // Под ред. В.В. Разливина, Ю.Е. Бочарова. Екатеринбург: Департамент общественной безопасности Свердловской области, 2012. 48 с.
16. Сборник нормативных документов по вопросам ГО и ЧС и рекомендаций по выбору средств индивидуальной защиты органов дыхания и средств медицинской защиты в целях накопления запасов для обеспечения населения и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований. Екатеринбург: ОГУ «УМЦ ГО и ЧС Свердловской области», 2008. 190 с.
17. Гуро Л. В. ОАО «Тамбовмаш»: с контрафактом теперь борется специальная служба // Комсомольская правда. Вып. Тамбовская обл. от 30.11.2007.
18. http://www.asiz.ru/about/anti-kontrafakt/ (дата обращения: 22.01.2014).
19. Карманный справочник: Легкий способ распознать контрафакт. Электросталь: ЭХМЗ, 2013. 32 с.
20. Методические рекомендации по выявлению контрафактной продукции и противодействию ее распространению. Пермь: ОАО «Сорбент», 2013. 32 с.
Сведения об авторах
Вишняков Александр Валерьевич: к. б. н., ГКУД ПО (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области», препод. 620075, Екатеринбург, ул. Малышева, 39. Тел.: (343) 357-33-20, 357-33-23, 371-09-71. E-mail: [email protected]
Шмановский Вадим Александрович: Уральский филиал
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач.
620100, Екатеринбург ул. Большакова, 11а.
Тел.: (343) 229-13-56.
E-mail: [email protected]
Information about authors
Vishnjakov Alexander V.: Candidate of Biological Sciences,
State Public Institutions of Additional Professional Education
(Training) Professionals "Training Center for Civil Defense and
Emergencies of the Sverdlovsk region", Teacher.
620075, Ekaterinburg, st. Malyshev, 39.
Tel.: (343) 357-33-20, 357-33-23, 371-09-71.
E-mail: [email protected]
Shmanovsky Vadim A.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Ural Branch, Deputy Chief. 620100, Ekaterinburg. st. Bolshakov, 11a. Tel.: (343) 229-13-56. E-mail: [email protected]